Психологические новообразования и субкультура в подростковом возрасте

Психологические особенности подростка.

Психологические особенности подросткового возраста получили название"подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

· чувствительность к оценке посторонних своей внешности

· крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

· внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров


Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка.

Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

· Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,

· Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,

· Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

· Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

· Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

· Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

· Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Общая характеристика подростковой субкультуры.

В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

В узком смысле, субкультура – это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура – форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).

Подростковая субкультура – это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.

Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.

Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.

Основные новообразования в подростковом возрасте.

o Центральное новообразование подростничества –"чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. взрослость бывает социоморальная(участие в заботе о семье..), интеллект(самообр..) и внешняя(развлечения, взр во внешнем виде, манере пов…)

o Развитие самосознания,формирование "Я-концепции"( система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".)

o Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

o Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

o Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

o Заметное развитие волевых качеств.

o Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

o Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.
У подростков от типа акцентуации характера зависит многое - особенности транзиторных нарушений поведения ("пубертатных кризов"), острых аффективных реакций и неврозов (как в их к картине, так и в отношении вызывающих их причин). С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, что весьма существенно для устойчивой социальной адаптации.
Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.
Скрытая акцентуация. Эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления".

Центральные задачи подр возр:

  1. освоение новой телесности, полоролевой идентичн
  2. развитие абст мышления
  3. приобр навыков межличн общения с представителями своего и противоположного полов, вхождение в группу сверстников
  4. становление новых отнош в семье
  5. выработка жизн философии и сит ценностей
  6. подготовка к сем жизни

Подростковый эгоцентризм – феномен воображаемой аудитории и миф о собственной исключительности. Подр эгоц рождает чувство одиночества, критичное отношение к другим (защита от оценок), высокая эмо напряженность, склонность к самолюбованию.

Преодоление подр эгоцентр связано с разитием общения со сверстниками и формированием эго-идентичности.

Маргинальность (от лат. marginalis — находящийся на краю) — пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни.

Социальная мимикрия — механизм социальной адаптации личности, стремление раствориться в группе, не выделяясь по своим внешним характеристикам и манере вести себя.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии с взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа, как обнаружили исследователи, является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников [62]. Чувство принадлежности группе дает дополнительные возможности построения собственной идентичности, а в наше время одежда по-прежнему влияет на социальный статус, особенно в молодежной среде. Желание быть похожим на других или стремление обрести превосходство находят отражение в выборе одежды и внешнего образа в целом. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, — удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле рэп или хеви-метал, но тема любви присутствует практически всегда. Музыка, как и субкультура в целом, отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка — мощное средство общения подростков между собой и способ закрепления традиций. Общение через музыку восходит к дорече- вой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга.

Ритмическая организация мелодий естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Современные подростки почти не сталкиваются с ограничениями в выборе музыкального направления со стороны взрослых, поэтому предпочтение хард-рока не мотивировано демонстративным неповиновением или бунтом против родителей. Музыка отражает те общественные явления и особенности среды, в контексте которых происходит социализация подростков. По-видимому, популярность музыки хеви-метал можно считать симптомом отчуждения подростков от общества, а такое направление, как хип-хоп, — показателем роста инфантильности современного поколения.

Характерный для отрочества феномен — подростковая субкультура, предлагающая альтернативные, культурно-специфические объединения, фактически сопровождающие взросление подростков. Подростковые компании и группы образуются по принципу единообразия: оцениваются манера одеваться и держаться, положение в классе, увлечения в свободное от учебы время, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Группа может открыть двери только тем подросткам, которые похожи на ее членов, готовы подстраиваться под диктуемые стандарты. Подобное приспособление может служить как адаптации подростка, так и его негативной социализации. Вектор развития определяется ценностями группы и теми нормами поведения, которые навязывают сверстники друг другу. Стремление прояснить собственную диффузную идентичность нередко реализуется в деструктивных формах отграничения себя, своей группы от других.

Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.

Специфическую тенденцию к дифференциации отдельных социальных групп, характерную для молодежных объединений, выделяет Г. Тэджфел. Процесс разделения и выделения специфических внешних характеристик группы (одежда, цвет волос, стиль украшений и пр.) запускается стремлением достичь собственной групповой идентичности, уникальной по сравнению с социальной идентичностью других групп. Уникальные внешние характеристики позволяют членам группы самоидентифицироваться. Однако групповая идентичность нередко вступает в конфликт с индивидуальной, и ориентация на группу, но мнению сторонников теории само- категоризации, повышает риск деперсонализации подростка. Самокатего- ризация становится механизмом формирования групповой идентичности и групповых стереотипов, что упрощает и стабилизирует систему самооценивания. Кроме того, референтная группа обеспечивает подростка моделями самопрезентации и социальных репрезентаций. В подростковых группах наиболее остро противопоставляются две типичные тенденции развития: к общению и к обособлению. Принципиальной функцией любого субкультурного объединения подростков является авгономизация от взрослых и поиск альтернативных путей взросления, которые позволили бы решить те системные социальные противоречия, которые видят в обществе подростки.

Субкультура подростков позволяет компенсировать неудовлетворенность общением в формальных группах (школьный класс, дополнительные занятия) и сменить социальную роль (уход от ролей семейных и школьных), подчеркивает Е. М. Дубовская. Подростковые группы играют роль своего рода буферов между детскими объединениями и взрослым обществом [23].

Лекция. Особенности подросткового кризиса. Новообразования подросткового кризиса.

Кризис подросткового возраста – самый масштабный кризис развития личности. Кризис подросткового возраста (кризис полового созревания) имеет место примерно в 13 лет. Активная фаза кризиса может длиться в период с 12 до 14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития.

Кризис подросткового возраста – самый острый и длительный, существенно отличается от кризисов младших возрастов. В течение этого периода подростки сильно переживают внутриличностные и социально-психологические конфликты, которые связаны с рассогласованием их желаний и возможностями их удовлетворения.

Кризис полового созревания, как правило, разрешается в социально-деятельностных процессах организации обществом и государством разнообразных объектов и форм реализации активизировавшихся социальных потребностей подростков. На позитивное разрешение кризиса подросткового возраста положительное влияние оказывает коллективная организация деятельности подростков.

Психосоциальные характеристики кризиса подросткового возраста

- падение школьной успеваемости,

- дисгармоничность во внутреннем строении личности,

- свертывание и отмирание прежде установившейся системы интересов,

- негативный, протестующий характер поведения и т.п.

По мнению Э. Эриксона, неудача в достижении личностной идентичности в этом возрасте может быть исправлена на следующих возрастных этапах, например, в юношеском возрасте, – хотя достижение личностной цельности сопряжено со все большими психологическими трудностями.

Креативность, развитие творческого мышления, так же как и рефлексия, непосредственно связаны с развитием личности, с явно появляющимся и все более осознанным мотивационным стремлением подростков к социально-профессиональной самоактуализации. Устойчивые творческие интересы способствуют смягчению многих личностных проблем.

Таким образом,основа подросткового кризиса – противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое подростков.

В результате кризис подросткового возраста имеет свои признаки и проявления:

-агрессивность в общении со взрослыми,

- частая смена настроения,

- усиленное внимание к своей внешности,

- снижение учебной мотивации,

- невыполнение просьб взрослых, негативизм,

- конфликтность, нарушение общественного порядка.

Завершение кризиса подросткового возраста определяет позитивную или негативную линию дальнейшего личностного развития, а также успешность в системе социальных отношений (в школе, в семье, со сверстниками и в обществе в целом).

Психологические новообразования подросткового возраста

Виды взрослости (по Т.В. Драгуновой):

- подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое времяпрепровождение);

- социальная взрослость (ситуации сотрудничества взрослого и подростка, как помощника; часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку);

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости может проявляться по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости. Тогда подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

2. Развитие самосознания –осознание человеком своих личных особенностей.

Самосознаниеподростка как новообразование возраста способствует более глубокому пониманию других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития. Формирование самосознания тесно связано с развитием представлений о времени (формируется представление о прошлом и будущем, что приводит к открытию конечности существования, вызывая тревогу и страх).

Поиск личной идентичности – центральная задача периода взросления. Конфликтным фактором в данном случае является трудность согласования собственных переживаний, переживаний окружающих и приспособления к общественным нормам. Особую трудность создают ситуации принудительной изоляции, когда слишком остро ощущается дефицит социальных норм, порождающий неадекватное поведение.

Этот процесс сопровождается как негативными, так и позитивными проявлениями. Для подросткового периода свойственны беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность, противоречивость чувств, меланхолия, снижение работоспособности.

Позитивные проявления: появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства.

Для старшего подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность.

Преодоление трудностей начинается при столкновении подростка с опасностями, угрозами или требованиями, которое проходит в три стадии:

- первичная (когнитивная и аффективная) оценка ситуации,

- вторичная оценка альтернативных возможностей решения проблемы;

- третичная оценка (переоценка ситуации и выбор новых альтернатив поведения).

4. Интерес к противоположному полу.В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др.

Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, которые, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим.

Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т.п.

В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. В результате появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.

Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними – со стороны родителей, так и внутренними – собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

5. Повышенная возбудимость, частая смена настроения.Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, плаксивости, агрессивности или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

6. Развитие волевых качеств.В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием, что особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных.

В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли.

В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность.

Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

В возрасте 10–11 лет подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами, в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

7. Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение (жизненное и профессиональное), осознание своего места в будущем.

Оптимальным для благополучного развития личности является удовлетворенность настоящим и, в то же время, устремленность в будущее.

Развитие личности происходит через межличностные отношения, в частности, наиболее значимой становится сфера общения со сверстниками. Для них становится важным:

§ Умение познакомится с понравившимся человеком;

§ Свободно чувствовать себя в компании, разделяя нормы и интересы значимой для него группы;

§ Ощущать, что при этом он не теряет индивидуальность, а может высказывать свои мысли и выражать чувства;

§ Подростку важно, чтобы его взрослость была заметна окружающим;

§ Подростку важно, чтобы его форма поведения не была детской;

§ Подросток склонен к мечтанию и фантазированию;

§ Группе подростков свойственно возникновение кодексов;

§ Подросткам свойственно обсуждение поведения взрослых, причем не в лицеприятной форме.

В этом возрасте отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.

8. Формируется система личностных ценностей.В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

Тема 7. Психология подросткового возраста

1. Физическое и психическое развитие подростка.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте.

1. Физическое и психическое развитие подростка

Хронологические рамки (возрастные границы). 10 (11) – 13 (14) лет.

Для физического развития характернаактивизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, которые вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Происходит увеличение роста и веса, что сопровождается изменением пропорций тела, появляются вторичные половые признаки. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, что вызывает перепады сосудистого и мышечного тонуса, а это, в свою очередь, быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

Социальная ситуация характеризуется тем, чтопоявляется устойчивое стремление к независимости, к самостоятельной жизни. В то же время ближайшее окружение (прежде всего родители и другие взрослые) относятся к подростку как к ребенку.

Ведущая деятельность ‑ особая деятельность, предметом которой является другой человек (Д.Б. Эльконин). Содержание деятельности – построение взаимоотношений и действований в них.

Общение со сверстниками – установление эмоциональных контактов с целью удовлетворения информационных, эмоциональных и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены во взаимодействии с взрослыми.

Психическое развитие. Восприятие. Происходит интеллектуализация восприятия, которая зависит от усложняющегося обучения.

Формируется произвольное внимание. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом, приобретает характер увлекательной деятельности.

Происходит интеллектуализация памяти. Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного заучивания с помощью повторений. Подростком активно осваиваются мнемические приемы.

Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Операции становятся формально-логическими. Подросток способен рассуждать гипотетико-дедуктивно, умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Происходит осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими. Формируется установка на развитие мышления. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.

Происходит сближение воображения с теоретическим мышлением, что дает импульс к развитию творчества. Также на активное развитие воображения влияют потребности, эмоции, чувства, переполняющие подростка, все это выплескивается в воображаемые ситуации. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь.

Более контролируемой и управляемой становится речь. Расширяется богатство словаря. Легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи. Обнаруживает нарушение правил письменной и устной речи. Интересуется значением незнакомых слов. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростка важен авторитет культурного носителя языка. Понимание подростком значения и смыслов языка, индивидуализирует самосознание подростка.

В подростковых субкультурах особый смысл имеет сленг. В подростковом возрасте развиваются различные формы речи, в том числе и письменная.

2. Развитие личности подростка. Новообразования и кризис в подростковом возрасте

Открывает для себя свой внутренний мир. Появляются склонность к уединению, чувства одиночества, непонятности и тоски.

Мотивация в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы. Учение для многих приобретает личностный смысл.

В эмоциональной сфере происходят существенные изменения. Подростковый период – это период бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Для подростка характерны социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.

Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни, обособленной от влияния, вмешательства взрослых. В сверстниках подросток ценит качества товарища и друга, сообразительность, смелость и др. Стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание иметь близких друзей, желание быть принятым, признанным, уважаемым сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам, занять удовлетворяющее положение в группе сверстников.

В подростковой группе как психологическом пространстве возникают основные новообразования подростков.

Подросток и взрослые: амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Центральное новообразование ‑ чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Задание для самостоятельной работы

1. Дополните список современных исследований по проблемам подросткового возраста. Определите основную тематику исследований в данном возрасте. Напишите аннотацию к прочитанной вами статье.

  1. Алешина Ю. Е., Коноволова А. С. Взаимоотношения подростков в школьном коллективе // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №3. – С.64. Макунина О. П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -2002.
  2. Фельдштейн Д. И. Психические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1988. ‑ №6. – С.31.
  3. Шахова И. П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 1986. ‑ №6. – С.23.
  4. Шильштейн Е. С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. ‑ 2000. ‑ №2. – С.69.
  5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. ‑ 1999. ‑ №6. – С.54.

Список рекомендуемой литературы

Читайте также: