Графический диктант рак умники и умницы
Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.
К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.
Из этой статьи вы узнаете
В чем польза
Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.
Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.
Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.
Эффект от методики следующий:
- Развивается пространственное и абстрактное мышление.
- Происходит знакомство с различными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
- Формируются графомоторные навыки.
- Закрепляется умение считать.
- Повышается внимание и сосредоточенность.
- Появляется стимул доводить начатое до конца.
Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.
Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г.В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.
Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.
Особенности проведения занятий
Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:
Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:
- простой карандаш и ластик;
- тетрадь в крупную клетку;
- образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.
Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.
Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.
Вот правила, которых нужно придерживаться:
- Продиктовать каждый шаг нужно четко, громко и понятно.
- Переходить к другому пункту, нужно убедившись, что малыш выполнил предыдущий.
- При необходимости помогать, спрашивать, все ли понятно.
- Подбирать графический диктант в форме стихотворения или повышать интерес к занятию загадками, скороговорками.
- Устраивать физминутки.
Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.
Способы выполнения
Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.
Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:
- В графическом копировании предложенной картинки.
- Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление. Часто малыш может увидеть картинку целиком только по окончании упражнения.
- Симметричном повторении половины фигуры: задача малыша – дорисовывать изображение по предложенной форме. Этим способом малыш знакомится с таким понятием, как равенство.
Скачать и распечатать диктанты
Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.
Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.
После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.
Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.
В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.
Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.
Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.
Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.
Советы по выполнению
- Негативные эмоции со стороны взрослого исключены. Нужно создать доброжелательную атмосферу, хвалить за успехи.
- Во время диктовки нельзя спешить, выполняйте устный диктант в соответствии с развитием малыша.
- Проводите занятия в течение времени, установленного ФГОС: дошкольникам – 15–25 минут, младшим школьникам – 30–40 минут. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий.
- Почаще устраивайте гимнастику для глаз и пальцев.
- Если ученик переспрашивает, дайте ответ незамедлительно.
- Место, где занимается первоклашка, должно быть хорошо освещено.
- Наблюдайте за правильной осанкой и захватом карандаша пальцами у ребенка.
- После работы проведите итоговый анализ вместе с малышом, при необходимости исправьте недочеты, стерев ластиком неправильный ход.
- Распечатывать карточки и бланки можно вместе с ребенком, с учетом его пожеланий.
Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
- Чем полезна методика?
- Особенности проведения занятий
- Техники выполнения
- Слоник
- Олень
- Бабочка
- Дом
- Собачка
- Цветок
- Ключ
- Незаполненные варианты диктантов
- Елка
- Дерево
- Машина
- Рекомендации педагогов
Графический диктант по клеточкам для 1 класса охотно используют как учителя, так и родители, чтобы заинтересовать ребенка учебой. Методика основана на совмещении нескольких функций: игровой, образовательной, развивающей. Она является не только педагогическим инструментом, но и занятной игрой.
Графический диктант для детей как интересная развивающая игра
Чем полезна методика?
Готовить ребенка к школе нужно заблаговременно, самое меньшее – за 12 месяцев до начала обучения. Нужно успеть сформировать такие качества, как внимательность, усидчивость, самоконтроль и активность. Большое значение придается и постановке руки для письма. Закреплению всех этих навыков способствует выполнение графических диктантов.
Методика была разработана психологом и педагогом Д.Б. Элькониным. Ее суть состоит в выполнении графического упражнения под диктовку специалиста или в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Последующая диагностика выявит уровень сформированности разных навыков.
Проведение графического диктанта допускается и для четырехлетних детей, но особенно он интересен малышам от 6 до 9 лет.
Методика нужна для развития таких навыков, как:
- пространственное и абстрактное мышление;
- умение различать разнообразные линии – вертикальные, горизонтальные, параллельные.
- графомоторика;
- умение считать;
- внимание и сосредоточенность;
- доведение начатого до конца.
Этот метод удобен тем, что занятия могут проводиться в любом месте, например, поездке или в очереди на прием к врачу. Для занятий не требуются сложные пособия и приспособления.
Особенности проведения занятий
Прежде чем начинать упражнение, рекомендуется удалить с парты или стола все предметы, оставив лишь те, которые потребуются: простой карандаш и ластик, тетрадь в крупную клетку, образец рисунка для самостоятельной работы.
У ребенка, приступающего к выполнению задания, должны быть развиты такие навыки:
Рисунок нужно выполнять на пустом листе. Начальная точка, от которой кроха будет продолжать движение, должна быть поставлена взрослым. Потребуется объяснить малышу, что цифры в упражнении обозначают число клеток, на которые производится перемещение линии. Если в упражнении имеются стрелочки, поясните, что перемещение линий должно происходить по ним. Также следует объяснить ребенку, что лежащие наискосок стрелки, обозначают проведение линии из одного угла клеточки в другой. Покажите это действие на примере.
Техники выполнения
Существует два способа выполнения графического диктанта. Первый предполагает, что ребенок внимательно слушает слова педагога и поэтапно строит изображение в тетради. Чтобы повысить интерес крохи к выполнению задания, можно составить текст диктанта в стихотворной форме, дополнить загадками, скороговорками.
Вторая техника – не совсем диктант, поскольку малышу приходится работать самостоятельно. Он может:
Графические диктанты для первоклассников проводят индивидуально и в группе. Иногда их превращают в соревнования – кто быстрее выполнит задание. При выборе условий важно учитывать возраст ребенка. Самым маленьким предлагают простые задания по рисованию звездочек, фруктов, стилизованных животных и рыбок. Мальчишек заинтересуют машинки, девочек – цветочки. Когда принцип работы будет понятен ребенку, можно усложнить задание, предложив нарисовать, например, робота, корабль, слона, замок.
Если на самостоятельное творчество времени нет, скачать заготовки для графического диктанта можно в Интернете. Подбирайте задания разного уровня сложности, чтобы использовать их по мере развития полезных навыков у малыша.
Конспект составлен на основе методических разработок Холодовой "Умницам и умникам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_2.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 СЕЛА ПРАСКОВЕЯ
356817, Ставропольский край, Буденновский район, с. Прасковея, ул. Октябрьская, 12
ОКПО 51974146, ОГРН 1022603228064, ИНН/КПП 2624023718/262401001
Учитель начальных классов
Завгородняя Наталья Ильинична
автор А.О. Холодова
(27.02.2017 г.)Тема занятия: Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.
Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)
Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;
Развивать навыки контроля и самоконтроля;
Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;
Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;
Личностные результаты: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
Регулятивные: определить цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
учиться планировать учебную деятельность, умение действовать по образцу, алгоритму;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в тетради, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;
Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, логического мышления.
Технологии, применяемые на занятии: технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология применения нового материала технология коллективной работы с классом, информационные и здоровьесберегающие технологии.
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Мозговая гимнастика.
- Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
4. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
Учитель: -Сегодня наше занятие пройдёт в виде соревнования. Как называют умных мальчиков? (умники) Девочек? (умницы). Так будут называться наши команды. За правильный ответ вы будете получать фишки. В конце занятия мы подведём итог и узнаем, какая команда победила.
Учитель: Переходим к разминке. Помните ваша задача как можно быстрее дать правильные ответы на вопросы. Имейте в виду, что есть вопросы с хитринкой. Желаю вам удачи.
1 . Сколько месяцев в году? Назови третий и восьмой. (12, март и август)
2. Сколько дней в неделе? Назови день недели после среды; пятницы. (7, четверг, суббота)
3. Сколько рогов у двух ослов? (у ослов нет рогов)
4. Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)
5. Из чего делают белый хлеб? (из пшеницы)
6. Из чего делают бензин? (из нефти)
7. Имя и отчество Пушкина?
8. Кто говорит на всех языках? (эхо)
IV. Развитие логического мышления.
Задание № 1. Подпиши, как зовут каждую, если известно, что Ира и лена одинакового роста. Лена ростом выше Оли, а Таня выше Иры. Кто выше Таня или Оля? (Таня) (Ира, Оля, Лена, Таня)
Задание № 2. Волосы у Маши длиннее, чем у Вали. Волосы у Вали длиннее, чем у Зины. Подпиши, как зовут каждую девочку? (Зина, Валя, Маша)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Весёлая переменка.
Левой рукой как бы забивайте гвоздь, а правой как бы гладьте что-то утюгом.
V. Совершенствование мыслительных операций.
Задание № 3. Допиши подходящие по смыслу слова.
Задание № 4. Игра "Путаница". Исправь ошибки.
Учитель: Пришло время отдохнуть. Поднимите левую руку. Дотроньтесь левой рукой до правого уха. Поднимите правую руку. Дотроньтесь правой рукой до кончика носа. Меняем положение рук. Правая рука – левое ухо, левая рука – нос (5 раз).
Потрудились – отдохнем. Встали, глубоко вздохнем, выдохнули.
VII. Графический диктант
Учитель: Мы выполнили много заданий, остается последнее.
Диктант: От начальной точки 2 клетки вправо, 1 клетка вниз на уголок вправо, 5 клеток Проверяем, что у нас получилось.
Учитель: Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Что особенно понравилось? Какое задание было самым трудным? Оцените свою работу и раскрасьте внизу страницы флажок соответствующим цветом. Подведение итогов, награждение команд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Принципиальной задачей этого занятия является развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний.
Задания по формированию познавательных процессов учеников начальной школы.
Технологическая карта урока. Занятие 33 (17). "Юным умникам и умницам". Информатика, логика, математика. О. А. Холодова. 4 класс.
Конспект составлен по материалам курса Холодовой "Умникам и умницам".
Настоящая программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и э.
Кружок "Умники и умницы:
первые шаги в мире математики"
Программа позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, обучающиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
u развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
u развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
u развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
u формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
u развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
u формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
u формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Дополнительная общеобразовательная программа "Умники и умницы:
Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 1 класс
Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 2 класс
Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 3 класс
Методическое пособие "Юным умникам и умницам" О. Холодова 4 класс
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
1 класс. Часть 1
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
1 класс. Часть 2
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
2 класс. Часть 1
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
2 класс. Часть 2
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
3 класс. Часть 1
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
3 класс. Часть 2
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
4 класс. Часть 1
О. Холодова "Юным умникам и умницам"
4 класс. Часть 2
Задачи: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. Закрепление пройденного материала. Воспитывать целеустремленность, интерес к математическим знаниям; самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь.
Подготовить демонстративный и раздаточный материал; выучить девизы, физкультминутку.
- Ребята сегодня и мы с вами, будем играть в КВН. Все вы знаете, что такое КВН – это игра, веселых и находчивых. Для игры нам нужны две команды. Предлагаю рассчитаться на первый второй, и разделится на команды.
Девиз: «Мы умные детишки, детишки – шалунишки
Девиз: «Мы веселая команда не умеем мы скучать,
Вопросы первой команде:
1. Три больше чем ноль. (Да)
2. Вторник второй день недели (Да)
3. Год начинается с мая (Нет)
4. Луна квадратная (Нет)
5. Буква Я- первая в алфавите (Нет)
6. У птицы два крыла (Да)
7. У круга есть углы (Нет)
8. Зимних месяцев три (ДА)
Вопросы второй команде:
1. Неделя начинается с понедельника (Да)
2. Пять яблок меньше чем три (Нет)
3. В году 12 месяцев (Да)
4. У треугольника три угла (Да)
5. Буква А – последняя в алфавите (Нет)
6. У кошки пять лап (Нет)
7. Год заканчивается декабрем (Да)
8. В сутках есть ночь (Да)
Вопрос 1 команде:
1. Я назову число, а вы назовите следующее число – 9, 3,5, 7.
Вопрос 2 команде:
1. Я назову число, а вы назовите следующее число – 8,4,6, 2.
В этом конкурсе каждая команда получает домик с недостающими цифрами. Нужно как можно быстрее определить отсутствующие цифры и вписать их в пустые окошки.
В данном конкуре каждая команда получает карточки с изображение предметов, где надо найти закономерность и нарисовать в пустых клетках недостающий предмет.
5. Физкультминутка. Игра проводится 2-3 раза.
6. Конкурс. Задания для капитанов.
6 малышей медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится.
А скольким сон хороший снится?
У Надюши пять тетрадок,
Кляксы в них и беспорядок.
Нужен Наде черновик.
Вася, первый ученик,
Дал еще тетрадку Наде
Сколько у нее тетрадей?
7. Конкурс. Ориентировка на листе бумаги.
Задание 1 команде.
В левом верхнем углу листа положить 2 треугольника.
В правом нижнем – 4 круг.
В левом нижнем – 3квадрата.
В правом верхнем – 1 прямоугольник.
Посередине – оставшуюся фигуру.
Задание 2 команде.
В правом нижнем – 2 круга.
В левом нижнем – 4 квадрата.
В правом верхнем – 1 прямоугольник.
В левом верхнем – 3 треугольника
Посередине – оставшуюся фигуру.
Воспитатель: приступим к выполнению последнего задания. Для этого мы приготовили листочек и карандаш. (это задание проводится на слух)
8. Конкурс. Графический диктант. (проводится со всеми детьми)
Отступите 4 клеточки слева, 7 клеточек сверху, ставим точку и начинаем рисовать. 8 клеточек в право, 2 клетки верх,4 клетки в право, 5 клеток вниз,4 клетки влево, 2 клетки верх, 4 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево,1 клетка верх, 1 клетка влево,1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки верх,1 клетка влево, 1 клетка верх. Нарисуйте по клеточкам отверстие в головке ключа.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы все хорошо решали, считали и думали. Задания закончились, и пришло время подвести итоги игры. Слово жюри. Награждение.
1. Комплексные занятия в подготовительной группе. Т. М. Бондаренко.
2. Математика в детском саду. Л. В. Минкевич.
Неделя здоровья (фотоотчет) Уважаемые коллеги, представляю Вам неделю здоровья, которая проходила в разгар зимы, в нашей младшей группе. Целью нашего мероприятия мы.
Старый Новый год в младшей группе (фотоотчет) Представляю Вам заключительное празднование нового года-Старый Новый год. На него мы пригласили родителей малышей. Мамочки остались с нами.
Читайте также: