Мемлинг рака святой урсулы

Рака Святой Урсулы,Ганс Мемлинг,1489г

В одном из залов Музея Академии в Венеции моё внимание привлёк совсем маленький портрет,выполненный на доске художником Гансом Мемлингом( 1433-1494гг).Казалось,что мужчина совсем на вас не смотрит,но вы всё равно присматриваетесь,стараясь понять,что он за человек.Художник сумел придать человеческим чертам мягкость и нежность.Речь идёт о Портрете молодого человека.1470-1480гг

Одним из самых знаменитых произведений мастера является реликварий Рака Святой Урсулы. Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.
Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце. Это изящное и наивно-прямодушное повествование характерно для искусства Мемлинга.Эту работу мы рассмотрим более подробно.Её вы видите на иллюстрации вверху.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Ганс Мемлинг крупнейший фламандский живописец второй половины XV века.Уроженец Гессена, он работал главным образом в Брюгге, где имеется музей его имени.
В 1465 год он уже - полноправный гражданин Брюгге, домовладелец и семьянин., затем - член местной гильдии святого Луки. Далее жизнь его текла вполне мирно. От жены, Анны Фалькенаре, у него родилось трое сыновей: Ян, Корнелис и Николас. В 1480 году он купил каменный дом, за ним ещё два для сдачи внаём.
Материальное положение его было очень хорошим. В 1487 году художник овдовел, а через семь лет в 1494году -умер.

Конец 1460-х - первую половину 1470-х годов можно назвать самым спокойным временем в жизни Мемлинга. Он был богат, востребован, почитаем. И даже принадлежал "Братству Снежной Богоматери", состоять в котором считалось почётным, ибо в него входил сам Карл Смелый.

К 1480-м годам Мемлинг остался единственным хранителем старых традиций нидерландской живописи. Да и вообще - единственным крупным мастером во Фландрии (Босх только начинал свой творческий путь).

Мемлинг создал много прекрасных полотен,которые стали шедеврами.Позже мы рассмотрим их более подробно.

ЛЕГЕНДА ОБ УРСУЛЕ.

Основой истории св. Урсулы послужил действительный факт: в конце IV века в Кёльне были убиты римлянами или гуннами несколько девушек-христианок. Легенда же рассказывает о дочери бретонского короля, которую ожидал брак с принцем-язычником.
По одной версии, она, чтобы сохранить чистоту своей веры и свою девственность, бежала в Рим; по другой (изложенной Иаковом Варагинским), отправившись к английским берегам, где ждал ее жених, была застигнута бурей; гонимый ветром корабль вошел в устье Рейна, где и был захвачен кровожадными гуннами.
Мемлинг ближе к первому варианту; во всяком случае, он показывает только паломничество св. Урсулы в Рим и сцены ее мученичества.

РАКА СВЯТОЙ УРСУЛЫ

Рака Святой Урсулы – это знаменитое произведение искусства периода Северного Возрождения. Она хранится в нидерландском городе Брюгге в Госпитале Святого Иоанна.

Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге.

Тончайшей работы реликварий в чисто готическом стиле украшен резными золочеными колонками, фронтонами, пинаклями, ажурными аркадами, даже миниатюрными раскрашенными фигурками святых в угловых нишах.

Мемлингу предстояло написать восемь картин (самые большие из которых не достигали и полуметра в высоту) на стенах раки и шесть медальонов на ее двускатной ажурной крыше.

Эту миниатюрную и изысканную живопись можно увидеть как следует лишь через увеличительное стекло – только тогда становится видна каждая деталь. Несмотря на миниатюрность, живопись отличается яркостью и сочностью красок, композиционной целостностью, чистотой формы.

21 октября 1489 года в присутствии епископа в Брюгге произошла церемония вложения реликвии в Госпиталь Святого Иоанна. С того времени этот шедевр не покидал этого здания.

О творчестве ГАНСА МЕМЛИНГА

"Если романтики и викторианцы считали его мягкость высшим выражением средневекового искусства, то мы склонны сравнивать его с таким композитором, как Феликс Мендельсон. Иногда он очаровывает, но никогда не раздражает, никогда не шокирует и никогда не потрясает."Эрвин Понофский.


Фамилия Мемлинг вероятно происходит от названия селения Мёмлинген близ Ашаффенбурга в Баварии. Известно, что некий Ханс Мемлинген, возможно, отец художника, умер в 1451 году в Зелингенштадте. О молодых годах Мемлинга сведений немного. Предположительно началам ремесла он обучался в бенедиктинском аббатстве в Зелингенштадте. Считается, что он сформировался как художник в Кёльне: в его творчестве прослеживается влияние утончённого Стефана Лохнера. Около 1459—1460 он приехал в Нидерланды. Вероятно Мемлинг учился у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе, однако документальных свидетельств об его ученичестве не сохранилось. Но несомненно влияние ван дер Вейдена на художника: Мемлинг часто повторял в своих произведениях композиционные решения ван дер Вейдена.


Мемлинг переехал в Брюгге, где получил гражданство (30 января 1465 года) и стал членом гильдии Святого Луки. В реестре граждан Брюгге он значится как Jan van Mimmelinghe ghebooren Zaleghenstadt. Сохранилась романтическая легенда о Мемлинге — солдате армии Карла Смелого, раненном в сражении при Нанси (1477). Он получил приют в госпитале Св. Иоанна в Брюгге и в благодарность написал для него несколько картин. Действительности соответствует лишь то, что Мемлинг писал картины для госпиталя, а к военным действиям имел отношение только как богатый горожанин, в 1480 году ссудивший некую сумму денег Максимилиану I, для его борьбы с королём Франции. Жил на Синт-Йорисстрат в квартале живописцев. Был женат на Анне Фалькенаре (ум. 1487) и имел троих сыновей: Яна, Корнелиса, Николаса. Умер в 11 августа 1494 года, похоронен на кладбище церкви Св. Гислена.


Художник пользовался европейской известностью. Заказчики Мемлинга жили в Англии, Франции, Италии. Постоянство стилистики его работ на протяжении длительного времени вместе с отсутствием документальных подтверждений создаёт определённые трудности в их хронологическом расположении.


Одно из известнейших поздних произведений Мемлинга — рака Святой Урсулы (1489). Реликварий резного дерева в виде капеллы в готическом стиле, украшенный сценами из жизни святой был заказан аббатиссой женского монастыря в Брюгге. Композиции боковых стенок реликвария — шесть эпизодов печальной легенды об Урсуле, действие разворачивается на фоне пейзажа. Крышка раки украшена миниатюрами в форме тондо, такие вставки встречаются у мозельских реликвариев.


Мемлинг первым на севере Европы стал изображать портретируемых на фоне пейзажа. Его кисти принадлежат известные изображения брюггских горожан, которые некогда являлись створкой диптиха, где донатор запечатлён в момент молитвенного обращения к мадонне. Художник умел придать человеческим чертам мягкость и нежность, а тип композиции, где портретируемый помещался на фоне пейзажа погрудно в трёхчетвертном повороте, стал на долгое время образцом, которому следовали итальянские и нидерландские художники.


Самым знаменитым созданием мастера является реликварий Рака св. Урсулы. Его украшают шесть композиций, которые рассказывают о паломничестве в Рим юной принцессы из Бретани и ее мученическом конце.

Это изящное и наивно-прямодушное повествование является квинтэссенцией искусства Мемлинга.

Святой Бенедикт — Ганс Мемлинг Творчество ученика Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, принадлежало к новому периоду в нидерландской живописи XV века, которая находилась уже под немалым влиянием Итальянской, о.

Страсти Христовы — Ганс Мемлинг Композиция Страсти Христовы представляет собой детальное и тщательно разработанное художественное повествование. Все сцены развертываются в средневековом городе. Даже такой драматичный сюжет, как Мученичество св. Себастьяна.

Святой Христофор — Ганс Мемлинг В 1484 г. Биллем Морил заказал Мемлингу триптих для алтаря часовни в церкви Св. Иакова в Брюгге. На центральной части алтаря изображены св. Мавр и.

Страшный суд. Центральная створка триптиха — Ганс Мемлинг В истории искусства известны мастера, творчество которых соединяет в себе достижения предшественников и современников. При этом оно гармонично, способно вызывать восхищение, но в нем нет.

Святой Иоанн Креститель и святая Мария Магдалина. Боковые створки из триптиха — Ганс Мемлинг В 1851 году собрание Лувра пополнилось двумя боковыми створками из триптиха Ханса Мемлинга с изображением Иоанна Крестителя и Марии Магдалины. Обе фигуры искусно включены в.

Портрет Марии Морель — Ганс Мемлинг Этот портрет, на котором изображена Мария Морель, дочь бургомистра Брюгге Гийома Мореля, является одним из высоких шедевров ренессансного ниднрландского портрета. В ней можно найти и.

Алтарь двух Иоаннов. Левая створка — Ганс Мемлинг На левой створке — Усекновение главы Святого Иоанна Крестителя и соблазнительная Саломея. В целом композиция триптиха безупречна с повествовательной точки зрения: разные части произведения взаимосвязаны.

Алтарь двух Иоаннов. Правая створка — Ганс Мемлинг На правой створке — Иоанн Богослов на Патмосе. Изображения на капителях колонн над головами обоих святых на центральной части произведения — еще одна иллюстрация их.

Алтарь двух Иоаннов — Ганс Мемлинг Интересно, что Мемлинг, судя по документам, никогда не играл заметной роли в гильдии и не занимал никакого административного поста. Действительно, в отличие от Петруса Кристуса.

Страшный суд. Левая створка — Ганс Мемлинг Слева Святой Петр ведет небольшую группу праведных душ вверх по хрустальным ступеням. Перед входом в Рай ангелы дают им одеяния, соответствующие занимаемому при жизни положению.

Диптих. Мартина ван Ньювенхофе. Левая половина — Ганс Мемлинг Произведения такого типа предназначались для дома. Изображенный человек постоянно творит молитву перед Девой Марией даже в том случае, если диптих сложен и убран в футляр.

Алтарь двух Иоаннов. Внешние створки — Ганс Мемлинг На внешних сторонах створок триптиха изображены коленопреклоненные донаторы со своими святыми покровителями. На левой створке — настоятель Антоний Зегерс и казначей Якоб де Кенинк, на.

Диптих. Мартина ван Ньювенхофе. Правая половина — Ганс Мемлинг Кажется, что длинные волнистые волосы Мартина чуть дрожат на концах от дуновения ветерка, наполняющего комнату через раскрытое окно. Его полные полуоткрытые губы произносят молитву. Его.

Портрет Якоба фон Морсперга — Ганс Бальдунг Для развития реалистических тенденций немецкой живописи во второй половине 15 века определенное значение имеет обнаруживающаяся в это время связь отдельных мастеров с более целенаправленным в.

Портрет Урсулы Мнишек — Дмитрий Левицкий Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он.

Мужской портрет — Ханс Мемлинг Перед вами одна из самых значительных Портретных работ Мемлинга. Это погрудное изображение немолодого сурового мужчины. Художник дает его как можно более крупным планом, масса круто.

Портрет Марии Барончелли — Ханс Мемлинг Марии Барончелли было всего лишь четырнадцать лет, когда она стала женой тридцатитрехлетнего Томмазо Портинари. Соответственно бургундской моде на девушке высокий головной убор, отделанный кружевами, длинное.

Женский портрет — Лукас Кранах Лукас Кранах Старший, один из самых привлекательных художников немецкого Возрождения. Он был одним из самых популярных художников Германии. Его тонкое, изящное искусство обладает особой притягательной.

Святой Георгий и дракон — Гюстав Моро Святой Георгий, поражающий дракона, — очень популярный сюжет в живописи эпохи Возрождения. В XIX веке интерес к этой теме с новой силой проявился прежде всего.

Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский — Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из течений. Оригинальность манеры этого художника.

Святой Рох и святой Людовик Тулузский — Амброджо Боргоньоне Поступила из наследства графа Яноша Палффи, из его Пожоньского дворца, в 1912 году; граф купил ее в Милане в 1881 году. Возможно, эта картина была.

Святой Иоанн Лествичник и образ монашеского восхождения Композиция является повторением более древних образцов. Слева на фоне розового храма св. Иоанн Лествичник со свитком в руках, поучающий стоящих перед ним монахов. Ниже —.

Смерть святой Клары — Бартоломе Эстебан Мурильо Святая Клара была основательницей ордена Кларис. Когда она умирала, одной из монахинь явилось видение, представленное на картине, другие же монахи, окружавшие умирающую, ничего сверхъестественного не.

Автопортрет — Ганс Гольбейн Ганс Гольбейн Младший родился в семье художника и поэтому вполне закономерно, что свое первоначальное обучение прошел в мастерской своего отца Ганса Гольбейна Старшего. Собственно, немецкая.

Церковь святой Марии — Томас Гейнсборо Уголок старой Англии — католическая церковь и старый замок в романском стиле. На это указывают массивные толстые стены и башни замка, характерные для романской эпохи.

Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII — Ганс Гольбейн Катарина Говард — пятая жена короля Генриха VIII. Казнена по обвинению в супружеской измене. Происходила из знатнейшего рода Говардов. После смерти матери леди Кейт была.

Святой Николай с житием в 16 клеймах В среднике св. Николай Мирликийский в поясном изображении, с фигурами Христа и Богоматери из Никейского чуда. В16 клеймах представлено житие святого. Имеется ряд интересных деталей.

Эдуард, принц Уэльский — Ганс Хольбейн(Младший) Талант немецкого мастера эпохи Возрождения Ганса Хольбейна был многогранным. Он создал серии замечательных гравюр, был блестящим рисовальщиком, но главное место в его творчестве занимает портрет.

Томас Мор — Ганс Гольбейн Творческий путь Гольбейна отличается ясностью и определенностью. Уже в ранних юношеских работах, например в портретах базельского бургомистра Мейера и его жены 1516 г. , полностью.

Святой Иаков брат Господень Надпись с именем святителя не сохранилась, но иконография — черты его лика и форма бороды подсказывают, что это Иаков брат Божий, апостол из числа семидесяти.

Zapiski-is-orkestrovoi-jami

И Святой Урсуле на обратном пути её паломничества в Рим тоже пришлось сойти на берег (тогда она была ещё не святой, а просто живой принцессой), но к ничему хорошему это не привело:


Вот сама Урсула защищает сопровождающих её девиц (их было десять, а не одиннадцать тысяч):


На пути в Рим:
слева - прибытие в Кёльн, справа - прибытие в Базель:


Вроде бы на пути в Рим Урсула увидела вещей сон о грядущем мученичестве, и это есть на картинах, но я не нашла.

Слева - прибытие в Базель, откуда паломничество продолжалось пешком до Рима ( больше девятисот километров, на минуточку)!
Справа - прибытие в Рим и встреча с Папой Кириакосом:

Урсула садится на корабль в Базеле в сопровождении девиц и священников и Папы Римского который увидел сон, что можно умереть мученической смертью, тут же бросил все дела и отправился на мученичество:


И какая точность!
Кёльн узнаваем: справа налево - строящийся Собор, башня Ратуши, церковь Св.Мартина, с двумя куполами-луковичками - Св.Гереон,
далее, вероятно, Св.Северин и башня в порту.
Всё стоит до сих пор!


Вот фотография из 19 века, здание собора ещё не достроено.


И, перед стройкой тысячелетия, Урсулу торжественно убивают гунны:


А это так, ангелочек с мандолиной с крышки.


А вот что мне не удалось выяснить, так это, какие такие реликвии Св. Урсулы находились в раке.
Зато старая рака 14 века чудом сохранилась, и выглядит так:

Зато я выяснила одну любопытную деталь ( об этом отдельно), и прочла настоящую католическую сагу об Св.Урсуле со множеством подробностей, например, что их все предупреждали на обратном пути, что впереди злые гунны ( и в Майнце, и в Боппарде и в Кобленце), но они наплевали на мудрые советы, и дали себя укокошить безо всякого сопротивления.
Вот так.


Столкновение с этой работой в Чикаго было очень бурным, точнее, вызвавшим бурю эмоций – и радости, и удивления, и досады, сродни той, которые, наверное, ощущают “старухи” про обнаружении “прорух”.

Удивительно характерное лицо, вот это вот все полуопущенные веки, губы бантиком, совершеннейшая самопогружённость и транквильность, но при этом и совершеннейшая простота и неизощрённость – это всё тут же выдавало Мемлинга (и в голове сразу же поплыли все другие подобные “полуопущенности” и “бантики” –


Но при всём это было ещё и зеркало! Как же так – Мемлинг, и вдруг ещё одно, доселе невиданное зеркало .

Про два знаменитых зеркала Ханса Мемлинга я уже писал – см. постинг Speculum sine macula, postmodo, про диптих Мартина ван Нувенхове, Мямлим смущённо о секстихе – про небольшой полиптих, который обычно называют Earthly Vanity and Divine Salvation.

То были одни из самых первых постингов этого проекта (по-моему, ещё даже в жж-шную эпоху). Эти постинг сейчас совершенно невозможно читать без слёз, они совершенно примитивны и поверхностны, но при этом же полны амбиций в стиле “щас мы тут к вечеру всё допишем про ваши зеркала”; одни названия этих постингов чего стоят.

Тем не менее, я помню, что я для их написания какую-никакую литературы просматривал, и онлайн-ресурсы прочёсывал тоже. Да и потом во время подготовок к многочисленным другим историям про фламандское искусство я просматривал больше количество всяческих ресурсов, так их назовём.

Но при этом всё я таки умудрился никогда не наткнуться на эту панель, с её роскошным конвексным зеркалом -отсюда и все сложные эмоции:


Но эмоции стали ещё более сложными, когда я выяснил, что это не просто сама по себе панель, а ещё один диптих!

В самом музее она висела в паре с другой панелью (которая описывалась как Св. Антоний Падуанский) – вот так


Но там же приводилось объяснение, что Антоний – это на самом деле задняя часть панели, передняя сейчас находится в плохом состоянии и её не показывают миру. Но в целом весь диптих должен бы выглядеть примерно вот так (это фотография фотографии, которая там приводилась):


К сожалению, задняя сторона панели Мадонны с Младенцем не показывалась.

В своё оправдание могу сказать, что этой работы нет в WikiArt – где собрано довольно много работ Мемлинга, но не все, как оказывается. Но не то, чтобы совсем неизвестна, разумеется – панель включена и довольно подробно описана в самом фундаментальном на сегодня труде по Мемлингу, Hans Memling: The Complete Works, написанным к 500-летию со дня его смерти некто Dirk de Vos. Дирк долгие годы был куратором Groeninge Museum в Брюгге и считается одним из крупнейших авторитетов по т.н. “фламандским примитивистам”, как их обычно называют (дурацкое название, надо заметить).

Но при подготовке тех ранних постингов она мне не попалась, а потом у меня в голове уже чётко засела мысль, что “Мемлинг – это Два (зеркала)”, и так я с ней и жил.

Но ближе к Зеркалу №3:


C точки зрения дизайна это не очень выразительное зеркало – не очень большое, конвексное, разумеется, но в очень простой раме (металлической? деревянной, покрашенной под метал?), подвешенное на просто гвоздик. Я пишу “разумеется”, потому что других зеркал в 15-м веке не было, даже в самом-самом конце – панель относят к 1480-1490м годам (то есть это уже поздний Мемлинг, считается, что он родился в 1430-х и умер в 1494 году).

Конечно, самое тут загадочное – это то, что в этом зеркале отражается.


Насколько я смог понять там на месте, мы видим в этом зеркале отражения двух голов – правда, не очень понятно, кого именно, где бы могли находиться эти существа. Чтобы с этим разобраться, надо ещё раз посмотреть на весь диптих в целом. Ниже – моя реконструкция того, как он мог бы выглядеть “на самом деле”.


Другими словами, с точки зрения композиции это младший брат того самого знаменитого Nieuwenhove Diptych; ну, или старший, в зависимости от того, чьей датировкой пользоваться. В том самом каталоге де Воса этот новый диптих (названный там как Diptych with a Young Man Kneeling Before the Virgin and the Child) идёт по номером 55, а Diptych of Maarten van Nieuwenhove – 78. Но на самом деле с датировкой большинства работ Мемлинга есть масса проблем, лишь про некоторые из них известны даты заказа или выполнения работ, все же остальные датируется с разбросом в 10-15 лет.

Раз уж зашла речь про “старый” диптих, покажу тогда и его ещё раз, тем более, что с ним у меня тоже случилась развиртуализация (рассказ про которую я зажал в прошлом году):


Он находится сейчас в именном музее Мемлинга в городе Брюгге, так называемом Memling Museum (или ещё известном как Sint-Janshospitaal, больница Св. Иоанна). Это в самом деле была больница в прошлом, и там сейчас находится выставка всяких лечебных штуковин – от рукописей со старинными рецептами снадобий до хирургических инструментов средних веков. Кстати, один из самых ценных и до сих пор почитаемых экспонатов – рака Святой Урсулы (Shrine of St. Ursula). Я точно не знаю, что именно там находится от Святой Урсулы, но во времена Мемлинга она точно относилась к мощнейшему лечебному средству (про саму Урсулу и её грустную судьбу можно почитать в моём постинге Speculum ursus pontufex).


Считается, что все панели реликвария были написаны в мастерской Мемлинга (хотя, возможно, не все им самим – его личная кисть более-менее очевидна только для двух фасадных панелей). Но традиционно ларец всегда находится во всех каталогах его работ.

С этим госпиталем связана некая “городская легенда”, согласно которой Ханс Мемлинг чуть ли не воевал на стороне Карла Смелого, герцога Бургундского, и был ранен в битве при Нанси. И что чуть ли не в этом госпитале его и выходили. И поэтому он чуть ли не бесплатно писал для них многие работы – чуть ли не до конца жизни. Обнаружились все эти “чуть ли” только в 19 веке почему-то и основаны они в целом на писаниях вил по воде, но легенда получилась годная, и с каждым туристским сезоном в городе она становится всё правдивее.

Но я отвлёкся. Если возвращаться к зеркалам, то вот как выглядит то, что диптихе в Брюгге:


Отмечу, что по дизайну оно сильно напоминает “чикагское”, и есть шанс, что это “одно и то же зеркало”.

В Брюгге мы видим в нём примерено то, чему там и положено отражаться – то есть, спину Марии (но не ребёнка) и молодого человека в профиль (уместно сидящего по правую руку от зазеркальной Марии, но по левую от Марии посюсторонней).

В изображении “третьего” зеркала Мемлинга мы никакого молодого человека не видим:


Сначала у меня мелькнула мысль, что это попытка автопортрета, и что Мемлинг так хотел вписать себя в сцену с Святой Марией (становясь, таким образом, немного Святым Лукой). Но эту мысль пришлось быстро прогнать как лукавую – оптически эти существа должны находится за спиной Марии, которая, таким образом, закрывает их от нас на картине.

Де Вис описывает эти существа вот каким образом:

“[The mirror] reveals the heads of two children, a girl with a yellowish bonnet and a smaller little boy (?) with a red cap. They are looking at us – or the painter. Where are they actually positioned? They are illuminated by the window, while the red cloak of the Virgin can just be seen on the far right, behind the girl, which means, oddly enough, that they must be situated behind her. We can not see them, but they look at us through the mirror.”

Последнее замечание очень интересно, и открывает целый новый приём размещения зеркала в картине – таким образом, чтобы показать нам что-то невидимое, закрытое от нас, но находящееся в пространстве картины – да ещё таким образом, чтобы это “что-то” смотрело при этом на нас! Это очень оригинальное решения, я не помню, чтобы кто-то его использовал раньше – да и потом тоже.

Ни про этих “детей”, ни про самого молодого человека ничего неизвестно, и на работе нет каких-то знаков (гербов, например), которые бы помогли это определить.

Мне трудно сказать, какое композиционное решение более оригинальное – чикагское или брюггское. Во втором случае мы видим на картине изображение угла комнаты – то есть, за спиной у Мартина ван Нуенхове есть стена, с ещё одним окном, а сбоку от Марии стены нет.

В чикагском случае мы видим заднюю стену (с окном, распределённым на обе панели) и обе боковых стены. Интересно, кстати, что все почему-то ужасно заходятся по поводу “оригинальности” и даже “парадоксальности” композиционного решения диптиха из Брюгге. На самом деле то был довольно стандартный приём, который в какой-то момент не мог не возникнуть – просто как реакция на дизайн этих алтарных триптихов (или диптихов), створки которых должны были открываться и закрываться по определению, создавая как раз таких вот “пространства” внутри себя.

У самого же Мемлинга есть несколько работ, которые обыгрывают это – например, его знаменитый Триптих Дона (The Donne Triptych, 1478 – он сейчас находится в Национальной Галерее в Лондоне)


Но это на стене Национальной Галерее его можно так красиво распластать, “как нормальную картину”. В реальной практике конструкция это или висела над (или даже стояла на) каким-то домашним алтарём, и чаще всего выглядела как-то так:


Зная это, Мемлинг учёл и в расположении узоров на полу, и в общей работе света. Так же, как и на диптихе их Чикаго, заднее “окно” здесь располагается не на одной, а не нескольких панелях (трёх, в данном случае). Но у него есть и похожие “угловые решения” тоже.

Этот триптих интересен ещё и тем, что Мемлинг смог туда вписать и самого себя –


– практика, которую художники стали применять всё чаще и чаще на протяжении 15 и потом 16 веков. Кстати, именно из-за это “красной шапочки” я было подумал, что на зеркале из Чикаго он тоже попытался изобразить себя самого.

Если продолжить список “кстати”, то вот такие большие и сложные работы, как триптих Дона, позволяют найти и множество других “зеркал”, встроенных в картины Мемлинга. Например, на ручке меча Св. Катерины на центральной панели разместился целый небольшой городок


Вполне возможно, что похожее сложное отражение было и на кубке Св. Иоанна тоже (и на самой чаше, и на ножке):


Понятно, что если начать разыскивать все такие отражения, то можно, во-первых, увязнуть (потому что их ОЧЕНЬ много), а потом и вовсе потерять свой “зеркальный фокус”. Но с другой стороны, полностью игнорировать эти микро-зеркальца тоже было неправильно.

Например, на том же Чикагском диптихе справа на столики от юноши стоит ваза с красными ирисами – в которой не может не отражаться что-то интересное! Сейчас я там могу разглядеть только окно (раму), но там могло бы быть “бог знает что”, включая и затерявшихся в картине детей – или, например, зеркало на противоположной стене!


Мемлинг использовал приём “встроенных зеркал” уже в самых ранних своих работах. Например, в его Страшном Суде (1467) Святой Михаил является практически ходячим зеркалом:


Вот вид его доспехов крупнее:


То же решение мы видим и в другой, более поздней работе – т.н. Диптих Мадонны с Поющими Ангелами и Св. Георгием с Патроном


Святой Георгий тут тоже вылитый Mirror Man:


Интересно, что доспехи отражают и оружие самого рыцаря-святого (рукоять меча, например, или копьё), но и находящуюся на другой панели группу с Мадонной.

А ещё ведь есть Сферы Мира!


Про одну такую сферу Мемлинга я уже писал, на самом деле – она появляется на всё том же полиптихе с зеркалами, черепами и скелетами


То есть, судя по всему, что-то про зеркала Мемлинг знал. Напоследок, для тех, кто совсем-совсем в танке, я всё-таки напишу: каждый раз, когда я пишу “зеркало” (и особенно когда это делается в контексте Святой Марии, но и не только), я имею в виду “т.н. “зеркало”, но на самом деле совсем не зеркало”. С подробностями этих семантических нюансов можно начать знакомиться тут, и там есть массы ссылок в глубины.

Читайте также: