Сущность эмпатии как психологического новообразования дошкольника

Понятие "эмпатия", сущностные характеристики эмпатии, особенности развития эмпатии у детей дошкольного возраста

Сегодня в научном мире "сочувствие" обозначает понятие "эмпатия" и наиболее часто используется в гуманитарных науках: психологии, психотерапии, социологии, филологии и педагогике.

В самом первом своем значении эмпатия дословно означала "вчувствоваться в. " и описывала процесс понимания людьми произведений искусства, объектов природы, а позже и человека.

Сегодня этот термин имеет десятки определений, став многозначным понятием. Одни авторы связывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, с терпимостью к другим людям, другие - анализируют ее как акт чувствования и понимания. С этой точки зрения эмпатия выступает, как способность человека жить с другим человеком, умением ставить себя на место другого, понимать его переживания и предсказывать поведение.

Современные исследования отечественных психологов (Ю.Б. Гиппернейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова) убеждают нас в том, что эмпатия - это:

способность к последовательному выражению понимания другого в речи и/или действии;

способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания к искреннему выражению своих чувств.

Наиболее распространенным и доступным для понимания широкой аудитории становится классическое определение эмпатии как процесса постижения эмоционального состояния, проникновения и чувствования в переживания другого человека.

"Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека" - писал Сэмлоэл Смайлс.

Эмпатия неразрывно связана с эмоциональным развитием человека.

Первые эмпатийные проявления можно наблюдать уже у младенца. Они имеют форму эмоциональной идентификации, подражания, эмоционального заражения, и они пока связаны еще только с очень близкими людьми - родственниками. Согласно исследованиям К. Цан-Вакслера полугодовалый ребенок сопереживает горю матери, чувствует ее состояние.

С двух лет, помимо сопереживания значимым взрослым, появляется отзывчивость к сверстнику на основе отождествления себя с ним, своих чувств с чувствами другого (Л.Н. Галигузова). Эти возрастные границы совпадают с началом периода активного расширения у детей раннего возраста социальных эмоций, социализацией всего процесса развития, который базируется на механизме эмоционального заражения - эмоциональной синтонии.

В дошкольном возрасте (к трем годам) данный механизм утрачивает свое влияние в связи с появлением у ребенка способности поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания. "Формирующаяся у ребенка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали, как свои собственные, приводит, фигурально выражаясь, к аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной" - пишет известный отечественный психолог Александр Владимирович Запорожец.

Эта аффективная или эмоциональная децентрация обеспечивает возможность эмоционального переключения ребенка со своих собственных переживаний на переживания другого, осуществляемого сначала в непроизвольной форме, а затем проявляющегося в осознанном изменении позиции (поведения) субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной. Именно этот механизм лежит в основе возникновения и развития у детей дошкольного возраста эмпатии.

В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.

Таким образом, можно выделить три компонента развития эмпатии дошкольника - эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Каждому из компонентов соответствуют определенные критерии.

Компонент развития эмпатии

Критерии развития эмпатии

Распознание эмоциональных состояний другого человека. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики

Восприятие понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием

Способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию

Впервые динамику протекания эмпатииного процесса в дошкольном детстве выделил А.В. Запорожец, и выглядит она следующим образом: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию.

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации (В.П. Юсупов, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова), определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми.

Сопереживание - это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Содействие - комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы:

  • 1. становление эмпатии происходит на всех этапах развития личности и является одним из важных показателей социализации человека, культуры межличностных отношений;
  • 2. ориентация в эмоциональном мире людей является необходимым условием их совместной практической и духовной деятельности. Эмоционально чувствительные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, более успешны в общении и взаимодействии с ними, обладают высоким уровнем социального творчества и самореализации;
  • 3. в дошкольном детстве сопереживание является одним из главных механизмов воспитания чувств, основой нравственного поведения ребенка;
  • 4. на ранних стадиях психического развития ребенка закладывается первый компонент эмпатийного процесса - сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация.
  • 5. по мере становления второго компонента эмпатийного процесса - сочувствия - доминирующую роль начинают играть когнитивные компоненты - моральные знания и социальные ориентации ребенка. Подлинная эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствительность, но и высокий уровень понимания.
  • 6. на основе первых двух компонентов эмпатийного процесса у дошкольников возникает импульс к содействию другим, который побуждает ребенка к конкретным поступкам. "Переход к реальному содействию возможен при расширении круга переживаемых эмоций, обогащении эмпатии такими эмоциями и эмоциональными комплексами, как преодоление страха за себя, активное "противостояние" злу, отвращение к несправедливости, бескорыстная радость за другого" - отмечает Л.П. Стрелкова.

Факторы особенностей проявления эмпатии у дошкольников.

В самом общем виде зависят они от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов. К ним относят:

индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности;

характер мотивации личности;

степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним;

интенсивность стимула эмпатии, богатство эмпатийного опыта;

представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний;

социально-нравственные установки и требования.

Психолог А.Д. Кошелева указывает на то, что при эгоистической направленности ребенка в общении, то есть при удовлетворении потребности в собственном благополучии, эмпатия проявляется как сопереживание, а в случае альтруистической направленности, то есть при удовлетворении потребности в благополучии другого, - как сочувствие.

При всей важности указанных факторов, обуславливающих проявления эмпатии, нельзя не остановиться еще на одном, не менее важном, - это воспитание.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника и на этой основе воспитание детских чувств является первостепенной задачей, "не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума" - утверждал А.В. Запорожец.

Именно в условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п.

Кузьмичева Екатерина Анатольевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад" №51, г. Гатчина

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Эмпатия является основной социальной эмоцией и в ее наиболее общей форме определяется как способность индивида, подразумевающая субъективное восприятие другого человека, понимание его внутреннего мира, переживаний, мыслей и чувств, способность чувствовать чужое состояние и способность сохранять свою позицию.

С точки зрения дошкольного возраста эмпатия рассматривается как способность ребенка эмоционально реагировать на чужое состояние, способность правильно распознавать эмоциональное состояние человека, включая выражение сопереживания, сочувствия, стремления к поддержке и, наконец, предоставление реальной помощи.

Эмпатия важна для развития, потому что каждый день мы общаемся со многими людьми, которые влияют на нашу жизнь. Это все те, с кем у нас есть прямой контакт: члены семьи, одногруппники, одноклассники в школе, товарищи по спортивной секции, пассажиры в автобусе и друзья и т.д. Чем проще дошкольнику чувствовать настроение и эмоции окружающих, тем легче ему будет жить.

Эмпатия не присуще человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям.

В нашей стране проблемой эмпатии занимались многие отечественные исследователи. A.B. Запорожец, Т.П. Гаврилова, Л.П. Стрелкова, Г.М. Бреслав, О.И. Никифорова и другие. В исследованиях Д.Б. Эльконина, эмпатия представляет собой способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, что является одним из условий развития социальной децентрации .В своих работах С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, эмоционально опосредованное отношение к окружающим [16]. Исследователь Т.П. Гаврилова изучает эмпатию как форму эмоционального переживания [1]. Наиболее полно структура эмпатийного процесса раскрывается в исследовании H.H. Обозова, который охарактеризовал эмпатию как процесс, включающий в себя когнитивные, эмоциональные и действенные компоненты. Соответственно представленным компонентам выделяется три уровня эмпатии.

Развитие эмпатии в период дошкольного детства, по мнению ученых, проходит несколько этапов.

Многозначность изучения эмпатии учеными дает основание выделить в ее структуре следующие компоненты:

Духовное и интеллектуальное начало ребенка развивается через эмпатию, способствует тому, что ребенок позитивно адаптируется к обществу.

Представьте себе самую повседневную ситуацию: один из детей сломал свою любимую машинку на детской площадке. Некоторые из его товарищей поспешат утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своим делом, а кто-то даже посмеется и даже будет счастлив. Эти три модели поведения ясно показывают степень развития эмпатии у детей. Не все дети могут сочувствовать ребенку в неудобной ситуации, и это тревожный знак для родителей, потому что сочувствие является важным социальным навыком.

Понимание проблем других людей необходимо закладывать в ребенке с трехлетнего возраста, поскольку именно в этот период происходит начальное становление социальных норм. Если старший дошкольник сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и разочарования сверстников и близких, вполне вероятно, что в будущем он не будет уделять должного внимания проблемам других.

По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.

Мы можем выделить три необходимых условия:

  1. Получение своего положительного опыта.
  2. Осознание собственных эмоций и чувств.
  3. Осознание того, что должен чувствовать другой.

Эти условия являются одновременно этапами развития эмпатии.

Проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научно-обоснованных методов воспитания чувств является делом очень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка каким-либо знаниям и навыкам.

Формирование эмпатии у ребенка зависит от многих факторов.

Мы перечислим его основные:

  • индивидуальный темперамент и эмоциональные характеристики возбудимость, психодинамические качества человека;
  • мотивирующие характеристики;
  • формирование у ребенка представлений об эмоциях и чувствах;
  • социальные и моральные отношения и требования;
  • степень близости к объекту эмпатии и частота общения с ним;
  • интенсивность стимула эмпатии, богатства и разнообразия опыта у ребенка.

Каждый вид деятельности, которую ребенок осваивает в детском саду (коммуникативная, предметная, учебная, художественная деятельность, игра, труд) дает возможность для развития эмпатии.

В таблице приведены различные формы развития эмпатии в рамках каждого вида деятельности.

Таблица. Формы и методы развития эмпатии в рамках разных видов деятельности

Вид деятельности

Формы и методы развития эмпатии

Коммуникативная

деятельность

Предметная деятельность

Учебная деятельность

Художественная

деятельность

Игровая деятельность

Трудовая деятельность

Физическая культура

Таким образом, анализ проблемы развития эмпатии в дошкольном возрасте показывает, что этот период благоприятен для развития эмпатии, поскольку у детей активно развивается способность понимать переживания другого человека и демонстрировать эмпатию. Условиями развития эмпатии у дошкольников являются:

  • комплексный подход, предполагающий развитие всех компонентов эмпатии;
  • развитие эмоциональной сферы и обогащение эмпатийного опыта детей;
  • развитие умения понимать эмоциональные состояния и переживаний,
  • осознавать собственные переживания,
  • развитие помогающего, содействующего, альтруистического поведения в ответ на переживания другого на основе использования разных методов и приемов (игры, упражнения и т.д.)

Для того чтобы всецело организовать воспитание эмпатии у детей дошкольного возраста, необходимо четко спланировать этот процесс, определив его цели, задачи, структуру, этапы и методологию, а также ресурсы, задействованные для этого.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. 672 с.
  2. Атаханов Р. и др. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия / М.Г. Бобкова. М.: МГППУ, 2007. 102 с.
  3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010. 186 с.
  4. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 26-35.
  5. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубан, 2015. 179 с.
  6. Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб.: Союз, 2009. 25 с.
  7. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013. С. 96 –102.
  8. Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретич. и прикладн. аспекты: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 2015. 252 с.

Формированиеэмпатии в дошкольном возрасте

Проблема формирования отношений к окружающему миру и другим людям в детском возрасте представляет одну из интереснейших проблем психологии. Психология эмоций является одной из немногих проблем, которым неизменно уделяется внимание, как в традиционной, так и в современной науке, вопрос развития эмпатических переживаний детей принадлежит к числу наименее изученных. В связи с этим нам представляется интересным анализ исследований, посвященных проблеме эмпатии, данный в нашей работе. В нем отражено многообразие, неоднозначности подходов и взглядов, касающихся проблемы развития и формирования эмпатии.Анализ проблемы эмпатии, условий и методов ее формирования в дошкольном возрасте приобретает немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей. От того, какого знака (положительного или отрицательного) будет у ребенка отношение к окружающим его людям, будет зависеть вся его дальнейшая жизнь —успех в деятельности, отношения с близкими людьми, со сверстниками, адаптация в сложном и меняющемся мире отношений.В связи с вышеизложенным, нами была определена цель исследования –изучение специфики формирования эмпатииу детей дошкольного возраста.

3)низкие показатели эмоциональной отзывчивости или полное ее отсутствие[5]. Изучаяисследования, посвященныеэмпатии (Т.П.Гаврилова, И.М.Юсупов, К. Роджерс и др.) мы выделилитри компонента развития этого качества личности:1) Эмоциональный распознание эмоциональных состояний другого человека. Характеризуется проявлением сопереживания, выраженным в распознавании пантомимической интонационной и поведенческой этики.2) Когнитивный восприятие понимание внутреннего мира, чувств и переживаний другого человека. Характеризуется сочувствием.3) Поведенческий

способность к установлению межличностного взаимодействия, стремление к оказанию действенной помощи. Проявляется в стремлении к содействию. Таким образом, исходя из данных исследований, можно сказать, что к дошкольному возрасту у ребенка увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными, возрастает умение ребенка регулировать свои эмоциональные реакции, появляются новые, высшие чувства: ребенок оказывается способным сочувствовать и сопереживать другим людям.Именно в возрасте 56 лет ребенок осваивает высшие формы экспрессии выражение чувств с помощью мимики, интонации, что помогает ему понять переживания другого человека. В связи с этим, мы можем говорить о том, что следует обращать особое вниманиена развития эмпатии в возрасте 56 лет.

Обобщая вышесказанное, отметим,что проблема эмпатии была и остается актуальной, но недостаточно разработанной. Малоизученными остаются генезис и функции эмпатии, взаимосвязь структуры личности и эмоциональной сферы человека.

Анализ психологопедагогической литературы в отечественной и зарубежной науке позволяет нам сделать следующие выводы:1)эмпатия является важнейшим условием эффективного общения. В результате эмпатии происходит понимание мыслей, чувств и настроения другого.2)Развитие эмпатии связано с влиянием тех социальных групп, в которые попадает ребенок. Нарушения эмпатических отношений в семье или в группе сверстников неблагоприятно сказывается на развитие личности ребенка.3)К старшему дошкольному возрасту у детей повышаются возможности эмоциональной регуляции своего поведения и деятельности, эмоциональные реакции становятся более адекватными ситуации, эмпатийные проявления в большинстве случаев ведут за собой содействие.4)Значительноевлияние на формирование эмпатических переживаний оказывают: специально организованная воспитательная работа, использование специальных приемов, а также организация различных видов деятельности с учетом эмоционального компонента.5)Эмпатия реализуется и развивается в процессе интеллектуальноличностного общения ребенка со взрослыми (это могут быть специальноорганизованные занятия, тренинги). Теоретический анализ по проблеме исследования, позволил нам перейти к изучению эмпатийных переживаний у детей дошкольного возраста. Общая программа нашего экспериментального исследования включает в себя:1. изучение специфики формирования эмпатии к сверстникам у детей дошкольного возраста;2. выявление возможностей старших дошкольников в плане развития эмоциональной отзывчивости, эмпатии в специально организованном групповом общение и при использовании специально разработанной серии развивающих занятий.

Исследование было подчинено решению следующих конкретных задач:1.изучениевозрастныхособенностейформирования эмпатии к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.2.Разработка и апробация серииразвивающих занятий, направленных на формирование эмпатии в общении, включающих в себя:

умение понимать и различать свои и чужие эмоциональные состояния;

умение сопереживать и сочувствовать, отвечать адекватными чувствами;

умение слушать и слышать партнера по общению;

свидетельствуют, что дети старшего дошкольного возраста в ситуации прогнозирования собственного поведения склонны к проявлению сочувствия, эмоциональной отзывчивости, оказания помощи сверстнику. Наибольшее количество положительных ответов было дано на группы вопросов, отражающих ситуации, наиболее часто встречающиесяв повседневной жизни группы детского садаи на которые воспитатель обращает внимание своих воспитанников. Это ситуации:1.Твои товарищ рядом никак не может повесить полотенце на вешалку, а воспитатель зовет обедать, все уже за столом. Как ты поступишь?2.Колю наказали за то, что он сломал цветок на клумбе, и теперь ему нужно прополоть на огороде целую грядку. Прогулка скоро кончится, а Коля еще не сделал и половины работы, хотя очень старался. Что бы ты сделал?3.Воспитатель на занятии дала задание, сделать поделку из природного материала. Кто сделал работу можно идти играть. Ты уже сделал поделку, а твой сосед по столу решил сделать сложную поделку, ему до конца работы еще далеко. Что ты будешь делать?

6.У старших дошкольников совершенно не развит "язык чувств". В их словаре минимальное количество слов, называющих состояния, эмоции, настроение, его оттенки, переживания, а между тем "язык чувств" имеет важное значение в умении ребенка понимать себя и других, сочувствовать им,Ориентируясь на данный констатирующий срез, мы выделили детей с разной степенью эмоциональной отзывчивости:1группа—высокий уровень эмоциональной отзывчивости. Они обладают сформированной эмоциональной отзывчивостью, сопереживанием, проявляющимся в устойчивом содействии другому. Детичутко реагируют на эмоциональное состояние другого ребенка, умеют проявлять сочувствие и сорадость. В их словарном запасе есть слова, называющие состояния,эмоции, настроения (8 человек) 32%детей. 2группа

средний уровень эмоциональной отзывчивости. Дети этой группы замечают только ярко выраженное неблагополучие другого, проявляют сочувствие и содействие. Приходят на помощь только по просьбе товарища или по косвенному предложению экспериментатора, но охотно. В словарном запасе мало слов, называющих состояние, эмоции, настроение (5 человек) 20%детей. 3группа

низкий уровень эмоциональной отзывчивости. Не проявляют эмпатических переживаний, помощь не оказывают, не развита способность понимать эмоциональное состояние другого, совсем не развит "язык чувств" (12человек) 48%

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера по общению в различных по характеру эмоциональных воздействиях. Поэтому мы посчитали эффективным организацию развивающих занятий в форме тренинга группового общения. После проведения развивающих занятий и дополнительной работы вне занятий был проведен эксперимент, который состоял из методик констатирующего эксперимента. Проанализироваврезультаты контрольного эксперименты, мы можем подвести итог:1.Дети экспериментальной группы стали значительно лучше выражать свои чувства и понимать эмоциональное состояние другого человека.2.В их словаре увеличился запас слов, называющих эмоциональное состояние, настроения людей.3.Дошкольники стали больше обращать внимание на возникающие трудности у своих сверстников, на их нужды и интересы, увеличились случаи проявления детьми сочувствия и сопереживания не только в ситуации его неблагополучия, но и когда он испытывает радость.В практических ситуациях дети стали более чутко относиться к своим товарищам, оказывать им помощь, содействие, стали лучше слушать и слышать партнеров по общению.Формирующая программа существенно повлияла на взаимоотношения детей экспериментальной группы. Если до обучения на Iуровне эмоциональной отзывчивости были только 8детей (32%), то после обучения на атом уровне находятся 14детей (56%). Положительная динамика заметна и на более низких уровнях сформированности эмоциональной отзывчивости.На среднем уровне эмоциональной отзывчивости до обучения находилось 5 чел. (20%), после обучения 7 чел (28%). Данные эксперимента представлены на рисунке 6.Таким образом, можно уверенно сказать, что целенаправленная помощь детям по обогащению эмоционального опыта в личностных контактах со сверстниками не только возможна, но и необходима. Она оказывает эффективное влияние на формирование положительно эмоциональных взаимоотношений со сверстниками, на формированиеэмпатии.Полученные результаты позволяют нам утверждать, что формирование эмпатических переживаний наиболее успешно протекает в специально созданных условиях, в процессе развивающего общения. Нам представляется эффективным развитие эмоциональной отзывчивости, способности сочувствовать, сопереживать в процессе разнообразной деятельности, основанной на сочетании различных видов искусств: музыки, изобразительного искусства, литературы, театрального искусства и включающей в себя элементы тренинга эмоциональной чувствительности. Это значит, что предложенные нами гипотезы подтвердились.Теоретический анализ и экспериментальное исследование показали, что изучение эмпатии, путей ее формирования, ее генезиса необходимо для проникновения в природу взаимоотношений между людьми, для познания закономерностей становления и развития личности и приобретает в настоящее время немаловажное значение не только для развития умений и навыков полноценного общения, но и для формирования личности ребенка, приобщения его к внутреннему миру других людей.Воспитание чувств, начиная с первых лет жизни, является важнейшей задачей, не менее, а в какомто смысле более важной, чем воспитание ума, чем обучение ребенка различного рода знаниям и умениям. Для того, чтобы в дальнейшем дети могли вступать во взаимоудовлетворяющие и продуктивные отношения с людьми, у них должно быть сформировано отношение к другому как к уникальному индивиду, с

которым они способны разделить его бытие, соучаствовать в его проблемах и переживаниях.Дошкольный возраст является сензитивным для развития социальных эмоций, а в частности эмпатических переживаний. У детей больше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.Однако проблема развития и формирования эмпатических переживаний принадлежит к числу наименее разработанных в психологии, и в частности, в детской психологии. Разработка эффективных, научнообоснованных методов воспитания чувств является деломочень трудным, значительно более сложным, чем создание методов обучения ребенка какимлибо знаниям и навыкам, и ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным. Поэтому представляется интересным анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, посвященных вопросу формирования и развития эмпатии, сделанный нами в этой работе. Он может послужить теоретической основой для дальнейших исследований в области формирования эмпатических переживаний у детей.В нашем исследовании были собраны и систематизированы фактические данные, иллюстрирующие индивидуальные и возрастные проявления эмпатии у детей, определены исходные теоретические принципы и создана на их основе серия коррекционноразвивающих занятий, прослежены общие возможности формирования эмпатии у старших дошкольников в процессе целенаправленного психологопедагогического воздействия, получили развитие и конкретизацию важнейшие теоретические положения, лежащие в основе нашей исходной гипотезы.Использованные в работе диагностические методики, направленные на выявление характерных особенностей эмоционального отношения к сверстникам, оказались достаточно информативными, что позволяет рекомендовать их в качестве диагностических в практику работы с детьми. Материал может использоваться в процессе воспитательнообразовательной работы в детском учреждении, будет полезен не только практическим психологам, но и воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста и родителям.

Ссылки на источники1. Роджерс К. Эмпатия. Психология эмоций. Труды. М., 1984.2. Р. Виттингтон. Обучение американских детей сопереживанию. В кн.: Теория и практика социальной работы: отечеств. и зарубежный опыт. М., 1993.3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии. Вопросы психологии, № 2. 4. Божович Л.Н., Конникова Г.Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Жл Вопросы психологии, №1, 1975.

5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника / под ред.Кошелевой А.Д. М.,1985. С.1366. Приходько Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности: Автореф.дис. канд.пед.наук.7. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа /Пер. ИсаковойО., ГлущенкоМ., 2000. №1.

Zharova Darya,Candidate of PsychologicalSciences, associate professor at the chair of social and organizational psychology "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of a name of K. Minin", Nizhny NovgorodIvanova Ekaterina,Student correspondence department of psychology and pedagogical faculty of "The Nizhny Novgorod state pedagogical university of a name of K. Minin", Nizhny Novgorod.Empathy formation at preschool ageAbstract.Article is devoted to a problem of development of empathy at preschool age (on the example of the advanced preschool age, 56 years). Authors consider approaches of domestic and foreign scientists to term

"empathy" definition, open features the empaticheskikh of experiences of children of preschool age, conduct empirical research. Keywords:advanced preschool age, empathy, sympathy, empathy, formation.

Читайте также: