У моего соседа онкология

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на заседании ЦМК зам. директора по УР

________________ Корнева Н. М.

протокол № _____ ________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен:

-владеть лексико-фразеологическими нормами.

-лексические и фразеологические единицы языка;

-лексические и фразеологические нормы;

-происхождение, строение и значение фразеологизмов.

Распределение часов по теме:

1.Учебно-методическая карта №­­1

5. Информационное обеспечение темы:

Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2008. – 448 с.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

1. Тема: Лексико-фразеологические нормы.

2. Продолжительность занятия: 180 мин

3. Цели занятия:

Уч.цель: способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения.

Воспит.цель: воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность.

Развивающая цель: развивать у студентов внимание, наблюдательность, нестандартность мышления, активизировать познавательную деятельность.

4. После изучения темы студент должен знать: основные типы лексических и лексико-фразеологических норм русского литературного языка;

5. Методы обучения: репродуктивный; проблемно-поисковой, игровой.

6. Оснащение:

Введенская Л.А. Культура речи. / Введенская Л.А. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2008. – 448 с.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Записать тему, цели занятия в тетрадь.

Ознакомиться с оснащением занятия и литературой.

Законспектировать основные вопросы. (Приложение №1,7).

Используя помощь преподавателя, закрепить изученный материал (Приложение №2-6,8).

Записать домашнее задание к следующему практическому занятию.

Самостоятельная работа студентов.

Приложение №1

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ , как правило связаны с незнанием и не разграничением паронимов, незнанием правил лексической сочетаемости и лексического значения слов. В связи с этим выделяются следующие типы нестилистических ЛЕКСИЧЕСКИХ норм/ошибок:1. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Паронимы - это слова, сходные, похожие по звучанию, но совершенно различные по значению. Например:

практичный и практический

эффектный и эффективный

искусный и искусственный

геройский и героический

элементный и элементарный

дождливая и дождевая

Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ в основном связаны с незнанием особенностей: функциональных стилей русского языка и особенностей лексики.

Выделяют следующие типы лексико-стилистических ошибок:

ПЛЕОНАЗМЫ. Это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям (например: человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого (например: своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе, памятные сувениры, главная суть, броский эффект, коренной абориген, маршрут движения).

ТАВТОЛОГИЯ. Это повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла, либо употребление лишних однокоренных слов (образное изображение, жители живут, больные болеют, неотложная экстренная помощь).

НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ. Например : Ленский - ухажер Ольги.

НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКОЙ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ. Например: Она 20 лет трудилась на посту санитарки.

УВЛЕЧЕНИЕ ТЕРМИНАМИ И КНИЖНОЙ ЛЕКСИКОЙ . Например: В моменты социальных катаклизмов иллюзорные покровы догм, наброшенные на реальность, истончаются и бытие предстаёт во всей своей полноте.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАНЦЕЛЯРИЗМОВ В ЧУЖОМ КОНТЕКСТЕ.

Например: оборот "ввиду отсутствия" при разговоре с больным является неуместным: Ввиду отсутствия участкового врача обратитесь к дежурному.

РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ. Например: Мальчик проявляет большой интерес к биологии и анатомии (интересуется).

АНАХРОНИЗМЫ. Неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например: Молчалин работает у Фамусова (служит).

Приложение № 2

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Задание № 1 Максимальная оценка - 2 балла

1.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Лексические ошибки;

Б. Лексико-стилистические ошибки.

нарушение лексической сочетаемости;

незнание лексического значения слова;

немотивированное использование высокой книжной лексики.

Эталон: А - 2) 4) 6); Б - 1) 3) 5) 7) 8).

2.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Плеоназм;

повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла;

неуместное употребление стилистически окрашенной лексики;

употребление лишних однокоренных слов;

немотивированное использование высокой книжной лексики;

повторение слов, частично или полностью совпадающих по значению;

использование канцеляризмов в чуждом контексте;

оборот речи, в котором значение одного слова уже входит в состав другого.

Эталон: А-5) 7), Б-І)3).

Приложение № 3

Задание № 2 Максимальная оценка - 1 балл

Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.

Эталон выполнения

Пример нарушения нормы

Решимость его выступления удивила всех

Эталон ответов

Пример нарушения нормы

Ввиду отсутствия медикаментов в этой аптеке пришлось идти в другую.

Использование канцеляризмов в чуждом контексте

Они работали как самые отъявленные специалисты.

Увлечение терминами и книжной лексикой

Наши воины совершили много геройских подвигов.

Правдивое изображение жизни, отсутствие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма.

Возьми хлеб себе, он у нас все равно бесполезно пропадает.

В предложенных предложениях найти ошибки и проанализировать их по следующей схеме.

Учащиеся работали по заданиям, данным преподавателем.

Хочется особенно отметить дует двух тромбонов.

Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалькаду скал, деревьев, кустов.

Увлечения терминами и книжной лексикой

С таким шумом лопались почки, гудели ранние пчелы.

Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

Увлечение книжной лексикой и терминами

И тут боец вспомнил, что в кармане у него винтовка.

Незнание лексического значения слова.

Налицо незаконное растаскивание казенного имущества.

Численность рабочего дня в хирургическом отделении была ненормированной.

Больной Петров в армии не служил, так как был забронирован.

Незнание лексического значения слова.

За двадцатилетний труд на

посту заведующего терапевт

отделением, доктор Петров был предоставлен к награде.

высокой книжной лексики.

Приложение № 4

Задание № 3 Максимальная оценка - 4 балла

Есть ли в следующих словосочетаниях лексико-стилистические ошибки? Если есть, то исправьте их.

озабочен оценками за четверть;

обеспокоен оценками за четверть;

более двух суток времени ;

более двух суток;

принять сторону забастовщиков;

принять сторону забастовщиков;

трудиться на посту главврача поликлиники;

занимать пост главврача поликлиники;

психически больной человек.

Приложение № 5

Задание № 4 Максимальная оценка - 2 балла

Устраните лексические ошибки, связанные с незнанием лексического значения слов, в следующих предложениях:

Две недели пролежал с гриппом в поликлинике.

Две недели пролежал с гриппом дома.

У моего соседа онкология.

У моего соседа онкологическое заболевание.

При пальпации выявлены сухие хрипы.

При аускультации выявлены сухие хрипы.

Пациенту был прописан аспирин по одной таблетке внутривенно 2 раза в день.

Пациенту был прописан аспирин по 1 таблетке 2 раза в день внутрь.

Приложение № 6

Задание № 5 Максимальная оценка - 3 балла

Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:

В сочинении ученика много дефектов .

В сочинении ученика много ошибок .

Школьная футбольная команда потерпела фиаско .

Школьная футбольная команда потерпела поражение .

На концерте превалировали вокальные номера.

На концерте преобладали вокальные номера.

Во время интервала между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Во время перерыва между занятиями в аудиторию вошёл директор.

Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.

Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

Мой бой-френд пригласил меня в кино.

Мой друг пригласил меня в кино.

I . Проверка домашнего задания.

1) Устно проверяются заданные предложения.

2) Преподаватель выборочно проверяет тетради.

Приложение № 7

Приложение № 8

Закрепление.

Из огня да в полымя. Не в коня корм. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Навострить лыжи. Дело в шляпе. Чудеса в решете. Курам на смех. Где раки зимуют. Медвежий угол. Петь дифирамбы. Как с гуся вода. Играть первую скрипку. Не в бровь, а в глаз.

2. Прочитайте. Объясните значение фразеологических оборотов. Укажите, какие из них являются фразеологическими сращениями, какие – единствами, какие – сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, кануть в лету, претворять в жизнь, медвежья услуга, подводить итоги, делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, сломя голову, ахиллесова пята, держать порох сухим.

3. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов. Перепишите, исправляя эти ошибки.

а) Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.

в) У Плюшкина крестьяне помирают как мухи.

г) Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.

д) Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.

е) После приезда Базарова жизнь в имении Кирсановых начала бить другим ключом.

Домашнее задание

Придумайте несколько связных предложений (4-5) с лексическими и лексико-статистическими ошибками на медицинскую тематику. Составьте 5-7 предложений, используя медицинские фразеологизмы.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1. А) Заброшенный дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, мчатся пассажирские, раз в сутки проносится скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые во мраке потеряли дорогу.

Г) Все учащиеся своевременно выполнили домашнее задание.

Д) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема раскрыта неполно.

Е) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в снежном убранстве.

Ж) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен пламенем.

2. А) В сочинении ученика много недостатков.

Б) Школьная футбольная команда потерпела поражение.

В) На концерте были преимущественно вокальные номера.

Г) После долгих споров договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье.

Д) Во время перемены между занятиями в аудиторию вошел директор. Е) Хозяин решил подарить своему гостю старые часы.

3. А) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не растерялись.

Б) Районы засушливых земель изменились до неузнаваемости.

В) Пострадавшие от наводнения передали привет пограничникам, самоотверженно спасавшим их имущество.

Г) Предварительный план имеет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе отсутствует ясно выраженная сюжетная линия.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет длительная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке построены прекрасные благоустроенные дома.

З) Появление волка было так неожиданно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок ел с такой жадностью, что скоро еда в тарелке кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На протяжении нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

на заседании ЦМК зам. директора по УР

протокол № _____ ________________

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

-владеть лексико-фразеологическими нормами.

-лексические и фразеологические единицы языка;

-лексические и фразеологические нормы;

-происхождение, строение и значение фразеологизмов.

1.Учебно-методическая карта №­­1

5. Информационное обеспечение темы:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1

1. Тема: Лексико-фразеологические нормы.

2. Продолжительность занятия: 180 мин

Уч. цель: способствовать повышению среднего уровня культуры владения современным русским языком, нормами речевого общения.

Воспит. цель: воспитывать речевую культуру, коммуникабельность, грамотность.

Развивающая цель: развивать у студентов внимание, наблюдательность, нестандартность мышления, активизировать познавательную деятельность.

4. После изучения темы студент должен знать: основные типы лексических и лексико-фразеологических норм русского литературного языка;

5. Методы обучения: репродуктивный; проблемно-поисковой, игровой.

Самостоятельная работа студентов.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ, как правило связаны с незнанием и не разграничением паронимов, незнанием правил лексической сочетаемости и лексического значения слов. В связи с этим выделяются следующие типы нестилистических ЛЕКСИЧЕСКИХ норм/ошибок:1.СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Паронимы - это слова, сходные, похожие по звучанию, но совершенно различные по значению. Например:

практичный и практический эффектный и эффективный искусный и искусственный геройский и героический элементный и элементарный дождливая и дождевая

Лексическая ошибка смешения паронимов будет, например, в таких фразах:

ЛЕКСИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ в основном связаны с незнанием особенностей: функциональных стилей русского языка и особенностей лексики.

Выделяют следующие типы лексико-стилистических ошибок:

ПЛЕОНАЗМЫ. Это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям(например: человек двадцать людей) или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого(например: своя автобиография, патриот Родины, коллега по работе, памятные сувениры, главная суть, броский эффект, коренной абориген, маршрут движения). ТАВТОЛОГИЯ. Это повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла, либо употребление лишних однокоренных слов (образное изображение, жители живут, больные болеют, неотложная экстренная помощь). НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННОЙ ЛЕКСИКИ. Например: Ленский - ухажер Ольги. НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСОКОЙ КНИЖНОЙ ЛЕКСИКИ. Например: Она 20 лет трудилась на посту санитарки. УВЛЕЧЕНИЕ ТЕРМИНАМИ И КНИЖНОЙ ЛЕКСИКОЙ. Например: В моменты социальных катаклизмов иллюзорные покровы догм, наброшенные на реальность, истончаются и бытие предстаёт во всей своей полноте. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАНЦЕЛЯРИЗМОВ В ЧУЖОМ КОНТЕКСТЕ.

Например: оборот "ввиду отсутствия" при разговоре с больным является неуместным: Ввиду отсутствия участкового врача обратитесь к дежурному.

РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ В ШКОЛЬНЫХ СОЧИНЕНИЯХ. Например: Мальчик проявляет большой интерес к биологии и анатомии (интересуется). АНАХРОНИЗМЫ. Неправильное соотнесение событий с явлениями времени. Например: Молчалин работает у Фамусова (служит).

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Задание № 1 Максимальная оценка - 2 балла

1.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

А. Лексические ошибки;

Б. Лексико-стилистические ошибки.

плеоназм; нарушение лексической сочетаемости; тавтология; смешение паронимов; анахронизм; незнание лексического значения слова; увлечение терминологией; немотивированное использование высокой книжной лексики.

Эталон: А - 2) 4) 6); Б - 1) 3) 5) 7) 8).

2.Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы:

повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла; неуместное употребление стилистически окрашенной лексики; употребление лишних однокоренных слов; немотивированное использование высокой книжной лексики; повторение слов, частично или полностью совпадающих по значению; использование канцеляризмов в чуждом контексте; оборот речи, в котором значение одного слова уже входит в состав другого.

Эталон: А-5) 7), Б-І)3).

Задание № 2 Максимальная оценка - 1 балл

Найдите в предложенных текстах ошибки в словоупотреблении и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.

Где и как россияне получают самую опасную инфекцию современности? Что чувствуют? И чего боятся больше всего? Мы поговорили с жителями разных городов России и узнали, как коронавирус изменил их жизнь.

Вахтовик из Новосибирской области легко переболел коронавирусом, тяжелее оказалась травля земляков. Тельман с женой и двумя детьми-школьниками живет в Карасуке – маленьком городке на границе с Казахстаном . 1 марта вместе с другом они поехали на заработки в Москву – строили мост. Но через месяц начальство досрочно отправило работяг по домам – обратно в село.


В больнице в одной палате оказалась вся семья. Фото: предоставлено героями публикации.

Мазок, говорит Тельман, взяли не скоро, а результат объявили аж через две недели: положительный. Где заразился? На стройке? В поезде? Тельман не знает. Сначала его увезли в районную больницу, а скоро доставили в палату и всю семью: у жены и сына – COVID-19, а дочь привезли, потому что оставить все равно не с кем. Рисковать ей, вроде нечем - все равно все это время жила с больными родителями.

- Выходит, я всю семью заразил, - говорит мужчина.

Жена коронавирусного больного пообещала сжечь дом и детей, отказавшись госпитализироваться.

Ни температуры, ни кашля, ни даже першения в горле ни у кого нет. Но есть обида. Как только вахтовик попал в больницу, на семью ополчились земляки: ведь Тельман первые дни выходил из дома.

- Соседи нас оскорбляли, материли, унижали. Потом стало еще хуже: детям в соцсетях стали писать всякую гадость, - рассказывает жена Тельмана, которая устроила скандал, когда семью приехали забирать врачи. – Правду говорят, что друг познается в беде…

Житель Красноярска две недели отдыхал в тувинском селе Ырбан. Уже, возвращаясь домой, узнал, что может быть зараженным.

Оказалось, с начальником он был в командировке: с 16 по 21 марта ездили в Москву, жили в гостинице.

- По городу не гуляли, в метро не спускались. На работу ходили пешком, там всего 5 минут ходьбы. В офисе нас каждое утро проверяли, измеряли температуру, - не понимает, где именно мог подхватить инфекцию мужчина.

Ульяна Лескевич из Майкопа воспитывает с мужем малыша, которому два года. В прошлом году снова забеременела. Учитывая такое положение, ни в какие Европы ездить и не думала. Однако на отдых все же отправились - в Абхазию . В Россию семья вернулась 27 марта, первый тест оказался отрицательным, а повторный показал коронавирус.

- Я плакала, потому что очень переживала – как так? Я на последних сроках беременности, вдруг чего? Мне вообще казалось, что это какая-то ошибка – я не чувствовала себя заболевшей. До сих пор не могу понять, где могла заразиться. Подозреваю, что где-то в магазинах, - поделилась с КП- Кубань Ульяна.


Роды у девушки проходили в инфекционной больнице в окружении врачей в защитных костюмах. Фото: личный архив.

Сначала беременная чувствовала себя отлично, но потом все-таки инфекция дала о себе знать… Заложило нос, стало першить горло, стала приподниматься температура. В придачу ко всему ребенок не захотел ждать своего срока, схватки начались на месяц раньше.

Алена Мадюжина пять лет назад переехала из Самары в Москву. Этой весной в столице и подхватила злополучный COVID-19.

- Скорее всего, это внутренние контакты: где-то в магазине, в транспорте. 9 апреля у меня поднялась температура до 38 и выше. Я вообще не привыкла обращаться к врачам и в этот раз не собиралась, но настояла мама, - рассказала Алена КП- Самара .


Среди симптомов у нее проявился такой, к которому девушка была совсем не готова.

- Я полностью перестала чувствовать вкус. Когда ты теряешь вкус, у тебя нет желания ничего есть, все это ужасно пресно и странно, - делится она.

А вот вкус к жизни Алена определенно сохранила. Раз уже столкнулась с болезнью, то почему бы не рассказать о ней другим? На карантине девушка стала вести дневник: о своих мыслях и ощущениях рассказывает в Instagram.

ПРОМЕНЯЛ АППЕНДИЦИТ НА COVID


Третий анализ на коронавирус у Константина оказался положительным. Фото: личный архив.

- Сказали, что проверять будут приходить полицейские. Состояние здоровья будет контролировать терапевт из нашей поликлиники. Выходить из дома нельзя, посещения тоже ограничены. Подписал документ, что согласен, - рассказал КП- Коми Константин.

Судя по всему, коронавирус он подхватил в больнице. Но больным себя не ощущает: говорит, что чувствует себя хорошо, никаких симптомов.

Семейная пара из Пермского края вернулась в родной город Верещагино 15 марта. Отдыхали в Объединенных Арабских Эмиратах. Или там, или в аэропорту подхватили инфекцию.

Сначала на вирус проверили супругу, и опасения подтвердились. Следом в больницу с таким же диагнозом отправился сам Дмитрий. Мужа и жену положили в отдельные боксы. Даже между собой они смогли общаться только по телефону.

- Жесть, конечно, но терплю и жду, когда вирус погибнет в моем организме. Из бокса никуда не выпускают, чувствую себя львом в клетке: лежу, хожу, два раза в день делаю зарядку, стараюсь днем не спать, чтобы ночью не мучила бессонница, - поделился пермяк во время лечения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Коронавирус, хантавирус, грипп: вирусолог объяснил, чем различаются болезни-убийцы

Верно ли, что еще в прошлом году россияне массово болели уханьской заразой? Чем COVID-19 отличается от гриппа? И правда ли, что Китай ждет новая напасть — хантавирус? (подробнее).

Почему новый вирус не любит европейцев? Помогают ли маски? Можно ли бороться против заразы отбеливателем? Объясняет вирусолог Александр Чепурнов (подробнее).

К ЧИТАТЕЛЯМ

Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, сообщите об этом в редакцию:

Редакция: (383) 289-91-00

Viber/WhatsApp: 8-923-145-11-03

Почта: kp.nsk@phkp.ru

Читайте также: