Главным новообразованием стадии первичной профессионализации является
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35 - 40 лет).
Рассмотрим стадии профессионального становления личности:
Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (О-12 лет).
Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации.Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).
Стадии профессионального становления личности
№ п/п | Название стадии | Основные психологические новообразования стадии |
Аморфная оптация (0-12 лет) Оптация (12-16 лет) Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная адаптация (18-25 лет) Первичная профессионализация Вторичная профессионализация Профессиональное мастерство | Профессионально ориентированные интересы и склонности Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Квалифицированный труд Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития |
4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала. На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию - профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) - свидетельство того, что личность состоялась [2, с. 44-46].
Основные психологические новообразования стадии
Аморфная оптация (0–12 лет)
Профессионально ориентированные интересы и склонности
Оптация (12–16 лет)
Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
Профессиональная подготовка (16–23 года)
Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
адаптация (18–25 лет)
Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд
Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность
Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития
Поэтому, по мнению Э.Ф. Зеера, можно утверждать, что реальное протекание профессионального развития отличается неустойчивостью, неупорядоченностью. Кроме того, не все стадии последовательно сменяют друг друга, отдельные стадии, например, вторичной профессионализации или мастерства, в индивидуальной профессиональной жизни могут вообще отсутствовать. А, учитывая процессы самоорганизации и иррациональные тенденции развития, следует допустить наличие множества реальных нелинейных траекторий профессионального становления личности.
Феномены профессионального развития: кризисы и деформации.
Как отмечает Э.Ф. Зеер, переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности и породить субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты.
Переход от одной стадии к другой выводит сложившуюся систему взаимодействия личности с социально-профессиональной средой из состояния подвижного равновесия, в результате чего перед личностью как бы возникает необходимость выбора дальнейшего сценария профессиональной жизни.
Профессионально обусловленные колебания порождают субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Развертывание этих психологических проблем приводит к кризисам профессионального развития.
Опираясь на концепцию профессионального становления Э.Ф. Зеера, под кризисами профессионального развития личности мы будем понимать непродолжительные по времени периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития.
Основными признаками профессиональных кризисов является: потеря чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, осознание необходимости переоценки себя, понижение собственной оценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей.
Классификация кризисов профессионального развития личности
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35—40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, социальная ситуация, ведущая деятельность, происходит перестройка структуры личности. Возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Закономерно встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.
Поскольку на выбор профессионального труда, становление специалиста влияют социально-экономические факторы, то правомерно в качестве основания для дифференциации профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.
Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично поисковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализации конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности.
Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние обоих факторов на профессиональное становление личности.
Начало данного процесса отсчитывается от зарождения профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0—12 лет). Это стадия аморфной оптации.
Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства — перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.
Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность — профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до 1—2 мес).
После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, непривычные социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.
Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию — освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.
По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.
Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.
На стадии второго уровня профессионализации профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.
Лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию — стадию профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально сказывается на выполнении профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность выражается в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) — свидетельство того, что личность состоялась.
Таким образом, в целостном процессе профессионального становления личности выделяется семь стадий (табл. 12). Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
Стадии профессионального становления личности
Название стадии
Основные психологические новообразования стадии
Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека – 35-40 лет. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. Проанализировав различные подходы к проблеме возрастной периодизации, Э.Ф.Зеер предлагает выделить следующие периоды и стадии возрастного развития человека:
1) дошкольное детство (стадии: младенчество, раннее детство, дошкольное детство);
2) школьный возраст (стадии: младший школьный возраст, отрочество, ранняя юность);
3) ранняя взрослость (стадия: юность);
4) взрослость (стадии: молодость, зрелость);
5) старость (стадии: пожилой возраст, старчество);
6) социальное бессмертие — представленность личности в социально-профессиональной деятельности после ухода из жизни.
Введение в возрастную периодизацию социального бессмертия, считает он, позволяет рассматривать возрастные изменения как открытый процесс. Открытость означает динамичное равновесие взаимодействующих параметров системы и исключает ограниченность, замкнутость, предельность профессионального пространства. С позиции синергетики открытость является исходным понятием, объясняющим вариативность, вероятностность, нелинейность и необратимость профессиональной биографии человека.
В настоящее время наибольшую известность в России приобрела периодизация жизненного пути профессионала, предложенная Е.А.Климовым, который предлагает в профессиональном становлении личности вычленять следующие стадии, или фазы [4; с.418-425]:
· оптация – период выбора профессии и пути ее приобретения;
· адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;
· фаза интернала – приобретение профессионального опыта;
· мастерство – квалифицированное выполнение трудовой деятельности;
· фаза авторитета –достижение наивысшей квалификации;
· наставничество – передача опыта молодому поколению.
А.К.Маркова в качестве критерия для выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она различает пять уровней и девять этапов [5; с. 56-57]:
1) допрофессионализм – этап первичного ознакомления с профессией;
2) профессионализм у нее состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства;
3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободное владение профессией на уровне творчества, овладение рядом смежных профессий, самопроектирование себя как личности;
4) непрофессионализм – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности;
5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности.
За рубежом широкое признание получила периодизация Дж. Сьюпера, выделившего пять основных этапов профессиональной зрелости (в некоторых изданиях – от 4 до 6 этапов):
1) рост – развитие интересов и способностей (до 14 лет);
2) исследование – апробация своих сил (14-25 лет);
3) утверждение – профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);
4) поддерживание – создание устойчивого профессионального положения (45-64 года);
5) спад– уменьшение профессиональной активности (после 65) [2; с.43].
Проанализировав различные классификации, Э.Ф.Зеер предлагает свою периодизацию профессионального становления личности, выбрав в качестве оснований для нее следующие факторы:
1) социальную ситуацию, характерную для данного возрастного этапа;
2) уровень реализации ведущей деятельности.
В результате получилась такая картина.
Название стадии и возраст | Социальная ситуация | Ведущая деятельность | Основные психологические новообразования на данной стадии |
1. Аморфная оптация (0-12 лет) | Влияние родителей, родственников и учителей | Сюжетно-ролевые игры и учеба в школе, занятия в кружках и секциях | Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей |
2. Оптация (12-16 лет) | Завершающий период детства. Поиск своего места в мире профессий и в жизни | Учебно-профессиональ-ная. Развитие познавательных и профессиональных интересов | Профессиональные намерения. Выбор пути профессионального образования, учебно-профессионального самоопределения |
3. Профессиональная подготовка (16-23 года) | Поступление в профессио-нальное учебное заведение. Новые социальные роли, взаимоотношения, социальная независимость | Профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии | Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду |
4. Проф-ая адаптация (18-25 лет) | Новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе | Профессиональная деятельность на нормативно-репродуктивном уровне | Освоение новой социальной роли, самостоятельного выполнения ПД, развитие ПВК |
5.Первичная профессиона-лизация | Новая система отношений к окружающей действительности | Стабильная профессиональная деятельность | Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, ИСД |
6. Вторичная профессионализация | Стабилизация профессиональной активности, высокий уровень профессиональной деятельности и ИСД | Дальнейшее повышение квалификации, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда | Профессиональный менталитет, идентификация с профессональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль и высококвалифицированная деятельность |
7. Профессиональное мастерство | Этой стадии достигают не все, а только обладающие творческой потенцией, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации | Высокая профессиональная и социальная активность, поиск новых способов деятельности и взаимоотношений, стремление выйти за пределы себя | Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина проф.развития |
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Переход от одной стадии ПСЛ к другой означает: смену социальной ситуации развития; изменение содержания ведущей деятельности; освоение (присвоение) новой социальной роли и профессионального поведения.
2. Такие изменения личности не могут не вызвать ее психической напряженности, и как следствие, кризисов ПСЛ. Но это нормативные кризисы, которые, в отличие от ненормативных, не вызывают заметных профессиональных деструкций.
| | следующая лекция ==> | |
Детерминанты и стадии профессионального становления | | | Структура личности по Э.Ф.Зееру |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
№ п/п | Название стадии | Основные психологические новообразования стадии |
Аморфная оптация (0 – 12 лет) | Профессионально ориентированные интересы и склонности | |
Оптация (12 – 16 лет) | Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение | |
Профессиональная подготовка (16 – 23 года) | Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду | |
Профессиональная адаптация (18 – 25 лет) | Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества | |
Первичная профессионализация | Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд | |
Вторичная профессионализация | Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность | |
Профессиональное мастерство | Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития |
Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой социальной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.
Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федерации, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий[32], т. е. последовательность стадий нарушается. В условиях возрастающей безработицы человек вынужден повторять отдельные стадии вследствие вновь возникающих проблем профессионального самоопределении, профессиональной переподготовки, адаптации к новой профессии и новому профессиональному сообществу.
В связи с этим возникает необходимость создания новых технологий профессионального развития и становления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профессиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность специалистов.
О взаимодействии индивидного, личностного и профессионального развития человека
Характеристика человека как индивида определяется его биологическими особенностями: наследственностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессионала. К ведущим личностным характеристикам человека относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опосредованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное становление. Уровень профессиональных достижений человека определяется и индивидными особенностями, и личностными характеристиками.
Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотношения темпов различных видов развития А.А.Бодалев выделяет следующие сценарии развития взрослого человека:
1. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют интересы, склонности и способности к какой-либо деятельности, профессиональная подготовленность не выражена, уровень трудоспособности низок.
2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.
На индивидное развитие решающее влияние оказывают биологические факторы, на личностное — психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное — социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятельность. Все три вида развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития. Большое влияние на индивидуальные сценарии профессионального становления оказывает содержание профессиональной деятельности. Профессиональные достижения, удовлетворяя потребности в самоутверждении, ведут к перестройке профессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ориентаций и в конечном счете инициируют перестройку всей структуры личности. В отдельных случаях хорошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.
Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно констатировать, что индивидное, личностное и профессиональное развитие человека в индивидуальной жизни взаимодействуют и порождают широкий спектp сценариев профессиональной жизни. Вершинные достижения человека располагаются на разных стадиях профессионального становления личности. В самом общем виде детерминация индивидного, личностного и профессионального становления личности представлена на рис. 2.
Противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности | Внутриличностные противоречия |
Факторы, детерминирующие развитие |
Внутренние |
1.Биопсихические и физиологические особенности 2.Социально-профессиональная активность 3.Мотивы и смыслы профессиональной деятельности 4.Потребности в реализации своего профессионально-психологического потенциала 5.Потребность в самореализации 6.Кризисы профессионального становления 7.Иррациональные тенденции развития |
Внешние |
1.Социально-экономические условия 2.Ведущая учебно-профессиональная и профессиональная деятельность 3.Технико-технологический уровень деятельности 4.Система стимулирования профессионального роста 5.Случайные обстоятельства и жизненно важные события |
Личностное и профессиональное развитие |
Рис.2. Становление личности
Глава 3
Возрастные особенности становления личности
Дошкольное детство
Дошкольное детство включает следующие стадии становления: новорожденность (до 2 месяцев), младенчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и дошкольный возраст (до 7 лет).
Младенчество (до 1 года)
Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является эмоционально-телесное общение со взрослым (матерью). Наблюдения психологов показывают, что для полноценного психического развития ребенка необходим его эмоционально-телесный контакт со взрослым. Дефицит общения отрицательно сказывается на эмоциональном и интеллектуальном развитии младенца. В этом возрасте в процессе общения со взрослыми происходит развитие восприятия и становление моторики ребенка. На основе восприятия и действий развиваются простейшие формы наглядно-действенного мышления. К концу первого года жизни ребенок начинает активно овладевать речью, уже произносит 10-20 слов. Завершается этот этап становления кризисом, отражающим переломный момент в развитии ребенка и выражающимся во всплеске самостоятельности, появлении аффективных реакций. Аффективные вспышки возникают, когда взрослые начинают ограничивать активность ребенка, не понимают его и не выполняют то, что он хочет. Острые эмоциональные реакции проявляются в том, что ребенок становится капризным: пронзительно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т. п.
Раннее детство (1—3 года)
Кризис первого года символизирует переход к новому этапу становления — раннему детству. Ребенок вступает в новую эпоху жизни — активного освоения окружающего пространства и предметного мира. Происходит интенсивное развитие речи. Помимо речи развиваются психические функции: восприятие, память, мышление, внимание.
В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, побуждающие к совместным действиям при освоении окружающих бытовых предметов и модульных элементов игрушек. Эмоциональное общение сохраняет свое важное значение.
Дошкольный возраст (3—7 лет)
Возникновение самооценки означает начало нового этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет — одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отношений ребенка со взрослыми, возрастание его самостоятельности. Кризис выражается в появлении негативизма, упрямства, строптивости, протеста — бунта, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение ко взрослым и самому себе.
Социальная ситуация развития ребенка после трех лет характеризуется новыми социальными отношениями. Это связано с повышением значимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивиой деятельности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок овладел действиями с разными предметами и теперь может пользоваться ими самостоятельно. Постепенно он переходит к разным видам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по правилам. В играх воспроизводятся роли и отношения взрослых, имитируется предметная деятельность.
Способность к символическому замещению в процессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. — развивает образное воображение детей, подготавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распространение в настоящее время игрушек, являющихся точными копиями реальных вещей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвычайно важной для этого возраста психической функции — воображения.
Игры дошкольников преимущественно ролевые. В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широко распространенные социально-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солдата, шофера и др., что способствует формированию первоначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентированные отношения. Можно констатировать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем будет влиять на профессиональный выбор. Потенциальные возможности дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследования. Анализ психобиографий педагогических работников показывает, что игры в дошкольном детстве во многом определили их профессиональный выбор.
Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как девочку или мальчика. Большое значение в обогащении его самосознания принадлежит играм, которые приобретают профессионально-ролевой характер.
В дошкольном детстве ребенок переживает несколько возрастных кризисов: кризисы новорожденности, первого года, трех лет и семи лет. Для профессионального становления личности важным является кризис трех лет, означающий переход от пред-метно-манипулятивной деятельности к игре, от операционально-предметной сферы к смыслообразующим отношениям.
Кризис семи лет означает переход к нормативным учебным действиям со знаками и свидетельствует о готовности к обучению в школе. Таким образом, дошкольное детство завершается при возникновении у детей психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность определяется достаточно высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности психических процессов.
Обобщенная характеристика становления личности в дошкольном детстве приведена в табл. 12.
Читайте также: