Установите соответствие между видом опухоли и признаками

1. Выберите правильную последовательность стадий цитоканцерогенеза (1-3):

1.-а) опухолевая трансформация клетки

2.-б) изменение в геноме соматической клетки под воздействием

3. - канцерогенов или наследственной патологии

в) активизация клеточных онкогенов

2. При метаплазии возможен:

а) переход цилиндрического эпителия в плоский

б) переход эпителия в хрящевую ткань

в) переход соединительной ткани в хрящевую

г) переход гладкой мышечной ткани в поперечно-полосатую

3. Выберите виды роста злокачественных опухолей:

4.Выберите признаки клеточного атипизма:

б) уменьшение ядерно-цитоплазматического индекса

г) патологические митозы

д) увеличение ядерно-цитоплазматического индекса

е) уменьшение количества митозов

5. Признаки инфильтративного роста опухоли:

а) прорастание опухолевых клеток в капсулу и стенку сосудов

б) проникновение опухолевых клеток в соседние ткани и разрушение их

в) инкапсулирование опухоли

г) лимфогистиоцитарная инфильтрация

6. Установить правильную последовательность морфогенеза опухоли:

1. а) прогрессия опухоли

2.б) возникновение опухолевого зачатка

3.в) нарушение регенерации

4.г) гиперплазия и дисплазия

7. Аденома – это:

а) доброкачественная опухоль из плоского эпителия

б) злокачественная опухоль из плоского эпителия

в) доброкачественная опухоль из железистого эпителия

г) тератоидная опухоль

д) злокачественная опухоль из железистого эпителия

8. Выберите признаки тканевого атипизма:

а) изменение ядерно-цитоплазматического индекса

б) появление уродливых тканевых образований

в) изменение паренхимы и стромы

г) изменение величины и формы тканевых структур

д) гиперплазия клеток

9. Выберите признаки, характерные для опухолевого процесса:

а) имеет компенсаторно-приспособительный характер

б) заканчивается созреванием клеток

в) приобретает новые свойства

г) рост беспредельный

д) рост автономный

а) нарушение пролиферации и дифференцировки

б) развитие клеточного атипизма

в) нарушение кровообращения

г) нарушение гистоархитектоники

д) инвазивный рост

11. Выберите признаки злокачественной опухоли:

а) инфильтративный рост

б) способность к метастазированию

в) экспансивный рост

г) тканевой и клеточный атипизм

д) вызывает кахексию

12. Выберите признаки регенераторного процесса:

а) имеет компенсаторно-приспособительный характер

б) заканчивается созреванием клеток

в) приобретает новые свойства

г) рост ткани беспредельный

д) рост ткани автономный

13. Выберите признаки доброкачественной опухоли:

а) инфильтративный рост

б) способность к метастазированию

в) способность к рецидивированию

г) вызывает развитие кахексии

д) экспансивный рост

е) тканевой атипизм

14. Источником развития эпителиальных опухолей являются:

б) эпителий кожи

г) эпителий мочевого пузыря

д) эпителий слизистых оболочек

е) эндокринные органы

15. Установите соответствие между этиологическими факторами и локализацией опухоли:

1. Вирус папилломы а) рак печени

2. Вирус Эпштейна-Барра б) рак легкого

3. Вирус гепатита В, С в) назофарингеальная карцинома

4. Табакокурение лимфома Беркитта

5. Анилиновые красители г) мезотелиома

6. Асбест д) рак мочевого пузыря е) рак шейки матки

16. Скирр – это:

а) доброкачественная опухоль из эпителия

в) злокачественная опухоль из эпителия

г) доброкачественная опухоль из мезенхимы

17. Аденокарцинома – это:

а) доброкачественная опухоль из эпителия

в) злокачественная опухоль из железистого эпителия

г) доброкачественная опухоль из мезенхимы

18. Эпителиальные опухоли это:

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

19. Эпидермальный рак это:

а) доброкачественная опухоль из плоского эпителия

б) злокачественная опухоль из плоского эпителия

в) доброкачественная опухоль мезенхимного происхождения

г) злокачественная опухоль мезенхимного происхождения

20. Фоновые предопухолевые изменения проявляются:

а) острым экссудативным воспалением.

б) висцеральным амилоидозом.

г) атрофией и склерозом.

д) все ответы верны.

е) все ответы неверны.

21. Папиллома это:

а) доброкачественная опухоль из плоского эпителия.

б) злокачественная опухоль из плоского эпителия.

в) доброкачественная опухоль из железистого эпителия.

г) тератоидная опухоль.

д) злокачественная опухоль из железистого эпителия.

22. Злокачественные опухоли из эпителия:

ж) слизистый рак.

23. В раковой опухоли может нарушаться:

а) гистотипическая дифференцировка

б) цитотипическая дифференцировка

в) генотипический аппарат клетки

г) все ответы верны

24. Клеточный атипизм характерен для:

а) доброкачественной опухоли из эпителия

б) доброкачественной опухоли молочной железы

в) злокачественной опухоли из плоского эпителия

г) злокачественной опухоли из железистого эпителия

25. Тканевой атипизм характерен для:

а) доброкачественной опухоли из эпителия

б) доброкачественной опухоли молочной железы

в) злокачественной опухоли из плоского эпителия

г) злокачественной опухоли из железистого эпителия

26. Предопухолевыми процессами могут являться:

а) очаги острого гнойного воспаления

б) очаги гиперплазии клеток

в) очаги дисплазии ткани

г) все ответы верны

а) обязательный переход в рак

б) необязательность перехода в рак

в) латентный период рака

28. Источниками развития опухоли могут стать:

а) пролиферативные центры эпителия

б) пролиферативные центры мезенхимальных тканей

в) очаги метаплазии тканей

а) нарушение регенерации

б) нарастание морфологического атипизма

в) нарушение кровообращения

г) все ответы верны

д) все ответы неверны

а) обязательность перехода в рак

б) необязательность перехода в рак

в) латентный период рака

г) все ответы неверны

31. Установить последовательность развития опухоли:

а) прогрессия опухоли

б) нарушение регенерации

в) возникновение опухолевого зачатка

г) гиперпластические и диспластические процессы

32. К опухолям относят полип:

33. Злокачественные эпителиальные опухоли желудка:

в) слизистый рак

г) все перечисленное верно

34. Органоспецифическая доброкачественная опухоль мочевого пузыря:

а) переходноклеточная папиллома

в) кистозная аденома

35. Злокачественная эпителиальная опухоль легких:

36. Внешний канцероген, имеющий решающее значение в возникновении рака легкого:

а) хлорированная вода

37. Тип метаплазии эпителия бронхов:

в) все перечисленное верно

38. Самая частая первичная злокачественная опухоль пищевода:

б) плоскоклеточный рак

в) недифференцированный рак

39. Заболевание желудка, не относящиеся к предраку:

а) острый эрозивный гастрит

б) хронический гастрит

в) язвенная болезнь желудка

г) аденоматозный полип желудка

40. Доброкачественные опухоли встречающиеся в печени:

а) печеночноклеточная аденома

в) гепатоцеллюлярный рак

г) цистоаденома внутрижелчных протоков

д)все перечисленное верно

41. К злокачественным опухолям печени относят все, кроме:

а) печеночноклеточный рак

в) цистоаденокарцинома желчных протоков

г) опухоль Гравица

42. Злокачественная опухоль почек у детей:

а) опухоль Вильмса

в) гипернефроидный рак зернистоклеточного варианта

г) саркома Юинга

43. Рак мочевого пузыря встречается чаще у:

а) пожилых женщин

б) рабочих анилиновой промышленности

д) молодых мужчин

44. Преимущественный путь метастазирования рака:

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ТЕМЕ

«Опухоли. Общее вопросы онкологии.

1) Сегментированное тело, членистые конечности.
2) Хитиновый покров.
3) Кровеносная система незамкнутая, сердечная трубка на спинной стороне.
4) Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка.

1) Отделы тела: у раков и пауков – головогрудь и брюшко, у насекомых – голова, грудь и брюшко.

2) Ноги: у раков может быть разное количество (у речного рака 10), у пауков 8 (4 пары), у насекомых 6 (3 пары).

3) Крылья есть только у насекомых, 2 пары, расположены на груди.

4) Глаза: у раков сложные, фасеточные (состоящие из множества простых глазков), у пауков простые, у насекомых простые и сложные.

5) Усы: у раков 2 пары, у пауков нет, у насекомых 1 пара.

6) Дыхательная и кровеносная системы:

  • Раки дышат жабрами, кислород от жабр ко всем органам тела разносится кровью, поэтому кровеносная система развита хорошо
  • Насекомые дышат трахеями: тонкими трубками, по которым воздух доходит до каждой клетки тела. Кровь не переносит кислород, поэтому кровеносная система развита слабо (кровь переносит питательные вещества, продукты обмена, гормоны и т.п.)
  • Пауки дышат легкими и трахеями, кровеносная система развита средне.

7) Выделительная система: метанефридии (зеленые железы) и мальпигиевы сосуды, у раков только метанефридии.

У всех насекомых развитие непрямое (с метаморфозом, с превращением). Превращение может быть полное и неполное.

  • Полное: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Характерно для бабочек (чешуекрылых), жуков (жесткокрылых), комаров и мух (двукрылых), пчел (перепончатокрылых) и т.д.
  • Неполное: яйцо, личинка, взрослое насекомое (отсутствует стадия куколки). Характерно для кузнечиков и саранчи (прямокрылых), клопов.

Выберите один, наиболее правильный вариант. У кузнечика развитие
1) непрямое
2) с куколкой
3) прямое
4) с полным превращением

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какие функции выполняет кровеносная система насекомых?
1) переносит питательные вещества и вредные продукты жизнедеятельности
2) осуществляет перенос газов
3) доставляет к клеткам кислород
4) участвует в обмене веществ и превращении энергии в клетке

Выберите один, наиболее правильный вариант. Неполное превращение свойственно
1) бабочке Павлиний глаз
2) жуку-пожарнику
3) стрекозе-коромыслу
4) мухе домашней

Выберите один, наиболее правильный вариант. К ароморфным изменениям у членистоногих относят появление
1) органов зрения и осязания
2) замкнутой кровеносной системы
3) конечностей, состоящих из отделов
4) нервной системы в виде цепочки

ЧЛЕНИСТОНОГИЕ
1. Выберите три варианта. Какие признаки объединяют речного рака, паука-крестовика и майского жука в тип Членистоногие?
1) одинаковое строение органов выделения
2) хитиновый покров тела
3) фасеточные глаза
4) замкнутая кровеносная система
5) деление тела на отделы
6) брюшная нервная цепочка

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. По каким признакам ракообразных, паукообразных и насекомых объединяют в тип Членистоногие?
1) хитиновый покров
2) трахейное и лёгочное дыхание
3) сегментированное тело, представленное отделами
4) рычажные конечности
5) кровеносная система замкнутого типа
6) развитие с полным превращением

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Сходство ракообразных, паукообразных и насекомых состоит в том, что у них
1) замкнутая кровеносная система
2) одинаковое количество усиков
3) покров состоит из хитина
4) тело состоит из отделов
5) конечности разделены на членики
6) органами дыхания являются жабры

РАКИ ТЕКСТ
Прочитайте текст. Известно, что камчатский краб – один из самых крупных видов ракообразных, обитатель дальневосточных морей. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите цифры, под которыми они указаны. (1) Дышит краб растворённым в воде кислородом. (2) В пищу используют мышцы конечностей краба. (3) Крабы употребляются в пищу человеком. (4) Отделами тела краба являются головогрудь и брюшко. (5) Браконьерство существенно сокращает численность популяции краба. (6) Самцы достигают по ширине панциря 23 см, по размаху ног – 1,5 м, а по массе – 7 кг.

РАКИ - НАСЕКОМЫЕ
1. Установите соответствие между признаком и классом типа Членистоногие: 1) Ракообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в правильнном порядке.
А) Головогрудь и брюшко
Б) Выделительная система - антенальные железы
В) Органы дыхания - трахеи
Г) Органы дыхания - жабры
Д) Три пары ходильных конечностей
Е) Голова, грудь и брюшко

2. Установите соответствие между классами животных и их признаками:1) ракообразные, 2) насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – трахеи
Б) органы дыхания – жабры
В) три пары ходильных ног
Г) пять пар ходильных ног
Д) развитие прямое
Е) развитие с полным и неполным превращением

3. Установите соответствие между признаком животных и классами: 1) Насекомые, 2) Ракообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) органы дыхания – трахеи
Б) три пары конечностей
В) пять пар ходильных ног
Г) органы дыхания – жабры
Д) твердый хитиновый панцирь
Е) выделительная система – мальпигиевы сосуды

РАКИ - ПАУКИ
Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих, к которому его относят: 1) ракообразные, 2) паукообразные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) наличие двух пар усиков
Б) регулирование численности насекомых
В) наличие четырех пар конечностей
Г) перенос некоторыми видами опасных для человека заболеваний
Д) внешнее пищеварение
Е) очищение водоемов от органических остатков



Установите соответствие между характеристиками и организмами. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) дыхание жаберное
Б) имеет две пары антенн
В) глаза простые
Г) имеет пять пар ходильных ног
Д) как правило, имеет паутинные железы
Е) ходильные ноги не имеют клешней на конце

РАКИ - ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ
1. Установите соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: 1) Ракообразные, 2) Паукообразные, 3) Насекомые. Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) скорпион
Б) паук-крестовик
В) наездник-яйцеед
Г) камчатский краб
Д) черноморская креветка
Е) постельный клоп

2. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) камчатский краб
Б) постельный клоп
В) божья коровка
Г) паук-крестовик
Д) черноморская креветка
Е) обыкновенный богомол

ПАУКИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для паукообразных характерно
1) наличие усиков
2) 4 пары ходильных ног
3) отделы тела: головогрудь и брюшко
4) наличие паутинных желез
5) 3 пары ходильных ног
6) наличие зеленой железы

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паук крестовик относится к классу Паукообразные, так как у него
1) нет усиков
2) сложные фасеточные глаза
3) четыре пары ног
4) наружный хитиновый скелет
5) сердце находится на брюшной стороне тела
6) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка



ПАУКИ РИС
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?
1) замкнутая кровеносная система
2) разделение тела на голову, грудь и брюшко
3) брюшная нервная цепочка
4) четыре пары ног
5) одна пара усиков
6) дыхание с помощью легочных мешков и трахей

ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые
А) предварительное переваривание пищи вне организма
Б) разделение тела на головогрудь и брюшко
В) глаза простые, от двух до восьми пар
Г) наличие одной пары усиков на голове
Д) наличие трех пар конечностей на груди
Е) глаза фасеточные, сложного строения

2. Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен: 1) паукообразные, 2) насекомые
А) наличие головогруди и брюшка
Б) одна пара усиков
В) четыре пары ходильных ног
Г) глаза простые или отсутствуют
Д) дыхание только трахейное

3. Установите соответствие между признаками и животными, для которых они характерны: 1) паук, 2) насекомое
А) органы дыхания - только трахеи
Б) развиты хелицеры
В) орган выделения – жировое тело
Г) три пары ходильных ног
Д) тело разделено на три отдела
Е) четыре пары ходильных ног

4. Установите соответствие между особенностями строения членистоногих и классом, для которого они характерны: 1) паукообразные, 2) насекомые. Запишите цифпы 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) тело состоит из головы, груди, брюшка
Б) имеются усики
В) 3 пары ходильных ног
Г) имеются только простые глаза
Д) у большинства имеются крылья
Е) имеются лёгочные мешки и трахеи

ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между животным и классом к которому его относят: 1) Паукообразные, 2) Насекомые
А) медоносная пчела
Б) скорпион
В) рыжий лесной муравей
Г) малярийный комар
Д) таежный клещ

5. Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: 1) Паукообразные, 2) Насекомые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) органы дыхания – исключительно трахеи
Б) прямое развитие у большинства
В) наличие трех пар конечностей
Г) кровь не переносит газы
Д) тело состоит из головогруди и брюшка
Е) наличие одной пары усиков

ПАУКИ - НАСЕКОМЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три утверждения, относящиеся к отличию паукообразных от насекомых.
1) Имеют внешний хитиновый скелет, который служит каркасом всему телу.
2) Четыре пары простых глаз.
3) Незамкнутая кровеносная система.
4) Имеются мальпигиевы сосуды.
5) Четыре пары ходильных ног.
6) Тело состоит из брюшка и головогруди.

НАСЕКОМЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для насекомых?
1) деление тела на головогрудь и брюшко
2) деление тела на голову, грудь и брюшко
3) трахейная система дыхания
4) легочная система дыхания
5) четыре пары ходильных конечностей
6) шесть ходильных конечностей

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие особенности организации способствовали широкому распространению насекомых на планете?
1) развитие вторичной полости тела
2) наличие нервной системы узлового строения
3) высокая плодовитость
4) разнообразие ротовых аппаратов
5) наличие жалящих органов
6) наличие крыльев

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ
Установите последовательность стадий развития капустной белянки
1) яйцо
2) куколка
3) гусеница
4) взрослое насекомое

ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ОТРЯДЫ
Установите соответствие между отрядами насекомых и типами их развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Чешуекрылые
Б) Двукрылые
В) Жесткокрылые
Г) Прямокрылые
Д) Перепончатокрылые
Е) Стрекозы

ПОЛНОЕ - НЕПОЛНОЕ ВИДЫ
1. Установите соответствие между насекомым и типом его постэмбрионального развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением
А) азиатская саранча
Б) майский жук
В) капустная белянка
Г) комнатная муха
Д) зеленый кузнечик
Е) медоносная пчела

2. Установите соответствие между видом животного и типом его постэмбрионального развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) пустынная саранча
Б) хлебная жужелица
В) обыкновенный богомол
Г) пчела медоносная
Д) березовая пяденица

3. Установите соответствие между представителем класса насекомых и типом его развития: 1) с неполным превращением, 2) с полным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) саранча
Б) жук-олень
В) таракан
Г) кузнечик
Д) постельный клоп
Е) бабочка-капустница

4. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жужелица
Б) лесной клоп
В) зеленый кузнечик
Г) майский жук
Д) бабочка-крапивница

5. Установите соответствие между видами насекомых и типами их развития: 1) с полным превращением, 2) с неполным превращением. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жук-плавунец
Б) перелетная саранча

В) медведка
Г) божья коровка
Д) стрекоза коромысло
Е) рыжий муравей

Б) колорадский жук
В) клоп вредная черепашка
Г) бабочка репейница

НЕПОЛНОЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характерные для насекомых с неполным превращением:
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое

==========
Установите соответствие между характеристиками и классами животных, к которым их относят: 1) Насекомые, 2) Пресмыкающиеся. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) скелет наружный
Б) расположение сердца на брюшной стороне тела
В) наличие костного скелета
Г) нервная система узлового типа
Д) наличие туловищных или тазовых почек
Е) наличие разнообразных паразитических форм



Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если у животного сердце имеет строение, изображенное на рисунке, то для этого животного характерны
1) наличие гемоглобина в эритроцитах
2) тазовые почки
3) нервная система трубчатого типа
4) незамкнутая кровеносная система
5) разветвленные трахейные трубочки
6) непрямое развитие

Задание №1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.


Объяснение: стебель, лист и почки вместе составляют побег. Правильный ответ - побег.

Задание №2.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в эволюционной теории. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Объяснение: к эволюционной теории относятся три термина: идиоадаптация, дивергенция и ароморфоз.

Идиоадаптация - частное изменение организма, не приводящее к повышению уровня организации (опушенность листьев, изменение окраски и т.д.).

Дивергенция - направление эволюции, сопровождающееся изменением признаков у изначально сходных групп организмов в результате различных факторов.

Ароморфоз - изменение организма, приводящее к повышению его уровня организации (например, появление теплокровности, четырехкамерного сердца, внутреннего оплодотворения и т.д.).

Правильный ответ - 35.

Задание №3.

Набор клеток яйцеклетки гороха равен 7. Какой набор хромосом имеют соматические клетки этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

Объяснение: яйцеклетка - половая клетка, она имеет гаплоидный (одинарный) набор хромосом, а соматические клетки имеют двойной набор. Значит 7 нужно умножить на 2 и получим 14.

Правильный ответ - 14.

Задание №4.

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики определения процессов и биологического значения мейоза. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Образование клеток с удвоенным числом хромосом

2. Образование гаплоидных клеток

3. Образование бивалентов

4. Появление новых комбинаций генов

5. Появление большего числа соматических клеток

Объяснение: мейоз - процесс образования половых клеток (из диплоидной клетки за два деления образуется четыре гаплоидных клетки). В ходе мейоза происходит конъюгация и кроссинговер, а также образование бивалентов. Мейоз никак не связан с соматическими клетками, поэтому признаками мейоза не являются: образование клеток с удвоенным числом хромосом и появление большего числа соматических клеток. Правильный ответ - 15.

Задание №5.

Установите соответствие между характеристикой органоида клетки и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика органоида

А. Одномембранный органоид

Б. Внутреннее содержимое - матрикс

В. Наличие гидролитических ферментов

Г. Наличие крист

Д. Полуавтономный органоид

Вид органоида

Объяснение: митохондрия - полуавтономная двумембранная органелла, имеющая собственный ДНК аппарат и выполняющая энергетическую функцию. Имеет впячивания внутренней мембраны - кристы. Лисомома - одномембранная органелла, имеющая большое число гидролитических ферментов и выполняющая функцию расщепления больших молекул. Правильный ответ - 21211.

Задание №6.

Какое соотношение фенотипов получится при скрещивании двух дигетерозигот при полном доминировании и независимом наследовании генов? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

Объяснение: возьмем две дигетерозиготы: АаВв и скрестим их.

Гаметы: АВ, Ав, аВ, ав х АВ, Ав, аВ, ав

При полном доминировании и независимом наследовании получается следующее соотношение фенотипов: 9:3:3:1.

Правильный ответ - 9331.

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик геномной изменчивости. Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите а таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Ограничена нормой реакции признака

2. Число хромосом увеличено и кратно наплоидному

3. Появляется добавочная Х-хромосома

4. Имеет групповой характер

5. Наблюдается потеря У-хромосомы

Объяснение: геномная изменчивость - изменчивость на уровне генома. То есть это индивидуальное, а не групповое изменение, которое связано с изменениями количества хромосом. Тогда, следующие признаки не относятся к геномной изменчивости: ограничена нормой реакции признака и имеет групповой характер. Правильный ответ - 14.

Задание №8.

Установите соответствие между способом питания и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пример

Способ питания

Объяснение: Автотрофы - организмы, превращающие неорганические вещества в органические. Выделяют фото- и хемотрофов. Являются первым звеном в пищевой (трофической) цепи (растения, бактерии).

Гетеротрофы - организмы, потребляющие готовые органические вещества (животные, грибы, бактерии).

Тогда к автотрофам отнесем: цианобактерий, ламинарию и одуванчик, а к гетеротрофам - бычьего цепня и лисицу.

Правильный ответ - 11212.

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Рыхление почвы и прополку сорняков в посевах культурных растений проводят для

1. Улучшения дыхания растений

2. Уменьшения испарения воды из почвы

3. Сокращения испарения воды растениями

4. Усиления оттока органических веществ из листьев к корням

5. Улучшения снабжения растений неорганичсекими веществами

6. Ослабления конкуренции между культурными и сорными растениями

Объяснение: рыхление почвы улучшает дыхание растений, так как между частичками почвы увеличивается количество кислорода, происходит перемешивание почвы, то есть уменьшает испарение воды из почвы, а прополка сорняков ослабляет конкуренцию между культурными и сорными растениями. Правильный ответ - 126.

Задание №10.

Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которых он характерен

Признак Класс позвоночных животных

А. Непостоянная температура тела 1. Пресмыкающиеся

Б. Интенсивный обмен веществ в клетках 2. Птицы

В. Отсутствие мочевого пузыря

Г. Сердце четырехкамерное

Д. Неполная перегородка в желудочке сердца

Объяснение: выпишем признаки птиц (большинство из них является приспособлениями к полету): интенсивный обмен веществ, отсутствие мочевого пузыря, четырехкамерное сердце, наличие киля. Остальное - признаки рептилий. Правильный ответ - 122212.

Задание №11.

Установите последовательность систематического положения растений, начиная с наименьшей категории. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

2. Одноклеточные водоросли

3. Многоклеточные водоросли

Объяснение: здесь мы, честно говоря, не поняли, что от нас хотят, поэтому просто приводим ответ, который дан в задачнике - 231546.

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие функции в организме человека выполняет пищеварительная система?

2. Механической обработки пищи

3. Удаление жидких продуктов обмена

4. Транспорта питательных веществ к клеткам тела

5. Всасывание питательных веществ в кровь и лимфу

6. Химического расщепления органических веществ пищи

Объяснение: механическая обработка пищи осуществляется в ротовой полости (часть пищеварителньой системы), всасывание питательных веществ в кровь и лимфу происходит в кишечнике, химическое расщепление органических веществ пищи происходит в ротовой полости и в желудке. Правильный ответ - 256.

Задание №13.

Установите соответствие между характеристикой железы и видом, к которому ее относят.

Характеристика железы Вид железы

А. Выделяет секрет непосредственно в кровь 1. Внутренней секреции

Б. Синтезирует белки - ферменты 2. Внешней секреции

В. Выделяет секрет через специальные протоки

Г. Образует биологически активные вещества - гормоны

Объяснение: железы внутренней секреции выделяют гормоны в кровь, то есть признаки желез внутренней секреции: секрет выделяется в кровь, образуют биологически активные вещества - гормоны. Все остальное - к железам внешней секреции. Правильный ответ - 1221.

Задание №14.

Установите последовательность движения крови у человека по малому кругу кровообращения начиная с правого желудочка.

1. Правый желудочек

3. Левое предсердие

4. Легочные артерии

5. Легочные вены

Объяснение: на основе рисунка малого круга кровообращения, установим правильную последовательность движения крови.


Правильная последовательность - правый желудочек - легочные артерии - капилляры - легочные вены - левое предсердие. Правильный ответ - 14253.

Задание №15.

Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. Неандерталец - древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. 2. Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. 3. Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. 4. Неандертальцы - самые близкие предки человекообразных обезьян. 5. Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке.

Объяснение: посмотрим на неандертальца.


Неандертальцы - не самые близкие родственники человекообразных обезьян, они были очень близки к современному человеку. Неандертальцы - тупиковая ветвь древних людей, ни один неандерталец до сегодняшнего дня не сохранился.

Правильный ответ - 123.

Задание №16.

Установите соответствие между признаком речного рака и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Признак

А. Обитают в придонной части водоемов

Б. Тело состоит из головогруди и брюшка

В. Питаются водными животными, водорослями, органическими остатками

Г. Головогрудь покрыта хитиновым панцирем

Д. Брюшко раков членистое

Критерий вида

Объяснение: морфологический критерий описывает строение организмов - тело состоит из головогруди и брюшка, головогрудь покрыта хитиновым панцирем, брюшко равков членистое, все остальное отнесем к экологическому критерию. Правильный ответ - 21211.

Задание №17.

Выберите три верных ответ из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми онии указаны. В естественной экосистеме

1. Разнообразный видовой состав

2. Несбалансированный круговорот веществ

3. Незамкнутый круговорот веществ

4. Замкнутый круговорот веществ

5. Разветвленные пищевые цепи

6. Среди консументов преобладают хищники

Объяснение: естественная экосистема является более стабильной, так как имеет более разнообразный видовой состав, замкнутый круговорот веществ и разветвленные пищевые цепи. Правильный ответ - 145.

Задание №18.

Установите соответствие между признаком печеночного сосальщика и критерием вида, для которого он характерен.

Признак Критерий вида

А. Личинка живет в воде 1. Морфологический

Б. Тело уплощено 2. Экологический

В. По образу жизни - паразит

Г. Имеет две присоски

Д. Пищеварительная система имеет ротовое отверстие

Объяснение: морфологический критерий описывает строение, как внутреннее, так и внешнее. Таким образом, к морфологическому описанию относится: уплощенное тело, две присоски и наличие ротового отверстия. Все остальное относится к образу жизни, то есть к экологическому критерию. Правильный ответ - 21211.

Задание №19.

Установите последовательность расположения организмов в цепи питания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

4. Растения луга

Объяснение: бабочка пьет нектар растений луга, лягушка ест бабочку, уж охотится на лягушку. Правильный ответ - 4312.

Задание №20.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соотвествующий термин из предложенного списка.

Митохондрии - у всех эукариот,

пластиды - у растений

Список терминов и понятий

2. Перенесение неблагоприятных условий среды

3. Перенос информации о первичной структуре белка

4. Двумембранные органоиды

5. Шероховатая эндоплазматичсекая сеть

6. Мелкие рибосомы

Объяснение: митохондрии и пластиды являются двумембранными органеллами, спорообразование у эукариот служит для перенесения неблагопритных условий среды, митоз и мейоз являются способами деления клеток (митоз - соматических, мейоз - половых).

Правильный ответ - 421.

Задание №21.

Изучите график разрывающего (дизруптивного) отбора. Выберите утверждения, которые соответствуют характеристике разрывающего естественного отбора. В ответе запишите номера выбранных утверждений.


1. Отбор особей со средним значением признака в популяции

2. Деление популяции на несколько групп, обитающих на одной территории

3. Отбор в пользу дигетерозигот

4. Сохранение неизменности признака за счет неменяющихся условий обитания

Объяснение: при дизруптивном отборе сохраняются особи двух или нескольких направлений развития, то есть происходит деление популяции на несколько групп, обитающих на одной территории. Правильный ответ - 2.

Задание №22.

Белые грибы обычно встречаются в хвойных и смешанных лесах. Объясните почему.

Объяснение: грибы в лесу образуют микоризу. Микориза - это симбиоз гиф гриба и корней дерева. При этом дерево (автотроф) образует органические вещества из неорганических и поставляет их грибу, а гриб (гетеротроф) их перерабатывает обратно в органику. Белые грибы образует микоризу с деревьями, растущими как раз в хвойных и смешанных лесах.

Задание №23.

Определите, какие типы тканей организма человека изображены на рисунке. Каково их местоположение и функции?



Объяснение: на рисунках изображена мышечная ткань. На левом - гладкая мышечная ткань, на правом - поперечно-полосатая. Гладкая мускулатура образует стенки органов желудочно-кишечного тракта, иннервируется вегетативной нервной система (то есть без нашего желания), функция - сократительная (при помощи сокращений пищевой ком проходит по ЖКТ. Поперечно-полосатая мышечная ткань составляет скелетную мускулатуру, иннервируется центральной нервной системой (по нашему желанию), функция - опорная и двигательная.

Задание №24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Система органов кровообращения человека включает сердце, кровеносные сосуды, узлы. 2. Большой круг кровообращения берет начало из левого предсердия. 3. По артериям большого круга кровь доставляется ко всем органам и тканям, где происходит газообмен. 4. В малом круге кровообращения венозная кровь, обогащаясь кислородом, становится артериальной. 5. Вены легочного круга приносят кровь в правый желудочек.

Объяснение: 1 - кровеносная система не включает узлы, а только сердце и сосуды. 2 - большой круг кровообращения берет начало из левого желудочка, а не предсердия. 5. Вены легочного круга приносят в левое предсердие.

Задание №25.

Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

Объяснение: 1. Отсутствие ядерной мембраны

2. Отсутствие мембранных органелл

3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

4. Наличие внехромосомных участков ДНК

5. Наличие в клеточной стенке муреина

Задание №26.

Укажите условия и причины экологического способа видообразования.

Объяснение: экологическое видообразование - возникновение нового вида в результате экологических изменений условий среды (изменение экологической ниши, пищевого рациона, особенностей размножения). При этом разные популяции одного вида оказываются в разных условиях среды, в результате чего возникает репродуктивная изоляция и накопление мутаций и, впоследствии, образование нового вида. Экологическое видообразование происходит в пределах исходного ареала.

Задание №27.

В соматических клетках животного организма диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках при гаметогенезе на конечном этапе в зоне размножения и на конечном этапе в зоне созревания? Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: рассмотрим картинку гаметогенеза.


Как мы видим, на конечном этапе в зоне размножения набор хромосом диплоидный (2n)а набор молекул ДНК - 2с (так как на это этапе происходит митоз), а на конечном этапе в зоне созревания - гаплоидный (n), а набор молекул ДНК - 1с (так как на этом этапе уже произошло не только второе мейотическое деление, но и первое).

Задание №28.

При скрещивании серой (а) мохнатой крольчихи с черным мохнатым кроликом в потомстве наблюдалось расщепление: крольчата черные мохнатые и серые мохнатые. Во втором скрещивании фенотипически таких же кроликов получилось потомство: крольчата черные мохнатые, черные гладкошерстные, серые мохнатые, серые гладкошерстные. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях?

Объяснение:

А - черная окраска

а - серая окраска

В - мохнатый кролик

в - гладкошерстный кролик

F1: АаВВ - черные мохнатые крольчата

ааВВ - серые мохнатые крольчата

Г: аВ, ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: получается 8 генотипов и 4 фенотипа

АаВВ, 2АаВв - серые мохнатые крольчата

Аавв - черные гладкошерстные крольчата

ааВВ, ааВв - серые мохнатые крольчата

аавв - серые гладкошерстные крольчата

В данном случае действует закон независимого наследования, так как представленные признаки наследуются независимо.

Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

Читайте также: