Кризис трех лет основные психические новообразования раннего возраста

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Характеристика основных новообразований дошкольного возраста. Кризис 3 лет. 22.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ

В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ.

Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

– уровень эмоционального развития;

Коммуникативная готовность . Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других.

Когнитивная готовность . Имеется в виду уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Умственное развитие от 3 до 6 лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело. 4 – 5 лет – апогей сказочного мышления. Затем оно разрушается ("Это не по правде"). К возрасту 5– 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть. Это абстрактное понятие, реальный смысл которого трудно осознать. Насколько хорошо дети поймут его, зависит от уровня умственного развития.

Анимизм . Ж.Пиаже считает, что мышлению ребенка этого возраста свойствен анимизм – стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты. Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей.

Желание взрослых избежать ответов на вопросы детей приучает их к мысли, что эта тема запретна. Уклончивая или искаженная информация может помешать детям проанализировать свои чувства и мысли и вызвать необоснованную тревогу. Но столь же важно не давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают и с которой не могут справиться эмоционально или осмыслить до конца. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на их вопросы

Уровень эмоционального развития . По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Позволяет этому научиться игра, например она помогает справиться со страхами.

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Технологическая оснащенность . Имеется в виду минимум знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. По мнению психологов, гораздо важнее иметь развитое воображение. В. В. Давыдов пишет: "Главный аспект познавательной готовности – высокий уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

Воображение – это действие в смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами, числами [6, с.132].

Личностная готовность . Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что человек открывает себя с радостью, что он такой, что он есть, а главное – с любовью и восторгом. Для девочек самоактуализация еще в раннем детстве выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Это следствие культурных образцов.

Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности:

1. Притязания личности (формируется путем успехов и неудач);

2. Я – концепция (3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный);

3. Перспективы личности (связаны с его образом взрослости);

4. Иерархия побуждений (иерархии мотивов).

Поскольку новообразования формируются в периоды кризисного развития, дадим психологическую картину кризиса трех лет.

Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Кризис развития означает начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов и знаменует собой завершение предыдущего возрастного периода и начало следующего. Принято считать 5 кризисов: новорожденности, 1 год, полового созревания, 3 и 7 лет

Чаще всего кризисы характеризуются неотчетливостью границ и трудновоспитуемостью ребенка. Характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций и сопровождается снижением темпа продвижения ребенка в ходе обучения. Выделяются три критических периода: 1 года, 3 и 7.

Психологические новообразования раннего возраста и кризис трех лет.

психологическими новообразованиями раннего возраста являются:

- становление импрессивной и экспрессивной речи, формирование достаточного словаря для включения в общение вербальных средств;

- начало освоения первичных мыслительных операций: классификации и обобщения;

- начало оформления структуры интеллекта за счет невербального и вербального его компонентов;

- освоение предметно-манипулятивной деятельности в качестве ведущего вида;

- завершение развития базисных эмоций: страха, гнева, радости и удивления;

- оформление социальной и промежуточной мотивации: общения, познания, самоутверждения и достижения цели;

- начало формирования психологических защит.

В отечественной психологии описание сущности кризиса трех лет было дано JI. С. Выготским. Он рассматривает семь основных его симптомов.

1. Проявление негативизма в поведении ребенка. Негативизм характеризуется тем, что поступки ребенка, в основном, идут вразрез с требованиями взрослых. Негативизм можно рассматривать как реакцию не на содержание действия, а на само предложение со стороны взрослых, поэтому он вынуждает ребенка поступать часто вопреки своему собственному желанию. Причем, поведение на основе негативизма заставляет взрослых применять санкции по отношению к ребенку, что, очевидно, порождает дальнейшие и иногда сильные эмоции со слезами и проявлением обиды и гнева на всех взрослых и как следствие — интенсивное формирование психологической защиты.

2. Упрямство как черта личности, которое необходимо отличать от настойчивости. Упрямство как реакция характеризуется тем, что ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого ему очень хочется, а потому, что он как личность этого потребовал.

3.Строптивость. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, согласно которым формировался его прежний образа жизни.

5. Протестом - он проявляется не у всех трехлетних детей. На многие ситуации дома и в детском саду ребенок реагирует негативным эмоциональным комплексом с обидой, злостью и неудовольствием, чего раньше не замечалось.

6. Обесценивание, которое может проявляться в несвойственных ребенку негативных эмоциональных реакциях, например: ребенок из хорошей семьи вдруг начинает ругаться.

7. Седьмой симптом — стремление к деспотизму также не обязателен в структуре симптомокомплекса этого кризиса. У некоторых избалованных детей, привыкших быть в центре внимания, появляется желание проявлять власть по отношению к окружающим.

Подготовила педагог-психолог Демьянова Е. М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, на.

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, на.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

Дети старшего дошкольного возраста отличаются еще большими физическими и психическими возможностями, чем дети младшего и среднего дошкольного возраста. Дети имеют необходимый для свободного общения сл.

К новообразований относят психические и личностные качества, которые впервые возникают на конкретном этапе развития человека концу первого года жизни малыши уже могут легко узнавать предметы, в начале чала второго года у них развивается способность к использованию предметов в игре не по прямому назначению Если младенцы, воспринимая любую новую событие, создают перцептивные схемы, реально отра ражаем ее признаки, то на втором году жизни дети не просто приспосабливают свои действия к физическим качествам объекта, а соотносят с ним собственные идетеї.

Уже в раннем детстве они обнаруживают способность к символических действий - создание новых отношений между предметом и его использованием Это качество развивается в несколько этапов Несколько старше одного года ребенок может относиться к игрушечной чашки, как к реальной, настоящей, раб бить вид, будто пьет из нее; может положить куклу на деревянный брусок, как на кровать В полтора года она делает следующий шаг в развитии символических действий: перевернув, например, куклу вниз головой удаватиме, что сыплет соль из солонки А двухлетний ребенок, увидев две деревянные шарики разных размеров, может утверждать, что это мама и папа В завершении второго года жизни дети вводят в игру вместо ь себя игрушку, активно используя ее в игровых сюжетах: могут давать пить кукле, подносить трубку к ее уху тощ тощо.

В игре ребенок начинает активно подражать людей, которые его окружают Подражание (воспроизведение действий, идеалов, черт характера, творческой манеры других лиц) малыша является выборочным, то есть его реакция возникает лишь п после определенного поведения взрослого или других детей Однако в начале второго года жизни он способен подражать поведению взрослого не сразу и не все его действия Это зависит от характера самого действия Найл егше детям дается подражания моторных действий, значительно труднее - социальноьних.

Присущая только человеку способность подражать связана с ее созреванием Она является основой интеллектуального и моторного развития ребенка течение первых двух лет жизни подражания зависит от степени уверенности ребенка в способности выполнить увиденное Малыши больше склонны подражать те формы поведения, действия, которые они только осваивают или те, что им еще не под силилу.

Подражание обусловлено стремлением ребенка к социальной утверждения, желанием быть похожим на другого человека или достичь определенной цели В раннем детстве оно зависит от уровня когнитивного (познавательного ного) развития В этом возрасте ребенок проявляет формы поведения, свидетельствуют о первых проявленияи самопознания (процесса, основанного на самонаблюдении и отношении других людей) своих действий, состояний Двухлетние малыши начинают подчинять поведение других людей своим потребностям, связанным с личностным р развитиям.

На третьем году жизни, когда дети начинают произносить короткие предложения, выполняя какое-либо действие, часто описывают ее, а поведение других людей описывают реже Это означает, что они больше озабочены своими поступками.

О формировании самосознания (образа себя и отношение к себе) ребенка на втором году жизни свидетельствует ее способность узнавать себя в зеркале, активно использовать местоимение \"Я\" В период от одного в до трех лет происходит превращение малыша из существа, которая уже стала субъектом (сделала первый шаг на пути становления личности), на существо, осознает себя как личностьособистість.

Именно в этом возрасте возникает психологическое новообразование - Я - глубинная суть человека, самость, подлинность, аутентичность, что позволяет ей отличать себя от других людей, чувствовать, переживать, осознавать реальность своего существования (деяния) Как активное начало в, Я объединяет все жизненные проявления личности, обеспечивает взгляд на себя изнутри, осознание, изменение себя, регулирования их жизнедеятельности, а также преодоление границ своего Я, чтобы понять свою г либинну суть, ценности, объединить свое прошлое, настоящее и будущее Я высокой концентрацией субъективности (индивидуальности, глубинной неповторимости) и субьектнос-е (внешней и внутренней акт ивности, духовного созерцания) человека, в которой воплощаются все ощущения: от ситуативных состояний к кардинальным поступков, фундаментальных жизненных решений, переживание собственной целостности и неделимости своего прошлого, настоящего, будущего и вичногго.

Выражение, повышение ценности собственного Я является одной из главных жизненных потребностей человека В глубинах Я сосредоточена вечная совесть и верования человека

В раннем детстве Я должен телесное выражение: раскрепощенность, свобода или скованность, напряженность, улыбка или сумм, доброта и искренность или превосходство и вызывающее поведение Именно в этот период возникает тенденция к \"силы Я *, основой которой есть настоящие (нормативные) человеческие ценности и которая обеспечивает развитие просоциального направленности личности ребенка, или тенденция к \"слабости Я\" выражающееся в чувстве неполноценности, инфантильных интересах Эта тенденция приводит постоянное напряжение в психике и противоречивость поведения (зависть, ревность, недовольство, агрессию, стремление ис ористаты других людей в собственных интересах, дискредитировать их и т.д.).

Основными функциями Я самосогласования внутреннего мира человека, обеспечения его целостности (холистичности), саморегулирования жизнедеятельности, определение стратегии жизни и поведения, интеграция жит ттевого опыта, обеспечения саморазвития и самореализации, реагирования на моральные и социальные нормы и духовные ценности.

В своем развитии Я преодолевает несколько стадий, связанных с выделением его из внешнего мира, развитием произвольности и рефлексивности Без Я человек подобен наполненной вещами сундуки, в которой для новы их вещей нет места, а старые сами портятся и портят доброе, лежащие рядом Новые вещи некуда класть (новые впечатления не воспринимаются), а если это и удается, то использовать их нельзя (поражение не улучшают взаимодействие с внутренним образом мира и объективным миром) Поэтому взрослые должны ответственно относиться к формированию Я ребенка на ранних этапах ее развитиятку.

После возникновения первичного отношения к себе как к отдельно существующего субъекта, открытой заявления о себе как о личности в психике ребенка появляются и другие личностные новообразования На третьем роц эти жизни малыши начинают сравнивать себя с другими людьми, в результате чего у них постепенно складывается определенная самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых Далее формируются чувства гордости, сор м, элементарные опредмечен формы уровнем притязанийнь.

О развитии самосознания ребенка на третьем году жизни свидетельствуют:

- названия своего имени в различных вариантах;

- утверждение о себе в первом лице (\"Я\");

- способность выражать средствами языка отдельные состояния и потребности (\"Я хочу\", \"Я буду\");

- положительно окрашенное утверждение о себе (\"Я хороший\");

- положительное отношение к похвале взрослого, попытки самостоятельно повторить положительное действие;

- стремление к активным самостоятельным действиям

С зарождением самосознания у ребенка развивается способность понимать эмоциональное состояние другого человека После 1,5 лет она обнаруживает осознанное стремление утешить расстроенную человека, обнять, поцеловать, да ать ей игрушку или сладости Это свидетельствует о ее способность вспомнить свои предыдущие эмоциональные чувства, действовать согласно собственному опытду.

Кризис трёх лет — (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, а также переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

"Кризис трёх лет" - условное понятие в психологии, так как его временные границы не имеют четкости и определяются в период со второго полугодия 3-его до первого полугодия 4-го гг. жизни детей. Возрастной кризис является закономерным явлением в развитии психики ребёнка и в отличие от стабильных периодов длится недолго, примерно несколько месяцев, у разных детей протекает с разной степенью выраженности и интенсивности.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

По мнению Д. Б. Эльконина, основными новообразованиями раннего детства выступают развитие речи и наглядно-действенное мышление.

До того как ребенок начнет осмысленно произносить слова, обозначать словами предметы окружающего мира, грамматически правильно строить предложения, в развитии его речи можно выделить следующие стадии.

2-я стадия наступает где-то во втором полугодии второго года жизни ребенка и характеризуется произнесением простейших предложений. Ребенок более четко начинает понимать некоторые морфологические особенности слов. Так, он может пытаться правильно употреблять единственное или множественное число в именах существительных, лицо в глаголах. Этот этап характеризуется бурным развитием речи ребенка. Ребенок более четко начинает понимать значение слов.

3-я стадия начинается с 2,5 лет, когда происходит быстрое усвоение и использование в речи разного типа простого и сложного предложений, а также служебных слов. Совершенствуется фонематический слух, и на этом основании ребенком строится правильное произношение звуков. В это время важным является правильное произношение слов воспитателями и родителями, поскольку ребенок учится, подражая взрослым. Дети начинают понимать не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ, что способствует развитию ребенка, поскольку в рассказе содержатся предметы, недоступные непосредственному его опыту.

Наглядно-действенное мышление является другим важнейшим новообразованием раннего детства. Ребенок совершенствует операции установления связи между предметами методом проб и ошибок. Например, он пытается открыть коробку с игрушками различными способами, и при использовании одного из них у него это получается. Эти действия и способствуют развитию наглядно-действенного мышления. Когда ребенок усваивает способы использования предметов, он также усваивает и отношения между ними, а также возможности воздействия одного предмета на другой. Это помогает ему в дальнейшем перейти к более развитым видам мышления — наглядно-образному и абстрактно-логическому.

Помимо появления новообразования наблюдаются и другие достижения в психическом развитии ребенка в данный период.

Среди познавательных процессов активно развиваются ощущение, восприятие, память, мышление ребенка. О развитии ощущения свидетельствует уменьшение времени реакции на различные раздражители. Данное совершенствование обусловлено психофизиологическим развитием ребенка.

Память в раннем детском возрасте характеризуется преимущественно процессом узнавания, которое характеризуется опознание воспринимаемого объекта как уже известного, находившегося в сфере прошлого опыта.

На втором году жизни ребенок способен испытывать эмоции страха, любви, обиды, радости и т. п. Вся жизнедеятельность ребенка в раннем возрасте, как правило, сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Ребенок очень восприимчив к различным переживаниям, но в то же время часто, в силу эгоцентризма, не способен в полной мере проявить эмпатию (сопереживание).

По сравнению с младенчеством диапазон страхов в раннем детстве увеличивается. Это связано с тем, что возможности в восприятии, передвижении, общении у ребенка увеличиваются, он сталкивается с большим количеством информации, которую не понимает. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Однако раздражительность, гневное отношение родителей в ответ на детские страхи может вызвать их закрепление.

Мотивационная сфера в раннем детстве характеризуется своей нестабильностью. Мотивы и потребности ребенка имеют тенденцию быстро сменять друг друга. Поэтому если ребенок чем-то расстроен, его легко можно переключить на положительные эмоции, заинтересовав его, например, новой игрушкой.

В рассматриваемом периоде у ребенка впервые отчетливо проявляется потребность в самостоятельных действиях. Неслучайно, что он, отстаивая право на самостоятельность, начинает все чаще выражать несогласие с родителями. В связи с этим очень важной задачей является создание оптимальных условий для удовлетворения потребности ребенка в самостоятельности. Правильная позиция помогает ребенку становиться более уверенным в себе, формировать чувство самоуважения и уважения к другим людям. В противном случае у него развиваются пассивность, зажатость, агрессивность, чувство беспомощности и неполноценности.

Поведение ребенка определяется многими факторами и изменяется в течение всего периода. Особое значение имеет механизм подражания другим людям. Уже в начале раннего детства ребенок пытается активно подражать, воспроизводить сложные действия, которые осуществляют взрослые (например, чистить зубы, читать книгу, водить машину и т. п.). К двум годам поведенческий репертуар ребенка уже достаточно широк и разнообразен и все в большей большой степени начинает носить преднамеренный характер.

Поведение детей в дошкольном образовательном учреждении часто характеризуется направленностью на индивидуальную предметную деятельность. В раннем детстве нехарактерным является сотрудничество со сверстниками. Вмешательство других детей в игру может вызвать конфликтную ситуацию. Однако элементы сотрудничества со сверстниками начинают проявляться уже на этой возрастной стадии.

Как следствие, развития всех сфер психики, а также самосознания ребенка является обострение отношений, что может вызвать так называемый кризис трех лет.

Кризис трех лет — один из возрастных кризисов, возникающий на рубеже перехода ребенка с раннего детства в дошкольное детство и связанный с развитием самооценки, стремлением делать все самому. Симптоматикой, предшествующей возникновению данного кризисного периода в развитии являются:

— острый интерес к своему изображению в зеркале;

— ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он — выглядит в глазах других;

— озабоченность собственной эффективностью в своих делах, острое реагирование на неудачу.

Кризис трех лет — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Как и любой возрастной кризис, он связан с разрушением старой системы социальных отношений. Л. С. Выготский назвал кризис трех лет кризисом отношений, так как во многом он обусловлен неспособностью взрослых перестроить систему отношений с ребенком по мере роста его самостоятельности и активности.

Л. С. Выготский на основе работы Э. Келер описывает 7 характеристик кризиса трех лет: негативизм (негативная реакция не столько на само действие, которое он отказывается выполнять, сколько на то, что требование или просьба исходит от взрослого); упрямство (настаивание на чем-то не потому, что ребенку чего-то очень хочется, а для того, чтобы ощутить, что с его мнением считаются); строптивость; своеволие и своенравие; протест-бунт; обесценивание требований; деспотизм.Как отмечает О. Б. Дарвиш, все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых (Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. М., 2003).

Позитивное разрешение кризиса в раннем детстве, по мнению Э. Эриксона, зависит от готовности родителей и воспитателей предоставлять детям свободу в осуществлении тех действий, на которые они способны. Но это не означает, что детям должна быть предоставлена абсолютная свобода в поведении. Взрослые должны умело, ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые могут оказаться опасными для жизни и здоровья как их самих, так и окружающих.

Первым значительным стимулом становления личности ребенка являются новообразования кризиса 3 лет. Возрастные кризисы – закономерный этап в личностном развитии, и в дошкольном детстве они неминуемы. Психические новообразования — те качественно новые ресурсы, которые складываются в результате проживания кризиса. Чтобы развитие ребенка продвигалось, новые ресурсы крайне необходимы.

Что способствует психическим новообразованиям в 3 года

В раннем детстве, до трехлетнего возраста, формируется предметное отношение к окружающей действительности. Ребенок познает все больше предметов, знакомится с их признаками и назначением. Этому способствует активно развивающееся восприятие. Задействуются рецепторы всех органов чувств, донося в мозговые центры все больше информации.


Но приходит пора, когда малыш хочет не только накапливать новую информацию и осваивать действия вслед за наставлением взрослого. У него пробуждается непреодолимое желание проявить активность по собственным мотивам и побуждениям.

Жажда самостоятельных действий создает кризисную ситуацию. Ребенок хочет многого, а доступно для него мало, в силу недостаточной физической умелости, непонимания происходящего и небезопасности многих действий. По этим причинам разражается первый ощутимый возрастной кризис – переходная стадия из раннего в дошкольный возраст.

Взрослые замечают наступивший кризис по капризности и непослушанию ребенка и часто воспринимают его как исключительно сложный период, доставляющий проблемы в общении с малышом. На самом деле, кризис обладает большим потенциалом для складывания новых возможностей ребенка и формирования его самосознания.

Кризис 3 лет перестраивает восприятие окружающей реальности. Происходят качественные изменения, проявляющееся в поведении и личностных характеристиках ребенка. Те приобретения, которые складываются у маленького деятеля в ходе его взаимодействия с окружающим миром и помогают продвигаться в развитии, называют психическими новообразованиями.

Основные новообразования кризиса 3 лет

Трехлетние дети по-прежнему осваивают предметную область и формы общения преимущественно совместно с взрослыми. Но главное отличие от предыдущего возрастного этапа заключается в том, что в ребенке пробуждается субъектность. Малыш открывает себя самого, свою самость.

Эти новообразования переводят ребенка на новую ступень в развитии. Рождается Личность как система отношений к предметному миру, к другим людям и к себе.

Открыв для себя собственное существование, у дошкольника возникает потребность реализовать свое Я в деятельности и утвердиться в отношениях с кругом значимых людей.

Основное новообразование, которое повлечет другие изменения в развитии ребенка, – новое чувство Я. К трем годам уже заложена основа общей самооценки, которая проявляется в эмоционально-положительном самоощущении. То есть, малыш уже ощущает себя хорошим. Быть хорошим – это понятное для него и желанное состояние. Ребенок непроизвольно хочет его сохранить. Но с этим теперь наступают сложности.

Предметный мир в переходном 3-летнем возрасте становится не столько областью познания, сколько условием для реализации своих возможностей и самоутверждения.

Поддержка и положительная оценка действий взрослыми дают ребенку материал для формирования образа себя.

В сознании ребенка закрепляется открытие, что своим личным участием он устанавливает новые связи с окружающим миром. Это приводит к новому восприятию себя как Я действующий.

Личностные новообразования в период кризиса 3 лет

Кризис трехлетнего возраста создает условия для возникновения личностного новообразования, которое проявляется себя в форме гордости за достижения.


Новое видение себя открывается ребенку через результаты деятельности, а еще в большей степени через те слова, которыми оценивают детские достижения взрослые.

Приложив усилия и получив хотя бы минимальный результат, малыш торопится продемонстрировать его маме, папе, бабушке и другим значимым близким. Взрослые воспринимаются ребенком как эксперты в любом деле, и ему очень важно получить от них признание его достижений.

Можно выделить составляющие комплексного проявления гордости за достижения в деятельности ребенка:

  1. Готов дольше заниматься с одним и тем же предметом, чтобы получить определенный результат. Находит новые варианты применения знакомого предмета.
  2. Демонстрирует свои успехи окружающим.
  3. Обижается, если от окружающих не последовало восхищений и похвалы.

Дети могут целенаправленно проявлять активность, чтобы получить отклик взрослого. Причем, ждут только похвалы. Это потом, после 5-ти лет дети могут смущаться, если их похвалили не заслуженно. Впрочем, на переходном этапе из раннего в младшее дошкольное детство любая деятельность ребенка – уже достижение, а поддержки и похвалы малыш заслуживает.

Становление такой системы Я, где отношение к себе начинает оформляться у ребенка на основе того, с каким результатом реализуются его самостоятельные действия, является важнейшим новообразованием, обеспечивающим личностное развитие ребенка.

Читайте также: