Графический диктант рак умники и умницы


Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.

К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.

Из этой статьи вы узнаете

В чем польза

Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.

Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.

Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.

Эффект от методики следующий:

  • Развивается пространственное и абстрактное мышление.
  • Происходит знакомство с различными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
  • Формируются графомоторные навыки.
  • Закрепляется умение считать.
  • Повышается внимание и сосредоточенность.
  • Появляется стимул доводить начатое до конца.

Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.

Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г.В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.

Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.

Особенности проведения занятий


Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:

Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:

  • простой карандаш и ластик;
  • тетрадь в крупную клетку;
  • образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.

Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.

Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.

Вот правила, которых нужно придерживаться:

  • Продиктовать каждый шаг нужно четко, громко и понятно.
  • Переходить к другому пункту, нужно убедившись, что малыш выполнил предыдущий.
  • При необходимости помогать, спрашивать, все ли понятно.
  • Подбирать графический диктант в форме стихотворения или повышать интерес к занятию загадками, скороговорками.
  • Устраивать физминутки.

Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.

Способы выполнения

Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.

Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:

  • В графическом копировании предложенной картинки.
  • Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление. Часто малыш может увидеть картинку целиком только по окончании упражнения.
  • Симметричном повторении половины фигуры: задача малыша – дорисовывать изображение по предложенной форме. Этим способом малыш знакомится с таким понятием, как равенство.

Скачать и распечатать диктанты

Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.

Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.

После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.





















Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.

В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.











Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.


Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.


Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.


Советы по выполнению

  • Негативные эмоции со стороны взрослого исключены. Нужно создать доброжелательную атмосферу, хвалить за успехи.
  • Во время диктовки нельзя спешить, выполняйте устный диктант в соответствии с развитием малыша.
  • Проводите занятия в течение времени, установленного ФГОС: дошкольникам – 15–25 минут, младшим школьникам – 30–40 минут. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий.
  • Почаще устраивайте гимнастику для глаз и пальцев.
  • Если ученик переспрашивает, дайте ответ незамедлительно.
  • Место, где занимается первоклашка, должно быть хорошо освещено.
  • Наблюдайте за правильной осанкой и захватом карандаша пальцами у ребенка.
  • После работы проведите итоговый анализ вместе с малышом, при необходимости исправьте недочеты, стерев ластиком неправильный ход.
  • Распечатывать карточки и бланки можно вместе с ребенком, с учетом его пожеланий.

Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!


  1. Чем полезна методика?
  2. Особенности проведения занятий
  3. Техники выполнения
    1. Слоник
    2. Олень
    3. Бабочка
    4. Дом
    5. Собачка
    6. Цветок
    7. Ключ
  4. Незаполненные варианты диктантов
    1. Елка
    2. Дерево
    3. Машина
  5. Рекомендации педагогов

Графический диктант по клеточкам для 1 класса охотно используют как учителя, так и родители, чтобы заинтересовать ребенка учебой. Методика основана на совмещении нескольких функций: игровой, образовательной, развивающей. Она является не только педагогическим инструментом, но и занятной игрой.


Графический диктант для детей как интересная развивающая игра

Чем полезна методика?

Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно, самое меньшее – за 12 месяцев до начала обучения. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих навыков способствует выполнение графических диктантов.

Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Последующая диагностика выявит уровень сформированности разных навыков.

Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.

Методика нужна для развития таких навыков, как:

  • пространственное и абстрактное мышление;
  • умение различать разнообразные линии – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
  • графомоторика;
  • умение считать;
  • внимание и сосредоточенность;
  • доведение начатого до конца.

Этот метод удобен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, например, поездке или в очереди на прием к врачу. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.

Особенности проведения занятий

Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.

У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:

Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.

Техники выполнения

Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.

Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:

Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание. При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.

Если на самостоятельное творчество времени нет, скачать заготовки для графического диктанта можно в Интернете. Подбирайте задания разного уровня сложности, чтобы использовать их по мере развития полезных навыков у малыша.


Конспект составлен на основе методических разработок Холодовой "Умницам и умникам".

Скачать:

ВложениеРазмер
umniki_i_umnitsy_2.docx 19.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ

356817, Ставропольский край, Буденновский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12

ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001

Учитель начальных классов

Завгородняя Наталья Ильинична

автор А.О. Холодова

(27.02.2017 г.)Тема занятия: Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)

Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

Развивать навыки контроля и самоконтроля;

Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

Личностные результаты: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

Регулятивные: определить цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться планировать учебную деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму;

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;

Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления.

Технологии, применяемые на занятии: технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология применения нового материала технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.

I. Организационный момент. Психологический настрой.

II. Мозговая гимнастика.

  1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

4. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

Учитель: -Сегодня наше занятие пройдёт в виде соревнования. Как называют умных мальчиков? (умники) Девочек? (умницы). Так будут называться наши команды. За правильный ответ вы будете получать фишки. В конце занятия мы подведём итог и узнаем, какая команда победила.

Учитель: Переходим к разминке. Помните ваша задача как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы. Имейте в виду, что есть вопросы с хитринкой. Желаю вам удачи.

1 . Сколько месяцев в году? Назови третий и восьмой. (12, март и август)

2. Сколько дней в неделе? Назови день недели после среды; пятницы. (7, четверг, суббота)

3. Сколько рогов у двух ослов? (у ослов нет рогов)

4. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

5. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы)

6. Из чего делают бензин? (из нефти)

7. Имя и отчество Пушкина?

8. Кто говорит на всех языках? (эхо)

IV. Развитие логического мышления.

Задание № 1. Подпиши, как зовут каждую, если известно, что Ира и лена одинакового роста. Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше Таня или Оля? (Таня) (Ира, Оля, Лена, Таня)

Задание № 2. Волосы у Маши длиннее, чем у Вали. Волосы у Вали длиннее, чем у Зины. Подпиши, как зовут каждую девочку? (Зина, Валя, Маша)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Весёлая переменка.

Левой рукой как бы забивайте гвоздь, а правой как бы гладьте что-то утюгом.

V. Совершенствование мыслительных операций.

Задание № 3. Допиши подходящие по смыслу слова.

Задание № 4. Игра "Путаница". Исправь ошибки.

Учитель: Пришло время отдохнуть. Поднимите левую руку. Дотроньтесь левой рукой до правого уха. Поднимите правую руку. Дотроньтесь правой рукой до кончика носа. Меняем положение рук. Правая рука – левое ухо, левая рука – нос (5 раз).

Потрудились – отдохнем. Встали, глубоко вздохнем, выдохнули.

VII. Графический диктант

Учитель: Мы выполнили много заданий, остается последнее.

Диктант: От начальной точки 2 клетки вправо, 1 клетка вниз на уголок вправо, 5 клеток Проверяем, что у нас получилось.

Учитель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что особенно понравилось? Какое задание было самым трудным? Оцените свою работу и раскрасьте внизу страницы флажок соответствующим цветом. Подведение итогов, награждение команд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний.

Задания по формированию познавательных процессов учеников начальной школы.

Технологическая карта урока. Занятие 33 (17). "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова. 4 класс.

Конспект составлен по материалам курса Холодовой "Умникам и умницам".

Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и э.

Кружок "Умники и умницы:

первые шаги в мире математики"


Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

u развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

u развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

u развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

u формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

u развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

u формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

u формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы:


Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 1 класс


Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 2 класс


Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 3 класс


Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 4 класс


О. Холодова "Юным умникам и умницам"

1 класс. Часть 1

О. Холодова "Юным умникам и умницам"

1 класс. Часть 2


О. Холодова "Юным умникам и умницам"

2 класс. Часть 1

О. Холодова "Юным умникам и умницам"

2 класс. Часть 2


О. Холодова "Юным умникам и умницам"

3 класс. Часть 1

О. Холодова "Юным умникам и умницам"

3 класс. Часть 2


О. Холодова "Юным умникам и умницам"

4 класс. Часть 1

О. Холодова "Юным умникам и умницам"

4 класс. Часть 2

Задачи: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Закрепление пройденного материала. Воспитывать целеустремленность, интерес к математическим знаниям; самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.

Подготовить демонстративный и раздаточный материал; выучить девизы, физкультминутку.

- Ребята сегодня и мы с вами, будем играть в КВН. Все вы знаете, что такое КВН – это игра, веселых и находчивых. Для игры нам нужны две команды. Предлагаю рассчитаться на первый второй, и разделится на команды.

Девиз: «Мы умные детишки, детишки – шалунишки

Девиз: «Мы веселая команда не умеем мы скучать,

Вопросы первой команде:

1. Три больше чем ноль. (Да)

2. Вторник второй день недели (Да)

3. Год начинается с мая (Нет)

4. Луна квадратная (Нет)

5. Буква Я- первая в алфавите (Нет)

6. У птицы два крыла (Да)

7. У круга есть углы (Нет)

8. Зимних месяцев три (ДА)

Вопросы второй команде:

1. Неделя начинается с понедельника (Да)

2. Пять яблок меньше чем три (Нет)

3. В году 12 месяцев (Да)

4. У треугольника три угла (Да)

5. Буква А – последняя в алфавите (Нет)

6. У кошки пять лап (Нет)

7. Год заканчивается декабрем (Да)

8. В сутках есть ночь (Да)

Вопрос 1 команде:

1. Я назову число, а вы назовите следующее число – 9, 3,5, 7.

Вопрос 2 команде:

1. Я назову число, а вы назовите следующее число – 8,4,6, 2.

В этом конкурсе каждая команда получает домик с недостающими цифрами. Нужно как можно быстрее определить отсутствующие цифры и вписать их в пустые окошки.

В данном конкуре каждая команда получает карточки с изображение предметов, где надо найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающий предмет.

5. Физкультминутка. Игра проводится 2-3 раза.

6. Конкурс. Задания для капитанов.

6 малышей медвежат

Мама уложила спать.

Одному никак не спится.

А скольким сон хороший снится?

У Надюши пять тетрадок,

Кляксы в них и беспорядок.

Нужен Наде черновик.

Вася, первый ученик,

Дал еще тетрадку Наде

Сколько у нее тетрадей?

7. Конкурс. Ориентировка на листе бумаги.

Задание 1 команде.

В левом верхнем углу листа положить 2 треугольника.

В правом нижнем – 4 круг.

В левом нижнем – 3квадрата.

В правом верхнем – 1 прямоугольник.

Посередине – оставшуюся фигуру.

Задание 2 команде.

В правом нижнем – 2 круга.

В левом нижнем – 4 квадрата.

В правом верхнем – 1 прямоугольник.

В левом верхнем – 3 треугольника

Посередине – оставшуюся фигуру.

Воспитатель: приступим к выполнению последнего задания. Для этого мы приготовили листочек и карандаш. (это задание проводится на слух)

8. Конкурс. Графический диктант. (проводится со всеми детьми)

Отступите 4 клеточки слева, 7 клеточек сверху, ставим точку и начинаем рисовать. 8 клеточек в право, 2 клетки верх,4 клетки в право, 5 клеток вниз,4 клетки влево, 2 клетки верх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево,1 клетка верх, 1 клетка влево,1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки верх,1 клетка влево, 1 клетка верх. Нарисуйте по клеточкам отверстие в головке ключа.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы все хорошо решали, считали и думали. Задания закончились, и пришло время подвести итоги игры. Слово жюри. Награждение.

1. Комплексные занятия в подготовительной группе. Т. М. Бондаренко.

2. Математика в детском саду. Л. В. Минкевич.


Неделя здоровья (фотоотчет) Уважаемые коллеги, представляю Вам неделю здоровья, которая проходила в разгар зимы, в нашей младшей группе. Целью нашего мероприятия мы.


Старый Новый год в младшей группе (фотоотчет) Представляю Вам заключительное празднование нового года-Старый Новый год. На него мы пригласили родителей малышей. Мамочки остались с нами.

Читайте также: