Деятельность обеспечивающая возникновение важнейших психических новообразований

лено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития (8).

В отечественной психологии принято определение веду­щего типа деятельности, данное А.Н.Леонтьевым, который определил и основные характеристики этого понятия. По его мнению, признаком ведущей деятельности не являются чис­то количественные показатели. Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отда­ет больше всего времени. Ведущей А.Н.Леонтьев называл та­кую деятельность ребенка, которая характеризуется следую­щими тремя признаками (5).

Во-первых, это такая деятельность, в форме которой воз­никают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Так, например, обучение в более тесном значении этого слова, впервые появляющееся уже в дошко­льном детстве, прежде возникает в игре, т. е. именно в веду­щей на данной стадии развития деятельности. Ребенок начи­нает учиться играя.

Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятель­ность, в которой формируются или перестраиваются част­ные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении - процессы отвлеченного мышления. Из этого не сле­дует, что формирование или перестройка всех психических процессов происходит только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и пере­страиваются не непосредственно в самой ведущей деятель­ности, но и в других видах деятельности, генетически с ней связанных. Так, например, процессы абстрагирования и обобщения цвета формируются в дошкольном возрасте не в самой игре, но в рисовании, цветной аппликации и т. д., т. е. в тех видах деятельности, которые лишь в своем истоке свя­заны с игровой деятельностью (5).

В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятель­ность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изме­нения личности ребенка. Так, например, ребенок - дошколь­ник именно в игре осваивает общественные функции и соот­ветствующие нормы поведения людей («что делает на заводе

А.Н.Леонтьев углубил идеи Л.С.Выготского о ведущем ти­пе деятельности, дал определение этого понятия, показал, что содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает раз­витие ребенка, а также охарактеризовал механизм смены ви­дов деятельности. Этот механизм, по мнению А. Н.Леонтьева, проявляется в том, что в ходе развития прежнее место, зани­маемое ребенком в окружающем его мире человеческих отно­шений, начинает осознаваться им как не соответствующее его возможностям, и он стремиться его изменить. Возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями, уже определившими этот образ жизни. В со­ответствии с этим его деятельность перестраивается. Тем са­мым совершается переход к новой стадии развития его пси­хической жизни (5).

В современной отечественной психологии роль ведущей деятельности в развитии личности в онтогенезе подробно рассматривается в трудах Д.И.Фельдштейна (7). По мнению Д.И.Фельдштейна, закономерная смена ведущих типов дея­тельности задает общие границы периодов психического развития ребенка, его становления как личности. Типы веду­щей деятельности так же мало зависят от воли ребенка, как, например, язык, которым он владеет. Это чисто социальные (точнее, социально-психологические) образования. Причем они имеют вполне конкретный исторический характер, так как детство и его периодизация представляют исторически обусловленный, конкретно-социальный феномен, меняю­щийся в разные социально-экономические эпохи, в разных обществах (7).

В связи с этим, указывает Д.И.Фельдштейн, возрастная психология изучает условия и конкретные механизмы пре­вращения объективной структуры ведущего типа деятельно­сти в формы субъективной активности ребенка, определяя закономерности формирования у него определенных потреб-

ностей, мотивов, эмоций, соответствующего отношения к людям и к предметам деятельности (7).

В целом деятельность, ее развитие характеризуются двоя­ко: с одной стороны, весь процесс развития, смены ведущих деятельностей может и должен быть описан как самодвиже­ние, как процесс, подчиняющийся своей имманентной логи­ке, т.е. как собственно психологический процесс, а с другой стороны, практически мы имеем дело с организуемой дея­тельностью, которая создает условия для развития человека как личности. Организованная обществом деятельность дает ту схему, в которой формируются отношения, потребности ребенка, его сознания, самосознания. Итак, саморазвитие -оно же развитие через задаваемые извне формы деятельно­сти (7).

В трудах Д.И.Фельдштейна представлена подробная ха­рактеристика основных типов ведущей деятельности и опре­делена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе (7).

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, кото­рое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных кон­тактов (7).

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потреб­ность в общественном поведении и при этом отсутствует уме­ние общественно действовать, тогда на первый план выдви­гается и становится ведущей предметно-манипулятивная де­ятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей (7).

Усвоив в постоянных контактах со взрослыми оператив­но-техническую сторону деятельности, ребенок в следую­щем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот пе­риод становится развитая игровая деятельность. Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профес-

сиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориен­тируясь на нормы этих отношений, должен учитывать Не только свою, но и чужую точку зрения. Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориен­тация ребенка в самых общих, функциональных проявлени­ях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка проис­ходит возникновение и развитие воображения и символиче­ской функции (7).

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. социальная деятель­ность по усвоению теоретических форм мышления. В про­цессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями. Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности. При полноценном становле­нии этой деятельности у детей возникает необходимая про­извольность психических процессов, внутренний план дей­ствий и рефлексия на собственные действия, на собствен­ное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания (7).

Дети подросткового возраста (от 10 до 15лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товари­щами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни. У ребенка в подростковом возрасте значительно рас­ширяется сфера деятельности, а главное, качественно изме­няется характер этой деятельности, значительно усложня­ются ее виды и формы. Подростки участвуют во многих раз­нообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой ра­боте, в физкультурно-спортивной деятельности, в организа­торском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во вне­школьной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом труде (техническое и художественное творчест­во, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми нахо-

3. Центральные новообразова­ния возраста.Как указывал Л.С.Вы­готский, на каждой данной возрас­тной ступени имеется центральное

Центральные новообразования возраста- понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе.

новообразование, как бы ведущее для всего процесса разви­тия и характеризующее перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг основного, или центрального, ново­образования данного возраста располагаются и группиру­ются все остальные частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы разви­тия, связанные с новообразованиями предшествующих воз­растов. Те процессы развития, которые более или менее непо­средственно связаны с основным новообразованием, Л.С.Вы­готский назвал центральными линиями развития в данном возрасте, все другие частичные процессы, изменения, со­вершающиеся в данном возрасте, - побочными линиями раз­вития (2).

При переходе от одной ступени развития к другой пере­страивается, по мнению Л.С.Выготского, вся структура воз­раста, а следовательно, перестраиваются центральные ли­нии развития: меняется значение и удельный вес отдельных линий развития в общей структуре развития, меняется их от­ношение к центральному новообразованию (2). Л.С.Выгот­ский привел пример смены центральных и побочных линий развития на примере развития речи. Так, развитие речи в раннем детстве, в период ее возникновения, настолько тесно и непосредственно связано с центральными новообразова­ниями возраста, когда только возникает в самых первона­чальных очертаниях социальное и предметное сознание ре­бенка, что речевое развитие невозможно не отнести к цен­тральным линиям развития рассматриваемого периода. Но в школьном возрасте продолжающееся речевое развитие ре­бенка состоит уже в совершенно другом отношении к цен­тральному новообразованию данного возраста и, следова­тельно, должно рассматриваться в качестве одной из побоч­ных линий развития (2).

В трудах Л.С.Выготского убедительно показано, как из жизни в социальной ситуации, характерной для каждого данного врзраста, необходимо возникают и развиваются но­вообразования, свойственные данному возрасту. Эти новооб­разования, характеризующие в первую очередь перестройку сознательной личности ребенка, являются не предпосылкой, но результатом или продуктом возрастного развития. Изме­нение в сознании ребенка возникает на основе определен-

ной, свойственной данному возрасту, формы его социального бытия. Вот почему созревание новообразований относится не к началу, но к концу данного возраста (2).

Раз возникшие новообразования в сознательной личности ребенка приводят к тому, что изменяется сама эта личность, что не может не иметь самых существенных последствий для дальнейшего развития. Эти последствия настолько разносто-ронни и велики, что охватывают всю жизнь ребенка. Новая структура сознания, приобретаемая в данном возрасте, неиз­бежно означает и новый характер восприятия внешней дей­ствительности и деятельности в ней, новый характер воспри­ятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней актив­ности его психических функций. Л.С.Выготский показал, как новые достижения в развитии, накапливаясь к концу возрас­та, перерастают социальную ситуацию и ведут к ее взрыву -кризису (2).

Проблема формирования основных новообразований воз­раста является одной из центральных для возрастной психо­логии на сегодняшний день. В многочисленных исследовани­ях современных отечественных психологов показано, что в результате развития определенной стороны деятельности, ее насыщения, увеличения объема и формирования соответст­вующей системы отношений внутри нее формируются ком­поненты, которые все больше и больше с ней не согласуются, порождая новую ситуацию, новую позицию ребенка, объек­тивно создавая условия для появления в итоге другой сторо­ны деятельности. Д.И.Фельдштейном показано, как характер ведущей деятельности определяет содержание основных но­вообразований возраста (7). Так, в предметно-практической деятельности развивается преимущественно интеллектуаль­ная сфера, но насыщение ее, усвоение накопленного опыта обусловливают динамику мотивационно-потребностной, аф­фективной сферы личности, что приводит к возникновению новообразований, которые находятся в противоречии с поро­дившей их стороной деятельности. В игровой деятельности дошкольника, представляющей одну из форм деятельности по усвоению норм взаимоотношений, возникают такие ново­образования, как воображение и символическая функция, относящиеся к другой стороне деятельности - познаватель­ной (7).

4. Возрастные кризисы.Это переломные точки на кри­вой развития, отделяющие один возраст от другого. В исто­рии детской психологии многими авторами эмпирически от­мечалась неравномерность детского развития, наличие осо­бых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи (З.Фрейд, А.Геззел и др.) рассматривали эти моменты и как болезни развития, и как негативный результат столкновения развивающейся лично­сти с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психиче­ского развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи при­ходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть (4). Л.С.Вы­готский разработал концепцию, в ко­торой рассматривал возрастное раз­витие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуют­ся с эпохами революционного разви­тия - возрастными кризисами. Психи-чеекое развитие осуществляется по­средством смены стабильных и крити­ческих преиодов. В рамках стабильно­го возраста вызревают психические

Возрастные кризисы —

Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного развития личности.

новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С.Выготский описал следующие возрастные кри­зисы:

- кризис новорожденное™ - отделяет эмбриональный пе­риод развития от младенческого возраста;

- кризис одного года - отделяет младенчества от раннего детства;

- кризис трех лет - переход к дошкольному возрасту;

- кризис семи лет - соединительное звено между дошколь­ным и школьным возрастом;

- кризис тринадцати лет - совпадает с переходом к подро­стковому возрасту.

В отношении семилетнего кризиса всеми исследователя­ми отмечалось, что наряду с негативными симптомами в этом периоде имеется ряд больших достижений: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям. При кризисе в 13 лет снижение продуктивно­сти умственной способности учащегося вызвано тем, что здесь происходит изменение установки от наглядности к по­ниманию и дедукции. Переход к высшей форме интеллекту­альной деятельности сопровождается временным снижени­ем работоспособности. Это подтверждается и на остальных

негативных симптомах кризиса: за всяким негативным сим­птомом скрывается позитивное содержание, состоящее Обы­чно в переходе к новой и высшей форме (2).

Хронологические границы возрастных кризисов доста­точно условны, что объясняется значительным различием индивидуальных, социокультурных и других параметров. Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-ти­пологических особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом (4). Л.С.Выготский особо подчеркивал, что возрас­тные кризисы - нормативные, закономерные явления, необ­ходимые для поступательного развития личности. Заслугой Л.С.Выготского является характеристика возрастного кри­зиса как центрального механизма динамики возрастов. Он вывел закон динамики возрастов, согласно которому силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с не­избежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимо­стью определяя аннулирование социальной ситуации раз­вития, окончание данной эпохи развития и переход к сле­дующей возрастной ступени (2).

Л.С.Выготский подчеркивал, что в результате возрастного развития возникающие к концу данного возраста новообра­зования приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяют всю систему его отношений к внешней действительности и к самому себе. Ребенок к концу данного возраста становится совершенно иным существом, чем то, которым он был в начале возраста. Но это не может не означать и того, что необходимо должна измениться и со­циальная ситуация развития, сложившаяся в основных чер­тах к началу какого-то возраста. Ибо социальная ситуация развития не является ничем другим, кроме системы отноше­ний между ребенком данного возраста и социальной дейст­вительностью. И если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Преж­няя ситуация развития распадается по мере развития ребен­ка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в ос­новных чертах новая ситуация развития, которая должна стать исходным моментом для следующего возраста (2). Та­кая перестройка социальной ситуации развития и составля-

ет, по мнению Л.С.Выготского, главное содержание возраст­ных кризисов.

Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоре­чий между сложившимися у них ранее формами взаимоот­ношений с окружающими людьми, с одной стороны, и свои­ми возросшими физическими и психическими возможнос­тями и притязаниями, с другой. Негативизм, упрямство, ка­призность, состояние повышенной конфликтности и другие свойственные возрастным кризисам негативные проявления обостряются в случае игнорирования взрослыми новых по­требностей ребенка в сфере общения и деятельности и, на­против, смягчаются при .правильном воспитании, гибкой смене педагогических воздействий (4).

Возрастные кризисы не ограничиваются периодами раз­вития личности ребенка, однако кризисные периоды в зре­лых возрастах и старости изучены сравнительно мало. Из­вестные исследования зарубежных психологов (и прежде все­го Э.Эриксона) убедительно показывают, что происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур соз­нания и переориентации на новые жизненные задачи, веду­щие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности (4).

Дата публикования: 2015-04-08 ; Прочитано: 2340 | Нарушение авторского права страницы

S: Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, называется…

-: рефлексией

-: идентификацией

-: аттракцией

S: Характеристика адаптированности речи к интеллектуальным возможностям собеседника обозначается как…

-: алогичность

-: выразительность

+: понятность

-: содержательность речи

S: В том случае, если невербальная информация противоречит вербальному сообщению, то реципиент…

-: приводит в соответствие вербальное сообщение и невербальную информацию

+: доверяет невербальной информации

-: доверяет вербальному сообщению

-: не доверяет ни вербальному сообщению, ни невербальному

S: В ________ функции общения проявляется социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действий

-: инструментальной

+: интерактивной

-: интегративной

-: экспрессивной

S: Стиль руководства, характеризующийся властностью лидера, единоначалием в принятии решений, называется

-: манипулятивным

-: демократическим

-: нейтральным

+: авторитарным

S: Внешними проявлениями психической деятельности человека являются:

+: поза, мимика, интонация

S: Основной характеристикой деятельности не является:

-: предметность

-: убъектность

-: социальность

+: непрерывность

S: Использование категории деятельности как объяснительного принципа не связано с разработкой положения:

-: о планомерном формировании умственных действий

-: о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики

-: о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности

+: о сведении психики к различным формам поведения

-: ситуативном

S: В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как:

-: объективные

-: не направленные на цель

+: немотивированные

S: Выполнение деятельности базируется на психофизиологических механизмах, изученных в русле:

+: физиологии активности

-: психоаналитической теории

-: принципа синхронности функций в развитии

-: когнитивной психологии

S: Среди таких понятий, как активность, труд, трудовые действия, деятельность, логически наиболее широким понятием является:

+: активность

-: трудовое действие

-: деятельность

S: Активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, является:

+: деятельностью

S: По А. Н. Леонтьеву, элементом структуры деятельности выступает:

-: жест, мимика

-: активность

S: Действие, помогающее человеку осознавать его значение для других людей, называется:

-: импульсивным поведением

S: Отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения действия, обеспечивает часть действия:

+: ориентировочную

-: исполнительную

-: контрольную

-: корректирующую

S: Одной из основных и самых общих задач ориентировочной деятельности является:

-: анализ проблемной ситуации

-: установление актуальных значений элементов ситуации и отношений между этими элементами

-: построение плана действия, а при выполнении – контроль и коррекция действия

+: реализация плана действия

S: Основной единицей анализа деятельности выступает:

S: Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется:

-: потребностью

S: Процесс, направленный на достижение цели, называется:

S: Поведение человека будет тем эффективнее, чем ближе его уровень бодрствования, т е активации, к некоторому оптимуму: он не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким согласно:

-: концепции Джемса – Ланге,

-: концепции Кеннона – Барда

+: закону Йеркса – Додсона

-: закону Клапареда

S: Развитие организма человека называется:

+: онтогенезом;

-: филогенезом;

-: социогенезом;

: антропогенезом.

S: Развитие человека как вида называется:

-: онтогенезом;

-: филогенезом;

-: социогенезом;

+: антропогенезом.

+: Э. Геккелем;

-: Л.С. Выготским;

S: Деятельность, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности, называется:

+: ориентировочной;

-: исполнительной.

S: В подростковом возрасте ведущей является деятельность:

-: предметно-манипулятивная;

-: интимно-личностная;

-: учебно-профессиональная.

S: Психическая активность человека имеет несколько измерений, размерностей, аспектов, уровней, инстанций и т. п. согласно такому подходу исследования личности, как:

-: когнитивный;

-: гуманистический;

+: интегральный.

S: По Ж. Пиаже, стадия конкретных операций характерна для возраста:

-: от рождения до 2 лет;

-: от 2 до 7 лет;

+: от 7 до 11 лет;

-: от 11 до 15 лет.

S: З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил:

S: Согласно психосексуальной концепции развития З. Фрейда для возраста от 4 до 5 лет характерна стадия:

+: фаллическая;

-: генитальная.

S: Э. Эриксон в развитии личности выделил:

S: Э. Эриксон считал, что конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непониманием форм поведения, соответствующих данному полу, характерен для возраста:

S: Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

S: Психологической характеристикой сознания не является:

-: активность;

-: мотивированность;

-: интенциональность;

+: реактивность.

-: физиологическое;

S: Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:

-: конкретностью;

-: предметностью;

-: всегда высокой степенью (уровнем) ясности;

+: объективностью.

S: По отношению к функционированию (состоянию) человека, его психике сознание не является особым(ой):

+: автоматизмом.

S: Самосознание можно определить как:

-: повышенное внимание к себе;

-: уровень притязаний;

-: направленность личности;

+: образ себя.

S: Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:

+: биологических потребностей;

-: уровня притязаний;

-: значимых отношений;

-: социальных потребностей.

S: Образы сознания, не предстающие перед субъектом в его внутреннем плане, выполняют функцию:

-: самопознания;

-: самоотношения;

-: саморегуляции;

+: самообразования

S: Способность принять позицию исследователя, чтобы понять самого себя, свои поступки, мысли и чувства, составляет сущность рефлексии:

+: интеллектуальной

-: логической

-: социальной

-: перцептивной

Раздел 2. Педагогика

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (англ. leading activity) — деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Внутри В. д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация др. видов деятельности (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Суть концепции можно сформулировать в виде закона (принципа) В. д., утверждающего существование соответствия между стадией психического развития и определенным видом В. д.

Значение В. д. для психического развития зависит, прежде всего, от ее содержания, от того, какие стороны действительности человек открывает для себя и усваивает в процессе ее выполнения (см. Усвоение). Современные данные об особенностях развития психики человека в онтогенезе позволяют выделить след. виды В. д.: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) предметно-манипулятивная деятельность, характерная для раннего детства; в процессе ее выполнения ребенок усваивает исторически сложившиеся способы действий с определенными предметами; 3) сюжетно-ролевая игра, характерная для дошкольного возраста; 4) учебная деятельность младших школьников. Относительно деятельности подростков в отечественной литературе высказывались разные гипотезы: общение со сверстниками (Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова), общественно полезная (просоциальная) деятельность (Д. И. Фельдштейн, В. В. Давыдов), самоопределение, ролевое экспериментирование, референтно значимая деятельность и т. п. (см. Подростковый возраст).

На каждом этапе детства В. д. не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания. В свою очередь, возникновение новой В. д. не означает отмены той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Тот или иной период психического развития характеризуется своеобразной системой различных видов деятельности, но в этой сложной системе В. д. занимает особое место, определяя возникновение основных изменений в психическом развитии на каждом отдельном этапе. См. Деятельность детская.

Добавление ред.: 1. Фактически, концепция В. д. разрабатывалась преимущественно для периода жизни, который изучается в рамках детской психологии, причем, как еще недавно было принято в нашей психологии, в эти рамки входил и подростковый возраст (и отчасти даже юношеский). 2. В последнее время эта концепция встретила ряд критических замечаний. Их спектр простирается от частных поправок (напр., отмечалась некорректность применения самого понятия деятельности в отношении активности младенца, в связи с чем предлагалось трактовать деятельность в этом и след. возрасте как совокупную и совместную) до практически полного отрицания главных положений, в т. ч. самого принципа выделения ведущих видов деятельности для разных стадий психического развития. В частности, А. В. Петровский считает, что концепция В. д. неприменима к процессу развития личности в целом и в лучшем случае ограничивается только одной стороной этого процесса — развитием психики (точнее, когнитивным развитием; что, впрочем, совсем немало, учитывая важность интеллекта для развития личности). В то же время защищаемое автором представление о том, что развитие личности (и не только личности, но и коллектива) осуществляется в деятельности и его определяющим фактором служит деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, полностью укладывается в рамки самого обычного деятельностного подхода и принципиально не противоречит концепции В. д. (см. Деятельностного опосредствования межличностных отношений теория, Деятельность как методологическая проблема психологии, Личность).

деятельность, выполнение к-рой определяет возникновение и формирование осн. психол. новообразований человека на данной ступени развития его личности. Л. С. Выготским были заложены основы представлений о В. д. в рамках его трактовки игровой деятельности как ведущей в дошк. возрасте (науч. статья, написанная им на эту тему, не была, однако, опубликована до 1966 и оставалась известна лишь узкому кругу его учеников). Гипотеза о ведущем типе деятельности высказана в 1944—45 А. Н. Леонтьевым, получила развитие в работах Д. Б. Эль-конина, В. В. Давыдова и др. Согласно этой гипотезе, В. д. — критерий периодизации психич. развития, показатель психол. возраста ребёнка. Характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются др. виды деятельности, перестраиваются осн. психич. процессы и происходят изменения психол. особенностей личности. Содержание и форма В. д. зависят от конкретно-ист. условий, в к-рых протекает развитие ребёнка. В условиях, когда практически все дети охвачены единой системой обществ. воспитания, ведущими становятся след. виды деятельности: эмоционально-не-посредств. общение младенца со взрослыми, орудийно-предметная деятельность ребёнка раннего возраста, сюжетно-ролевая игра дошкольника, уч. деятельность в мл. шк. возрасте, общественно полезная деятельность подростков, проф.-уч. деятельность в ранней юности. Смена В. д. связана с возникновением новых потребностей и мотивов, к-рые характеризуют новую В. д., предполагающую изменение положения ребёнка в системе его отношений с др. людьми. В работах С. Л. Рубинштейна, Н. С. Лейтеса, A. B. Петровского гипотеза о ведущем для каждого возраста типе деятельности подверглась критике. Подчёркивалось, что, хотя деятельность на каждом возрастном этапе опосредствует процессы развития личности и психики ребёнка, для каждого возраста не может быть указана фиксиров. В. д. В зависимости от характера и уровня развития групп, в к-рые включён ребёнок, в качестве ведущих могут складываться разл. типы деятельности. Лит.: ЭльконинД. Б., К проблеме перродизации психич. развития в дет. возрасте, ВП, 1971, № 4; Л с о и т с в А. Н., К теории развития психики ребенка, в его кн.: Проблемы развития психики, М., 1981 ; Давыдов В. В., Проблемы развивающего обучения, М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987. смотреть

с позиций подхода деятельностного к изучению психики - та деятельность, с коей на данном этапе развития связано появление важнейших психических новообразований, в русле коей развиваются другие виды деятельности и закладываются основы для перехода к новой деятельности ведущей. Понятие использовано для построения периодизации развития психики, основанной на поочередной смене деятельности ведущей, коя в одном возрастном периоде обеспечивает преимущественное развитие мотивационно-потребностной, а на сменяющем его этапе - сферы операционально-технической. Смена деятельности ведущей означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом - сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как одна из целей, в самостоятельный мотив. Предполагалось, что каждому периоду соответствует четко фиксированная деятельность ведущая: например, интимно-личное общение - от 12 до 1.5 лет; учебно-профессиональная деятельность ведущая - от 15 до 17 лет. Вообще выделяются следующие деятельности ведущие: 1) непосредственное общение младенца со взрослыми; 2) деятельность предметно-манипулятивная в раннем детстве; 3) игра сюжетно-ролевая возраста дошкольного; 4) деятельность учебная школьников; 5) деятельность профессионально-учебная юности. Критическое рассмотрение представлений о роли деятельности ведущей в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, но подвергает сомнению представления о жестком закреплении определенной деятельности ведущей, выделенной в каждом возрастном этапе. В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня (-> развитие групповое: уровень) и состава (рабочая молодежь, учащиеся, "неформалы", несовершеннолетние правонарушители и пр.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредуя и формируя отношения межличностные. При этом следует различать: 1) деятельность ведущую, призванную формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме деятельности ведущей); 2) деятельность ведущую, коя реально формирует эти новообразования (психологический подход). . смотреть

— деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование осн. психологических новообразований человека на данном этапе развития ег. смотреть

Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить формирование высших психических функций. Специфика. Деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Виды: - непосредственное общение младенца со взрослыми; - предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; - сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста; - учебная деятельность школьников; - профессионально-учебная деятельность юности. . смотреть

Ведущая деятельность - теоретический конструкт, обозначающий деятельность - , в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Выделяют следующие ведущие деятельности: 1. Непосредственное общение младенца со взрослыми; 2. Предметно - манипулятивная деятельность в раннем детстве; 3. Сюжетно - ролевая игра дошкольного возраста; 4. Учебная деятельность - школьников; 5. Профессионально-учебная деятельность юности. смотреть

деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологиче ских новообразований человека на определенной ступени его развития. смотреть

деятельность, являющаяся определяющей, решающей в конкретный период онтогенетического развития человека. Термин введен отечественным психологом А.Н.Леонтьевым. смотреть

деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.

Читайте также: