Рака в даниловом монастыре

17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и "родоначальником московского княжеского дома", по определению русских дореволюционных историков.

В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это - древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.).

Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.

По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря - "не в церкви, а в ограде".

Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто "сельцо Даниловское", а гробница князя была со временем заброшена его потомками.

Только при Иване III произошло знаменательное событие, с которого началось постепенное возрождение древнейшего московского монастыря и особое почитание памяти князя Даниила Московского, - еще до обретения его честных мощей и причисления его к лику святых. По преданию, Иван III ехал однажды со своими слугами вдоль Москвы-реки - мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Внезапно под одним всадником споткнулся конь, слуга упал наземь, и ему явился неведомый князь, молвив: "Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!"

Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи - и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным.

Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.

Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию - собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке.

В том же XVII веке сам монастырь был сильно укреплен и поновлен. Во-первых, был выстроен новый собор, доживший до наших дней. Долгое время ученые спорили, является ли действующий соборный храм монастыря в своей основе первым сооружением времен Ивана Грозного, или же он был выстроен заново при Алексее Михайловиче. Только при реставрации монастыря были обнаружены остатки фундамента первого собора, возведенного по повелению Грозного - к северу от здания нынешнего собора. Таким образом, выяснилось, что ныне действующий собор Даниловского монастыря был построен во второй половине XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович построил в обители Покровскую церковь. Как писал старинный краевед, она "особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде".

В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.

Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.

Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.

На Даниловском погосте обрели последнее пристанище славянофилы Ю.Ф.Самарин и А.С.Хомяков, поэт Н. Языков, музыкант Н.Г. Рубинштейн, - создатель Русского Музыкального Общества, предтечи Московской консерватории, художник В.Г. Перов и самый знаменитый здесь мирянин - Н.В. Гоголь. Гроб с его телом на руках принесли сюда, в Замоскворечье из университетского Татианинского храма на Моховой, где Гоголя отпевали как почетного члена Московского университета. Только в 1953 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище - как и других упокоенных здесь. Но это произошло уже при советской власти.

До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те "нечестные" в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.

Новая беда пришла в обитель с революцией. Как известно, после 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр за то, что они не приняли идеологии "обновленчества" и оставались верными традициям русского православия. Их так и называли "даниловцами" - многие из них были потом отправлены в ссылку и в заключение.

Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах древнейшей московской обители поселились малолетние преступники - здесь устроили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им приходилось даже обедать прямо на могильных плитах вместо столов.

Тогда, для расширения "полезной" территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.

Только в мае 1983 года решением советского правительства Даниловский монастырь был вновь отдан Московской Патриархии для устройства в нем официальной резиденции. История его возвращения поистине чудесна, - православные москвичи увидели в ней Волю Провидения.

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.

Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

Город Москва славится в настоящее время множеством православных храмов и монастырей.

В этом столичном городе мне приходилось бывать очень много раз и во всякий мой приезд в Москву, я стараюсь объездить её святые места.

Одним из наиболее известных святых мест в столице является Свято-Даниловский мужской монастырь.


Находится эта монашеская обитель недалеко от центра Москвы, в районе станции метро "Тульская", от которой до монастыря расстояние около полу километра.

Даниловский монастырь сразу бросается в глаза, когда приближаешься к нему по дороге от метро, потому как, построенная в 13 веке обитель, сооружалась не только как место для жительства и молитвенных трудов монахов, но и как оборонительная крепость.
На Руси в это время было неспокойно, приходилось отражать атаки различных захватчиков.

Посему, конечно, не совсем привычно видеть в центре современного столичного города монастырь с мощными, толщиной в несколько метров стенами.



При подходе к главным воротам обители, которые располагаются под колокольней, можно наблюдать привычную для монастырей картину - множество голубей, не боящихся людей и спокойно питающихся даже с рук.

Справа от главных ворот Даниловского монастыря, прямо в стене находится небольшой, но при этом очень уютный храм, освящённый в честь преподобного Серафима Саровского.

Здесь же, в этой же монастырской стене располагается довольно большая церковная лавка с очень богатым ассортиментом.

Лавка разграничена на несколько отделов, в которых можно всегда найти самые разнообразные иконы, православные книги, церковные облачения для священников и монахов, аудио и видео - диски с различными православными фильмами, беседами, проповедями и песнопениями, а также множество сувениров.

Единственное, что не радует - это цены, они, одним словом, московские.

Когда заходишь через главные ворота на территорию Даниловского монастыря, то по правой и левой сторонам стоят небольшие лоточки-киоски.


В одном из этих киосков находится чайная, где всегда продаются свежие и вкусные пирожки монастырской выпечки.

Есть тут также киоск, в котором можно приобрести монастырский чай из разных трав, в том числе для лечения различных заболеваний.

Посредине территории Даниловской обители располагается красивая часовня со святым источником, где всегда можно утолить жажду и набрать с собой чистой, студеной святой водички.


Слева от этого источника располагается двухэтажный храм.


Нижний храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь находятся святые мощи преподобного Георгия исповедника, который в 20-м веке, во время правления богоборческой власти претерпел гонения и ссылки, и в начале 21-го века был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых.

Также, среди святынь, находящихся в Покровском храме, необходимо отметить башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, который одевали на нетленную ногу святителя.


Верхний храм освящён в честь Святых отцов семи Вселенских соборов.
В этом храме находится главная святыня Даниловского монастыря - рака с несколькими частями мощей благоверного князя Даниила Московского.

В советские годы некоторые мощи были безвозвратно утеряны, такая же участь постигла и мощи святого князя Даниила, за исключением тех частиц, которые чудом сохранились и были переданы монастырю не так давно. Теперь они находятся здесь, в приделе храма его имени.

Также, в этом же приделе верхнего храма находится ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца, который периодически возят по разным городам нашей страны для поклонения верующих.


Справа от святого источника находится Троицкий собор. Здесь также имеются несколько ковчегов с мощами святых угодников Божиих и чтимые иконы.




Хочется сказать, что на территории Даниловского монастыря также есть резиденция Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Здание это достаточно большое и красивое и над главным входом изображен Нерукотворный Образ Спасителя.


Между Троицким собором и патриаршей резиденцией установлен памятник благоверному князю Даниилу Московскому.


Вообще, хочу сказать о том, что территория Свято-Даниловской обители полна всевозможной зелени.

Здесь можно встретить и декоративно посаженные на клумбах различного рода цветы, а также деревья и кустарники. Всё это придает монастырю необычайную красоту, которой любуется всякий приходящий в обитель человек.


В Даниловском монастыре всегда многолюдно, а на воскресные и праздничные богослужения всегда храмы здесь переполнены.

И несмотря на большое количество народа, не только паломников, но и туристов, здесь всегда легко молиться и чувствуешь себя будто в родном доме.


Для приезжающих в Даниловскую обитель паломников, в окрестностях монастыря имеется гостиница, которая так и называется "Даниловская". Гостиница эта весьма комфортабельная и проживание в ней платное. Правда сказать, я так и не поняла, является ли данная гостиница непосредственно монастырской или она частная, но цены всё же в ней московские.

Однажды, я приезжала в Свято-Даниловский монастырь, когда сюда привозили руку святителя Спиридона Тримифунтского.
Вот тогда здесь было вообще невообразимое количество народа. Очередь к ковчегу была такая, что мы стояли несколько часов, и это еще мы быстро прошли. Но когда стоишь в очереди к святыне, то особо не обращаешь внимание на количество людей, а стараешься углубиться в молитву.


Вообще, мои воспоминания о Даниловской обители только самые добрые светлые. Здесь очень благодатная атмосфера, чистые мысли, и множество святынь, к которым душа стремится прикоснуться.



А москвичи, вообще, счастливые люди, что в их городе есть такие святые места, как Даниловский монастырь и множество других храмов и обителей. Жаль только, что мало людей в наше время понимают истинную и огромную значимость таких святынь. Остается только надеяться, что когда-нибудь окаменелые и равнодушные сердца всё же оживятся и направят свои стопы к Богу.


Хочется порекомендовать каждому, кто бывает в Москве, съездить в эту святую обитель, помолиться у мощей благоверного князя Даниила Московского и получить благодать от посещения столь намоленного места.

Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в Даниловом монастыре.

Большинство святынь, хранящихся в настоящее время в Даниловом монастыре, было передано в обитель после ее возрождения в 1983 году. Особенно много святынь поступило в середине 1980-х годов, когда Данилов был единственной иноческой обителью, возвращенной Русской Православной Церкви после почти 70-летнего периода гонений. Верующие восприняли открытие Данилова как первую весть о наступлении благоприятнейших для Церкви времен. Со всех концов страны, из действующих храмов, светских организаций, от архиереев, священнослужителей, благочестивых мирян в монастырь стали поступать святые мощи угодников Божиих, древние и новые иконы, другие священные предметы. Многие святыни были переданы как пожертвования. В обитель также вернулось несколько чтимых икон, принадлежавших прежнему Данилову, и частицы мощей его основателя благоверного князя Даниила. В настоящем очерке даются краткие сведения лишь о главных монастырских святынях.

Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого Даниила были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. В 1932 году этот храм также был закрыт, и мощи святого князя исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Рака с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. История их восходит к 1920–1930-м годам. Мощи в ковчежце, похожем на пенал, с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила, принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. В 1930-е годы, находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей кончины отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Д. С. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви. Рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.

Ковчег с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, † 1937), были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием 30 мая 1986 года. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

Иконы святого князя Даниила с частицами мощей

В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), находится на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей − аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма - для поклонения.

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)

Преподобноисповедник Георгий († 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, в годы революции архимандрит Георгий был настоятелем Мещовской Георгиевской обители в Калужской епархии. Промыслом Божиим избавленный от верной смерти, в 1920-е годы он нес послушание духовника и старца в Даниловом монастыре. За пастырский подвиг был сослан в Казахстан. Умер в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Память его совершается 21 июня / 4 июля (день преставления). Честные мощи преподобного Георгия были обретены вскоре после прославления, осенью 2000 года. Деревянная резная рака с мощами преподобного Георгия, находится в Покровском храме.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского

Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского хранится в Троицком соборе обители, у центрального юго-восточного столпа.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Иконы преподобного Серафима Саровского

В течение 12-и лет в Серафимовской церкви, устроенной в монастырской стене у Святых врат, хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, † 1935). Икона, написанная в 1912 году, была передана в Данилов монастырь в 1988 году монахиней Евпраксией (Киселевой), родной сестрой монахини Фамари (Протасьевой, † 1987), которая была ученицей и сподвижницей схиигумении Фамари. В 2000 году икона возвращена в возрожденный Серафимо-Знаменский скит, а на месте, где она находилась, помещена точная копия с нее, в которую вложена частица мощей преподобного Серафима. Там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.

Другая икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Икона преподобного Сергия Радонежского

Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия.

Икона великомученика Пантелеимона

Современная икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей находится в Покровской церкви.

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей. Икона написана в начале XXI века.

Икона блаженной Матроны Московской

Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону. Икона находится в Покровской церкви.

Икона святителя Иоанна Суздальского

Находится в Покровском храме на южной стене.

Три чтимые иконы, ранее находившиеся в Даниловом монастыре, в 1980-е годы были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году. Этот храм не закрывался в годы гонений, и иконы сохранились. В церкви Сошествия Святого Духа осталась еще одна старая даниловская икона - благоверного князя Даниила.

Владимирская икона Божией Матери с акафистом

Это самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Этот почитаемый образ, написанный маслом в середине XVIII века, пожертвован Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным († 1805). Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря игуменией Митрофанией (Розен, 1861–1874 гг.), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона помещалась в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.

Икона Святой Троицы

Эта древняя икона, написанная во второй половине XVI века, была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. В связи с этим трагическим событием и был пожертвован из семейного собрания большой старинный образ Святой Троицы. Это произошло незадолго до освящения Троицкого собора 27 апреля 1986 года, и принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора. Образ Святой Троицы помещен на центральном юго-восточном столпе храма.

Казанская икона Божией Матери

Икона великомученика Георгия Победоносца

Икона великомученика Пантелеимона

Икона конца XIX – начала XX века, происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Икона находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского

Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.


Московский Свято-Данилов монастырь
Московский мужской монастырь во имя преподобного Даниила Столпника, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Монастырь во имя преподобного Даниила Столпника был основан не позднее 1282 года святым благоверным князем Даниилом Московским на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля. Это был первый мужской монастырь в Москве. 4 марта 1303 года в возрасте 42 лет князь Даниил скончался, приняв незадолго до этого монашеский постриг в схиму, и, согласно своему завещанию, был похоронен в Даниловом монастыре.

В 1330 году братия Данилова монастыря была переведена в Кремль, где при храме Спаса-на-Бору был устроен новый монастырь, Спасский. Сам же Данилов монастырь в течение почти двух с половиной столетий пребывал в запустении. На его месте были маленький храм, ставший приходским, и кладбище.

В 1560 году, при царе Иоанне Грозном Данилов монастырь стал возрождаться, в нем была возобновлена монашеская жизнь. В 1561 г. св. митр. Макарием был освящен первый в обители каменный храм в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов (первый в истории Православной Церкви храм с таким посвящением).

В 1591 году монастырь сыграл большую роль в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея.

В 1606 году у Данилова монастыря были бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова, потерпевшими поражение. В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями.

В 1652 г. в монастыре были обретены мощи блгв. кн. Даниила.

Строительство монастырской стены с восемью башнями во второй пол. XVII в., при Иоанне придало монастырю значение крепости.

В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила.

В XIX-XX вв. при обители существовала богадельня для престарелых священнослужителей и вдов духовного сословия, на территории обители располагалось одно из древнейших московских кладбищ. На кладбище Данилова монастыря были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры: великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, музыкант Н.Г. Рубинштейн и многие другие.

После революции у обители постепенно стали отбирать храмы. Формально монастырь был закрыт в 1918 году, но монастырская жизнь в обители продолжалась.

В 1930 году [1] Данилов монастырь был окончательно закрыт — последним в Москве. До 1932 года оставшаяся на свободе часть братии служила в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе. Братия монастыря в большинстве были расстреляны в 1937 году. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а даниловский некрополь был уничтожен. На территории монастыря были устроены колония для несовершеннолетних преступников и склады.

В мае 1983 года монастырь был первым возвращён Русской Православной Церкви. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году монашеская обитель была отреставрирована. Были восстановлены все три храма, существовавшие до революции, а также устроены две новые церкви и две часовни. В подклете больничного корпуса была устроена первая в Москве часовня (впоследствии храм) прп. Серафима Саровского, в построенном здании патриаршей резиденции - церковь во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Снесенная в 30-х годах до первого яруса колокольня с храмом св. Даниила Столпника была выстроена заново.


Московский Данилов монастырь. Cхема
Обители возвращен облик, исторически сложившийся в XVII-XIX веках. Древнейший из храмов монастыря — храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов, — сложное сооружение, включающее в себя несколько церквей. После реставрации в храме установлен иконостас Костромской школы XVII века. На первом этаже находится храм Покрова Пресвятой Богородицы. Троицкий собор — самый большой собор монастыря. Построен в 1838 году по проекту архитектора О.Бове в стиле позднего русского классицизма. Главный престол освящен святым митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). После реставрации интерьер собора воссоздан в виде, близком к первоначальному. В этом соборе находятся чудотворные иконы: Божией Матери "Троеручица" и преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. В Троицком соборе совершаются воскресные и праздничные богослужения.

4 сентября 1997 года на Тульской площади был открыт и освящен памятник святому благоверному князю Даниилу Московскому.

17 марта 1998 года на Тульской площади была освящена часовня в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Она воссоздана по новому архитектурному проекту близ места, где была первоначальная часовня, снесенная после революции и имевшая 300-летнюю историю.

В 2003-2008 гг. стараниями братии монастыря, при финансовой поддержке фонда "Связь времен", при активном содействии администрации и студентов Гарвардского университета в США Данилову монастырю был возвращен набор 18 исторических колоколов, который в 1930-е годы по инициативе члена американской благотворительной миссии в Москве научного сотрудника Гарвардского университета Томаса Виттемора ради спасения от переплавки был куплен американским промышленником Чарльзом Крейном и подарен Гарвардскому университету.

Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.

Монастырь имеет подворья: в Рязанской области, в Подмосковье и храм святителя Николая в Измайлово.

Данилов монастырь ставропигиальный, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство "Даниловский благовестник", экскурсионная служба, разные мастерские. Организован "Телефон доверия".

Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Монастырь своей гостиницы не имеет и поэтому не может предложить размещение для паломников.

Настоятели и наместники

  • Константин (Борковский) (13 июля 1759 - 1767) .
  • Варлаам (Эристави) (20 февраля 1825 - 18 декабря 1830) .
  • Иаков (Кротков) (31 августа 1855 - 18 января 1870)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1874 - 1888) .
  • Сергий (Воскресенский) (1900 - 1901)
  • Тихон (Руднев) (1901 - 1904)
  • Никон (Рождественский) (вторая половина 1904 - середина 1906)
  • Анастасий (Грибановский) (29 июня 1906 - май 1914)
  • Иоаким (Хромов) (1914 - май 1917)
  • Феодор (Поздеевский) (1 мая 1917 - 1930)
    • Герасим (Садковский) (1917 - 1920)
    • Поликарп (Соловьев) (1920 - 1927) [2]
    • Стефан (Сафонов) (1927 - 1929)
    • Тихон (Баляев) (1929 - 1930)

Читайте также: