Ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы чешуя ящерицы и перо птицы


(Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов).

А1.Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуется:

1) образованием большого количества пыльцы

2)удлинением тычиночных нитей

4)наличием в цветках нектара, яркого венчика

А2. Божьи коровки и осы имеют яркую окраску. Укажите термин, примером которого служит это явление.

1) адаптация 3) мимикрия

2) маскировочная окраска 4) предупреждающая окраска

А3.Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади:

1) щупальца осьминога 2) крылья бабочки

3) ласты пингвина 4) клешни рака

А4.Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате:

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) мутационной изменчивости

4) искусственного отбора

А5.К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

А6.Решающим палеонтологическим доказательством эволюции является:

1) все организмы состоят из клеток

2) наличие у организмов рудиментов

3) зародышевое сходство

4) наличие переходных форм

А7.Единство органического мира доказывается фактом:

1) наличия ископаемых форм растений

2) универсальности генетического кода

3) сходства между человеком и человекообразными обезьянами

4) сходства химического состава живой и неживой природы

А8.Возраст находки определяют по:

1) свинцу 3) цинку

А9. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является:

1) процессов деления клеток у всех организмов

2) в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

3) ранних стадий развития зародышей разных классов

4) развитием всех организмов из одной клетки

А10. Решающим сравнительно-анатомическим доказательством эволюции является:

1) универсальности генетического кода

2) в строении скелетов млекопитающих разных отрядов

3) ранних стадий развития зародышей разных классов

4) филогенетические ряды

А11.Гомологичными органами считаются:

1) жабры рака и легкие кошки 3) хобот слона и рука человека

2) ласта кита и рука обезьяны 4) крыло бабочки и крыло птицы

А12.Утконос – переходная форма. Он сочетает в себе признаки классов:

1) рептилий и млекопитающих 3) птиц и рептилий

2) птиц и млекопитающих 4) земноводных и рептилий

А13.Различия в фауне Северной и Южной Америки объясняются:

1) разной степенью влияния естественного отбора

2) плотностью населения

3) различным влиянием полюсов

4) их разобщенностью в течение миллионов лет

А14.Своеобразие флоры и фауны океанических островов иллюстрирует группу доказательств эволюции:

2) палеонтологических 4) морфологических

А15.Какие из перечисленных органов являются гомологами легких кошки:

1) крупноячеистые легкие черепахи 3) легочные мешки паука

2) трахеи плавунца 4) жабры беззубки

А16.Какие из перечисленных органов являются аналогами панциря речного рака:

1) панцирь краба 3) покровы гусеницы

2) хитиновый покров паука-крестовика 4) иголки на теле ежа

А17.Сходство насекомых некоторых видов по форме и окраске с сучками или шипами деревьев и кустарников, на которых они живут, относят к факторам приспособленности, называемым:

1) мимикрией 3) демонстрацией

2) маскировкой 4) предупреждением

А18.Мимикрией называется приспособление, позволяющее беззащитному животному:

1) иметь окраску, расчленяющую его тело на фоне естественной обстановки

2) как бы подражать окраской и формой тела другому животному, чем-либо хорошо защищенному

3) по окраске и форме тела иметь сходство с предметами его обычной среды обитания

4) в случае опасности внезапно демонстрировать ранее скрытую яркую окраску

А19.Какие из приспособления к опылению ветром сформировались у растений в процессе эволюции:

1) ярко окрашенный венчик 3) хорошо развиты нектарники

2) цветки с резким запахом 4) пыльники на длинных нитях

А20.Приспособленность животных к сезонным изменениям в природе – это:

1) охота акул, скатов 3) ночная активность летучих мышей

2) миграция перелетных птиц 4) движение створок раковины моллюска

А21.Родство беспозвоночных и позвоночных можно доказать, если изучить строение:

1) хрящевых рыб 3) костных рыб

2) кольчатых червей 4) ланцетника

А22.Органы, утратившие свою первоначальную функцию в ходе эволюции, называют:

1) атавизмами 3) рудиментами

2) гомологичными 4) аналогичными

А23.Приспособленность помогает организму выжить только в тех условиях существования, в которых она сформировалась, поэтому приспособленность организмов называют:

1) неполной 3) временной

2) частичной 4) относительной

В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в бланк ответов без пробелов и других символов

1.Результатом эволюции является:

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

2.Морфологическими доказательствами эволюции являются:

1) биогенетический закон

2) рудиментарные органы

3) сходство зародышевых форм

4) гомологичные органы

5) аналогичные органы

6) сравнение флоры и фауны континентов

3.Элементарными эволюционными факторами в популяциях являются:

3) модификационная изменчивость

4) плотность популяции

5) недостаточная приспособленность особей

6) естественный отбор

При выполнении заданий В4-В6 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов без пробелов и других символов.

4.Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует:

Утверждение

Доказательства эволюции

А) онтогенез человека, как и шимпанзе, начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота – гомологичные органы

В) в стаде лошадей возможно появление трёхпалых особей

Г) зародыш млекопитающего имеет жаберные щели

Д) все позвоночные в индивидуальном развитии проходят стадии бластулы, гаструлы, нейрулы

5. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и видом сравнительно-анатомических доказательств его эволюции.

Особенность строения

Виды доказательств

А) развитие хвоста

Г) густой волосяной покров на теле

Е) складка мигательной перепонки

6.Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

Вид доказательств

А) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы

1) гомологичные органы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

2) аналогичные органы

В) глаза осьминога и собаки

Г) крылья птицы и стрекозы

Д) ноги бабочки и жука

Е) когти кошки и ногти обезьяны

1. (С5) Муха – осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности.

2.(С4) В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятном условиям зимы в средней полосе России?

3.(С5) Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?

Сайт учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой обл. Радиной М.В.





Темы на форуме Автор Дата

Вариант 8

А1. Изменения структуры хромосом изучают с помощью метода

А2. Согласно клеточной теории, клетки всех организмов

1) сходны по химическому составу

2) одинаковы по выполняемым функциям

3) имеют ядро и ядрышко

4) имеют одинаковые органоиды

A3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной

2) эндоплазматической сетью

3) ядерной оболочкой

А4. В основе образования двух хроматид в хромосомах лежит процесс

1) самоудвоения ДНК

3) спирализации ДНК

4) формирования рибосом

А5. К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения?

А6. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

1) яйцо ¾ личинка — куколка — взрослое насекомое

2) яйцо ¾ куколка — личинка — взрослое насекомое

3) взрослое насекомое — яйцо — личинка

4) взрослое насекомое —личинка — куколка — яйцо

А7. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

А8. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный. Это формулировка закона

1) единообразия первого поколения

3) независимого распределения генов

4) сцепленного наследования

А9. Какая изменчивость возникает у организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды?

А10. Почему бактерии выделяют в особое царство?

1) у бактерий нет оформленного ядра

2) в клетках бактерий отсутствует цитоплазма

3) среди них есть только одноклеточные формы

4) среди них есть паразиты и сапротрофы

All. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

А12. Большинство лилейных —

1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

А13. Какие группы животных не используют в процессе дыхания кислород?

1) дождевые черви и другие обитатели почвы

2) личинки насекомых, обитающие под корой деревьев

3) аскарида и другие черви-паразиты

4) скаты и другие обитатели морских глубин

А14. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся?

1) обилие желтка в яйце

2) откладывание яиц

3) выкармливание потомства

4) внутреннее оплодотворение

А15. При дыхании организм человека получает энергию за счет

1) окисления органических веществ

2) расщепления минеральных веществ

3) превращения углеводов в жиры

4) синтеза белков и жиров

А16. Избыток воды, минеральных солей, жидкие конечные продукты обмена удаляются из организма человека через органы

А17. Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу

1) листья салата и укропа

2) растительное и сливочное масло

3) хлеб и картофель

А18. Колебания содержания сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности

1) щитовидной железы

3) поджелудочной железы

А19. Укус таежного клеша опасен для человека, так как клещ

1) вызывает малокровие

2) переносит возбудителя заболевания

3) разрушает лейкоциты

4) является возбудителем заболевания

А20. Образование новых видов в природе происходит в результате

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А21. Пример внутривидовой борьбы за существование —

1) соперничество самцов из-за самки

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А22. Возникновение сочных плодов у растений можно рассматривать как приспособление к

1) запасанию органических веществ

2) запасанию минеральных веществ

3) распространению семян

4) поглощению воды семенами

А23. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?

1) общественный образ жизни

2) естественный отбор

3) устную и письменную речь

4) благоустройство жилища

А24. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1) высокая температура

2) недостаток влаги

3) отсутствие перегноя

4) ультрафиолетовые лучи

А25. К биотическим компонентам экосистемы относят

1) газовый состав атмосферы

2) состав и структуру почвы

3) особенности климата и погоды

4) звенья пищевых цепей

А26. Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов

1) накапливать различные вещества

2) окислять химические элементы

3) осуществлять сложные превращения веществ в их телах

4) поглощать и выделять кислород, углекислый газ

А27. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации?

1) ген — иРНК — белок — признак

2) признак — белок — иРНК — ген — ДНК

3) иРНК — ген — белок — признак — свойство

4) ген — признак — и РНК — белок

А28. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

1) синтеза молекул АТФ

2) сборки молекул белка из аминокислот

3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

4) образования липидов

А29. Сохранение постоянного числа хромосом в клетках при вегетативном размножении обеспечивается

1) мейотическим делением

2) движением цитоплазмы

3) митотическим делением

АЗО. Количество групп сцепления генов в хромосомах организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом

2) аллельных генов

3) доминантных генов

4) молекул ДНК в ядре

А31. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено

1) проявлением доминантных мутаций

2) увеличением числа гетерозиготных особей

3) уменьшением числа гомозиготных особей

4) проявлением рецессивных мутаций

А32. Правильная схема классификации растений:

1) вид —род — семейство — порядок — класс — отдел

2) вид — семейство — порядок — род — класс — отдел

3) вид — род — класс — порядок — отдел — семейство

4) вид — класс — отдел — порядок — род — семейство

АЗЗ. Какая ткань составляет у человека основу мышц конечностей?

1) гладкая мышечная

2) поперечнополосатая мышечная

А34. Функция зрачка в организме человека состоит в

1) фокусировании лучей света на сетчатку

2) регулировании светового потока

3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение

4) восприятии цвета

А35. Следствием эволюции организмов нельзя считать

1) приспособленность организмов к среде обитания

2) многообразие органического мира

3) наследственную изменчивость

4) образование новых видов

А36. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует

1) круговороту веществ

2) саморазвитию экосистем

3) размножению организмов

4) росту и развитию организмов

В 1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) оформленное ядро

4) плазматическую мембрану

В 2. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

В 3. Искусственный отбор, в отличие от естественного

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) осуществляется быстро

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

В4. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.

A) образование цевки

Б) развитие на теле волосяного покрова

B) наличие в коже потовых желез

Г) развитие у большинства плаценты

Д) наличие копчиковой железы

Е) формирование воздушных мешков

В5. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.

A) образует средний слой стенок кровеносных сосудов

Б) состоит из многоядерных клеток — волокон

B) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

В 6. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

A) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

B) глаза осьминога и собаки

Г) крылья птицы и стрекозы

Д) ноги бабочки и жука

Е) когти кошки и ногти обезьяны

В 7. Установите последовательность расположения слоев дерева на распиле, начиная с наружного. А) луб Б)камбий В)сердцевина Г) древесина Д) пробка

В 8. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

A) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

B) появление в популяции разнообразных наследственных

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

С1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. Нервная система плоских червей развита лучше, чем у кольчатых червей. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

СЗ. Каковы функции пищеварительной системы человека?

С4. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

С5. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

С 6. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (Ь) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.


Представлены 4 темы:

1. Основные направления эволюции

2. Основные закономерности биологической эволюции

3. Урок-зачет. Учение об эволюции

4. Эволюция приматов

Скачать:

ВложениеРазмер
poyasnitelnaya_zapiska_9_klass_biologiya.docx 13.88 КБ
Презентация к теме 2 490.5 КБ
zachet_k_teme_3.docx 23.86 КБ


Предварительный просмотр:

  1. Повторить п.32-43
  2. Выполнить зачетную работу (прилагается)

Характерные черты развития: внешний вид, объем головного мозга, строение черепа, орудия труда, образ жизни.

Предварительный просмотр:

№ 1 Выберите один верный ответ

1. В современной биологической науке популяцией принято считать

1) совокупность организмов одного царства

2) совокупность особей, образующих пищевую цепь

3) особи разных видов, образующие биоценоз

4) группу особей одного вида, обитающих на одной территории

2. Какая форма борьбы за существование является наиболее острой:

1) в стаде павианов за главенствующую роль

2) между гиенами и леопардами за добычу

3) между соснами и березами в лесу

4) глубоководных организмов из-за отсутствия освещенности

3. Какие из перечисленных органов являются гомологами передних конечностей лошади?

1) щупальца осьминога 2) крылья бабочки 3) ласты кита 4) клешни рака

4. Особи объединяются в одну популяцию на основе

1) их роли в биогеоценозе 2) общности питания

3) равного соотношения полов 4) свободного скрещивания

5. При длительном сохранении относительно постоянных условий среды в популяциях вида

1) возрастает число спонтанных мутаций

2) проявляется стабилизирующий отбор

3) проявляется движущий отбор

4) усиливаются процессы дивергенции

6. Приспособленность организмов в процессе эволюции возникает в результате

1) географической изоляции

2) взаимодействия движущих сил эволюции

3) мутационной изменчивости

4) искусственного отбора

7. Верны ли следующие суждения о роли наследственной изменчивости в эволюции?

А. Наследственная изменчивость служит материалом для естественного отбора и передаётся по наследству

Б. Наследственная изменчивость приводит к формированию приспособленности организмов и образованию новых видов

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Популяцию считают элементарной единицей эволюции, так как

1) она обладает целостным генофондом, способным изменяться

2) особи популяций имеют сходный обмен веществ

3) особи популяций отличаются размерами

4) она не способна изменяться во времени

9. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к

1) образованию новых видов

2) обострению конкуренции между особями

3) усилению действия абиотических факторов

4) обострению межвидовой борьбы

10. Увеличение численного состава популяции определяется

1) высокой частотой мутаций

2) разнообразием составляющих ее организмов

3) популяционными волнами

4) преобладанием рождаемости над смертностью

11. Материалом для естественного отбора служит изменчивость

1) сезонная 2) мутационная 3) определенная 4) фенотипическая

12. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

1) клеточное строение организмов

2) наличие сходных систем органов у позвоночных

3) сходство зародышей позвоночных животных

4) сходство процессов жизнедеятельности у животных

13. Дрейф генов – это

1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

2) перемещение особей из одной популяции в другую 3) направленное скрещивание особей в популяции 4) результат естественного отбора

14. При географическом видообразовании формирование нового вида происходит в результате

1) распадения или расширения исходного ареала

2) искусственного отбора

3) сужения нормы реакции признаков

15. Сохранению признаков вида в природе способствует

1) изменчивость 2) мутагенез 3) метаболизм 4) наследственность

16. Редукция органов зрения и исчезновения пигментации у некоторых пещерных животных – это пример

1) ароморфоза 2)общей дегенерации

3) биологического прогресса 4) биологического регресса

17.При переходе от плоских к круглым червям произошли следующие ароморфозы:

1) появилась полость тела

2) появились органы дыхания

3) появилась замкнутая кровеносная система

4) появились специальные органы движения

18.Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

1) экологическое разнообразие

2) забота о потомстве

3) широкий ареал

4) высокая численность

19.Верны ли следующие суждения о критериях вида?

А. Генетический критерий вида характеризуется одинаковой реакцией особей на воздействие факторов среды обитания

Б. В соответствии с генетическим критерием все особи вида имеют одинаковый химический состав и сходные процессы жизнедеятельности

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

20.Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А) У человека на определенном этапе развития формируется хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции

Б) Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета служат палеонтологическими доказательствами эволюции

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Выберите три верных ответа

1.Результатом эволюции является

2) многообразие видов

3) мутационная изменчивость

4) приспособленность организмов к условиям внешней среды

5) повышение организации живых существ

6) борьба за существование

2.Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

3. Установите соответствие между утверждением и доказательством эволюции, которому оно соответствует

А) онтогенез человека, как и шимпанзе,

начинается с зиготы

Б) крыло птицы и лапа крота –

В) в стаде лошадей возможно появление

Г) зародыш млекопитающего имеет

Д) все позвоночные в индивидуальном

развитии проходят стадии бластулы,

А) ласты кита и роющие конечности крота

Б) крылья птицы и крылья бабочек

В) обтекаемая форма тела дельфина и акулы

Г) разнообразие форм клюва у вьюрков

Д) крыло летучей мыши и совы

5. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растений, начиная с наибольшей

А) Белена Б) Белена чёрная В) Двудольные Г) Паслёновые Д) Покрытосеменные Е) Растения

6.Укажите последовательность процессов географического видообразования

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида

7. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят

1) ходильные конечности рака

и ложноножки гусеницы

2) чешуя ящерицы и перо птицы

3) глаза осьминога и собаки

4) крылья птицы и стрекозы

5) ноги бабочки и жука

6) когти кошки и ногти обезьяны

  1. Домовая мышь - млекопитающее рода Мыши. Исходный ареал – Северная Африка, тропики и субтропики Евразии; вслед за человеком распространилась повсеместно. В естественных условиях питается семенами. Ведёт ночной и сумеречный образ жизни. В помёте обычно рождается от 5 до 7 детенышей.

Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.

1.Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 2. Разные популяции одного и того же вида не скрещиваются между собой. 3. Генофонд всех популяций одного вида одинаков. 4. Популяция является элементарной единицей эволюции. 5. Группа лягушек, живущих в глубокой луже в течение одного лета, представляет собой популяцию.

Дайте развёрнутый ответ

1.Муха-осовидка сходна по окраске и форме с осой. Назовите тип её защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособленности

2.В результате длительного применения ядохимикатов на полях иногда наблюдается резкий рост численности вредителей. Укажите не менее трёх причин, способствующих увеличению их численности .

Сайт учителя химии и биологии МБОУ СОШ №2 с.Казаки Елецкого р-на Липецкой обл. Радиной М.В.





Темы на форуме Автор Дата

Вариант 8

А1. Изменения структуры хромосом изучают с помощью метода

А2. Согласно клеточной теории, клетки всех организмов

1) сходны по химическому составу

2) одинаковы по выполняемым функциям

3) имеют ядро и ядрышко

4) имеют одинаковые органоиды

A3. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой регулируется

1) плазматической мембраной

2) эндоплазматической сетью

3) ядерной оболочкой

А4. В основе образования двух хроматид в хромосомах лежит процесс

1) самоудвоения ДНК

3) спирализации ДНК

4) формирования рибосом

А5. К какой группе по типу питания относят почвенных бактерий гниения?

А6. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития:

1) яйцо ¾ личинка — куколка — взрослое насекомое

2) яйцо ¾ куколка — личинка — взрослое насекомое

3) взрослое насекомое — яйцо — личинка

4) взрослое насекомое —личинка — куколка — яйцо

А7. Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?

А8. В потомстве, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, четверть особей имеет рецессивный признак, три четверти — доминантный. Это формулировка закона

1) единообразия первого поколения

3) независимого распределения генов

4) сцепленного наследования

А9. Какая изменчивость возникает у организмов с одинаковым генотипом под влиянием условий среды?

А10. Почему бактерии выделяют в особое царство?

1) у бактерий нет оформленного ядра

2) в клетках бактерий отсутствует цитоплазма

3) среди них есть только одноклеточные формы

4) среди них есть паразиты и сапротрофы

All. Зародыш с запасом питательных веществ входит в состав

А12. Большинство лилейных —

1) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами

2) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

3) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой

4) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами

А13. Какие группы животных не используют в процессе дыхания кислород?

1) дождевые черви и другие обитатели почвы

2) личинки насекомых, обитающие под корой деревьев

3) аскарида и другие черви-паразиты

4) скаты и другие обитатели морских глубин

А14. Какая особенность размножения птиц отличает их от пресмыкающихся?

1) обилие желтка в яйце

2) откладывание яиц

3) выкармливание потомства

4) внутреннее оплодотворение

А15. При дыхании организм человека получает энергию за счет

1) окисления органических веществ

2) расщепления минеральных веществ

3) превращения углеводов в жиры

4) синтеза белков и жиров

А16. Избыток воды, минеральных солей, жидкие конечные продукты обмена удаляются из организма человека через органы

А17. Наибольшее количество углеводов человек потребляет, используя в пищу

1) листья салата и укропа

2) растительное и сливочное масло

3) хлеб и картофель

А18. Колебания содержания сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности

1) щитовидной железы

3) поджелудочной железы

А19. Укус таежного клеша опасен для человека, так как клещ

1) вызывает малокровие

2) переносит возбудителя заболевания

3) разрушает лейкоциты

4) является возбудителем заболевания

А20. Образование новых видов в природе происходит в результате

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции

А21. Пример внутривидовой борьбы за существование —

1) соперничество самцов из-за самки

3) сражение хищника с жертвой

4) поедание птицами плодов и семян

А22. Возникновение сочных плодов у растений можно рассматривать как приспособление к

1) запасанию органических веществ

2) запасанию минеральных веществ

3) распространению семян

4) поглощению воды семенами

А23. Какой фактор антропогенеза можно отнести к биологическим?

1) общественный образ жизни

2) естественный отбор

3) устную и письменную речь

4) благоустройство жилища

А24. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне?

1) высокая температура

2) недостаток влаги

3) отсутствие перегноя

4) ультрафиолетовые лучи

А25. К биотическим компонентам экосистемы относят

1) газовый состав атмосферы

2) состав и структуру почвы

3) особенности климата и погоды

4) звенья пищевых цепей

А26. Газовая функция живого вещества в биосфере обусловлена способностью организмов

1) накапливать различные вещества

2) окислять химические элементы

3) осуществлять сложные превращения веществ в их телах

4) поглощать и выделять кислород, углекислый газ

А27. Какая последовательность правильно отражает путь реализации генетической информации?

1) ген — иРНК — белок — признак

2) признак — белок — иРНК — ген — ДНК

3) иРНК — ген — белок — признак — свойство

4) ген — признак — и РНК — белок

А28. В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?

1) синтеза молекул АТФ

2) сборки молекул белка из аминокислот

3) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды

4) образования липидов

А29. Сохранение постоянного числа хромосом в клетках при вегетативном размножении обеспечивается

1) мейотическим делением

2) движением цитоплазмы

3) митотическим делением

АЗО. Количество групп сцепления генов в хромосомах организмов зависит от числа

1) пар гомологичных хромосом

2) аллельных генов

3) доминантных генов

4) молекул ДНК в ядре

А31. Снижение эффекта гетерозиса в последующих поколениях обусловлено

1) проявлением доминантных мутаций

2) увеличением числа гетерозиготных особей

3) уменьшением числа гомозиготных особей

4) проявлением рецессивных мутаций

А32. Правильная схема классификации растений:

1) вид —род — семейство — порядок — класс — отдел

2) вид — семейство — порядок — род — класс — отдел

3) вид — род — класс — порядок — отдел — семейство

4) вид — класс — отдел — порядок — род — семейство

АЗЗ. Какая ткань составляет у человека основу мышц конечностей?

1) гладкая мышечная

2) поперечнополосатая мышечная

А34. Функция зрачка в организме человека состоит в

1) фокусировании лучей света на сетчатку

2) регулировании светового потока

3) преобразовании светового раздражения в нервное возбуждение

4) восприятии цвета

А35. Следствием эволюции организмов нельзя считать

1) приспособленность организмов к среде обитания

2) многообразие органического мира

3) наследственную изменчивость

4) образование новых видов

А36. Организмы в процессе жизнедеятельности постоянно изменяют среду своего обитания, что способствует

1) круговороту веществ

2) саморазвитию экосистем

3) размножению организмов

4) росту и развитию организмов

В 1. Сходство клеток животных и бактерий состоит в том, что они имеют

1) оформленное ядро

4) плазматическую мембрану

В 2. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

В 3. Искусственный отбор, в отличие от естественного

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) осуществляется быстро

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

В4. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен.

A) образование цевки

Б) развитие на теле волосяного покрова

B) наличие в коже потовых желез

Г) развитие у большинства плаценты

Д) наличие копчиковой железы

Е) формирование воздушных мешков

В5. Установите соответствие между характеристикой мышечной ткани и её видом.

A) образует средний слой стенок кровеносных сосудов

Б) состоит из многоядерных клеток — волокон

B) обеспечивает изменение размера зрачка

Г) образует скелетные мышцы

Д) имеет поперечную исчерченность

Е) сокращается медленно

В 6. Установите соответствие между примером и видом сравнительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

A) ходильные конечности рака и ложноножки гусеницы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

B) глаза осьминога и собаки

Г) крылья птицы и стрекозы

Д) ноги бабочки и жука

Е) когти кошки и ногти обезьяны

В 7. Установите последовательность расположения слоев дерева на распиле, начиная с наружного. А) луб Б)камбий В)сердцевина Г) древесина Д) пробка

В 8. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса.

A) борьба за существование

Б) размножение особей с полезными изменениями

B) появление в популяции разнообразных наследственных

Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Д) закрепление приспособленности к среде обитания

С1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Плоские черви — это трехслойные животные. 2. К типу Плоские черви относят белую планарию, человеческую аскариду и печеночного сосальщика. 3. Плоские черви имеют вытянутое уплощенное тело. 4. Нервная система плоских червей развита лучше, чем у кольчатых червей. 5. Плоские черви — раздельнополые животные, откладывают яйца.

СЗ. Каковы функции пищеварительной системы человека?

С4. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции слизня, обитающего в лесу?

С5. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

С 6. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (Ь) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

Читайте также: