Особенностью диагностики злокачественных опухолей у детей является

Своевременное распознавание злокачественного заболевания у детей, так же, как и у взрослых, часто зависит от своевременного обращения родителей ребенка к врачу. У педиатра тоже постоян­но должна присутствовать онкологическая настороженность, тре­бующая при обследовании ребенка искать, а не исключать злока­чественную опухоль во всех случаях затрудненной диагностики.

Врач вынужден активно выявлять признаки болезни, предпо­лагая жалобы ребенка, так как порой невозможно получить жа­лобы и анамнез от самого пациента (дети раннего возраста), а данные, полученные при расспросе родителей, малоинформатив­ны. Поэтому при обследовании ребенка с подозрением на опухоль объективное исследование занимает большое место, чем в обследовании детей старшего возраста и взрослых.

Опухоли у детей часто встречаются в труднодоступных для исследования местах (полость черепа, забрюшинное пространство), когда даже сложные методы исследования не всегда позволяют поставить диагноз на раннем этапе развития опухоли и обнару­жить новообразования удается, лишь когда оно достигает опреде­ленных размеров.

У детей встречается относительно малое число визуально обна­руживаемых опухолей. К ним относятся врожденные лейкозы, на которые указывают увеличенные лимфоузлы и лейкемоиды на коже; опухоли мягких тканей, рабдомиомы влагалища. Доброка­чественные опухоли — ангиомы обнаруживаются уже при обыч­ном осмотре ребенка при рождении.

Злокачественные опухоли у детей имеют множество масок, под которыми они скрываются. И наоборот, любое заболевание в ран­нем детском возрасте и даже некоторые физиологические состоя­ния могут своими симптомами напоминать опухолевый процесс. Почти все диагностические исследования у детей необходимо проводить, используя анестезиологическое пособие, чтобы обезбо­лить исследование и добиться неподвижного положения больного. Поэтому рекомендуется проводить в это время не одну, а несколь­ко процедур, требующих иммобилизации ребенка.

Всем вышеперечисленным обусловливаются особенности диаг­ностики опухолей у детей. Различают три группы методов обсле­дования детей: общие, частные и специальные.

К первой группе относятся:

— расспрос родителей и ребенка (при возможности) с удалением особого внимания семейному анамнезу,

— осмотр и физикальное исследование всех органов и систем при необходимости пальпация под наркозом органов брюшной полости и таза),

—определение массы тела и роста ребенка,

—измерение температуры тела,

—измерение артериального давления,

— общий анализ крови с оценкой функции костного мозга,

— общий анализ мочи,

— оценка функционального состояния печени и почек

Эти данные помогают не только установить диагноз, но и оце­нить изменение функции отдельных органов после проведенного противоопухолевого лечения.

К частным методам относятся методы, применяемые в обяза­тельном порядке всем детям, больным данной формой злокаче­ственной опухоли, независимо от ее гистологической природы, распространенности и наличия осложнений, например, физикальное исследование пораженной области, исследование регионарных лим­фатических узлов, рентгенография пораженного отдела скелета при опухолях костей. Часто диагностический этап может быть закончен после использования частных методов обследования. Не­обходимо помнить об отрицательном воздействии рентгеновских лучей на растущий организм и, по возможности, шире использо­вать у детей методы ультразвуковой диагностики.

Специальные методы исследования проводятся лишь при на­личии определенных показаний. Например, при подозрении на опухоль мозга назначают электроэнцефалографию, радиоизотоп­ную энцефалографию, ангиографию сосудов головного мозга.

Рентгенография органов грудной клеткикак метод исследова­ния показана при любых опухолях, имеющих склонность к мета-

стазированию в легкие (саркомы костей, нефробластома). Рентге­новские снимки органов грудной полости необходимо выполнять в двух взаимно перпендикулярных проекциях — передней и боко­вой.

Рентгенографию и сцинтиграфию костейскелета используют при определении степени распространенности новообразований, имеющих тенденцию к метастазированию в кости ( нейробластома, саркома Юинга). Сцинтиграфию — радиоизотопный метод ис­следования с применением радиоактивных препаратов стронция, галлия, технеция, — применяют для поиска скрыто протекаю­щих метастазов.

Рентгенография органов брюшной полостипомогает в определении локализации опухоли, особенно при наличии в ней кальцификатов. Обзорные рентгенограммы живота производят в прямой и боковой проекции.

Ультразвуковой диагностикеотдается предпочтение при ис­следовании органов брюшной полости и почек. Она позволяет диф­ференцировать очаговые и диффузные поражения, легко обнаруживает кистозные образования, опухоли, гематомы печени, гид­ронефроз и другие заболевания.

В последние годы у детей с большим успехом для определения локализации, размера и формы различных опухолей использует­ся компьютерная томография.

Раздел 12 ОПУХОЛИ И ОПУХОЛЕПОДОБНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ И КОСТЕЙ ЛИЦА

12.1. Особенности опухолей у детей

Опухоли у детей отличаются выра­женными особенностями проис­хождения, клинического проявления и патоморфологической струк­туры.

У детей, как и у взрослых, опухо­ли делятся на доброкачественные и злокачественные. Опухоли отлича­ются рядом свойств в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, факторов, вызвавших ее и определивших ее развитие.

Доброкачественные опухоли чаще всего имеют капсулу, после радика­льного удаления не дают метастазов и рецидивов. В клиническом про­явлении они могут расти агрессив­но и быстро. Этот клинический признак может быть ошибочно оце­нен как злокачественный рост. Бы­строта роста опухолей у детей мо­жет приводить к значительному распространению, в том числе и на жизненно важные области, что уг­рожает жизни больного.

Злокачественные опухоли характе­ризуются выраженным автономным ростом, утратой способности к формированию морфологически зрелых тканевых структур, инфильтративным ростом и метастазированием по кровеносной и лимфатиче­ской системам. При злокачествен­ных опухолях наблюдаются имму­нологические, гормональные и дру­гие нарушения, угрожающие жизни ребенка.

В группе больных с новообразо­ваниями ЧЛО дети составляют 25,5 %. У 95 % из них выявляются доброкачественные опухоли и у 5 % — злокачественные. Опухоли у детей большей частью являются дизонтогенетическими, т.е. возникают в результате нарушений эмбриоге­неза, внутриклеточного деления или процесса развития и диффе­ренциации зародышевого сегмента. Это подтверждается наблюдениями, указывающими, что большинство опухолей клинически проявляется в раннем возрасте — от рождения до 5 лет. Нередко опухоли сочетаются с пороками развития других орга­нов. У детей преобладают мезенхимальные новообразования и почти не встречаются эпителиальные. Чаще всего наблюдаются соедини­тельнотканные доброкачественные опухоли мягких тканей лица (сосу­дистые образования), второе место по частоте обнаружения занимают новообразования костей лица. Сре­ди новообразований тканей и орга­нов рта наблюдается обратная кар­тина: преобладают новообразова­ния эпителиальные (из покровного и зубообразовательного эпителия и эпителия слюнных желез), реже — соединительнотканные (из крове­носных сосудов), крайне редки нейрогенные опухоли.

Опухоли и опухолеподобные об­разования челюстных костей чаще выявляются у детей 7—12 и 12—16 лет и очень редко до 1 года.

Самая высокая частота новообра­зований в полости рта наблюдается у детей до 1 года и в 12—16 лет. Но­вообразования дизонтогенетической природы выявляются при рождении ребенка или в первые 5 лет жизни и редко позже. Это зави­сит от локализации новообразова­ния: чем глубже оно располагается и чем сложнее анатомо-топографическое строение области располо­жения новообразования дизонтогенетической природы, тем позднее по времени оно проявляется и ви­зуализируется клинически.

В 7—12-летнем возрасте учаще­ние новообразований объясняется периодом наиболее активного роста костей лица, а в 12—16 лет — повы­шенной эндокринной деятельно­стью (интенсивный рост организма, половое созревание). Частота выяв­ления отдельных видов опухолей также зависит от возраста ребенка. Так, гемангиома, лимфангиома, дермоид, миобластома, меланотическая нейроэктодермальная опу­холь младенца чаще обнаруживают­ся в первые 5 лет жизни, ретику­лярные саркомы — в возрасте от 2 до 5 лет. У детей старшего возраста чаще бывают доброкачественные опухоли челюстных костей. Про­слеживается связь биологической акселерации с учащением развития некоторых видов опухолей.

Имеется гормональная зависи­мость некоторых видов опухолей и диспластических процессов. У мальчиков чаще встречаются гигантоклеточные опухоли, лимфангиомы, ангиофибромы, злокачествен­ные опухоли лимфатического аппа­рата, у девочек — гемангиомы, тера­томы, папилломы слизистой обо­лочки рта, синдром Олбрайта.

Одна из особенностей опухолей детского возраста — семейное предрасположение к некоторым из них: фиброматозу десен, нейрофиброматозу, херувизму, гемангиоме. Установление у родителей та­кого типа наследственности облег­чает своевременное распознавание этих опухолей у ребенка и помога­ет наметить пути их раннего лече­ния.

Течение некоторых опухолей чрезвычайно своеобразно: геманги­омы и лимфангиомы обладают ин­фильтрирующим ростом, могут прорастать в соседние органы, раз­рушая их; такие опухоли трудно удалить. То же можно отметить в клиническом проявлении гамартом, рабдомиом. Клинико-рентгенологическая картина, темпы и характер роста десмопластических фибром нижней челюсти схожи с таковыми остеогенных сарком. Следователь­но, интенсивность проявления рос­та опухолей у детей не совпадает с типичными признаками доброкаче­ственности или злокачественности.

Специфической особенностью некоторых новообразований (гемангиома, лимфангиома, папилломатоз слизистой оболочки полости рта) является способность их к спонтанной регрессии, которую объясняют тем, что эти опухоли яв­ляются последней стадией пренатальных нарушений.

Диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей у детей проводится с большим опозданием, ибо время от начала заболевания и время его проявления не совпада­ют. Обнаружение опухоли может произойти через недели, месяцы, иногда годы от истинного начала заболевания.

Объективные причины трудности диагностики доброкачественных и особенно злокачественных опухо­лей:

• относительная редкость многих видов новообразований ЧЛО у де­тей;

• отсутствие патогномоничных (обязательных) признаков опухо­ли и наличие других патологиче­ских генетических процессов, имитирующих опухоли. На ран­них этапах развития опухоли воз­можны постановка неонкологи­ческого диагноза и соответствен­но назначение неадекватного ле­чения;

• несвоевременное и неадекватное лечение, которое нередко прово­дят детям в неспециализирован­ных отделениях.

Начальные этапы развития опухо­лей в большинстве случаев кли­нически не проявляются, поэтому раннюю диагностику новообразо­ваний мягких тканей лица и че­люстных костей у детей нужно проводить с онкологической на­стороженностью!

Основные положения, которые должны быть учтены:

• внимание к нетипичным и необъ­яснимым признакам течения лю­бого заболевания;

• знание ранних симптомов прояв­ления опухолей;

• помнить, что в разных возрастных группах могут быть различия в проявлении опухоли;

• есть преобладание той или иной нозологической формы у детей в разных возрастных группах;

• независимо от того, к какому спе­циалисту обратился ребенок (те­рапевт-стоматолог, ортодонт), его обследование должно быть тща­тельным с целью поиска возможного проявления признаков ново­образования;

• отдельные патологические про­цессы не верифицируются в пер­вые годы жизни (нейрофиброматоз при наличии начальных кли­нических симптомов заболевания не выявляется патоморфологом, что приводит к ошибочным диа­гностике и лечению);

• рациональное использование пе­риодов диспансеризации органи­зованного и неорганизованного детского населения (детский сад, школа, интернат), выявление но­вообразований при проведении санации полости рта;

• обнаружение новообразования требует его немедленной верифи­кации и лечения в специализиро­ванном детском челюстно-лицевом стационаре, а при подозре­нии на злокачественное новооб­разование — в специализирован­ном онкологическом детском от­делении.

Наиболее часто в детском возрас­те встречаются поражения губ, язы­ка, твердого и мягкого неба, альвео­лярного отростка, челюстных кос­тей, подъязычной области, слюнных желез. При диспансерном наблюде­нии стоматолог и участковый педи­атр могут выявить врожденные кис­ты и свищи шеи, дермоиды, миобластомы языка, лимфангиомы и гемангиомы лица, нейрофиброматоз и др. Совместное обследование ре­бенка до 1 года следует проводить ежемесячно, затем 3—4 раза в год до 5-летнего возраста, а в последую­щем ежегодно. При подозрении на опухоль следует направить ребенка в специализированное детское сто­матологическое учреждение.

Диагноз опухоли у детей четко может быть поставлен на осно­вании клинико-рентгенологической картины и морфологического исследования биоптата. В боль­шинстве случаев такой подход должен быть обязательным.

Меры профилактики опухолей у детей: 1) выявление семейной пред­расположенности к некоторым фор­мам опухолей; 2) антенатальная ох­рана плода.

Диагностика опухолей у детей тесно связана с вопросами деонто­логии: с одной стороны, родители должны быть осведомлены о состо­янии ребенка и опасности промед­ления с лечением, с другой — они не должны терять надежды на ока­зание реальной помощи ребенку. При общении с детьми необходимо учитывать, что дети наблюдатель­ны, начинают быстро разбираться в терминологии и могут реально оце­нивать угрозу своему здоровью и даже жизни. Это требует бережно­го, тактичного, внимательного от­ношения к больному ребенку и ис­пользования информационного и интерпретационного способов об­щения врача и родителей.

Плохие исходы зависят от непра­вильной и поздней диагностики, что объясняется слабой онкологи­ческой настороженностью детских стоматологов и педиатров, недоста­точной изученностью большинства новообразований ЧЛО у детей и трудностью диагностики.

Опухоли в зависимости от проис­хождения (ткань, орган) подразделя­ются на следующие группы, в кото­рых учитываются известные гисто­логические виды новообразований:

А. Доброкачественные

I. Эпителиальные опухоли

II. Опухоли мягких тканей

III. Опухоли костей и хряще­вых тканей

IV. Опухоли лимфоидной и кроветворной тканей

V. Опухоли смешанного генеза

VI. Вторичные опухоли

VII. Неклассифицируемые опухоли

VIII. Опухолеподобные состо­яния

Б. Злокачественные

В периоды возрастной пере­стройки тканей при морфологиче­ском исследовании трудно решить вопрос, относятся ли данные клет­ки к незрелой, недифференциро­ванной ткани или это клетки злока­чественной опухоли (разобраться можно только с учетом отдаленных результатов лечения). Поэтому в детском и подростковом возрасте установить четкие границы между доброкачественными и злокачест­венными опухолями не всегда воз­можно. А.И. Пачес (1983) вводит понятие о новообразованиях про­межуточной группы. Очевидно, такие новообразования у детей и по­дростков, как десмопластическая фиброма, пролиферирующая форма фиброзной дисплазии, литическая форма остеокластомы и др., рацио­нальнее включать в промежуточ­ные — между доброкачественными и злокачественными опухолями, что облегчит распознавание и вы­бор тактики лечения этих новооб­разований. Многие виды образова­ний в МГКО разделены на опухоли и опухолеподобные (сходные с опу­холями) поражения. Для некоторых нозологических форм четкого раз­граничения нет.

Далеко не все виды патологиче­ских процессов, представленных в МГКО, встречаются в повседнев­ной практике детской стоматоло­гии. Многие из них могут быть не диагностированы при клиническом обследовании и выявляются лишь при тщательном морфологическом исследовании. Однако выделение разновидностей этих процессов на основе гистологической типизации нельзя игнорировать. В данном учебнике описаны те формы опухо­лей, которые часто обнаруживают в органах и тканях полости рта, лица и челюстных костях в детском и по­дростковом возрасте.

Все новообразования ЧЛО делят­ся на три основные группы: 1) опу­холи и опухолеподобные поражения мягких тканей полости рта, лица и шеи (55 %); 2) опухоли слюнных же­лез (5 %); 3) опухоли и дисплазии челюстных костей (40 %).

Результаты лечения злокачественных новообразований у детей находятся в прямой зависимости от стадии опухолевого процесса, т. е. от сроков установления диагноза. Диагностирование заболевания в поздней стадии, когда налицо выраженные симптомы распространенного процесса, в подавляющем большинстве случаев бесполезно для больного, так как, несмотря на применение всех возможных методов терапии, излечение ребенка маловероятно.

Своевременная диагностика опухоли основана на выявлении слабовыраженных, порой неясных симптомов, которые не приводят к заметному ухудшению состояния ребенка и часто игнорируются родителями и врачами, не имеющими онкологической настороженности. Дополнительные трудности связаны с тем, что многие часто встречающиеся новообразования у детей имеют скрытую локализацию (опухоли центральной нервной системы, забрюшинного пространства, средостения и др.).

В целях улучшения своевременной диагностики новообразований предусмотрено осуществить:

  • своевременную диагностику злокачественных опухолей в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту первичной обращаемости больных путем повышения онкологической настороженности врачей этих учреждений, рационального применения современных инструментальных и лабораторных методов;
  • обязательное проведение всестороннего обследования для выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний у больных, находящихся на лечении в стационарах лечебно-профилактических учреждений;
  • направление больных злокачественными новообразованиями в онкологические и другие специализированные учреждения, имеющие оборудование и условия для лучевого, комбинированного и комплексного лечения.

Современное клиническое обследование детей — это процесс, начинающийся с расспроса родителей и ребенка (если это возможно), осмотра последнего, включающий в себя применение целого ряда специальных методик. Различают 3 группы методов обследования — общие, частные и специальные.

В общие входят расспрос ребенка или родителей (с особым вниманием к семейному анамнезу), физикальное исследование органов и систем (при необходимости пальпация органов брюшной полости и малого таза под наркозом), взвешивание и определение роста ребенка, измерение температуры тела, артериального давления, общий анализ крови с оценкой функции костного мозга, общий анализ мочи, оценка функционального состояния печени и почек.

Эти данные имеют значение не только для установления правильного диагноза заболевания, но они также необходимы для последующей оценки изменений функции отдельных органов и тканей, развивающихся вследствие проведенного противоопухолевого лечения.

К частным относят методы, которые применяются в обязательном порядке в диагностике у детей, больных данной формой злокачественной опухоли, независимо от ее патологической природы, распространенности и наличия осложнений, например, физикальное исследование пораженной области, исследование регионарных лимфатических узлов и рентгенография пораженного отдела скелета при опухолях костей.

Специальные методы исследования

Они применяются лишь у некоторых больных с определенной локализацией опухоли, т. е. при наличии особых показаний, например, радиоизотопная диагностика, ангиография мозга, электроэнцефалография при диагностике опухолей головного мозга.

Общие методы исследования позволяют заподозрить наличие злокачественного процесса у ребенка и дать основание врачу использовать частные и специальные методы, необходимые для раннего распознавания опухоли и определения степени ее распространенности.

При этом врач должен понимать, что злокачественные опухоли у детей, особенно раннего возраста, в течение длительного периода протекают скрытно. Поэтому нельзя просто ждать проявления болезни, а следует активно искать признаки опухолевого заболевания.

Во многих случаях диагностический этап может быть завершен использованием частных методов обследования.

Диагностика новообразований у детей осуществляется трех-этапно: участковый педиатр и специалисты детской районной поликлиники, детский терапевтический или хирургический стационар и специализированное детское онкологическое (гематологическое) отделение. На каждом из этих этапов решаются свои задачи. В условиях поликлиники необходимо заподозрить наличие опухолевого процесса и немедленно госпитализировать ребенка. В специализированном стационаре следует в короткие сроки подтвердить или отвергнуть онкологический диагноз, а при подтверждении его перевести больного в детское онкологическое отделение. В последнем уточняются локализация, морфологический вид и стадия новообразования, без чего невозможна современная адекватная терапия.

Принципы обследования больного ребенка в онкопедиатрии существенно не отличаются от таковых в педиатрии, но учитывают особенности роста и развития опухолевого процесса.

При сборе анамнеза необходимо выяснить детально особенности развития ребенка от рождения до момента обследования. Учитывая врожденный характер большинства опухолей, можно обнаружить у ряда больных сопутствующие пороки и асимметрию развития, стигмы. Во многих случаях за 1—3 мес, а иногда и больший срок до появления несомненных признаков заболевания, выявляются симптомы так называемого общего опухолевого симптомокомплекса.

Такие признаки, как вялость, сонливость, беспокойный сон, повышенная раздражительность, ухудшение аппетита, рвота, похудание, нарушение стула, а также повышение температуры без явных других проявлений определенного заболевания, нередко бывают первыми симптомами злокачественного процесса. Необходимо обращать внимание также на "беспричинные" боли в конечностях, кровоизлияния и другие симптомы. В каждом случае врач должен объяснить их происхождение, что требует детального обследования ребенка в поликлинике, а затем, при неясном диагнозе, — в стационаре.

Особенности диагностики опухолей у детей связаны с рядом факторов:

  • невозможностью получения анамнеза от пациента (у детей раннего возраста), отсутствием жалоб. Поэтому приходится прибегать к расспросу родителей и ближайших родственников, а эти сведения далеко не равноценны данным, полученным от больного;
  • относительно малым числом визуально обнаруживаемых опухолей. У детей встречаются как казуистика рак молочной железы, рак шейки матки, рак пищевода и желудка (которые доступны эндоскопическому исследованию). Из визуально наблюдаемых опухолей можно указать на врожденный лейкоз (увеличение лимфатических узлов и лейкемоиды на коже), рабдомиосаркомы влагалища и опухоли мягких тканей;
  • расположением наиболее часто встречающихся опухолей у детей в труднодоступных для исследования областях: черепной коробке (опухоли ЦНС), забрюшинном пространстве (нефробластома, нейробластома). Опухоли, локализующиеся в этих областях, нередко растут медленно, не вызывая видимых объективных изменений. Раздвигая окружающие ткани и органы, новообразования постепенно увеличиваются в размере и часто обнаруживаются лишь тогда, когда достигнут значительной величины или, как это нередко бывает при нефробластоме, дадут метастазы в отдаленные органы. Обнаружение опухолей ЦНС у детей особенно затруднено, так как опухоли мозга обычно начинают проявляться субъективными ощущениями (головокружение, тошнота, нарушения зрения, головные боли), о которых дети раннего возраста не могут сообщить окружающим. Не менее трудно и раннее распознавание опухолей, расположенных в забрюшинном пространстве. Если врач устанавливает диагноз на стадии заболевания, когда опухоль еще не достигла больших размеров, то мы считаем, что диагноз поставлен своевременно, но это вовсе не значит, что он поставлен на ранней, начальной стадии заболевания. Кроме того, для установления точного диагноза при забрюшинном расположении опухоли нередко приходится прибегать к относительно сложным методам исследования (аортография, радиоизотопная диагностика, лимфография, компьютерная томография). Однако и эти сложные методы исследования отнюдь не всегда позволяют поставить диагноз на самом раннем этапе развития опухоли; новообразование должно достигнуть определенных размеров, чтобы быть зафиксированным;
  • множеством "масок", под которыми скрываются злокачественные опухоли. Практически любое заболевание в раннем детском возрасте, да и некоторые физиологические состояния, могут своими проявлениями быть похожими на опухолевый процесс, и наоборот. Положение усугубляется тем, что наряду с опухолью нередко протекают другие заболевания и процессы (прорезывание зубов, рахит). Необходимо вспомнить и тот факт, что опухоли часто сочетаются с пороками развития, которые могут маскировать новообразование;
  • необходимостью применения почти во всех случаях анестезиологического пособия при диагностических исследованиях. Это делается не только для того, чтобы избавить ребенка от неприятных ощущений, но и для того, чтобы добиться его "обездвиживания". Учитывая это, рекомендуется во время дачи наркоза или при других методах обезболивания проводить не одну, а несколько процедур, требующих иммобилизации больного.

Диагностика новообразований у детей является комплексной с учетом данных клинических, лабораторных, радиологических (рентгенологических, радиоизотопных), морфологических и некоторых других методов исследования (эхотомография, термография и др.).

Указанные методы по возможности проводятся одновременно с анализом полученных данных. Разумеется, последовательность проведения и удельный вес различных видов и методов обследования ребенка существенно разнятся в зависимости от вида, локализации, стадии, гормональной активности новообразований. Вместе с тем имеется ряд общих положений диагностики новообразований вне зависимости от их особенностей и локализаций.

Особенности детской онкологии


В отличие от онкологических заболеваний у взрослых людей, детская онкология имеет свои особенности и отличия:

    Подавляющее большинство опухолей, возникающих у детей - это лейкемии

Рак у детей встречаются реже, чем у взрослых

У детей неэпителиальные опухоли преобладают над эпителиальными

В детской онкологии встречаются незрелые опухоли, способные к созреванию

Специфичной для некоторых злокачественных образований у детей является их способность к спонтанной регрессии

  • Существует генетическая предрасположенность к некоторым опухолям, в частности, к ретинобластоме, хондроматозу костей и полипозу кишечника.
  • Причины рака у детей

    А вот вызвать этот генетический сбой в клетке могут ряд факторов риска. Но и тут у детских опухолей есть особенности. В отличие от взрослых людей, у детей нет факторов риска, связанных с образом жизни, таких как курение, злоупотребление алкоголем, работа на вредном производстве. У взрослого человека, в большинстве случаев, появление злокачественных опухолей связано с воздействием внешних факторов риска, а для появления опухоли у ребенка большее значение имеют генетические факторы.

    Именно поэтому, если у ребенка развилось злокачественное заболевание, его родители не должны винить себя, так как предупредить или предотвратить это заболевание, скорее всего, было не в их силах.

    Факторы, повышающие риск развития рака у ребенка:

    1. Физические факторы

    Самый распространенный физический фактор риска - это длительное воздействие на ребенка солнечной радиации или гиперинсоляция. Также, сюда относится воздействие различных ионизирующих излучений от медицинских диагностических аппаратов или вследствие техногенных катастроф.

    2. Химические факторы

    Помимо этого, существует еще один химический фактор риска, который, зачастую, опасен именно детям. Многие научные исследования доказали связь длительного применения некоторых лекарственных средств, таких как: барбитураты, диуретики, фенитоин, иммунодепрессанты, антибиотики, хлорамфеникол, андрогены, с развитием онкологических заболеваний у детей.

    3. Биологические факторы

    К биологическим факторам, относят хронические вирусные инфекции, такие как: вирус Эпштейн-Барра, вирус герпеса, вирус гепатита B. Множество зарубежных исследований установили повышение риска возникновения онкологических заболеваний у детей с вирусными инфекциями.

    4. Генетические факторы риска

    В настоящее время, детская онкология насчитывает около 25 наследственных заболеваний, увеличивающих риск развития опухолей у ребенка. Например, болезнь Тони–Дебре–Фанкони, резко увеличивают риск развития лейкемии.

    Также увеличивают риск развития рака у детей синдром Блума, атаксия-телангиэктазия, болезнь Брутона, синдром Вискотта- Олдрича, синдром Костманна, нейрофиброматоз. Увеличивается риск заболеть лейкемией у детей с синдромом Дауна и Кляйнфельтера.

    На фоне синдрома Прингла—Бурневиля, в половине случаев развивается опухоль под названием рабдомиома сердца.

    Помимо факторов риска, существуют несколько теорий о причинах возникновения рака у детей.

    Одна из теорий принадлежит немецкому доктору Юлиусу Конгейму. В основе его зародышевой теории лежит наличие у детей, эктопированных клеток, зачатков, которые обладают возможностью к перерождению в злокачественные клетки. Именно поэтому тератомы, нейробластомы, гамартомы и опухоли Вильмса не имеют привычной злокачественной структуры. Это скорее пороки развития, бластоматозный характер которых возникает лишь как результат злокачественного перерождения клеток.

    Вторая теория принадлежит ученому Хьюго Рибберту. Согласно его теории, очаг хронического воспаления или лучевого воздействия, служит фоном для возникновения опухолевого роста. Именно поэтому, так важно уделять внимание хроническим воспалительным заболеваниям в детском возрасте.

    Симптомы рака у детей


    Детские онкологические заболевания на ранних стадиях практически всегда протекают незаметно для родителей заболевшего ребенка.

    Это происходит, из-за того, что симптомы рака у детей похожи на множество симптомов безобидных детских болезней, и ребенок не может четко сформулировать свои жалобы.

    Также у детей распространен травматизм, проявляющийся различными синяками, ссадинами, ушибами, которые могут смазать или скрыть ранние признаки рака у ребенка.

    Для своевременного выявления онкологического диагноза родителям ребенка очень важно следить за обязательным прохождением регулярных медицинских осмотров в детском саду или школе. Кроме того, родители должны обращать пристальное внимание, на появление у ребенка различных непроходящих и необычных для него симптомов. Дети, родители которых в прошлом перенесли онкологическое заболевание, находятся в группе риска, так как могут унаследовать от своих родителей генетические изменения в структуре ДНК. Такие дети должны регулярно проходить медицинские осмотры и находиться под неусыпным контролем родителей.




    При появлении у ребенка настораживающих вас симптомов, немедленно обратитесь к врачу-педиатру, либо к детскому онкологу.

    К признакам рака у детей относится множество симптомов, но мы остановимся на самых распространенных из них:

    1. Необъяснимое появление слабости, сопровождающееся быстрой утомляемостью.

    2. Бледность кожных покровов.

    3. Беспричинное появление на теле ребенка припухлостей или уплотнений.

    4. Частые и необъяснимые подъемы температуры тела.

    5. Образование серьезных гематом при малейших травмах и слабых ударах.

    6. Непроходящие боли, локализованные в одном участке тела.

    7. Нехарактерное для детей, вынужденное положение тела, при наклонах, во время игр или сне.

    8. Сильные головные боли, сопровождающиеся рвотой.

    9. Внезапные нарушения зрения.

    10. Стремительная, беспричинная потеря веса.

    Если вы обнаружили у своего ребенка один или несколько, указанных выше симптомов, не стоит паниковать, практически все они могут сопровождать различные инфекционные, травматические или аутоиммунные заболевания. Но это не означает, что при появлении таких симптомов следует заниматься самолечением.

    При любых настороживших вас признаках, немедленно обратитесь к лечащему врачу-педиатру либо к детскому онкологу.

    Диагностика рака у детей

    Диагностировать наличие злокачественной опухоли у ребенка на ранней стадии очень трудно. Это связано с тем, что ребенок не может четко сформулировать свои жалобы. Играет свою роль и своеобразное течение, и неоднозначные проявления детской онкологии на ранних стадиях.

    Все это затрудняет процесс выявления и дифференциальной диагностики рака у детей от других часто встречающихся детских заболеваний. Именно из-за этого, в большинстве случаев, онкологический диагноз ставится, когда опухоль уже начинает вызывать различные анатомо-физиологические нарушения в работе организма.





    При наличии настораживающих симптомов, во избежание врачебных ошибок, уже на первом этапе обследования больного ребенка, подозреваемый онкологический диагноз должен быть отображен в диагнозе, помимо других предполагаемых заболеваний.

    Огромная ответственность лежит на участковом педиатре или детском хирурге, именно они первыми проводят обследование ребенка и предлагают алгоритм дальнейших действий. На первичном приеме у педиатра, выявить опухоль сразу удается далеко не всегда, поэтому выявление и диагностика рака у детей проходят гораздо успешнее при проведении сразу нескольких видов скрининговых тестов.

    В современной медицине для диагностики онкологических заболеваний у детей используют все доступные методы скрининга и диагностики, такие как:

    Пункция костного мозга

    Профилактика рака у детей

      Первым из них является выявление наличия у ребенка генетической предрасположенности к некоторым видам злокачественных опухолей, которые передаются по наследству.

    Вторым идет антенатальная охрана плода, подразумевающая устранение различных факторов риска на организм беременной женщины и плода.

  • Третьим аспектом является своевременное удаление доброкачественных опухолей (невусов, нейрофибром, остеохондром, тератом), которые могут стать фоном для развития рака.
  • Прогноз при онкологическом заболевании у детей


    Говорить о точном прогнозе можно только при наличии данных гистологического исследования опухоли, ее клинического течения и общего состояния ребенка.

    В настоящее время идет тенденция к переведению онкологических заболеваний в разряд хронических. Они больше не являются приговором, но и так просто избавиться от этой болезни не получится. Если опухоль диагностирована на ранней стадии, а лечение начато незамедлительно, то практически всегда это гарантирует благоприятный исход. В современной медицине действуют стандарты, которые направлены на продление жизни ребенка даже в неподдающихся лечению стадиях заболевания, также появляются новые методы лечения, которые отличаются повышенной эффективностью и увеличивают среднюю выживаемость на значимые цифры.

    Читайте также: