Основное новообразование при рождении ребенка

Развитие ребенка — это не только физический рост, заметный для окружающих. Это еще и постепенное, поэтапное формирование психических, личностных качеств, не столь заметных стороннему наблюдателю. Ребенок как бы поднимается по ступеням от простых к все более сложным и значимым качественным изменениям.

Зачем нужен возрастной подход в воспитании детей

Возрастные особенности каждой личности диктуют необходимость их учета при организации как ее физического существования, так и психического и социального развития.


Возрастной подход подразумевает под собой рациональную организацию жизненного пространства ребенка, которое должно стимулировать развитие у него двух важнейших психических процессов:

  • выбор предметов пользования в соответствии с его возрастными потребностями;
  • способов и содержания общения с ним, которое должно стимулировать познавательный интерес к окружающему.

Несоблюдение этих условий приводит к торможению и искажению роста личностных качеств, к появлению отклонений в физическом и социальном становлении человека.

Научная периодизация дошкольного возраста

Возрастной подход к воспитанию детей строится с учетом и использованием специфики их физического, психического и социального развития. В настоящее время принята следующая периодизация дошкольного возраста:

  • 0-1 год — раннее детство, младенчество;
  • 1-3 года — ранний возраст;
  • 3-7 лет — дошкольный возраст.

Каждый из этих периодов совершенно отличается от других своеобразностью отношений и взаимодействий ребенка с окружающим миром. Его развитие — это ряд поступательных изменений в психике, протекающих в определенные периоды жизни (Л. С. Выготский).

Новообразования в развитии ребенка

Возрастные особенности, требующие учета и изменения подходов к воспитанию ребенка, формируются под влиянием проявляющихся новообразований в его развитии.

Новообразование — это что-то новое, появившееся впервые (например, первый зуб) в результате взросления. Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:


Развитие дошкольника характеризуется движением от простого состояния к сложному, появлением новых особенностей (новообразований), более сложных по структуре и содержанию.

Особенности развития младенца

У новорожденного кисть руки сжата в кулак и разжимается к 5 месяцам жизни, становясь органом осязания. Взрослый, вкладывая в руку младенца различные предметы, стимулирует появление такого новообразования, как хватание. Мышцы руки развиваются, расширяется пространство, стимулируется умение садиться и сидеть, так как, чтобы схватить предмет, надо напрячься и дотянуться.

В 4-7 месяцев малыш хаотично манипулирует игрушками, прислушивается к звукам, а в 7-10 месяцев уже может действовать двумя сразу, чтобы постучать, вложить одну в другую. С 10-11 месяцев он открывает для себя функциональные возможности предметов: учится складывать их один на другой, нанизывать кольца пирамидки, открывать и закрывать коробки, извлекать звуки. Действия становятся все более осознанными и точными, быстрее развивается пространственное восприятие.


Другие важнейшие новообразования младенческого возраста — появление ходьбы и ситуативной речи. Хождение расширяет познаваемое пространство и отдаляет ребенка от взрослого, так как мать уже идет за ним, а не наоборот, как это было раньше.

Речь младенца не структурирована, состоит из не всем понятных звуков и их сочетаний, отдельных слогов, эмоциональна, но по мере развития все более становится средством общения.

Характеристика развития младшего дошкольника (1-3 года)

Личностное и социальное развитие ребенка в раннем детстве идет на основе подражания взрослым и в процессе предметно-речевого общения с ними. Называя и описывая свойства, качества, назначение огромного числа предметов, окружающих ребенка, взрослые развивают у него понимание речи и учат пользоваться ею.

Взрослые обеспечивают ему положительное эмоциональное состояние через удовлетворение потребностей в комфортных условиях проживания, а содержательное общение, защита стимулируют активное познание окружающего. Чувственная поддержка, выражения любви, одобрение поступков формируют самосознание, уверенность в себе, привязанность к взрослым. В противном случае, когда ребенок в этом возрасте лишен близких отношений с родителями, он растет менее послушным, не научается самоконтролю и самодисциплине, у него низкая самооценка.


К 3 годам у ребенка развивается потребность в признании его успехов со стороны окружающих. Он чувствителен к одобрению и порицанию. К этому возрасту он приобретает опыт осознания, оценки собственных и чужих достоинств и неудач. Научается соотносить свои силы и возможности с предстоящей задачей.

Основным видом деятельности к концу раннего детства становится предметно-орудийная. То есть ребенок постепенно усваивает назначения предметов и научается правильно пользоваться ими. Это становится основой для развития в дальнейшем игровой и продуктивной деятельности.

Дошкольник 4-7 лет: особенности развития

Центральными новообразованиями дошкольного возраста являются:

  1. Дистанцирование от взрослого - расширяются границы и круг общения, все более осваиваются правила поведения вне узкого семейного мира. Ребенок старается войти в мир взрослых, но не имеет возможностей, поэтому делает это в играх.
  2. Развитие творческого воображения. В художественном творчестве (рисование, конструирование), в сюжетно-ролевых играх ребенок выражает свои потребности в полноценном участии в жизни взрослых. Здесь он воображает себя равноправным членом общества, проигрывает роли, которые в реальности ему еще недоступны: изображает на рисунке себя смелым солдатом, в кукольной сценке исполняет роль куклы-мамы.
  3. Контролирующая функция речи. Речь становится для ребенка способом организации, планирования поведения и деятельности. Завершается ее развитие, расширяется тематика общения со взрослыми и сверстниками.
  4. Произвольность поведения, вытекающая из желания самостоятельно планировать и осуществлять свои действия.


Основные психологические новообразования дошкольного возраста (произвольность поведения и познания, воображение, образное мышление, произвольная память и мышление, осознание себя как отдельной личности) являются фундаментом успешной адаптации к школе.

Кризисные периоды в развитии дошкольника

По мере взросления ребенка дошкольного возраста новообразования вступают в конфликт со старыми, устоявшимися формами поведения и привычками. Появляется необходимость в замене ставших неэффективными способов средовой адаптации, то есть наступает кризисное состояние, конфликт, требующий немедленного разрешения.

Кризисными периодами в дошкольном возрасте психологи считают:


Несомненно, возрастной кризис в дошкольном возрасте — серьезное испытание как для самого ребенка, так и для окружающих. Границы и степень выраженности его размыты, зависят от индивидуальных сроков и особенностей новообразований детей дошкольного возраста.

Психолог советует родителям

Главная задача родителей в кризисные периоды дошкольного возраста — помочь ребенку справиться с негативными переживаниями. Он должен найти в родителях друзей, образец спокойного понимания и помощи.

Итак, родителям следует:

Важная родительская задача — с раннего возраста формировать у ребенка эмоциональную отзывчивость, привлекая к посильной помощи другим людям.

Заключение

Родители всегда волнуются за здоровье ребенка — и это правильно. Однако в воспитании малыша не всегда учитывается, что он также нуждается не только в заботе и в выражениях родительской любви, но и в уважении, в признании его как автономной личности.



Особенности новообразований у детей

1. Дизонтогенетические опухоли (тератомы) – основные новообразования у детей.

2. Частота возникновений доброкачественных опухолей у детей значительно выше, чем злокачественных, в соотношении 9:1;

3. Преобладание у детей неэпителиальных опухолей над эпителиальными;

4. У детей встречаются незрелые опухоли, способные к реверсии.

Причины возникновения новообразований у детей

Риск возникновения онкологических патологий у детей повышается в случае употребления беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических препаратов, а также курения.

Причиной возникновения новообразований у детей может послужить негативное влияние факторов окружающей среды:

избыток ультрафиолетового излучения (воздействие солнечной радиации);

Причиной возникновения новообразований у детей также могут послужить:

неправильный рацион питания: чрезмерное употребление жареных продуктов и копченостей, дефицит витаминов, клетчатки и минеральных веществ;

вирусные инфекции (гепатит В, вирус герпеса и прочие);

медицинские препараты (например, после применения цитостатиков в некоторых случаях возможно возникновение вторичных опухолей).

Виды новообразований у детей

Опухоли детского возраста классифицируют на:

Тератомы – опухоли, возникающие из остатков эмбриональных структур и тканевых пороков развития. Такие новообразования у детей относят к доброкачественным, но в 1% случаев существует риск их озлокачествления. Причиной развития опухолей служит нарушение нормального развития тканей эмбриона.

Тератомы содержат зачатки органов, не характерных для анатомической зоны их локализации. Например, тератома яичника может содержать мышечную ткань и зачатки зубов, или сформированный глаз. При удалении опухоли ее вид может быть крайне разнообразным и неожиданным. Наиболее часто тератомы поражают ткани крестцово-копчиковой области, яичники и яички. Причина возникновения тератом – хромосомная аномалия их клеток.

Тератомы у детей классифицируют:

по гистологическому строению: прогономы, хористомы и гамартомы;

по уровню содержания в них тканевых компонентов: органоидные, гистиоидные, организмоидные;

по степени зрелости: зрелые и незрелые.

К прогономам относят:

хордомы – опухоли, развивающиеся из остатков хорды. Около 90% хордом у детей локализуются в крестцово-копчиковой и базилярно-окципитальной областях. 10% - в шейном, грудном и поясничном отделах позвоночника. В очень редких случаях обнаруживаются идентичные хордомам новообразования в мягких тканях. Такие опухоли названы парахордомами, их происхождение из элементов спинной струны не доказано;

краниофарингиомы – опухоли, располагающиеся в полости черепа. Их доля на все внутричерепные новообразования составляет 3-4%. Краниофарингиомы характеризуются медленным ростом и срастанием с тканями головного мозга;

меланотические прогономы – в 95% случаев локализуются в области шеи и головы. Встречаются, как правило, у детей в первый год жизни. В большинстве случаев меланотические прогономы – доброкачественные новообразования. Злокачественные варианты характеризуются быстрым ростом. Опухоли могут врастать в основание черепа и ствол мозга, приводя к смерти. После удаления в ряде случаев наблюдаются рецидивы.

Среди гамартом выделяют:

ангиомы – опухоли, образующиеся из кровеносных и лимфатических сосудов (гемангиомы и хористомы);

гемангиоматозы. Основные из них – прогрессирующий гемангиоматоз Дарье, синдромы Маффуччи, Каферкампа, Казабаха-Мерритт;

системные гемангиоматозы: синдромы ван Богарта-Диври, Бинна, Гиппеля-Ландау, Стерджа-Вебера-Краббе;

К хористомам относятся:

струма яичника – аберрантная тироидная ткань, расположенная в яичнике;

дермоидная киста - выстланная кожей полость с наличием волос, заполненная секретом сальных желез.

Клинические проявления тератом у детей

Клинические проявления опухолей зависят от места их локализации и времени появления в эмбриональном периоде. Чем раньше закладывается тератома, тем сильнее нарушения в нормальном развитии плода. У детей при рождении такие патологии проявляются в виде дефектов мягких тканей и скелета.

Эмбриональные опухоли

Эмбриональные опухоли – новообразования, возникающие вследствие аномального развития и размножения зародышевых клеток. Эмбриональные опухоли – самые многочисленные новообразования, встречающиеся у детей. Наиболее часто образуются в почках, мягких тканях и нервных структурах.

Среди эмбриональных опухолей выделяют:

1. Эмбриональные опухоли нервной ткани. К ним относятся:

медуллобластома – опухоль, встречающаяся, как правило, у детей до 7 лет. Крайне редко встречается у взрослых. Основное место локализации – мозжечок. Метастазирует опухоль по ликворным путям в пределах центральной нервной системы (ЦНС);

медуллоэпителиома – новообразование, гистогенетически сходное с медуллобластомой. Отличие прояляется в том, что медуллоэпителиома дает метастазы гематогенным путем за пределы ЦНС;

эстезиобластома и ретинобластома;

нейробластома и ганглионейробластома. Нейробластома - опухоль, образованная клетками по типу нейробластов. Клетки опухоли - округлые скопления нейробластов вокруг переплетенных отростков цитоплазмы. Основными местами локализации новообразований являются симпатические вегетативные ганглии, надпочечники. Иногда развиваются в ЦНС. Метастазируют опухоли в кожу и печень (синдром Пеппера), кости (синдром Хатчинсона). В большинстве случаев у больных наблюдается высокая концентрация в моче производных катехоламинов. Ганглионейробластома - вариант нейробластомы. Опухоли образованы из нейронов и нейробластов.

атипичная теротоидная опухоль – новообразование с высокой степенью злокачественности. У детей наблюдается смертность в 100% случаев в первые два года жизни;

опухоль незрелой нейроэктодермы.

2. Эмбриональные опухоли почек:

опухоль Вильмса (нефробластома) – эмбриональная опухоль почек. Встречается у детей первых лет жизни, крайне редко у взрослых. Новообразование часто дает метастазы, особенно в легкие. Опухоль имеет вид светло-серого узла плотной ткани, как правило, окруженного капсулой. Бластемные клетки – мелкие, имеют узкий ободок цитоплазмы и небольшое гиперхромное ядро. Строма опухоли часто содержит жировую, мышечную, костную и хрящевую ткани, клетки типа нейронов.

светлоклеточная саркома почек;

оссифицирующая опухоль почек;

3. Эмбриональные клетки мягких тканей: эмбриональная рабдомиосаркома и ее вариант в виде бортиоидного полипа (бортиоидной рабдомиосаркомы). Бортиоидная рабдомиосаркома встречается в органах мочеполовой системы, в области головы и шеи. В редких случаях может встречаться и в других местах.

4. Герминогенные опухоли. Особый тип эмбриональных опухолей. Часто развиваются в головном мозге, средостении, половых путях. К герминогенным опухолям яичников и яичек относят:

дисгерминомы (опухоли яичников);

семиномы (опухоль яичек);

опухоли желточного мешка;

хариокарциномы, не связанные с беременностью;

5. Другие эмбриональные опухоли.

Эмбриональные опухоли могут встречаться практически во всех органах и системах организма:

  • в печени – гепатобластома – опухоль в виде одиночного узла. Характерным признаком новообразования является наличие в крови альфа-фетопротеина. Для опухоли характерна высокая степень злокачественности.
  • в легких – пневмобластома;
  • в поджелудочной железе – панкреатикобластома – отличается благополучным исходом в большинстве случаев;
  • в слюнных железах – сиалобластома.

  • мягкотканые опухоли (за исключением эмбриональных);
  • опухоли ЦНС;
  • новообразования костей;
  • гемобластозы.

1. Мягкотканные опухоли. У детей чаще всего обнаруживаются:

  • опухоли фиброзной ткани: гигантоклеточная фибробластома, фиброматоз шеи, детская дигитальная фиброма, ювенильная назофарингеальная ангиофиброма, миофиброма, ювенильная фиброма апоневрозов, ювенильный гиалиновый фиброматоз, фибросаркома детей;
  • опухоли жировой ткани: липобластома;
  • фиброгистиоцилярные опухоли: ювенильная ксантогранулёма;
  • опухоли мышечных тканей: альвеолярная рабдомиосаркома, рабдомиома

2. Опухоли ЦНС. У детей часто встречаются астроцитарные новообразования в головном и спинном мозге. Диффузная астроцитома – узел, образованный астроцитами, не имеющий четких границ. Выделяют астроцитомы:

  • фибриллярные;
  • гемистоцитарные;
  • протолазматические.

Развиваются в любом отделе головного мозга, после оперативного лечения выживаемость в среднем колеблется в пределах от 6 до 8 лет. У детей также встречаются субэпендимальная гигантоклеточная астроцитома и пилоцитарная астроцитома. Они характеризуются медленным ростом и благоприятным прогнозом для жизни.

3.Опухоли костей. У детей основные опухоли костей - саркома Юинга, новообразования хрящевой и костной тканей.

Костеобразующие опухоли

Незрелые злокачественные костеобразующие опухоли имеют название остеосаркомы, зрелые доброкачественные – остеоид-остеома и доброкачественная остеобластома.

Остеома, как правило, возникает в костях черепа. Характеризуется медленным ростом. Представляет собой компактную костную ткань.

Остеоид - остеома локализуется в костной ткани поверхностного слоя кости. Опухоль характеризуется медленным ростом, небольшим размером (диаметр до 1 см). Расположение опухоли вблизи надкостницы обуславливает возникновение сильной боли.

Доброкачественная остеобластома – по макроскопическому строению аналогична стеоид-остеоме. Болевой синдром, как правило, отсутствует. Локализуется в глубоких отделах кости. Размер обычно превышает 1 см в диаметре.

Остеосаркомы – опухоли, локализующиеся в диафизах длинных трубчатых костей. Выделяют центральную остеосаркому, характеризующуюся высокой степенью злокачественности, и поверхностную – с низкой степенью злокачественности.

Хрящеобразующие опухоли

Незрелая злокачественная хрящеобразующая опухоль имеет название хондросаркома. Зрелые доброкачественные новообразования – остеохондромы, хондромы и доброкачественные хондробластомы.

Хондрома – имеет вид зрелого гиалинового хряща. Выделяют энхондромы (расположенные центрально) и периостальные хондромы (расположенные в периферических отделах кости). У детей множественные врожденные энходромы стоп и кистей получили название болезни Оллье.

Остеохондрома – представлена костным выростом на внешней поверхности кости, покрытом слоем хряща, не связанным с суставным хрящом.

Доброкачественная хондробластома – как правило, локализуется в эпифизах длинных трубчатых костей. Характеризуется болезненностью. В большинстве случаев проявляется в возрасте до 20 лет. После удаления в редких случаях рецидивирует.

4. Гемобластозы. Гемабластозы – новообразования из кроветворных клеток, их производных и предшественников. У детей гемабластозы развиваются часто.

Диагностика новообразований у детей

Диагностика новообразований у детей осложняется тем фактом, что ребенок не может сообщить о возникших проблемах. К тому же, опухоль может проявляться не сразу, во многих случаях диагностируется на поздних стадиях.

В целом диагностика новообразований у детей проводится по тем же принципам, что и у взрослых. Она включает:

  • прием у врача;
  • лабораторные исследования: цитологические, гистологические, биохимические;
  • УЗИ;
  • МРТ;
  • радиоизотопное исследование;
  • молекулярно-биологическое исследование ДНК;
  • биопсию.

Лечение новообразований у детей

Методы лечения онкологических заболеваний у детей схожи с лечением у взрослых, но существует ряд особенностей:

  • первое место среди методов лечения рака у детей занимает химиотерапия. Последние достижения науки делают ее более эффективной и щадящей;
  • лучевая терапия у детей применяется, имея строгое обоснование, так как может иметь серьезные последствия для развития детского организма;
  • хирургическое лечение у детей применяется, как правило, в качестве дополнения к химиотерапии. В последнее время широко применяются малотравматичные методы оперативного лечения – изолированная перфузия сосудов и эмболизация сосудов опухоли;

Также проводят лечение лазеротерапией, гипертермией и криотерапией. Лечение при помощи трансплантации стволовых клеток имеет перечень показаний, противопоказаний и определенных условий. Для лечения онкологических заболеваний органов кроветворного типа у детей применяют исключительно химиотерапию и лучевую терапию. Для лечения других видов рака у детей применяют хирургический метод лечения. Проведение основного курса лечения требует поддерживающей терапии для детей и курса реабилитации.

Реабилитация детей после основного лечения онкологических заболеваний во многом зависит от взаимоотношений ребенка, врача и родителей. Дети с высокой степенью переживают изменения в своем внешнем виде и внутреннем состоянии. Какие-либо серьезные нарушения могут вызвать тяжелые психические расстройства. Хорошие результаты лечения онкологических заболеваний у ребенка зависят и от умения врача внушить надежду на выздоровление ребенку и его родителям.

Каждая будущая мама надеется, что ее малыш родился здоровым. Поэтому, услышав от доктора о родовой опухоли у ребенка, женщины начинают бить тревогу. Однако, данный диагноз не считается смертельным и в большинстве случаев даже не требуется медицинской помощи. Что же такое родовая опухоль и опасна ли она?

Причины

Родовой опухолью у новорожденных называют отечность мягких тканей. Он возникает в том месте, которым младенец движется по родовым путям. К примеру, если ребенок шел затылком вперед, то припухлость появиться именно в этой области черепа.

Развивается родовая опухоль вследствие следующие причин:

  • Крупный размер плода.
  • Узкий таз у женщины.
  • Неверное предлежание малыша.
  • Долгие роды.
  • Гипоксия плода во время родовой деятельности.
  • Преждевременное появление на свет младенца.
  • Рождение ребенка в срок более 42 недель.

Родовой отек в тканях новорожденного образуется чаще при первых родах.

Понятие кефалогематомы

Сама по себе родовая опухоль на голове у младенца не представляет опасности для его жизни. Однако, всегда существует риск, что она маскирует собой более существенные повреждения. Одно из наиболее частых явлений – сочетание родового новообразования с кефалогематомой.

Это расположенное между черепом и надкостницей кровоизлияние, не выходящее за границы поврежденной кости. По сравнению с обычным отеком после родов кефалогематома обладает четкими контурами. Как правило, она исчезает самостоятельно максимум через 2 месяца.

Но бывают случаи, когда кровоизлияние не проходит естественным путем. Тогда требуется медицинская помощь по выведению скопившейся крови. В противном случае возможно развитие неблагоприятных осложнений, к примеру, окостенения образования, что приводит к появлению необходимости хирургического лечения.

Лечение

Лечение родовой опухоли головы у новорожденных назначает доктор. Перед этим требуется проведение осмотра поврежденной области. Врач ощупывает припухлость, проверяет общее состояние здоровья малыша, выполняет ультразвуковое исследование черепа и его кровеносных сосудов.


В большинстве случаев медицинская помощь при родовом новообразовании головы у младенцев не требуется, оно проходит самостоятельно. Для быстрого избавления от припухлости мамочкам рекомендуется правильно питаться при грудном вскармливании. Родное грудное молоко помогает детям быстрее восстановиться, поэтому при возможности следует кормить грудью, а не искусственными смесями.

Если во время родов были повреждены кожные покровы головы или у младенца держится высокая температура вследствие размножения патогенных микроорганизмов, то доктор назначает антибактериальные лекарства.

Время для тревоги

Только если опухоль не рассасывается, сопровождается серьезными травмами, повреждающими костные ткани, то у ребенка могут наблюдаться различные отклонения в физическом и психическом развитии. Такие явления встречаются редко, но все же имеют место быть.

Поэтому женщинам стоит внимательно следить за состоянием ребенка и срочно посетить специалиста в следующих случаях:

  1. Выраженная неровность и деформация черепа.
  2. Неспособность малыша держать голову.
  3. Понижение тонуса мышц, что проявляется слабым хватательным рефлексом, отсутствием способности младенца переворачиваться, приподниматься, опираясь на руки.
  4. Частые и сильные кишечные колики.
  5. Расстройства ночного сна.
  6. Плохой аппетит, сопровождающийся тем, что ребенок обильно срыгивает пищу.
  7. Выделения из глаз вследствие проникновения инфекции или развития воспалительного процесса зрительного нерва. Они могут быть прозрачными либо иметь желтый или серый оттенок.

В подобных случаях нужна немедленная диагностика организма ребенка и принятие мер по устранению выявленных патологических процессов.

Возможные осложнения

Родовая опухоль в редких случаях может сопровождаться осложнениями. Особенно риск неблагоприятных последствий велик, если патология сопровождается кровотечением. В этом случае требуется как можно быстрее устранить ее.

В противном случае возможно развитие следующих осложнений:

  • Анемия. Возникает вследствие большой кровопотери и патологического снижения гемоглобина в крови. У ребенка наблюдается слабость, бледность кожных покровов, потеря сознания.
  • Желтуха. Развивается в случае, когда при рассасывании гематомы в кожу проникает билирубин.
  • Окостенение новообразования. Патология приводит к тому, что кости черепа новорожденного малыша деформируется. Возникает процесс окостенения в случае обширной родовой травмы. Заболевание требует немедленного лечения с применением комплексе процедур, в частности и оперативного вмешательства.
  • Гнойный процесс во внутренней части родового новообразования. Развивается вследствие воспалительного процесса в опухоли. Если вовремя не заняться терапией, то ест высокий риск заражения крови, проникновения патогенных микроорганизмов в головной мозг. Такие последствия способны привести к нарушению умственного и физического развития младенца, а также летальному исходу.
  • Искривление шеи. Такой недуг сопровождается наклоном головы в боковую сторону. Образуется нарушение из-за дисфункции грудино-ключично-сосцевидной мышцы и ее укорочения. Искривление шейного отдела создает не только косметический дефект, но и негативно отражается на состоянии здоровья малыша. Патология препятствует полноценному физическому развитию, приводит к ухудшению зрения, проблемам с дыханием и речевой функцией.

Таким образом, родовая опухоль – травма, не представляющая опасности для жизни малыша. Но родителям стоит следить за состоянием малыша с таким диагнозом, чтобы не упустить возможные осложнения.

С первых часов жизни ребенка взрослые являются для него источниками звуковых и слуховых сигналов. Они смотрят на новорожденного, показывают ему разные предметы, разговаривают с ним, активизируя таким образом его ориентировочные реакции.

При наблюдении за рождением и первыми неделями жизни ребенка были получены следующие результаты.

Ребенок начинает свою жизнь с крика, и это считается нормальным. Затем крик становится проявлением негативных эмоций. Новорожденный кричит, когда возникают неприятные ощущения, связанные с потребностью во сне, в пище, тепле, крик является реакцией на мокрые пеленки и т. д. Крик сопровождается мимическими изменениями: сморщиванием лица, покраснением кожи, кроме того, ребенок начинает совершать некоординированные движения.

В первую неделю жизни на лице новорожденного во время сна отмечаются движения, похожие на улыбку. Так как это происходит во сне, исследователи посчитали их спонтанным и рефлекторным сокращением мышц. Также в первую неделю жизни неосознанная улыбка возникает на лице ребенка при высоких звуках и различных звуковых стимулах, но уже к пятой неделе жизни просто человеческий голос не вызывают улыбку, ребенку нужны зрительные стимулы, в частности вид человеческого лица. Реакция на образ и голос взрослого проходит следующим образом: у ребенка возникает торможение общих движений, через 10 секунд на лице появляется выразительная улыбка, которая через 35 секунд исчезает. Так происходит общение со взрослым, которое считается проявлением первой социальной потребности ребенка.

Постепенно, примерно к одному месяцу, у новорожденного вырабатывается особая эмоционально-двигательная реакция: при виде лица матери он останавливает на нем взгляд, протягивает к ней ручки, быстро двигает ножками, издавает радостные звуки и начинает улыбаться. Такая реакция называется комплексом оживления. Появление комплекса оживления является новообразованием данного периода, считается завершением периода новорожденности и свидетельствует о переходе к младенчеству.

М.И. Лисина считала, что комплекс оживления свидетельствует о появлении потребности ребенка в общении со взрослыми.

Р. Шпитц и Ф. А. Вольф в своих исследованиях доказали, что в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок улыбается любому человеку, а с 4–5 месяцев начинает улыбаться матери и при виде других знакомых лиц. Посредством улыбки между ребенком и родителями устанавливается положительный эмоциональный контакт, который приводит к привязанности и нежным, теплым отношениям.

Комплекс оживления выходит на первый план, когда в поле зрения ребенка попадает взрослый, – тогда другие потребности теряют свое значение. Ребенок начинает улыбаться и двигаться, желая привлечь внимание взрослых. Такая реакция на близких людей говорит о том, что они являются для ребенка не только необходимым условием для развития, но и его источником. Также установлено, что частое, доброжелательное общение взрослого с ребенком способствует развитию комплекса оживления, а редкое и равнодушное – препятствует, что может привести к задержке психического развития ребенка.

11.КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА: ЕГО ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ.

Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность, могут даже возникнуть аффективные состояния. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Это явно выражено при конструировании предметов, которыми ребенок манипулирует. Д.Б. Эльконин указывал, что ребенку надо раскрывать общественный способ употребления предметов. Показать это младенцу это невозможно, поэтому взрослому приходится конструировать предметы самому.

Причины кризиса первого года жизни

Насколько часто и ярко будут проявляться симптомы кризиса 1 года, во многом зависит от действий родителей. Для этого им важно понимать, каковы причины необычного поведения. Начнем с того, что в этом возрасте увеличивается познавательная активность ребенка, он уже может сам перемещаться, дотрагиваться до всяких интересных предметов, пробовать их на вкус и прочность, но вместо того, чтобы наслаждаться изучением мира ребенок сталкивается с бесконечными запретами. Естественная реакция – протестовать и возмущаться.

Кризис 1 года важно преодолеть без негативных последствий, поскольку этот период обязательно сделает свой вклад в формирование характера маленького человечка.

12.ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НОВООБРАЗОВАНИЯ.

Физическое и психическое развитие в раннем возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется на него при узнавании. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка.

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.

Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Речь. Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес к окружающему, но имеющихся средств общения (жесты, мимика) не хватает, чтобы удовлетворить свои возросшие потребности в общении. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения активной самостоятельной речи. (от 1,5 лет до 2 лет ). Пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря.

На 3 году жизни понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

13. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩЬНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСА 3 ЛЕТ.

14. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ,СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ,ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,НОВООБРАЗОВАНИЕ.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Дошкольный возраст условно делится на следующие периоды:

с 3 до 4 – младший дошкольный возраст

с 4 до 5 – средний дошкольный возраст

с 5 до 7 – старший дошкольный возраст

С 3 до 7 лет внешний облик ребенка заметно меняется, хотя скорость изменений невелика. За 4 года рост добавляется до 25 см, вес – до 7 кг.

Организм развивается неравномерно, вследствие чего меняются пропорции тела. Увеличение веса происходит за счет развития мышц. У мальчиков интенсивнее развивается мышечная ткань, у девочек – жировая. С 3 до 7 лет совершенствуются многие двигательные навыки и координация движений (езда на велосипеде, игра в мяч).

Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять эти функции ребенок не может.

Противоречие: между новыми возможностями ребенка, потребностью в самостоятельной деятельности, быть как взрослый и прежней системой отношений со взрослым, невозможностью без его помощи выполнять эту деятельность.

Социальная ситуация: ребенок – взрослый (период интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности; развивается мотивационно-потребностная сфера). Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает ребенок (игровая, изобразительная, продуктивные виды, трудовая).

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

Ведущая деятельность: Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

15. РОЛЕВАЯ ИГРА В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД, ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩЬНОСТЬ.

Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.

Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами.

Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.

В сюжетно-ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношения между ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Сначала ребенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный, личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническими приемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий.

Это важный закон психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, то есть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется у ребенка в ролевой игре.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

16. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Дошкольное детство - один из самых важных этапов жизни ребенка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. Чрезвычайно высокий темп психического, личностного и физического развития в этот период позволяет ребенку в кратчайшие сроки пройти путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Он идет по этому пути не в одиночестве, рядом с ним постоянно находятся взрослые - родители, воспитатели, психологи. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Пластичная, быстро созревающая нервная система дошкольника требует бережного отношения к себе.

В дошкольном детстве складываются важнейшие психические новообразования. В структуре психических функций центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает возможность действовать в плане общих представлений. Складывается произвольное поведение и личное самосознание ребенка. Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трех форм мышления: наглядно - образного, наглядно - действенного, логического. Взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка составляет суть саморазвития детского мышления.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

В дошкольном возрасте развитие воли и произвольности наиболее эффективно происходит в ролевой игре и в играх с правилом. Развивающий эффект игр с правилом обусловлен особой позицией взрослого, который одновременно является и участником, и организатором игры.

17. УМСТВЕННОЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА.

Дети в дошкольном возрасте очень быстрыми темпами накапливают знания, навыки и опыт, формируют свою речь, овладевают способами умственной деятельности, совершенствуются во всех аспектах своего умственного развития.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста является основополагающим звеном на этапе обучения ребенка, поэтому подход к этому развитию должен быть продуманным, систематизированным, контролируемым. Современная система образования позволяет это реализовать в детских дошкольных учреждениях.

Читайте также: