Рефлексия это новообразование которое происходит у детей


Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_refleksiya.pptx 92.71 КБ

Подписи к слайдам:

Развитие рефлексии у детей

Цель рефлексии : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность ); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность. Характеристика цветов Макса Люшера :

сегодня я узнал… было интересно узнать… было трудно выполнять… теперь я могу решать.. я научился… у меня получилось… я смог… я попробую сам… фразы из рефлексивного экрана

Автопортрет . Цель упражнения : - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут. По окончанию задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями. Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Да . Цель упражнения : - совершенствование навыков эмпатии и рефлексии. Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

Комиссионный магазин . Цель упражнения : - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника. Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления. На упражнение отводится 20-25 минут

Образно-рефлексивная процедура "Дерево ". 1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения? 2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и . входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры? 3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.

Одним из способов развития рефлексии является танцевальная терапия . Танец - это живой язык, которым говорит человек, это художественное обобщение, парящее над реальной основой, для того чтобы высказаться на более высоком уровне, в образах и аллегориях сокровенных человеческих эмоций. Танец, прежде всего, требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело, естественные движения которого создают материал для танца.

1.3 Личностная рефлексия как одно из новообразований в младшем школьном периоде

Отличие личностной рефлексии от интеллектуальной рефлексии заключается в том, что оценивание положения происходит не на базе заданных (объективных, логических, общепризнанных и т.п.) оснований, а на оценке по собственным, часто глубоко субъективным критериям, которые могут иметь морально-нравственную, этическую, культурологическую природу. Поэтому можно сделать вывод, что процесс личностной рефлексии как одного из механизмов саморазвития личности достаточно индивидуален.

Личностная рефлексия как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом, ведёт к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми, своего поведения. В младшем школьном возрасте, когда ряд факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется, глубина и интенсивность рефлексии зависит от многих социальных (социальное происхождение и среда), индивидуально-типологических (степень интраверсии-экстраверсии) и биографических (условия семейного воспитания, отношения со сверстниками). [19, С.18-20]. Условиями для развития личностной рефлексии могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении, необходимость понять переживания другого человека.

В младшем школьном возрасте личностная рефлексия как одно из новообразований данного периода имеет ряд особенностей. Постепенно у учащихся появляется своя точка зрения на всё, охватывающее их. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов концентрируют своё внимание на кон­кретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников достаточно ситуативны, и критерии их оценок довольно относительны.

1.4. Интеллектуальная рефлексия у младших школьников

Интеллектуальную рефлексию традиционно выделяют как одно из важнейших новообразований младшего школьного пе­риода развития. Но изучение этого новообразования сопряжено с рядом трудностей. Как таковой чёткой формулировки понятия "интеллектуальная рефлексия" не существует. Несмотря на активное использование этого термина, это понятие не имеет однозначной определённости. Описание проблемы рефлексии есть в работах Я.М.Пономарёва, В.В.Давыдова, О.В.Долженко, Э.В.Ильенкова.

В современной психологии сложилась определенная традиция выделять рефлексию в качестве центрального новообразования младшего школьного пе­риода развития. Трудности в изучении данного новообразования возникают уже при поиске дефиниции этого понятия и выяснении тех психологических фактов, которые с достаточной ясностью характеризовали бы генезис рефлексии в млад­шем школьном возрасте, как одного их главных психологических оснований по­строения обучения в начальной школе.

Анализ литературных источников показывает, что активное использование в психологии заимствованного из философии понятия рефлексии, не привело к его однозначной, содержательной и структурной определённости. Если теорети­ческие, общепсихологические трактовки рефлексии непосредственно связаны с философским определением этого понятия, то экспериментальные исследования выполнены преимущественно в контексте возрастной психологии и направлены на выделение главных функций рефлексии в онтогенезе. Можно выделить три на­правления экспериментальных исследований рефлексии в педагогической и воз­растной психологии.

Согласно одному из направлений в изучении рефлексии, основанном на выдвинутом С.Л. Рубинштейном требова­нии к психологическому познанию, необходимо изучать со­держание и внутренний смысл психического факта, исходя из контекста реальной жизни и деятельности субъекта. Исследования, выполненные в ракурсе данного понимания рефлексии, раскрывают характер осознанной регуляции поведения, деятельности, психических процессов и состояний человека, определяют содер­жание рефлексии на разных ступенях онтогенеза.

В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Рефлексия как особый вид познавательной деятельности заключается в уточнении своих знаний в выяснении основания своих знаний, в раскрытии их сущности через анализ и обобщение [14].

Интеллектуальная рефлексия определяется как умение субъекта оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой интеллектуальной рефлексии являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями интеллектуальной рефлексии являются критичность анализа, логичность обоснования, обобщённость систематизация, составление собственных представлений, накопление опыта [14].

Рефлексия, по мнению некоторых исследователей, неразрывно связанна с самооценкой, воображением и развитием речи. В теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, с процессом учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, являющейся одним из трех компонентов теоретического мышления (анализ, планирование, рефлексия). Г.А. Цукерман предлагает изучать рефлексию как способность человека определять границы своего знания и находить способы перехода этих границ. Выходить за границы наличной ситуации и собственных возможностей — главная функция рефлексии и обобщенная характеристика умения учиться.

В современной теории учебной деятельности выделяют, как правило, три основные сферы проявления рефлексии (деятельность и мышление; коммуникация и кооперация; самосознание). Механизм порождения рефлексии определяется как процесс осознания оснований собственных действий и способности различения собственного знания и незнания.

Интеллектуальная рефлексия неразрывно связанна со сферой общения. Предпосылки учебной деятельности складываются на основе игровой деятельности, где громадную роль играет воображение, которое является в дошкольном периоде центральным новообразованием. Благодаря игре, ребёнок овладевает навыками общения и приобретает рефлексивную позицию в общении. Поэтому рефлексия непосредственно связанна с общением ребёнка с окружающими.

Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с непол­ноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием иг­рового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения .

Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то кому-либо другому, он сам лучше начинает понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения любому действию (математическому, грамматическому и др.) необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения этого действия, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.

Татьяна Семенова
Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Всё в твоих руках”.

Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.

Рефлексия

Цель рефлексии.

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Классификация рефлексии

• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)

• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)

• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)

Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Для этого можно использовать уголок настроения.

В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.

Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей

А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?

А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.

А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

(Слайд 13)- А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению

(Слайд 14)-Ваза с цветами

(Слайд 15)-Дерево с листочками

(Слайд 16,17)-Смайлики

(Слайд 18,19) В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный -нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение) например Дерево настроения

(Слайд 21) -Поляна с бабочками Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.) (Слайд 22) -Дорисуй. Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.

На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.

Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД

Солнышко- мне все удалось

Солнышко с тучкой-Мне не все удалось

Тучка- мне ничего не удалось

Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом

Пантомима- пантомимой можно показать результат своей работы. Например руки вверх- довольны своей работой, голова вниз - недовольны

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

рефлексивный круг - дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик)и отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал …

У меня получилось…

У меня не получилось…

Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.


Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:

  • осмысливать получаемые результаты;
  • ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
  • находить мотивацию для самостоятельной работы;
  • направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
  • навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

Человеческая сущность разнообразна. На каждую из ее сфер приходится свой вид рефлексии, у каждого из которых особые цели, задачи и способы организации.

  1. Физическая рефлексия помогает человеку анализировать свои физические возможности (успел-не успел, смог-не смог).
  2. Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт-дискомфорт).
  3. Интеллектуальная рефлексия помогает контролировать учебную деятельность, без нее невозможно качественно усвоить материал (понял-не понял, легко далось-возникли трудности).
  4. Духовная рефлексия связана с осознанием смысла жизни, личностным ростом или внутренними кризисами (изменения к лучшему-изменения к худшему, полезность-бесполезность для мира).

  • Ребенок должен говорить то, что думает, при этом не испытывая никакого дискомфорта.
  • Ребенок излагает свои мысли добровольно, в этот момент родителям запрещено его оценивать.
  • Весь процесс рефлексии выстраивается в игровой форме.
  • Ребенку важно понимать, что он всегда может получить поддержку родителей.

Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

  • Что происходило во время занятия?
  • Что именно делал ты?
  • Что при этом ты испытывал, чувствовал?
  • Что понравилось, не понравилось?
  • Через какие трудности тебе пришлось пройти?
  • Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):

  • Оранжевый — радость, восторг
  • Красный — нервозность, возбуждение, агрессия
  • Синий — грусть, усталость
  • Зеленый — энергичность
  • Насыщенный зеленый — беззащитность
  • Желтый — спокойствие
  • Фиолетовый — беспокойство, тревожность
  • Серый — замкнутость, расстроенность
  • Черный — уныние, отрицание
  • Коричневый — беспокойство, неуверенность

Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра “Моя погода” — родитель спрашивает: “На что похоже сейчас твое настроение?" Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

  • солнышко — прекрасное настроение;
  • солнышко за тучкой — хорошее настроение;
  • тучка — плохое настроение;
  • дождливая тучка — грустное, печальное настроение;
  • грозовая тучка — злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Заведите ритуал беседовать с ребенком перед сном о том, как прошел его день и что он планирует делать завтра. Это послужит прекрасным способом тренировки навыков рефлексии. Здесь отлично подойдет метод незаконченных фраз. Родитель начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Так дети смогут оценить, насколько полезен для них полученный опыт, что им понравилось, а что хотелось бы изменить.

Фразы могут быть следующие:

  • “Самым интересным сегодня было. ”
  • “Не совсем понятным для меня оказалось. ”
  • “Лучше всего у меня получилось. ”
  • “Наиболее трудно мне далось. ”
  • “Мне бы хотелось еще…”
  • “Сегодня я научился. ”
  • “Я был очень удивлен, когда…”
  • “Теперь я смогу…”

Рефлексия у дошкольников — удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Рефлексия характерна для разумного или теоретического мышления. Благодаря ей, человек постоянно рассматривает основания своих собственных мыслительных действий, раскрывая при этом их внутренние взаимоотношения. Эти свойства не даны человеку с рождения, они развиваются, благодаря руководству и воспитывающему воздействию носителей этих свойств.

Ребёнок рефлексирует, пытается проанализировать собственное психическое состояние, проецирует свой поступок на возможные реакции других людей. При этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту начинает формироваться учебная деятельность, требующая от ребёнка особой рефлексии, связанной с умственными операциями.

Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В этом периоде у ребёнка возникает сознание себя, как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно, этот период можно обозначить периодом рождения социального "Я". Именно в это время у ребёнка формируется "внутренняя позиция", порождающая потребность занять новое место в жизни. Также на основе учебной деятельности у младших школьников возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование деятельности). [14, с. 25]

В младшем школьном возрасте рефлексия проявляется в возможности выделять особенности своих действий и делать их предметом анализа. Именно тогда у детей возникают и формируются основы теоретического сознания и мышления, и соответствующих им способностей.

Всякая учебная деятельность начинается с рефлексии на изменения и с того, что учитель оценивает ребёнка, а ребёнок учится оценивать самого себя. Оценка, как внешнее воздействие, фиксированное на результате, способствует тому, что ребёнок выделяет себя как предмет изменений. Действие оценки позволяет определить, усвоен или нет общий способ решения учебной задачи, соответствует или не соответствует результат учебных действий, их конечной цели. Наличие способности к рефлексии в младшем школьном возрасте выражается в переходе от конкретно-ситуативной самооценки, к более обобщённой. Если в первом классе ребёнок преимущественно, лишь положительно, оценивает свою учебную деятельность, а неудачи связывает лишь с объективными обстоятельствами, то второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. [7, с. 55]

Учебная деятельность, организованная первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т. е. учебная деятельность, через рефлексию на неё ребёнка, превращается в самообучение.

Для юношества характерна учебно-познавательная деятельность. Посредством этой деятельности юноши и девушки осваивают ориентацию в своем ближайшем будущем и умение планировать его, приобретают способность к избирательному общению, а также рефлексию на свои моральные действия, критическое отношение к общественной жизни. Это связанно с тем, что на период ранней юности приходится становление нравственного самосознания. Старшеклассники, благодаря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения вопросов. Наиболее привлекательными для них становятся морально-нравственные вопросы. Источниками для решения этих вопросов являются не родители и учителя, как в младшем дошкольном возрасте, и не круг сверстников, как в подростковом возрасте, а многообразные и сложные человеческие отношения. [14, с. 40]

В зрелости у человека много сил, чтобы чувствовать свои возможности, контролировать свои цели. У женщин продолжается освоение родительской роли, которое основывается на существенном изменении психологической дистанции с детьми, включающем и переоценку значимости людей в осуществлении собственной индивидуальной судьбы. Решение этой проблемы приводит к обновлению всех переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем её проявлениям.

Рефлексия - удел каждого, и хотя её истоки, содержание, характер не одинаковы и зависят не только от возраста и опыта, психологических особенностей человека, всё-таки есть и типичные черты, присущие определённому возрасту. В младшем школьном возрасте, когда происходит развитие рефлексии, основными показателями сформированности рефлексивности являются:

1. Осознание своих особенностей, того, как эти особенности воспринимаются другими.

2. Умение строить своё поведение с учётом возможных реакций других.

3. Способность к анализу своих действий.

4. Умение оценивать себя адекватно.

5. Способность к анализу собственного психического состояния.

6. Умение дать обобщённую оценку своих действий, умений.


  • 14.12.2006, 01:28
  • 0



В психологии любая теория развития, в конечном счете, получает реализацию и воплощение в онтогенетической схеме развития – возрастной периодизации. Самым существенным вопросом для построения той или иной периодизации является вопрос о критериях и основаниях выделения возрастных периодов развития. Л.С. Выготский дал свой ответ на этот вопрос. Таким основанием, по его мнению, является центральное новообразование того или иного периода.

После работ Л.С. Выготского в отечественной психологии были очень интересные попытки отойти от предложенного им решения, например, в сторону деятельностного подхода. Так, на основании предложенного самим Л.С. Выготским понятия ведущей деятельности, А.Н. Леонтьевым и Д.Б. Элькониным была создана одна из наиболее известных периодизаций психического развития ребенка. Однако понятие ведущей деятельности оказалось ограниченным в своей работоспособности, его применимость в подростково-юношеском возрасте оказалась весьма проблематичной. В возрастной психологии выдвигались самые различные версии о ведущей деятельности подросткового периода развития (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, Д.И. Фельдштейн, Г.Г. Кравцов и др.). Вопрос о ведущей деятельности подросткового возраста остается нерешенным, кроме того есть серьезные сомнения в том, что это понятие в принципе применимо к процессу развития в подростково-юношеской возрастной эпохе.

Следует заметить, что вопрос о центральных психологических новообразованиях подростково-юношеской эпохи также не имеет окончательного решения и полной определенности. Тем не менее, понятие новообразования, по нашим данным, не теряет своей эвристической силы в этих периодах развития. Так, многие исследователи отмечают, что наступление подростничества связано с появлением повышенного интереса к самому себе. Впервые именно в подростковом возрасте возникает устойчивый интерес к собственной внутренней жизни, интенсивно развиваются способности самопознания и делаются попытки в плане самовоспитания и сознательного строительства собственной личности (Л.И. Божович, 1972; А.М. Прихожан, Н.И. Гуткина, 1987; И.С. Кон, 1984; В.А. Алексеев, 1985; Э.Эриксон, 1996).

В психологической литературе с достаточной полнотой описаны особенности подростков и характерные для этого возраста поведенческие проявления. Установлено, что в подростковом возрасте наблюдается значительный интерес к общению со сверстниками (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, 1967; Д.И.Фельдштейн, 1978; Г.И. Кудрявцева, 1982). Подростков все больше обращается к мыслям о собственной личности. Стремление познать себя, стремление к целенаправленному самовоспитанию и развитию, желание войти в мир взрослых составляют основную характеристику подросткового возраста (В.С. Юриевич, 1984; В.А. Алексеев, 1985; Р.Бернс, 1986; А.М. Прихожан, 1987; Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров, 1995; Э.Эриксон, 1996; К.Н. Поливанова, 2000; Ф. Райс, 2000). Приобретения подросткового возраста базируются на результатах и достижениях предшествующего периода развития детей, в числе которых, в первую очередь, следует назвать центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста – рефлексию (В.В. Давыдов, 1972; А.З. Зак, 1976, 1987; Д.Б. Эльконин, 1989; Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, 1990 и др.). Сформировавшаяся в недрах учебной деятельности рефлексия выступает в роли важнейшего фактора психического развития в подростковом возрасте. В то же время есть основания полагать, что сама способность рефлексии претерпевает качественные изменения. Так, в младшем школьном возрасте в рамках ведущей деятельности рефлексия сопряжена, в первую очередь, с учебными действиями контроля и оценки. Интериоризация этих действий позволяет ученику самостоятельно отнестись к осваиваемым умениям и способностям, однако рефлексия этого типа является, скорее, интеллектуалистической и деятельностной, чем личностной. Впервые только у подростков она проявляется как личностная рефлексия, направленная на осознание себя в личностных качествах и характеристиках (Л.С. Выготский, 1984; Т.В. Драгунова, 1967;Д.И. Фельдштейн, 1983; И.С. Кон, 1984; А.М. Прихожан, 2000). Личностная рефлексия является важнейшим инструментом сознания, она становится способом осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей (Д.И. Фельдштейн, 1999).Подростковый возраст традиционно считается одним из сложных и критических в психическом развитии личности. По словам Л.С. Выготского (1984), на протяжении сравнительно небольшого срока происходят значительные изменения в структуре личности подростков.

Физические качества и умения, свободное владение своим телом представляют одну из престижных областей в подростково-юношеской среде, поскольку они влияют на восприятие подростков окружающими и их социальный статус. В то же время, именно движения, как отмечает Н.А. Бернштейн, являются почти единственной формой жизнедеятельности, путем которой организм не просто взаимодействует со средой, но активно воздействует на нее, изменяя или стремясь изменить ее в потребном ему отношении.

В подростковом возрасте происходит качественный скачок в росте внутренней свободы, способности самоопределения и произвольного поведения. Все эти изменения, с нашей точки зрения, связаны с развитием волевой сферы. Волю, в первом приближении, мы определяем как осознанную и осмысленную инициативу. Так понимаемая воля, являясь высшей психической функцией, выступает как инструмент свободного действия и магистральная линия развития личности. Интересующая нас личностная рефлексия, в этом случае, выступает важнейшей составляющей воли. Она обеспечивает, в значительной мере, осознанность и осмысленность инициативного действия.

В соответствии со сказанным, мы предположили, что наиболее адекватными условиями формирования центрального психологического новообразования в этом возрастном периоде могут быть специально организованные занятия по овладению культурой движения, в ходе которых будут формироваться психологические предпосылки и основания для становления и развития личностной рефлексии.

-методика изучения уровня субъективного контроля (УСК), адаптированная для подростков и юношей;

-методика социально-психологической адаптированности, составленная нами на основе известной шкалы СПА для подростков и юношей;

Существенно, что при работе с подростками и юношами правильность выполнения движений могли оценить и отразить сами обучающиеся. Так, например, после группового разучивания комплекса упражнений испытуемые поочередно приглашались в центр зала для его индивидуального выполнения. Затем сам испытуемый отмечал возможные недостатки выполнения, проговаривал их, после чего остальные члены группы отмечали увиденные ошибки у своего товарища. Задача тренера заключалась в соотнесении заданного образца и выполненного действия, с учетом анализа отмеченных недочетов. Автоматизация двигательных актов способствовала дальнейшему техническому совершенствованию обучающихся. В течение этого периода ведущий уровень построения движений освобождается от пошагового контроля за разученными действиями. На данном этапе особое внимание уделяется рефлексивным аспектам при выполнении разученных комплексов упражнений. Рефлексия движения и внутреннего состояния сознания необходима при выполнении ряда усложненных заданий, таких как воспроизведение ката (комплекса упражнений) с закрытыми глазами, выполнение движений только правой или только левой рукой и т.д. При осуществлении подобных заданий контроль сознания за выполнением движений должен был оставаться достаточно высоким.

Материалы исследования позволяют предположить, что формирование сложных двигательных навыков имеет своим психологическим механизмом живую диалектику взаимосвязи реалий, именуемых словами: предмет - средство. В данном случае и предметом, и средством будет сложное движение. Движение на стадии освоения является предметом – предметом сознания учащегося, противостоящим ему как субъекту осуществляемой деятельности учения. То же самое движение, выполняемое мастером, является, как правило, средством ведущим к достижению стоящей перед ним цели. Движение как предмет и движение как средство существенно по-разному представлены в сознании субъекта, осуществляющего это движение. Движение как предмет осознается максимально полно, в то время как движение как средство осознается в сравнительно малой своей части, но части очень существенной, позволяющей держать общий контроль над его протеканием и результативностью. Можно сказать, что выработка сложных двигательных навыков и умений это не просто достижение автоматизма путем многократных повторений, как это нередко считается, а, на самом деле, это овладение способностью произвольного изменения внутреннего состояния сознания.

Эти заключения, сделанные в ходе и по материалам экспериментальной работы, позволяют пояснить каким образом организация внешней двигательной активности может способствовать появлению и развитию такой тонкой и глубокой способности как личностная рефлексия.

Экспериментально установленные данные, полученные при сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов, позволяют утверждать, что именно в возрасте от 14 до 16 лет происходят наиболее значимые изменения, имеющие отношение к формированию личностной рефлексии. Так, статистически значимых изменений между выборками младших подростков (т.е., по нашей классификации у испытуемых от 10-11 до 12-13 лет) по всем измерявшимся параметрам, как в группах занимавшихся, так и не занимавшихся восточными единоборствами, обнаружено не было. В экспериментальной выборке старших подростков (также как и в юношеской) были выявлены положительные корреляционные связи между общей интернальностью и организацией внутреннего контроля, между интернальностью достижений и организацией внутреннего контроля, интернальностью неудач и организацией внутреннего контроля. Кроме того были установлены отрицательные корреляционные связи между общей интернальностью и организацией внешнего контроля, интернальностью достижений и организацией внешнего контроля, интернальностью неудач и внешним контролем.

Положительные корреляционные связи были показаны старшими подростками и юношами при сопоставлении уровня проявления волевых качеств личности испытуемых экспериментальной выборки и общей интернальности, волевых качеств и интернальности достижений, а также между волевыми качествами старших подростков и организацией внутреннего контроля. Отрицательные корреляционные связи были отмечены между волевыми качествами подростков и организацией внешнего контроля.

Подростки 14-16 лет, занимающиеся восточными единоборствами, показали более высокий уровень рефлексивного анализа при возникновении конфликтных ситуаций , чем старшеклассники из контрольной выборки, высказывания старших подростков носили развернутый характер, старшеклассники чаще задумываются над особенностями своего характера, поведения, взаимоотношений с людьми. Основное внимание в этом возрасте сосредоточено на общении с окружающими людьми. При возникновении конфликтных ситуаций в данном возрасте анализируется способность соотносить собственные потребности и желания с интересами окружающих людей, на основе чего возможен оптимальный выход из возникшего противоречия.

При выявлении особенностей восприятия собственного физического образа было установлено, что старшеклассники, занимающиеся восточными единоборствами, имеют существенно более точные представления о параметрах своих частей тела и росте, чем подростки, не занимающиеся боевыми искусствами.

В юношеском возрасте (17-19лет) различия между группами стали не столь очевидны, однако по шкале внутреннего контроля, а также по уровню развития волевых качеств личности юноши и девушки превосходят как подростков из экспериментальной группы, так и своих сверстников по показателям внутреннего контроля и уровню развития волевых качеств личности.

Следует заметить, что полученные данные, свидетельствующие о том, что именно возраст 14-16 лет является наиболее сензитивным к формированию личностной рефлексии, несколько расходятся с имеющимися в литературе данными, говорящими о более раннем возникновении этой способности (Н.И. Гуткина, 1987). Думается, что эти различия вполне объяснимы и обусловлены они, в первую очередь, различиями в применявшихся конкретных методиках, многих из которых являются чисто авторскими или авторскими модификациями известных методик. Подводя итоги можно сказать, что полученные в нашем исследовании данные свидетельствуют о теоретико-методологической состоятельности и эффективности предложенного Л.С. Выготским понятия центральных психологических новообразований. Наши материалы подтверждают имеющиеся в психологической литературе данные о том, что в старшем подростковом возрасте и на рубеже юношеского периода возникают, при соответствующих условиях, все необходимые психологические предпосылки для формирования личностной рефлексии как центрального возрастного новообразования.

Разработанная и осуществленная в проведенном исследовании система телесно-ориентированных психотренингов и физических упражнений в рамках занятий восточными единоборствами позволяет целенаправленно формировать психологические предпосылки и основания, необходимые для возникновения и развития личностной рефлексии. В заключение можно сформулировать вывод, имеющий некоторый оттенок парадоксальности, а именно, овладение культурой движения в системе особым образом построенного взаимодействия и общения со взрослым и сверстниками является эффективным средством развития личностной рефлексии в подростково-юношеском возрасте.

1.Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М.,1966.

2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М,1968.

3.Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.

4.Выготский Л.С. Психология. М., 2000.

5.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.

6.Гуткина Н.И. Формирование личностной рефлексии в подростковом возрасте.М., 1987.

7.Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.

8.Запорожец А.В. Психология действия. М.; Воронеж, 2000.

9.Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М., 1980.

10.Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.

11.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

12.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М, 1981.

13.Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М., 1996.

14.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.

15. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопр. психол. 1971. №4. С.6-20.

16.Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

Читайте также: