Психолог асмолов болен раком

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Оригинал взят у ss69100.l


О „Дети - наше будущее.” Это изречение звучит вполне естественно для каждого нормального человека. Что в нём имеется в виду? Зависит от контекста. Но в самом общем случае дети - будущее нашей Отчизны.

Более того, у нелюбителя детей - нашего будущего данная формулировка является нечто вроде жизненного кредо, ибо эта фраза с одобрением им цитируется публично и указывается её автор: Залман Афроимович Храпинович, более известный в народе как Зиновий Гердт.

Т.е. готовит детям будущее в полном соответствии с идеей Залмана Храпиновича: каждому своё. Кстати, именно этот лозунг был вывешен на воротах Бухенвальда.


Возникает вопрос: а когда своё получит омерзительный человек по фамилии Асмолов? Вместе с оказывающим ему всемерную поддержку другим омерзительным человеком В. Познером?

Конституция гарантирует право всех граждан на общее образование — независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения.

Казалось бы, это полностью исключает возможность сегрегации или социальной стратификации.

Проблему того, что у нас творится в сфере образования, я бы разделил на две составляющие — организация и содержание образования.

В 1927 г. в СССР был проведен Первый педологический съезд, в котором принимали участие А.Луначарский, Н.Крупская, Н.Бухарин — те, кто фактически определяли культурно-образовательные стандарты Советской России. Но Н. Бухарин предупреждал на съезде, что увлечение антропологией и расовыми подходами может стать основанием для обвинения в нацизме и фашизме.

Но вернемся к А. Асмолову. В Советском Союзе существовало несколько научно-исследовательских институтов, которые занимались проблемами образования разных уровней: Научно-исследовательский институт высшего образования, Институт общего образования, Институт развития профессионального образования, Институт проблем развития среднего профессионального образования, Институт национальных проблем образования. В 2005 году все эти пять институтов слили в единый Федеральный институт развития образования (ФИРО), директором которого стал А. Асмолов.

Академик Владимир Арнольд в своих мемуарах вспоминает диалог с одним из ученых в США. Тот ему прямо говорит о том, что для нынешнего общества грамотные люди не нужны. — А почему? — Понимаешь, у грамотного человека приоритеты в жизни другие. Он будет ходить в театр, читать книги, путешествовать. Он будет меньше думать о чисто потребительских задачах. А у человека с низким уровнем образования и интеллектуального развития на первом месте всегда будет покупка новой машины, чайника, квартиры. А это — стимул для развития экономики в масштабах целого государства, а развитие экономики приносит нам колоссальные прибыли и дивиденды.

Информация к размышлению:

Из интервью Л. Любимова:

Из выступления Г. Грефа на Петербургском международном экономическом форуме (2012):

Мы еще вернемся к тексту статьи, но прежде несколько предварительных замечаний. Каждый человек формируется под воздействием ключевых исторических событий своего времени. Обманувшие надежды в настоящем заставляют искать ошибки в прошлом, в истории. Этот опыт имеет определяющее значение для всей жизни.

В нашей динамической ситуации, когда у каждого своя история (версия прошлого), войны памяти неизбежны. Их ведут те, кто призывает к состраданию к жертвам, против тех, кто настаивает на своей преемственности в деле их мучителей. Войны памяти ведут национальные государства, политические партии, историки, писатели и обычные люди. Как педагог, я вижу, что иногда в одной же семье ее члены культивирую разные версии прошлого, что приводит к острым конфликтам. Ибо для одних людей патриотизм – это безоговорочное восхищение всеми без изъятия страницами отечественной истории, а для других – патриотизм, наряду с гордостью за славное прошлое, определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа.

И еще одно предварительное замечание. Мы, советское поколение, чувствовали себя полностью включенными в советскую жизнь, искренне радовались таким элементам советской идеологии, как воспевание коллективизма, интернационализма, равенства и заботы о детях, которая не была пустыми словами. Отсюда ощущение реальности человеческого счастья, уюта и благополучия той жизни, где наряду со страхом были успехи и порядок. В этом, помимо прочего, источник постсоветской ностальгии значительной части людей моего поколения. Вот и В. Попов имеет свою версию недавнего прошлого. Бога ради.

Но на войне, как на войне! Идеологическая война диктует свои законы. Измазать грязью представителя иной точки зрения – святое дело. Примечательно, что во многих странах мира существует фестивали грязи, где участники, барахтаясь в жирной грязи, расслабляются, бросая друг в друга ее комья. Среди этих стран: Корея (разумеется, южная), Америка, Германия… Психологам судить, насколько эти веселые праздники снимают человеческую агрессию. Для таких фестивалей выделяется специальное время и место.
У нас грязевой фестиваль приобрел перманентный характер с той особенностью, что вместо натуральной естественной грязи используется грязь словесная.

Да, знаменитый треугольник Асмолова указывает на полюса: одаренные дети, дети с проблемами в развитии, и дети с дивиантным (отклоняющимся) поведением. Но В. Попов спутал треугольник Асмолова с Бермудским треугольником. Остальные дети никуда не проваливаются. Напротив, знание полюсов позволяет педагогам массовых школ индивидуализировать процесс обучения, подбирая соответствующие методики и технологии под конкретный контингент детей. И здесь роль психологической службы неоспорима, ибо психолог специалист по неодинаковости. Другое дело, что хроническое недофинансирование образования не позволяет повсеместно усиливать психологическую службу, укомплектовывая ее квалифицированными кадрами.
Тем не менее долголетняя работа не прошла даром. Сохранив положительный опыт советской школы с ее фундаментальным подходом к преподаванию предметов естественно-научного цикла, дополнив его необходимыми степенями свободы, которые представляет вариативность образования, мы постепенно начинаем занимать ведущие места в международных рейтингах. Так что слухи о развале отечественного образования, которыми руководствуется автор статьи, я не подтверждаю. Такова суть дела.

Но вернемся к форме статьи. Она, на мой взгляд, не случайна. Автора подвела безоглядная любовь ко всему советскому. В частности к такому забытому газетному жанру, как политический донос.
Тем, кто забыл, напомню, что по закону данного жанра необходимо выдвинуть конспирологическую версию, объясняющую провалы во внутренней и внешней политике и указать на врагов народа. Одним словом, если в доме нет воды, значит выпили сами понимаете кто: либерасты и толерасты.

В статье В. Попова фигура серого кардинала Асмолова вырастает до вселенских масштабов. Дергая за ниточки кукол-министров, он четверть века разваливал российское образование, подрывая нашу духовность и соборность. И куда только смотрел Президент, утверждая назначения на ведущие министерские посты китайских болванчиков? Здесь только одна неувязочка. Серый кардинал всегда действует тайно, за политической сценой. А Асмолов – фигура публичная, он никогда не скрывал своих взглядов, всегда выражая их открыто в СМИ. Бывало, что смело шел на амбразуры, заявляя о своем несогласии с министрами, которые далеко не всегда разделяли его воззрения.

Демонизацию Асмолова автор статьи завершает описанием разрушительных последствий его дьявольской деятельности. Это и развал воспитательной работы в российской школе, и рост детских суицидов. Асмолову ставится в вину даже недавний скандал в 57 московской школе, поскольку тамошний психолог (читай последователь Асмолова) не оказала помощь девочке, подвергшейся домогательству со стороны учителя.

Но на дворе двадцать первый век, с его новыми открывшимися технологическими возможностями. Статья – донос – это уже архаика. По законам жанра за ней должен последовать телевизионный фильм, в котором мрачная фигура Асмолова будет явлена на фоне дымящихся руин российского образования.

— А что, замок тоже я развалил? – спрашивает ошарашенный Шурик.
— Нет, это было до вас, в пятнадцатом веке, – успокаивают его.
Повзрослевшему Шурику, Александру Асмолову, предъявляют более серьезные, но такие же смехотворные обвинения.

Оборванный таджик лет сорока молится у памятника жителям нашего подмосковного города, погибшим во время Великой Отечественной войны.

Рядом, чуть ли не на мемориальной плите - начатая бутылка водки. Гастарбайтер периодически из нее отхлебывает и плачет. Пришлось подойти и гневно потребовать, чтобы немедленно убрал спиртное с памятника. В ответ на хорошем русском языке: "Посмотри, здесь Сергеев Пашка. мы вместе в Афгане. ". Поняла, что застала неловкую и непрезентабельную, но высокую тризну по другу.

Как ни горько это звучит, но скверики вокруг памятников в честь наших общих побед и кладбища - стали единственным пространством, где выходцы из советских республик - не "чурки", не мигранты, и "не понаехали тут", а - однополчане, друзья, братья. О советском характере, имперских амбициях и другом наследстве СССР наш разговор с психологом и историком Александром Асмоловым.

Александр Асмолов: Перед нами ярчайший пример судьбы человека, лишенного смысла жизни в 90-е годы. Великая трагедия заключалась в следующем: люди, которые жили в огромной стране в ожидании коммунизма, как бы они его ни понимали, имели высокий смысл существования. Никакая социальная алхимия не должна лишать их этого ощущения. Я как психолог говорю: при любой демократии - это шок. Привычных ценностей лишились и определенные социальные группы. Например, "афганцы" или вернувшиеся с чеченской войны.

Ваш таджик нашел на памятнике дорогую фамилию. Ему абсолютно наплевать, что это всего лишь однофамилец погибшего друга. Для него важно братство. И то, что потом страна десять раз сказала, что не надо было затевать защиту интернационализма в Афганистане и что все это потом назвали исторической ошибкой, - для "афганцев" не имеет никакого значения. Попав в постсоветскую ситуацию, когда не стало общей страны, ваш знакомый ищет опору в общих символах культуры. А Великая Отечественная и ее памятники как раз и есть такая опора. Мы вместе тогда выстояли, создав уникальную идентичность. "Мы" защищали "нашу" страну и в Афганистане. Я перед такими людьми снимаю шляпу. То, что происходило во время войны, - их ценностный посох. Это особая идентичность ребят времени катастроф. Но потеря "я" как "мы" для человека невероятно опасна. Как бы далеко ни зашла приватизация "моего" сознания. А находка этого коллективного "я" сродни религиозному ритуалу. Как вы выразились, "тризне".

Российская газета: К сожалению, молодежь, которая по вечерам собирается вокруг памятника, чтобы попить пива, не воспринимает больше таджика братом. Мне пришлось провожать моего подвыпившего визави до дома…

Асмолов: В нашей стране, к сожалению, ксенофобские настроения растут. К человеку относятся подозрительно только потому, что он таджик, чеченец, украинец…

РГ: А советским людям, похоже, это было не свойственно?

Асмолов: Все сложнее. Ведь то, что сейчас происходит в межэтнических отношениях, это последствия огромной родовой травмы в виде "депортации". И чеченской, и других этносов, и даже социальных слоев, например, кулачества. При отрыве от корней изменяется сознание, люди превращаются в "перекати-поле". Такие сдвиги оборачиваются и специфическими установками, и поведением. Ведь есть культура полезности и культура достоинства. Эти два типа культур и диктуют манеру поведения по отношению к другим людям. Если вы живете в культуре достоинства, то вам абсолютно не важно, какой формы или длины у человека нос.

РГ: Соседка говорит, что в наследство от СССР ей досталось "имперское сознание". Проявляется оно следующим образом: она кормит киргизов, которые убираются в подъезде. Покупает фрукты, подсолнечное масло, иногда - сладости. При этом цитирует Экзюпери про "в ответе за тех, кого приручили". Еще одна постсоветская травма?

Асмолов: Вы помните слова: "Не спеши узнать, по ком звонит колокол, он звонит по тебе"? За этим стоит уникальная человеческая способность сопереживать: если я вдруг узнаю, что кто-то погиб в Сомали или в Чили, что в Японии или на Гаити произошло землетрясение и люди гибнут, мне будет больно и тяжело. За этим стоит общечеловеческая (не этническая или гражданская) идентичность, которая позволяет жить по формуле Маугли: мы с тобой одной крови - ты и я. В какие бы странные термины это свойство не облекалось, называлось имперским сознанием или каким-то другим, на нормальном языке это называется сопереживаем людям в трудной ситуации.

РГ: В этом году исполняется 20 лет, как мы живем без СССР. Достаточный ли это срок, чтобы сказать: "советский человек", "совок", "гомо советикус" - ушли в прошлое?

Асмолов: Вопрос о скорости ментальных изменений - очень сложный. Я хочу вам напомнить, как буквально за несколько лет изменился менталитет одной из стран, которая славилась своей интеллигенцией, своими учеными, образом мышления перед всем миром. И вдруг - Третий рейх. Быстро все изменилось и в России. Вспомните Бунина с "Окаянными днями" и Блока с его статьей "Интеллигенция и революция", которая начиналась словами "Россия гибнет, России больше нет". Оба говорят об уникальном ускорении изменений. Наиболее точно эти ментальные сдвиги передаются стихами. Тихонов писал в 1923 году: "Мы разучились нищим подавать. Дышать над морем влагою соленой. Встречать закат. И в лавках покупать за медный мусор золото лимонов". Казалось бы, строки, далекие от реальности, но они показывали, как с огромной скоростью меняется мировосприятие, мироощущение, подход к жизни. Очень важно, какую задачу ставит в это время идеология. Советские лидеры поставили главную: выплавить нового человека, сверхчеловека. Аналогичные формулировки мы находим и у автора книги "Миф XX века" Альфреда Розенберга, который является идеологом нацистского движения.

Вся идеологическая советская машина работала на выплавку новой реальности. Работа была выполнена и "советский человек и общность советских людей" появились. Появление новой ментальности зафиксировали лучшие произведения литературы и фильмы тех лет. По ним, точно так же, как замечательный антрополог Герасимов по останкам черепа восстанавливал выражение лица Ивана Грозного, можно восстановить и образ "выплавленного" идеологами партии советского человека.

РГ: Предвижу, что в этом портрете я вряд ли узнаю дорогих людей из советского детства.

Асмолов: Сразу хочу подчеркнуть, я психолог и не собираюсь давать оценочные характеристики, только попытаюсь выделить несколько особенностей, которые были свойственны "хомо советикусу", как говорил Зиновьев. При этом, считаю, что последним человеком, который отлично знает, что такое хорошо и что такое плохо, был Владимир Владимирович Маяковский. В уникальный период, о котором мы говорим, жили Булгаков, Пастернак, мой отец, в конце концов. А они были личности, а не люди "совка".

Между тем новый человек, которого "выплавляли" советские идеологи, отличался несколькими чертами. Первая - это вера в существование центра, который все видит, все знает и все понимает. Она в той или иной мере была воспринята из российской ментальности. Мы часто говорим о "культе личности", но точнее было бы сказать: "культ центра". Именно он меняет в тоталитарных государствах менталитет народа. И в Румынии, и в Китае, и в Северной Корее , и в Польше, и в ГДР. По сути дела, тоталитарная система накладывает свою матрицу. Формула, которая действует и сейчас: "У государственного пульта всех поражает вирус культа. Идет зараза от пульта, видать конструкция не та." А чтобы оправдать эту конструкцию, уместно жесткое тоталитарное управление. Фрейд говорил, что всем управляет образ отца. У нас же всем управляет образ "великого отца", а не родного.

Еще одна черта советской идентичности - вера в существование врага. Вначале это был капитализм, потом враги народа. И сегодня этот архетип не ушел из нашей ментальности. Благо, в стране много мигрантов, людей другой национальности. Сегодня мы являемся страной развитой ксенофобии. Третья черта, касающаяся образа "гомо советикус", это бегство от принятия решений. Формулы: "Сиди и жди - придумают вожди", "Я человек маленький", "Сверху виднее" так или иначе существовали в нашем с вами сознании.

РГ: Похожее описывал Макс Вебер, отказав "представителю социальной религии равенства" в природных задатках свободы. С вами можно спорить, потому хотя бы, что все эти качества "хомо советикуса" в той или иной степени можно найти и у народов, не прошедших коммунистического перевоспитания. А что с российским менталитетом?

Асмолов: Россия переживает ситуацию утраты идентичности. Если раньше мы все пели: "Наш адрес не дом и не улица, наш адрес - Советский Союз", то сегодня мы имеем столпотворение и борьбу различных ментальностей. Не исчезли советские идеологические программы, которые являются фабрикой мотиваций в разных социальных группах. О современном кризисе идентичности написан целый ряд блестящих работ. В частности, очень интересной мне кажется работа Льва Гудкова о том, что мы сейчас обретаем идентичность по формуле "против кого дружите" (это отголосок "образа врага"), которая так и называется "Негативная идентичность". Мы с вами оказались в мире неопределенности, где шли мощнейшие процессы, начиная с так называемой "перестройки". Главный из этих процессов, который отличает нашу современную ментальность, мы приобрели в 90-е - это приватизация сознания. Она куда важнее, чем приватизация фабрик, заводов и сырьевых ресурсов. Человек сам начал принимать решения и сам отвечать за свои поступки. Молодежь всегда была носителем возмущающего поведения в любых культурах. Но у российской современной молодежи раньше начинается поиск смысла жизни, гораздо более раннее "зреление", это черта нашего времени. Мы перестаем ощущать в ситуации неопределенности уникальный отечественный страх - страх войти в открытую дверь.

РГ: Когда мы говорили об основополагающих чертах советского человека, это касалось только граждан России или вообще всех советских людей?

Асмолов: Всего Советского Союза. Идеологи работали везде. С проявлениями советской ментальности вы столкнетесь и в Узбекистане, и в Прибалтике. Например, в Эстонии или в Латвии, когда люди выходят из себя, забывают родной язык и начинают материться по-русски. Русский мат - это тоже черта ментальности. Уникальная религиозная советская система выкристаллизовала особый социальный характер. Однако в нашем сознании есть пласты разной древности. И сконструированный "хомо советикус" одни пласты подтянул, другие изменил, третьи стали меняться, когда сам "хомо советикус" разрушился. И тогда на поверхность выступили черты этнической идентичности и этнической культуры. Это произошло, например, с Узбекистаном и с Таджикистаном. Обратите внимание, что в этих странах мы и сейчас имеем уникальные тоталитарные системы с культом великой личности. Там работает советская матрица, которая накладывается на феодальную матрицу сознания. Особенности таких психологических конгломератов исследуют такие науки, как историческая психология и история ментальности. Особый интерес для ученых сейчас представляет собой Казахстан, поскольку единственный среди стран СНГ сделал главным своим козырем модернизацию образования по мировым образцам. Приватизация сознания там идет полным ходом.

Алесандр Асмолов - заведующий кафедрой психологии личности психологического факультера МГУ, автор курса "Историческая психология личности".

В Киеве арестована сторонница радикального "Братства" Анна Синькова, собиравшаяся 16 декабря 2010 года пожарить яичницу и сосиски на Вечном огне в Парке славы. Прокуратура предъявила ей обвинени, а суд вынес решение содержать девушку в СИЗО. Приготовить на Вечном огне яичницу и сосиски попытались четверо неизвестных лиц. Видео об этом появилось в Интернете.

В Таллине у входа на военное кладбище был установлен указатель, на котором в том числе было написано здесь расположен "монумент воинам Советской армии, оккупировавшим 22 сентября 1944 года Таллинн". Он установлен неподалеку от Бронзового солдата, к которому в День Победы и День освобождения Таллина приходят тысячи жителей Эстонии. Неизвестные повредили стенд- указатель. МИД Эстонии получил ноту посольства России в Эстонии, в которой выражено недоумение в связи с текстом, содержащимся на стенде. Министерство обороны Эстонии демонтировало испорченные информационные стенды, ставшие причиной политического скандала, для их восстановления. В связи с порчей стенда возбуждено уголовное дело.

На Рижском кладбище похоронен бывший советский партизан Василий Кононов, скончавшийся в минувшую пятницу. Арестованный в 1998 году по обвинению в военных преступлениях, Кононов находился под стражей до 2000 года и был приговорен судом к 1,5 годам лишения свободы. В июне 2008 года Страсбургский суд выступил на стороне Кононова, а в мае 2010 г., рассмотрев аппеляцию, - на стороне Латвии. В ноябре 2010 года суд принял к производству прошение о пересмотре дела. Основанием стали рассекреченные данные российских архивов о военных действиях на территории Латвии в ходе Второй мировой войны.

Каким образом победы и поражения в детских телешоу отражаются на развитии детей, "Огоньку" объяснил доктор психологических наук, академик РАО и завкафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов

— Александр Григорьевич, мы переживаем настоящий бум телешоу, главными героями которых становятся дети. Оказывается, миллионы взрослых готовы смотреть, как дети соревнуются в пении, приготовлении еды и прочих умениях. Откуда эта мода и о чем она говорит?

— Здесь нет ничего необычного: взрослые стараются создать в информационном поле совместные с детьми пространства для жизни, в том числе пространства игровой деятельности, а благодаря средствам массовой коммуникации эти возможности ощутимо расширились. Когда за этими начинаниями стоит знание психологии ребенка, получаются интересные и мудрые проекты, способствующие развитию. Например, ток-шоу "Смешарики" передает детям установку на уважение других, прививает терпимость, нормы, которые помогут строить отношения с непохожими людьми. Другое направление — попытки воспроизвести на ТВ реальные игры, скажем те же викторины, вместе с детьми. Так появилась молодежная игра "Что, где, когда?" — как психолог я работал над ее созданием еще в 1977-м, и она жива по сей день. Очень удачными оказывались и обучающие игры на телевидении — методы, которые отрабатывала Татьяна Кирилловна Черняева в передаче "АБВГДейка" в те же 1970-е, сегодня используются в стандартах образования.

— Вот только современные ток-шоу, мне кажется, проблематично отнести к какой-либо из перечисленных категорий.

— Безусловно. В последнее время в центре внимания нашей культуры — демонстрация феномена лидерства. Характерно это не только для российской культуры — речь, скорее, об общеевропейском явлении. В странах, где давно существуют одобренные модели конкуренции, лидерство в разных формах издавна практиковалось именно как культурная практика, как важный аспект мировоззрения. Вопрос в том, насколько такие модели лидерства, а именно они культивируются в таких передачах, как "Голос. Дети", "Лучше всех!", "Мастер шеф.Дети" и в других конкурсах, позитивны для социализации и развития ребенка. Так вот, ни один адекватный исследователь в области психологии, если он в здравом уме, не ответит вам, что они позитивны. Вместе с тем и жестко негативного ответа никто не даст.

— В таком случае, Александр Григорьевич, давайте разбирать поэтапно. Привлекаются ли психологи, знающие возрастные особенности детей, для создания таких передач?

— В каких-то конкретных ситуациях создатели могут привлекать психологов, но, как правило, современные передачи представляют собой взрыв творческого сознания. Поймите правильно, зачастую в детских программах задействованы действительно талантливые актеры и режиссеры, которые блистательно делают свою работу. Но сути это не отменяет: в ситуации с быстрым выдвижением талантливого человека из окружающей его среды мы сталкивались с "оптимистической трагедией для одаренности". И от этого никуда не уйти.

— Поясните, пожалуйста, эту формулу.

— Она означает следующее. Ребенок, получая лидерские преференции в той или иной телепередаче, в жизни оказывается в других мирах, где подтверждений своего лидерства не получает. Иначе говоря, в одной сфере у него складывается завышенная самооценка, которая далеко не всегда адекватно воспринимается в других сферах. Происходит то, что психологи называют "аффектом неадекватности": резко растет тревожность, невротизация. Особенно часты такие случаи, когда ребенок получает лидерскую позицию, то есть побеждает на телевидении, вследствие интеллектуальной акселерации. Например, благодаря своим темпам развития он уже в 14 или даже в 12 лет (а такие случаи бывали) может поступить на первый курс моего родного МГУ. Интеллектуально такой ребенок будет продвинутым, но личностно он будет все тем же ребенком, которому 12-13 лет. В результате в коллективе более личностно продвинутых студентов у него все время будет возникать "личностный диссонанс". Подобные ситуации могут вызывать у человека "кессонную болезнь" или "болезнь взлета" — по крайней мере, в лидеры во взрослой жизни он вряд ли будет стремиться.

— Однако современные ток-шоу редко связаны с интеллектуальным развитием. Речь, скорее, о каких-то умениях, навыках, которые выстреливают неожиданно, после чего выясняется: серьезной базы под ними нет, воспроизвести этот успех вряд ли реально.

— Да, мы имеем эффект "факира на час", после чего ребенок оказывается в мире обманутых надежд — имеет место своего рода революция обманутых ожиданий. В самых сложных случаях это ведет к серьезным депрессиям и невероятным трудностям в поиске своего "я". Согласитесь, потеря смысла существования, своей идентичности, своего "я" — слишком дорогая расплата за миг успеха.

— Про психику, кажется, ясно. А что происходит с ребенком после участия в таких шоу на уровне системы ценностей?

— Проблема в том, что во всех этих передачах взрослые стараются мотивировать ребенка к подтверждению установки "я самый, я самый, я самый". То есть сразу же предлагают ему модель конкуренции как ключевую модель движения по лестнице жизни. Но всегда ли именно конкуренция движет нами в жизни? В ряде культур есть другое великое правило: действовать не по формуле "победит сильнейший", которая, прямо скажем, больше относится к животному миру, а по формуле "завтра ты должен быть лучше, чем вчера". Например, в японских детских садах есть целые программы, которые стремятся развить у ребенка умение "сорадоваться" успеху другого. Оказывается, "сорадоваться" психологически куда сложнее, чем сострадать, это могут себе позволить более зрелые личности. Тут работает замечательная формула одного поэта: "Сострадать могут и люди, а сорадоваться только ангелы".

— А что, на ваш взгляд, опаснее для ребенка — выиграть или проиграть в телешоу?

— Нет весов, которые показали бы, что опаснее. Но более хрупкими, более сенситивными, как правило, оказываются именно те, кто оказался на вершине успеха. Те же, кто проиграл, на годы заражаются социальной стратегией жизнеполагания, которая присуща всему нашему обществу, стратегией конкуренции — ими движет ощущение того, что, расталкивая других, ты сможешь подняться. Мы сами даем им такую модель: постарайся быть сильнее, постарайся обыграть других. Но тут очень тонкая грань, которую детям иногда сложно уловить: если ты должен обыграть другого, то можно ведь и опускать другого, кидать другого и т.д. Выходит, мы активно насаждаем архетип, который все более распространяется в российской жизни. Виктор Ерофеев назвал его архетип коллективной бессовестности.

— Есть какой-то возраст, который наиболее уязвим и в котором вы как психолог не советовали бы участвовать в ток-шоу?

— В первую очередь это относится к возрасту, который психологи называют "возрастом бури и натиска",— подростковому возрасту. В это время хрупкость личности особенно велика, а модели ток-шоу часто строятся по формуле "личность напоказ". Такой личностный стриптиз ранит душу подростка.

— Что общего вы видите в психологии тех родителей, которые хотят, чтобы их дети участвовали в гонке за телеуспехом?

— Речь чаще всего о родителях, которые осознанно или нет переживают свою биографию как "несостоявшуюся", хотят доиграть партию собственной жизни за счет ребенка. Именно они считают, что модель конкурентного успеха в виде ток-шоу может быть реальным путем развития личности их ребенка.

Потеря своей идентичности, своего "я" — слишком дорогая расплата за миг успеха

События пандемии позволили увидеть то, чего в обычной жизни не хотелось замечать: неравенство условий обучения, отсутствие единого образовательного пространства, необходимость повышения квалификации и методической поддержки педагогов, проблемы взаимоотношения детей и родителей. Какие уроки преподнес нам вынужденный дистант и как извлечь из них пользу? Представляем аналитику от экспертов НИУ ВШЭ.

"А Владимир Семеныч Высоцкий стал как Пушкин, но только главней", – пели с телеэкрана в 1988 году актеры студии "Четвертая стена". Тогда уже культурная проблема "Высоцкий как Пушкин" стала фактом общественного сознания. 25 июля исполняется сорок лет со дня ухода классика. В преддверии этой даты литературовед Владимир Новиков рассуждает о том, что общего между Высоцким и Пушкиным – "объективно, без риторики, эмоций и преувеличений".

iNaturalist – это гражданский научный проект и самая крупная социальная сеть для любителей природы, натуралистов, ученых-биологов, основанная на концепции картирования и обмена наблюдениями за биоразнообразием по всему миру. Чтобы помочь начинающим пользователям присоединиться к сообществу, в России запущен проект "Гербарий 2.0". Подробнее о том, как он работает, рассказывает директор проекта, ботаник, аспирант кафедры экологии и географии растений МГУ Валентина Бородулина.

Сосо Павлиашвили давно покорил публику своими грузинским темпераментом, звонким голосом и невероятной энергией. Певца любят и знают не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. 10 июля он отметил 56‑й день рождения. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" артист рассказал о музыке и семье, о том, что связывает его с Грузией, как общаться с детьми и в чем ценность дружбы.

Наши приложения

  • УГ Москва Каждая задача - это новые возможности для ее решения
  • Мой профсоюз ​Около 10 миллионов детей в мире могут бросить школу после пандемии

Что с ними со всеми?

- Александр Григорьевич, дайте мне, пожалуйста, контакты хороших, профессиональных психиатров, — прошу я заведующего кафедрой психологии личности МГУ, вице-президента Российского общества психологов, академика РАО Александра АСМОЛОВА. И объясняю, для чего. Внимательно выслушав, мой собеседник сообщил мне, что я занимаюсь упрощением реальности.

- Это почему? - удивилась я. И получилось незапланированное интервью.

- Тогда уж - авторитет в думском законе.

Именно варварство как стремление к погашению любого разнообразия является архаичным ответом на нарастание сложностей ХХI века.

- Что конкретно вы имеете в виду, говоря о сложностях?

- Я имею в виду то, что наш век в целом — век неопределенности, многомерности, коллективного разума, космического сознания, социальных и интеллектуальных сетей — требует когнитивно сложного мышления.

Все это происходит в наше время, которое Бруно Латур (французский социолог науки и философ. — Ред.) назвал временем кормления разногласиями.

- Если смотреть наш телевизор, то у нас как раз наступило время кормления единым меню…

- Для них не существует контекстов?

- Скорее у них нет чувствительности к иным контекстам. Варвар не различает ваших контекстов, у него непроницаемое сознание. Только реальное изменение жизни, показывающее невозможность принятых ими типов адаптации, может привести к крушению фанатичного варварского поведения.

Но психически они нормальны. Это - тяжелая психологическая норма.

- Александр Григорьевич, дайте мне, пожалуйста, контакты хороших, профессиональных психиатров, — прошу я заведующего кафедрой психологии личности МГУ, вице-президента Российского общества психологов, академика РАО Александра АСМОЛОВА. И объясняю, для чего. Внимательно выслушав, мой собеседник сообщил мне, что я занимаюсь упрощением реальности.

— Это почему? — удивилась я. И получилось незапланированное интервью.

— Тогда уж — авторитет в думском законе.

Именно варварство как стремление к погашению любого разнообразия является архаичным ответом на нарастание сложностей ХХI века.

— Что конкретно вы имеете в виду, говоря о сложностях?

— Я имею в виду то, что наш век в целом — век неопределенности, многомерности, коллективного разума, космического сознания, социальных и интеллектуальных сетей — требует когнитивно сложного мышления.

Все это происходит в наше время, которое Бруно Латур (французский социолог науки и философ. — Ред.) назвал временем кормления разногласиями.

— Если смотреть наш телевизор, то у нас как раз наступило время кормления единым меню…

— Для них не существует контекстов?

— Скорее у них нет чувствительности к иным контекстам. Варвар не различает ваших контекстов, у него непроницаемое сознание. Только реальное изменение жизни, показывающее невозможность принятых ими типов адаптации, может привести к крушению фанатичного варварского поведения.

Но психически они нормальны. Это — тяжелая психологическая норма…

Читайте также: