Зрелость социальная ситуация развития новообразования

Социальная ситуация развития. -это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также определенная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанностей, которые он должен выполнять. Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой - существующими в. данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти представления складываются стихийно, на основе длительного исторического опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития. Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Ведущей называется такая деятельность, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности.

Центральное новообразование - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением к самому себе и другим людям. Самое важное новообразование периода новорожденности - комплекс оживления.- это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Это и первый акт общения. Комплекс оживления - это не просто реакция, это попытка воздействовать на взрослого. Младенчество Ходьба - первое основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста - появление первого слова. Основные психологические новообразования раннего возраста. Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-отобразительная игра.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста:

1. Возникновение первого цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир

2. Возникновение первичных этических инстанций: "Что такое хорошо и что такое плохо

3. Возникновение соподчинения мотивов

4. Возникновение произвольного поведения. Произвольное поведение - это поведение, опосредованное определенным представлением

5. Возникновение личного сознания - возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Если спросить ребенка трех лет: "Ты какой?" Он ответит: "Я большой". Если спросить ребенка семи лет: "Ты какой?", он ответит: "Я маленький".

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:

Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредствование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. Всех, кроме интеллекта. Интеллект еще не знает самого себя.

Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Центральное новообразование подросткового возраста- возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость.Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

ЗРЕЛОСТЬ (взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения. Есть попытки разделения зрелости на стадии: молодость, расцвет, собственно зрелость и пр. В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики способностей интеллектуальных и творческих, изменений ведущих мотивов и интересов, поиском закономерностей развития личности. Изучаются психологические аспекты таких событий зрелого возраста, как заключение брака и развод, проблемы взаимоотношений семейных, родительские функции. Исследователи выделяют следующие характеристики зрелой личности:

1) развитое чувство ответственности;

2) потребность в заботе о других людях;

3) способности: а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; Ь) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации. Развитие человека в период зрелости непосредственно связано с его активным включением в сферу общественного производства. Неспособность успешно включиться в нее приводит к личностному застою, стагнации.

Проблема социальной ситуации развития и ведущей деятельности в зрелости.

Социальная ситуация развития в период зрелости связанна с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личности индивидуальности в воспитании детей, творчества, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности.

Говоря об особенностях зрелого возраста, А.А. Бодалев подчеркивает, что для науки важно проследить связи между особенностями акме человека (высшей для каждого человека уровень в его развитии, вершина его зрелости) и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного пути, важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его жизни и когда она явно у него будет просматриваться.

С позиции акмеологии ведущей деятельностью в зрелом возрасте можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. Под реализацией сущностных сил следует понимать физические, социальные, нравственные, профессиональные, ментальные и многие иные высшие достижения в развитие взрослого человека.

Авторы выделяют акмические (феноменальные) и акматические (субстациональные) закономерности развития в зрелости. Акматические закономерности обеспечивают самоутверждение личности в обществе. Они особенно важны с точки зрения выдвинутого предположения о ведущей деятельности в зрелом возрасте и проявляются:

1. когда достижения (нравственные, гражданское самопожертвование, победа над неблагоприятными обстоятельствами жизни и т.д.) максимально выявляют сущность человеческой природы, когда достижительность становится синонимом человечности;

2. когда реализация человеческой жизни осуществляется по достижительным критериям (состоиться как человек);

5. когда акматически-волевые преграды не позволяют осилить индивиду (родителю, супругу, профессионалу, современнику) сложившуюся костную среду для того, чтобы утвердить более высокие идеалы жизни и культуры.

Достижение акме – это прежде всего личностный процесс, когда чел. совершает поступок или серию поступков, которые свидетельствуют о том, что он на пределе своих возможностей выразил себя как высокоразвитая в духовно-нравственном смысле Личность, защищая своим действенным отношением основные ценности жизни и культуры, которые, если судить по его поступкам, стали и глубоко значимыми для него собственными ценностями.

Кризисы зрелого возраста.

Ананьев констатирует, что наступление зрелости человека зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личность (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и труд (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях.

Беррен Дж. Выделяет раннюю зрелость (17-25 лет), зрелость (25-50 лет) и позднюю зрелость (50-75 лет). Аналогично Ю.Б. Бромлей описывает раннюю зрелость (21-25 лет), среднюю взрослость (25-40 лет), позднюю взрослость (40-45 лет) и предпенсионный возраст. Э.Эриксон выделял раннюю взрослость (20-40-45 лет), среднюю взрослость (40-45-60лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Кризис возраста зрелых периодов жизни и старости изучены в психологии намного меньше кризисов детства, как в теоретическом плане, так и эмпирически. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности. Представления отдельных исследователей относительно существования кризисов 30 лет, 40 лет, 55 лет и др. можно рассматривать как гипотетические, требующие дальнейших исследований (D. Levinson и др.). Наибольшую известность получила концепция кризисов в развитии человека от рождения до старости, предложенная Э. Эриксоном. Известно, однако, что такие поворотные пункты в развитии взрослого человека возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Тем не менее, и здесь прослеживается общая логика К. в.: происходящие в период кризисов процессы перестройки смысловой структуры сознания и переориентации на новые жизненные задачи влекут за собой смену характера деятельности и взаимоотношений человека. Тем самым они оказывают глубокое влияние на весь дальнейший ход развития личности. Например, для так называемого "кризиса середины жизни" (35 — 40 лет), характерно критическое переосмысление человеком своих жизненных целей и избавление от иллюзий и неоправданных надежд молодости, нередко тягостно переживаемое им (P. Mussen). Возникающая в результате более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром, готовит его к появлению первых признаков снижения физических сил.

Развитие личности в зрелом возрасте.

По мнению отечественных и зарубежных психологов, личность в зрелом возрасте способна к развитию. По мнению Л.А. Петровской, это связанно с процессом социализации. Социализация взрослого – это прежде всего обращенность внутрь себя, это самопознание. В рамках данного подхода расширение сферы осознания самого себя – наиболее существенная предпосылка достижения самоактуализации. Таким образом, социализация взрослого субъекта по своей сути, это саморазвитие через осуществление выборов – кем быть, каким быть, с кем быть и т.д. Имеется ввиду способ жизни в целом, саморегуляция в самом широком смысле слова. В психологии выделяют такие характеристики зрелой личности, как развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наиболее полной самореализации. Очевидно, что социальная ситуация развития значительно определяет характерные черты зрелой личности. Так, М.В. Гамезо с соавторами отмечает, что решающим признаком зрелости является осознание человеком ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо – это личность, отвечающая за содержание своей жизни и отвечающая прежде всего перед собой и другими людьми. Зрелый чел. занимает срединное положение между своими родителями, вступающими в пору старости, и своими детьми, которые в это же время стоят на пороге самостоятельной жизни.

Зарубежные психологи: Г.Олпорт, зрелая личность должна обладать свойством самопротяженности. Чел. должен быть способен участвовать в широком круге разнообразных деятельностей и радоваться им. Зрелая личность обладает единой жизненной философией.

По Эриксону, основной характеристикой зрелой личности является генеративность, проявляющаяся в стремлении повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества, в потребности заботиться о других людях, в ответственности за свою судьбу, за свои поступки, а также за судьбы близких, в способности к участию в жизни общества.

А.А. Бодалев говорит о том, что понятие взрослость и зрелость не тождественны. Можно достичь зрелого возраста и не обладать зрелой личностью.

Идеи Б.Г. Ананьева, его концепция зрелого возраста определили четыре направления исследований психического развития в зрелости:

42. Установления сущности развития индивидных и личностных характеристик с позиции соотношения действия социальных и биологических факторов;

43. Прослеживание взаимосвязей индивидных и личностных качеств на разных этапах индивидуального развития человека;

44. Выявление связей как индивидуальных, так и личностных феноменов человека с его субъективно-деятельностной характеристикой;

45. Исследование становления индивидуальности как процесса интеграции основных характеристик человека в качестве индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по многим параметрам неповторимым своеобразием.

В отечественной психологии в качестве важнейших проявлений зрелой личности отмечают ее

5. направленность личности;

6. глубинные смысловые структуры, которые обуславливают сознание и поведение личности;

7. степень осознанности отношений к деятельности, а также характерную структуру отношений, установок и диспозиций личности.

Зрелая личность обладает развитым сомосознанием и субъективно для индивида выступает как концепция - система представлений о себе, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, уровне притязаний, уверенности в себе и т.п. По мнению А.Н. Леонтьева, зрелая личность характеризируется широкой системой иерархизованности мотивов деятельности и общей структурой, под которой понимается устойчивая конфигурация главных мотивационных линий.

Развитие познавательной сферы в зрелом возрасте.

Как полагает С. Пако, оптимум интеллектуальных функций достигается на рубеже юности — первых этапов ранней взрослости (ранней молодости) человека, а интенсивность их инволюции зависит от двух факторов: внутреннего и внешнего.

В качестве внутреннего фактора выступает уровень одаренности индивида. Известно, что у более одаренных индивидуумов интеллектуальный прогресс длительный, инволюция наступает позже и происходит медленнее, чем у менее одаренных.

В качестве внешнего фактора выступает совокупность условий, зависящих от социально-экономических и культурных условий. Таким внешним фактором в первую очередь является образование, которое, по мнению С. Пако, существенно противостоит старению, затормаживая инволюционный процесс. Однако если обучение в школе носит всеобщий и обязательный характер, то повышение уровня образования после окончания школы имеет не только объективную — социально-экономическую, но и личностную обусловленность. Тенденция к самореализации и саморазвитию у многих молодых людей выступает в качестве важнейшего стимула к повышению уровня образования и формированию познавательных интересов. Поэтому развитие когнитивной сферы людей в возрасте 20—40 лет неразрывно связано с развитием и формированием личности.

Проведенные исследования особенностей мышления у взрослых людей позволили установить, что у большинства людей при достижении возраста ранней взрослости мышление отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов.

Л. С. Выготский отмечал, что внутри единого мыслительного акта взрослого человека постоянно происходят переходы от образного мышления к логическому и обратно. Таким образом, одной из основных характеристик мышления взрослых людей в период 20—40 лет является комплексный характер мыслительных операций при высоком уровне интеграции различных видов мышления. Например, результаты теоретического мышления проверяются практикой, под влиянием которой происходит обогащение и теоретического мышления. В то же время практическое мышление, связанное с непосредственно воспринимаемой ситуацией, отталкивается от понятий теоретического мышления и т. д.

Наиболее полные возрастные характеристики мышления взрослых людей были получены Д. Векслером, по мнению которого интеллектуальное развитие человека охватывает значительный период с 19 до 30 лет.

В то же время некоторые другие функции снижаются после 30 лет. Например, такое снижение характерно для интеллектуальных функций, связанных скорее не с речью, а с моторикой. Проведенное Д. Векслером суммарное сопоставление данных юношеского возраста (18—19 лет) и первых этапов ранней взрослости (25—34) позволило установить, что более высокие показатели интеллектуальных функций характерны для периода ранней взрослости. Такой вывод расходится с мнением многих исследователей, которые считают, что достижение оптимума функционального развития интеллекта человека происходит в юношеском возрасте.

В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей. [7]

Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребенок. [9] От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. [10]

Ведущаядеятельность

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. [10] В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности.

Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. [3]

Новообразования

В отечественной психологии центральное новообразование подросткового возраста — самосознание — внутреннее ощущение себя индивидуальностью. [11]

Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости как о центральном новообразовании. [3] :18

Согласно Л. И. Божович, в этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует своё мировоззрение, свои жизненные планы, что в конечном счете позволит ему жить самостоятельно.

Еще одно новообразование — самоопределение. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также своё место в человеческом обществе и своё назначение в жизни.

В этом возрасте формируется формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико–дедуктивное мышление, рефлексия.

Юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания.

Выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте завершается процесс физического созревания личности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступления в брак. В этом возрасте встает задача выбора профессии, многие начинают трудовую деятельность.

В юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением; личность устремляется в будущее, определяется жизненный путь и выбор профессии.

Ранняя юность (старший школьный возраст) отличается крайней неравномерностью развития как на межличностном, так и внутрииндивидуальном.

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределения завершается и осуществляется переход к самореализации.

Кризис 17 лет возникает на рубеже привычной школьной жизни и новой взрослой жизни. Если подросток покидает школу в возрасте 15 лет, то кризис смещается к этому возрасту.

Ведущая деятельность в юности - учебно-профессиональная и профессиональное самоопределение. В этом возрасте происходит избирательное отношение к школьным предметам, посещение подготовительных курсов для поступления в вуз.

В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению, которая включает:
- сформированность теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;
- развитость потребностей (занять позицию взрослого человека, потребность в общении, труде, нравственные установки, целостные ориентации);
- становление предпосылок индивидуальности как результат развития и осознания своих потребностей и интересов.

Мышление в юности - формально-логическое и формально-операциональное. Это абстрактное, теоретическое, гипотетико-дедуктивное мышление, не связанное с конкретными условиями внешней среды.

Интерес к школе и учению у старшеклассников заметно повышается, поскольку учение приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный с будущим. Усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний.

Увеличивается объем памяти, применяются рациональные приемы произвольного запоминания материала. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства, развивается критичность мышления.

Развиваются специальные способности, часто связанные с профессиональной областью (математические, технические и др.). Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали).

Юноши и девушки склонны к формулированию широких философских обобщений, к теоретизированию и выдвижению гипотез.

Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я-концепции. Отрицательная Я-концепция (низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя) воздействует негативно и приводит к социальной пассивности, одиночеству, деградации, агрессивности и преступности.

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Самопознание и познание других подводит к постановке задач самосовершенствования.

В юности вырабатывается ценностные ориентации, складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, других людях, о самом себе.

В юности активно развивается сфера чувств, в целом характерно оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Эмоциональная сфера значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию.

Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагают растущую демократизацию взаимоотношений, влияние родителей по многим важным проблемам остается преобладающим.

Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, профессиональных интересов, взаимоотношений между людьми. Эффективное взаимодействие с близкими взрослыми возможно только в условиях сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимоподдержки. Доверительность в общении - важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.

Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В этом возрасте происходит увеличение потребности в общении, расширение его круга, а также углубление и индивидуализация общения. Дружеские отношения более избирательные, тесные и глубокие. Однако свойственные возрасту, требовательность и критичность по отношению к другому, бескомпромиссность, эгоцентричность, порождают трудности и напряженность во взаимоотношениях.

В ранней юности сильнее, чем в предыдущие возрастные этапы, проявляется потребность в уединении. В уединении проигрываются роли, которые им недоступны в реальной жизни.

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев).

Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Е.Е. Сапогова, характеризуя период взрослости, задает вопрос: какого человека можно считать взрослым? И отвечает:
Во-первых, взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

Во-вторых, взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

В-третьих, взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет) [15. С. 395].

Существует мнение, что средний возраст является временем тревоги депрессии, стресса и кризисов. Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет.

Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность.

Исследователи видят причину кризиса взрослости в осознании человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Современные исследования показали, что в зрелые годы у многих людей наблюдается такое психологическое явление, как кризис идентичности. Под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности. Причины возникновения кризиса идентичности у зрелого человека: динамика смены поколений, специфика трудовой (профессиональной) деятельности.

В этом возрастном периоде возникает высший уровень личностной интеграции. Качество жизни зависит от успешности решения основных стратегических задач предшествующих периодов жизни. Характерно некоторое ослабление процессов восприятия и двигательной активности. Старость не связана с неизбежной общей психической деградацией – у многих людей сохраняется оптимальный уровень интеллекта и эмоционально-волевых возможностей.

Ведущим психическим новообразованием данного периода принято считать отношение человека к своей жизни, возникновение МУДРОСТИ и отношение к смерти.

Пожилой возраст принято определять с периода выхода на пенсию. Данный этап в жизни человека влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа и стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относится к другим людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться с новой социальной ролью, т.е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

Многие авторы (например, Е.С.Авербух) говорят о том, что выход на пенсию является травмирующей ситуацией. Самооценка человека резко падает, он ощущает себя социально бесполезным человеком. Понижается уровень самоуважения, что влечет за собой соответствующие поведенческие изменения.

По мнению Ю.М.Губачева, чем раньше человек выйдет на пенсию, тем быстрее станет физически, духовно и умственно мало подвижным, что может негативно сказаться на его личности.

Выход на пенсию – это изменение ситуации не только для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие. Человек встает перед выбором нового рода занятий. Именно здесь. Большую роль для пенсионера играет его семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Р.С.Эшли предлагает фазы пенсионного процесса:

Роль семьи в создании психологического комфорта особенно важна в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итого всей прожитой жизни.

Американские ученые с успехом доказывают, что интеллектуальные возможности пожилых людей определяются не столько возрастными показателями, сколько физическим состоянием здоровья, изолированностью, недостатком образования и др. При этом следует учитывать как закономерности в развитии человека данного возрастного периода, так и его индивидуальные особенности.

Особое внимание ученые уделяют проблеме одиночества в старости. Причиной такого самовосприятия могут служить следующие факторы:

· слабое состояние здоровья;

· ограниченный круг общения;

· отсутствие семьи и близких людей и др.

Так, А.И.Берг доказал, что для нормального психического развития, человек должен контактировать с окружающим миром, общаться. При полной изоляции человека от окружающего мира может начаться безумие. Эти контакты способствуют активизации интеллектуальной деятельности. В межличностном общении, как бы отсрочивается старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество. Темы для общения у пожилых людей также определяются их состояние здоровья, наболевшими проблемами, воспоминаниями прожитой жизни. Круг его общения ограничен (семья, близкие, соседи, участковый врач). И здесь нужно учитывать закономерности и особенности психических изменений данного возраста.

Главным психическим новообразование в старости является становление и развитиемудрости Формируется новое отношение к смерти и бессмертию. По этому поводу, П.С.Гуревич пишет, что возникает несколько позиций в понимании бессмертия у людей с различным уровнем интеллектуального развития, их жизненного опыта и духовности. Так, одни считают, что их бессмертие – в их детях, другие – в научных и творческих достижениях, которые останутся после смерти; третьи – в духовном единении с Господом Богом; четвертые – в переходе одной энергии в другую, в единении со всей природой и растворении в ней.

Читайте также: