Рака с мощами игнатия брянчанинова


Тропарь святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского
глас 8

Православия поборниче, покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, архиереев богодухновенное украшение, монашествующих славо и похвало: писании твоими вся ны уцеломудрил еси. Цевнице духовная, Игнатие Богомудре, моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, даровати нам прежде конца покаяние.

Кондак святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского
глас 8

Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, сему поучая ученики словесы многими, имже последовати и нам, святче помолися.

Молитва святителю Игнатию Брянчанинову

О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Епископ Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 (17) февраля 1807 — 30 апреля (11 мая) 1867) — епископ Православной Российской Церкви. Богослов, ученый и проповедник.

В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

Прожив в Сергиевой пустыни 24 года, архимандрит Игнатий привел ее в цветущее состояние. 27 октября 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году Владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им. Преосвященный решил проситься на покой и в 1861 г. поселился в монастыре. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни (30 апреля 1867) он отдал работе над духовными сочинениями.

Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви ( Лавра, 1988). Память — 30 апреля по юлианскому календарю. Перед канонизацией, 26 мая 1988 года, его мощи были торжественно перенесены в Толгский монастырь в Ярославле.

15 июня 2007 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира на наш приход была доставлена святыня из Свято-Введенского Толгского женского монастыря – частица мощей Святителя Игнатия (Брянчанинова).

Свято-Введенский Толгский женский монастырь основан в 1314 г . на месте чудесного явления иконы Божией Матери епископу Ростовскому Трифону. На месте обретения святого образа была сооружена небольшая церковь, а через некоторое время возник монастырь.



Икона Пресвятой Богородицы получила название Толгской по имени речушки Толги, впадающей в Волгу близ места устроения монастыря.
Много испытаний перенесла обитель: пожар в начале XV века уничтожил все строения и святыни, кроме Толгской иконы Божией Матери; при нападении польско-литовских захватчиков в 1609г обитель была разграблена, а многие иноки и послушники приняли мученическую смерть. Все испытания помогала перенести вера и молитвы у Толгской иконы.
В 1620 г . он был восстановлен, а после 1917г Толгский монастырь подвергся той же участи, что и почти все другие православные обители. Он был упразднен, но до конца 20-х годов храмы его оставались действующими.
В 1928 г . обитель в последний раз отпраздновала "Толгин день", после чего была закрыта, сброшены были ее колокола.
В 50-х годах рядом с монастырем разместилась детская воспитательная колония, занимавшая двор обители и гостиницу.
7 декабря 1987 г . Толгский монастырь возвращен Русской Православной Церкви. С Толгской обители началось восстановление русских девичьих монастырей.
25 сентября 1988 г . указом Патриарха Пимена настоятельницей Толгского Свято-Введенского женского монастыря назначена игуменья Варвара (в миру Александра Ильинична Третьяк). Игуменья в дар монастырю передала частицы мощей Божьих угодников. Эти святыни хранятся в специальном ковчежце.
Молитвами правящего архиерея, неустанными заботами настоятельницы и самоотверженным трудом насельниц обитель восстанавливается, благоукрашаются храмы, возвращаются в лоно монастыря святыни.

Прежде всего это Толгская икона Божьей Матери (XIX в.) - список с явленного образа. В 1928 г . она была передана монахами в близлежащее село Толгоболь, откуда 13 июня 1989 г . вновь перенесена в обитель. Монастырь обрел свою святыню, украшенную богатой ризой.
Рядом с почитаемой иконой рака с мощами святителя Игнатия Брянчанинова. канонизированного в 1988 г .

28 мая 1988 г . возрождающаяся Толгская обитель праздновала особое радостное событие - обретение и перенесение мощей святителя Игнатия.
Настоятельница обители с сестрами глубоко почитают святителя Игнатия. Ежедневно у Толгской иконы Божией Матери и святых мощей свт. Игнатия совершается по утрам молебен, после чего сестры прикладываются к мощам и просят благословения у великого молитвенника и учителя благочестия.
Великий подвижник и религиозный мыслитель XIX в. епископ Игнатий Брянчанинов родился в 1807 г . Последние годы жизни провел в Костромской епархии. Творения Игнатия распространились по многим обителям земли Русской и получили высокую оценку еще при жизни святителя.
Множество паломников устремляется сейчас в Толгский монастырь для поклонения.

По благословению правящего архиепископа Ярославского Кирилла и деятельном участии местного казачества частица мощей святителя Игнатия Брянчанинова была передана в дар нашему приходу.
Теперь все православные петербуржцы смогут поклониться Святителю Игнатию и приложиться к частице его нетленных мощей в нашем храме.


Рака с мощами святителя Игнатия



Молитва святителю Игнатию Внутреннее убранство
Введенского собора


У раки со святыми мощами Встреча с игуменией Варварой


Святитель Игнатий Брянчанинов в Свято-Введенском Толгском женском монастыре.

13 мая 2007 года в Свято-Введенском Толгском женском монастыре прошло празднество дня памяти святителя Игнатия Брянчанинова.

Александр Семенович, отец святителя, был искренним сыном Православной Церкви и усердным прихожанином Покровского храма, который сам выстроил. Он сохранял в своей дворянской семье старинный уклад жизни. София Афа­насьевна, мама святи­теля Игнатия, была высокообразованной женщиной и всю себя в замужестве посвя­тила семье. Рождение сына своего Димитрия (родился 5/18 февраля 1807 года) родители ВЫМОЛИЛИ у мощей преподобного Димитрия Прилуцкого, в честь которого он и был крещен.

Окончив Инженерное училище в 1826 году, молодой офицер попросил у императора Николая I отставку, но ему было отказано. Возложив все упование на Бога, он безро­потно едет к месту службы в Динабургскую крепость, где вскоре тяжело заболевает, после чего в 1827 году получает освобо­ждение от военной службы.

28 июня 1833 года за усердные труды по возрождению обители иеромонах Игнатий был возведен в сан игумена. В конце 1833 года ему поручили восстанавливать Троице-Сергиеву пустынь в Петербурге. Он был возведен в сан архимандрита и возглавил обитель, которая находилась в сильном запустении. Много пришлось потрудиться будущему святителю на берегу Финского залива. Более 24 лет он руководил обителью прп. Сергия, и Господь, любящий верных в малом, уготовил ему епископское служение в Кавказской епархии.

27 октября 1857 года в Казанском храме Петербурга состоялась хиротония, которую совершил Петербургский митрополит Григорий с другими иерархами. Через 4 года, образцово улучшив состояние епархии, владыка Игнатий уходит на покой и 13 октября 1861 года поселяется в Николо-Бабаевском монастыре. Епископ Игнатий начинает уединенную жизнь, занимаясь подготовкой к изданию своих творений. Сочинения святителя Игнатия (по высказыванию приснопамятного игумена-богослова, в Бозе почившего Марка Лозинского) излагают учение святых отцов о христианской жизни, примененное к требованиям современности. В этом важная особенность и достоинство его творений. Сегодня книги святителя являются у православных верующих настольными, они переведены более чем на тридцать языков мира.

16 апреля 1867 года, в первый день Пасхи, владыка отслужил последнюю Литургию. Больше он не выходил из келии. Господь забрал своего угодника 30 апреля, в Неделю святых жен-мироносиц. За великую свою любовь ко Христу вознесен святый владыка светлыми ангелами на брачную вечерю Христа Бога нашего, где ныне вечно зрит Лик Христов, который созерцал в сердце своем еще в земной жизни.

Святитель-епископ прославлен и причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной Церкви 6 — 9 июня 1988 года. День памяти — 13 мая. Для всех нас зажглась на духовном небе церковном еще одна яркая путеводная звезда; своими писаниями указует нам святитель Игнатий истинный путь в Небесное Отечество. Господь приоткрыл нам славу святителя в двух посмертных его явлениях духовным чадам.

В наше время святитель Игнатий является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как при множестве соблазнов, в жизненном водовороте событий, человек может сохранить в сердце своем огонь веры, любви и преданности Богу в исполнении Его заповедей.

26 мая 1988 года в Ярославской епархии, по благословению архиепископа Платона, были обретены нетленные мощи святителя Игнатия и торжественно перенесены в Свято-Введенский Толгский женский монастырь.

Царица Небесная пожелала, чтобы мощи Ею возлюбленного архиерея покоились рядом с чудотворным образом в Доме Ее на Толге. (Свт. Игнатий всю жизнь с великим благоговением почитал Матерь Божию, построил в честь Ее Иверской иконы храм в Николо-Бабаевском монастыре.)

Настоятельница обители игумения Варвара с сестрами глубоко почитают святителя Игнатия. Ежедневно в будни у Толгской иконы Божией Матери и святых мощей свт. Игнатия совершается по утрам молебен, после чего сестры прикладываются к мощам и просят благословения у великого молитвенника и учителя благочестия. В понедельник вечером совершается акафист нараспев.

Нетленные мощи святителя Игнатия Брянчанинова — вот истинное Божественное доказательство неложности учения духоносного архипастыря.

Святитель Игнатий незадолго до своей праведной кончины побывал в Толгском монастыре. 26 мая 1862 года он решил посетить там Высокопреосвященного архиепископа Иркутского Иринея. Удивительно, что Промыслом Божиим именно 26 мая были обретены мощи святителя Игнатия и торжественно перенесены в Толгскую обитель.

Богомудрый учитель и духовный врач даровал нам в своих сочинениях много духовных рецептов для лечения душ наших, и среди них основной, без которого все тщетно, — покаяние. С него начинаем лечение, вскрываем струпы греховные и прибавляем другие лекарства, прописанные им: кому какие потребны.

Святитель Игнатий Брянчанинов — это пророк XIX века, призывающий людей к покаянию, которое единственный неложный путь к Богу.

Богословствует он со Креста исполнения Заповедей Божиих. Он говорит каждому христианину, что Истину — Христа можно познать только через страдание; наш духовный крест — это исполнение Заповедей Христовых.

Читая со вниманием творения святителя Игнатия, в основание которых он полагает святоотеческую духоносную мудрость святых восточной Церкви Христовой, где приводит цитаты из Священного Писания, мы идем верной дорогой при свете яркой путеводной звезды, которая сияет ныне на духовном небе, и стараемся по мере сил претворять в жизнь наставления мудрого духоносца, поборника Православия.

Святитель Игнатий оставил нам множество писем к разным лицам, в которых, если их внимательно читать, каждый человек получит ответ на все свои духовные вопросы.

Есть грехи, совершаемые мыслью, ощущениями сердечными, движениями тела. Все они не малы, все вражда на Бога!

О милосердии: «Преуспевайте, преуспевайте в делах милосердия! Земная жизнь — точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей, усаженное многочисленными разнородными плодовитыми деревьями и кустарниками: люди — точно делатели: один способен водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб, иной землю, иной — лишь исторгать терние. Каждый трудится в своем участке добродетелей.

Очень ценны для нас наставления святителя Игнатия о молитве: «Внимательная молитва требует самоотвержения, а на самоотвержение решаются редкие. Заключенный в себя вниманием, находящийся в состоянии недоумения от зрения своей греховности, неспособный к многословию и вообще к эффекту и актерству, представляется для незнающих таинственного подвига его каким-то странным, загадочным, недостаточным во всех отношениях.

«Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра, укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде, нежели получишь эти слезы, слезами покаяния: укрась себя младенческим ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь Царей на душе эту утварь: склоняются к душе Его милостивые взоры.

В этих кратких, выписанных из творений святителя Игнатия изречениях, внимательный человек ясно увидит истинный путь спасения. Книги святителя Игнатия — это величайшая сокровищница драгоценного бисера, сияющего в лучах Солнца Правды Христа Бога нашего, бисера, которым мы всегда можем украсить свои сердца, перед молитвою Единому, читающему сердца Богу. Через обращение в молитве к святителю Христову Игнатию мы получаем от Господа велию милость.

Все, кто прочитав творения духоносного аскета и подвижника, богомудрого епископа Церкви Православной, пожелает поклониться его святым мощам, в любое время могут посетить Свято-Введенский Толгский женский монастырь в городе Ярославле. Рака со святыми мощами находится под золоченой резной сенью, с любовью изготовленной сестрами обители, в Крестовоздвиженском храме.

В дни памяти святителя Игнатия Брянчанинова: 5/18 февраля — день рождения, 30 апреля/13 мая — день преставления, милости просим принять участие в ежегодных торжествах праздника.

Имя святителя Игнатия священно для православных христиан. Особенно почитают его как своего молитвенного покровителя в тех епархиях, где Господь благоволил ему быть пастырем и архипастырем. Это города Петербург, Ставрополь, Вологда. В Николо-Бабаевском монастыре, где были обретены его нетленные мощи, свято почитается место погребения. Для всей российской паствы святитель Игнатий является Пастырем Добрым, истинным учителем и ангелом-хранителем.

Как важно для православных христиан, живущих в наше непростое время, в плену страстей, читать и глубоко изучать творения святителя Игнатия Брянчанинова.

И тогда вечность для нас будет не страшна, а желанна, потому что перейдем мы туда для вечной радости и блаженства.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) является одним из самых почитаемых наставников в духовной жизни. Творения святителя Игнатия настолько многообразны, что его поучения и духовные советы актуальны для всех – и для мирян и для монахов. Данный сборник включает в себя жизнеописание святителя Игнатия и историю его почитания и прославления. Помимо этого, читателям предоставляется возможность посмотреть на святителя Игнатия глазами тех, кто знал его и оставил воспоминания об этой выдающейся личности. Еще одна важная часть сборника – это рассказ о трех обителях, непосредственно связанных со святителем Игнатием: Троице-Сергиевой пустыни, Николо-Бабаевском и Толгском монастырях. Также в сборнике представлены наставления святителя относительно разных вопросов христианской жизни и молитвы святому. Книга адресована широкому кругу православных читателей.

  • Предисловие
  • Житие святителя Игнатия
  • Прославление и обретение мощей святителя Игнатия
  • Свято-Троицкая Сергиева пустынь

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святитель Игнатий (Брянчанинов) (А. А. Маркова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Прославление и обретение мощей святителя Игнатия

Епископа Кавказского Игнатия (Брянчанинова) еще при жизни почитали как аскета и духовного писателя. По кончине его почитание продолжилось. Более того, почитатели были уверены в том, что, перейдя в вечность, святитель Игнатий не оставил их молитвенным попечением. Об этом свидетельствовали и посмертные явления святителя. Вот примеры таких явлений.

Явление епископа Игнатия А.В. Жандр, на 20-й день по кончине его, 1867 года 19 мая

«Тяжелая скорбь подавила все существо мое с той минуты, как дошла до меня весть о кончине Владыки. Скорбь эта не уступала и молитве: самая молитва была растворена скорбию, невыносимою, горькою. Ни днем, ни ночью не покидало сердца ощущение духовного сиротства. И душа, и тело изнемогли до болезни. Так прошло время до двадцатого дня по кончине Владыки. На этот день я готовилась приобщиться Святых Тайн в одном из женских московских монастырей.

Так сильно было чувство печали, что даже во время таинства исповеди не покидало оно меня, не покидало оно меня и во время совершения Литургии. Но в ту минуту, как Господь сподобил меня принять Святые Тайны, внезапно в душу мою сошла чудная тишина, и молитва именем Господа нашего Иисуса Христа, живая, ощутилась в сердце. Так же внезапно, для меня самой непонятно, печаль о кончине Владыки исчезла.

Так ясно, так отчетливо я видела и слышала это, как бы сподобилась увидеть Владыку, слышать от него лицом к лицу. Несказанная радость объяла всю душу мою, живым отпечатком отразилась на лице моем так, что заметили окружающие. По окончании Литургии начали служить панихиду. И какая это была панихида! В обыкновенных печальных надгробных песнопениях слышалась мне дивная песнь духовного торжества, радости неизглаголанной, блаженства и жизни бесконечных. То была песнь воцерковления вновь перешедшего из земной, воинствующей Церкви воина Христова в небесную Церковь торжествующих в невечерней славе праведников. Мне казалось, что был Христов день, таким праздником ликовало все вокруг меня, и в сердце такая творилась молитва.

Невольный страх объял меня, и к тому же пришло на память, что Владыка учил не внимать подобным видениям и слышаниям, чтобы не подвергнуться прелести. Усиленно старалась я не слышать и не слушать, заключая все внимание в слова молитвы Иисусовой, но пение все продолжалось помимо меня, так что мне пришла мысль, не поют ли где на самом деле в окрестностях. Я встала с постели, подошла к окну, отворила его: все было тихо, на востоке занималась заря.

Утром, проснувшись, к удивлению моему, я припоминала не только напев, слышанный мною ночью, но и самые слова. Целый день, несмотря на множество случившихся житейских занятий, я находилась под необычайным впечатлением слышанного. Отрывками, непоследовательно припоминались слова, хотя общая связь их ускользала из памяти. Вечером я была у всенощной: то была суббота – канун последнего воскресенья шести недель по Пасхе; канон Пасхи. Но ни эти песнопения, ни стройный хор Чудовских певчих не напоминали мне слышанного накануне: никакого сравнения нельзя было провести между тем и другим.

На этот раз, несмотря на то, что я усиленно творила молитву Иисусову, пение не рассеивало внимания, а еще как-то неизъяснимым образом и моя сердечная молитва сливалась в общую гармонию слышанного песнопения, и сердце живо ощущало и знало, что то была торжественная песнь, которою небожители радостно приветствовали преставившегося от земли к небесным – земного и небесного человека, епископа Игнатия.

Явление епископа Игнатия С.И. Снесаревой

«В 1867 году, 30 апреля, Преосвященный Игнатий скончался в Николаевском монастыре; я поехала на его погребение, совершавшееся 5 мая. Невыразима словом грустная радость, которую я испытала у гроба его.

Как Владыка по мере восхождения становился неземным, так и все присоединившиеся к нему в разных видах принимали невыразимо прекрасный, солнцеобразный свет. Смотря на них и возносясь духом за этою бесконечною полосою света, я не обращала уже внимания на страшилища, которые в это время бесновались вокруг меня, чтобы привлечь мое внимание к ним новыми муками. Светлые сонмы тоже имели тела, похожие на дивные, лучезарные лучи, пред которыми наше солнце – ничто.

Даже после революции, во время гонения на Церковь творения святителя Игнатия были для многих путеводной звездой в деле вечного спасения. И, наконец, в рамках подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси историко-каноническая группа подготовила материал для общецерковного прославления святителя Игнатия.

Незадолго до прославления были обретены и мощи святителя. Вот как вспоминает об этом игумен Борис (Долженко).

Игумен Борис (Долженко) об обретении мощей святителя Игнатия (Брянчанинова)

В 1988 году состоялось прославление святителя Игнатия, и было решено поднять его мощи. Договорились с администрацией санатория. В храме, где находились мощи, располагались палаты с туберкулезными больными. При вскрытии присутствовали: Владыка Платон, протоиерей Владимир Пчелкин, протоиерей Михаил Перегудов и судмедэксперт Владимир Иванович Смирнов. Склеп был нарушен, так как при установке какой-то машины на месте, где были мощи, открыли склеп, потом засыпали и при этом все перемешали. Когда обретали мощи, то приходилось все просеивать. Мощи складывали на мантию Владыки Платона. Не нашли череп и большую кость ноги. Потом все положили в гроб и на машине отвезли на Толгу, где святые мощи встретили сестры обители и отнесли их в Спасский храм. Мощи снова закопали, и они находились год под спудом, а через год их достали и положили в раку. Ныне мощи святителя Игнатия (Брянчанинова) пребывают в Свято-Введенском Толгском женском монастыре.

Прославление святителя Игнатия состоялось на Юбилейном Поместном Соборе РПЦ в июне 1988 года.

  • Предисловие
  • Житие святителя Игнатия
  • Прославление и обретение мощей святителя Игнатия
  • Свято-Троицкая Сергиева пустынь

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святитель Игнатий (Брянчанинов) (А. А. Маркова, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.



Святитель Игнатий Брянчанинов - епископ Православной российской церкви. Богослов, ученый и проповедник. Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном Соборе РПЦ 1988 года.

Святитель Игнатий (в святом Крещении Димитрий) родился 5 февраля 1807 года в селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии, и принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Родоначальником ее был боярин Михаил Бренко, оруженосец великого князя Московского Димитрия Иоанновича Донского. Летописи сообщают, что Михаил Бренко был тем самым воином, который в одежде великого князя и под княжеским знаменем геройски погиб в битве с татарами на Куликовом поле.

Детство святителя прошло в родовом имении Брянчаниновых – селе Покровском Грязовецкого уезда Вологодской губернии (усадьба, кстати, сохранилась до настоящего времени и в 2000 году передана в ведение Вологодской епархии).

Усадьба Брянчаниновых в селе Покровское

Всего в семье Брянчаниновых было девять детей. Димитрий был старшим. Среди братьев он выделялся своими незаурядными способностями в учении: домашнее образование он завершил в том числе с прекрасным знанием латинского и греческого языков. Родители возлагали на него большие надежды.

Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. Он часто любил оставаться под тенью вековых деревьев обширного сада и там погружался в глубокие думы.

Когда ему исполнилось 15 лет, в 1822 году, по настоянию отца, Димитрий поступил в Военное инженерное училище (ныне Военный инженерно-технический университет в Санкт-Петербурге), которое закончил в 1826 году. Учился Дмитрий превосходно и до самого выхода из училища оставался первым учеником в своем классе. Его способности были самые разносторонние — не только в науках, но и в рисовании, и музыке.

Перед юношей открывалась блестящая светская карьера. Происхождение, воспитание и родственные связи открыли перед ним двери самых аристократических домов столицы. В годы учения Димитрий Брянчанинов был желанным гостем во многих великосветских домах; он считался одним из лучших чтецов-декламаторов в доме президента Академии художеств А. Н. Оленина (здесь, на литературных вечерах он познакомился с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым). Уже в это время обнаружились незаурядные поэтические дарования святителя Игнатия, которые впоследствии нашли свое выражение в его аскетических произведениях и сообщили многим из них особый лирический колорит. Литературная форма многих его произведений свидетельствует о том, что их автор учился русской словесности в эпоху Карамзина и Жуковского и впоследствии выражал свои мысли прекрасным литературным русским языком.

Петербург начала XIX века

Светский бал в традициях начала XIX века

По многим внешним обстоятельствам судьба святителя Игнатия (Брянчанинова) должна была сложиться больше как светская карьера, нежели духовное служение. Но уже тогда Святитель Игнатий резко отличался от окружающего мира. В нем не было слепого преклонения перед Западом, он не увлекался тлетворным влиянием времени и приманками светских удовольствий. Чуткий ко всякой фальши святитель Игнатий с горечью замечал, что объектом изображения светского искусства является, прежде всего, зло. Он с резкой критикой относился к литературным произведениям, в которых воспевались так называемые "лишние люди", "герои", творящие зло от скуки, подобные Печорину Лермонтова и Онегину Пушкина. Считая, что такая литература наносит серьезный вред неискушенным душам читающей молодежи, Святитель написал в 1847 году для массового издания священную повесть о ветхозаветном библейском герое - праведном Иосифе, образе чистоты и целомудрия. В предисловии к повести он писал: "Желаем, чтоб многие из последователей Печорина обратились в последователей Иосифа".

Дмитрий принимается за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об Истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что, предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Дмитрий обратился к изучению Православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие, стали для него ручательством их верности.

В годы учения Дмитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Он знакомится с монахами Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство с иеромонахом Леонидом (будущий оптинский старец Лев).

Несмотря на сословную принадлежность дворянству, святителю предстояло пройти совершенно особый путь – служения Богу в монашеском звании, превозмогая всевозможные на этом пути препятствия. Ещё до окончательного экзамена он подаёт прошение об отставке, желая принять монашество. Но прошение не было удовлетворено, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и 6 ноября 1827 года получил вожделенную отставку.

Пробыв послушником в нескольких монастырях (сначала в Александро-Свирском монастыре, затем - в Оптиной пустыни), в июне 1831 году, в возрасте 24 лет, в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца. Через несколько дней инок Игнатий был рукоположен во иеродиакона , а еще через три недели принял сан иеромонаха (священника). В самом конце 1831 года был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря.

28 мая 1833 года иеромонах Игнатий был возведён в сан игумена и был направлен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, для восстановления пришедшего в запустение монастыря. А 1 января 1834 года, в Казанском соборе, игумен Игнатий был возведен в сан архимандрита . В должности настоятеля пустыни он оставался до 1857 года и за это время ему удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка.

Троице-Сергиева пустынь под Санкт-Петербургом

Архимандрит Игнатий совмещал почти несовместимые должности: он был для братии обители прекрасным настоятелем, администратором и в то же время благостным старцем-духовником. В 27 лет он уже имел дар принимать по­мыслы своих пасомых и руководить их духовной жизнью. По собственному признанию отца Игнатия, служение живым словом было его основным занятием, которому он отдавал все свои силы.

Там, в уединенной комнате, отец Игнатий проводил бессонные ночи в молитве и слезах покаяния. Но, как истинный раб Божий, руководствуясь духом смирения, он умел скрывать от взора людей свои подвиги.

В Сергиевой пустыни он, несмотря на крайнюю занятость, написал и боль­шинство своих произведений.

Имя архимандрита Игнатия знали во всех слоях общества. Весьма со мно­гими духовными и светскими лицами отец Игнатий переписывался. Так, Н. В. Гоголь в одном из своих писем с большим уважением отзывается об отце Игнатии. Извест­ный адмирал Нахимов — герой Крымской войны с благоговением принял икону святителя Митрофана Воронежского, присланную ему в Севасто­поль архимандри­том Игнатием. Замечательно его письмо к великому русскому художнику К. П. Брюллову.

27 октября 1857 года в Казанском соборе был поставлен во епископа Кавказского и Черноморского . Хотя своей епархией он управлял только четыре года, ему удалось многое сделать для развития церковной жизни в этом регионе.

Тяжкая болезнь вынудила епископа Игнатия летом 1861 года подать прошение об увольнении на покой в Николо-Бабаевский монастырь, куда после удовлетворения прошения он и выехал 13 октября вместе с несколькими преданными учениками.

16 апреля 1867 года, в Светлый день Пасхи, он отслужил свою последнюю литургию. Больше уже он не выходил из келлии, силы его заметно слабели. А 30 апреля 1867 года, в воскресный день, в праздник Жен Мироносиц, он скончался.

Мощи святителя почивают в Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь

Рака с мощами святителя Игнатия (Брянчанинова)


Мощи святителя Игнатия (Брянчанинова)

Для современного человека, желающего серьезно проводить духовную жизнь, творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются незаменимым руководством. В них сосредоточен предшествующий опыт святоотеческой аскетической мысли, и этот опыт святитель Игнатий воплотил в собственной жизни. В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов. Примером взыскания общения с Богом является и сама жизнь святителя Игнатия. Несмотря на то, что наше время существенно отличается от эпохи, в которую жил святитель, его жизненный путь содержит в себе много поучительного для наших современников.

В наши дни неоднократно возникали дискуссии, в которых святителя Игнатия с его последователями противопоставляют Оптинским старцам. Конечно, разница традиций очевидна, но путь святителя Игнатия был настолько же отличен, насколько отличным был путь святителя Феофана Затворника или святого праведного Иоанна Кронштадтского. Господь вел тех и других пусть и разными путями, но к единой цели. При разности духовных служений они стали выразителями единого аскетического предания Православной Церкви. А главное, каждый святой отец Церкви выполняет то духовное призвание, которое уделил ему Бог. При многом общем, что наблюдается у святителя Игнатия и старцев Оптиной пустыни, различие, на наш взгляд, заключалось в следующем. Старцы Оптинские предлагали более деятельное благочестие, тогда как святитель Игнатий – сокровенное умное делание со всеми тонкими особенностями внутренней жизни. Старцы Оптинские постоянно принимали народ, наставляя его высокой нравственности, а святитель всю жизнь искал безмолвия по образу древних подвижников и обучал, как стяжать мир сердца и безмолвие внутреннее. Поэтому и основные сочинения старцев Оптинских – письма с назиданием вопрошавших на самые разные темы, а творения святителя Игнатия – это обобщение аскетического опыта предшествовавших святых отцов касательно внутреннего служения человека Богу, проверенного святителем на собственном опыте.


Тропарь святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Православия поборниче, / покаяния и молитвы делателю и учителю изрядный, / архиереев Богодухновенное украшение, / монашествующих славо и похвало: / писании твоими вся ны уцеломудрил еси. / Цевнице духовная, Игнатие богомудре, / моли Слова Христа Бога, Егоже носил еси в сердце твоем, // даровати нам прежде конца покаяние.

Кондак святителю Игнатию Брянчанинову, епископу Кавказскому и Черноморскому, глас 8
Аще и совершал еси стезю жития земнаго, святителю Игнатие, / обаче непрестанно зрел еси законы бытия вечнаго, / сему поучая ученики словесы многими, // имже последовати и нам, святче, помолися.

Молитва святителю Игнатию (Брянчанинову)
О великий и пречудный угодниче Христов, святителю отче Игнатие! Милостиво приими молитвы наша, с любовию и благодарением тебе приносимыя! Услыши нас сирых и безпомощных, к тебе с верою и любовию припадающих и твоего теплаго предстательства о нас пред Престолом Господа Славы просящих. Вемы, яко много может молитва праведника, Владыку умилостивляющая. Ты от лет младенческих Господа пламенно возлюбил еси и Ему Единому служити восхотев, вся красная мира сего ни во чтоже вменил еси. Ты отвергся себе и взем крест твой, Христу последовал еси. Ты путь узкий и прискорбный жития иноческаго волею себе избрал еси и на сем пути добродетели великия стяжал еси. Ты писаньми твоими сердца человеков глубочайшаго благоговения и покорности пред Всемогущим Творцом исполнял еси, грешников же падших мудрыми словесы твоими в сознании своего ничтожества и своея греховности, в покаянии и смирении прибегати к Богу наставлял еси, ободряя их упованием на Его милосердие. Ты николиже притекавших к тебе отвергал еси, но всем отец чадолюбивый и пастырь добрый был еси. И ныне не остави нас, усердно тебе молящихся и твоея помощи и предстательства просящих. Испроси нам у человеколюбиваго Господа нашего здравие душевное и телесное, утверди веру нашу, укрепи силы наша, изнемогающия во искушениих и скорбех века сего, согрей огнем молитвы охладевшая сердца наша, помоги нам, покаянием очистившимся, христианскую кончину живота сего получити и в чертог Спасов преукрашенный внити со всеми избранными и тамо купно с тобою покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. А минь.

Читайте также: