Центральное новообразование чувство взрослости я-концепция

Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению внутренней

согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти

Чувство взрослости.

Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый "как соседский Вовка". У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости). Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается.

Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность. Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах). Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).

Развитие Я-концепции

Формирование личности (от 11 до15-16 лет).

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний об общей характеристике развития, социальной ситуации развития, проблеме кризиса подросткового возраста, психологических теорий о подростковом возрасте, социальных факторах развития подростка, ведущий тип деятельности, психологические новообразования, предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Вопросы для обсуждения

1. Становление самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку.

5. Особенности эмоциональной жизни подростков. Роль мечты и воображения.

1. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков 1997.

2. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте 1997.

Развитие взрослости- становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны: становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых (объективной взрослости) и субъективной готовности — развитие чувства взрослости и тенденции к взрослости.

Подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении.

Таким образом, можно выделить несколько видов разной по содержанию взрослости: в социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения.]

Чувство взрослости - отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Судить о наличии и тем более о степени сформированности чувства взрослости у подростков трудно. Первым и основным его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Факт их существования наиболее ярко проявляется в случаях отсутствия желаемого подростком отношения и выражается в обидах и различных формах протеста. Однако следует отметить, что не обязательно всякое непослушание, грубость или упрямство ребенка есть показатель чувства взрослости. За подобными фактами поведения подростков, в отличие от младших детей, скрывается неудовлетворенность отношением окружающих именно к степени его взрослости и претензии на ее признание, в которой выражается стремление подростка к равноправию со взрослыми.

Второй показатель чувства взрослости — наличие у подростков стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства старших.

Третий показатель существования у детей чувства взрослости — наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или товарищей.

[Важно отметить, что чувство взрослости на моральной и интеллектуальной основе может формироваться уже в самом начале подросткового возраста.]

[Есть основания полагать, что половое созревание не основной источник формирования чувства взрослости. Возникающее в связи с половым созреванием отношение к себе как к взрослому может появляться позже чувства взрослости и лишь дополнять его, становясь в дальнейшем одним из условий его формирования. Это, конечно, не исключает возможности, что именно половое созревание может стать основой чувства взрослости, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств фиксирован на соответствующих изменениях, происходящих в его организме.]

Важно подчеркнуть, что появление у подростков элементов взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости вовсе не обязательно вызывает трудности в отношениях со взрослыми.

Необходимо отметить, что у подростков тенденция к чувству взрослости возникает при противоположных условиях: как при авторитарной системе воспитания, опеке, так и при значительной свободе и самостоятельности.

Три взаимосвязанные стороны, имеющие прямое отношение к развитию у детей взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости: 1) характер самостоятельности подростка и ее сфера; 2) отношение взрослых к подростку и сфера действия этих отношений; 3) отношения между подростками (признание или непризнание взрослости подростка товарищами).

[Три пути формирования взрослости подростков: в отношениях со взрослыми, в отношениях с товарищами и одновременно в двух системах отношений. Первый путь — взрослые сами формируют это чувство у ребенка в практике личных отношений и через предоставление ему самостоятельности, что может происходить намеренно или ненамеренно, в разных сферах жизни. В этом случае формирование взрослости и чувства взрослости происходит без особых конфликтов и переживаний. Второй путь формирования взрослости — в отношениях с товарищами, когда самостоятельность подростка существует вопреки желанию родителей, а право на нее и на взрослость завоевывается, так сказать, в борьбе с ними. В данном случае претензии на взрослость резко подчеркнуты, протест ярко выражен. Третий путь связан с формированием взрослости подростка одновременно в отношениях со взрослыми и с товарищами.]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Чувство взрослости (при разной степени его сформированности и выраженности) имеется у всех подростков. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

2. Чувство взрослости может формироваться на разном содержании и в отношениях не только со взрослыми, но и с товарищами. Взрослость и чувство взрослости формируются в процессе усвоения различных образцов и эталонов взрослости путем подравнивания своего поведения и деятельности к этим образцам.

3. Чувство взрослости — особая форма самосознания как социального сознания. В этой особой форме самосознание уже обладает содержанием и функциями, свойственными его развитой форме: во-первых, оно социально по своему содержанию, во-вторых, интерполирует поведение подростка, оценки им себя и других.

4. Чувство взрослости как особая форма самосознания, характерная для начального периода подросткового возраста, является с самого начала морально-этическим по своему основному содержанию. Без этого содержания чувство взрослости не может существовать потому, что собственная взрослость в представлении подростка — это прежде всего отношение к нему как к взрослому. Выделение чувства взрослости как основного новообразования начального периода подросткового возраста означает, что вся система воспитательных воздействий должна опираться на чувство взрослости и вместе с тем формировать на его основе социальное сознание, его морально-этическое содержание.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объек­тивно не может включиться во взрослую жизнь, но стре­мится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще все­го — во внешнем облике, в манерах. Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить враз­валку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо. У него могут появиться сигареты и обязательно - новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и прическу с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплескивая на маму эмо­ции по поводу имеющихся расхождений.

Отметим, что внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфлик­тов в семье. Родителей не устраивают ни молодежная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Он мо­жет переживать отсутствие куртки — такой же, как у всех в его компании, — как трагедию. Желание слиться с груп­пой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмо­циональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социаль­ной мимикрией.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иног­да уродливыми, а образцы для подражания — не лучши­ми, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений, научиться брать на себя разно­образные роли. Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близ­ких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда подросток интересуется определенной облас­тью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразо­ванием. Или забота о семье, участие в решении как слож­ных, так и ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается, — младшему брату, уставшей на ра­боте маме или больной бабушке. Впрочем, лишь неболь­шая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распростра­ненной в наше время является социальная инфантильность. Одновременно с внешними, объективными проявлени­ями взрослости возникает и чувство взрослости отно­шение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осоз­нание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъек­тивная сторона взрослости считается центральным ново­образованием младшего подросткового возраста (11—13 лет). Чувство взрослости, являясь особой формой самосозна­ния, не жестко связано с процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не становится ос­новным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и тре­бует от окружающих признания этого факта.

Наряду с чувством взрослости Д. Б. Элькониным рассмат­ривается подростковая тенденция к взрослости — стремле­ние казаться и считаться взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не находит от­клика у окружающих. В то же время встречаются подростки и с неярко выраженной тенденцией - их претензии на взрослость проявляются эпизодически, в отдельных небла­гоприятных ситуациях, при ограничении их свободы, самостоятельности.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой характер приобретает его самостоятельность — в от­ношениях со сверстниками, использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах. Важно и то, удовлетворяет его формальная самостоятельность, вне­шняя, кажущаяся сторона взрослости или нужна самосто­ятельность реальная, отвечающая глубокому чувству. Су­щественно влияет на этот процесс система отношений, в которую включен подросток, - признание или непри­знание его взрослости родителями, учителями и сверстни­ками. Особенности этих отношений мы рассмотрим ниже.

Примерно в 11—12 лет возникает интерес к своему внут­реннему миру, а затем происходит постепенное усложне­ние и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему об­щему уровню и неустойчивой.

* Подростки противоречивы, и свойственная им ранимость час­то сочетается с грубостью

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости. О них иногда говорят подростки, но чаще пишут в дневниках или стихах:

Холод забрался за ворот.

Ночь. Темнота. Ни зги.

Тонет уснувший город

В море моей тоски.

Куда от этой мне тоски уйти?

Мой мир — четыре стенки равнодушных,

Как много дней, похожих, серых, скучных,

На тонкой нити моего пути.

Как маятник, хожу я по дороге

Без радости, без страха, без тревоги.

Все то же, то же, то же — год от года.

А иногда тихонечко сижу

И равнодушно сквозь стекло гляжу:

Вздыхает за окном моим природа.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуля­ция. Разумеется, далеко не все они способны проявить на­стойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно про­двигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокау­тирует первого в классе силача и нахала, а троечник блес­тяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в мир фантазий.

Период ранней взрослости совпадает с очень важными событиями в жизни людей. Это, как правило, начало профессиональной деятельности, создание собственной семьи, рождение первенца. Новые жизненные обстоятельства способствуют овладению молодым человеком новыми социальными ролями. Когнитивный аспект Я-концепции личности со вступлением во взрослость продолжает расширяться, что связано с получением нового жизненного опыта и новой информации о себе. В то же время во взрослом периоде общая самооценка, раскрываемая через такие характеристики, как самоуважение, самоотношение, самопринятие (эмоционально-оценочный аспект Я-концепции), носит уже автономный, стабильный характер и мало изменяется. Частные же самооценки изменчивы, возможна их динамика, они зависят от конкретных жизненных достижений. На это указывает, в частности, У. Джеймс. Он предлагает формулу самоуважения (самооценки), где самоуважение находится в прямо пропорциональной зависимости от успеха и обратно пропорционально уровню притязаний на успех. Заметим, что при актуализации этой закономерности вступает в силу и условие обратного влияния самоуважения, как целостной установки, на самовосприятие. (У Джеймса это условие определено через понятие уровня притязаний, которое влияет на оценку личностью своих достижений). Иными словами, самоотношение, самоуважение, самопринятие — эти глобальные эмоционально-оценочные параметры Я-концепции к периоду взрослости уже сформированы как личностные черты. Процессы формирования самооценки берут свое начало, как мы помним, в дошкольном периоде, в период отрочества самооценка подвергается проверке, она характеризуется нестабильностью, в период юношества Я-концепция интегрируется, кристаллизуется. Это не значит, что самооценка (в широком смысле слова) во взрослом периоде жизни абсолютно неизменна. Но отношение к себе может быть изменено лишь через сложные структурные изменения личности, через изменения отношений к другим людям, к деятельности, к жизни в целом.

Анализ проблемы стабильности — изменчивости самооценки в научной литературе указывает на то, что большинство исследователей (и отечественных, и зарубежных) сходятся в суждении о неизменности самооценки в течение жизни взрослых.

Следует сказать, что сама цель самореализации, а главное способов ее достижения формируется по мере взросления на предыдущих стадиях развития. Иными словами, если ранее, в свои более молодые годы, человек вырабатывал привычку брать ответственность на себя, для него становилось привычным взвешивать свои возможности, принимая жизненно важные решения, то он в большей степени будет удовлетворен достигнутым к периоду акме. В период кризиса 40-летия самосознание активизируется. Я-концепция становится более реалистичной. Самооценки могут изменяться, в некоторых аспектах повышаться, в других — снижаться, не влияя при этом кардинально на общий уровень самоуважения и удовлетворенности жизнью. Исследования, в частности, показали, что самоотношение, как и удовлетворенность жизнью, в период взрослости в целом и, в частности, в период средней взрослости, остаются на достаточно высоком уровне 1 . Реалистичное самосознание позволяет продуктивно действовать в настоящем, строить реалистичные планы жизни на будущее, ценить свой прошлый жизненный опыт.

Период поздней взрослости характеризуется своими особенными задачами развития, изменениями в социальной (профессиональной и семейной) сфере: завершение трудовой деятельности, утрата социального престижа, изменение статуса в семье (статус главы семьи переходит ко взрослым детям), сужение социальных контактов. Происходит снижение уровня физического здоровья, замедление процессов физической и, часто, умственной активности. При недостаточно эффективной адаптации возможны следующие негативные эмоциональные переживания: чувство одиночества, чувство ненужности, переживание зависимости, сниженное настроение. Для этого периода также характерна временная децентрация в прошлое [2] [3] . В то же время, поздняя взрослость и старость — это важный этап развития интеграции личности в целом.

Молчанова замечает, что исследования по динамике самооценки показывают неоднозначные результаты 1 . Самооценка в периоде поздней взрослости зависит от личностной структуры в целом, которая формируется в течение всей жизни, от выраженности качеств автономности, независимости, силы Я, а также от конформности, доброжелательности, гибкости, готовности меняться. Самосознание играет важную роль в жизни лиц пожилого возраста в связи с задачами осмысления всего жизненного пути и осознания новых смыслов своего существования.


Рубрика: Психология и социология

Статья просмотрена: 11152 раза

In this paper, the authors reveal the peculiarities of the formation of "self-conception in childhood, adolescence and early adulthood. The consideration of this problem, according to the authors, will allow a deeper insight into the mechanisms of an individual, contribute to the development of methodological approaches in the prophylaxis of maladjusted forms of behavior. In addition, the article presents data on research of the characteristics of the "Self-image" among children and adolescents in social risk groups according to a projective test.

Key words: “self-conception”, theories of personality, intrapsychic and sociol-psychological risk criteria of drug addiction, adaptive and nonadaptive social environment,the pressure of environment, reference group.

«Я-концепция в теориях личности

- степенью простоты-сложности рефлексивной структуры личности. Различия по этому показателю определяются основными факторами: когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью;

Семейная атмосфера, по Адлеру, полностью формирует конструктивность или деструктивность, активность или пассивность личности Если в семье уделяется внимание инициативе, ребенок будет активен. И, наоборот, если семейная атмосфера – это атмосфера соперничества и недоверия, ребенок, пытаясь преодолеть свою неполноценность, будет вести себя деструктивно.

Роджерс подчеркивал, что детям для развития позитивной Я-концепции, которая позволит им стать полноценно функционирующими людьми, необходимо безусловное позитивное внимание. В то же время условия ценности заставляют детей жить в соответствии с навязанными ценностями, а не с собственным организмическим оценочным процессом.

Одно из важнейших понятий в системе психологических взглядов Ж.. Пиаже – понятие социализации. По Ж.. Пиаже, социализация – это процесс адаптации к социальной среде, состоящей в том, что ребенок, достигнув определенного уровня развития, становится способным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей [18]. Социализация обуславливает решающий поворот в психическом развитии ребенка – переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Общество Ж. Пиаже рассматривается таким, как оно выступает для ребенка, то есть как сумму социальных отношений, среди которых можно выделить два крайних типа: отношения принуждения и отношения кооперации. Отношения принуждения навязывают ребенку систему правил обязательного характера, если они опираются на принуждение, не приводят к осознанию ребенком своей субъективности.

Развитие рассматривается Ж. Пиаже как эволюция, управляемая потребностью в равновесии. Равновесие в статическом, уже осуществленном виде представляет собой адаптацию, приспособление. Равновесие – механизм, обеспечивающий основную функцию психической деятельности – конструирование представления о реальности; обеспечивает связь субъекта и объекта, регулирует их взаимодействие.

В исследованиях А.А. Бодалева, Столина В.В., И.С. Кона и других психологов рассматриваются более специальные аспекты проблемы самосознания и самооценки, влияния оценок окружающих на формирование самооценки [21, с. 6].

в детском, подростковом и юношеском возрасте

По нашим исследованиям, референтная группа в возрастных группах детей представлена следующим образом:

·
7-10 лет: Я другой (семья+учитель)

·
11-13 лет: Я другой (сверстник)

·
14-17 лет: Я другой (Я-сам + люди, достигшие успеха)

Ведущей деятельностью детей подросткового возраста становится общение со сверстниками. Главная потребность периода – потребность в коммуникации, стремление соответствовать стандартам взрослости реализуется в сообществе сверстников.

Исследования показали, что для детей в возрасте 11-13 лет основной референтной группой становятся сверстники. Выявлено, что общение с ровесниками положительно влияет на психологическую и социальную адаптацию.

Самосознание личности возможно только посредством общения, которое помогает подростку постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку.

Заинтересованность подростка в признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Замечания и недовольство сверстников заставляют подростка обратить внимание на собственные недостатки и вызывает желание их исправить. Таким образом, развивается важная для общения особенность – умение ориентироваться на мнение сверстников. Отсутствие такого умения расценивается старшими подростками как инфантилизм [9].

Собственно подростковые психологические реакции возникают при взаимодействии с социальной средой и формируют характерное поведение в этот период. По нашему мнению, психологическим показателем риска детей в этот возрастной период является наличие психологической агрессии среды для подростка, которая на макросоциальном уровне проявляется в присутствии напряженности социально-экономической ситуации с высоким риском дистрессовых состояний у населения. Психофизиологическая неустойчивость, подверженность подростков стрессу на фоне снижения уровня жизни, сложность отношения с родителями обуславливают вероятность приобщения подростка к наркотическим веществам.

На микросоциальном уровне существуют условия, способные спровоцировать в дальнейшем приобщение подростка к наркотикам. Микросоциальные отношения отличает достаточно высокий уровень замаскированных форм агрессии, таких как одобрение реакции самоподавления при недостаточности навыков самоанализа и поиска помощи социума, отсутствие навыка позитивного поведения в конфликтах и отсутствие системы социально одобряемого поиска удовольствий.

Таким образом, в подростковом возрасте в период формирования чувства взрослости наблюдается давление неоптимальной среды.

Потребности подростков, чтобы их признали равноправными партнерами в общении, оказываются фрустрированными и служат причиной разнообразных конфликтов подростков с взрослыми [18].

К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной от взрослых, к самооценке, складывается стремление к самореализации, самовоспитанию, к преодолению отрицательных качеств и формированию положительных. Возникает способность к постановке перспективных задач, ставятся новые задачи: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации [16].

Это период стабилизации личности, когда складывается система взглядов на мир и свое место в нем, наблюдается конструктивное принятие себя, самоуважение, саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, эмоциями, настроение осознанное и устойчивое, формируется нравственная устойчивость личности, характеризующаяся полнотой и осмысленностью. В этом возрасте происходит ориентация на собственные взгляды и убеждения.

Интрапсихическими критериями риска наркотизации для старшеклассника являются трудности в определении жизненного маршрута и стремление уйти от жизненных проблем.

У старшеклассников представления о жизненном маршруте еще расплывчаты и не вычленяются из мечты. Определение жизненного маршрута сопряжено с известными психологическими трудностями. Так, обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании со стремлением уйти от проблем по его определению.

По нашим исследованием, в отношении будущего подавляющее большинство опрошенных старшеклассников озабочено своим будущим более, чем настоящим; при этом у трети респондентов этого возраста отмечалась связь жизненных планов и достижение успеха в жизни с состоянием здоровья.

В современных социокультурных условиях задача определения жизненного маршрута приобрела особую сложность по ряду причин: ребенок часто не имеет представления о способах и путях достижения конечного результата, а родители и педагоги зачастую сомневаются в правильности своих советов.

Стремление молодого человека адаптироваться в социальной нише обусловлено рядом трудностей, которые ему предстоит преодолеть. Он стоит на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его, потому что у него недостаточно жизненного опыта и знаний. Перед старшеклассником стоит серьезная задача – определение дальнейшего жизненного маршрута, не просто представлять свое будущее в общих чертах, а осознавать направление движения, задачи и способы достижения поставленных жизненных целей на каждом этапе своего жизненного маршрута. Словом, молодому человеку в короткие сроки решить вопросы профессионального, личностного и морального самоопределения.

Как указывает И.С. Кон, центральный психологический процесс в юношеском возрасте – развитие самосознания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремлениями и поступки с определенными принципами и образом собственного Я. [12].

Самопознание в юности связано с открытием себя как неповторимо индивидуальной личности, которая открывает при этом социальный мир, в которой ей предстоит жить. По нашему мнению, развитие самосознания при оценке извне способствует позитивному развитию личности старшеклассника.

Возникающая в ранней юности проблема самоопределения не может решиться только в общении со сверстниками, социальный опыт которых примерно одинаков и равно ограничен у всех. Обращение к взрослым закономерно, если общение с взрослым будет иметь доверительную форму. В психологии роль взрослого рассматривается в одном ракурсе – как проводника знаний – и в этом своем значении почти не меняется со сменой возрастов ребенка.

Особое значение эта проблема приобретает при обследовании личностного развития детей из группы риска социального риска.

Материалы и методы исследования

Обследуемым предлагалось придумать и нарисовать животное, которого на самом деле нет ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах.

Результаты исследования

Проведенное исследование выявило следующие особенности самосознания исследуемой группы [7].

В детском возрасте (7-10 лет) у исследуемой группы была отмечены проблемы в сфере общения, которые проявились в повышенной потребности обследуемых во внимании к себе, стремлении находиться в центре внимания, данная особенность встречалась в 77% случаев. В группе сравнения этот показатель составил 42,6%. Имели место тенденции, свидетельствующие о неудовлетворенности потребности в общении у детей, наблюдалась направленность на контакты с другими людьми в исследуемой группе у 60% респондентов, в группе сравнения эти тенденции отмечались в 57% случаев.

Кроме того, прослеживалась сниженная конформность у 39% тестируемых, недостаточная социализированность детей данной возрастной группы, выражающаяся в низкой бытовой ориентации, неумелости. В контрольной группе эти показатели оказались ниже и составили 28%. Защитная агрессия в социальных отношениях была представлена у одной трети обследуемых, данная особенность в контрольной группе составила 17%. В то же время в рисунках детей группы риска были выявлены страхи в 40% случаев, связанные с трудностями в общении, в группе сравнения этот показатель составил 22%.

Эмоциональные особенности отразились в повышенном уровне тревоги, которая была выявлена в 92% случаев, в группе сравнения повышенная тревожность наблюдалась у 32% тестируемых. Высокая значимость сексуальной сферы отмечалась у 1\3 респондентов целевой группы, в контрольной группе она составила 22%.

Потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях имели место в 30%, в группе сравнения эта особенность проявилась в 20% случаев. Имели место проявление различных видов агрессии: боязнь агрессии со стороны окружающих, ощущение малой значимости, потребность в защите проявились в 40% случаев, в контрольной группе данная тенденция встречалась в 14% случаев.

Защитная агрессия имела место у 1/3 респондентов исследуемой группы и у 32% в группе сравнения.

Кроме того, в рисунках данных детей встречались страхи, связанные с трудностями в общении в 10% случаев, в контрольной группе этот показатель оказался несколько выше и составил 12%. Наблюдались повышение психомоторного тонуса, эмоциональной напряженности у 22% обследованных, в 19% случаев данная особенность была отмечена в контрольной группе. Кроме того, в рисунках детей этого возраста в 23% случаев проявились мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию, несколько ниже этот показатель оказался в группе сравнения – 20%.

1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Блинова Л.Ф. зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам. Пособие для практического психолога. – Казань, 2002.

4. Божович Л.И. Развитие личности ребенка, 1987.

5. Битенский В.С. и др. Наркомании у подростков. Киев. 1989.

6. Бодалев А.А.. Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 2000.

7. Венгер А.Л. психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС_ПРЕСС, 2006. – 159 с.: ил. – (Психология для всех).

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6т. – М., 184. – т.4.

10. Дукаревич М.З. Рисунок несуществующего животного: Практикум по психодиагностике. М., 1990. С. 54-73

11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

12. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 2000.

13. Кржечковский А.О. Самосознание подростков, склонных к употреблению одурманивающих веществ// Актуальные вопросы наркологии. М., 1990.

14. Ланда А.Н. Некоторые вопросы изучения личности и познавательных функций у больных наркоманией опиатами/ Некоторые проблемы наркоманий и токсикоманий / Под ред. Г.В. Морозова. М., 1989.

15. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М.,1991.

16. Мир детства. Подросток/ Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1989. С. 96-114.

17. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: ИПП, 1998

20. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

21. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002. – 608 с.

23. Чешир Н., Томэ Г. Реабилитация Я // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 4.

24. Филипп Райс. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, с.342.

25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.

26. Шабанов П.Д., Штакельберг О.Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация. СПб., 2001.

Читайте также: