Особенностью диагностики злокачественных опухолей у детей является
Своевременное распознавание злокачественного заболевания у детей, так же, как и у взрослых, часто зависит от своевременного обращения родителей ребенка к врачу. У педиатра тоже постоянно должна присутствовать онкологическая настороженность, требующая при обследовании ребенка искать, а не исключать злокачественную опухоль во всех случаях затрудненной диагностики.
Врач вынужден активно выявлять признаки болезни, предполагая жалобы ребенка, так как порой невозможно получить жалобы и анамнез от самого пациента (дети раннего возраста), а данные, полученные при расспросе родителей, малоинформативны. Поэтому при обследовании ребенка с подозрением на опухоль объективное исследование занимает большое место, чем в обследовании детей старшего возраста и взрослых.
Опухоли у детей часто встречаются в труднодоступных для исследования местах (полость черепа, забрюшинное пространство), когда даже сложные методы исследования не всегда позволяют поставить диагноз на раннем этапе развития опухоли и обнаружить новообразования удается, лишь когда оно достигает определенных размеров.
У детей встречается относительно малое число визуально обнаруживаемых опухолей. К ним относятся врожденные лейкозы, на которые указывают увеличенные лимфоузлы и лейкемоиды на коже; опухоли мягких тканей, рабдомиомы влагалища. Доброкачественные опухоли — ангиомы обнаруживаются уже при обычном осмотре ребенка при рождении.
Злокачественные опухоли у детей имеют множество масок, под которыми они скрываются. И наоборот, любое заболевание в раннем детском возрасте и даже некоторые физиологические состояния могут своими симптомами напоминать опухолевый процесс. Почти все диагностические исследования у детей необходимо проводить, используя анестезиологическое пособие, чтобы обезболить исследование и добиться неподвижного положения больного. Поэтому рекомендуется проводить в это время не одну, а несколько процедур, требующих иммобилизации ребенка.
Всем вышеперечисленным обусловливаются особенности диагностики опухолей у детей. Различают три группы методов обследования детей: общие, частные и специальные.
К первой группе относятся:
— расспрос родителей и ребенка (при возможности) с удалением особого внимания семейному анамнезу,
— осмотр и физикальное исследование всех органов и систем при необходимости пальпация под наркозом органов брюшной полости и таза),
—определение массы тела и роста ребенка,
—измерение температуры тела,
—измерение артериального давления,
— общий анализ крови с оценкой функции костного мозга,
— общий анализ мочи,
— оценка функционального состояния печени и почек
Эти данные помогают не только установить диагноз, но и оценить изменение функции отдельных органов после проведенного противоопухолевого лечения.
К частным методам относятся методы, применяемые в обязательном порядке всем детям, больным данной формой злокачественной опухоли, независимо от ее гистологической природы, распространенности и наличия осложнений, например, физикальное исследование пораженной области, исследование регионарных лимфатических узлов, рентгенография пораженного отдела скелета при опухолях костей. Часто диагностический этап может быть закончен после использования частных методов обследования. Необходимо помнить об отрицательном воздействии рентгеновских лучей на растущий организм и, по возможности, шире использовать у детей методы ультразвуковой диагностики.
Специальные методы исследования проводятся лишь при наличии определенных показаний. Например, при подозрении на опухоль мозга назначают электроэнцефалографию, радиоизотопную энцефалографию, ангиографию сосудов головного мозга.
Рентгенография органов грудной клеткикак метод исследования показана при любых опухолях, имеющих склонность к мета-
стазированию в легкие (саркомы костей, нефробластома). Рентгеновские снимки органов грудной полости необходимо выполнять в двух взаимно перпендикулярных проекциях — передней и боковой.
Рентгенографию и сцинтиграфию костейскелета используют при определении степени распространенности новообразований, имеющих тенденцию к метастазированию в кости ( нейробластома, саркома Юинга). Сцинтиграфию — радиоизотопный метод исследования с применением радиоактивных препаратов стронция, галлия, технеция, — применяют для поиска скрыто протекающих метастазов.
Рентгенография органов брюшной полостипомогает в определении локализации опухоли, особенно при наличии в ней кальцификатов. Обзорные рентгенограммы живота производят в прямой и боковой проекции.
Ультразвуковой диагностикеотдается предпочтение при исследовании органов брюшной полости и почек. Она позволяет дифференцировать очаговые и диффузные поражения, легко обнаруживает кистозные образования, опухоли, гематомы печени, гидронефроз и другие заболевания.
В последние годы у детей с большим успехом для определения локализации, размера и формы различных опухолей используется компьютерная томография.
Раздел 12 ОПУХОЛИ И ОПУХОЛЕПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ И КОСТЕЙ ЛИЦА
12.1. Особенности опухолей у детей
Опухоли у детей отличаются выраженными особенностями происхождения, клинического проявления и патоморфологической структуры.
У детей, как и у взрослых, опухоли делятся на доброкачественные и злокачественные. Опухоли отличаются рядом свойств в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, факторов, вызвавших ее и определивших ее развитие.
Доброкачественные опухоли чаще всего имеют капсулу, после радикального удаления не дают метастазов и рецидивов. В клиническом проявлении они могут расти агрессивно и быстро. Этот клинический признак может быть ошибочно оценен как злокачественный рост. Быстрота роста опухолей у детей может приводить к значительному распространению, в том числе и на жизненно важные области, что угрожает жизни больного.
Злокачественные опухоли характеризуются выраженным автономным ростом, утратой способности к формированию морфологически зрелых тканевых структур, инфильтративным ростом и метастазированием по кровеносной и лимфатической системам. При злокачественных опухолях наблюдаются иммунологические, гормональные и другие нарушения, угрожающие жизни ребенка.
В группе больных с новообразованиями ЧЛО дети составляют 25,5 %. У 95 % из них выявляются доброкачественные опухоли и у 5 % — злокачественные. Опухоли у детей большей частью являются дизонтогенетическими, т.е. возникают в результате нарушений эмбриогенеза, внутриклеточного деления или процесса развития и дифференциации зародышевого сегмента. Это подтверждается наблюдениями, указывающими, что большинство опухолей клинически проявляется в раннем возрасте — от рождения до 5 лет. Нередко опухоли сочетаются с пороками развития других органов. У детей преобладают мезенхимальные новообразования и почти не встречаются эпителиальные. Чаще всего наблюдаются соединительнотканные доброкачественные опухоли мягких тканей лица (сосудистые образования), второе место по частоте обнаружения занимают новообразования костей лица. Среди новообразований тканей и органов рта наблюдается обратная картина: преобладают новообразования эпителиальные (из покровного и зубообразовательного эпителия и эпителия слюнных желез), реже — соединительнотканные (из кровеносных сосудов), крайне редки нейрогенные опухоли.
Опухоли и опухолеподобные образования челюстных костей чаще выявляются у детей 7—12 и 12—16 лет и очень редко до 1 года.
Самая высокая частота новообразований в полости рта наблюдается у детей до 1 года и в 12—16 лет. Новообразования дизонтогенетической природы выявляются при рождении ребенка или в первые 5 лет жизни и редко позже. Это зависит от локализации новообразования: чем глубже оно располагается и чем сложнее анатомо-топографическое строение области расположения новообразования дизонтогенетической природы, тем позднее по времени оно проявляется и визуализируется клинически.
В 7—12-летнем возрасте учащение новообразований объясняется периодом наиболее активного роста костей лица, а в 12—16 лет — повышенной эндокринной деятельностью (интенсивный рост организма, половое созревание). Частота выявления отдельных видов опухолей также зависит от возраста ребенка. Так, гемангиома, лимфангиома, дермоид, миобластома, меланотическая нейроэктодермальная опухоль младенца чаще обнаруживаются в первые 5 лет жизни, ретикулярные саркомы — в возрасте от 2 до 5 лет. У детей старшего возраста чаще бывают доброкачественные опухоли челюстных костей. Прослеживается связь биологической акселерации с учащением развития некоторых видов опухолей.
Имеется гормональная зависимость некоторых видов опухолей и диспластических процессов. У мальчиков чаще встречаются гигантоклеточные опухоли, лимфангиомы, ангиофибромы, злокачественные опухоли лимфатического аппарата, у девочек — гемангиомы, тератомы, папилломы слизистой оболочки рта, синдром Олбрайта.
Одна из особенностей опухолей детского возраста — семейное предрасположение к некоторым из них: фиброматозу десен, нейрофиброматозу, херувизму, гемангиоме. Установление у родителей такого типа наследственности облегчает своевременное распознавание этих опухолей у ребенка и помогает наметить пути их раннего лечения.
Течение некоторых опухолей чрезвычайно своеобразно: гемангиомы и лимфангиомы обладают инфильтрирующим ростом, могут прорастать в соседние органы, разрушая их; такие опухоли трудно удалить. То же можно отметить в клиническом проявлении гамартом, рабдомиом. Клинико-рентгенологическая картина, темпы и характер роста десмопластических фибром нижней челюсти схожи с таковыми остеогенных сарком. Следовательно, интенсивность проявления роста опухолей у детей не совпадает с типичными признаками доброкачественности или злокачественности.
Специфической особенностью некоторых новообразований (гемангиома, лимфангиома, папилломатоз слизистой оболочки полости рта) является способность их к спонтанной регрессии, которую объясняют тем, что эти опухоли являются последней стадией пренатальных нарушений.
Диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей у детей проводится с большим опозданием, ибо время от начала заболевания и время его проявления не совпадают. Обнаружение опухоли может произойти через недели, месяцы, иногда годы от истинного начала заболевания.
Объективные причины трудности диагностики доброкачественных и особенно злокачественных опухолей:
• относительная редкость многих видов новообразований ЧЛО у детей;
• отсутствие патогномоничных (обязательных) признаков опухоли и наличие других патологических генетических процессов, имитирующих опухоли. На ранних этапах развития опухоли возможны постановка неонкологического диагноза и соответственно назначение неадекватного лечения;
• несвоевременное и неадекватное лечение, которое нередко проводят детям в неспециализированных отделениях.
Начальные этапы развития опухолей в большинстве случаев клинически не проявляются, поэтому раннюю диагностику новообразований мягких тканей лица и челюстных костей у детей нужно проводить с онкологической настороженностью!
Основные положения, которые должны быть учтены:
• внимание к нетипичным и необъяснимым признакам течения любого заболевания;
• знание ранних симптомов проявления опухолей;
• помнить, что в разных возрастных группах могут быть различия в проявлении опухоли;
• есть преобладание той или иной нозологической формы у детей в разных возрастных группах;
• независимо от того, к какому специалисту обратился ребенок (терапевт-стоматолог, ортодонт), его обследование должно быть тщательным с целью поиска возможного проявления признаков новообразования;
• отдельные патологические процессы не верифицируются в первые годы жизни (нейрофиброматоз при наличии начальных клинических симптомов заболевания не выявляется патоморфологом, что приводит к ошибочным диагностике и лечению);
• рациональное использование периодов диспансеризации организованного и неорганизованного детского населения (детский сад, школа, интернат), выявление новообразований при проведении санации полости рта;
• обнаружение новообразования требует его немедленной верификации и лечения в специализированном детском челюстно-лицевом стационаре, а при подозрении на злокачественное новообразование — в специализированном онкологическом детском отделении.
Наиболее часто в детском возрасте встречаются поражения губ, языка, твердого и мягкого неба, альвеолярного отростка, челюстных костей, подъязычной области, слюнных желез. При диспансерном наблюдении стоматолог и участковый педиатр могут выявить врожденные кисты и свищи шеи, дермоиды, миобластомы языка, лимфангиомы и гемангиомы лица, нейрофиброматоз и др. Совместное обследование ребенка до 1 года следует проводить ежемесячно, затем 3—4 раза в год до 5-летнего возраста, а в последующем ежегодно. При подозрении на опухоль следует направить ребенка в специализированное детское стоматологическое учреждение.
Диагноз опухоли у детей четко может быть поставлен на основании клинико-рентгенологической картины и морфологического исследования биоптата. В большинстве случаев такой подход должен быть обязательным.
Меры профилактики опухолей у детей: 1) выявление семейной предрасположенности к некоторым формам опухолей; 2) антенатальная охрана плода.
Диагностика опухолей у детей тесно связана с вопросами деонтологии: с одной стороны, родители должны быть осведомлены о состоянии ребенка и опасности промедления с лечением, с другой — они не должны терять надежды на оказание реальной помощи ребенку. При общении с детьми необходимо учитывать, что дети наблюдательны, начинают быстро разбираться в терминологии и могут реально оценивать угрозу своему здоровью и даже жизни. Это требует бережного, тактичного, внимательного отношения к больному ребенку и использования информационного и интерпретационного способов общения врача и родителей.
Плохие исходы зависят от неправильной и поздней диагностики, что объясняется слабой онкологической настороженностью детских стоматологов и педиатров, недостаточной изученностью большинства новообразований ЧЛО у детей и трудностью диагностики.
Опухоли в зависимости от происхождения (ткань, орган) подразделяются на следующие группы, в которых учитываются известные гистологические виды новообразований:
А. Доброкачественные
I. Эпителиальные опухоли
II. Опухоли мягких тканей
III. Опухоли костей и хрящевых тканей
IV. Опухоли лимфоидной и кроветворной тканей
V. Опухоли смешанного генеза
VI. Вторичные опухоли
VII. Неклассифицируемые опухоли
VIII. Опухолеподобные состояния
Б. Злокачественные
В периоды возрастной перестройки тканей при морфологическом исследовании трудно решить вопрос, относятся ли данные клетки к незрелой, недифференцированной ткани или это клетки злокачественной опухоли (разобраться можно только с учетом отдаленных результатов лечения). Поэтому в детском и подростковом возрасте установить четкие границы между доброкачественными и злокачественными опухолями не всегда возможно. А.И. Пачес (1983) вводит понятие о новообразованиях промежуточной группы. Очевидно, такие новообразования у детей и подростков, как десмопластическая фиброма, пролиферирующая форма фиброзной дисплазии, литическая форма остеокластомы и др., рациональнее включать в промежуточные — между доброкачественными и злокачественными опухолями, что облегчит распознавание и выбор тактики лечения этих новообразований. Многие виды образований в МГКО разделены на опухоли и опухолеподобные (сходные с опухолями) поражения. Для некоторых нозологических форм четкого разграничения нет.
Далеко не все виды патологических процессов, представленных в МГКО, встречаются в повседневной практике детской стоматологии. Многие из них могут быть не диагностированы при клиническом обследовании и выявляются лишь при тщательном морфологическом исследовании. Однако выделение разновидностей этих процессов на основе гистологической типизации нельзя игнорировать. В данном учебнике описаны те формы опухолей, которые часто обнаруживают в органах и тканях полости рта, лица и челюстных костях в детском и подростковом возрасте.
Все новообразования ЧЛО делятся на три основные группы: 1) опухоли и опухолеподобные поражения мягких тканей полости рта, лица и шеи (55 %); 2) опухоли слюнных желез (5 %); 3) опухоли и дисплазии челюстных костей (40 %).
Результаты лечения злокачественных новообразований у детей находятся в прямой зависимости от стадии опухолевого процесса, т. е. от сроков установления диагноза. Диагностирование заболевания в поздней стадии, когда налицо выраженные симптомы распространенного процесса, в подавляющем большинстве случаев бесполезно для больного, так как, несмотря на применение всех возможных методов терапии, излечение ребенка маловероятно.
Своевременная диагностика опухоли основана на выявлении слабовыраженных, порой неясных симптомов, которые не приводят к заметному ухудшению состояния ребенка и часто игнорируются родителями и врачами, не имеющими онкологической настороженности. Дополнительные трудности связаны с тем, что многие часто встречающиеся новообразования у детей имеют скрытую локализацию (опухоли центральной нервной системы, забрюшинного пространства, средостения и др.).
В целях улучшения своевременной диагностики новообразований предусмотрено осуществить:
- своевременную диагностику злокачественных опухолей в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту первичной обращаемости больных путем повышения онкологической настороженности врачей этих учреждений, рационального применения современных инструментальных и лабораторных методов;
- обязательное проведение всестороннего обследования для выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний у больных, находящихся на лечении в стационарах лечебно-профилактических учреждений;
- направление больных злокачественными новообразованиями в онкологические и другие специализированные учреждения, имеющие оборудование и условия для лучевого, комбинированного и комплексного лечения.
Современное клиническое обследование детей — это процесс, начинающийся с расспроса родителей и ребенка (если это возможно), осмотра последнего, включающий в себя применение целого ряда специальных методик. Различают 3 группы методов обследования — общие, частные и специальные.
В общие входят расспрос ребенка или родителей (с особым вниманием к семейному анамнезу), физикальное исследование органов и систем (при необходимости пальпация органов брюшной полости и малого таза под наркозом), взвешивание и определение роста ребенка, измерение температуры тела, артериального давления, общий анализ крови с оценкой функции костного мозга, общий анализ мочи, оценка функционального состояния печени и почек.
Эти данные имеют значение не только для установления правильного диагноза заболевания, но они также необходимы для последующей оценки изменений функции отдельных органов и тканей, развивающихся вследствие проведенного противоопухолевого лечения.
К частным относят методы, которые применяются в обязательном порядке в диагностике у детей, больных данной формой злокачественной опухоли, независимо от ее патологической природы, распространенности и наличия осложнений, например, физикальное исследование пораженной области, исследование регионарных лимфатических узлов и рентгенография пораженного отдела скелета при опухолях костей.
Специальные методы исследования
Они применяются лишь у некоторых больных с определенной локализацией опухоли, т. е. при наличии особых показаний, например, радиоизотопная диагностика, ангиография мозга, электроэнцефалография при диагностике опухолей головного мозга.
Общие методы исследования позволяют заподозрить наличие злокачественного процесса у ребенка и дать основание врачу использовать частные и специальные методы, необходимые для раннего распознавания опухоли и определения степени ее распространенности.
При этом врач должен понимать, что злокачественные опухоли у детей, особенно раннего возраста, в течение длительного периода протекают скрытно. Поэтому нельзя просто ждать проявления болезни, а следует активно искать признаки опухолевого заболевания.
Во многих случаях диагностический этап может быть завершен использованием частных методов обследования.
Диагностика новообразований у детей осуществляется трех-этапно: участковый педиатр и специалисты детской районной поликлиники, детский терапевтический или хирургический стационар и специализированное детское онкологическое (гематологическое) отделение. На каждом из этих этапов решаются свои задачи. В условиях поликлиники необходимо заподозрить наличие опухолевого процесса и немедленно госпитализировать ребенка. В специализированном стационаре следует в короткие сроки подтвердить или отвергнуть онкологический диагноз, а при подтверждении его перевести больного в детское онкологическое отделение. В последнем уточняются локализация, морфологический вид и стадия новообразования, без чего невозможна современная адекватная терапия.
Принципы обследования больного ребенка в онкопедиатрии существенно не отличаются от таковых в педиатрии, но учитывают особенности роста и развития опухолевого процесса.
При сборе анамнеза необходимо выяснить детально особенности развития ребенка от рождения до момента обследования. Учитывая врожденный характер большинства опухолей, можно обнаружить у ряда больных сопутствующие пороки и асимметрию развития, стигмы. Во многих случаях за 1—3 мес, а иногда и больший срок до появления несомненных признаков заболевания, выявляются симптомы так называемого общего опухолевого симптомокомплекса.
Такие признаки, как вялость, сонливость, беспокойный сон, повышенная раздражительность, ухудшение аппетита, рвота, похудание, нарушение стула, а также повышение температуры без явных других проявлений определенного заболевания, нередко бывают первыми симптомами злокачественного процесса. Необходимо обращать внимание также на "беспричинные" боли в конечностях, кровоизлияния и другие симптомы. В каждом случае врач должен объяснить их происхождение, что требует детального обследования ребенка в поликлинике, а затем, при неясном диагнозе, — в стационаре.
Особенности диагностики опухолей у детей связаны с рядом факторов:
- невозможностью получения анамнеза от пациента (у детей раннего возраста), отсутствием жалоб. Поэтому приходится прибегать к расспросу родителей и ближайших родственников, а эти сведения далеко не равноценны данным, полученным от больного;
- относительно малым числом визуально обнаруживаемых опухолей. У детей встречаются как казуистика рак молочной железы, рак шейки матки, рак пищевода и желудка (которые доступны эндоскопическому исследованию). Из визуально наблюдаемых опухолей можно указать на врожденный лейкоз (увеличение лимфатических узлов и лейкемоиды на коже), рабдомиосаркомы влагалища и опухоли мягких тканей;
- расположением наиболее часто встречающихся опухолей у детей в труднодоступных для исследования областях: черепной коробке (опухоли ЦНС), забрюшинном пространстве (нефробластома, нейробластома). Опухоли, локализующиеся в этих областях, нередко растут медленно, не вызывая видимых объективных изменений. Раздвигая окружающие ткани и органы, новообразования постепенно увеличиваются в размере и часто обнаруживаются лишь тогда, когда достигнут значительной величины или, как это нередко бывает при нефробластоме, дадут метастазы в отдаленные органы. Обнаружение опухолей ЦНС у детей особенно затруднено, так как опухоли мозга обычно начинают проявляться субъективными ощущениями (головокружение, тошнота, нарушения зрения, головные боли), о которых дети раннего возраста не могут сообщить окружающим. Не менее трудно и раннее распознавание опухолей, расположенных в забрюшинном пространстве. Если врач устанавливает диагноз на стадии заболевания, когда опухоль еще не достигла больших размеров, то мы считаем, что диагноз поставлен своевременно, но это вовсе не значит, что он поставлен на ранней, начальной стадии заболевания. Кроме того, для установления точного диагноза при забрюшинном расположении опухоли нередко приходится прибегать к относительно сложным методам исследования (аортография, радиоизотопная диагностика, лимфография, компьютерная томография). Однако и эти сложные методы исследования отнюдь не всегда позволяют поставить диагноз на самом раннем этапе развития опухоли; новообразование должно достигнуть определенных размеров, чтобы быть зафиксированным;
- множеством "масок", под которыми скрываются злокачественные опухоли. Практически любое заболевание в раннем детском возрасте, да и некоторые физиологические состояния, могут своими проявлениями быть похожими на опухолевый процесс, и наоборот. Положение усугубляется тем, что наряду с опухолью нередко протекают другие заболевания и процессы (прорезывание зубов, рахит). Необходимо вспомнить и тот факт, что опухоли часто сочетаются с пороками развития, которые могут маскировать новообразование;
- необходимостью применения почти во всех случаях анестезиологического пособия при диагностических исследованиях. Это делается не только для того, чтобы избавить ребенка от неприятных ощущений, но и для того, чтобы добиться его "обездвиживания". Учитывая это, рекомендуется во время дачи наркоза или при других методах обезболивания проводить не одну, а несколько процедур, требующих иммобилизации больного.
Диагностика новообразований у детей является комплексной с учетом данных клинических, лабораторных, радиологических (рентгенологических, радиоизотопных), морфологических и некоторых других методов исследования (эхотомография, термография и др.).
Указанные методы по возможности проводятся одновременно с анализом полученных данных. Разумеется, последовательность проведения и удельный вес различных видов и методов обследования ребенка существенно разнятся в зависимости от вида, локализации, стадии, гормональной активности новообразований. Вместе с тем имеется ряд общих положений диагностики новообразований вне зависимости от их особенностей и локализаций.
Особенности детской онкологии
В отличие от онкологических заболеваний у взрослых людей, детская онкология имеет свои особенности и отличия:
-
Подавляющее большинство опухолей, возникающих у детей - это лейкемии
Рак у детей встречаются реже, чем у взрослых
У детей неэпителиальные опухоли преобладают над эпителиальными
В детской онкологии встречаются незрелые опухоли, способные к созреванию
Специфичной для некоторых злокачественных образований у детей является их способность к спонтанной регрессии
Причины рака у детей
А вот вызвать этот генетический сбой в клетке могут ряд факторов риска. Но и тут у детских опухолей есть особенности. В отличие от взрослых людей, у детей нет факторов риска, связанных с образом жизни, таких как курение, злоупотребление алкоголем, работа на вредном производстве. У взрослого человека, в большинстве случаев, появление злокачественных опухолей связано с воздействием внешних факторов риска, а для появления опухоли у ребенка большее значение имеют генетические факторы.
Именно поэтому, если у ребенка развилось злокачественное заболевание, его родители не должны винить себя, так как предупредить или предотвратить это заболевание, скорее всего, было не в их силах.
Факторы, повышающие риск развития рака у ребенка:
1. Физические факторы
Самый распространенный физический фактор риска - это длительное воздействие на ребенка солнечной радиации или гиперинсоляция. Также, сюда относится воздействие различных ионизирующих излучений от медицинских диагностических аппаратов или вследствие техногенных катастроф.
2. Химические факторы
Помимо этого, существует еще один химический фактор риска, который, зачастую, опасен именно детям. Многие научные исследования доказали связь длительного применения некоторых лекарственных средств, таких как: барбитураты, диуретики, фенитоин, иммунодепрессанты, антибиотики, хлорамфеникол, андрогены, с развитием онкологических заболеваний у детей.
3. Биологические факторы
К биологическим факторам, относят хронические вирусные инфекции, такие как: вирус Эпштейн-Барра, вирус герпеса, вирус гепатита B. Множество зарубежных исследований установили повышение риска возникновения онкологических заболеваний у детей с вирусными инфекциями.
4. Генетические факторы риска
В настоящее время, детская онкология насчитывает около 25 наследственных заболеваний, увеличивающих риск развития опухолей у ребенка. Например, болезнь Тони–Дебре–Фанкони, резко увеличивают риск развития лейкемии.
Также увеличивают риск развития рака у детей синдром Блума, атаксия-телангиэктазия, болезнь Брутона, синдром Вискотта- Олдрича, синдром Костманна, нейрофиброматоз. Увеличивается риск заболеть лейкемией у детей с синдромом Дауна и Кляйнфельтера.
На фоне синдрома Прингла—Бурневиля, в половине случаев развивается опухоль под названием рабдомиома сердца.
Помимо факторов риска, существуют несколько теорий о причинах возникновения рака у детей.
Одна из теорий принадлежит немецкому доктору Юлиусу Конгейму. В основе его зародышевой теории лежит наличие у детей, эктопированных клеток, зачатков, которые обладают возможностью к перерождению в злокачественные клетки. Именно поэтому тератомы, нейробластомы, гамартомы и опухоли Вильмса не имеют привычной злокачественной структуры. Это скорее пороки развития, бластоматозный характер которых возникает лишь как результат злокачественного перерождения клеток.
Вторая теория принадлежит ученому Хьюго Рибберту. Согласно его теории, очаг хронического воспаления или лучевого воздействия, служит фоном для возникновения опухолевого роста. Именно поэтому, так важно уделять внимание хроническим воспалительным заболеваниям в детском возрасте.
Симптомы рака у детей
Детские онкологические заболевания на ранних стадиях практически всегда протекают незаметно для родителей заболевшего ребенка.
Это происходит, из-за того, что симптомы рака у детей похожи на множество симптомов безобидных детских болезней, и ребенок не может четко сформулировать свои жалобы.
Также у детей распространен травматизм, проявляющийся различными синяками, ссадинами, ушибами, которые могут смазать или скрыть ранние признаки рака у ребенка.
Для своевременного выявления онкологического диагноза родителям ребенка очень важно следить за обязательным прохождением регулярных медицинских осмотров в детском саду или школе. Кроме того, родители должны обращать пристальное внимание, на появление у ребенка различных непроходящих и необычных для него симптомов. Дети, родители которых в прошлом перенесли онкологическое заболевание, находятся в группе риска, так как могут унаследовать от своих родителей генетические изменения в структуре ДНК. Такие дети должны регулярно проходить медицинские осмотры и находиться под неусыпным контролем родителей.
При появлении у ребенка настораживающих вас симптомов, немедленно обратитесь к врачу-педиатру, либо к детскому онкологу.
К признакам рака у детей относится множество симптомов, но мы остановимся на самых распространенных из них:
1. Необъяснимое появление слабости, сопровождающееся быстрой утомляемостью.
2. Бледность кожных покровов.
3. Беспричинное появление на теле ребенка припухлостей или уплотнений.
4. Частые и необъяснимые подъемы температуры тела.
5. Образование серьезных гематом при малейших травмах и слабых ударах.
6. Непроходящие боли, локализованные в одном участке тела.
7. Нехарактерное для детей, вынужденное положение тела, при наклонах, во время игр или сне.
8. Сильные головные боли, сопровождающиеся рвотой.
9. Внезапные нарушения зрения.
10. Стремительная, беспричинная потеря веса.
Если вы обнаружили у своего ребенка один или несколько, указанных выше симптомов, не стоит паниковать, практически все они могут сопровождать различные инфекционные, травматические или аутоиммунные заболевания. Но это не означает, что при появлении таких симптомов следует заниматься самолечением.
При любых настороживших вас признаках, немедленно обратитесь к лечащему врачу-педиатру либо к детскому онкологу.
Диагностика рака у детей
Диагностировать наличие злокачественной опухоли у ребенка на ранней стадии очень трудно. Это связано с тем, что ребенок не может четко сформулировать свои жалобы. Играет свою роль и своеобразное течение, и неоднозначные проявления детской онкологии на ранних стадиях.
Все это затрудняет процесс выявления и дифференциальной диагностики рака у детей от других часто встречающихся детских заболеваний. Именно из-за этого, в большинстве случаев, онкологический диагноз ставится, когда опухоль уже начинает вызывать различные анатомо-физиологические нарушения в работе организма.
При наличии настораживающих симптомов, во избежание врачебных ошибок, уже на первом этапе обследования больного ребенка, подозреваемый онкологический диагноз должен быть отображен в диагнозе, помимо других предполагаемых заболеваний.
Огромная ответственность лежит на участковом педиатре или детском хирурге, именно они первыми проводят обследование ребенка и предлагают алгоритм дальнейших действий. На первичном приеме у педиатра, выявить опухоль сразу удается далеко не всегда, поэтому выявление и диагностика рака у детей проходят гораздо успешнее при проведении сразу нескольких видов скрининговых тестов.
В современной медицине для диагностики онкологических заболеваний у детей используют все доступные методы скрининга и диагностики, такие как:
Пункция костного мозга
Профилактика рака у детей
-
Первым из них является выявление наличия у ребенка генетической предрасположенности к некоторым видам злокачественных опухолей, которые передаются по наследству.
Вторым идет антенатальная охрана плода, подразумевающая устранение различных факторов риска на организм беременной женщины и плода.
Прогноз при онкологическом заболевании у детей
Говорить о точном прогнозе можно только при наличии данных гистологического исследования опухоли, ее клинического течения и общего состояния ребенка.
В настоящее время идет тенденция к переведению онкологических заболеваний в разряд хронических. Они больше не являются приговором, но и так просто избавиться от этой болезни не получится. Если опухоль диагностирована на ранней стадии, а лечение начато незамедлительно, то практически всегда это гарантирует благоприятный исход. В современной медицине действуют стандарты, которые направлены на продление жизни ребенка даже в неподдающихся лечению стадиях заболевания, также появляются новые методы лечения, которые отличаются повышенной эффективностью и увеличивают среднюю выживаемость на значимые цифры.
Читайте также: