Юность социальная ситуация развития новообразования

Период юности составляет часть развернутого переходного этапа от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Вместе с тем, это относительно самостоятельный период, имеющий собственную ценность. Его необходимость диктуется усложнением социальной жизни и тех требований, которые современные развитые общества предъявляют к уровню профессионального образования и личностной зрелости взрослых представителей. В отечественной психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. Выделяют раннюю юность (от 15 до 17 лет) - это старшие классы средней школы и позднюю юность (от 17 до 21 года) - высшая школа.

Ранняя юность отличается неравномерностью развития как на межиндивидуальном (различия между старшеклассниками по физиологическим параметрам), так и на внутрииндивидуальном уровне (несовпадение времени наступления биологической, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у индивида). Неопределенность положения (в одних отношениях признают взрослым, в других - нет) и предъявляемых требований по-своему преломляется в юношеской психике.

В юности расширяется диапазон социальных ролей и интересов. На этот возраст приходится много критических социальных событий : получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Перед каждым встает задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути.

Социальная ситуация развития заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Профессиональное самоопределение становится психологическим центром социальной ситуации развития.

Выбор осуществляется дважды: первый раз в 9 классе в связи с выбором формы завершения среднего образования; второй раз - в 11 классе средней школы, когда планируются пути получения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь, то есть дважды старшеклассник попадает в ситуацию выбора продолжения образования в одной из его конкретных форм.

Профессиональное самоопределение как центр социальной ситуации развития формирует своеобразную внутреннюю позицию старшеклассника, которая связана с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - аффективный центр жизни юношества.

Поздняя юность характеризуется как период завершения предварительного самоопределения и переход к самореализации.

Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность. Профессиональное самоопределение можно рассматривать как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (И.С. Кон).

Профессиональное самоопределение нельзя рассматривать как "стоп-кадр" процесса развития: приобретаемый на избранном пути опыт меняет картину возможностей человека и направление его дальнейшего развития. Профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, рассматривается как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности, как процесс чередующихся выборов, каждый из которых - важное жизненное событие, определяющее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Центром профессионального самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания, потребность в профессиональной компетентности (Н.С. Пряжников).

Психологические факторы , составляющие основу профессионального самоопределения:

осознание ценности общественно полезного труда;

общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;

осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;

общая ориентировка в мире профессионального труда;

выделение дальней профессиональной цели (мечты);

согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личными, досуговыми);

знание о выбираемых целях;

знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели и др.

Этапы профессионального самоопределения (продолжительность этапов варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития):

- детская игра (ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и "проигрывает" отдельные элементы связанного с ними поведения);

- подростковая фантазия (подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии);

- предварительный выбор профессии (охватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста: происходит сортировка и оценка разных видов деятельности с точки зрения интересов учащегося, затем - его способностей, наконец, с точки зрения системы ценностей);

- практическое принятие решения (выбор профессии: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности).

Условия профессионального самоопределения

Объективные условия (социальное положение, материальное благосостояние семьи, уровень образования родителей, социальная престижность профессии).

Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, что одобряют и родители.

Образовательный уровень родителей важнее материального благосостояния.

Особенностью самоопределения современных старшеклассников является ориентация на престижность профессий, на элитность, охваченность идеей быстрой карьеры, богатства. С помощью изощренной манипуляции средств массовой информации и общественного мнения формируется основа для профессионального выбора конкретного человека, что подрывает саму суть самоопределения. Однако престиж той или иной профессии находится в обратном отношении к ее массовости: чем престижнее профессия, тем больше в ней будет претендентов на одно место и тем большему числу из них предстоит отсеяться. Социальное становление молодых происходит в условиях, когда естественное стремление к самоутверждению сталкивается с возрастающей конкуренцией, высокими требованиями к личности на рынке труда. В этих условиях формирования готовности старшеклассников к самоопределению актуализируется проблема педагогического сопровождения жизненного, профессионального и личностного выбора (М.И. Губанова), профессионального сопровождения, оказания помощи учащимся в выборе профессии или последующего образования (Л. Дальберг).

Необходима разумная и неманипулятивная корректировка профессионального выбора, основанная не на выдаче готовых рекомендаций, а на постепенном формировании у учащегося способности самостоятельно планировать профессиональные и жизненные перспективы, своевременно корректировать их (Н.С. Пряжников).

Субъективные условия (возраст, уровень информированности, уровень притязаний).

Существует опасность затягивания старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Помощь в данном случае заключается в своевременном, на всем протяжении учебы, расширении кругозора и интересов учащегося, ознакомлении с различными видами деятельности, приобщении к труду. Несмотря на то, что раннее самоопределение считается фактором положительным, оно тоже имеет свои издержки: категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты часто служат своего рода психологическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений, что в будущем может привести к разочарованию.

Очень важен уровень информированности о будущей профессии, а также уровень личных притязаний, который включает оценку собственных объективных возможностей и способностей. У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен - это нормально и даже полезно, если стимулирует к росту и преодолению трудностей. Существуют и половые различия: дифференциация профессиональных интересов начинается раньше у юношей, они критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к будущей профессии, тогда как девушки легче мирятся с неудачами, придавая больше значения устройству семейной жизни.

Таким образом, социальная ситуация развития в ранней юности - "порог" самостоятельной жизни . Эту особенность юности хорошо выразил отечественный социолог В.Н. Шубкин, назвавший юность судьбоносным периодом жизни, в котором цена ошибки не двойка, а порой бесполезно прожитые годы. В современных социокультурных условиях задача профессионального ориентирования приобретает особую сложность, так как родители и учителя зачастую сами не уверены в правильности своих советов.

Рекомендации по профессиональной ориентации учащихся (Е.И. Головаха):

Профессиональная ориентация не должна ограничиваться непосредственно профессиональной сферой, но всегда соответствовать важнейшим жизненным целям учащихся.

Для формирования согласованной и реалистичной жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии, с будущими условиями труда.

Необходимо учитывать потребности школьников в специальной профориентационной информации.

Разъяснить непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности (склонности, темперамент), половые особенности.

Таким образом, выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции (М.Р. Гинзбург).

Задания для самостоятельной работы

Охарактеризовать социальную ситуацию развития в ранней юности.

Выделить сущность и психологические факторы профессионального самоопределения в ранней юности.

Указать этапы, условия профессионального самоопределения.

Сформулировать сущность профориентационной работы.

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, пе­риод самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, мо­рального сознания и самосознания. Наиболее часто ис­следователи выделяют раннюю юность (от 15 до 18 лет) и по­зднюю юность (от 18 до 23 лет).

В юношеском возрасте происходят существенные мс функциональные изменения, завершаются процессы физи­ческого созревания человека. Жизнедеятельность в юности усложняется: расширяется диапазон социальных ролей и интересов, появляется все больше взрослых ролей с соответ­ствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответ­ственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени ут­верждается самостоятельность личности.

Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением. Неоднозначность положения юношества в семье и обще­стве и разноуровневость требований к нему сближает этот период с подростковым и находит отражение в своеобразии психики.

Юность, как считает А.В. Толстых, становится вторым пе­реходным периодом в развитии личности. Юноша, как и под­росток, еще не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к мо­лодости и зрелости, более поздним возрастным этапам.

И подростковый, и юношеский возраст стали выделять тогда, когда период подготовки к взрослой жизни в обществе стал более сложным и длительным. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончатель­ного, действенного самоопределения и интеграции в обще­ство взрослых людей.

Социальная ситуация развития в юности (так же как и в старшем школьном возрасте) — ситуация выбора жизнен­ного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начи­нать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, кото­рой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности.

Для юности характерны три основных варианта жизнен­ного пути: обучение, поиски работы и для юношей служба в армии.

Недостатками раннего включения в работу считаются не­возможность найти интересную работу при отсутствии квали­фикации и низкая заработная плата.

В последнее время студенты нередко сочетают учебу с ра­ботой, т. е. более или менее серьезно подрабатывают.

Браки, заключаемые в это время, принято называть ран­ними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.

Как показывают отечественные и зарубежные исследо­вания, чем меньше возраст, в котором заключается брак, тем больше вероятность развода. Особенно хрупкими оказыва­ются семьи, созданные по причине беременности, а также при подражании рано женившимся сверстникам, желании не отстать от них, не упустить свой шанс, не остаться одиноким. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимаю­щие другого и склонные принимать легкую увлеченность за; любовь, недостаточно ответственные, надеющиеся на счаст­ливое стечение обстоятельств и чужую помощь. Финансовые проблемы и бытовая неустроенность, необходимость обеспе­чивать семью и, тем более, ухаживать за ребенком их обычно угнетают. Неудачные попытки найти хорошо оплачиваемую работу, материальная зависимость от родителей, с которыми могут возникнуть конфликты, способны окончательно разру­шить отношения, если в их основе не лежит глубокое чувство.

Сложность ситуации выбора девятиклассника в том, что часто ни он сам, ни даже его родители в полной мере не осоз­нают переломность момента, его значимость для последую­щей жизни. Консультационная практика показывает, что именно на этом этапе решение принимается часто случайно, под влиянием внешних обстоятельств: подружка уговорила пойти учиться вместе, колледж находится поблизости от мес­та жительства. А позже уже полученная, но нелюбимая про­фессия намечает пунктиром жизненный путь. Конечно, все еще можно изменить, но не забудем упущенное время, опыт неудач, пониженную самооценку и т. д.

В юности происходит принципиально важное изменение в размышлениях о будущем, теперь предметом обдумывания становится не только конечный результат, но и способы и пути его достижения. Особую сложность задача профессио­нального ориентирования приобрела в современных социо­культурных условиях, когда старшие (родители и учителя) за­частую сами не уверены в правильности своих советов.

Юность не является устоявшимся периодом онтогенеза, и возможны самые разные индивидуальные варианты разви­тия. Кроме того, ранняя юность (старший школьный воз­раст), как никакой другой период, отличается крайней нерав­номерностью развития как на межиндивидуальном уровне (в то время как один из старшеклассников уже достиг половой зре­лости, другой еще находится в середине процесса созревания, а третий по своим физиологическим параметрам может быть оценен как находящийся на пороге отрочества), так и на внутрииндивидуалъном уровне (время наступления биологи­ческой, когнитивной, социальной, эмоциональной зрелости у одного и того же индивида часто не совпадает).

Переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития: период предварительного самоопределе­ния завершается и осуществляется переход к самореализации.

В психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то что во многих случаях юноша продолжает оставаться школь­ником, учебная деятельность в старших классах должна при­обрести новую направленность и новое содержание, ориен­тированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходи­мым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, о включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеха­нику во время ремонтных работ автомобиля и т. п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к произ­водственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техни­кумах, колледжах, технических лицеях или начинают соб­ственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте характер развития определяют труд и учение как основные виды деятельности. Другие психологи говорят о профессиональном само­определении как ведущей деятельности в ранней юности. И.В. Дубровина уточняет, что к моменту окончания школы о самом самоопределении говорить рано, так как это только намерения, планы на будущее, не реализованные еще в дей­ствительности. В старших классах формируется психологи­ческая готовность к самоопределению. Готовность к самооп­ределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зре­лость личности, т. е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

Содержание психологической готовности к самоопреде­лению:

1) сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения, самосознания и развитой рефлексии;

2) развитость потребностей, обеспечивающих содержа­тельную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека — члена об­щества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, вре­менные перспективы);

3) становление предпосылок индивидуальности как ре­зультат развития и осознания своих способностей и ин­тересов, критического отношения к ним.

Большинство исследователей рассматривают професси­ональное самоопределение как процесс, развернутый во вре­мени.

Профессиональное самоопределение — это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходят выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жиз­ни, частью которой является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения уста­навливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда.

В раннем юношеском возрасте профессиональное само­определение составляет важный момент личностного само­определения, но не исчерпывает его. Видение себя буду­щим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество. Выбор профес­сии фактически означает проецирование в будущее опреде­ленной социальной позиции. В современном понимании профессиональное самоопре­деление рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности.

При таком понимании профессиональное самоопределе­ние — это процесс чередующихся выборов, каждый из которых рассматривается как важное жизненное событие, определяю­щее дальнейшие шаги на пути профессионального развития личности.

Уже на предыдущих возрастных ступенях складываются представления о ряде профессий. Информированность о про­фессии, учет позиции близких людей, личные склонности и способности оказывают влияние на профессиональное само­определение молодых людей. Чем старше юноша, тем насто­ятельнее необходимость выбора.

Решение о выборе профессии принимается в течение не­скольких лет, проходя ряд стадий:

1. Стадия фантастического выбора (до 11 лет) — ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой ста­дии, производится в условиях малодифференцирован­ного представления о профессиях, при отсутствии вы­раженных интересов и склонностей.

2. Стадия пробного выбора (до 16—19 лет) — по мере ин­теллектуального развития подросток или юноша все больше интересуется условиями реальности, но еще не уверен в своих способностях. Постепенно фокус его внимания сдвигается с субъективных факторов к реаль­ным обстоятельствам. Из множества вариантов посте­пенно выделяются несколько наиболее реальных и при­емлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать.

3. Стадия реалистического выбора (после 19 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осоз­нание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Опыт изучения проблемы профессионального самоопре­деления обобщен Н.С. Пряжниковым. В разработанной им содержательно-процессуально и модели профессионального самоопределения центром признается ценностно-нравствен­ный аспект, развитие самосознания (развитая рефлексия, са­мопознание) и потребность в профессиональной компетентности. Основу профессионального самоопределения состав­ляют следующие психологические факторы:

• осознание ценности общественно полезного труда;

• общая ориентировка в социально-экономической ситу­ации в стране;

• осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и само­реализации;

• общая ориентировка в мире профессионального труда;

• выделение дальней профессиональной цели (мечты);

• согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми);

• знание о выбираемых целях;

• знание о внутренних препятствиях, осложняющих дос­тижение избранной цели, и др.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Юность — это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей — работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание семьи.Условия развития. С юностью связано продолжение обучения или начало освоения профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.ССР в юности— ситуация выбора жизненного пути. Начинается реализация планов, намеченных в 16—17 лет, иногда удачная, приносящая удовлетворение, иногда приводящая к осознанию ошибочности сделанного выбора, разочарованию, метаниям, устремленности к новым целям. Цена сделанной в этот период ошибки велика: это не школьная двойка, а упущенные годы, необходимость начинать все сначала. 19—20-летние юноши основные трудности своей жизни связывают с появлением ответственности, которой не было раньше. В то же время они ценят свой возраст, приносящий не только новые проблемы, но и новые, более широкие возможности. Для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии.

Поиски работы. Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в вуз, сталкиваются с различными трудностями. Для части из них трудно выбрать определенную деятельность. Если же есть представления о будущей работе, сделан выбор, трудно найти соответствующее место.Юноша или девушка, оказавшись одними из претендентов на вакантную должность, должны уметь общаться с людьми, от которых зависит их будущее, т.е. в какой-то мере владеть техникой делового общения и уметь произвести благоприятное впечатление. Обе эти проблемы, в особенности проблема самопрезентации, обостряются из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Найти место работы, добиться, чтобы приняли туда, куда есть желание пойти (привлекает вид деятельности, или легкая работа, или учреждение находится недалеко от дома и т.п.), обойти конкурентов — значит, согласиться и на определенную оплату труда. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок становится необходимостью, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Браки, заключаемые в это время, принято называть ранними. Ранняя женитьба обычно вынуждает искать работу, иногда резко менять жизненные планы и бросать учебу в вузе.Когда заработок не очень важен и работа найдена, юноше или девушке предстоит период адаптации на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и девушек с различными чертами характера и разным уровнем интеллекта. Облегчает адаптацию ориентировка в профессии, наличие определенных навыков. В юности, если нет собственной семьи, можно достаточно долго искать работу, которая устраивала бы во всех отношениях, менять трудовые коллективы и виды деятельности.

Возникающие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Любовь и семья. Молодость часто называют возрастом любви. Для нее характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи.

В возрастной психологии возраст старшего школьника (IX—X классы, 15—17 лет) принято относить к ранней юности. Конкретное содержание юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, ряд других факторов. В настоящее время 15—17-летние юноши и девушки учатся в школе и техникумах (они уже сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), а некоторые из них и работают, и учатся. Все они находятся в ранней юности — чрезвычайно сложном и важном в плане формирования личности возрасте, но все они имеют и специфические особенности в зависимости от места в обществе, от той деятельности, которой преимущественно занимаются.

Самое характерное для старшеклассников — неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа,— собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок, различных мероприятий и т. п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов или социальная ситуация развития определяют и особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Именно на основе новой социальной ситуации развития происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности старшеклассника, определяющее изменение и других его психологических особенностей. Таким образом, юношеский возраст (по не очень точному, но образному и понятному определению многих педагогов и психологов) выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Итак, старший школьник находится как бы на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Для него приобретают особую актуальность фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многое другое.

Не случайно исследователи этого возраста связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов, юноши.

Основные новообразования юности.

Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, так как именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности.

Мы согласны с тем, что самоопределение — центральный вопрос в раннем юношеском возрасте, но нам хотелось бы ввести в эту проблему некоторое уточнение. Данные наших исследований позволяют говорить, что в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение — личностное, профессиональное (шире — жизненное), а психологическая готовность к нему.

Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

Так же мы рассматриваем те психологические образования, которые, с нашей точки зрения, лежат в основе главного новообразования этого возрастного периода — психологической готовности к самоопределению — и свидетельствуют об определенной зрелости личности. Причем под зрелостью личности (напомним об этом еще раз) мы понимаем не завершенные в своем формировании структуры, а открытые дальнейшему развитию.

Вначале речь пойдет о том, какими видят старшеклассников учителя, имеющие возможность наблюдать их в самых различных ситуациях, как оценивают их с точки зрения направленности личности, проявления коллективистической или эгоистической мотивации. В следующем разделе представлены данные о том, какой возраст (свой или младше, старше) наиболее привлекателен для учащихся. Затем дан анализ развития социальных и познавательных мотивов учения у старших школьников, что является очень важным в плане решения проблемы непрерывного самообразования в будущем.

В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание — осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия; по всем этим вопросам представлены конкретные экспериментальные данные, и проведен их содержательный анализ. Мы полностью присоединяемся к этому и показываем на основе полученных данных развернутую характеристику представлений современных старшеклассников о будущей жизни. Важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся — их ценностные ориентации. Большие изменения в собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще невзрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение — все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.

Читайте также: