Гордость за достижения является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования


Ребенка на первом году жизни занимают различные свойства предметов. Он перекладывает их с места на место, бросает, вкладывает один в другой, ставит друг на друга. Позднее малыш начинает осваивать действия с предметами, которые регулярно наблюдает у взрослых и которым его обучают. Мы назвали такие действия орудийными. Но то, что ребенок воспроизводит эти действия по образцу, еще не означает, что он осознает их смысл. Он выполняет их потому, что этого хочет и требует от него взрослый, который является для малыша непререкаемым авторитетом, т.е. именно взрослый и его требования являются мотивом той деятельности, о которой мы говорим.

Лишь постепенно, по мере роста самостоятельности ребенка, развития его сознания, он начинает понимать смысл того, что делает. Шаг за шагом отходя от взрослого, ребенок открывает для себя важность своих действий. Таким образом, постепенно изменяется мотив его деятельности: самым важным в ней становится не желание взрослого, а достижение результата.

Малыша, стремящегося во всем подражать взрослому, до какого-то момента мало волнует, что, помогая маме убирать посуду , он роняет остатки еды на пол или на стол, что веник, которым он орудует, оставляет на полу грязные полосы и т.д. Представление о чистоте у него довольно смутное, во всяком случае – своеобразное: важно, что он помогает маме. Поэтому и результат подражательных действий не воспринимается ребенком адекватно представлениям взрослых.

На третьем году жизни отношение к деятельности постепенно меняется. Под влиянием взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на результат своих действий, осознавать, что пол подметается для того, чтобы на нем не было мусора; что посуда после мытья должна быть чистой; что заправлять постель нужно так, чтобы она была аккуратной и красивой.

Ребенок стремится достичь желаемого результата. Конечно, процесс действия еще очень важен для него, а в игре остается главным, но в реальной жизни, при утилитарном использовании предметов, ребенок хочет получить такой же результат, что и взрослый, т.е. происходит смещение акцента в предметной деятельности с процесса на результат: теперь он становится регулятором действий ребенка.

Однако результат своего действия ребенок пока еще не в состоянии оценить правильно. К тому же он привык во всем полагаться на взрослого. Взрослый для малыша – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки его действий. Именно оценка взрослого становится для ребенка раннего возраста мерилом его успеха или неуспеха, а отношение малыша к себе опосредованно определяться достижениями в предметной деятельности.

Что такое оценка взрослого и какой она может быть?

Отношение родителей к младенцу строится на полном приятии его. Сколько бы хлопот и огорчений ребенок ни доставлял, он все равно остается самым любимым и бесценным. Отношение родных к малышу – выражение абсолютной любви, поэтому и оценка ими ребенка абсолютно положительная. Младенец, еще не умеющий говорить, прекрасно чувствует это и отвечает близким тем же. Любовное отношение формирует у него ощущение своей нужности и ценности. Отсюда его, пусть еще аморфное, представление о себе складывается как абсолютная положительная самооценка. Он знает, что он нужен, что его любят, и это чувство развито у малыша настолько, что даже порицание он довольно долго не отличает от похвалы, реагируя одинаково радостно на любое обращение к нему родных. Лишь во втором полугодии жизни ребенок начинает отличать отрицательную оценку от положительной, обижаться на взрослого Порицание вступает в противоречие с положительным самоощущением малыша и вызывает недоумение и обиду.

Постепенно, в ходе овладения сначала манипуляциями, потом и предметными действиями, ребенок начинает ощущать потребность в оценке взрослым его действий. На фоне положи тельной общей оценки взрослый оценивает конкретные действия малыша, у которого, соответственно, формируется конкретная самооценка. Последняя может быть не всегда положи тельной: ведь не все, что делает ребенок, хорошо.

При правильном воспитании у ребенка раннего возраста существуют два вида самооценки: абсолютная, при которой он несмотря ни на что, чувствует и знает, что его любят, и конкретная, которая зависит от ситуации и может быть как положительной, так и отрицательной. Но все же абсолютное положительное отношение к себе доминирует у ребенка и зачастуя приходит в противоречие с порицаниями, которые неизбежны. Вот в этом и кроется причина многих негативных явлений ран него возраста и по сути – причина кризиса трех лет.

В этом возрасте ребенок оказывается уже достаточно самостоятельным в своей предметной деятельности. Он хорошо представляет себе то, что делает, и знает, зачем это делает, и хочет чтобы взрослый чаще замечал его успехи и достижения и ценю его самостоятельность.

Так, за негативной симптоматикой поведения детей психологам удалось увидеть те позитивные приобретения, которые являются стимулом дальнейшего психического развития. Постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста, этот позитив укрепляется, наполняется новым содержанием, а самооценка, все больше совершенствуясь и дифференцируясь, становится более адекватной. Смягчаются и негативизм, и своеволие, и упрямство. Развитие ребенка входит в более спокойное русло. Кризисный период, пик которого приходится на возраст от двух с половиной до трех лет двух месяцев, сменяется статочно спокойным дошкольным детством. Гордость за достижения способствует развитию ребенка, создает ориентацию на жизнь взрослых, условия для развития самосознания.

Новая гамма чувств открывает возможность эмоционального познания, например, развивается потребность в сопереживании и взаимопонимании с окружающими. У ребенка развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы.

Из сказанного становится понятной основная стратегия поведения родителей.

Чем умнее ведут себя в подобных ситуациях взрослые, тем реже они сетуют на упрямство и негативизм своих детей. Так, исследования выявили определенные особенности родителей, жалующихся на упрямство детей. Матери, считающие детей упрямыми, обнаруживают индивидуалистическую направленность интересов, фиксацию на своей точке зрения, им не хватает воображения и гибкости. В то же время они подвержены чувствам и экспансивны, возбужденно реагируют на любые проблемы во взаимоотношениях с ребенком. Так же реагируют и отцы, у которых к тому же низкий самоконтроль и чрезмерная уступчивость. Интересная закономерность обнаружена между интеллектом родителей и их жалобами на детей: чем выше интеллект родителей, тем реже они характеризуют своих детей как упрямых, поскольку такие родители находят больше вариантов для решения спорных вопросов.

Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах. Неприятные процедуры, которые необходимо делать малышу (например, обтирание холодной водой или зарядку, что любят не все дети), переведите в увлекательную для него игру.

Старайтесь не драматизировать кризисную ситуацию и смягчать конфликтные моменты, внося в них долю юмора.

В то же время нельзя идти на поводу любых желаний ребенка. Если вы позволите ему с помощью истерики добиваться цели, это станет устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребенок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймет, что таким способом он ничего не добьется. Если же в момент истерики вы будете увещевать его или наказывать, вы не получите положительного результата. Ребенок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут аффективное поведение.

Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные занятия, уважать его личность и научите его уважать и любить других.

Галигузова Л.Н. Смирнова О.Е.

Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога. – М.: АРКТИ

Кризис трех лет

Основные феномены кризиса трех лет

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к са­мостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название кризиса трех лет. Критическим этот воз­раст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отно­шения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них — негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто нано­сит ущерб собственным интересам ребенка.

Второй симптом кризиса трех лет — упрямство, которое сле­дует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не уп­рямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1—2 лет.

Третий симптом этого возраста — строптивость. Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал ранше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом — своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоя­тельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второ­степенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них — бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающи­ми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрес­сивно. Другой симптом — обесценивание ребенком личности близ­ких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахива­ется на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих; вся се­мья должна удовлетворять любое желание ребенка, в против­ном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем го­ловой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к млад­шему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъек­тивный кризис. Субъективный кризис это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, ко­торая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда со­провождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т.В.Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдения за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышек по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 л. 10 мес. До 3 лет 2 мес. И от 3 л. 2 мес. До 3 л. 6 мес. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса 3 лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Главной возрастной особенностью раннего возраста явля­ется ситуативность, которая заключается в зависимости пове­дения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситу­ативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

с отделением себя от своего действия и от взрослого, происхо­дит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отноше­нием к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения.

В чем же заключается положительное значение новых от­ношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т. В. Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетли­во проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-пер­вых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не при­водит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намере­ний и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же про­демонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которо­го эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их ре­зультату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство соб­ственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преуве­личении собственных успехов.

Для проверки этого предположения был проведен экспери­мент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (со­брать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал дос­тигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 меся­цев; от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев и от 3 лет 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. При проведении экспериментов фиксиро­вались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоя­тельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что, несмотря на неболь­шой возрастной интервал (всего 4—5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятель­ности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы измене­ний снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторо­на деятельности, а фиксация их успехов взрослым — необходи­мым моментом ее исполнения. Соответственно этому возраста­ет и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличе­ние своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Воз­растает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показыва­ют, что в период кризиса трех лет возникает личностное новооб­разование, проявляющее себя в форме гордости за достижения.

Оноинтегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу иотношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем.

своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Главной возрастной особенностью раннего возраста явля-ется ситуативность, которая заключается в зависимости пове­дения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситу­ативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

1. В чем заключается ситуативность поведения ребенка раннего возраста?

2. Назовите основные симптомы кризиса трех лет.

3. Какие личностные новообразования возникают в этот период?

4. Что нового появляется в предметной деятельности ре­бенка после трех лет?

Литература

Выготский Л. С. Собр. соч. - М., 1982. - Т. 4.

Галигузова Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего воз­раста // Вопросы психологии. — 1993. - № 2.

Галигузова Л.Н. Формирование потребности в общении у детей раннего возраста // Развитие общения дошкольников со сверстника­ми. - М., 1989.

Гуськова Т. В., Елагина М. Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет // Вопросы психологии . - 1987. - № 5.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. -М., 1989.

Обухова Л. Ф. Детская психология: факты, теории, проблемы. - М., 1995.

Общение и речь: развитие речи детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М., 1985.

ЭльконинД. Б. Детская психология. - М., 1960.

ЭльконинД. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Избр. психологические труды. — М., 1989.

Эльконин Д. Б. Развитие речи в раннем детстве // Избр. психоло­гические труды. — М., 1989.

Кризис 3х лет

Негативизм, своеволие, упрямство

Гордость за достижение

Трехлетний возраст — переломный момент в жизни ребенка. По сути, это его второе рождение. Так считают многие ученые, наблюдающие за психическими процессами в раннем возрасте. От рождения до 3 лет ребенок меняется столь существенно, что его развитие в этот период можно назвать стремительным по сравнению с развитием на всех последующих этапах взросления. Один американский ученый предложил следующую процедуру определения сформированности ребенка как личности. Представьте себе новорожденного и взрослого человека, а теперь понемногу прибавляйте возраст младенцу и остановитесь в той точке, где он по основным, ведущим признакам, будет больше понимать взрослого, чем неразумное дитя. Этим возрастом и окажется конец 3-го года жизни.

Именно в 3 года у ребенка в основных чертах складывается характер, целостное отношение к миру, способность к целенаправленной и осмысленной деятельности, высокий уровень социального поведения, то есть сугубо человеческие способы существования в мире людей и физических объектов. Кроме того, у малыша формируется совершенно уникальное отношение к себе как части окружающего его мира, возникают первые достаточно зрелые структуры образа себя, основанные на опыте индивидуального предметного действия и общения с окружающими.

Трудности переходного периода у трехлетки подготавливаются всем его предшествующим развитием, когда новые черты постепенно проникают в его активную сферу и, закрепляясь в ней, создают своеобразную критическую массу, требующую кардинальной перестройки всей системы отношений малыша к миру — предметной деятельности, другим людям, самому себе. Эти три главные линии отношений, соединяясь и образуя качественно новый уровень личности ребенка, вступившего в критическую фазу развития, обеспечивают его готовность к принятию новых жизненных задач. С этого момента наступает перелом в мироощущении малыша, из-за чего становится нестабильным его поведение, повышается чувствительность к отношению взрослых, появляется несговорчивость. Возникновение кризиса не всегда совпадает с календарным возрастом ребенка. Он может обнаруживаться в диапазоне от 2 лет до 3,5 года. Наиболее типичен для него более короткий период — от 2 лет 10 месяцев до 3 лет 2 месяцев. Это пик кризиса у большинства детей, после чего проблемы воспитания, связанные с личностной перестройкой, идут на убыль.

До кризисной фазы своего развития малыш практически всегда послушен воле взрослого, охотно подражает ему во всем, и только огромная любознательность толкает его к нарушению родительских запретов и кратковременным стычкам со взрослыми.

Негативизм, своеволие, упрямство

В середине 3-го года жизни у большинства детей возникает первый кризисный симптом — негативизм, когда ребенок внезапно перестает беспрекословно выполнять то, о чем его просят. В него как будто вселяется бес. Ему предлагают погулять, а он отказывается, хотя очень любит прогулки. Ему дают кашу на завтрак, а он требует кисель. Стоящий перед ним сыр упорно называет маслом, а просьбы мамы начинает выполнять с точностью до “наоборот”. Многие родители для получения нужного результата вынуждены обращаться к малышу с абсурдными просьбами: “Не ешь быстро”, “Не одевайся на прогулку”,— только тогда малыш прибавляет в темпе или исполняет подразумеваемое. Складывается впечатление, что ребенок перестает получать удовольствие от одобрения взрослых и находит удовлетворение только в том, чтобы вывести их из себя. Он как бы специально провоцирует конфликт. Стоит согласиться с ребенком, называющим сыр маслом, как он тут же заявит: “А нет, это сыр”. Ему все равно, что стоит на столе,— сыр или масло. Не установление истины, а спор со взрослым, противоборство с ним, похоже, становится его основной целью.

Первичный негативизм (в самом начале 3-го года жизни) не страшен, не опасен, это не признак испорченного характера или изощренного желания досадить взрослому. Напротив, негативизм отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша — начавшуюся у него психическую эмансипацию от взрослого, его попытку выделить свое “Я” в нечто особое. У ребенка возникают собственные желания и намерения, которые он и пытается противопоставить намерениям взрослых. Делает он это неумело. Но иначе и быть не может. Возможности детей заявить о своих намерениях еще очень ограничены, а сами намерения они не в состоянии даже четко сформулировать. И поэтому поначалу предъявляют их взрослому как абсурдное противопоставление очевидному. Им говорят “да”, а они твердят “нет”, ничего другого не желая, кроме как дать понять: у них имеется собственное мнение, и они хотят, чтобы с ним считались.

Если взрослые не пускаются в длительные споры с малышом, не пытаются искоренить “крамолу” в зародыше и настоять на своем любой ценой, а, напротив, поддерживают, превращают негативизм в игру, обучая малыша при этом выражать свои желания и намерения иначе, то негативизм очень скоро исчезает из отношений ребенка и взрослого, не закрепляется он и в поведении трехлетки. В противном случае он может стать для ребенка способом отстаивать свои замыслы и принесет ему много сложностей в общении со сверстниками.

Постепенно собственные желания и намерения становятся все более отчетливыми и ясными для ребенка. Теперь он не просто заявляет о том, что они есть, но и пытается самостоятельно их реализовать, одновременно отказываясь от тех предложений взрослого, которые идут вразрез с его планами. Попробуйте предложить ребенку двух с половиной лет, увлекшемуся собственной игрой, другое, не менее привлекательное занятие, и вы обнаружите, что переключить его внимание удается уже далеко не всегда. Он может даже сочинить причину для своего отказа, более или менее правдоподобную и логичную: “Не могу принести тебе книгу, ее дракон порвал”, “Не пойдем гулять, там снег и лужи, я ножки промочу”. Ребенок становится своевольным.

Многие взрослые болезненно переживают подобные ситуации, усматривают в них лживость и хитрость маленького строптивца. Боясь избаловать малыша или пропустить безнаказанным вопиющий обман, они с упорством, достойным лучшего применения, стараются сломить его сопротивление и обнаруживают, что трехлетка все более изощренно защищается от их посягательств.

Если в общении с ребенком вы сталкиваетесь с подобными проявлениями своеволия и упрямства, будьте терпеливы, поймите своего малыша и не сердитесь на него. С ним происходит удивительное — он начинает отделять себя от взрослого, а свои действия — от действий других, он утверждает свое “Я”, строит представления о своих возможностях и умениях через ваше отношение к ним (уважительное или пренебрежительное), переживает особым образом свою отличность от других, свою самостоятельность.

Гордость за достижение

Появлением негативизма и самостоятельности открывается переходный возраст. Затем к этим симптомам возрастного кризиса присоединяются и другие. Все вместе они образуют своеобразный поведенческий комплекс, который мы назвали “гордость за достижение”. Он показывает, что в сознании и личности ребенка произошли существенные изменения, вызванные преобразованием его ведущей деятельности — предметно-практической активности. Малыш теперь чутко относится к своим делам и поступкам, остро переживает успешные и неуспешные действия и оценивает себя в соответствии с ними. В поведении это новое видение окружающей действительности и себя в ней может выражаться по-разному. Вы замечаете его самостоятельность, настойчивость и усидчивость в действиях с предметами, и это радует; но в то же время малыш гневается, когда задуманное им дело не ладится, сердится на замечания, выдумывает оправдания, если что-то не получилось, становится обидчивым и злопамятным, и это огорчает. Некоторые же проявления в детском поведении просто ставят в тупик: малыш принимается хитрить, слово у него не соответствует делу, а переживаемая эмоция — ее выражению. Так, говоря “сейчас”, ребенок не трогается с места, а его громкие рыдания могут быть лишь демонстрацией горя, которого он не испытывает.

Ребенок начинает копировать общественные цели взрослых — пытается гладить белье и убирать квартиру, как мама, лечить больных или чинить мебель, как папа, и очень переживает пренебрежительное отношение к своим притязаниям. Ряд симптомов, типичных для этого возраста, вызывается к жизни острой потребностью 3-летних малышей гордиться своими успехами. Дети претендуют на равноправие со взрослыми в предметно-практической деятельности и стремятся к успехам в ней. Если же достижений у малыша мало, если взрослые указывают ему преимущественно на его промахи и ошибки, а удачные действия воспринимают как нечто само собой разумеющееся и не требующее поощрения, ребенок начинает сочинять свои успехи сам, и в его жизни возникает малосимпатичный симптом — хвастовство несуществующими достижениями.

“Я сегодня самый первый в группе съел обед”,— рассказывает папе по дороге из детского сада малыш, который опять в одиночестве доедал остывший суп в наказание за медлительность. “Мой рисунок повесили на выставке”,— сочиняет девочка, которой так и не удалось добиться успеха на занятиях в саду.

Отсутствие признания со стороны взрослых больно ранит 3-летнего малыша. Успех и неуспех в делах в этом возрасте теснейшим образом связан с “Я” ребенка, и непризнание его достижений — это его личное поражение, это сигнал о его малой ценности и значимости для окружающих. Перенести подобное ощущение и взрослому трудно, а каково малышу! Неудовлетворенность его потребности гордиться собой способна сделать ребенка неуверенным, слезливым, навязчивым и “лживым” — малыш вынужден пускаться на хитрости и обман, чтобы получить похвалу и признание окружающих.

Справедливости ради надо отметить, что многие дети 3 лет отличаются бахвальством, даже если в достатке получают доброжелательные оценки взрослых. А. Адлер, известный немецкий психолог, считал, что “чувство победы”, жажда быть положительно оцененным — характерная черта психологического облика малышей этого возраста. Поэтому не всегда следует пресекать детское хвастовство или разоблачать “врунишек”, если, получив похвалу, они с помощью вымысла пытаются усилить ее, добавить к успеху еще немного. Время от времени можно делать вид, что вас просто поражают “достижения” малыша, и принимать на слово его красочный рассказ, каким бы немыслимым он вам ни казался. Однако все более частое хвастовство или стремление приписать себе заслуги, которых не было, должны насторожить взрослого, привлечь его внимание к себе самому — как он оценивает то, что делает ребенок.

При любом уровне успехов малыша нужно доброжелательно относиться к его действиям в целом, тактично указывая на промахи и недостатки, но его самого оценивая позитивно. Поддержите и подбодрите ребенка, у которого что-то не выходит: “Не очень ровная линия получилась, но ты не расстраивайся, в следующий раз у тебя выйдет лучше, ведь ты очень старательный. Нужно просто ровнее держать руку и придерживать листок бумаги”. Наивное хвастовство со временем уйдет из поведения малыша, а уважительное отношение взрослого к его делам запомнится и ляжет в основу самоуважения ребенка, осознания им ценности и уникальности своего “Я”, своей личности. Если же 3-летний ребенок не испытывает в полной мере уважения взрослого, в дальнейшем его личность окажется в чем-то ущербной, обделенной. Человек, которого не уважали в детстве, успехами которого не гордились, самолюбие которого ущемляли, никогда не научится уважать других и себя самого

Если у 3-летнего человека рождаются многочисленные планы и он становится инициативным, если его достижения привлекают внимание взрослого и доброжелательно им оцениваются, качественно новый уровень личности малыша, вступившего в кризис, оказывается своевременно и полноценно сформированным. Это — залог психического здоровья и успешного развития ребенка в дальнейшем. В противном случае, при небрежном или безразличном отношении к успехам маленького человека, в его поведении возникают негативные черты: он становится раздражительным, гневливым, легко впадает в аффект, капризничает, старается все сделать наоборот.

Кризис 3 лет называют “трудным” возрастом. По свидетельству многих ученых, он отмечен повышенной конфликтностью и трудновоспитуемостью ребенка. Взрослым становится все сложнее управляться с усиливающейся строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако и самому ребенку в этот период нелегко. “Трудный” возраст в первую очередь труден для него самого. Ломаются стереотипы в отношениях с окружающими, малыш начинает по-новому осмысливать действительность и свое место в ней. За короткий срок он меняется коренным образом.

Если изменения в личности и сознании 3-летнего ребенка встречают понимание и поддержку окружающих, то вся негативная симптоматика его поведения легко преодолевается и не омрачает взаимоотношений взрослых со своим малышом, если нет — кризис принимает вид тяжело и остро текущего процесса.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда – со сверстниками).

Для того чтобы осмыслить, что происходит в период трехлетнего возраста, надо раньше всего рассмотреть ситуацию развития — внутреннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рассмотрение надо начинать с симптомов возраста. Все они описаны как общежитейские понятия и нуждаются в анализе для того, чтобы приобрести точное научное значение. Первый симптом, на который обращает внимание ,- негативизм. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не желает сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не желает чего-то, только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.

Второй симптом кризиса — упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство следует отличать от настойчивости. Например, ребенок желает что — то и настойчиво добивается исполнения. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех лет. Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а лишь потому, что он этого потребовал. Скажем, ребенка зовут к столу; он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но он все равно не идет потому, что он уже отказался. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и будет упрямством.

Из симптомов анализируемого кризиса указывают еще на три, но они имеют второстепенное значение. Первый — протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться. Ш. Бюлер образно описала ужас семьи, когда мать услышала от ребенка, что она дура, чего раньше он и сказать не мог.

Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, которые означают все плохое, отрицательное, и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. И наконец, указывают еще на двойственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Мать не должна уходить из дому, она должна сидеть! в комнате, как он этого требует. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет, есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.

Как известно, детство человека — самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства.

Кризисы трехлетнего возраста имеют большое значение для дальнейшего развития ребёнка. Это вовсе не проявление вредности или негативной наследственности, а природная необходимость испытать себя, закрепить ощущение силы воли и собственной значимости. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием, и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребенку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса — самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет


Читайте также: