Шаманы бурятии лечение онкологии

Когда испробованы все традиционные методы и надежды на исцеление практически нет, жители Бурятии нередко отправляются за помощью к медицине нетрадиционной.

Один из многочисленных методов, которые применяют местные шаманы, — обертывание больного внутренностями животного. Считается, что это крайне опасный и сложный вид лечения.

Обертывание внутренностями животного считается одним из самых сложных древних обрядов, и возьмутся за него лишь немногие шаманы.

В Бурятии один из тех, кто лечит таким образом, — шаман Сергей Дамдинов. Он разрешил корреспонденту понаблюдать за процессом, но все секреты рассказать отказался.


- Если обертывание пройдет неправильно, то человек может умереть. Здесь учитываются все нюансы, важно иметь и сакральные знания. Сергей Дамдинов, шаман

Каждый обряд Сергею Дамдинову дается тяжело. Он говорит, что сильно переживает, ведь, как правило, обертывания для многих последний шанс.

У Светланы Хорошко хроническая почечная недостаточность — несколько раз в неделю гемодиализ и шансов на излечение практически нет. Светлана с мужем приехали из Иркутской области. До Улан-Удэ они добирались 18 часов, говорят, было опасно, на дорогах сплошной гололед.

- Пока ехали, столько машин в кюветах видели, страшно, конечно, но, думаю, наш приезд стоит того. Я очень надеюсь на излечение. С Сергеем познакомились в Иркутске на каком-то обряде, нас туда привез хороший друг. В свое время у нашего друга сильно болела спина, и Сергей помог ему, он ведь еще и хороший массажист и костоправ.

Для обертывания Светлане нужно было купить овцу. По словам Сергея, пол животного — очень важный момент. Для мужчин обязательно требуется животное-самец. Барана приносят в жертву. По убеждениям шаманов, животное буквально дарует свою жизнь человеку и благодаря его органам больной встает на ноги.




Во время разделывания барана больная лежит в прогретой комнате, там ее и обкладывают внутренними органами животного. Происходит это по зеркальному принципу, то есть печень на печень, легкие на легкие, сердце на сердце и т. д.

Экспертное мнение. Ольга Мадасова, главврач Республиканского центра медицинской профилактики.

— Официальная медицина всегда стояла и стоит на основах доказательности. По идее должны проходить какие-то исследования, и только тогда можно с уверенностью заявлять, помогает это или нет. Я придерживаюсь того мнения, что если человеку помогает, пусть даже на психологическом, ментальном уровне, то пусть это будет.

С точки зрения физиологии я могу сказать, что тут идет мощное тепловое воздействие, причем тепло контактное, живое. Есть метод лечения — тепловая терапия, и поэтому можно сказать, что при обертывании, возможно, улучшается кровоснабжение, активизируется выработка биологически активных веществ и т. д. Тепловое воздействие в большинстве случаев положительно, хотя не всегда рекомендуется.

Что же касается острых инфекционных состояний, то при таком лечении можно спровоцировать активизацию, это крайне вредно. Онкологические больные, как правило, хватаются за последнюю соломинку, и в этом отношении я скажу все-таки нет, потому что я не вижу такого механизма, который улучшил бы течение онкозаболевания. Это подтвердят и мои коллеги. Онкологические больные, лечась нетрадиционными видами, просто теряют свое время и шанс на излечение, ведь у них проходят тяжелейшие процессы.


- После смерти животного на его внутренних органах остается остаточная энергия, своеобразная аура, поэтому органы накладываются друг на друга. Благодаря биополю животного больные органы человека начинают восстанавливаться. В этом-то и кроется основной секрет: энергетика животного действует на человека как аккумулятор.

Таким способом можно вылечить почти все болезни, но только хронического типа. Если же сравнивать современную традиционную медицину с народным целительством, то, к примеру, если у человека болят почки, то в больнице, соответственно, будут лечить только почки, а народная медицина обхватывает весь организм, начиная с его ауры и заканчивая заболевшим органом.


После обертывания больного предупреждают — нужно соблюдать все предписания, иначе лечение может пойти насмарку.

- При обворачивании открываются все поры, организм обновляется и становится схожим с младенцами. Поэтому и беречь нужно себя соответственно. К примеру, Светлане придется три дня не вылезать из постели, максимально утеплиться и беречь себя. Муж буквально будет носить ее на руках, совсем как маленького ребенка. У нее болезнь достаточно серьезная, и для полного выздоровления одного обертывания мало, нужно будет еще повторить, но это уже через год.


Сергей к шаманизму пришел пять лет назад. Говорит, уже был готов к этому. В его роду и мама, и бабушка шаманили и тоже занимались обертыванием. Поэтому с малых лет он не только присутствовал при таких обрядах, но и помогал. Самостоятельно же начал лечить после посвящения.

- Обратился как-то мужчина, ему было 58 лет, у него не работали почка и печень. Врачи отказались от него, сказали, что осталось жить недолго. И кстати, поэтому ему начали начислять большую пенсию, мол, недолго ему осталось. Обертывание было его последней надеждой. На сегодня он бегает лучше меня, на девятый этаж он взбегает как молодой. Его жена, кстати, младше его почти на 30 лет, у них сейчас двое детей.


Мы продолжаем рассказывать истории оздоровления жителей Бурятии с помощью нетрадиционной медицины.

Действительно, когда врачи и лекарства не помогают, остается одна надежда: народные целители. С помощью своего природного дара они поднимают людей на ноги. Кроме этого, у нас в Бурятии, да и по всему миру зарекомендовала себя тибетская медицина. Она славится травами, которые избавляют от хронических и других тяжелых заболеваний.

Необходимость в операции отпала

У Жамцо-ламы проходила лечение девушка, которая была после родов. Как показало исследование в больнице, ей нужна была операция. Она, конечно же, не хотела операционного вмешательства. После курса лечения операция уже не понадобилась, удивился сам врач.

Жамцо-лама, как правило, делает диагностику пульса и на основе анализа составляет программу лечения. Все травы и лекарственные препараты состоят из натуральных ингредиентов и привозятся строго из Тибета.


Тибетская медицина лечит от многих заболеваний. В том числе от бронхита. Мама трехлетнего малыша была счастлива, когда ее сын, наконец, перестал кашлять. Он кашлял 4 месяца без перерыва, врачи не могли поставить диагноз, все списывали на аллергию. А тибетские травы помогли.

Жамцо-лама помогает людям избавиться от разных заболеваний: головные боли, кожные заболевания, болезни суставов, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, одышка, ангина, проблемы с печенью, желчным пузырем, почками, женские заболевания.

- Продолжительность курса лечения у всех выявляется индивидуально. Ведь все зависит от состояния здоровья пациента, - рассказал тибетолог Жамцо.


Бросить куриться спустя 10 лет

Как рассказала нам одна из читателей infpol.ru, она отказалась от курения благодаря травам, которые ей прописал Жамцо-лама. Случайно услышала о ламе от водителя маршрута № 17.

Многих беспокоит повышенное содержание сахара в крови. У одной из пациенток Жамцо-ламы уровень сахара был 9, а после одного курса лечения уровень пришел в норму (5,1).

Благодаря лечению Жамцо-ламы многие женщины, имеющие серьезные женские заболевания, сумели забеременеть.


Жамцо-лама проверяет пульс Главе Республики Тыва

Как сохранить свое здоровье?

Мы решили взять у эмчи-ламы Жамцо небольшие советы, как сохранить свое здоровье.

- Важны две вещи: то, как мы себя чувствуем, и то, как мы думаем. Что касается нашего тела, то нужно есть свежую еду, натуральную. Большое значение имеет гимнастика. Есть разница в образе жизни в Бурятии и в Тибете. Там независимо от возраста люди каждый день делают 100 простираний утром и вечером. Это очень хорошая гимнастика и духовная практика. Также важно думать о хорошем. Если человек постоянно думает о плохом, он притягивает к себе болезни. Нужно думать о хорошем, это помогает поддерживать организм в хорошем состоянии.

Было время, когда шаманизм практически позабыли. Сейчас наступила эра его повсеместного возрождения. СМИ и социальные сети пестрят заметками о шаманах. Принятые государствами законы способствуют возрождению и образованию новых религиозных объединений, таких как шаманы Бурятии "Тенгери", или "Тэнгэри". Кроме этого, на территории Республики Бурятия сейчас работают еще 3 организации:

  • духовный центр байкальских шаманов "БӨӨ мургэл";
  • центр белого шаманизма "Лусад";
  • организация "Бархан".

Шаманы Бурятии проводят работы по восстановлению шаманских обычаев и традиций, в основе которых лежат природный культ, экологическое мировоззрение, тенгрианство.


История тенгрианства

До прихода на территорию распространенных мировых у тюрков была своя, самобытная и очень древняя религия. Они поклонялись небесному божеству Тэнгэри. Представление о нем восходит к 5-4 тысячелетию до нашей эры, оно было распространено по всей Великой степи. Термин "тэнгэри" означает буквально "небо", то есть ту часть мироздания, которую мы можем видеть, а также означает "повелитель", "господин", "дух-хозяин", "бог". Не менее распространена версия, что слово "тэнгэри" образуется из двух слов - "Тан-Ра": от тюркского языка "тан", что значит "восход", и достаточно известного, древнего, религиозного названия солнца — "Ра". Это только версии. Настоящая этимология слова до сих пор не разгадана.


Как появилось тенгрианство

Тенгрианство было образовано естественным путем. Это его достаточно существенное и лежащее на поверхности отличие от авраамических религий, которые создавались пророками. Тенгрианство основано на мировоззрении целых народов, оно связано с отношением между человеком, окружающей его природой и стихиями. Человек определяется как сознательное существо, принадлежащее природе, которое живет в естественной среде, сильно зависит от нее, но тем не менее может как бороться с ней, так и приспособиться к ней. Тенгрианство говорит о родственной связи между человеком и природой. Эта религия почитает духов предков и обожествляет природу. Монголы и тюрки поклонялись природным силам не за то, что ее стихии бывают грозными и не из-за страха перед ней, а потому, что испытывали благодарность за ее щедрые дары. Они чувствовали природный Дух, осознавали себя неотделимой ее частью и умели жить с ней в балансе и гармонии, подчиняясь ее ритмам, радуясь ее красоте и наслаждаясь ее переменчивостью. Благодаря пониманию взаимосвязанности тюрки жили очень экологично, заботясь о природе, как о своем доме. Разорение ее считалось непростительным оскорблением Духа Неба Тэнгэри и природных духов.


Иерархия богов и духов

В тенгрианстве божества обитают на трех уровнях Вселенной. В небесной зоне живут светлые, доброжелательные к человеку боги и духи, хоть они и наказывали изредка людей за непочтительное обращение. В земной зоне живут природные духи, элементали или духи огня и ветра, и различные божественные существа, как и духи умерших шаманов, которые были ближе всего людям. Общались с ними без посредничества кама. Третьей, божественной, зоной являлся подземный мир.

Кто такие шаманы?

Слово "ша-ман" в буквальном смысле означает "мудрого человека" и происходит из тунгуского языка. Шаман — это человек, который смог преодолеть физические ограничения тела, расширить границы своего сознания и испытать глубокие духовные переживания. Впервые это слово появилось в письмах российских служилых из Сибири в 17 веке. Они, в свою очередь, услышали его от тунгусов, племени, живущем на реке Уде. Избранд Идеса и Адам Брандта, поехавшие по приказу Петра Первого в Китай через Сибирь, привезли это слово в Европу. У сибирских народов слово "шаман" в значении служителя культа (исключение составляет только тунгуская группа) не использовалось и не используется. Они называли шаманов по-разному: колдуны, ворожеи, маги, жрецы и т.д. Тюрки, говоря о человеке, который владеет знанием и магическими силами, называли его кам.


Шаман и кам

Сибирским шаманам удалось сохранить определение "кам" в значении слова "шаман", хотя они в течение нескольких последних веков исповедовали ислам. Сегодня мы называем камов не иначе как шаманами. В литературе сохранился термин, называющий шаманский ритуал камланием. Считалось, что шаманы — это избранники духов. У них своя философия и свое мировоззрение, которое составляет их внутренний мир. Но это уже не тэнэгри, так как это религия и мировоззрение всего народа. Будучи монголами и тюрками, камы в те далекие времена были тенгрианцами. Сильнейшие шаманы Бурятии и близлежащих территорий, обладающие государственным мышлением, могли стать, если хотели, священнослужителями тэнгри.

Шаман Улан-Удэ рассказывает о заповедях тенгрианства

Сегодня благодаря интернету существует слишком много мнимых заповедей от якобы мистических шаманов: "Работать на благо государства", "Не проводить много времени за монитором" и т.д. Но какие они, истинные заповеди, которые хранят шаманы Бурятии? Существуют ли они у них вообще, как и у всех других религий? На эти вопросы ответил шаман Баир. Бурятия была полна слухами о нем. Сегодня он признан одним из сильнейших шаманов. Посвящение прошел в далеком 1993 году. Получив образование ветеринара, он встал на шаманский путь и в 2003 году организовал "Хаан Тэнгэри".

В шаманизме о Боге говорится в широком понимании, все сущее, включая людей — есть Бог. Изучая различные традиции, религии, человек получает доступ к Богу в гораздо более широком виде. Нужно учить и уважительно относиться к традиции других народов — это то, о чем гласит одна из заповедей. В пояснении к ней сказано, что людей много, традиций много, но земля у нас на всех одна, общая, и Бог у нас один, хоть мы и называем его разнообразными именами. И изучая чужие традиции, мы можем изучить другую ипостась Бога и Богини. Среди заповедей есть и знакомые христианам "Не убей", "Не укради", а есть и чисто шаманские "Молись роду своему", "Помни, что ты человек" и т.д. Не все шаманы Бурятии следуют заповедям Тэнгэри. К сожалению.


Шаманы Бурятии. Лечение

Шаманы имеют в своем арсенале много полезного, как для государства в целом, так и для каждой отдельной личности. В основе шаманизма лежит связь с природой, гуманность, почтительное отношение к предкам, соблюдение гармонии во всей жизни. Камы совершают обряды для вселения детской души в женщину, которая не может забеременеть, для вызова дождя во время засухи, да и вообще для изменения погоды, для исцеления больного. Обычно, когда люди испробуют все возможные традиционные методы лечения и теряют надежду на исцеление, они обращаются к шаманам.

Шаманы Бурятии для лечения применяют распространенный способ обертывания больного внутренностями животного. Это опасное и сложное мероприятие. Для него требуется купить, например, овцу. Обязательно того же пола, что и больной человек. Овца приносится духам в жертву и, по словам камов, она как бы передает в дар человеку свою жизнь, благодаря энергии ее органов больной излечивается и встает на ноги. Печень кладется на печень, сердце на сердце и т.д. После смерти на внутренних органах жертвенного животного остается энергия, и их используют как своеобразный аккумулятор. Таким образом лечатся многие хронические болезни.


Предсказание шамана

Верховный шаман Бурятии рассказал миру о том, что Европу в 2017 году ждут серьезные катаклизмы. Они накроют в основном западную ее часть. Также шаман, в роду которого 50 поколений провидцев, указал на то, что Европу с большой долей вероятности ожидает техногенная катастрофа, связанная с природными катаклизмами. Подобная той, что произошла в Японии на АЭС после цунами.


Шаманы Бурятии. Отзывы

В последнее время в социальных сетях появляются многочисленные гневные сообщения. В них говорится о том, что шаманы Бурятии требуют за свою работу баснословные деньги и даже секс-услуги. После проведения обряда начинают говорить пациенту о том, что в его роду был сильный шаман, и дар его может передаться пациенту, поэтому нужно срочно проводить ритуал, который будет стоить сто тысяч рублей. А еще надо прихватить с собой парочку людей. И если вдруг пациент не хочет делать этого, то ему говорят о том, что он будет болеть и может скончаться. Естественно, человек внушаем, он загипнотизирован и мчится собирать деньги, берет несколько родных или друзей и едет совершать обряд. А там вроде как в секту попадают. Постоянные обряды, деньги. А вновь прибывших с пациентом тоже в оборот берут: у вас это болит, у вас то не получается и т.д. Много ходит историй о том, что шаманы выпивают, что ученицы оказывают интимные услуги учителям.

Множество обвинений приходит в адрес организации "Тэнгэри". Но представитель общества, Людмила Дашицыренова, отвечает, что шаманы "Тэнгэри" не требуют плату за обряды. Когда становишься на этот путь, то нужно дать клятву не просить оплату за свои услуги. Шаманы должны помогать людям, а не обирать их. Единственное, что просят, так это принести необходимые продукты на ритуал. Пожертвований никаких не собирается. Они добровольные. Людмила также отмечает, что в последнее время в адрес организации "Тэнгэри", которая располагается на улице Барнаульской в Улан-Удэ, поступает множество сообщений о том, что под именем их организации действуют люди, работающие в одиночку или создающие группы, и обманывающие людей, которые доверяют имени "Тэнгэри". Они выставляют пациентам прейскурант с ценами, но шаманы настоящей организации "Тэнгэри" так никогда не поступают.


Бурятские шаманы ставят на ноги обреченных
Когда испробованы все традиционные методы и надежды на исцеление практически нет, жители Бурятии нередко отправляются за помощью к медицине нетрадиционной. Один из многочисленных методов, которые применяют местные шаманы, — обертывание больного внутренностями животного. Считается, что это крайне опасный и сложный вид лечения.
Обертывание внутренностями животного считается одним из самых сложных древних обрядов, и возьмутся за него лишь немногие шаманы. В Бурятии один из тех, кто лечит таким образом, — шаман Сергей Дамдинов.

Он разрешил корреспонденту понаблюдать за процессом, но все секреты рассказать отказался.

- Если обертывание пройдет неправильно, то человек может умереть. Здесь учитываются все нюансы, важно иметь и сакральные знания.
Сергей Дамдинов, шаман
Каждый обряд Сергею Дамдинову дается тяжело.

Он говорит, что сильно переживает, ведь, как правило, обертывания для многих последний шанс.
У Светланы Хорошко хроническая почечная недостаточность — несколько раз в неделю гемодиализ и шансов на излечение практически нет. Светлана с мужем приехали из Иркутской области. До Улан-Удэ они добирались 18 часов, говорят, было опасно, на дорогах сплошной гололед.
- Пока ехали, столько машин в кюветах видели, страшно, конечно, но, думаю, наш приезд стоит того.

Я очень надеюсь на излечение. С Сергеем познакомились в Иркутске на каком-то обряде, нас туда привез хороший друг. В свое время у нашего друга сильно болела спина, и Сергей помог ему, он ведь еще и хороший массажист и костоправ.
Светлана Хорошко, пациент
Для обертывания Светлане нужно было купить овцу.

По словам Сергея, пол животного — очень важный момент. Для мужчин обязательно требуется животное-самец. Барана приносят в жертву. По убеждениям шаманов, животное буквально дарует свою жизнь человеку и благодаря его органам больной встает на ноги.

Во время разделывания барана больная лежит в прогретой комнате, там ее и обкладывают внутренними органами животного. Происходит это по зеркальному принципу, то есть печень на печень, легкие на легкие, сердце на сердце и т. д.


Экспертное мнение. Ольга Мадасова, главврач Республиканского центра медицинской профилактики. — Официальная медицина всегда стояла и стоит на основах доказательности. По идее должны проходить какие-то исследования, и только тогда можно с уверенностью заявлять, помогает это или нет. Я придерживаюсь того мнения, что если человеку помогает, пусть даже на психологическом, ментальном уровне, то пусть это будет.


С точки зрения физиологии я могу сказать, что тут идет мощное тепловое воздействие, причем тепло контактное, живое. Есть метод лечения — тепловая терапия, и поэтому можно сказать, что при обертывании, возможно, улучшается кровоснабжение, активизируется выработка биологически активных веществ и т. д. Тепловое воздействие в большинстве случаев положительно, хотя не всегда рекомендуется.
Что же касается острых инфекционных состояний, то при таком лечении можно спровоцировать активизацию, это крайне вредно. Онкологические больные, как правило, хватаются за последнюю соломинку, и в этом отношении я скажу все-таки нет, потому что я не вижу такого механизма, который улучшил бы течение онкозаболевания.


После обертывания больного предупреждают — нужно соблюдать все предписания, иначе лечение может пойти насмарку.
- При обворачивании открываются все поры, организм обновляется и становится схожим с младенцами. Поэтому и беречь нужно себя соответственно. К примеру, Светлане придется три дня не вылезать из постели, максимально утеплиться и беречь себя. Муж буквально будет носить ее на руках, совсем как маленького ребенка. У нее болезнь достаточно серьезная, и для полного выздоровления одного обертывания мало, нужно будет еще повторить, но это уже через год.


Сергей Дамдинов, шаман
Сергей к шаманизму пришел пять лет назад. Говорит, уже был готов к этому. В его роду и мама, и бабушка шаманили и тоже занимались обертыванием. Поэтому с малых лет он не только присутствовал при таких обрядах, но и помогал. Самостоятельно же начал лечить после посвящения.


- Обратился как-то мужчина, ему было 58 лет, у него не работали почка и печень. Врачи отказались от него, сказали, что осталось жить недолго. И кстати, поэтому ему начали начислять большую пенсию, мол, недолго ему осталось. Обертывание было его последней надеждой. На сегодня он бегает лучше меня, на девятый этаж он взбегает как молодой. Его жена, кстати, младше его почти на 30 лет, у них сейчас двое детей.
Сергей Дамдинов, шаман

Главным в целительской практике бурятских шаманов считается нахождение изначальной причины — корня болезни. Шаман в состоянии транса, воздействуя на него своей энергией, производит процесс исцеления. Бурятские шаманы корнем всех болезней человека считают нарушение гармонии между человеком и окружающим миром, которое ведет к вторжению в организм человека враждебных духов или полной потере души в результате физической или психической травмы.

Вторжение духов и потеря души подавляют естественные способности организма к исцелению, а если духовный баланс человека не восстановлен, то физические симптомы болезни никогда не устранятся, соответственно лечение будет безрезультатным.

Силу и уверенность шаману дает кристаллическая структура света, которую он получает при посвящении и в процессе своей практической деятельности усиливает своим упорством и работой.

В практике бурятских шаманов любое целительство начинается с призывания духов предков и обряда подношения им. В этом случае духи предков выступают с функциями духов-помощников шамана.

Дух предка вселяется в тело шамана в виде тумана (энергии) (онго орохо), посредством него и производится целительский процесс. Через физическое проявление духа в виде тумана можно пройти в некий Центр и оттуда — в духовный канал. Качество целительской энергии шаман чувствует как созидающее, азартное, захватывающее всю его сущность, в таком состоянии сознание шамана изменяется полностью а тело пациента поддается процессу лечения, все остальное отходит на второй план, на периферию его сознания.

Сосредотачиваясь на отдельных физических, психологических и духовных искажениях, происшедших у пациента, невозможно исцелять. Воздействие на больного идет на всех уровнях и часто пациент чувствует дискомфорт, чувство неприятия. Внутреннее, вольное или невольное, сопротивление пациента, попытка отказаться от целительства после вхождения духа предка в тело шамана, очень отрицательно влияет на целителя, вокруг его тела как бы навешиваются темные пятна, которые затрудняют прохождению лечебной энергии. Шаман может произносить вслух мысли пациента, раскрывать все его грязные замыслы и действия, что не всем нравится. Шаману-целителю требуется мужество и большая сила духа, чтобы сдвинуть сознание человека на позитивный план. Если внешним приемам целительства можно научиться, то истинным целителем может стать не каждый, для этого нужно уметь устанавливать связь с миром духов предков, что и отличает шамана от других людей.

В практике, если при обряде лечения присутствуют другие люди, когда-то уже исцелившиеся, то они рассказывают присутствующим о том, как они освободились от болезней или сущностей, таким образом, идет подготовка сознания окружающих к позитивному приему информации во время обрядов. Если сознание человека хоть раз входило в трансовое состояние, то при соответствующем окружении, под воздействием, звуков бубна, пения и благовоний люди легко входят в измененное состояние сознания и в этот момент шаманом в сознание людей вкладывается информация о разрешении их проблем. При таком воздействии информация попадает сразу в подсознание.

Изменяя состояние сознания пациента путем мощных энергетических импульсных вливаний, шаман создает накопление энергии достаточного для качественного изменения системы организма пациента на физическом уровне.

Чудесный дар проявился у Владимира Манжеева в 40 лет

Пенсионер из села Ользоны Баяндаевского района Владимир Александрович Манжеев — единственный шаман на всю ближайшую округу. Когда-то, вспоминает 70-летний Манжеев, в бурятских селах каждая семья имела своего шамана. Теперь, чтобы излечиться от недуга или заговорить свой огород на хороший урожай, к ользонскому шаману идут и едут как с ближних, так и с дальних мест. Говорит, даже врачи с районных больниц и поликлиник, когда не могут точно поставить диагноз, отправляют своих пациентов в Ользоны: скажешь, где болит, — шаман побрызгает, вылечит.

Чудесный дар к Манжееву пришел не сразу. Всю жизнь он проработал трактористом в местном совхозе. Ближе к сорока годам стали посещать его мысли о вечном, о своих предках. Тогда будущий шаман вспомнил о своем прапрадедушке, про которого в округе ходила легенда, что он и мертвого оживлял, и бедного обогащал. Звали чудесного шамана Биран Хохэй, и всякий на селе знал легенду о том, как он однажды остановил похоронную процессию, вынул молодую умершую из гроба и в два дня вернул ее к жизни.

Вспоминая об этом предании, Владимир Манжеев задумался — может, и ему перешло умение лечить от дальнего родственника. Посоветовался со сведущими людьми и понял, что тоже должен начать лечить-брызгать. Местные жители, зная о том, что Владимир Александрович — родственник великого шамана, начали ходить к нему с просьбами полечить. Слава о новом ользонском шамане разнеслась и по другим улусам.

Теперь за плечами Манжеева уже 30 лет стажа. Он белый шаман — тот, кто только брызгает. Есть еще и черные шаманы, им под силу созывать крупных богов. Белым и черным шаманам лучше на одной дороге не сталкиваться, иначе может и беда случиться.

Начав лечить людей и скот, Манжеев работу тракториста не бросил, до пенсии прослужил родному совхозу и получил за заслуги собственный трактор. Несколько лет назад зрение ользонского шамана стало ухудшаться. Хорошо, что взялись помочь иркутские врачи: сделали операцию, имплантировали хрусталики — и для Манжеева вновь открылись все краски мира.

Лечить можно только натуральным продуктом

Ежедневно к ользонскому шаману приходят по 2—3 человека. Зовут, бывает, и к себе — побрызгать на дом от семейных неудач или вылечить больного. Отказать шаман не в праве: иначе он попадет в немилость к богам. Лечит Манжеев и самого себя, и всю свою семью. Детей у него пятеро: четыре дочери и сын.

— Мастерство мое некому передать, — сокрушается шаман. — Сын — человек, занимающий серьезную административную должность, — шаманом вряд ли когда-нибудь будет, а ользонская молодежь древнейших традиций не впитывает, многие даже бурятского языка теперь не знают. Я могу на листке написать, как надо брызгать, да разве ж кто поймет?

Процесс лечения с виду нехитрый: шаман брызгает молоком и водкой на больного человека и призывает духов помочь ему. После этого всю хворь как рукой снимает. Главное в деле белого шамана — это то, чтобы продукт, которым он лечит, был натуральный и без примесей. Здесь нужна либо хорошая водка, лучший бурятский тарасун, либо неразведенный спирт. Суррогатный не подойдет, от лечения никакого прока не будет.

Брызгает ользонский шаман не только людей, но и скотину или огород, на котором пропал урожай. Приезжают к нему и водители, особенно милиционеры и дальнобойщики, просят сотворить ритуал — побрызгать на машину. Говорят, после этого человек не попадет ни в одну аварию и все дороги для него будут легкими. За лечение шаман денег не просит. Кто приносит тарасун с запасом, кто отдает небольшие деньги, как здесь говорят, "шаману на курево".

К ользонскому шаману приезжают даже из Франции

Каждую весну все жители улуса вместе с шаманом собираются и идут в лес: приносят в жертву барашка и просят богов послать в этом году хороший урожай. А потом шаман, по древней традиции, в течение всего мая не должен никого лечить.

— Это мой "отпуск", — улыбается Манжеев. — Как и у всех остальных, у шамана тоже должен быть отдых. Два месяца в году не имею права брызгать: в январе и мае.

Согласно бурятским традициям, январь является своеобразным постом накануне Белого месяца, а май — месяц пробуждения природы и посевов урожая, когда и от шамана требуется много сил на полевую работу. Даже среди деревенских жителей в это время редко кто болеет — просто-напросто некогда. В прочие месяцы ходят к ользонскому шаману не только буряты и русские, но и иностранцы, приезжающие в Иркутскую область. До них тоже доходит весть о белом шамане, обладающем чудесным даром исцеления.

Однажды к Манжееву в Ользоны приехал француз по имени Жозеф с русской переводчицей Мариной. Поначалу смотрел на шамана как на экзотику, а потом рассказал через переводчицу о своем больном отце-инвалиде, который не может встать на ноги. Жозеф принес три бутылки водки, и Манжеев взялся помочь: побрызгал иностранца, призывая богов через сына вылечить отца. Француз обещал опять вернуться к ользонскому шаману через год, чтобы сообщить о результатах, но так и не приехал.

— Наверно, это значит, что у него все хорошо там, — предполагает Владимир Манжеев. — Ведь люди ко мне только с бедами приходят.

Иногда шаман из Ользон жалеет, что так поздно распознал свое мастерство. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

— Немного осталось шаманов в наших краях, — говорит он. — Повезло мне, что людям добро делать могу.

Читайте также: