Кандидатский минимум по онкологии
- Клиническая база кафедры
- Студенческий научный кружок
- Награды
- Учебные пособия
- Примеры итоговых тестов и ситуационных задач
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности
- Расписание занятий
подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности
основная профессиональная образовательная программа высшего образования –
программа подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации –
31.06.01 Клиническая медицина
код и наименование укрупненной группы специальностей (направлений подготовки)
код и наименование направления подготовки (специальности)
Трудоемкость экзамена - 6 АЧ
2. Цель кандидатского экзамена
Цель экзамена – установить уровень профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе. Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.
3. Форма проведения кандидатского экзамена
Кандидатский экзамен по специальности проводится в форме собеседования по вопросам экзаменационного билета, включающего 3 вопроса:
- 1,2 вопросы касаются базовых знаний дисциплины специальности,
- 3 вопрос посвящён научно-квалификационной работе аспиранта.
4. Требования к результатам освоения дисциплины специальности
В результате изучения дисциплины специальности аспиранты должны
- задачи научных исследований по направлению деятельности, базовые принципы и методы их организации;
- основные современные тенденции в области онкологии, её роль в решении современных проблем человечества;
- возможные сферы и направления профессиональной самореализации;
- приемы и технологии достижения профессиональной цели;
- пути повышения уровней профессионального и личного развития;
- технику безопасного проведения лабораторных работ,
- основные виды лабораторного оборудования;
- законодательство Российской Федерации по вопросам организации онкологической помощи населению;
- принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья и болезни; основы медицинской этики и деонтологии в онкологии;
- этиологию, патогенез онкологических заболеваний; возможности современных методов диагностики в онкологии;
- общие принципы обезболивания при обследовании и лечении онкологических больных;
- особенности хирургического вмешательства; возможности и преимущества современных методов диагностики и лечения онкологических заболеваний; преимущества и возможности химиотерапии и хирургии в онкологии;
- значение и задачи совершенствования известных методов консервативного и хирургического лечения онкологических заболеваний;
- экономическую целесообразность применяемых в онкологии методов диагностики и лечения.
- собрать и проанализировать информацию о состоянии больного;
- определить необходимость специальных методов исследования, организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;
- владеть алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза;
- проводить дифференциальный диагноз; оценить причину, тяжесть состояния больного и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность организационных (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет), терапевтических и/или хирургических и профилактических мероприятий;
- обосновать схему, план и тактику ведения больного, определить соматические противопоказания; решить вопрос о возможности продолжения профессиональной деятельности больного, организовывать диспансеризацию, реабилитацию больного; оформить надлежащим образом медицинскую документацию;
- проводить консультации и беседы, ориентированные на пациента;
- самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной, справочной литературой по онкологии - вести поиск информации, превращать ее в средство решения профессиональных задач, в оперативную форму, удобную для использования (конспекты, схемы, графы, алгоритмы, таблицы).
- систематическими знаниями по направлению деятельности;
- базовыми навыками проведения научно-исследовательских работ по предложенной теме;
- навыками безопасного использования лабораторного оборудования и приборов в повседневной профессиональной деятельности;
- навыками общения с больным, сбором анамнестических и катамнестических сведений,
- владеть практическими навыками консервативного лечения, оказания экстренной хирургической помощи.
Собеседование по научно-квалификационной работе
5. Содержание разделов кандидатского экзамена
Раздел 1: Общая онкология
Биология опухолевой клетки. Канцерогенез. Эпидемиология злокачественных опухолей. Иммунология опухолевого процесса
Раздел 2: Диагностика злокачественных опухолей
Общие принципы диагностики злокачественных опухолей. Лучевая диагностика в онкологии. Эндоскопические методы диагностики в онкологии. Морфологические методы диагностики
Раздел 3: Общие принципы и методы лечения злокачественных опухолей
Основные методы лечения злокачественных новообразований: хирургический, лучевой, лекарственный. Комбинированное, сочетанное и комплексное лечение. Радикальное, паллиативное и симптоматическое лечение
Раздел 4: Клиническая онкология
Опухоли кожи. Опухоли головы и шеи. Опухоли желудочно-кишечного тракта. Опухоли женской репродуктивной системы. Опухоли легких и средостения. Онкоурология. Опухоли костей и мягких тканей. Онкогематология
6. Оценочные средства
Перечень контрольных вопросов к кандидатскому экзамену по специальности:
1. Молекулярно-генетические изменения в опухолевых клетках.
2. Механизмы множественной лекарственной устойчивости опухолевых клеток.
3. Канцерогенез как многостадийный процесс.
4. Понятия инициации, промоции и прогрессии опухолей.
5. Серологические опухолевые маркеры, их значение в диагностике и мониторинге опухолевых заболеваний.
6. Структура и уровень заболеваемости злокачественными опухолями в России.
7. Первичная и уточняющая диагностика в онкологии. Понятие "онкологическая настороженность".
8. Основные методы лучевой диагностики.
9. Классическая рентгенодиагностика.
10. Рентгеновская компьютерная томография.
11. Радиоизотопная диагностика.
12. Ультразвуковое исследование.
13. Магнитно-резонансная томография.
14. Эндоскопические методы диагностики в онкологии.
15. Серологические опухолевые маркеры и их применение в онкологии.
16. Наследственные синдромы, ведущие к развитию злокачественных опухолей у человека.
17. Объем оперативных вмешательств в зависимости от локализации, формы роста и распространенности опухоли.
18. Понятие об органосохранных вмешательствах в онкологии.
19. Виды лучевой терапии (дистанционная и контактная: внутриполостная, внутритканевая, аппликационная и внутренняя лучевая терапия).
20. Классификация противоопухолевых препаратов: основные группы противоопухолевых препаратов в зависимости от механизма их действия.
21. Механизм противоопухолевого действия различных групп препаратов.
22. Понятие о гормональных рецепторах. Группы гормональных препаратов и антигормоны
23. Таргетная терапия в онкологии.
24. Рак и меланома кожи. Клиника, диагностика, лечение
25. Рак щитовидной железы. Клиника, диагностика, лечение
26. Рак слизистой полости рта. Клиника, диагностика, лечение
27. Рак языка. Факторы прогноза.
28. Предопухолевые заболевания при раке желудка.
29. Комбинированное лечение желудка III стадии.
30. Клинические формы рака ободочной кишки
31. Стадирование рака яичников. Клинические проявления
32. Комбинированное лечение рака тела матки
33. Морфологическая классификация рака легкого.
34. Принципы лекарственного лечения рака легкого
35. Рак предстательной железы. Клиника, диагностика, лечение
36. Рак почки. Возможности иммунотерапии.
37. Остеосаркома.Заболеваемость.Клиника, диагностика, лечение.
38. Саркомы мягких тканей. Принципы диагностики и лечения
39. Неходжкинские лимфомы. Классификация, принципы диагностики и лечения
40. Лимфома Ходжкина. Стадирование. Лечение.
Вопросы по научно-квалификационной работе аспиранта:
1. Обоснование актуальности темы НИР
2. Определение цели и задач НИР
3. Выбор методов исследования для получения научных данных, соответствующих решению поставленной цели и задач
4. Современные средства статистической обработки полученных данных
5. Способы критической оценки полученных данных для формулировки выводов и практических рекомендаций
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (печатные, электронные издания, интернет и другие сетевые ресурсы)
7.1. Перечень рекомендуемой литературы
Наименование согласно библиографическим требованиям
- Главная /
- Аспирантура 2020 /
- КАНДИДАТСКИЙ МИНИМУМ АСПИРАНТА: что это и как его сдать?
Предыдущую статью мы посвятили аспирантуре, говорили о том, как поступить. Сегодня мы поговорим о кандидатских экзаменах аспиранта.
Что из себя представляет экзамен кандидатского минимума?
В настоящее время требуется сдать экзамен кандидатского минимума по трем дисциплинам:
- философия науки;
- иностранный язык, который выбран аспирантом;
- специальности диссертации.
Что требуется, чтобы сдать кандидатский минимум?
Для того, чтобы аспирант мог быть допущен к сдаче экзамена кандидатского минимума по специальности, он должен соответствовать следующим требованиям:
иметь по специальности несколько публикаций в рецензируемых изданиях; подготовить большую часть своей диссертации.
Для сдачи кандидатского минимума по истории и философии науки, требуется написать и защитить реферат на выбранную тему, а также сдать зачет по этой дисциплине.
Для допуска к сдаче к кандидатскому экзамену по иностранному языку, необходимо подготовить на иностранном языке и защитить реферат по теме диссертации аспиранта.
Каким вузам дано право принимать кандидатские экзамены?
Сдача кандидатских экзаменов возможна лишь в тех университетах, которые успешно прошли государственную аккредитацию образовательных программ аспирантуры. Следовательно, если Ваш университет не относится к таковым, нужно ходатайствовать перед другими учреждениями, имеющими подобный статус.
Кого не касается сдача кандидатского минимума?
Кандидатских минимумов не предписано сдавать тем, кто:
- является кандидатом наук;
- занимают должность доцента, имея учёное звание доцента.
Удостоверение о сдаче кандидатского минимума
Сдача каждого кандидатского экзамена (минимума) оформляется удостоверением установленной формы с печатью вуза. Следовательно, удостоверение может быть предъявлено и в другой университет, если возникнет такая необходимость. Если аспирант поменял научную специальность, то он будет обязан заново сдать кандидатский минимум по научной специальности, которой он будет защищать диссертацию.
Как сдать кандидатские минимумы?
Кандидатский минимум по философии сдается первым. Затем нужно сдать экзамен по одному из зарубежных языков. И завершает сдачу экзамена кандидатских минимумом кандидатский экзамен по специальности диссертации.
Конкретные требования и порядок сдачи кандидатских экзаменов (минимумов) нужно уточнить в управлении подготовки научно-педагогических кадров Вашего вуза, так как могут быть какие-то локальные особенности и отраслевая и/или региональная специфика.
Кому сдают кандидатские экзамены?
Кандидатские экзамены принимает специальная комиссия, которая формируется приказом ректора университета.
Форма сдачи экзамена в аспирантуре
Кандидатские экзамены проходят в устной форме. Аспирант берет билет по соответствующей дисциплине и готовится, а после отвечает на вопросы по билету, а также дополнительные вопросы членов комиссии.
Как готовиться к кандидатскому экзамену?
В каждом вузе, по каждому кандидатскому экзамену готовится программа кандидатского минимума, куда включаются темы и примерный перечень вопросов, которые могут встретиться в экзаменационных билетах.
Можно ли кандидатский экзамен сдать не в своем вузе?
Да, кандидатские экзамены, сданные в любом университете, имеющем государственную аккредитацию аспирантских программ, действительны и засчитываются. Следовательно, нет никакой разницы в том, в каком вузе сдать кандидатские экзамены.
Как уже было отмечено, свидетельством сдачи кандидатских экзаменов являются соответствующие удостоверения, выданные вузом.
Обратите внимание, аспирант может быть допущен к защите, только, если уже сдан кандидатский минимум по каждой из дисциплин.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.7 / 5. Количество оценок: 13
Онкология — учение об опухолях, предупреждении их роста и лечении. С общенаучной точки зрения дать определение, что такое опухоль, до сих пор никому не удалось.
Истоки учения о злокачественных новообразованиях восходят к глубокой древности.
Человечество на протяжении всей своей истории сталкивалось с онкологическими заболеваниями. Наука располагает фактами, которые подтверждают существование злокачественных опухолей у наших далеких предков. Так, изучение останков древних египтян в Некрополе, расположенном вблизи Гизы, показало, что около 5 тыс. лет назад (2700 лет до н. э.) встречались костные опухоли. Упоминание о злокачественных опухолях находят в первых письменных документах Индии, Египта, Китая.
Цельс (30 г. до п. э.— 38 г. н. э.) впервые описал метастазы рака молочной железы в регионарные лимфатические узлы. Гален (131—203 г. п. э.) указывал на частые поражения раком не покрытых одеждой частей тела — кожи, губы и, кроме того, описал рак молочной железы, матки и прямой кишки. В отношении причин возникновения опухолей Гален придерживался взглядов Гиппократа. В XVIJ ст. Декарт высказал предположение, что опухоли возникают вследствие уплотнения и коагуляции лимфы. Это предположение основывалось па знании механизмов крово-и лимфообращения, открытых Гарвеем (1628) и Мальпигием (1651). Только примерно через 100 лет Понтер (1728—1794) высказал мнение, что большинство опухолей возникает вследствие травмы.
Сотрудник и ученик Вирхова Конгейм выдвинул теорию происхождения опухолей, согласно которой зачатком опухоли служат оставшиеся неиспользованными при развитии органов островки зародышевых клеток. При ослаблении функций организма эти островки начинают усиленно размножаться, давая начало клиническому развитию опухоли.
Эти работы оказали большое влияние на развитие онкологии в России. Научная мысль русских ученых развивалась во многих теоретических и клинических направлениях весьма оригинально и самобытно. Передовые идеи русских ученых разделяли ученые других стран и способствовали развитию мировой науки. Так, работы П. И. Кубасова (1889), Д. И. Ивановского (1892), В. В. Подвысоцкого (1908), И. И. Мечникова (1910) положили начало вирусной теории возникновения опухолей.
В 1370 г. М. М. Руднев впервые обнаружил амебовидное движение опухолевых клеток. Это открытие позволило предположить, а в дальнейшем и доказать возможность перевивки опухоли. Одновременно с этим он доказал также, что для успешной перевивки опухолей необходимо использовать животных одного вида, а исходным материалом для перевивки должен быть небольшой кусочек живой ткани. Ученик М. М. Руднева ветеринарный врач Медико-хирургической академии М. А. Новинский впервые на собаках осуществил перевивку саркомы. Его диссертация (1877) оказала огромное влияние на развитие экспериментальной онкологии во всем мире. Исследования М. М. Руднева и М. А. Новинского дают полное основание считать их родоначальниками экспериментальной онкологии. Методы М. М. Руднева и М. А. Новинского в настоящее время широко применяют во всех лабораториях мира, а перевивки опухолей осуществляют на млекопитающих, птицах, пресмыкающихся и других видах животных.
И. И. Мечников (1883) и независимо от него В. К. Высокович (1885—1886) открыли явление фагоцитоза и заложили основы учения о ретикулоэндотелиальной системе. Большой вклад в развитие этого учения внесли Н. Н. Аничков (1930), А. А. Заварзин (1953), А. А. Богомолец и ряд других ученых. А. А. Богомолец и его школа детально изучили функции ретикулоэндотелиальной системы при опухолях и других заболеваниях, что послужило основой учения о системе соединительной ткани. На основе этого учения А. А. Богомолец разработал метод стимуляции соединительной ткани при помощи специфической иммуносыворотки — АЦС.
В 1904 г. А. П. Браунштейн создал первую в России лабораторию по исследованию штаммов опухолей. Изучая обменные процессы в клетках организма и в опухолях, Д. В. Ненюков и В. М. Зыков (1911) впервые установили понижение окислительных процессов в опухолевой клетке, которое в 1924 г. подтвердил Варбург.
Огромен вклад в развитие онкологии К. П. Улезко-Строгановой, работы которой посвящены роли соединительной ткани в возникновении опухолей (1907), регенеративных и пролиферативиых процессов в генезе опухолей (1911), изучению предраковых состояний (1914—1916 ) и т. д.
В двадцатых годах нашего столетия началось успешное изучение влияния желез внутренней секреции на развитие злокачественных новообразований (В. А. Оппель, П. А. Кучеренко и др.) В это же время интенсивно изучаются цитологические методы диагностики опухолей, основанные на обнаружении клеточных элементов в пунктатах опухолей.
М. Л. Кнобх, согласно учению Гиппократа, различал рак скрытый и изъязвляющийся. Он отстаивал право хирургии быть равной другим отраслям медицины, что было созвучно передовым идеям XVIII в., поскольку в феодальную эпоху хирургия рассматривалась как ремесло, а не как наука.
В XIX в. клиническая онкология в России начинает быстро развиваться. Клиницисты, в основном хирурги, разрабатывают новые главы онкологии — операции на молочной железе, пищеводе, желудке, легких, толстой и прямой кишке. Отечественные хирурги внесли неоценимый вклад в развитие мировой онкологии, и многие из них были пионерами в разработке объемов оперативных вмешательств, доступов к органам, методик оперативных вмешательств.
Так, еще в 1806 г. Я. В. Виллис рекомендовал при раке молочной железы удалять всю железу с частью большой грудной мышцы. И. Ф. Буш (1807) считал, что удалять молочную железу необходимо заблаговременно, когда железа еще подвижна и когда еще нет распространения рака на регионарные лимфатические узлы. Ю. Шимановский (1865) рекомендовал одновременно с удалением молочной железы проводить экстирпацию лимфатических узлов, В 1878 г. Н. И. Студийский (значительно раньше Холстеда) разработал метод радикального удаления молочной железы и предложил проводить операции в ранних стадиях, пока опухоль маленькая и лимфатические узлы мало инфильтрированы. Он считал, что операция должна быть произведена с наибольшим удалением жировой клетчатки я кожи, с удалением фасций и мышц, подкрыльцовых и надключичных лимфатических узлов, а при необходимости — с резекцией подключичной вены.
Таким образом, необходимо отметить приоритет отечественных ученых в разработке радикальных операций при раке молочной железы.
С. А. Любинов (1907) и В. П. Вознесенский (1908) провели детальное исследование лимфатической системы этой области, что способствовало разработке более совершенных методов оперативного лечения рака данной локализации. На основании этих исследований Р. X. Ванах (1911) разработал и предложил новый вид операции для удаления лимфатических узлов под нижнечелюстной области. Операция Р. X. Банаха прочно вошла в клиники всего мира и широко выполняется в наши дни.
Значительный вклад в развитие хирургии желудка в XIX в. внес М. К. Китаевский (1881), который впервые в России выполнил резекцию желудка по поводу рака. В 1888 г. С. В. Калачевский в Одессе произвел резекцию желудка по поводу язвы. В дальнейшем хирургию желудка успешно развивали С. И. Спасокукоцкий (1889), Богаевский (1894) и ряд других видных хирургов.
Приоритет в разработке паллиативных методов лечения рака панкреато-дуоденальной области также принадлежит отечественным хирургам. Так, в 1887 г. Н. Д. Монастырский предложил и впервые с успехом выполнил холецистоэнтеростомию при раке головки поджелудочной железы, поэтому нет оснований считать родоначальником этой операции Копплера.
В 1902—1905 гг. А.1 Г. Радзиевский в эксперименте на собаках впервые изучил проблему восходящей инфекции после холецистэктомии и пришел к выводу, что наложение холецистоеюноанастомоза не представляет опасности.
Одновременно с Бильротом, однако совершенно самостоятельно приват-доцент Военно-медицинской академии Е. В. Павлов (1886) выполнил радикальную операцию при раке толстой кишки. Большой вклад в разработку вопросов хирургии рака толстой кишки внесли такие крупные хирурги, как А. А. Троянов (1893), Г. А. Гончаров (1907) и ряд других ученых.
На XII и XIII съездах русских хирургов программным был вопрос о раке толстой кишки. В 1906 г. вышла диссертация А. В. Крчанова, в которой он пропагандировал одно- и двумоментные операции. В 1911г. И. И. Греков предложил новый вид двумоментной операции при раке толстой кишки. Этот метод и до настоящего времени используется некоторыми хирургами. Много сделали отечественные хирурги и в вопросах хирургии прямой кишки. И. Ф. Гейдигер (1860), А. Д. Кни (1880), А. Г. Подрез (1885), В. Р. Брайцев (1910) разработали различные методики удаления высокорасположенных раков прямой кишки.
Еще в 1842 г. профессор Московского университета хирург В. А. Басов выполнил на собаках гастростомию. Разработка этой операции сыграла очень большую роль в развитии как физиологии, так и хирургии. Она заложила основы изучения физиологии пищеварения (классические опыты И. П. Павлова), используется при различных стенозах пищевода. Эту операцию на человеке впервые в России выполнил Склифосовский (1879), а затем Снегирев (1887). Операция В. А. Басова вскоре нашла применение в клиниках всех стран мира.
В 1888 г. И. И. Насилов предложил принципиально новый метод оперативного подхода к грудной и брюшной частям пищевода, так называемый внеплевральный доступ со стороны спины путем иссечения четырех ребер, уровень резекции которых зависит от уровня поражения пищевода. Метод И. И. Насилова чрезвычайно быстро распространился в передовых клиниках России и странах Европы и сыграл очень большую роль в развитии не только хирургии пищевода, но и торакальной хирургии вообще. Вскоре после И. И. Насилова выдающийся русский хирург П. И.Дьяконов (1893) также предложил новый виеплевральный доступ к пищеводу посредством тораколапаротомии с резекцией реберной дуги без вскрытия плевры. Хотя этот метод и давал хороший доступ к брюшной части пищевода, однако не всегда можно было сохранить нетронутой плевру. Этот метод не получил широкого распространения, однако показал возможность нового анатомического подхода к пищеводу и поэтому сыграл положительную роль в разработке новых способов операций на пищеводе и кардии желудка.
Для предупреждения послеоперационного коллапса легкого и смещения средостения В. Д. Добромыслов предложил также производить трахеостомию, вводить в трахею трубку и посредством специальных мехов раздувать легкие, препятствуя их спадению, а после операции — удалять из плевры оставшийся воздух. Эти два предложения нашли широкое применение и в настоящее время используются во всех клиниках мира.
8 января 1898 г. П. И. Дьяконов впервые в России произвел удаление V, VI и VII ребер с резекцией легкого, а в 1901 г. В. М. Чекана сообщил о резекции легкого по поводу саркомы грудной клетки, прорастающей в легкое.
Большое значение для развития хирургии пищевода, легких а также пищевого канала имела разработка аппаратов для сшивания различных органов (ПКС-25 — для сшивания пищевода с кишкой, УКЛ-40 и УКЛ-60 — для ушивания корня легкого, УКБ — для ушивания культи бронха, НЖКА — для наложения желудочно-кишечного анастомоза). Нельзя не отметить важности внедрения в хирургическую практику онкологов электрохирургических методов при раке прямой кишки, молочной железы и других локализаций.
Многие труды отечественных и советских ученых посвящены различным методам лечения злокачественных новообразований.
Большое значение и большие перспективы имеет регионарная внутриартериальная химиотерапия посредством инфузии.
Параллельно с химиотерапией развивается и гормонотерапия. Задачей гормонотерапии является нормализация взаимоотношений гормонопродуцирующих органов как один из видов патогенетической терапии. В настоящее время широко применяется эстрогено- и андрогенотерапия, лечение различных опухолей гормонами гипофиза, надпочечных желез и др. Комбинированное применение химиопрепаратов и гормонов значительно повышает терапевтический эффект. Это и является залогом дальнейших успехов развития этих методов лечения.
В годы Советской власти началось успешное сравнительно-патологоанатомическое изучение опухолей, спонтанно развивающихся у различного вида животных. Эти исследования углубляют наши знания о развитии опухолевой болезни. Особенно быстро начали развиваться учение о трансплантации опухолей и работа по выведению ряда новых штаммов опухолей воздействием на животных канцерогенными веществами либо перевивкой спонтанных новообразований. Так, уже в 1927 г. А. М. Кричевский и 3. И. Сительников описали полиморфноклеточную саркому крыс, полученную путем перевивки им меланосаркомы человека, в 1934г. Н. А. Кроткина получила штамм перевивного ороговевающего рака крыс, В. А. Чепурин (1937) получил новую перевивную адевдкарциному. В 1946 г. С. А. Бувайло и соавторы описали штамм опухолей у мышей — МАП, а Ф. 3. Таращанская (1951) — перевивную полиморфноклеточлую саркому крыс. Л. Л. Малюгина (1954) получила штамм перевивного лимфолейкоза — ЛИО-1. В дальнейшем описывается опухоль крыс — МОП (Л. Л. Малюгина и Э. Я. Смойловская, 1954), остеогенная саркома кролика (А. Ф. Кондратьева, 1956) и др. Многие из этих штаммовых опухолей прочно вошли в лаборатории Советского Союза и зарубежных стран.
Большое значение для экспериментальной онкологии в изучении опухолевого роста имели исследования развития опухолей in vitro. Значительный вклад в развитие этой части онкологии внесли исследования А. А. Кронтовского (1927), А. Д. Тимофеевского и его учеников (1938—1948). Эти исследования показали возможность дифференциации и деефференциации тканей, т. е. была доказана изменчивость опухоли в зависимости от условий ее существования. Это внесло много нового в понимание биологии опухолевой клетки.
Вскоре после Великой Отечественной войны начались серьезные работы по изучению влияния ионизирующей радиации на опухолевые клетки и ткани. Наиболее ценные исследования проведены А. Д. Тимофеевским и А. А. Городецким (1949—1950), которые показали, что под влиянием облучения происходит задержка развития опухолей, последние имеют различную чувствительность к облучению в зависимости от гистологической структуры.
Большие заслуги в разработке методов диагностики заболеваний органов посредством радиоактивных изотопов принадлежат А. П. Виноградову (1947), Н. Н. Зайко (1950), А. А. Городецкому (1953, 1955), Т. П. Сиваченко (1968), В. А. Петрову (1970) и ряду других ученых.
Кандидат Медицинских Наук
Одним из условий защиты диссертации служит сдача кандидатского минимума. Это три экзамена, цель которых – подтвердить квалификацию аспиранта или соискателя в выбранной специальности, а также его общую подготовку по общенаучным вопросам и иностранному языку. Без справки об их успешной сдаче аспирант к защите кандидатской диссертации не допускается, согласно Положению о присуждении ученых степеней от 24.09.13 № 842.
Не сдавать кандидатский минимум можно лишь в том случае, если такие экзамены были проведены в качестве выпускных из магистратуры.
Что такое кандидатский минимум
Кандидатские экзамены – часть подготовки к защите диссертации. Их сдача регламентируется Приказом Минобрнауки РФ от 28.03.14 г. № 247. Кандидатский минимум состоит из трех экзаменов:
- Специальная дисциплина
Она определяется темой диссертации. В соответствии с ней устанавливается код и название направления подготовки, шифр и название научной специальности и наименование научной отрасли. Номенклатура научных специальностей утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 23.10.17 № 1027.
- История и философия науки
Аспирант должен ориентироваться в общих и частных проблемах философии науки, а также знать историю научного развития выбранной специальности.
- Иностранный язык
Аспирант должен владеть одним из следующих языков: английский, немецкий, французский или испанский. Его знания должны позволять работать в иноязычной среде. Оценивается речь, слуховое восприятие (аудирование), письмо и чтение.
Кто допускается к сдаче кандидатских экзаменов
Сдать кандидатский минимум может любой человек, имеющий высшее образование, с дипломом специалиста или магистра.
Аспиранты очной формы обычно сдают эти экзамены на второй год обучения. Если соискатель не учится в аспирантуре, он может сделать это в любое удобное время.
Условие допуска к кандидатским экзаменам – прикрепление к аккредитованной организации и подача всех необходимых документов.
Где сдавать экзамены
По специальной дисциплине экзамены сдаются в учреждении, имеющем аспирантуру по выбранному направлению. Это же относится к случаям, когда соискатель в качестве специальной дисциплины сдает философию или иностранный язык.
Экзамен по иностранному языку и истории и философии науки для аспирантов также проводится на базе их учреждения. Для соискателей, не обучающихся в аспирантуре, необходимо прикрепление к организации, имеющей право принимать такие экзамены. Ходатайство о прикреплении для сдачи кандидатского минимума подает учреждение, на базе которого защищается соискатель.
Такие организации должны иметь самостоятельные кафедры философии или иностранных языков. Для приема кандидатского минимума они должны иметь специальную аккредитацию. Все вопросы, связанные с прикреплением и сдачей экзаменов, обычно легко решаются с помощью научного руководителя.
Процедура проведения кандидатских экзаменов
После прикрепления к нужной организации необходимо сдать экзамены в течение ближайшего полугода. Обычно они проводятся весной и осенью. Если соискатель не прошел испытания, ему придется вновь оформлять все документы и повторно прикрепляться к научному учреждению.
Любой такой экзамен принимает комиссия, состоящая минимум из двух человек, один из которых является доктором наук по данной специальности.
Программа подготовки утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 08.10.07 № 274. Однако это только типовые вопросы, и каждая кафедра может самостоятельно дополнять их, а также выбирать форму проведения (билеты, собеседование и т. п.). Поэтому необходимо заранее не выбранной кафедре узнать, как именно проводится экзамен, и взять нужные материалы (билеты, вопросы, методические рекомендации и пр.).
Кандидатский минимум включает 3 экзамена:
Сдается по программе-минимум, отраженной в Приказе № 274, и по программе, утвержденной конкретной кафедрой. Может включать как письменные задания (тесты, реферат), так и собеседование в свободной форме и/или по билетам.
Сдается по трем разделам: общие проблемы философии науки, философские проблемы выбранной научной отрасли и ее история. Обычно проходит в форме обычного устного экзамена по билетам.
Сначала выполняется перевод текста с иностранного языка на язык обучения. Его объем составляет 15 тысяч знаков (около 7 страниц текста). Предоставленный соискателем перевод проверяется, и затем проходит вторая часть экзамена – устная. Она включает чтение и пересказ текста объемом 3000 знаков в течение 40 – 60 минут (для гуманитарных специальностей пересказ ведется на иностранном языке, для иных – на языке обучения), а также просмотр и пересказ короткого текста в 1500 знаков за 2 – 3 минуты с теми же требованиями. Затем комиссия может побеседовать с соискателем на иностранном языке по вопросам, связанным с его специальностью.
Перечень таких документов необходимо уточнять на конкретной кафедре. Обычно это:
- копия диплома о высшем образовании;
- копия паспорта;
- заявление с просьбой разрешить сдачу экзамена;
- ходатайство направляющей организации (если оно необходимо для прикрепления);
- требуемые письменные работы (реферат, перевод и т. д.), перечень которых нужно заранее выяснить.
На кафедре могут потребовать и другие документы, обычно это не вызывает никаких затруднений у соискателя.
Прием документов и сдача кандидатских экзаменов проводится бесплатно.
Часто на кафедрах философии аспирантам предлагается прослушать соответствующий курс лекций, которые желательно посещать; также можно приобрести методические материалы или самостоятельно найти их в интернете. Обычно для сдачи экзамена необходимо написать реферат по одной из предлагаемых тем. Это можно сделать самостоятельно или, например, обратиться за помощью к специалистам.
Для аспирантов организуют специальные курсы по подготовке к экзамену, которые включают лекции, семинары, самостоятельную работу по переводу текстов, составлению реферата по выбранной специальности, написанию оригинальных статей. Соискателям, не обучающимся в аспирантуре, необходимо взять на соответствующей кафедре вопросы и требования к экзамену. Для успешной сдачи необходимо правильно выполнить больше половины каждого из предлагаемых заданий (пересказ текста и беседа с экзаменатором).
Сдать иностранный язык бывает непросто, если соискатель плохо им владеет. В таком случае необходимы дополнительные занятия с преподавателем. Лучшим вариантом будет обратиться за репетиторскими услугами к одному из работников кафедры, на которой будет сдаваться экзамен.
Сдавать кандидатские экзамены можно 1 раз в полгода. Поэтому при неудаче особых оснований для паники нет. Главное – необходимо иметь запас времени, поэтому озаботиться вопросами подготовки и сдачи кандидатского минимума нужно сразу после начала работы над диссертацией.
Срок действия кандидатских экзаменов
Однажды сданный экзамен пересдачи больше не требует и действует бессрочно. По его результатам соискателю выдается соответствующий протокол. После прохождения всех трех экзаменов такие промежуточные документы заменяются на итоговую справку (ранее – удостоверение).
Его форма специально не закреплена, каждая кафедра определяет вид такого документа самостоятельно. Однако на нем должны быть подписи председателя комиссии, заведующего аспирантурой и печать принимавшего экзамен учреждения.
Читайте также: