Планирование как психологическое новообразование

Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений с другими людьми и т. д. [4]. Понятие рефлексии первоначально возникло в философии и означало размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия в общей психологии - это познание субъектом внутренних психических актов и состояний.

Личностная рефлексия как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом, ведет к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, своего поведения, отношений с людьми. В младшем школьном возрасте, когда ряд факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется, глубина и интенсивность рефлексии зависит от многих факторов: социальных (социальное происхождение и среда), индивидуально-типологических (степень интраверсии или экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками). [14, с.18-20].Условиями для развития личностной рефлексии могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении, необходимость понять переживания другого человека.

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия как одно из новообразований данного периода имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на все, охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют свое внимание на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников о себе достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.

Интеллектуальную рефлексию выделяют как одно из важнейших новообразований младшего школьного периода. В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребенком своих действий. В процессе этого осмысления он осознает схемы и правила своей деятельности.

Интеллектуальная рефлексия определяется психологами как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов [4].

В современной теории учебной деятельности выделяют, как правило, три основные сферы проявления рефлексии: деятельность и мышление, коммуникация и кооперация, самосознание. Механизм возникновения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где огромную роль играет воображение, которое является центральным новообразованием в дошкольном периоде. Благодаря игре ребенок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребенка с окружающими.

Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с неполноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием игрового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения.

Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то кому-либо другому, он сам лучше начинает понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию (математическому, грамматическому и др.) необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.

Внутренний план действий - это способность выполнять действия в уме. Это умение является одной из универсальных характеристик человеческого сознания и представляет собой ключевое условие для развития интеллекта [13, с. 51-59]. С точки зрения классификации психических явлений, внутренний план действий не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство, сплав внимания, мышления, воображения и памяти [14].

Несмотря на исключительную важность внутреннего плана действий для человеческой психики, эта способность в условиях традиционно школьного обучения формируется в основном лишь при устном счете на уроках математике и устном разбор слов и предложений на занятиях русским языком. Развитию внутреннего плана действий у младших школьников способствуют различные игры, в особенности шахматы и шашки.

В своем развитии такую последовательность проходят все умственные действия (счет, чтение, выполнение арифметических операций и т. д.). Наиболее наглядный пример - обучение счету. Сначала ребенок учится пересчитывать и складывать реальные предметы, затем он учится проделывать то же самое с их изображениями (например, считает нарисованные кружочки). В дальнейшем ребенок может дать правильный ответ, уже не пересчитывая пальцем каждый кружок, а совершая аналогичное действие в плане восприятия, лишь переводя взор, но по-прежнему сопровождая счет громким проговариванием. После этого действие проговаривается шепотом и, наконец, оно окончательно переходит в умственный план. Ребенок становится способен к устному счету.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

Кто же лучше психологов может знать все особенности планирования:

  • почему одни могут жить по плану - а другие нет,
  • и как тем и другим перестать откладывать на потом свою жизнь?

Ждем от психологов практических советов, которые помогут нашим читателям действовать уверенно и эффективно: то, чем пользуетесь Вы сами; что рекомендуете клиентам.

Получите консультацию от наших психологов!

Подосинникова Анна Михайловна


Начиная разговор о планировании в контексте поставленных вопросов, на мой взгляд, следует вспомнить типологию личности по Юнгу, согласно которой, в соответствии с доминирующими функциями все психологические типы условно разделяются на два класса: рациональные (мыслительные и чувствующие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие). И если не углубляться в детали, то планирование как функция более естественна для рационального типа, нежели чем для иррационального.

Если же рассматривать невозможность жить по плану в контексте неспособности придерживаться какой-то структуры и последовательного движения в одну сторону, неспособности добиваться краткосрочных и/или долгосрочных целей, неспособности удерживать одну и ту же цель или несколько целей, и вообще о невозможности двигаться к лучшей жизни, чем сейчас, большим результатам - то тут я бы говорила о некой травме, которая не дает человеку идти по пути индивидуации, по пути Своего собственного уникального предназначения. О травме, которая либо не дает двигаться, либо делает это движение тяжелым, непонятным, образно говоря, заставляет бродить в потемках, на ощупь, натыкаясь на неприятные жизненные обстоятельства… Отрадно то, что с этой проблематикой успешно работают психологи разных направлений.

Либерман Надежда Викторовна


Огромное количество популярных статей советуют эффективнее управлять временем, записывать все предстоящие дела и цели, начиная с целей на сегодняшний день или на текущую неделю и заканчивая целями на ближайший год, на пять-десять лет вперед или даже на всю жизнь.

У каждого из нас своя индивидуальная формула успеха: кому-то удобно двигаться к своим целям по заранее составленным планам и графикам, а кому-то лучше подходит спонтанное переключение с одного вида деятельности на другой. Об этих видах я сейчас расскажу подробнее.

Итак, чтобы больше успевать, есть два очень простых метода эффективного планирования.

Первый метод прекрасно подходит для краткосрочных целей. Вам нужно записывать на листке бумаги дела, которые предстоит сделать за день. Можно составлять такой список утром. А можно (и это проще) записывать дела, которые предстоит выполнить, по мере того, как вы о них подумали. Сделав дело, вычеркивайте его из списка.

Второй метод больше подходит для долгосрочных целей. Возьмем планирование целей на год.

Ваша задача — записать по две цели в каждой из значимых для вас областей.
Например, карьера: компьютерные курсы + улучшить английский;
любовь: познакомиться + начать отношения;
отдых: посетить выставку + съездить в отпуск.

Затем нужно определить подходящие для каждой из этих целей время (месяц выполнения) и место (где проходят курсы, где знакомиться, куда поехать в отпуск).

Каждую неделю делать один шаг в нужном направлении, приближающий вас к одной из целей.

Если следовать этой схеме, то вам не придется ждать целый год — все запланированные цели окажутся исполненными гораздо раньше!

Как и в каждой системе, в спонтанном планировании есть исключения: даже если вы будете заниматься только теми делами, которыми вам хочется заниматься, у вас время от времени могут возникать сложности и проблемы. Их надо решать сразу по мере появления. Иначе наступит момент, когда по всем направлениям у вас будут только нерешенные проблемы.

Какой бы вид планирования вы ни выбрали, главное условие — чтобы не только конечный результат, но и сам процесс достижения цели доставлял вам удовольствие.

Шапотайло София Владимировна


Градация приверженцев порядка начинается аккуратистом, потом идет педант, за ним - человек с "пунктиком" на порядке. При этом речь может идти как о порядке всего и всегда, когда завтрак не в то время или не из тех продуктов может вывести из равновесия, как и немытое окно в офисе. Или о порядке только в отдельной области: например, в системе складывания денег в кошелек.

Вопрос в другом: для какой цели порядок? Это может быть ритуал, воспитание, привычка, необходимость (профессиональная, например), эстетическое наслаждение. А может быть и замещение страха, скуки, пустоты, одиночества.

Перестилание покрывала на кровати до достижения "правильного" результата и призыв ничего не трогать на полках, бесконечно звучавшие у бабушки, привели взрослую женщину, мою клиентку, к невозможности решиться сделать шаг в желанную сторону - начать свое дело. Потому что: а вдруг неправильно? И - ничего не надо трогать, менять.

Советы по наведению порядка сейчас все больше из сферы домашнего хозяйства переходят в раздел планов на личную жизнь и саморазвитие. Таймеры, стикеры - напоминалки на холодильники, мотивационные доски. По опыту своему и клиентскому из всего перечисленного реально работают только доски с хотелками. Потому что туда вложены кусочек творчества и капелька души.

Планирование может быть только мягким, soft-вариант. Иначе последует внутренняя расплата за невыученные английские глаголы, до сих пор не посещенный тренажерный зал. И особенно - за не встреченного в мае мужчину мечты (а ведь он был в планах!).

Попытка контроля всего - это иллюзия власти. Зачем? Так менее страшно. Мы напряжены, мы достигаем, мы всегда в готовности, мы видим цель, мы движемся к ней. И по дороге страшно устаем - вот вам мышечные зажимы, приобретаем головную боль, узость взгляда (только вперед), линейность мышления (впереди - старость, часы тикают, последний поезд отходит) и зацикленность на достижениях и сверке с успехами других.

Мы утрачиваем способность жить плавно, не смотреть на часы, быть не в курсе. Нет, я сейчас не начну призывать "назад, к природе", потому что природа понятия не имеет, что с нами делать. Мы вместе с тайм-менеджментом выпали из нее. Ладно, останемся в своей цивилизации. Только будем иногда НЕ планировать, смотреть на кактус, лениться, валяться на диване. По СВОЕМУ желанию, не доводя себя до болезни как разрешения на это.

Возможно, порядок - это стремление к совершенству. В дихотомичном мире: где хорошо - плохо, белое - черное, грязное - чистое. Но жизнь - это несовершенство.

Что же, ехидно можете спросить вы, будущее за хаосом? Ну, физики, философы и художники поглядывают на него с интересом. По крайней мере, беспорядок, кавардак, сумятица, раздрай и раскардаш - в чувствах и делах - говорят, что пришло время перемен.

А как быть с теми, у кого беспорядок явно не творческий, просто неаккуратность во всем? Неприятно - отойдите, не можете отойти - уважайте чужой темп и образ жизни, это не ваша жизнь. Но если речь идет о родителях, муже, ребенке (=подростке)? Все равно придется уважать его границы, осторожно (и больно) размежевывая территорию. Здесь - я, там - ты. И учиться договариваться.

Это трудно, но важно и нужно. С этим часто приходят на консультацию. Хотя изначально хотят изменить мужа, ребенка. "Подправить" можно - как с моей клиенткой и бабушкой, которая всегда велела ничего не трогать. А еще она говорила девочке, что она слишком шумно дышит и что у нее дурацкий смех.

Ливач Елена Антоновна


То, что нам известны методы планирования, не всегда помогает, потому что эти методы воспринимаются как нечто внешнее, как нудное домашнее задание, как что-то далекое от наших истинных желаний.

Я полагаю, главный вопрос в том, на что вы бы действительно хотели потратить время своей жизни. И когда это становится ясно, подходящая методика находится сама собой. Поэтому я использую методики, основной идеей которых является не "как мне успеть сделать что-то (что от меня хотят другие)", а "как понять, что мне действительно нужно, что делает меня счастливым, чувствующим, что я живу".

Как психоаналитически ориентированный специалист, я уверена, что с бессознательным бороться бесполезно - оно сильнее. Попытка игнорировать свои истинные желания приводит лишь к ощущению несчастливой и зря проходящей жизни, какими бы "полезными" и "правильными" делами она ни заполнялась.

Как сделать свою собственную счастливую жизнь, а не копию современных представлений об успехе, на мой взгляд, хорошо описано в этих книгах:

  • И. Калинаускас. LIFT: поднимите внутреннюю энергию на максимально возможный уровень.
  • П. Кенсок. Искусство познания ценностей.
  • Б. Шер. Мечтать не вредно.
  • А. Кроник, Е. Головаха. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути.

Несвитский Антон Михайлович


Почему одни могут жить по плану - а другие нет

В глобальном смысле никто не может. Фантазия о жизни по плану - одна из самых больших иллюзий человечества. Ни один, даже самый высокоскоростной и владеющий массой информации ум не может просчитать человеческую жизнь надолго вперед. Даже в рамках одного дня не всегда удается точно планировать жизнь, хотя, конечно, масса бытовых, обыденных событий вполне предсказуема. Но жизнь не состоит только из них, и чем более глобальные и далеко идущие планы, тем меньше у них шансов воплотиться в жизнь именно в том виде, в каком их задумал человек, и тем более - в те сроки, при желаемых обстоятельствах и т. д.

Очень немало людей страдает по причине того, что их фантазии о том, "как все должно быть и когда" сталкиваются с противодействием реальности, с различными непредсказуемостями, обстоятельствами разного рода.

Ждем от вас практических советов, которые помогут нашим читателям действовать уверенно и эффективно: то, чем пользуетесь Вы сами; что рекомендуете клиентам.

На этом уровне я всегда могу посоветовать не привязываться ни к каким точным контурам события, а выделять в желаемом главное. Что главное в вашем желании, что - ключевое? Вот это и держите прежде всего в голове, а все остальное лучше считать чем-то возможным, но не обязательным. Не обязательно все будет именно в те сроки, которые вы наметили. Не обязательно все пойдет именно тем путем. Не обязательно. много что, что вы себе нафантазировали. Но если у вас внутри есть искреннее желание и вы хорошо понимаете его суть, его самое важное назначение - то вы придете туда тем или иным путем все равно.

Если вы, например, хотите достичь чего-то в профессии - то подумайте сначала, что самое важное? Если вы грезите о какой-то должности в конкретной компании, задумайтесь:

  • что такого ценного и наполненного смыслом для вас может дать вам именно эта компания?
  • Именно эта должность?
  • А может ли быть что-то подобное в другом месте?
  • Ради чего все это рвение?
  • Что конкретно вам хочется реализовать?
  • Чем заниматься?
  • Что чувствовать при этом?

Практика жизни показывает, что такой подход делает вас более гибким и не ограничивает рамками одной должности и одной компании. А то, что вы мечтаете именно о ней - означает лишь то, что другие возможности вселенной вам не известны. Пока. И если вы будете достаточно открыты (будете рассматривать любое входящее обстоятельство, меняющее ваши планы, как возможность, а не как исключительно препятствие) - вы сможете видеть больше вариантов, в которых возможна реализация сути вашего желания.

На уровне бытовой жизни, в событиях мелких и каждодневных, вы, конечно, можете планировать, если хотите. Но это уже зависит от желания каждого - какая степень организованности ему нужна и для чего. Одним достаточно комфортно работать по расписанию - другим хочется больше "воздуха" в жизни, больше места для спонтанных решений; одним не хватает самоорганизации и порядка - другим тесно в существующих рамках.

Ваши отношения со временем и его распределением лучше выяснять вместе с психологом лично, так как здесь играют роль ваши личностные особенности, психотип, темперамент, и только индивидуальный баланс в этом вопросе будет уместен.

Но то, что касается чрезмерной привязанности многих людей к планам в попытках создать иллюзию стабильности (а этим страдают и в принципе склонные к спонтанности люди) - это касается многих, и это стоит учитывать для формирования большей гибкости и эффективности в жизни.

Как тем и другим перестать откладывать на потом свою жизнь?

В конце конов, у нас есть только сейчас. Это не значит жить одним днем, не ставить целей и т. д. Ставить, идти, но если вы не получаете удовольствия в процессе движения к цели, вы рискуете всю жизнь прожить в планах и ожиданиях на тему "когда же все сбудется и станет лучше". При этом мы даже не знаем, сколько мы проживем. А потому каждый день жизни так или иначе дорог.

И не обращать внимания на процесс достижения цели, на сегодняшний день - это непозволительная "роскошь" для тех, кто хочет прожить свою жизнь по-настоящему, а не прождать ее. В конце концов, каждый день что-то нам может дать, вне зависимости от того, соответствует ли он планам.

От нас зависит - взять это или отвергнуть.

Майсак Надежда Васильевна


Рекомендации по формированию у подростков

способности к построению жизненных планов

на основе проектирования жизненного пути

Целеполагание составляет ядро проектирования личностью своего жизненного пути. Специфическими проявлениями целеполагания являются притязания личности на признание и самотождественность, формируемую на основе удовлетворения притязаний. Конструктивное целеполагание – повышение уровня притязаний в пределах зоны ближайших возможностей в сфере данной компетенции.

Подростковый и юношеский возраст является одновременно возрастом социализации и возрастом индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эго-идентичности). Общение со сверстниками выполняет функцию обеспечения процессов самоопределения и самоактуализации молодого человека (Э. Эриксон, Д. Марсиа, Х. Тейджфел).

Подростковый и юношеский возраст период высокой чувствительности к формированию мировоззрения и целостной картины мира, в которой ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Самоопределение и осуществление жизненных выборов в профессиональной и идеологической сфере основано на ориентировке юноши в системе ценностей, отражающих важнейшие приоритеты жизнедеятельности человека (Э. Эриксон, Д. Марсиа, , ). Однако в подростковом и юношеском возрасте самоопределение носит предварительный характер, и лишь применительно к молодости следует говорить о реальном самоопределении.

Старший подростковый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития – подросток стоит на пороге взрослой жизни и общество ставит перед ним задачу самоопределения в профессиональной сфере. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Выбор профессии предполагает формирование профессиональных намерений через фазы предварительного выбора профессии и практического принятия решения с определением профессии, уровня квалификации в ней и формы профессиональной подготовки. Основную цель профессионального самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте выступает как формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального, жизненного, личного развития, готовности к рассмотрению себя во временной перспективе и способности самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (,1996). Профессиональное самоопределение требует определенного самоограничения и критичного соотнесения собственных возможностей, интересов, способностей, с одной стороны, и возможностей и ограничений профессии.

Жизненные стратегии, определяющие способ проектирования жизненного пути, выступают как выражение ценностного ядра личности. Индивидуальный стиль жизни (стратегия жизни) человека детерминируется ожиданиями личности и ее мировосприятием и находит выражение в жизненных целях. Стратегия выступает как способ самоосуществления человека в различных сферах его жизни и отвечает трем критериям – определение основных жизненных целей; решение противоречий и достижений поставленных жизненных целей; творческое созидание ценности самой жизни.

Целостная модель проектирования жизненного пути включает следующую последовательность психологических задач:

1)актуализация и объективирование потребности личности в личностном и профессиональном самоопределении и построении жизненных планов;

2) ориентировка в поле возможных выборов;

4) осуществление самоопределения на основе личностного выбора в пространстве возможных альтернатив;

5) построение жизненных планов как определение конкретных целей, пути и способов реализации выбора в практике.

Психологическим механизмом формирования новой позиции в отношении проектирования своего жизненного пути здесь выступает рефлексия, понимаемая как осмысление и переосмысление субъектом содержаний своего сознания, деятельности и общения. Для обеспечения рефлексии, т. е. осознания личностью своих жизненных целей, тактики и способов их достижения, необходимо организовать работу учащихся в группе, поскольку именно в диалоге с другими оказывается возможным осознание прошлого, настоящего и будущего своего жизненного пути.

Построение жизненных планов во временной перспективе представляет собой психологическое новообразование юношеского возраста, которое подготовлено развитием целеполагания и способности саморегуляции и самоуправления в младшем школьном и подростковом возрасте. Соответственно, успешность жизненного проектирования и построения жизненных планов определяется сформированностью системы действий саморегуляции и целеполагания на предшествующих возрастных ступенях развития.

Рекомендации по формированию действий планирования, контроля и коррекции, обеспечивающих развитие способности учащегося к саморегуляции и самоконтролю, не ограничиваются узкой областью познавательного развития, а направлены на развитие личности учащегося.

Развитие саморегуляции в учебной деятельности требует особой организации учебного сотрудничества учащегося с учителем и со сверстниками. Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость:

- инициирования внутренних мотивов учения ученика;

- поощрения действий самоорганизации и делегирование их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости;

- широкого использования групповых коллективных форм работы.

Регулятивные действия - обеспечивают самоорганизацию учащимся учебной деятельности и включают ряд последовательно решаемых задач:

- целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана (последовательности действий и операций и их содержания), критериев, содержания и этапов контроля;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, способ действия, темповые характеристики действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Формирование способности к целеполаганию требует последовательного освоения учащимся следующих задач:

2. Самостоятельная постановка (образование) целей на основе мысленного представления цели еще до начала действия, осознание и формулирование цели.

- определению степени реальности достижения цели, соотнесение целей со своими возможностями, коррекция целей соответственно реальности. Трудность цели корреспондирует с уровнем притязаний и самооценкой учащихся.

- активная работа по уточнению целей с учетом объективных требований, своих интересов и возможностей.

4. Определение последовательности целей, их иерархизация, выделение главных и второстепенных целей.

5. Определение ресурсов (времени и сил) для достижения каждой из целей.

6. Постановка новых целей с учетом прежнего опыта и уровня достижений (успеха-неуспеха) предыдущих целей.

7. Конкретизация цели в соответствии с заданными условиями и постановка задач, последовательное решение которых обеспечивает достижение цели.

8. Постановка гибких целей, т. е. способность к изменению целей в зависимости от ситуации.

9. Постановка перспективных целей, т. е. целей, выходящих за пределы данной ситуации (например, целей, связанных с будущей профессией и т. д.), способность предвидеть последствия достижения целей.

10. Реализация поставленных целей, выбор средств и способов, с достижение целей, включая преодоление препятствий на пути их достижения.

11. Постановка творческих (нестандартных, оригинальных, отсутствующих в прошлом опыте) целей.

Последовательное овладение учащимися перечисленными выше действиями, обеспечивают формирование способности целеполагания. В первую очередь, такая способность реализуется в учебной деятельности. Затем обобщается и распространяется на другие сферы жизни детей и подростков – отношения со сверстниками, на внеклассные виды деятельности (спорт, эстетические виды деятельности, занятия в кружках и пр.), отношения в семье с родителями и братьями и сестрами. В подростковом возрасте впервые целеполагание распространяется и на сферу саморазвития, выступая, как задача формирования личностных и познавательных качеств – стать добрее, приобрести уверенность в себе, научиться аргументировать свою точку зрения и т. д. Способность к целеполаганию в будущем станет основой предварительного профессионального самоопределения и построения жизненных планов в отношении профессиональной деятельности.

В начальной школе и на ступени основного общего образования показателями целеполагания являются: умения работать по инструкции, образцу и правилу; доводить работу до конца, стремление к завершению задачи; готовность к преодолению трудностей (преодолевает трудность сам или обращается за помощью); общее число отвлечений на уроке и способность концентрации на задаче, помехоустойчивость; умение самостоятельно ставить новые, перспективные цели и изменять их в соответствии с новыми условиями.

Одним из существенных условий эффективности достижения целей признается контроль. Можно говорить о трех составляющих контроля поведения и деятельности – контроль действий, контроль эмоций и метаконтроль - контроль процесса саморегуляции на основе представления во внутреннем плане цели, условий и средств ее достижения. Развитие способности самоконтроля осуществляется, прежде всего в учебной деятельности, а затем обобщается и применяется к другим сферам жизнедеятельности.

Функция действия контроля в учебной деятельности – обеспечение эффективности учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. Характеристиками контроля выступают мера самостоятельности учащегося (внешний контроль или самоконтроль), автоматизированность, направленность контроля на результат или способ действия, наличие критериев контроля, время осуществления контроля в отношении исполнения действия – констатирующий (по завершению действия), сопровождающий действие, опережающий (предвосхищающий выполнение действия). Различают три вида самоконтроля: итоговый — по результату работы. Например, ученик выполнил работу и сравнил ее результат с образцом (ответ в учебнике, образец на доске и т. д.); пошаговый, пооперационный — по ходу работы. Например, ученик выполняет работу и в ее процессе может (сам или на вопрос учителя) сказать, что он сейчас делает, каким способом решает задачи. Этот способ самоконтроля является более зрелым, так как позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы; прогнозирующий, перспективный, планирующий, опережающий— до начала работы. Он состоит в том, что ученик (сам или по просьбе учителя) может определить, из каких этапов будет состоять его работа, что будет первым, вторым, третьим этапом и т. д. Этот вид самоконтроля позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.

Развитие целеполагания в подростковом возрасте требует от учащегося при постановке системы целей исходить из планов своего индивидуального самоопределения, социальной значимости целей, предвидения социальных последствий своих поступков. К подростковому возрасту формируется умение оценивать реалистичность целей, складывается стремление к активному опробованию разных целей в ходе активных действий, что прямо связано с процессом жизненного самоопределения.

Основной задачей развития подросткового и юношеского возраста является задача предварительного профессионального самоопределения ( , ). Эта задача требует проектирования личной профессиональной перспективы как последовательности целей, реализуемых юношей на протяжении жизненного пути. Успешность решения этой задачи зависит от того, насколько поставленные цели соответствуют ряду требований. Цели должны быть:

- реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями (физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т. д.);

- обеспеченными внутренними ресурсами (личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами), а не внешними обстоятельствами (деньгами, связями, случаем).

При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);

2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);

3. пути и средства достижения целей (знания и умения, финансовые и организационные ресурсы);

4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);

5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);

6. альтернативные (запасные) варианты и пути их достижения.

Построение ЛПП – личной профессиональной перспективы - является конкретизацией процесса профессионального самоопределения подростков.

Схема построения ЛПП включает следующую последовательность шагов (, 2005):

- осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения);

- осознание необходимости профессионального образования после школы;

- общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и перспективах ее изменения, запросах рынка труда и занятости;

- знание мира профессионального труда (степень информированности о профессиях);

- выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование во временной перспективе с другими важными жизненными целями);

- выделение ближайших и ближних профессиональных целей как этапов пути к дальней цели;

- ориентация в конкретных выбираемых целях (профессиях, учебных заведениях, местах работы);

- представление о своих возможностях и качествах, которые могут стать препятствием для достижения поставленных целей;

- представление о способах преодоления своих недостатков;

- представление о своих качествах и способностях, которые могут стать опорой в достижении поставленных целей;

- представление о внешних препятствиях на пути к целям;

- знание о путях преодоления внешних препятствий;

- наличие резервных вариантов выбора (для случая неудачи в достижении поставленной цели);

- представление о смысле своего будущего профессионального труда;

- начало практической реализации ЛПП – осознание того, что уже сегодня реально делает учащийся для реализации своих профессиональных планов помимо хорошей учебы и сверх подготовки к экзаменам в вуз.

Для подготовки учащихся к процессу профессионального самоопределения необходимо организовать ориентировку учащихся в факторах, влияющих на выбор профессии. Оптимальной формой является тренинг, в рамках которого группа подростков совместно в процессе обсуждения выстраивает конкретную жизненную перспективу, связанную с профессиональным выбором.

Формирование представления о факторах выбора профессии осуществляется в четыре этапа:

3. Решение задач, позволяющих выявить роль каждого фактора в осуществлении профессионального выбора.

4. Обсуждение адекватности избранной профессии иерархии ценностей, принятых учащимся. В процессе обсуждения должны быть поставлены следующие вопросы: какие ценности являются для учащегося наиболее значимыми? Какое место занимают такие ценности как интересная работа, активная деятельная жизнь, творчество, развитие? В какой степени реализованы ценности в реальной жизни? Насколько удовлетворен учащийся сложившимся положением? Какие шаги можно предпринять, чтобы сделать жизнь более гармоничной в аспекте согласованности ценностей и поступков? Как связаны будущая профессиональная деятельность и приоритетные ценности? Какой смысл имеет будущая профессия, какие потребности она может удовлетворить? Какие другие профессии могут быть адекватны Вашим жизненным ценностям? Учащимся предлагается составить список резервных запасных вариантов и обсудите преимущества каждой профессии из полученного списка.

Основным итогом групповой работы должно стать формирование разумности действия профессионального выбора, как основы самоопределения каждого учащегося в мире профессий.

Оптимальной формой организации формирования действия проектирования жизненного пути является психологический тренинг. Поскольку в фокусе внимания программы оказывается ценностно-смысловая система личности, необходимо создать атмосферу взаимопонимания, безоценочности и принятия (К. Роджерс). Общие рекомендации к организации и проведению тренинга состоят в следующем. Необходимо обеспечить на занятиях неукоснительное выполнение базовых правил групповой работы – добровольности участия учащихся в групповой работе; конфиденциальности; доброжелательности группы, открытости общения, соблюдения личностного достоинства; искренности и конгруэнтности ведущего группы. Эти требования, в частности, предполагают свободу выбора каждого из участников, в каких заданиях и упражнениях он готов участвовать, в каких – нет.

Важным условием эффективности формирования является организация активности участников групповой работы – используются игры, упражнения, система домашних заданий. Выполнение домашних заданий с их последующим обсуждением выступает неотъемлемой частью реализуемой программы формирования планирования, контроля, оценивания.

В рамках реализации программы необходимо широко использовать формы совместной работы со сверстниками. Особое внимание в процессе работы должно быть уделено организации рефлексии на основе диалога. Ведущий должен быть особенно внимателен к стилистике общения – не допуская прямых оценок личности, уничижительных высказываний и пр. Вместе с тем, групповые формы работы должны стать источником предоставления объективной обратной связи каждому из участников.

Читайте также: