Доплата за вредность онкологу

Центральная районная больница, работаю медсестрой онколога, получаю процент за вредность. Вопрос: имею ли я право на сокращенный рабочий день с 7,12 до 6,36?



На основании ст. 92 ТК РФ вы имеете такое право

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Продолжительность рабочего времени обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в возрасте до восемнадцати лет, работающих в течение учебного года в свободное от получения образования время, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.


Имеете только на основании ст. 92 ТК РФ, если было соглашение иначе Ваш рабочий день определяется условиями трудового договора (ст. 57 ТК РФ).


Да, у Вас сокращённый рабочий день (по вредности) - не более 36 час. в неделю, 7 ч. 12 мин. Ваш рабочий день

При этом у кого нет вредности, применяться ст. 350 ТК РФ: "Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю".


Согласно ст. 350 Трудового кодекса РФ, для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

В силу Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" утвержден Перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю.

В данном Перечне не указан средний мед. персонал, работающий в районных больницах.


Согласно статье 350 Трудового кодекса РФ, для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.


Для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

Отдельным категориям медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени определяется Правительством РФ.

В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".

Согласно этому документу установлена следующая сокращенная продолжительность рабочего времени:

1) 36 часов в неделю для медицинских работников (Приложение N 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):

- инфекционных больниц, отделений, палат, кабинетов; кожно-венерологических диспансеров, отделений, кабинетов;

- лечебно-профилактических учреждений (больниц, центров, отделений, палат) по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями; организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы и их структурных подразделений, а также структурных подразделений организаций здравоохранения (в том числе специализированных), осуществляющих диагностику, лечение, проведение судебно-медицинской экспертизы и другую работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными;

- лабораторий (отделов, отделений, групп) организаций здравоохранения и государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекций;

- психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов, учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, предназначенных для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, а также учреждений социальной защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий;

- детских психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов; учреждений социального обслуживания населения и их структурных подразделений, в том числе для слепоглухонемых; домов ребенка (групп) для детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики, организаций, осуществляющих образовательную деятельность (групп), для умственно отсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики;

- физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;

- учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, страдающих психическими заболеваниями;

- станций (отделений) скорой медицинской помощи, станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, отделений выездной экстренной и консультативной медицинской помощи областных, краевых и республиканских больниц;

- организаций государственной санитарно-эпидемиологической службы;

- противочумных учреждений (центров, станций, отделений, отделов, лабораторий, институтов);

- станций и отделений переливания крови;

- лечебно-исправительных учреждений для принудительного лечения лиц, страдающих наркоманией и хроническим алкоголизмом;

- организаций, учреждений здравоохранения и социального обслуживания населения;

- работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;

- работающих с применением открытых радиоактивных источников;

2) 33 часа в неделю для медицинских работников (Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):

- лечебно-профилактических организаций, учреждений (поликлиник, амбулаторий, диспансеров, медицинских пунктов, станций, отделений, кабинетов);

- физиотерапевтических лечебно-профилактических организаций, учреждений, отделений, кабинетов;

- стоматологических лечебно-профилактических организаций, учреждений (отделений, кабинетов);

3) 30 часов в неделю для медицинских работников (Приложение N 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101):

- туберкулезных (противотуберкулезных) организаций здравоохранения и их структурных подразделений;

- лечебно-производственных (трудовых) мастерских при туберкулезных (противотуберкулезных) организациях;

- клиник (клинических отделений) для больных туберкулезом медицинских, научных, образовательных организаций;

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подразделений), для больных туберкулезом детей;

- учреждений социального обслуживания населения, предназначенных для обслуживания больных туберкулезом;

- патологоанатомических отделений бюро (институтов), отделений, лабораторий, прозекторских, моргов;

- учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы (главных бюро медико-социальной экспертизы, бюро медико-социальной экспертизы), осуществляющих освидетельствование граждан, больных туберкулезом;

- бюро судебно-медицинской экспертизы;

- работающих с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;

- осуществляющих мануальную терапию (Приложение N 2 к Приказу Минздрава РФ от 10.02.1998 N 39);

4) 24 часа в неделю - для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и экспериментальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.

При установлении медицинским работникам сокращенной продолжительности рабочего времени следует учитывать не только занимаемую ими должность и (или) их специальность, но и фактические условия труда, которые определяются по результатам аттестации рабочих мест (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101, решение Верховного Суда РФ от 10.01.2013 N АКПИ 12-1467). Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ, далее - Закон N 426-ФЗ).

Подробнее о рабочем времени см. "Путеводитель по кадровым вопросам. Рабочее время".

2. Дежурство на дому медицинских работников

Дежурство на дому - это пребывание работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (ч. 5 ст. 350 ТК РФ).

Такой режим устанавливается, чтобы обеспечить оказание экстренной или неотложной медицинской помощи гражданам (Федеральный закон от 07.06.2013 N 125-ФЗ).

Работодатель вправе привлекать работников к дежурству на дому только с их согласия (ч. 4 ст. 350 ТК РФ).

Данный режим можно установить как при приеме на работу, так и позже. В первом случае условие о дежурстве на дому вносится в трудовой договор, во втором с работником заключается дополнительное соглашение (ст. ст. 57, 72 ТК РФ).

Особенности, связанные с режимом рабочего времени и его учетом во время дежурства на дому, устанавливаются Минздравом России (ч. 7 ст. 350 ТК РФ). В частности, они предусматриваются Положением об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому, утвержденным Приказом Минздрава России от 02.04.2014 N 148 н (далее - Положение). Данное Положение вступает в силу с 7 июня 2014 г.

Обязанность по учету рабочего времени во время дежурства на дому возлагается на работодателя (п. 4 Положения).

Время начала и окончания такого дежурства устанавливается согласно графику работы, который должен быть утвержден работодателем с учетом мнения представительного органа работников (абз. 2 п. 2 Положения).

Медицинским работникам, которые осуществляют дежурство на дому, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок его ведения должен быть утвержден в правилах внутреннего трудового распорядка (абз. 1 п. 2 Положения, ч. 3 ст. 104 ТК РФ).

Учет рабочего времени медицинского работника должен производиться следующим образом (п. 3 Положения):

- каждый час дежурства на дому учитывается как 30 минут рабочего времени (ч. 6 ст. 350 ТК РФ);

- каждый час следования работника от дома до работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается как час рабочего времени. Порядок учета указанного времени должен быть утвержден в локальном нормативном акте (по согласованию с представительным органом работников);

- каждый час оказания медицинской помощи учитывается как час рабочего времени.

В случае вызова дежурившего на дому медицинского работника на работу работодатель обязан скорректировать (уменьшить) время его дежурства на дому в учетном периоде. Корректировка производится таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени данного работника не превышала установленную норму рабочего времени (абз. 2 п. 3 Положения).

Источник: Консультант Плюс.


---Ольга Владимировна, список медработников с сокращённым рабочим днём. ограничен. Но Колдоговор и локальные НПА, могут содержать и иные условия.

10. Продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности определена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101, с изменениями (СЗ РФ. 2003. N 8. Ст. 757; 2005. N 7. Ст. 560). Отдельные профессии медицинских работников и виды выполняемых ими работ указаны в Списке производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими изменениями и дополнениями (М.: Экономика, 1977).

Дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда продолжительностью 30 рабочих дней установлен психологам и физиологам, непосредственно и полный рабочий день работающим с психически больными, врачам - руководителям (с ненормированным рабочим днем) психиатрических (психоневрологических), нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических учреждений, отделений, палат и кабинетов, домов инвалидов (отделений) для психических больных и их заместителям, а также главным психиатрам органов здравоохранения, непосредственно участвующим в оказании психиатрической помощи (см. Постановление Минтруда РФ от 8 июля 1993 г. // Бюллетень Минтруда РФ. 1993. N 6).

О сокращенной продолжительности рабочего времени и увеличении продолжительности отпусков работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и работникам организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, см. Постановление Минтруда РФ от 8 августа 1996 г. N 50 (Бюллетень нормативных актов. 1996. N 6). Для них предусмотрена 36-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья условиях труда). Вопросы работы медиков, связанной с вирусом иммунодефицита человека, решаются и другими нормативными правовыми актами: см. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", с последующими изменениями (СЗ РФ. 1995. N 14. Ст. 1212; 2000. N 33. Ст. 3348; 2004. N 35. Ст. 3607); Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 877 "Об утверждении Перечня работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, которые проходят обязательное медицинское освидетельствование для выявления ВИЧ-инфекции при проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров" (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3624); Постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. N 391 "О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей" (СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1629). В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ, в редакции от 22 августа 2004 г.:

1. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам учреждений здравоохранения субъектов РФ определяется органами исполнительной сласти субъектов РФ.

2. Работники предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана в материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, подлежат:

- обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством РФ;

- обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством РФ (СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607).

Процедурные. Форум медицинских сестёр

Процедурные ⇒ Доплата за вредность при работе с цитостатиками

Ваш вопрос очень сложный. Имеет ли ваше ЛПУ и конкретно отделение лицензию на ведение онкологических (гематологических) больных. Она обязательно должна быть. В любом случае требуйте соблюдения санэпидрежима (выкладываю, то чему нас учили в училище и просили соблюдать, и быть очень осторожными). Вредность вам платят как вредность медицинской сестры хирургического отделения, если бы вы были в онкологии, то платили бы также 15 %. Тут разницы никакой. Платят её все равно по одному основанию. В любом случае Вы имеете право работать в соответствующих условиях, требуйте их создания. Просто отказаться вряд ли получиться.

Дело, в том что если это онкологический стационар, больница, клиника, онкологический кабинет и т.д. то люди, там работающие имеют право на досрочное пенсионное назначение по списку 2. При этом, если вы работаете медсестрой процедурной с цитостатиками, у вас это обязательно должно быть отражено в трудовом договоре (желательно с перечнем препаратов) и при очередном профосмотре вы, к дополнению к традиционным обследованиям должны проходить осмотр и в связи с работой цитостатиков, они должны быть указаны у вас на карте. Только в этом случае вы будете иметь право на профзаболевания и льготы, положенные по закону ( ведь никто не знает, не заболеете ли вы в дальнейшем). Вас раз в 3 года должен осматривать профпатолог .

Приложение 2 к Письму Минздрава СССР от 29.04.91 № 04-14/12-12
Извлечение из списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту(старости) на льготных условиях.
2260000ж Ж) в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений).***
*** См.письмо МЗ РФ от 30.10.92 3 24-04/5-29.

Письмо Минздрава РФ от 30.10.92 №24-04/5-29
О льготном пенсионном обеспечении медицинского персонала, занятого лечением химиопрепаратами опухолей системы крови.
Управление кадров сообщает для сведения и руководства, что врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу гематологических учреждений (подразделений), постоянно занятых лечением химиопрепаратами опухолей системы крови, льготные пенсии назначаются по Списку №2 раздела XXIV.
Основание: письмо Министерства труда Российской федерации от 20.10.92 № 1062-Б.

Сейчас очень часто стали в терапевтические и хирургические отделения класть больных, которые по закону там лежать не должны (частенько дают деньги леч. врачу и он кладет на химиотерапию не в профильное учреждение, так как там иногда очередь), а в обычные больницы, где нет специальных условий для проведения химиотерапии (для этого обычно в спец.учреждениях выделяется отдельная процедурная, специально оборудованная).
В любом случае, если у вас таких больных раньше не было, требуйте доплату ( обычно она устанавливается в твердой валюте как напряженность в труде, желательно в служебной записке написать за что конкретно). А где вы эту химию капаете в процедурном кабинете? Желательно не общей палате, а то другие больные могут иметь юридические претензии (если там не все на химиотерапии). Также не рекомендую этих больных оставлять без присмотра ( сейчас иногда присылают отечественные препараты или по нацпроету, которые очень болезненные, в отличие от импортных, и больные от них орут и теряют сознание).

У нас как пришла СЭС, а в одной общей процедурной делает химиотерапию беременная медсестра без маски, без специальных перчаток, там нет вытяжки. Так вот теперь химиотерапию делают после всех остальных больных, поставили вытяжку, заказали дополнительные халаты, маски, респираторы, перчатки. Это разрешили лишь потому, что этот кабинет обслуживал гематологическое отделение и была лицензия.
Смотрите инструкции к препаратам, там могут быть отдельные указания по работе с ними.

Под вредными условиями труда понимается совокупность факторов, проявляющихся в производственной деятельности, которые способны оказать негативное воздействие на здоровье персонала. В целях определения наличия вредности, а также ее степени, осуществляется аттестация (оценка) рабочих мест. Основным методом для проведения аттестации (оценки) являются замеры.

Наличие на производственном предприятии вредных условий труда предполагает возникновение у работодателя обязанности компенсировать сотрудникам работу в подобных условиях. Компенсация осуществляется при помощи предоставления льгот (например, в форме сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска, специального питания, средств защиты, путевок в санатории) и денежных компенсационных выплат. Их предоставление является обязанностью, а не правом работодателя.
Следует помнить, что наличие вредных условий труда ограничивает возможность приема на отдельные должности женщин (ст.253 ТК РФ). В силу ст.265 ТК РФ запрещено использование труда лиц до 18-летнего возраста на работах с вредными условиями. Перечни работ, предполагающих наличие вредных факторов, утверждаются в режиме, который определен Правительством РФ.

Какая работа считается вредной

В числе факторов, определяющих наличие негативного воздействия на здоровье сотрудников, следует отметить превышение нормативов в отношении:

  • тяжести труда, что подразумевает повышенную физическую нагрузку на человеческий организм;
  • напряженности труда, что предполагает повышенную нагрузку на органы чувств и ЦНС;
  • внешних факторов, воздействующих на организм работника (температуры окружающей среды, скорости движения ветра, влажности воздуха);
  • звукового, ультразвукового и вибрационного воздействия;
  • инфракрасного и ультрафиолетового излучения;
  • радиоактивного загрязнения;
  • рентгеновского излучения;
  • воздействия электрических и магнитных полей;
  • уровня освещенности;
  • уровня концентрации химических веществ, бактерий, микроорганизмов.

По всему комплексу негативно воздействующих на работников признаков законодательно условия труда принято подразделять на 4 группы. Исходя из этого, они могут быть:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными;
  • опасными.

Степень воздействия на работников вредных факторов может быть различной. В случаях, когда она превышает определенные значения, существующие условия труда признаются вредными. Считается, что при выполнении трудовых функций в подобных условиях существенно нарастает риск получения недугов профессионального характера.

Вредные условия необходимо выделять, проводя границу от опасных условий. Об опасных условиях принято говорить тогда, когда персонал подвергается воздействию факторов, которые прямым образом оказывают негативное воздействие на его здоровье. Примером в данном случае может служить работа маляров в лакокрасочных цехах. При наличии у таких сотрудников необходимого защитного комплекта, условия, в которых они работают, признаются вредными. Работа без защитного комплекта предполагает наличие опасных условий труда.

В целях установления, являются ли условия труда на конкретном рабочем месте опасными или вредными, осуществляются мероприятия по аттестации рабочих мест. В их рамках производятся замеры параметров окружающей среды, а также сравнение полученных результатов с нормативами. Перечень вредных профессий изложен в постановлении №10 от 26.01.1991 года Кабинета Министров СССР.
Следует учитывать, что наименование должностей специалистов, выполняющих работу во вредных условиях, должно точно соответствовать их обозначению в квалификационных справочниках. Данные справочники соответствуют постановлению №10 от 26.01.1991 года и, в свою очередь, подлежат утверждению Правительством РФ. При несоответствии наименований должностей специалистов информации, изложенной в упомянутых справочниках, эти специалисты могут утратить надбавки, льготный стаж, а также иные преференции, полагающиеся для данных категорий сотрудников.

Особенности оплаты труда на вредных и опасных производствах

Регулирование рабочих процессов, выплат и предоставления дополнительных льгот работникам, занятым на вредных производствах, осуществляется статьями 219, 92, 117, 147 ТК РФ. В частности, в соответствии с требованиями, изложенными в ст.147 ТК РФ, в 2018 году сотрудники обладают правом на получение доплат за труд во вредных условиях. Следует учитывать, что в силу ст. 219 ТК РФ установление надбавок гарантируется лишь лицам, непосредственно выполняющим работы при отрицательном воздействии производственных факторов. Таким образом, лица, подвергающиеся негативному воздействию отрицательных факторов, могут рассчитывать на получение оплаты труда в повышенном размере.

Каждый работник, выполняющий свои трудовые функции при негативном влиянии производственных факторов, вправе рассчитывать на получение данных выплат, представляющих собой надбавку к зарплате, если она была установлена по итогам аттестационных мероприятий до начала 2014 года. Данный порог установлен вследствие того, что до 2014 года действовали нормы, требующие обязательной аттестации рабочих мест в целях определения наличия вредных и опасных факторов.

Федеральным законом №426-ФЗ от 28.12.2013 года была произведена замена аттестации оценкой условий труда персонала. При этом в силу ч. 4 ст. 27 названного нормативного акта работодатели обладают правом не подвергать проверке те места работы персонала, которые были подвергнуты оценке менее 5 лет назад. Закон содержит исключение из данного правила: ранее 5 лет производится оценка только тех рабочих мест, где необходим дополнительный внеплановый анализ существующего состояния условий труда.

Отказ в предоставлении работникам, исполняющим свои трудовые функции во вредных условиях, положенной доплаты признается законодательным нарушением и является основанием для привлечения работодателей к юридической ответственности.

Как рассчитать размер доплаты

В России законодательно закреплен размер минимальных выплат работникам, осуществляющим свои трудовые функции под воздействием вредных факторов. Так, величина доплаты в данном случае не может быть менее 4% от величины оклада, который устанавливается для конкретных видов работ, производимых в нормальных условиях.

В качестве базы для выполнения расчетов доплаты за вредность принято пользоваться Типовым положением об оценке условий труда, введенным 03.10.1986 года. В соответствии с ним применяется следующий алгоритм расчетов:







Версия для печати

Доплата медицинским работникам
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
- Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
- Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
- Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Оплата за вредность условий труда

Рассмотрим правовое регулирование оплаты за вредность на примере медперсонала, работающего с людьми, больными ВИЧ. В Федеральном законе №38-ФЗ от 30.03.1995 года указано, что медработникам, осуществляющим диагностику и лечение больных ВИЧ, а также работу с инфицированными материалами, надбавки устанавливаются:

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук - 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации - надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.

Читайте также: