Возраст взрослость основные новообразования

Психологические новообразования - это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Новорожденность - основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0-1) - прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1-3) - освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3-7) - формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления -- наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование - самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7-14) - в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления -- анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства -- познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14-21) - способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста -- саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19-33) - возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32-42) - в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением[12]; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время -- предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Формирование личности (от 11 до15-16 лет).

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний об общей характеристике развития, социальной ситуации развития, проблеме кризиса подросткового возраста, психологических теорий о подростковом возрасте, социальных факторах развития подростка, ведущий тип деятельности, психологические новообразования, предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Вопросы для обсуждения

1. Становление самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку.

5. Особенности эмоциональной жизни подростков. Роль мечты и воображения.

1. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков 1997.

2. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте 1997.

Развитие взрослости- становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны: становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых (объективной взрослости) и субъективной готовности — развитие чувства взрослости и тенденции к взрослости.

Подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении.

Таким образом, можно выделить несколько видов разной по содержанию взрослости: в социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения.]

Чувство взрослости - отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Судить о наличии и тем более о степени сформированности чувства взрослости у подростков трудно. Первым и основным его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Факт их существования наиболее ярко проявляется в случаях отсутствия желаемого подростком отношения и выражается в обидах и различных формах протеста. Однако следует отметить, что не обязательно всякое непослушание, грубость или упрямство ребенка есть показатель чувства взрослости. За подобными фактами поведения подростков, в отличие от младших детей, скрывается неудовлетворенность отношением окружающих именно к степени его взрослости и претензии на ее признание, в которой выражается стремление подростка к равноправию со взрослыми.

Второй показатель чувства взрослости — наличие у подростков стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства старших.

Третий показатель существования у детей чувства взрослости — наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или товарищей.

[Важно отметить, что чувство взрослости на моральной и интеллектуальной основе может формироваться уже в самом начале подросткового возраста.]

[Есть основания полагать, что половое созревание не основной источник формирования чувства взрослости. Возникающее в связи с половым созреванием отношение к себе как к взрослому может появляться позже чувства взрослости и лишь дополнять его, становясь в дальнейшем одним из условий его формирования. Это, конечно, не исключает возможности, что именно половое созревание может стать основой чувства взрослости, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств фиксирован на соответствующих изменениях, происходящих в его организме.]

Важно подчеркнуть, что появление у подростков элементов взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости вовсе не обязательно вызывает трудности в отношениях со взрослыми.

Необходимо отметить, что у подростков тенденция к чувству взрослости возникает при противоположных условиях: как при авторитарной системе воспитания, опеке, так и при значительной свободе и самостоятельности.

Три взаимосвязанные стороны, имеющие прямое отношение к развитию у детей взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости: 1) характер самостоятельности подростка и ее сфера; 2) отношение взрослых к подростку и сфера действия этих отношений; 3) отношения между подростками (признание или непризнание взрослости подростка товарищами).

[Три пути формирования взрослости подростков: в отношениях со взрослыми, в отношениях с товарищами и одновременно в двух системах отношений. Первый путь — взрослые сами формируют это чувство у ребенка в практике личных отношений и через предоставление ему самостоятельности, что может происходить намеренно или ненамеренно, в разных сферах жизни. В этом случае формирование взрослости и чувства взрослости происходит без особых конфликтов и переживаний. Второй путь формирования взрослости — в отношениях с товарищами, когда самостоятельность подростка существует вопреки желанию родителей, а право на нее и на взрослость завоевывается, так сказать, в борьбе с ними. В данном случае претензии на взрослость резко подчеркнуты, протест ярко выражен. Третий путь связан с формированием взрослости подростка одновременно в отношениях со взрослыми и с товарищами.]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Чувство взрослости (при разной степени его сформированности и выраженности) имеется у всех подростков. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

2. Чувство взрослости может формироваться на разном содержании и в отношениях не только со взрослыми, но и с товарищами. Взрослость и чувство взрослости формируются в процессе усвоения различных образцов и эталонов взрослости путем подравнивания своего поведения и деятельности к этим образцам.

3. Чувство взрослости — особая форма самосознания как социального сознания. В этой особой форме самосознание уже обладает содержанием и функциями, свойственными его развитой форме: во-первых, оно социально по своему содержанию, во-вторых, интерполирует поведение подростка, оценки им себя и других.

4. Чувство взрослости как особая форма самосознания, характерная для начального периода подросткового возраста, является с самого начала морально-этическим по своему основному содержанию. Без этого содержания чувство взрослости не может существовать потому, что собственная взрослость в представлении подростка — это прежде всего отношение к нему как к взрослому. Выделение чувства взрослости как основного новообразования начального периода подросткового возраста означает, что вся система воспитательных воздействий должна опираться на чувство взрослости и вместе с тем формировать на его основе социальное сознание, его морально-этическое содержание.

Безусловные рефлексы и их значение в младенческом возрасте. Психологические новообразования раннего детства. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Специфические особенности психики и поведения подростка, взрослого и пожилого человека.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.05.2010
Размер файла 55,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.) В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно-новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идёт о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остаётся с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

Взрослость как психологический период

Период взрослости наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

- ранняя взрослость (молодость,

- поздняя взрослость (старение и старость).

Проблема периодизации взрослости

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

- Первая фаза (16 - 20 лет) - предшествует собственному самоопределению.

- Вторая фаза (с 16 - 20 лет до 25 - 30 лет) - фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.)

- Третья фаза (с 25 - 30 до 45 - 50 лет) - пора зрелости: человек находит своё дело в жизни, обзаводится семьёй. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

- Пятая фаза (старше 70 лет) - старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год - для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т. д.

Ещё большей неопределенностью отличаются характеристик и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 - 40 (Д. Б. Бромлей), 25 - 50 (д. Биррен), 36 - 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В. В. Бунак В. В. Гинзбург), 60лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также создание собственной семья и воспитание детей. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность - ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества, но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идёт о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях - физической, нравственной, профессиональной.

Общение в период взрослости

1) Круг общения связанный с профессиональной деятельностью;

2) Освоение и реализация супружеских и родительских отношений.

Нормативные кризисы зрелости

Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;

Кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;

Кризис 50 лет - неразрешённость кризисных переживаний, отказ от активности обновления;

Кризис 60 лет - происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Психологические новообразования периода взрослости

1) Построение стратегии жизни;

3) Смысложизненные решения;

4) Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление);

5) Материнство / отцовство.

9. Взрослость: старение и старость. Пожилой возраст (старение) - 60 - 75 лет. Старость - 75 - 90 лет.

Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

Н. С Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

2. Ведущая деятельность:

- выбор занятия на пенсии.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса.

1. Социальная ситуация развития:

- в основном контакты с близкими людьми и родственниками;

- постепенно появляются друзья-пенсионеры;

2. Ведущая деятельность:

- для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента ухудшения здоровья), когда человек уже усвоил новый для себя социальный статус.

1. Социальная ситуация развития:

- общение в основном с такими же старцами;

- некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности;

2. Ведущая деятельность:

- для части стариков в этот период ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти;

1) Сужение круга общения;

2) Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками;

Психологические новообразования в период старости

- Принятие своей жизни;

Кризис индивидуального существования

- Смерть как последнее критическое событие в жизни;

- Установка в отношении смерти.

Заключение

1) Кризис доверия и недоверия (в течение первого года жизни);

2) Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2 - 3 лет);

3) Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет);

4) Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);

5) Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);

6) Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);

8) Удовлетворённость прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Ступени развития субъективности человека:

Используемая литература

Характеристика учебной деятельности-ведущая в младшем школьном возрасте, содержание, структура. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника. Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.

реферат [21,1 K], добавлен 24.09.2008

Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.

курсовая работа [147,2 K], добавлен 31.10.2012

Биологические и социальные условия психического развития подростков. Общая характеристика кризиса подросткового возраста и его значение в становлении личности. Самосознание как новообразование личности подростка. Роль учебной деятельности в жизни ребенка.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 20.05.2014

Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральные психологические новообразования, формирование личной идентичности. Отношения со взрослыми, кризисы.

реферат [17,1 K], добавлен 12.12.2010

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

дипломная работа [543,2 K], добавлен 06.11.2005

Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 12.02.2009

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

контрольная работа [43,6 K], добавлен 15.07.2012

Кризис подросткового возраста. Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Формирование Я-концепции. Возрастные рамки подросткового периода развития, его особенности и значимость для формирования взрослого человека.

курсовая работа [82,2 K], добавлен 23.02.2014

Общая характеристика особенностей подросткового возраста. Специфика поведения подростков и направления исследования их личности. Методика диагностики, а также структура и компоненты. Основные направления работы психики по коррекции личности подростка.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 18.09.2016

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития, механизм ее влияния на развитие ребенка. Значение игры и эффективность ее применения. Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [107,8 K], добавлен 08.04.2011

Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет. Обычно ее связывают со временем ухода на пенсию. Но даже если принимать ее по минимуму, продолжительность зрелости составляет около четверти века.

Согласно Э. Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Если же учесть, что верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону еще большего возраста, продолжительность зрелости может быть оценена в широких пределах — от 25-30 до 40, иногда даже 50 и более лет. Примем границы зрелости приблизительно от 30 лет (с учетом индивидуальных различий, которые могут сдвигать эту границу на несколько лет в ту или другую сторону) до времени фактического ухода на пенсию, т.е. прекращения активной профессиональной деятельности, что происходит в среднем примерно в 60-70 лет. Но конец периода зрелости значительно колеблется в зависимости от индивидуальных, прежде всего личностных, особенностей.

В отдельных случаях зрелость сменяется временем увядания уже после 40 лет, в других, наоборот, отодвигается за границы долгожительства. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью. Не менее существенна роль зрелости и как наиболее значимого возрастного периода, определяющего и характеризующего жизнь человека в целом. Зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

Особенности развития личности в зрелом возрасте.

Продуктивность зрелого возраста.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения.

Безусловно, необходимо иметь в виду, что в период зрелости у большинства людей с определенного возраста в развитии психических функций начинаются инволюционные процессы. Это связано с начинающимся биологическим старением. В то же время можно утверждать, что процесс развития психических функций в зрелости сложен и неоднозначен. В ранние и средние периоды зрелости продолжается первая фаза — фаза прогрессивного развития общих психических функций. Однако существует и вторая фаза прогрессивного развития, связанная со специализацией психических функций в процессе профессиональной деятельности. Она частично накладывается на первую, но достигает наиболее высокого развития в поздние периоды зрелости, вследствие чего нередко отмечается совмещение инволюции общих психических функций с прогрессивным развитием ее специализации. Например, могут продолжать прогрессивно развиваться техническое и другие виды специального мышления, творческое воображение, профессиональная память и т. д. Можно отметить, что для целого ряда профессий оптимальное время, возрастной пик продуктивности обусловлены самим их характером. Это все виды профессиональной деятельности, в которых мастерство, знания и опыт должны сочетаться с высоким уровнем физической и функциональной готовности.

Зрелость и психологический возраст.

Развитие человека в зрелости тесно связано с динамикой его психологического возраста.

Выделяют три взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом возраста: хронологический (паспортный), физический (или биологический) и психологический. Общеизвестно, что физический возраст человека нередко сильно отличается от паспортного. Например, в 40 лет можно выглядеть и, главное, иметь состояние всех систем организма как у молодого человека, а можно обнаруживать все признаки старения, увядания.

Когда психологическое прошлое значительно, богато событиями, а психологическое будущее туманно и не слишком продолжительно, появится идентификация с более поздним возрастным периодом. В зрелости психологический возраст в большей степени зависит от индивидуальных особенностей человека, от направленности его личности, специфики жизненных целей и их реализации. В то же время дальнейшее развитие личности во многом определяется динамикой психологического возраста.

Соотношение психологического и хронологического возрастов.

Например, сильное и длительное отставание психологического возраста может иметь место в случае симбиотических отношений между матерью и единственным ребенком. Став взрослым, он остается пассивным, беспомощным и требующим постоянной заботы от близкого человека — матери или жены (мужа), если рискнет завести семью. В таких случаях отставание психологического возраста приводит к реализации инфантильных установок личности, а ориентация на давно сложившиеся стереотипы, искусственное продление стиля жизни, свойственное предыдущему возрастному периоду, приобретает функции защитного механизма. Совсем иным является характер ощущения себя более молодым у людей деятельных, творческих. Здесь сохранение чувства молодости связано с реальной продуктивной работой в настоящем и значительными планами на будущее. Если человек отдается делу, которому он себя посвятил, то его работа может быть и не связана с конечными целями; соответственно, психологическое прошлое, как бы велико оно ни было, всегда меньше психологического будущего. При творческом отношении к своему делу перед человеком постоянно открываются новые перспективы, ведь процесс творчества бесконечен.

Женщина в период зрелости.

С точки зрения физиологии увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время — перехода от половой зрелости к угасанию половой функции — называется климактерическим периодом. Точно так же как нет резких границ между процессом полового созревания и наступлением половой зрелости, так нет и резкой границы между полной половой зрелостью и пожилым возрастом. У различных женщин климакс наступает по-разному, одним из признаков его является прекращение менструаций. Врачи считают, что прекращение менструаций не является главным моментом в переходном возрасте женщины, а тягостные явления этого периода нет смысла рассматривать как прямое следствие прекращения менструаций. В медицинской литературе описано достаточное число фактов, говорящих о том, что даже после 3-4 лет прекращения менструаций женщина может сохранять работоспособность и чувствовать себя хорошо. В то же время описаны многочисленные факты, когда при сохранившейся менструации женщина этого возраста чувствует себя плохо, у нее падает работоспособность, наступают головные боли, приливы к лицу и прочие симптомы осложненного климакса. Соматический вид женщины в зрелом возрасте претерпевает ряд изменений, часто они очень расстраивают ее, так как фигура полнеет, жир откладывается преимущественно в области бедер, живота, что объясняется понижением общего обмена веществ.

Для этого у нее есть все потенциальные интеллектуальные возможности, если она действительно будет учиться искусству жить в новом периоде жизни. Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзистенциальности.

Мужчина в период зрелости.

Самый главный стрессовый фактор этого возраста для мужчины с точки зрения физиологии — импотенция. Суть в том, что такое явление преходящее, наступающее практически у каждого мужчины после 30-40 лет. Чем старше человек, тем чаще у него происходят подобные сбои.

Незнание о закономерном временном снижении потенции может привести к опасным последствиям. Мужчина попадает в ситуацию хронического стресса, сам того не замечая. Воспрепятствовать возникновению острых стрессов, вызванных сексуальной дисгармонией в зрелом возрасте, можно с помощью более полного информирования супругов и большего общения. Этот кризис зрелого возраста вполне преодолеваем. Кроме того, что у подавляющего большинства людей, если вообще не у всех, уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители. Изменения эти, если они не вызваны патологическими процессами, не отражаются резко на здоровье мужчины. У мужчин 40-50 лет в сердечной мышце и в мышечной оболочке кровеносных сосудов наблюдается интенсивное развитие фиброзной соединительной ткани. Эта ткань менее эластичная и податливая, чем мышца. Одновременно атрофируются, умирают настоящие, благородные сердечные волокна. Все это сильно ухудшает работу системы кровообращения в целом. Сердечная мышца получает недостаточное питание, а это очень сильно отражается на ее состоянии и функциях. У мужчины старше 40 лет сердце начинает работать менее четко — уменьшается сокращаемость сердечной мышцы, что приводит к снижению общего количества крови, перекачиваемой сердцем в кровеносные сосуды. Вместе с сердцем стареют и другие ткани и органы организма. Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижают стрессоустойчивость организма мужчины после 40 лет.

Приходится констатировать, что к концу периода зрелости мужчина приближается изрядно потрепанным физиологически, а впереди его еще ждет период климакса — начало упадка сил. Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуверенность в себе, которая может быть разрушительной и при осуществлении интеллектуальной деятельности. Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Умение отделять главное от второстепенного приходит как следствие формирования обобщенной концепции жизни, с которой соотносятся собственные переживания в их конкретном проявлении. С мужчиной происходят те же закономерные изменения, что и с женщиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Порой не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения своего психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого порядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хозяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо строить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими. Одновременно возникает проблема изменения отношений с супругой, которая вступает в период климакса (или уже переживает его). Проблема эта не всегда решается положительно, возможны очень серьезные семейные конфликты вплоть до полного разрыва отношений и развода. Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые разнообразные — от кулинарии до философии, — и часто буквально в один день может принимать решения об изменении образа жизни и осуществлять его с завидной педантичностью.

Краткие выводы.

Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.

Читайте также: