Божович основное новообразование младшего школьного возраста

Множество процессов, ведущих к изменениям поведения, принято называть

Выберите форму общения, соответствующую в схеме Лисиной возрасту 3-5 лет

Первая социальная реакция младенца называется

Сущность игры по Выготскому состоит в том, что она есть

Исполнение обобщенных желаний ребенка

Обычно старики

Какое из приведенных ниже утверждений Неправильно?

Физическое развитие ребенка – гарант его интеллектуального развития

Фазу жизни, когда человек не готов к самостоятельному существованию и нуждается в усиленном освоении опыта, передаваемого старшим поколением, в психологии развития именуют

Сенсорные эталоны – это

Выработанные человечеством основные разновидности качеств и свойств предметов

Речь, формирующаяся в конце младенчества, именуется

Центральным новообразованием раннего возраста является

Слушание речи взрослых и вокализации младенца принято называть

По Эриксону, зрелый человек особенно нуждается в

Кризис 6-7 лет становится следствием

Необходимости замены игровой деятельности учебной

Какой из симптомов не свойственен кризису 3 лет

В основе всякого возрастного кризиса развития лежат

Противоречия между возможностями личности и требованиями общества

15. На работу психических функций в старости влияет ___ деятельность

Психологически разные понятия

По Божович, основное новообразование младшего школьного возраста – это

Согласно Маслоу, ведущими потребностями в пожилом и старческом возрасте становятся

Индивидуальное развитие человека во времени – это

Главнейшей характеристикой юношеского возраста является

Личностные мотивы младшего школьника не выступают в форме

Интимных сообщений ребенка

По Эриксону, новообразованием старости является

Основная потребность дошкольника

Жить общей жизнью со взрослыми

Большая часть слов, которые усваиваются в раннем возрасте, обозначают

Предметы и действия

Для самореализации в молодости важнейшим является

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются

В молодости во всех сферах жизни человека отмечается сильное стремление к

Период старения и старости иначе называется

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте

Развивается в зависимости от сформированности общения со взрослыми

Противоречивые переживания взрослости – это переживания по поводу того,

Действительно ли человек понял и реализовал настоящее предназначение своей жизни

Смерть в современной психологии рассматривается как

Кризис индивидуальной жизни

Понятие взрослости (зрелости) в первую очередь связано с исследованием отношения человека

К широкому контексту осуществления жизни

Универсальной психологической целью подросткового возраста принято считать

избавление от опеки взрослых

Основное новообразование младенческого возраста – это

Осознание психической общности со взрослым

Интерес подростка к собственной личности Выготский называл

Преобладающий вид мышления в дошкольном возрасте

Выберите верное высказывание

Во взрослости ответственность превращает внешний долг во внутреннюю потребность

Предтечей предметно-манипулятивной деятельности ребенка является

Выберите правильный порядок развертывания стадий игры

предметная игра – ролевая игра – игра с правилами

От диффузии (спутанности) эго-идентичности, по Э. Эриксону, юноша чаще всего пытается защититься

сверхидентификацией с героями улиц или элитарных групп

Центральным новообразованием новорожденности, по Л. С. Выгодскому, является

появление индивидуальной психической жизни

Оценка знаний и умений воспринимается младшим школьником одновременно и как оценка

В молодости все или почти все, что делает человек, определяется

психологическая готовность ребенка к школе

Период новорожденности характеризуется

Детство, по Д. Б. Эльконину, - категория

Выберите правильное высказывание

понятие возрастной психологии уже, чем психологии развития

В общении ребенка раннего возраста со взрослым ведущее место занимают

Традиционно взрослость рассматривается как

стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией свойств сложившейся личности

Большая часть реакций новорожденного ребенка на внешний мир – это

Действия с предметами по их назначению составляют

Главное достижение дошкольного возраста – появление

Какое утверждение неверное?

психологический страх смерти – это врожденное чувство

Учебная деятельность младшего школьника – это

деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством

58. В современном понимании развитие человека есть процесс ___изменений во времени

Возрастные стадии / Критерии Младенчество 0 – 1 год Раннее детсво 1 -3 года Дошкольное дество 3 – 7 лет Младший школьный возраст 7 – 12 лет Кризис подросткового возраста
Социальная ситуация развития Внутренние процессы Беспомощность Самостоятельность Осознание социального Я Эмансипация от взрослых Определение места в жизни
Внешние условия Деятельность, опосредованная взрослыми Требования взрослых Новая система требований Переход в среднюю школу
Новообразования личности Центральное новообразование Аффективные заряженные представления Система Я Внутренняя позиция Способность к целеполаганию Формирование жизненных планов
Потребность Самоутверждение В новой жизненной позиции

Внутренняя позиция личности

Направленность в представлениях Л.И.Божович о структуре личности

Теория Б.Г. Ананьева

По мнению Б.Г. Ананьева единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.
Носителем биологического в человеке является главным образом индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека.
Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, хотя бы потому, что индивид в ходе жизни социализируется и приобретает новые свойства. С другой стороны, личностью и субъектом деятельности человек может стать лишь на основе некоторых индивидуальных структур.
Человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности.
Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
Однако, очевидно, что мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т.д. Поэтому используется понятие индивидуальности. Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из трех подструктур (индивид, личность, субъект деятельности) психики.
Поэтому, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела:
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
В концептуальной системе Ананьева идея целостности человека приобретает своеобразный антропологический характер. Антропологизм утверждается им как один из основополагающих принципов современного психологического познания. Поэтому психологическую теорию Ананьева можно квалифицировать как своего рода психологическую антропологию, наиболее последовательно реализованную им в структурном и генетическом анализе человека.
Предмет психологии в свете антропологического принципа - это многоуровневая система психических явлений, взятая в связях с разными сторонами организации и бытия человека - структурой, развитием и деятельностью. Всестороннее исследование человека и его отношений с миром служит основой для целостного и объективного изучения и объяснения природы его психики и сознания. В этом аспекте психологическая антропология Ананьева соотносима с философско-психологической антропологией С.Л. Рубинштейна. В принципиальных вопросах, касающихся понимания сущности психического и путей развития человека, взгляды ученых близки.
Психическое развитие человека, по Ананьеву, определяется преобразованием всех сторон его бытия как природного индивида и как социально-исторической личности. Линия развития индивида - собственно онтогенез - и линия биографии личности - ее социально-исторический жизненный путь - рассматриваются им как связанные, но не рядоположные, подчеркивается различие их природы и детерминации. Так, на первый взгляд, в онтогенезе индивида происходят генетически за­программированные и в исходной своей сути родственные онтогенезу высших животных возрастные изменения - созревания, зрелости, старения . Однако эти процессы у человека не осуществляются в животноподобной форме. Они опосредуются в человеческом развитии историей жизни личности в определенном обществе и конкретном историческом времени. Взаимосвязь этих двух линий индивиду­ального развития человека - непреложный закон. Ананьев исследовал формы проявления этого закона на уровне изучения константности восприятия, пространственной ориентации, сенсорной организации человека и чувственного отражения в целом.
Принцип развития, последовательно реализуемый ученым, раскрывает исторический характер детерминации психики и поведения. Внутренние условия, преломляющие внешние воздействия, согласно взглядам Ананьева, сами выступают в качестве динамической, развивающейся системы - созревают, формируются, реконструируются, инволюционируют и т.д. Эти преобразования происходят в процессах функционирования человека - в его поведении, деятельности, жизнедеятельности. Жизненный смысл психики состоит в регуляции деятельности, поведения и жизне­деятельности на основе адекватного отражения и ориентации.
Движущей силой развития являются внутренние противоречия, которые, по Ананьеву, возникают уже потому, что психические структуры неоднородны. Так, в психических процессах сочетаются онтогенетические феномены - психофизиологические функции и органические потребности - и социально детерминированные операции и высшие формы мотивации. К факторам и предпосылкам развития Ананьев относил разнообразные условия среды (социальной, биотической, абиотической), наследственность, обучение и воспитание, сложившуюся к определенному моменту времени структуру личности, индивидуальность. С последней он связывал возможность перехода от воспитания к самовоспитанию. Главный же фактор становления человека как личности и индивидуальности он видел в развитии жизненного пути человека, существенным содержанием которого выступает его деятельность.
В связи с этим важное место в системе взглядов Ананьева играет принцип единства сознания и деятельности. Согласно его представлениям, этот принцип имеет глубокое методологическое значение как определяющий объективную познаваемость субъективного, подчеркивающий принципиальную возможность генетического изучения различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности. Сознание как отражение объективной действительности и деятельность как ее преобразование являются неотъемлемыми атрибутами субъекта. Ананьев утверждал, что становление сознания человека и его функционирование могут быть исследованы и поняты только как характеристики регулирования деятельности, как результат практического взаимодействия человека с внешним миром. Деятельность, таким образом, рассматривается им как необходимое звено в детерминации психического. Ананьев ввел в психологию представление о трех основных видах деятельности - труде, познании и общении - и предложил трактовку субъекта и его психического развития как эффектов их конвергенции. Труд, познание и общение в индивидуальном развитии соответствуют фундаментальным общественным процессам и поэтому являются основными видами деятельности, сравнительно с которыми игра, учение, спорт и другие формы активности человека выступают в качестве производных. Смысл основных видов деятельности состоит в созидании-преобразовании условий существования человека в процессе его взаимодействия с миром. В трудовой деятельности развитие осуществляется путем объективации сущностных сил человека, его внутреннего мира. В игре и учении преобладает освоение общественного опыта человечества, культуры в широком смысле слова.
В концептуальной системе Б.Г. Ананьева структура личности и деятельность субъекта рассматриваются и как важные детерминанты психического. В формуле детерминизма "сбалансированы" принцип отражения, с одной стороны, и антропологический принцип и принцип деятельности, с другой. На основе процессов отражения объективной действительности возникают устойчивые психические состояния и свойства, формируется психологическая структура личности. Актуальное взаимодействие человека с действительностью развивает и расширяет субъективные потенциалы человека, детерминирующие, в свою очередь, последующие акты его взаимодействия с миром.
Единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства его макрохарактеристик. Человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности.
Человек как субъект - носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из тех свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основа предметной деятельности человека - труд и потому он выступает как субъект труда. Основа теоретической или познавательной деятельности - процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. Основа коммуникативной деятельности - общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результат осуществления различных видов деятельности человека как субъекта - достижение им психической зрелости.
Человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:
• психические процессы;
• психические состояния;
• свойства личности.

д) нет правильного ответа

Согласно взглядам Л.С. Выготского, основной характеристикой ВПФ (высших психических функций) является:

А) произвольность

д) нет правильного ответа

А) знакового опосредования (усвоения знаков)

б) зрительной регуляции

в) слуховой координации

г) двигательной стимуляции

д) нет правильного ответа

Согласно представлениям Э Эриксона, результатом позитивного разрешения кризиса первого года жизни, является:

а) формирование чувства независимости

б) формирование чувства инициативности

В) формирование чувства базового доверия к миру

г) формирование чувства сомнения и стыда

д) нет правильного ответа

По мнению Л.И. Божович, основным личностным новообразованием периода младенчества является:

А) формирование аффективно-заряженных представлений ребенка

б) возникновение самосознания и самооценки

в) осознание своего социального Я

г) формирование чувства взрослости

д) нет правильного ответа

По мнению Л.И. Божович, основным личностным новообразованием раннего возраста является:

а) формирование аффективно-заряженных представлений ребенка

Б) возникновение самосознания и самооценки

в) осознание своего социального Я

г) формирование чувства взрослости

д) нет правильного ответа

51 По мнению Л.И. Божович, основным личностным новообразованием дошкольного возраста является:

а) формирование аффективно-заряженных представлений ребенка

б) возникновение самосознания и самооценки

В) возникновение внутренней позиции

г) формирование чувства взрослости

д) нет правильного ответа

По мнению Л.И. Божович, основным личностным новообразованием младшего школьного возраста является:

а) возникновение самосознания и самооценки

б) возникновение внутренней позиции

В) осознание своего социального Я

г) формирование чувства взрослости

д) нет правильного ответа

По мнению Л.И. Божович, основным личностным новообразованием подросткового возраста является:

а) возникновение самосознания и самооценки

б) возникновение внутренней позиции

в) осознание своего социального Я

Г) формирование чувства взрослости

д) нет правильного ответа

Согласно взглядам А.В. Петровского, к процессам, определяющим ход развития, не относится:

Г) социализация

д) нет правильного ответа

К подходам, определяющим возрастную норму, не относится:

Г) комплексный

д) нет правильного ответа

По мнению Д.Б. Эльконина, за выполнением правила лежит система социальных отношений между ребенком и взрослым. Каким образом происходит формирование социального правила? Выберите правильный ответ:

А) сначала правила выполняются в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет, замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним

б) сначала правила выполняются с опорой на предмет в присутствии взрослого, затем правило становится внутренним

в) сначала правила являются внутренними, затем выполняются в присутствии взрослого, и, наконец, переходят на предмет, замещающий взрослого

г) среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

д) нет правильного ответа

В своей периодизации Л.С. Выготский отмечал два основных новообразования – это развитие рефлексии и на ее основе самосознание. О каком возрасте говорил автор:

а) младший школьный возраст

Б) подростковый возраст

в) ранняя юность

г) среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

д) нет правильного ответа

Кого из перечисленных ниже ученых считают отцом психологии переходного возраста:

Б) Ст. Холл

д) нет правильного ответа

По Д.Б. Эльконину, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является:

а) учебная деятельность

б) учебно-профессиональная деятельность

В) интимно-личностное общение

г) среди перечисленных вариантов нет правильного ответа

д) нет правильного ответа

В) в 1936 году

д) нет правильного ответа

Г) З. Фрейд

д) нет правильного ответа

Наука, изучающая психологию взрослых, называется:

Б) акмеология

д) нет правильного ответа

Кто из отечественных ученых не занимался вопросами акмеологической науки:

Г) Л.С. Выготский

д) нет правильного ответа

По мнению Э. Эриксона результатом прогрессивного развития в ранней зрелости является:

тношений со сверстниками и взрослыми.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность.

5-4 года - "Я сам" - игра с предметами (кубики, мячики).

5-6 лет - "Я - пилот" - ролевая игра.

6-7 лет - "Я - ученик, я - школьник" - учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций (памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Последнее есть необходимая предпосылка понимания школьником явлений окружающей жизни.

Особые трудности возникают у учащихся в понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине. Это и понятно: от причины к следствию устанавливается прямая связь, рассмотрение же фактов в обратном порядке предполагает анализ самых разных причин, что ребенку зачастую еще не под силу.

Развитие теоретического мышления, т.е. мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии (исследование природы самих понятий), которая преображает познавательную деятельность и характер отношений к другим людям и к самому себе.

Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях:

1) усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

2) ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)

Также развиваются все виды памяти. Эффективность запоминания словесного материала возрастает на протяжении всего периода наглядный материал запоминается лучше чем словесный. Большую роль играет непроизвольное запоминание, но получает развитие и произвольное запоминание. Со второго класса получает развитие логическая память. Это проявляется в пропускании деталей, изменении порядка изложения, дополнении собственными суждениями. Рациональные способы запоминания лишь начинают складываться и требуют целенаправленной поддержки педагога.

Ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить текст своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, более дифференцированным, принимает характер организованного наблюдения; изменяется роль слова в восприятии. У первоклассников слово по преимуществу несет назывную функцию, т.е. является словесным обозначением после узнавания предмета; у учащихся более старших классов слово-название является скорее самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу. В развитии восприятия велика роль учителя, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии "близкой" мотивации (похвалы, положительной отметки).

В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Изменяется содержание внутренней позиции детей. Она в переходный период в большей степени определяется взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе.

На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Существенные изменения происходят в нормах, которыми регулируются отношения школьников друг другу. Если в младшем школьном возрасте эти отношения регламентируются в основном нормами "взрослой" морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, то к 9-10 годам на первый план выступают так называемые "стихийные детские нормы", связанные с качествами настоящего товарища.

В начале обучения самооценка школьника формируется учителем на основе результатов учебы. К окончанию начальной школы все привычные ситуации подвергаются корректировке и переоценке другими детьми. При этом во внимание принимаются не учебные характеристики, а качества, проявляющиеся в общении. Недовольство собой у детей этого возраста распространяется не только на общение с одноклассниками, но и на учебную деятельность. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших школьников потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего взрослыми.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 1

Во всех до сих пор опубликованных нами работах мы исходили из положения, что психологически зрелой личностью является человек, достигший определенного, достаточно высокого уровня психического развития. В качестве основной черты этого развития мы отмечали у человека способности вести себя независимо от непос­редственно воздействующих на него обстоятельств (и даже вопреки им), руководствуясь при этом собствен­ными, сознательно поставленными целями. Возникнове­ние такой способности обусловливает активный, а не реактивный характер поведения человека и делает его не рабом обстоятельств, а хозяином и над ними, и над самим собой.

Итак, есть основание считать, что формирование лич­ности не может характеризоваться независимым разви­тием какой-либо одной ее стороны — рациональной, во­левой или эмоциональной. Личность — это действитель­но высшая интегративная система, некоторая нерастор­жимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразова­ния, характеризующие этапы центральной линии ее он­тогенетического развития.

Беспомощность младенца и отсутствие у него внеси­туативных (внутренних, но не органических) побужде­ний определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть.

Но в начале второго года жизни наступает момент, когда ребенок перестает покорно подчиняться взрослому, а взрослый уже не может управлять его поведени­ем при помощи организации внешних воздействий. На­блюдения обнаруживают, что одновременно с этим дети становятся способными действовать не только под влия­нием непосредственно воспринимаемых впечатлений, но и под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений.

По-видимому, это закономерно, так как в этот период память начинает играть в психическом развитии ребен­ка все большую роль, занимает доминирующее положе­ние и тем самым перестраивает структуру детского со­знания и его поведение.

Появление мотивирующих представлений принципи­ально изменяет поведение ребенка и все его взаимоот­ношения с окружающей действительностью. Их наличие освобождает ребенка от скованности данной конкретной ситуацией, от диктата внешних воздействий (в том чи­сле идущих и от взрослого человека), короче говоря, они превращают его в субъекта, хотя сам ребенок пока еще этого и не осознает. Однако взрослые уже не могут с этим не считаться. Напряженность новых потребностей настолько велика, что не учет их, а тем более прямое подавление являются причиной фрустрации ребенка, ча­сто определяющей его дальнейшие взаимоотношения со взрослыми, а следовательно, и дальнейшее формирование личности.

Весь этот переход осуществляется в условиях, во многом отличных от тех, которые определяли жизнь и деятельность младенца. Прежде всего, дети раннего возраста благодаря успехам предшествующего развития в младенческом возрасте начинают занимать совсем иное место в окружающем их мире людей и предметов. Это уже не беспомощные, не безответные существа, они сами продвигаются в пространстве, могут сами действо­вать, удовлетворять многие свои потребности, становят­ся способными к первичным формам речевого общения, иначе говоря, могут уже осуществлять деятельность, не опосредствованную взрослыми людьми.

В этот период познавательная деятельность ребенка обращается уже не только на внешний мир, но и на самого себя.

Процесс самопознания, по-видимому, начинается с познания себя как субъекта действия. Можно часто на­блюдать, как ребенок этого возраста любит по многу раз повторять одно и то же движение, внимательно просле­живая и контролируя те изменения, которые оно (точ­нее, он с его помощью) производит (например, откры­вает и закрывает дверь, передвигает предметы, толкает их, чтобы они упали и пр.). Именно это помогает ребен­ку почувствовать себя чем-то иным, в отличие от окру­жающих предметов, и таким образом выделить себя в качестве особого предмета (субъекта действия).

По-видимому, в первичной самооценке почти пол­ностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на почве желания ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие.

Однако в ранние периоды (до 6—7 лет) дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни, и у них отсутствует сознательное стремление его изменить. Если у них возникают новые возможности, не находящие реализации в рамках того образа жизни, которые они ведут, тогда они переживают неудовлетво­ренность, вызывающую у них бессознательный протест и сопротивление, что и находит свое выражение в кри­зисах 1 года и 3 лет.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным сознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Иначе го­воря, у ребенка появляется осознание своего социаль­ного Я.

В дальнейшем, при переходе от одного возрастного этапа к другому, психологическое содержание указанно­го новообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на осно­ве которых возникает переживание ребенком своего объективного положения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него пе­реживания эмоционального благополучия, а также по­рождать у него соответствующие потребности и стрем­ления.

Наличие внутренней позиции характеризует не толь­ко процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возникнув, эта позиция становится присущей человеку на всех этапах его жизненного пути и также определя­ет его отношение и к себе, и к занимаемому им поло­жению в жизни.

Какие же процессы психического развития в до­школьном возрасте приводят к указанному новообразо­ванию? Как оно подготавливается и какими специфи­чески возрастными чертами характеризуется?

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребен­ка-дошкольника формируется некоторое обобщенное знание многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредствен­но спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональными переживаниями. Иначе говоря, первые этические инстанции представляют собой пока еще от­носительно простые системные образования, являющиеся тем не менее зародышами тех нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и нравственные убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые, согласно эк­спериментальным данным (Эльконин, 1960), могут быть по своему воздействию более сильными, чем многие другие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое, внеситуативное их соподчинение! Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т.е. опосредствованные по своей структуре, мотивы.

Несостоятельными являются и все теории подростко­вого возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка, исходя из каких-либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо; они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований.

На основании имеющихся в литературе данных и собственных исследований, мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чер­той которого является появление у подростка способно­сти и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других лю­дей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.

Попробуем проследить те изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к возникновению в переходный период указанного выше си­стемного новообразования.

Учебная деятельность и, главное, сам процесс усво­ения знаний, предъявляющий новые требования к мыш­лению дошкольника, словом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте веду­щей, т.е. той, в которой формируются основные психо­логические новообразования этого периода: теоретиче­ские формы мышления, познавательные интересы, спо­собность управлять своим поведением, чувство ответст­венности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного воз­раста. При этом главную роль играет развитие мышле­ния, происходящее в ходе усвоения научных знаний.

Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или ка­кие-либо другие устойчивые мотивы поведения.

Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организо­ванным. Он как бы обретает волю.

Самоопределение формируется во второй фазе под­росткового возраста (16—17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего.

От мечтаний подростка, связанных с будущим, само­определение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возмож­ностей и внешних обстоятельств; опирается на форми­рующееся мировоззрение подростка и связано с выбо­ром профессии.

1 Л.И.Божович. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1978. – № 2. - № 4. – С. 24-28.

Читайте также: