Основное новообразование старости генеративность

Тема 11. Психология старости

1. Физическое и психическое развитие в старости.

1. Физическое и психическое развитие в старости

Хронологические рамки (возрастные границы). Пожилой возраст (старение) – 60 – 75 лет. Старость – 75 ‑ 90 лет. Долгожительство – свыше 90 лет.

Физическое развитие. Происходит угасание функций на молекулярном уровне, на уровне функциональных систем. Отрицательные сдвиги происходят также в сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других системах в процессе инволюции организма. Снижение энергетического потенциала вследствие ослабления интенсивности генерации энергии (тканевого дыхания и гликолиза) происходит в отделах мозга разными темпами.

Социальная ситуация: готовность к выходу на пенсию; адаптация к новому социальному статусу; поиск новых форм занятости.

Ведущая деятельность: профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; появляется хобби; прародительство; постепенный отказ от активности.

Психическое развитие: Снижается слуховая чувствительность, снижаются разные виды цветовой чувствительности. Претерпевает изменения вербальный и невербальный интеллект.

Память. Страдает механическое запоминание, лучше всего сохраняется логическая память. Образная память ослабевает больше, чем смысловая, но сохраняется лучше, чем механическое запечатление. Нарушается кратковременная память, восприятие и запоминание не сопровождаются организующей функцией речи. Продолжает функционировать эмоциональная память. Выраженное ослабление механического компонента памяти. Сравнительно хорошая сохранность компонентов логически-смысловой памяти. Чрезвычайно резкое ослабление кратковременной (оперативной памяти).

В этом возрастном периоде характерно появление саногенного мышления – способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и многого другого

Личностное развитие. В. Генри делит старых людей на три группы, в зависимости от количества имеющейся у них психической энергии. Первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться и д.т. Вторая группа включает тех, кто занимается собственным делом – хобби. Третья группа – люди со слабой психической энергией, не занятые ничем или занятые только собой.

Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости: конструктивная установка, установка зависимости, защитная установка, установка враждебности; установка враждебности, направленная на самого себя.

В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф. Гизе выделяются три типа стариков и старости: старик-негативист, старик-экстравертированный (в типологии К.Г. Юнга), интровертированный тип.

Общение. Сужение круга общения. Отсутствие контактов с обществом вызывает у старых людей эмоциональные изменения: упадок духа, пессимизм, обеспокоенность и страх перед будущим.

Вовлеченность в общение неизбежно убывает с возрастом, что обостряет проблему одиночества. Женщины в среднем сохраняют больше социальных контактов в силу того, что у них больше социальных ролей; чаще они имеют больше друзей, чем мужчины. Старые люди со здоровой психикой и соматически здоровые охотнее и дольше стараются сохранять и поддерживать имеющиеся социальные связи, часто придают им характер ритуала (например, ежевечерние звонки по телефону и т.д).

Новообразования. К. Роджерс выделяет следующие личностные новообразования: неудержимое стремление к риску; высокая чувствительность к адресованным ему социальным заказам и готовность за самое короткое время выполнить их; высокий уровень развития интуитивной сферы личности. Все эти личностные новообразования ‑ результат активности человека по интеграции или целостного опыта своей жизни.

Чувство принадлежности к группе или группам, личностный комфорт во взаимодействии с людьми, интегрированность с ними. Чувство общности с другими людьми, вера в других, мужество быть несовершенным, оптимизм, принятие своей жизни.

Жизненная мудрость – основное новообразование старости ( Э. Эриксон).

Счастливая старость. Интегративность ‑ цельность личности.

Кризис. Кризис ухода на пенсию сказывается нарушением режима и уклада жизни, наблюдается невостребованность, ухудшается общее здоровье, снижается уровень некоторых психических функций, может усложнятся утратой близких.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

1. В чем суть кризиса индивидуальной жизни в стадии старости?

2. Каковы закономерности развития человека в старости?

3. Какие типологии старости вы знаете? Каковы их критерии?

2. Познакомьтесь с современными исследованиями по проблеме. Дополните список.

1. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 29 -32.

2. Семенов И.Н. Репецкий Ю.А. Личностное самоопределение как ключевой фактор образования взрослых // Мир психологии. – 1999. ‑ № 2. ‑ С. 32 – 38.

Список рекомендуемой литературы

1. Анциферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. – 1996.‑ №6.

2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. –4 60с.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.

4. Толстых А.В. Возраст жизни. – М., 1998.Шахматов Н.Ф. Психологическое старение: счастливое и болезненное. – М., 1996.

5. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994.

6. Канунго М. Биохимия старения. ‑ М.: Мир, 1982.

7. Карандашев В.Н. Жить без страха смерти. ‑ М.: Смысл, Академический проект, 1999.

8. Бурльер Ф.А. Старение и старость. ‑ М.: Мир, 1962.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. ‑ М.: Наука, 1977.

Безусловные рефлексы и их значение в младенческом возрасте. Психологические новообразования раннего детства. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Специфические особенности психики и поведения подростка, взрослого и пожилого человека.

Рубрика Психология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.05.2010
Размер файла 55,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования и доказательства. Для юношей и девушек становятся характерными установление причинно-следственных связей, систематичность, устойчивость и критичность мышления, самостоятельная творческая деятельность. Возрастная особенность состоит в быстром развитии специальных способностей, часто связанных с выбираемой профессиональной областью (математических, технических, педагогических и др.) В дальнейшем в молодости интеллектуальное развитие предполагает выход на качественно-новый уровень, связанный с развитием творческих способностей и предполагающий не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового: речь идёт о способности увидеть проблему, поставить и переформулировать вопросы, находить нестандартные решения.

В ранней юности процесс формирования личности ещё не завершается, он активно продолжается и дальше, но уже за пределами школы. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остаётся с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.

Психологические новообразования

1) Потребность самоопределения;

2) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению;

3) Жизненные планы;

4) Устойчивое самопознание;

6) Ценностные ориентации;

7) Мировоззрение внутренняя позиция мужчины (или женщины).

Кризис перехода к взрослости (18 - 20 лет)

Взрослость как психологический период

Период взрослости наиболее продолжительный период онтогенеза (в развитых странах составляет три четверти человеческой жизни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

- ранняя взрослость (молодость,

- поздняя взрослость (старение и старость).

Проблема периодизации взрослости

Одна из первых периодизаций принадлежит Ш. Бюлер, которая выделила пять фаз развития взрослого человека на основании осуществления самоопределения.

- Первая фаза (16 - 20 лет) - предшествует собственному самоопределению.

- Вторая фаза (с 16 - 20 лет до 25 - 30 лет) - фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.)

- Третья фаза (с 25 - 30 до 45 - 50 лет) - пора зрелости: человек находит своё дело в жизни, обзаводится семьёй. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

- Пятая фаза (старше 70 лет) - старый человек: обращение к прошлому и желание покоя.

Нижняя граница взрослости связывается антропологами и физиологами с возрастом 17 лет (д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20 лет для женщин и 21 год - для мужчин (по международной классификации), 25 лет (В. В. Бунак) и т. д.

Ещё большей неопределенностью отличаются характеристик и временные границы среднего возраста, или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25 - 40 (Д. Б. Бромлей), 25 - 50 (д. Биррен), 36 - 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Верхняя граница зрелости и начало старости ещё более варьируют в различных периодизациях в огромном диапазоне: это 55 лет (В. В. Бунак В. В. Гинзбург), 60лет (Г. Гримм и большинство демографов), 75 лет (Д. Биррен).

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также создание собственной семья и воспитание детей. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность - ключевое переживание социальной ситуации развития зрелости.

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества, но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идёт о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях - физической, нравственной, профессиональной.

Общение в период взрослости

1) Круг общения связанный с профессиональной деятельностью;

2) Освоение и реализация супружеских и родительских отношений.

Нормативные кризисы зрелости

Кризис 30-летия - коррекция плана жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье;

Кризис 40-летия (кризис середины жизни) - осознание утраты молодости; сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста;

Кризис 50 лет - неразрешённость кризисных переживаний, отказ от активности обновления;

Кризис 60 лет - происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Психологические новообразования периода взрослости

1) Построение стратегии жизни;

3) Смысложизненные решения;

4) Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление);

5) Материнство / отцовство.

9. Взрослость: старение и старость. Пожилой возраст (старение) - 60 - 75 лет. Старость - 75 - 90 лет.

Старость как биосоциопсихологическое явление

Поздняя взрослость, старость как психологический возраст - это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла. Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти. Как социальное явление старость обычно ассоциируется с выходом на пенсию, с изменением социального статуса, с потерей важных социальных ролей, с сужением социального мира.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

Н. С Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

2. Ведущая деятельность:

- выбор занятия на пенсии.

II. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса.

1. Социальная ситуация развития:

- в основном контакты с близкими людьми и родственниками;

- постепенно появляются друзья-пенсионеры;

2. Ведущая деятельность:

- для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента ухудшения здоровья), когда человек уже усвоил новый для себя социальный статус.

1. Социальная ситуация развития:

- общение в основном с такими же старцами;

- некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности;

2. Ведущая деятельность:

- для части стариков в этот период ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти;

1) Сужение круга общения;

2) Взаимоотношения со взрослыми детьми и внуками;

Психологические новообразования в период старости

- Принятие своей жизни;

Кризис индивидуального существования

- Смерть как последнее критическое событие в жизни;

- Установка в отношении смерти.

Заключение

1) Кризис доверия и недоверия (в течение первого года жизни);

2) Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2 - 3 лет);

3) Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет);

4) Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет);

5) Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет);

6) Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет);

8) Удовлетворённость прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Ступени развития субъективности человека:

Используемая литература

Характеристика учебной деятельности-ведущая в младшем школьном возрасте, содержание, структура. Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника. Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте.

реферат [21,1 K], добавлен 24.09.2008

Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.

курсовая работа [147,2 K], добавлен 31.10.2012

Биологические и социальные условия психического развития подростков. Общая характеристика кризиса подросткового возраста и его значение в становлении личности. Самосознание как новообразование личности подростка. Роль учебной деятельности в жизни ребенка.

курсовая работа [37,3 K], добавлен 20.05.2014

Оценка старшего школьного возраста с точек зрения различных теорий. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность в юношеском возрасте, центральные психологические новообразования, формирование личной идентичности. Отношения со взрослыми, кризисы.

реферат [17,1 K], добавлен 12.12.2010

Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.

дипломная работа [543,2 K], добавлен 06.11.2005

Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 12.02.2009

Социальная ситуация развития ребёнка в раннем возрасте. Особенности ведущей деятельности, её роль в развитии ребенка и смена в зависимости от возраста. Психологические новообразования исследуемого возраста. Кризис трех лет, его характеристика и значение.

контрольная работа [43,6 K], добавлен 15.07.2012

Кризис подросткового возраста. Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Формирование Я-концепции. Возрастные рамки подросткового периода развития, его особенности и значимость для формирования взрослого человека.

курсовая работа [82,2 K], добавлен 23.02.2014

Общая характеристика особенностей подросткового возраста. Специфика поведения подростков и направления исследования их личности. Методика диагностики, а также структура и компоненты. Основные направления работы психики по коррекции личности подростка.

курсовая работа [58,8 K], добавлен 18.09.2016

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития, механизм ее влияния на развитие ребенка. Значение игры и эффективность ее применения. Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [107,8 K], добавлен 08.04.2011

В 40 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения нет.

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни.

К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как было до этого момента).

Супруги, связанные до этого момента заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения друг к другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.

В период молодости основными новообразованиями являются семья (отношение к ней и внутри нее) и профессиональное становление.

В период зрелости эти новообразования претерпевают изменения, но по-прежнему остаются весьма значимыми. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности.

Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать свое мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его профессиональной деятельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно, чтобы человек в это время нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения. Знание о кризисе все-таки дает преимущество: человек осознает, что не стоит искать кого-то другого на роль “испортившего жизнь”, винить посторонние препятствия; надо переосмыслить прожитое и наметить себе ориентиры, выводящие на ценности более высокого порядка. Сам Ливехуд нашел выход в новой работе, которая задала новый лейтмотив жизни, связанный с оказанием духовно-душевной поддержки другим людям в экстремальных для них ситуациях. По Эриксону, в период средней взрослости человек развивает чувство сохранения рода (генеративности), выражающееся главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот этап жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Наибольший риск для развития личности представляет сведение жизни к удовлетворению исключительно собственных потребностей, оскудение межличностных отношений, застывание супружеской жизни в состоянии псевдоблизости.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

— развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости);

— смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей);

— противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах;

Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости: конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к себе.

Старение с точки зрения геронтологии – это фундаментальный биологический и социальный процесс, анализ механизмов которого важен как для установления сущности старения, разработки улучшения социально-экономических условий жизни пожилых и старых людей, так и для формирования определенных мировоззренческих представлений в обществе о пожилом и старческом возрасте.

Старость – заключительный этап старения, который является результатом функциональной недостаточности вследствие внутренних и внешних воздействий, которым человек подвергался в процессе своего развития и последующей жизни.

Периодизация этапа старения

Источник Период Начало старости, лет
Пифагор Ранний исторический
Гиппократ – // – 56–63
Китайские ученые – // –
Средневековые деятели, эпоха Возрождения – // – 50 (мужчины) 30 (женщины)
Русский демограф А.П. Рославский-Петровский 1-я половина XIX в.
Французские физиологи XIX в. 55–60,70
Немецкий физиолог М. Рубнер 1854–1932 гг. 50 (старость)
Ассоциация здравоохранения США 1939 г. 70 (почтенная старость)
Английские физиологи XX в. свыше 50
Немецкие физиологи XX в.

Британский психолог Д. Бромлей выделил пять типов приспособления к старости в зависимости от внутренних установок[106].

1. Конструктивная установка, когда человек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворён эмоциональными контактами с окружающими; он критичен в отношение к самому себе, но полон юмора и терпимости в отношении других; он принимает старость как факт, завершающий его профессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смерть как естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланс такого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощь окружающих.

2. Установка зависимости присуща индивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; люди этой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляют профессиональные занятия. Семейная среда обеспечивает им чувство безопасности, даёт ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональной неуравновешенности и различных стрессов.

3. Защитная установка характеризует людей самодостаточных, обладающих "психологической бронёй", чопорных, поглощённых профессиональной деятельностью. Они разделяют общепринятые взгляды и установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить о своих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренние переживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность перед этим фактом усиленной внешней деятельностью.

4. Установка враждебности присуща "разгневанным старикам", которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы и имеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению - близким, друзьям, социальным институтам, обществу в целом. Они нереалистичны в восприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками, завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся её.

5. Установка враждебности, направленная на самого себя, характерна, как правило, для лиц с отрицательным жизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах и трудностях, они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимают удары судьбы; неудовлетворённая потребность в любви и сочувствии является поводом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается как освобождение от страданий.

Среди факторов, обуславливающих социальный и психологический статус старого человека, важное место занимает фактор физического здоровья, физической активности, значение которого тем выше, чем старше возраст.

Физическое состояние, самочувствие во многом определяет место пожилого человека в семье и в обществе. При выраженных формах физического упадка, выраженных возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата положение старика приближается к положению соматического больного. Болезненный характер физического увядания определяет форму психического старения и в целом психическую жизнь. При этом на второй план отступает всё то, что составляет содержание переживаний собственно старения.

Геронтолог Э.Я. Штернберг пришёл к выводу, что основное, что характеризует старение, - это снижение психической активности, выражающиеся в сужении объёма восприятия, затруднении сосредоточения внимания, возрастает время реакции и т.п. Изменение силы и подвижности психических процессов в старости оказывается сугубо индивидуальным.

Рассмотрим как чаще всего изменяются некоторые познавательные процессы у старых людей.

Память. Широко распространено представление о нарушениях памяти как основном собственно возрастном симптоме психического старения.

Общий вывод многочисленных исследований последних лет относительно влияния старения на память состоит в том, что память действительно ухудшается, но это не однородный и не однонаправленный процесс. Большое число факторов, не связанных напрямую с возрастом (объём восприятия, уровень образования и т.п.), оказывают воздействие на выполнение мнемических заданий.

У пожилых людей ниже эффективность организации и повторения запоминаемого материала. Однако после консультирования, тренировки и небольшой практики результаты могут существенно улучшиться даже у самых старых людей. Однако эффективность подобного обучения молодых людей выше, т.е. резервные возможности развития у пожилых людей меньше.

С точки зрения оказания консультативной и практической помощи пожилым людям важно учитывать следующие характерные психофизические изменения при нормальном старении. Рассмотрим эти изменения и способы их компенсации:

1. Замедление реакций и большая и более быстрая утомляемость (трудно быстро вспомнить нужную информацию) Способы компенсации:

-избегать спешки,

- распределять время,

- выработать дополнительные стратегии (н-р, предварительно готовиться к важной встрече, набросать план разговора),

- делать перерывы,

- терпимо относиться к собственным слабостям.

2. Ухудшение способности к восприятию (ухудшаются слух, зрение, обоняние и т.п.)

- прибегнуть к помощи корригирующих очков, слухового аппарата,

- садиться ближе к экрану телевизора, ближе к собеседнику,

- при необходимости просить повторить сказанное.

3. Уменьшение длительности сосредоточения внимания (отвлекаются, быстро утомляются)

- делать паузы, прогулки, отдых, сон,

- осознать отвлекающие факторы,

- учитывать собственные неблагоприятные состояния (усталость, волнение) и отложить дело на другое время.

4. Трудности распределения и переключения внимания (трудно делать несколько дел одновременно)

- выбрать главные дела,

- делать их последовательно.

5. Уменьшение объёма внимания (сосредоточение на одном аспекте ситуации приводит к игнорированию других)

- осознание стратегии распределения внимания и учёт всех сторон ситуации.

6. Чувствительность к помехам, соскальзывание на промежуточные действия (писал письмо, пошёл за очками, отвлёкся на телерепортаж и забыл за чем шёл)

- мысленно воспроизводя события в обратном порядке, найти отправную точку,

- фиксировать свои мысли на первоначальной цели, визуализировать её.

7. Автоматизм действий и ошибки памяти (сомнения в том, закрыли ли входную дверь, выключили ли утюг)

- сознательная проверка рутинных действий (отвести для утюга такое место, чтобы его нужно было переставить при выключении),

- использовать зрительные подсказки (чтобы не забыть о работающей стиральной машине, захватить с собой в другую комнату стиральный порошок, как напоминание о процессе).

8. Повседневная забывчивость (забывание зонта, поиск ключей перед выходом из дома)

- организация пространства дома, порядок и визуальные подсказки,

- не откладывать то, что может быть сделано сразу(сказано-сделано).

9. Потери нити высказывания

- прибегнуть к словесным шаблонам (как я уже говорил, В связи с тем, что это очень важно…),

- задавать вопросы, вставлять собственный комментарий.

10. Трудно выполнять прежние виды деятельности

- ограничить время деятельности,

- найти другие варианты внутри той же области.

Особую группу исследований и обсуждений составляет проблема мудрости как когнитивного свойства. Когда говорят о мудрости, имеют в виду прежде всего способность взвешенных суждений по практическим неясным вопросам жизни.

Основные свойства мудрости по П. Балтесу:

- это решение сложных и важных вопросов (о смысле жизни),

- исключительно высокий уровень знаний, советов и суждений,

- сочетание ума и добродетели, которое может быть использовано ради личного благополучия и для пользы человечества;

- хотя достижение мудрости – сложная задача, распознают её большинство людей без труда.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: