Социальные и психологические проблемы детской онкологии

К раковым заболеваниям у детей относятся системные поражения кроветворных и лимфатических тканей, эмбриональные опухоли, а также саркомы мышечной и скелетной системы. В год насчитывается 1200 вновь заболевших. Детей часто направляют на лечение в связи с общей неспецифической симптоматикой; при соответствующих подозрениях диагноз устанавливают путем пункции костного мозга или рентгенологически.

Диагноз рака всегда вызывает у родителей шок и сомнения, они до последнего надеятся на врачебную ошибку. Так как после травматичной диагностики терапия должна начинаться быстро, родителям остается мало времени, чтобы определиться в изменившейся жизненной ситуации. В этой фазе нужно так же откровенно поговорить с ребенком о заболевании раком (это возможно примерно с 5-го года жизни). Часто родители хотели бы провести разговор в присутствии врача.

Открытость необходима и в последующих беседах, в которых по возможности отчетливо должны звучать надежды на успех терапии. Вскоре или даже с самого начала лечения к этим беседам подключается психолог.

В первой 10-недельной фазе химиотерапии вместе с ребенком в большинстве случаев госпитализируется и мать. Несмотря на это, у детей развиваются реакции разлуки с домом. Профилактическое рентгеновское облучение проводится каждому 3-му или 4-му ребенку с высоким риском поражения ЦНС как необходимый метод при остром лимфолейкозе. В некоторых центрах после 10—12 дней стационарной терапии лечение продолжается амбулаторно 2-3 раза в неделю по несколько часов. Но дома детей из профилактических соображений (опасность инфекции) изолируют от друзей, и они привязываются к матери. Побочные эффекты химиотерапии (головокружения, рвота, выпадение волос) создают эмоциональную нагрузку как для пациентов, так и для их семьи.

При опухолях лечение дополняется локальными мероприятиями, такими как радиотерапия или операции. Для детей с острым лимфолейкозом проводят двухлетнюю амбулаторную терапию; пациента считают вылеченным, если у него на протяжении 5—6 лет не возникает рецидивов. Сегодня 70% острых лимфолейкозов и больше половины злокачественных опухолей могут быть излечены, однако многие острые заболевания, раньше в основном приводившие к смерти, стали хроническими с неопределенным исходом. Дамоклов меч рецидива или метастазов годами висит над пациентами и их семьями, его вероятность у перенесших рак детей составляет от 2 до 3% (Gutjahr).

Результат каждого врачебного обследования ожидается с эмоциональным напряжением, временно активизируются преодоленные страхи. Преодоление страха перед рецидивом составляет особенно трудную задачу.


После преодоления первого эмоционального шока у родителей развиваются сильные реакции печали и чувство вины при попытках найти причину заболевания. Дети только тогда вступают в сотрудничество, когда они чувствуют, что родители вместе с ними принимают болезнь. Несмотря на это в начальной фазе они нередко держатся отстранен но, молчаливы и демонстрируют отвращение к кажущейся им угрожающей терапии. Переживание собственной беспомощности и обреченности при нарастающей физической слабости отражается в их поведении. Самые тяжелые психические переживания вызывает ампутация, связанная с пластической операцией. Уже в предварительных беседах надо создавать возможности для обсуждения и развития собственной инициативы пациента, чтобы помочь ему в преодолении утраты автономности. И здесь пациенту требуется в первую очередь эмоциональная поддержка. Утрата физической идентичности — большой стресс для него.

К сожалению, в настоящее время еще мало данных, касающихся психосоциальной ситуации и качества жизни детей, страдающих раком. Недавно Петерман с соавторами (Petermann et al.) обследовали 18 бывших пациентов с опухолями костей в возрасте от 15 до 25 лет в течение 4 лет после установления диагноза. У всех отмечались различные по тяжести физические ограничения. Анализировалось содержание проведенных с ними бесед, которые были структурированы с помощью систематических категорий.

Многолетние исследования, проводившиеся американскими психологами (Kaplan), показали, что принятие болезни семьей имеет место не всегда, нередко семьи распадаются, а дети испытывают проблемы в преодолении школьных трудностей и демонстрируют выраженные реакции страха, а также психосоматические симптомы (недержание мочи, энкопрез). Насколько сохраняются поведенческие аномалии после преодоления ракового заболевания, оценивается по-разному (Ritter).

В качестве диагностического метода был предложен психологический опросник для педиатрической онкологии (PSFPO) (Kusch, Bode). С его помощью оценивают различные аспекты преодоления болезни и выявляют семьи из группы риска.

Статья посвящена отдельным вопросам психологической помощи детям больным онкологическими заболеваниями, приводятся результаты исследования психологических проблем больного ребенка и его окружения, уровня удовлетворенности в психологической помощи. Определяются основные направления социально-психологической работы в условиях онкологического отделения.

Ключевые слова: онкологическое заболевание, медико-социальная работа, психологическая помощь, адаптация к условиям лечения, внутренняя картина болезни.

К функциям специалистов системы медико-социальной работы в детской онкологии относится постановка, выделение, изучение проблем больных детей и их родителей. Проблемы больных с онкопатологией имеют многообразные формы. Химиотерапия, облучение и операции приводят к инвалидизации большинства этих детей, многократные госпитализации и длительное амбулаторное лечение порождают психологические проблемы: деформации межличностных отношений, трудности в усвоении школьных программ и пр. Впоследствии, когда эти дети становятся старше, у многих затрудняется профессиональная ориентация. Часто и у детей, и у взрослых, перенесших онкологическое заболевание, возникает социальная дезадаптация. В перечень проблем, больных с онкопатологией входят: социальные, психологические, проблемы связанные с отсутствием доступной информации для больных и их семей по различным аспектам медицинской, социальной, юридической и другим видам помощи. Предметом нашего дальнейшего рассмотрения станут психологические проблемы больного ребенка и его семьи.

Очень тяжелыми для ребенка любого возраста являются первые дни пребывания в стационаре. Понимание, что он болен чем-то серьезным (особенно у детей школьного возраста), страх перед обследованиями, усиливающийся при общении со сверстниками, которые длительное время находятся в клинике и хорошо осведомлены о лечебных и диагностических методах (стернальная и люмбальная пункции, трепанобиопсия, пункционные биопсии, внутривенные введения и т. д.) являются одним из факторов, оказывающих влияние на психологическое состояние ребенка. Смена привычной для ребенка домашней обстановки на больничную, разлука с родителями и близкими друзьями накладывают отпечаток на поведение больного ребенка [4, 5].

Исследования, проведенные И. П. Киреевой [8], выявили, что у детей накануне или во время медицинских процедур появлялась плаксивость, отказы от еды, утрата навыков опрятности, речи, отказы от лечения, побеги из больницы. У детей отмечаются депрессивные состояния с почти постоянным снижением настроения. Дети утрачивают интерес к играм и общению со сверстниками, появляется повышенный интерес к болезни. Часто дети оказывались в сложных отношениях с родителями.

По мнению М. А. Бялик, Е. Е. Моисеенко, В. В. Николаевой, Н. А. Урядницкой [2], причинами психологической дезадаптации у детей могут быть:

1) недостаточная информированность ребенка о болезни;
2) отсутствие концепции болезни.

В отечественной деонтологической традиции считается нежелательным, а в ряде случаев преступным информирование больного о неблагоприятном результате диагностического процесса. С другой стороны, многие дети, особенно подростки, уже на первых этапах лечения знают свой диагноз. В ряде англоязычных публикаций отмечается, что дети должны знать о своей болезни все что хотят. Психологический стресс может быть ослаблен с помощью знакомства с литературой, путем построения психотерапевтической работы [10].

Еще одной проблемой, возникающей во время лечения, является отношение ребенка к физическому дефекту (облысение, дефекты на лице), вызванному лечением. Обычно физические дефекты очень переживаются детьми, особенно девочками [4].

Большое влияние на течение заболевания играет отношение родителей к болезни и самому ребенку. Родительские установки в отношении болезни и процесса лечения влияют на психологическую адаптацию ребенка, на способ формирования им концепции болезни [12].

Возникновение у ребенка онкологического заболевания является для родителей сильнейшей психотравмой. Родители подвержены влиянию сильной кризисной ситуации в их жизни - болезни ребенка. Исследования показывают, что самой большой жизненной трагедией является смерть ребенка. Тревога за ребенка не пропадает длительное время. В ситуации болезни многое по отношению к окружающему миру нивелируется. Психическая реакция на заболевание ребенка может быть разной степени выраженности, но незначительные нарушения психики присутствуют почти всегда [5].

Проблемы ребенка с онкопатологией и его семьи не заканчиваются с окончанием лечения. Специалисты отмечают ряд проблем, которые испытывает семья после окончания лечения:

1) депрессии, иногда с идеями самообвинения;
2) напряженные отношения с болевшим ребенком;
3) ухудшения отношений с близкими (супругами), одиночество [6].

Работа с онкологическими больными детьми оказывает влияние также и на медицинский персонал. Согласно исследованиям, медицинский персонал, работающий с тяжелобольными, часто находится в состоянии психологического стресса. Сами врачи указывают на личностные трудности, проблемы и негативные последствия своей работы [6].

Только поверхностный обзор психологических проблем, сопряженных с заболеванием ребенка онкологической патологией, со всей очевидностью указывает на необходимость психологического сопровождения больных детей и их родителей на госпитальном и постгоспитальном этапах. С позиций биопсихосоциальной модели болезни это проблема не только душевных страданий и развития ребенка, это и путь к повышению эффективности лечения.

С целью анализа потребностей в психологической помощи детям с онкопатологией и их родителям нами проведено исследование на базе Областного онкологического диспансера г. Кемерово, в отделении детской онкологии. В исследовании принимало участие 20 человек, из них: 10 - родители детей находящихся на лечении, и 10 - медицинский персонал. Метод исследования - рмализованное интервью с использованием шкальных вопросов.

В целом и родители, и медицинские работники очень высоко оценили потребность в психологической помощи: средний бал - 8,1 и 9,7 (по 10 балльной шкале) соответственно. Респонденты единодушны и в оценке степени удовлетворенности психологической помощью - 3 и 2,2 балла, т. е. она оценивается как крайне низкая.

В ходе исследования нами были выявлены основные психологические проблемы, актуальность и необходимость решения которых отмечается респондентами обеих групп.

Все респонденты единодушны во мнении, что дети нуждаются в квалифицированной психологической и психотерапевтической помощи. Если в младшем возрасте психологические проблемы связаны в первую очередь с тяжестью состояния, трудным и зачастую болезненным лечением, ограничениями, связанными с заболеванием и нахождением в отделении, то у более старших детей на первое место выдвигается страх, тревожные опасения за здоровье и жизнь. У части детей отмечаются стойкие эмоциональные и поведенческие расстройства. Все это, несомненно, влияет на течение заболевания, эффективность лечения. Кроме того, соматопсихическое влияние и госпитализм негативно сказываются на психическом развитии детей, что, в частности, проявляется в трудностях в обучении.

Кроме указанных выше проблем, наиболее актуальными являются проблемы адаптации детей и родителей к условиям стационара, проблемы общения с больным ребенком, проблемы отношений со здоровым ребенком в семье. Половина родителей отмечает, что с появлением заболевания у ребенка возникли серьезные проблемы в супружеских взаимоотношениях.

Проведенное исследование со всей очевидностью показало, что существует высокая потребность в психологической помощи у пациентов детского онкологического отделения, которая на настоящий момент удовлетворяется далеко не в полной мере. Направленность психологической помощи вытекает из тех проблем, которые выявлены в ходе исследования, и в первую очередьдолжна осуществлятся через формирование позитивной внутренней картины болезни у больного ребенка как напрямую, так и через формирование адекватных установок у родителей. Не менее важным видится психосоциальная работа с семьей больного ребенка: выбор оптимальных путей выхода из кризиса, сплочение членов семьи, организация психологической поддержки и помощи. Возможности социальной работы как междисциплинарного вида деятельности, по нашему мнению, еще недостаточно задействованы в решении этих проблем, что требует дальнейшего поиска форм и методов работы в детских онкологических отделениях.

Благодарим сотрудников отделения детской онкологии Областного онкологического диспансера г. Кемерово за оказанную помощь в проведении исследования.

Трансформация смысловой сферы личности, находящейся в ситуации онкологического заболевания. Психологические и социальные проблемы детской онкологии. Исследование личностных особенностей онко-клиентов с воронкообразной деформацией грудной клетки.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.04.2010
Размер файла 33,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Трансформации смысловой сферы личности

Мы предполагаем, что онкологическая патология приводит к изменению смысловой сферы личности. Для проверки данного предположения нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение особенностей влияния онкологической патологии на смысловую сферу личности. Гипотеза нашего исследования - онкологическая патология, сужает и деформирует смысловую сферу личности.

При планировании данного исследования был использован экспериментальный план ex-post-facto. В исследовании приняло участие 40 испытуемых. Экспериментальную группу составили пациенты онкологического диспансера находящиеся на амбулаторном лечении со стажем заболевания до 3-х месяцев, n=20. Контрольную группу составили практически здоровые люди, n=20. Расчеты проводились с помощью статистического пакета STATISTICA 6.0, с использованием критерия U-Манна-Уитни.

В процессе статистической обработки полученных в ходе исследования данных, были получены следующие результаты.

Переживание настоящего, по линии жизни, момента в группе онкологических больных имеет более негативную окраску, чем в группе здоровых испытуемых (p=0,0007). Осмысленность жизни в группе онкологических больных ниже, чем в группе здоровых (р=0,0274). В группе онкологических больных преобладает интернальный локус-контроль жизни (р=0,018). Так же были получены различия на уровне статистической тенденции, свидетельствующие о том, что в группе онкологических больных жизненные цели представлены менее чётко, чем в группе здоровых испытуемых (p=0,0742).

Психологические проблемы детской онкологии (на материале общей онкологии)

В рамках проведения диссертационного исследования, посвященного знаково-символическому опосредствованию личностных переживаний проблемно-конфликтных ситуаций, нами ведется работа в НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина, в отделении общей онкологии (онкопатологии различных органов и опорно-двигательного аппарата). Выделены основные сферы, требующие проведения специальных психологических исследований.

Повседневное наблюдение за больными и их родителями и результаты проведенных методик свидетельствуют о стабилизации психо-эмоционального состояния и адаптации к нахождению в стационаре. Но некоторые ситуации в процессе лечения требуют проведения психодиагностического обследования, наблюдения и психокоррекционной работы.

3. Особый период лечения - подготовка ребенка к операции и сопровождение в послеоперационный период. Чаще именно подростки остро переживают неизбежные изменения во внешнем виде (выпадение волос, усталый вид, раздражения и метки на коже). А перспектива операции (особенно при онкопатологии опорно-двигательного аппарата) вызывает страхи остаться инвалидом. Причем даже эндопротез зачастую воспринимается пациентами как существенный физический изъян, который будет помехой на дальнейшем жизненном пути.

4. Отдельная ситуация лечения - рецидив заболевания, когда ребенок вновь оказывается в клинике на повторном курсе лечения. В этот период может возникать неверие в будущее, нежелание дальнейшего лечения, недоверие к врачам и родителям. Особенно остро встают эти проблемы, если рецидив приходится на подростковый период.

В-четвертых, отдельный интерес представляет нейропсихологическое исследование детей с опухолями головного мозга и пациентов, получающих высокодозное лечение.

Исследование личностных особенностей онко-клиентов с воронкообразной деформацией грудной клетки (ВДГК)

Исследование проводилось на базе МОНИКИ (Московский Областной Научно-Исследовательский Институт им. М.Ф. Владимирского) в отделении торакальной хирургии. На данный момент количество испытуемых составило 13 человек (10 мужчин и 3 женщины) в возрасте от 17 до 35 лет со слабой и средней степенями выраженности ВДГК без угрозы для здоровья.

В данном исследовании использовались методы психодиагностики личности, позволяющие изучить отдельные элементы целостной структуры личности. Исследование проводилось за сутки до операции, использовалось 6 методик: САН, МИС, Рисунок человека, Клиническая беседа, УСК, опросник Тейлора. Дальнейшая интерпретация полученных данных проводилась с учётом рекомендаций, разработанных С.Р. Пантелеевым в рамках курса психодиагностика.

Проводимое исследование обладает следующей спецификой: ограниченность времени общения психолога и клиента (клиенты преимущественно иногородние); необходимость работать с новой группой клиентов, которые не относятся к клиентам с соматическими нарушениями и вместе с тем не входят в группу клиентов пластических хирургов.

Результатом пилотажного исследования стало определение круга возможных причин обращения за помощью к торакальным хирургам для устранения (исправления) ВДГК.

Причина 1. Обращение к хирургу является внешним средством решения проблем, связанных с поиском самоопределения.

Причина 2. Фиксация на дефекте, вызванная непринятием окружения (к примеру, детская травма) является причиной обращения к помощи хирурга.

Пути взаимодействия обусловлены причинами обращения к хирургу и являются противоположно направленными. Таким образом, операция по исправлению ВДГК в ситуации кризиса самоопределения не является однозначным и адекватным способом решения проблемы. Психологическое состояние клиента может улучшиться на некоторое время, может остаться прежним, может ухудшиться, так как истинная причина неудовлетворенности жизнью кроется в личностных характеристиках, а не ВДГК. В дальнейшем причины вновь возникших проблем будут усматриваться в новом, но по-прежнему, внешнем источнике. В данном случае, пациентам, скорее, показана психологическая помощь (в том числе и краткосрочное консультирование). Психологическая помощь в таком случае может либо полностью устранить необходимость оперативного вмешательства, либо выступить в качестве профилактики использования внешних способов решения психологических проблем. Однако, если речь идет о фиксации на дефекте, то операция как альтернатива длительной и дорогостоящей психотерапии может помочь успешно решить данную проблему.

Безусловно, это лишь краткий перечень проблемных сфер в детской онкологии, требующих психологической разработки и проведения научных междисциплинарных исследований.

Список литературы

1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2008.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 2004

3. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб., 2007

4. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, исправленное издание. М., 2007

5. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М., 2004

6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М., 2008

7. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

8. Дурнов Л.А. Записки детского онколога (Драматическая деонтология). - М.: Интербук, 2006.

9. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2006.

10. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2005.

11. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний, ВП, №1, 2003.

12. Практикум по психодиагностики. Руководство по интерпретации. Общ. ред. Пантилеева С.Р., М., 2007.

13. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 2005.

14. Тхостов А.Ш. Психология телесности. - М.: Смысл, 2008.

15. Тхостов А.Ш. Осознание заболевания у онкологических больных // Журнал невропатологии и психиатрии им С.С. Корсакова. 2004. №12.

Трансформации смысловой сферы личности. Основные психологические проблемы детской онкологии. Психологическое состояние клиента: пути взаимодействия. Методы психодиагностики личности, позволяющие изучить отдельные элементы целостной структуры личности.

реферат [18,8 K], добавлен 21.04.2010

Анализ проблемы материнства, изучение особенностей смысловой сферы женщины в период беременности. Проведение исследования отношения к материнству и особенностей смысловой сферы беременных женщин. Рекомендации по психологической работе с беременными.

дипломная работа [196,5 K], добавлен 29.09.2010

Изучение особенностей работы личности с экстремальным опытом. Смысловая концепция травмы и стресса. Посттравматическое стрессовое расстройство личности как трансформация смысловой сферы. Психологическая помощь военным офицерам, характеристика методик.

дипломная работа [93,6 K], добавлен 05.06.2009

Социально-психологические свойства личности и их исследование в рамках различных социально-психологических работ. Психологические характеристики госслужащих как субъектов профессиональной карьеры, содержание их мотивационно-смысловой сферы деятельности.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 26.05.2009

Изучение психологических черт и особенностей (фантазия, независимость) креативной личности. Рассмотрение сущности и стадий творчества, определение его влияния на развитие отношений личности. Исследование связи личностных черт с развитием таланта.

курсовая работа [682,4 K], добавлен 01.08.2010

Определение и структура самоотношения личности. Психологические особенности межличностной сферы. Понятие о карьерных ориентациях личности. Методика "Диагностика направленности руководителя" А.А. Ершова. Рисуночный тест "Деловые ситуации" Н.Г. Хитровой.

курсовая работа [107,6 K], добавлен 31.10.2009

Философские, социологические и психологические представления о ценностных ориентациях в структуре личности, их классификация, влияние на реализацию деятельности, соотношение с личностным смыслом. Формирование ценностно-смысловой сферы в онтогенезе.

дипломная работа [621,2 K], добавлен 16.07.2011

Особенности развития ценностно-смысловой сферы личности современных подростков. Исследование факторов, влияющих на её формирование с целью своевременной помощи в правильном выборе нравственных ориентиров. Методика изучения ценностных ориентаций Рокича.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 25.02.2015

Понятие личности и ее структуры. Темперамент - основа личностных особенностей человека. Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их деятельности в экстремальных условиях. Динамика личностных профилей сотрудников правоохранительных органов.

дипломная работа [151,7 K], добавлен 28.07.2013

Психология развития личности родителей, ребенка и особенности их взаимоотношений. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку. Ход исследования, обсуждение результатов.

курсовая работа [76,0 K], добавлен 03.11.2009

Одно из самых страшных испытаний для родителей — это тяжёлая болезнь ребёнка. Наши дети так нуждаются в поддержке, они такие беззащитные, и кто, если не мы, должны ограждать их от всех бед, напастей и болезней. Даже обычная простуда вызывает у нас тревогу и беспокойство, а когда речь идёт об опасной болезни, где нет гарантии благоприятного исхода, паника и шок усиливаются. Когда ребёнок заболевает раком, его родители проходят через те же стадии осознания горя, что и взрослый человек, узнавший о наличии у себя онкологического диагноза. Ребёнок — это наше продолжение, и его болезнь воспринимается как наша собственная. Поэтому родителям заболевшего ребёнка тоже необходима поддержка, в первую очередь, профессионального психолога.

Узнав, что у нашего ребёнка обнаружена раковая опухоль, мы испытываем шок и неверие. Сознание отказывается воспринимать саму мысль об онкологическом заболевании. Думаем, что это какая-то ошибка, что поставлен неверный диагноз, обращаемся к другим специалистам, просим перепроверить результаты обследования. Мы хотим надеяться, что врачи ошиблись, ведь бывает и такое. Чувствуем ужас и страх потери, множество других страхов — не справиться, не смочь, не найти достаточно средств, ошибиться в выборе врача и больницы. Будут сомнения при согласовании методов лечения, страх перед операцией, длительной и болезненной терапией, возможны обращения к целителям, поиск чудодейственных препаратов. Нам кажется, что жизнь кончена!

Гнев и ярость практически неизбежны. Ребёнок же ни в чём не виноват, это несправедливо, за что ему такие страдания? В данной ситуации не нужно бояться агрессивных реакций, надо дать выход гневу, ведь, не пройдя через агрессию по отношению к судьбе, сложно прийти к реальному восприятию случившегося и принятию ситуации как есть.

Мы готовы пойти на всё, лишь бы наш ребёнок выздоровел, без колебаний поменялись бы с ним местами, отдали бы свою жизнь, только бы он был жив и здоров. Пытаемся договориться с Богом и судьбой, чтобы всё закончилось благополучно.

Одна из главных психологических проблем, с которой сталкиваются родители детей с онкологией — это чувство вины. Иногда оно набирает болезненный масштаб, доходит до невротического состояния. Мы начинаем винить сами себя — не уберегли ребёнка, не уделяли достаточно внимания, передали неблагополучную генетику, не сделали для него всего, что могли. Важно как можно раньше осознать, что в случившемся не виноваты ни вы, ни кто-то другой, просто так сложилось — ребёнок болен, и его можно и нужно лечить. Поэтому, если вы чувствуете, что задавлены депрессией, лучше обратиться к психологу или психотерапевту — вы и ваша поддержка так нужны вашему ребёнку сейчас!

Преодолеть ощущение безысходности, жалость к самому себе необходимо для того, чтобы помочь вашему ребёнку победить болезнь. Не время предаваться отчаянию, надо взять себя в руки и обеспечить ребёнку всё необходимое, надо действовать. Помните — наши дети очень чутко улавливают наши эмоции и настроения, поэтому дайте ребёнку понять, что ситуация под контролем, что вы — его опора, на которую он всегда может положиться, передайте ему свою уверенность, что всё будет хорошо. Верьте в свои силы и настраивайтесь на лучшее, поддерживайте в ребёнке оптимизм, веру в благополучный исход и любовь к жизни.

Если в семье есть ещё дети, нужно объяснить им, что происходит, на доступном уровне рассказать о заболевании, о том, что необходимо сделать, чем и как можно помочь заболевшему, как с ним обращаться, что заразиться от больного нельзя. Может случиться так, что здоровые дети будут чувствовать, что им не уделяется достаточного внимания, ими пренебрегают, что брата или сестру любят больше. Необходимо вовлекать их в посильные хлопоты по уходу за заболевшим, а также находить время на полноценное общение с ними, не лишать их естественных детских радостей и праздников, делать всё, чтобы в доме не было гнетущей атмосферы.

В сложившейся ситуации требуется сплочение в семье, взаимопонимание и взаимопомощь. Нельзя копить в себе страхи и напряжение, не давая выхода эмоциям, потому что рано или поздно этот непосильный груз всё равно прорвётся, но в разрушительной форме. Важно объединять свои усилия и делить обязанности по уходу за больным, привлекать к помощи всех родственников, чтобы давать друг другу возможность время от времени отвлекаться и отдыхать.

Для ребёнка будет лучше избегать излишней опеки дома. Конечно, нельзя относиться к нему, как к здоровому, и делать вид, что ничего не случилось, но и возводить болезнь в абсолют и подчинять ей всю жизнь в семье не следует. Пусть ребёнок делает всё, что он в состоянии сделать, не отгораживайте его от повседневных дел, не берите всё на себя, помогайте ему тогда, когда это действительно необходимо и уместно. Так будет легче справиться с болезнью.

После прохождения курса лечения, когда ребёнок достаточно окрепнет, нужно возвращаться к привычному образу жизни. Очень важна возможность посещать школу, для ребёнка это свидетельствует о том, что он преодолел болезнь и может жить так, как раньше. В щадящем режиме можно возобновить занятия спортом, предварительно оговорив эту возможность с лечащим врачом и предусмотрев все меры безопасности. Это способствует физическому и душевному восстановлению после долгого и болезненного лечения, больниц, процедур. Вообще же на любом этапе лечения очень важно давать положительные эмоции и радость ребёнку, поддерживать его интерес к жизни, это может послужить мощным стимулом к выздоровлению.

К сожалению, в России ситуация с лечением детских раковых болезней менее благоприятна, чем в развитых странах мира, потому что финансирование на приобретение лекарств и оснащение больниц, создание специализированных медицинских центров и служб поддержки, повышение квалификации врачей-онкологов недостаточное. К сожалению, бывают ситуации, когда медики, особенно в регионах, отказываются госпитализировать больного ребёнка, считая выздоровление невозможным. Нельзя отчаиваться! Боритесь всеми средствами за жизнь и выздоровление ребёнка, обращайтесь в благотворительные фонды и организации, созданные для борьбы с раковыми заболеваниями, налаживайте связи с детскими онкологическими центрами, располагающими современным оборудованием и использующими самые передовые технологии диагностики и лечения — ДГБ №1 и городской больницей №31 Санкт-Петербурга, Российским научным онкологическим центром им. Блохина и Российской детской клинической больницей Москвы. Не поддавайтесь соблазну искать помощи у знахарей и целителей, чтобы избежать тяжёлого и болезненного лечения, чем раньше вы обратитесь к профессиональным врачам, тем больше шансов на выздоровление ребенка.

Не отчаивайтесь — сейчас очень важно сломать стереотип о том, что детская онкология неизлечима. Современные методы терапии позволяют излечивать до 80% случаев раковых заболеваний у детей. Сам по себе детский возраст даёт больше возможностей для борьбы с болезнью и восстановления после лечения. Никогда не теряйте надежды!

Читайте также: