Новообразования это по дубровиной

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЛИЧНОСТНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ - ОСНОВНОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ РАННЕЙ ЮНОСТИ

. Возраст старшего школьника (IX-X классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Конкретное содержание юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть, другие факторы. В настоящее время 15-17-летние юноши и девушки учатся в школе, в СПТУ и техникумах (они уже

сделали свой первый профессиональный и жизненный выбор), а некоторые из них и работают, и учатся. Все они находятся в ранней юности - чрезвычайно сложном и важном в плане формирования личности возрасте, но все они имеют и специфические особенности в зависимости от места в обществе, от той деятельности, которой преимущественно занимаются. Мы изучали возрастные особенности юношей и девушек - учащихся старших классов школы, -которые, конечно, относятся к ранней юности, но к ней относятся не только они. Поэтому понятие "ранний юношеский возраст" шире понятия "старший школьный возраст". Для удобства изложения, но с учетом вышесказанного, мы будем употреблять в тексте эти понятия как синонимические.

Самое характерное для старшеклассников - неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственно возрастная специфика, право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок, различных мероприятий и т. п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов, или социальная ситуация развития (Л.С.Выготский, Л. И. Божович), определяют и особенности развития личности в старшем школьном возрасте. Именно на основе новой социальной ситуации развития происходит коренное изменение в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности старшеклассника, определяющее изменение и других его психологических особенностей. Таким образом, юношеский возраст (по не очень точному, но образному и понятному определению многих педагогов и психологов) выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Итак, старший школьник находится как бы на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Для него приобретают особую актуальность фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения как определения себя и своего места во взрослом мире. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многое другое.

Не случайно Л. И. Божович (1968) и многие другие исследователи этого возраста (И.С.Кон, 1978-1980; Е.А.Шумилин, 1982; А. С. Мудрик, 1984; и др.) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.

Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, так как именно в самоопределении, в обстоятельствах жизни в период раннего юношеского возраста, в ее требованиях к школьнику кроется самое существенное, что во многом характеризует условия, в которых происходит формирование его личности.

Мы согласны с тем, что самоопределение - центральный вопрос в раннем юношеском возрасте, но нам хотелось бы ввести в эту проблему некоторое уточнение. Данные наших исследований позволяют говорить, что в старшем школьном возрасте формируется не само самоопределение - личностное, профессиональное (шире -жизненное), а психологическая готовность к нему.

Позволим себе провести несколько вольную параллель между выпускниками школы и детьми, поступающими в I класс. В последнем случае мы говорим о психологической готовности детей к школе. Эта психологическая готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении. Затем ребенок поступает в школу, чтобы там в течение 10 лет готовиться "во всеоружии" вступить во взрослую жизнь - получать достаточные знания, научиться учиться, думать, работать, дружить, сформироваться как личность и т. д. в общении со взрослыми и сверстниками, в учении, труде, коллективной жизни. Про поступающего в школу первоклассника мы не говорим, что он уже "готовый" ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе (конечно, готовность должна быть не только психологическая, но нас интересует только этот аспект). Еще меньше оснований говорить о самоопределении выпускников школы, так как самоопределение предполагает направленную реализацию планов, намерений, желаний в действительной жизни. Но об их психологической готовности к этому самоопределению мы можем и должны знать.

Готовность к самоопределению предполагает формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр. Иными словами, психологическая готовность к самоопределению предполагает формирование у старшеклассников неких психологических образований и механизмов, обеспечивающих им в дальнейшем сознательную, активную, творческую и созидательную жизнь.

В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание - осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я. Уровень

притязаний старшеклассников в разных областях жизни и деятельности, оценка себя и другого с точки зрения принадлежности к определенному полу, интроспекция и личностная рефлексия; по всем этим вопросам представлены конкретные экспериментальные данные и проведен их содержательный анализ. "Осознание своего места в будущем, своей жизненной перспективы" Л. И. Божович считала центральным моментом психического и личностного развития в этом возрасте (1978). Мы полностью присоединяемся к этому и показываем на основе полученных данных развернутую характеристику представлений современных старшеклассников о будущей жизни. Важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся - их ценностные ориентации. Большие изменения и собственном организме и внешности, связанные с половым созреванием, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый); усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.

Формирование личности старшеклассника / Под.
ред. И.В.Дубровиной. - М., 1989.-С. 9-12.


Дубровина Ирина Владимировна (6 июня 1935) — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Выпускница факультета русского языка, литературы и истории МГПИ им. Потемкина (ныне МПГУ). Закончила в 1958 году. Психолог, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, зав. лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

После МГПИ училась в аспирантуре Института психологии АПН РСФСР, где с 1978 по 1993 года была зам. директора института по научной работе.

Книги (9)

Соавторы: Прихожан А.М., Зацепин В.В.

В хрестоматию включены публикации полные и в отрывках известных отечественных психологов по проблемам психологии школьного детства, педагогической психологии, психологии педагогического труда.

Соавторы: Андреева А.Д., Данилова Е.Е.

Книга содержит необходимый теоретический материал, углубляющий и расширяющий знания педагогов по психологии, а также упражнения по развитию познавательной сферы детей.

Данное издание - первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году.

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.

А.Д.Андреева, Т.В.Вохмянина, А.А.Воронова, Н.И.Гуткина, Е.Е.Данилова, И.В.Дубровина, В.И.Екимова, В.В.Зацепин, Д.ВЛубовский, А.Б.Николаева, В.Э.Пахальян, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых.

Авторы определяют место и роль психического здоровья в общем психическом и личностном развитии детей, обсуждают условия его обеспечения и сохранения на всех возрастных этапах - дошкольном, младшем школьном, подростковом и раннем юношеском.

Соавторы: А.Д. Андреева, ЕЕ. Данилова, Т.В. Вохмянина

В пособии излагаются основные принципы, раскрывается содержание, показана организация психолого-педагогической коррекции в современной школе. Представлена система коррекционной и развивающей работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Соавторы: Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан

В учебнике в соответствии с программой курса представлены знания по основным разделам психологии: общей психологии, истории психологии, психологии развития, социальной психологии. Большое внимание в нем уделяется вопросам психологии младшего школьника, даются практические рекомендации по психологическому развитию детей.

Книга может быть полезна педагогам, родителям, студентам высших педагогических и психологических учебных заведений.

Авторский коллектив книги принимал непосредственное участие в многолетнем эксперименте по введению школьной психологической службы, проводившемся в Москве АПН СССР под руководством Ю. К. Бабанского. Обобщение опыта работы практических психологов, а также опыта зарубежных исследователей и результатов собственной научно-практической работы легло в основу книги.

В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологической информации: разные виды психологической беседы и социально-психологический опросник. Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования.

В книге представлены материалы исследования основных психологических новообразований старшего школьного возраста.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

  • формат chm
  • размер 356.91 КБ
  • добавлен 09 октября 2010 г.


Издательство: Академия. Серия: Высшее образование. Год: 2003. Кол-во страниц: 368.
ISBN: 5-7695-1523-6.
В хрестоматию включены фрагменты основополагающих работ классиков отечественной психологии, а также современных психологов по проблемам возрастной психологии (младший школьный, подростковый и ранний юношеский возрасты) и педагогической психологии.
Книга адресована студентам педагогических специальностей высших учебных заведений в качестве учебного пособия. Она может быть полезна также всем интересующимся вопросами психологии развития.

Содержание:
I. Закономерность психического развития в онтогенезе
Выготский Л. С. Проблема возраста
Леонтьев А. Н. К теории развития психики ребенка
Леонтьев А. Н. Формирование личности
Давыдов В. В. Как ребенок становится личностью
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация
Запорожец А. В. Условия и движущие причины психического развития ребенка
Гальперин П. Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека
Равич-Щербо И. В. О роли наследственности в психическом развитии человека
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте
Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. О движущих противоречиях развития личности
Лейтес Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека
Дубровина И. В. Семья и социализация ребенка
А смолов А. Г. О развитии половой идентичности
Лутошкин А. Н. Психологический климат детского коллектива
Кон И. С. Возраст и возрастные категории

II. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

Общая характеристика младшего школьного возраста
Выготский Л. С. Кризис семи лет
Эльконин Д. Б. Школьное обучение - его особенности
Смирнов А. А. Школьный период
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе
Сухомлинский В. А. Дайте ребенку радость умственного труда, радость успеха в учении

Учебная деятельность младших школьников
Леонтьев А. Н. О сознательном отношении к учению
Давыдов В. В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка
Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся
Рубцов В. В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя
Ананьев Б. Г. Психологическая ситуация оценки на уроке в классе
Божович Л. И. О мотивации учения
Славина Л. С. Психологические условия повышения интеллектуальной активности учащихся I класса в учебной работе
Акимова М. К., Козлова В. Т. Природные особенности ребенка и трудности учения
Цукерман Г. А. Роль сверстников в психическом развитии ребенка

Познавательные процессы
Ушинский К. Д. Воспитание внимания
Блонский П. П. Развитие мышления школьников
Леонтьев А. Н. О внимании и наглядности
Смирнов А. А. Типы памяти
Рузская Л. Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника
Мальцева К. П. Произвольная память
Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Трудности детского мышления

Одаренность, способности, интересы
Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста
Дубровина И. В. Способности и интересы
Чудновский В. Э. Познавательная потребность

Развитие личности и воспитание
Выготский Л. С. Воспитание чувств
Божович Л. И. Развитие воли в младшем школьном возрасте
Рубинштейн С. Л. Способы воспитания новых привычек
Захарова А. В. Особенности развития самооценки у второклассников (феномен вторых классов)
Липкина А. И. Как формировать и изменять самооценку
Прихожан A.M. О нравственном развитии
Ветер А. Л., Цукерман Г. А. Основные варианты неблагоприятного развития младших школьников
Захаров А. И. Страхи у младших школьников

III. Психическое развитие в подростковом и раннем юношеском возрастах

Общая характеристика
Выготский Л. С. О подростковом кризисе
Божович Л. И. Подростковый возраст
Эльконин Д. Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников
Дубровина И. В. Психологическая готовность к личностному самоопределению - основное новообразование ранней юности
Кон И. С. Этапы подросткового и раннего юношеского возрастов
Мухина B.C. Юность
Якобсон П. М. Юношеский возраст
Смирнов А. А. Период полового созревания
Фельдштейн Д. И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса
Личко А. Е. Социо-психологические особенности подросткового возраста как причины нарушения поведения
Прихожан A.M. Психологические проблемы подросткового возраста как пубертатного периода развития

Учебная деятельность. Познавательные процессы
Бреслав Г. М. Подростковый период
Блонский П. П. О мышлении подростка
Выготский Л. С. Развитие мышления подростка и образование понятий
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Выготский Л. С. Воображение и творчество подростка
Эльконин Д. Б. Учебная деятельность в подростковом возрасте
Давыдов В. В., Репкин В. В. Организация развивающего обучения
Дубровина И. В., Круглов Б. С. и др. Особенности обучения и психического развития школьников - лет
Маркова А. К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах
Божович Л. И. О формализме в усвоении школьных знаний

Способности, интересы, профессиональная ориентация
Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте
Дубровина И. В. О самооценке способностей
Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение учащихся
Шумакова Н. Б. Возраст без вопросов

Опухоль (новообразование) – это патологический процесс, представленный новообразованной тканью, в которой изменения генетического аппарата клеток приводят к нарушению регуляции их роста и дифференцировки. Все опухоли делятся на злокачественные и доброкачественные новообразования.

Различия злокачественных и доброкачественных новообразований

Степень дифференцировки (зрелость).

Степень развития клеток называется дифференцировкой. Клетки доброкачественной опухоли очень похожи внешне и функционально на нормальные клетки (высокодифференцированные), хотя существуют некоторые минимальные отличия. Клетки злокачественных опухолей средне- или низкодифференцированные, они значительно отличаются по строению и функции от нормальных.

Характер роста.

Для доброкачественных опухолей характерен экспансивный рост. Они растут медленно, раздвигая и сдавливая окружающие ткани и органы. Злокачественные опухоли инфильтрируют окружающие ткани, прорастая в них, а также расположенные рядом нервы и сосуды.

Метастазирование.

Метастазы представляют собой вторичные (дочерние) опухоли, образованные отсевом из первичного очага (родительской опухоли). Этот процесс отсева называется метастазированием. Он осуществляется переносом клеток опухоли током крови или лимфы. Доброкачественные опухоли не метастазируют, это характерно только для злокачественных новообразований.

Рецидивирование.

Влияние на пациента.

Злокачественные и доброкачественные новообразования по-разному влияют на пациента. Для доброкачественных опухолей характерно местное проявление — сдавливание нервов, сосудов и окружающих тканей. Злокачественные опухоли вызывают раковую интоксикацию и кахексию. Это происходит вследствие активного роста опухоли и быстрого поглощения питательных веществ. Также быстрый рост опухоли приводит к тому, что кровеносные сосуды в ней не успевают образовываться в нужном количестве и происходит некроз центра опухоли и соответствующая интоксикация.

Злокачественные и доброкачественные новообразования называются похожим образом, но есть некоторые отличия. Названия доброкачественных опухолей определяются типом ткани, из которой они развиваются. Например, фиброма – это доброкачественная опухоль соединительной ткани, липома – жировой, аденома – железистой, а миома – мышечной. Если это поперечно-полосатая мышечная ткань (скелетные мышцы), то новообразование будет называться рабдомиома, а если гладкая мускулатура (мышцы внутренних органов) — лейомиома. Если в опухоли сочетаются клетки разных тканей, то это также будет отражено в названии. Например, опухоль, состоящая из соединительной и жировой ткани будет называться фибролипома.

Название злокачественной опухоли также определяется видом ткани, из которой она возникла. Например, злокачественная опухоль, развившаяся из эпителиальной ткани – карцинома. При довольно высокой степени дифференцировки удается установить более точно вид ткани, и поэтому названия будут указывать на ее происхождение более определенно: аденокарцинома – это злокачественная опухоль, развившаяся из железистой ткани) и т.п.

Кровь представляет собой один из видов соединительной ткани. Опухоль из кроветворной ткани, развивающаяся во всех кровеносной системе, называется лейкемией (лейкозом, гемобластозом). При локализации только в определенной части организма она называется лимфомой.

Если для злокачественной опухоли невозможно установить ткань, из которой она развилась (опухоль низкодифференцированная), то ее назовут по форме клеток: мелкоклеточный рак, перстневидно-клеточный рак и т.п.

Дифференциальная диагностика опухоли включает физикальные исследования, лабораторные методы исследования, всевозможные методы визуализации (УЗИ, МРТ, КТ, рентген, эндоскопические манипуляции и т.п.). Однако все эти методы лишь предваряют гистологическое исследование , так как без гистологического изучения тканей опухоли невозможно достоверно сказать доброкачественная опухоль или злокачественная. Гистологическое исследование при необходимости дополняется другими патоморфологическими методами – иммуногистохимия , FISH-исследование .

Удачи! Да и пребудет с Вами. :)

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия.


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Под редакцией И.В.ДУБРОВИНОЙ

Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

в качестве методического пособия для детских практических психологов учреждений образования

3-е издание, стереотипное

Руководство практического психолога: ПсихологичеР85 ские программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В.Дуброви­ ной. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр

Сборник посвящен активным методам работы психолога с детьми разных возрастов. В нем представлены общие принципы и подходы к работе психолога со школьниками, конкретные программы психоло­ гической работы с детьми разных возрастных групп (0-12; 12-15; 15-17 лет). В сборник вошли оригинальные разработки сбора психологиче­ ской информации: разные виды психологической беседы и социальнопсихологический опросник.

Материалы сборника могут быть непосредственно использованы в практике работы психолога учреждений образования. Книга будет полезна также педагогам, интересующимся проблемами психологии, и специалистам, занимающимся разработкой проблем детской практи­ ческой психологии.

практической психологии Психологи-

ческого института РАО, 1995


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К САМОПОЗНАНИЮ

И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОТИВОВ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ 12-15 ЛЕТ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И СПОСОБ­

НОСТИ К ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ У УЧАЩИХСЯ 15-17 ЛЕТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД

ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ

Специфика беседы как метода психологического исследования

Профессионально важные качества психолога, определяющие эффек­

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

Примеры использования беседы в практике школьного психолога

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ОПРОСНИКА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

И СТАРШЕКЛАССНИКОВ К НЕКОТОРЫМ АКТУАЛЬНЫМ

Материалы, составляющие содержание данного пособия, представляются нам чрезвычайно актуальными и нужными как для удовлетворения потребности практического психолога в ме тодическом оснащении своей деятельности, так и для развития научных основ детской практической психологии, ибо они являют со*ой новый тип научного исследования, начальным истоком

и конечной целью которого служит реальная практика работы

Активные методы в работе школьного психолога, их научно методическая разработка и профессиональное применение - пожалуй, наиболее сложный и наименее разработанный вопрос во всей детской практической психологии. Ведь, по существу речь идет о проблеме психологического воздействия в специ фической форме. Любой метод психологического исследования или психологического обследования - это метод большего или меньшего вмешательства во внутренний мир ребенка. Психолог каким бы методом он ни пользовался, обязательно оставляет след в той группе или личности, с которыми он работал. Однако мы согласны с Л.А. Петровской, что одно дело, когда изменение выступает как невольное, непланируемое последствие, и психолог старается его учесть. Другое дело - методы, прямо ориентиро­ ванные на вмешательство в развитие группы или личности с целью оказать планируемое воздействие, вызвать определенные изменения 1 . Именно такое планируемое воздействие и составля­ ет суть активных методов работы практического психолога, реализующихся прежде всего в развивающих и коррекционных программах для работы с детьми разного возраста.

Активные методы предполагают не только серьезнейшую разработку психологического содержания работы с детьми разно

Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально психологического тренинга. М., 1982, с. 7.

го возраста, но и глубокое обоснование формы ее осуществления. Так, в работе с подростками наиболее эффективной является групповая форма проведения развивающих программ. Важность групповых форм работы не исключает возможности, а во многих случаях необходимости, проведения индивидуальной работы с от­ дельными учащимися и, конечно, не снимает принципа индивиду­ ального подхода к каждому подростку в процессе групповой работы.

Применение всех представленных в пособии методов активной психологической работы требует специальной профессиональной подготовки. Проблема профессиональной подготовки психологов для работы с детьми, педагогами, родителями стоит сегодня очень остро и во многом связана со слабой обеспеченностью детского практического психолога необходимыми средствами работы - диагностическими, коррекционными, развивающими методиками и программами. Авторский коллектив надеется, что данное посо­ бие в определенной степени будет способствовать решению этой проблемы.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Детский практический психолог, работая в школе, имеет дело с детьми самого разного возраста: с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками. При этом он видит возраст учащихся не в статике, а в динамике - на его глазах дети переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более высокую. Помочь этому переходу - одна из сложнейших задач школьного психолога.

Многогранное интеллектуальное и личностное развитие уча­ щихся требует создания оптимальных психологических и педаго­ гических условий, обеспечивающих полноценное проживание детьми каждого возрастного периода и тем самым способствую­ щих реализации их индивидуальных творческих потенций.

Л.С. Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выраже­ ние. Возрастные особенности существуют как наиболее типич­ ные, наиболее характерные общие особенности возраста, указы­ вающие на общее направление развития. Тот или иной возраст­ ной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каж­ дом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе.

Каждый возрастной период - стабильный или критический - является переходным, подготавливающим человека к переходу на более высокую возрастную ступень.; Например, в Толковом словаре СИ . Ожегова так определяются понятия подростка и юноши: «Подросток - мальчик или девочка в переходном

стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами - формируются личностные смыслы жизни.

Напомним, что основными новообразованиями в подростко­ вом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентиро­ ваться на них в своем поведении 1 ; в старшем школьном возрас­ те - психологическая готовность к личностному и профессио­ нальному самоопределению.

Л.И. Божович 2 подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверст­ никами и взрослыми (!) необходимо считать важнейшим психоло­ гическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками и старшеклассниками как нечто личностно очень важное: об этом свидетельствует их чуткое внимание к форме общения, его тональности, доверительности, попытки осмыслить,

2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

Читайте также: