Метод гештальт терапии в онкологии



Отцом гештальт-терапии считается немецко-американский врач-психиатр Фриц Перлз. Перлз полагал, что задача психотерапевта – помочь человеку разобраться с нерешенными проблемами, ограничивающие личностный рост, закрыть деструктивные гештальты. Перлз не был гештальпсихологом, однако использовал термин гештальт в похожем смысле.

Если объяснять простыми словами, гештальт-терапия убеждает человека в двух вещах:

  • Он сам ответственен за каждое своё действие, а не какое-то непонятное и неизвестное подсознание.
  • Он не похож на остальных, он уникален, самобытен, а значит, не должен равняться на остальных, мнение общества и поступать лишь так, как считает нужным сам.


Как проходит процесс терапии на практике

Консультации гештальт-терапевты могут проводить индивидуально или в группах. Тренинги имеют несколько направлений:

  • Учат опираться на свои истинные желания, ставить конкретные цели в зависимости от реальных возможностей, обстоятельств и проработанных ситуаций.
  • Позволяют избавиться от внутреннего накопленного негатива. Но в то же время раскрывают реальные чувства и не дают им угаснуть.
  • Происходит раскрытие талантов через выражение истинных чувств, желаний. Это осуществляется через групповое общение, творческую деятельность и специальные упражнения.

Психологи разрабатывают индивидуальную программу для конкретного пациента или для группы заинтересованных людей.


Методы гештальтпсихологии


Методы гештальт терапии


Направления гештальт-терапии

Гештальт-терапия многогранна, как многогранны и различные формы контакта с окружающим миром. Рассмотрим лишь некоторые направления.

Арт-гештальт-терапия. Выражение и отреагирование эмоциональных состояний может очень успешно проходить с помощью рисования, лепки, танца, пения, драматизации и других средств искусства.

Семейная гештальт-терапия. Восстановление отношений, контакта между супружескими и иными парами, между родителями и детьми.

Групповая гештальт-терапия. Чрезвычайно полезна для осознавания социальных контактов, решения межличностных конфликтов, обучения различным формам контакта.

Организационная гештальт-терапия. Отличное средство повышения эффективности работы организации в целом и удовлетворенности профессиональными взаимодействиями и отношениями отдельных сотрудников компании.

Футуропрактика (контакт с будущим). Эффективна для проектирования будущего в подростковом и взрослом возрасте, в ситуациях выбора, самоопределения, для решения экзистенциальных проблем.


Преимущества метода

Отсутствие ограничений на использование каких-либо методов. Здесь есть место для экспериментов.

Терапия решает широкий диапазон проблем, начиная от поиска смысла жизни и заканчивая бытовыми трудностями.

Психолог работает с каждым клиентом индивидуально. Он не применяет шаблоны.

В процессе работы учитываются взгляды человека, его мировоззрение, принципы.

Специалист идет к тому результату, который нужен клиенту.

Во время сеанса нет проверки новых методик. Внимание полностью сосредоточено на личности пациента.


Минусы гештальт-терапии

К числу недостатков подобного метода относят:

Накопление опыта переживания и опознавания проблемы. Для этого требуется несколько сеансов психотерапии, которые строятся на длительных диалогах и определении феноменов;

Нет конкретных советов со стороны психотерапевта. Клиент сам определяет, как ему лучше изменить свое отношение к проблеме или модель поведения. Это не всегда получается правильно с первого раза;

Необходимость заново переживать старые обиды и разочарования.


В чем отличие от бесед с психологом?

Вместо того, чтобы просто говорить о ситуациях в прошлом, у вас будет шанс испытать их путем реконструкции. Благодаря гештальт-процессу люди учатся лучше понимать, как их собственные негативные модели мышления и поведения блокируют истинное самосознание и делают их несчастными.


С какими проблемами обращаются к гештальт-терапевту

В гештальт-анализе существуют свои особенности, поэтому к психотерапевту лучше всего обратиться с такими проблемами:

Непонимание с родителями. Детские обиды; неумение расстаться с родительской семьей (так называемая невидимая пуповина); нежелание соответствовать родительским стандартам.

Непрожитое горе. Затяжной процесс горевания, который тянется годами; желание избежать сильных страданий; неумение прожить, отплакать, отгоревать потерю,

Перемены в жизни. Много сомнения, много тревоги по поводу правильности выбора; страх перед сменой работы; неуверенность в своих силах.

Сложности с детьми. Неумение разобраться в своих чувствах по отношению к своему ребенку; желание наладить отношения с подростками, приемными детьми.

Разрыв отношений. Страх перед одиночеством; страх утраты близких отношений; желание понять причины созависимых отношений.

Психосоматика. Тревога, стресс, депрессия после невысказанной обиды, непрожитого горя; внезапные боли в теле при общении с людьми.

Конфликты. Рабочие, бытовые, семейные конфликты; ссоры с супругами, друзьями, родственниками; неумение выразить свои и понять чужие эмоции.

  1. Как быстро успокоиться при панической атакеЧто такое состояние паники? Тревоги? Беспокойства? Пожалуй, данные чувства знакомы.
  2. Как избавиться от фобии пауковПожалуй, самая распространенная фобия многих людей — это боязнь пауков.
  3. Какие последствия могут быть, если не лечить шизофрениюДостаточно часто люди зная свое состояния предпочитают делать вид, что.
  4. Эриксоновский гипноз: какие проблемы решает?Эриксоновский гипноз создал Милтон Эриксон – американский психиатр и психотерапевт.

Врач с 36 летним стажем работы. Медицинский блогер Левио Меши. Постоянный обзор животрепещущих тем по психиатрии, психотерапии, зависимостям. Хирургии, онкологии и терапии. Беседы с ведущими врачами. Обзоры клиник и их врачей. Полезные материалы по самолечению и решению проблем со здоровьем. Посмотреть все записи автора Левио Меши

О гештальт-терапии своими словами.

Я долго собиралась с силами, чтобы написать небольшую и понятную статью о том, что такое гештальт-терапия. Во-первых, меня часто спрашивают о том, чем я занимаюсь. Во-вторых, хочется и самой поделиться. В-третьих, всё-таки профессионалу, на мой взгляд, важно уметь рассказать о своей деятельности просто, ясно и, по возможности, коротко.

На самом деле, для меня это сложно. Как уместить всё важное и интересное, что я знаю, всего в нескольких страницах? Каждый раз, когда я начинала писать, мне казалось, что я что-то упускаю, что-то недоговариваю. Что-то важное, существенное, необходимое для понимания.

А рассказать всё-таки хочется. И сейчас я попробую. Пусть рассказ будет очень субъективным и далеко не полным. Сейчас для меня важно, что он будет именно мой.

Надеюсь, что у меня получится, и рассказ окажется интересным, полезным и, может быть, даже важным для кого-то ещё кроме меня.

Гештальт. Как много в этом слове…

Наиболее понятным для меня является определение гештальта как целостного образа, несводимого к сумме его частей.

Учёными установлено, что человек воспринимает действительность целостными структурами (гештальтами). То есть в процессе восприятия отдельные элементы действительности объединяются в единый осмысленный образ и становятся ясной целостной фигурой на фоне каких-то других элементов, которые в данный образ не вошли.

Очень ярким и простым примером может служить следующий текст:

Итак, мы читаем не отдельные буквы, а в некотором смысле сумму букв. В процессе восприятия мы очень быстро объединяем буквы в единые понятные нам слова.

Читая этот текст, мы с большей вероятностью выделяем в нём слова, чем пробелы. Можно сказать так, что слова данного текста становятся для нас фигурой, а пробелы являются фоном. Необходимым фоном – для того, чтобы именно такие слова мы увидели, а не какие-то другие. Если пробелы убрать, то восприятие текста окажется существенно затруднено.

Гештальт – это целостная форма, образ, который приобретает уже совсем иные свойства, чем свойства составляющих его элементов. Поэтому гештальт не может быть понят, изучен путём простого суммирования составляющих его частей:

На восприятие человека в каждый конкретный момент действует много факторов – внутренних и внешних. К внешним мы можем отнести особенности окружающей среды. Если вернуться к примеру с текстом, то имеет значение, какие именно буквы написаны, в каком порядке расставлены слова, каким шрифтом они написаны. каково освещение в вашей комнате сейчас и многое, многое другое.

Внешние и внутренние факторы, действуя вместе, взаимно влияют на то, как человек воспримет тот или иной объект, явление, ту или иную ситуацию.

Гештальт-психология и гештальт-терапия.

Я нередко сталкиваюсь с тем, что начинающие студенты и просто интересующиеся путают, объединяют понятия гештальт-психология и гештальт-терапия.

А это не одно и то же.

Гештальт-психология – это научная школа психологии, немецкая по своему происхождению, которая возникла в связи с исследованиями восприятия и открытиями в этой области. К её основателям относят немецких психологов Макса Вертгеймера, Курта Коффку и Вольфганга Кёлера.

В центре внимания гештальт-психологии – характерная для психики особенность организовывать опыт в доступное пониманию целое (в гештальты). Гештальт-психологи исследовали законы устройства гештальтов, процессы формирования и разрушения гештальтов, факторы и закономерности этих процессов.

Гештальт-терапия – это одно из современных и довольно распространённых сейчас в мире направлений психотерапии. То есть это практико-ориентированный подход в психологии и вытекающий из него метод оказания психологической (психотерапевтической) помощи.

Самым известным основателем гештальт-терапии является Фридрих Перлз. Именно он сформулировал первые ключевые идеи, которые затем развивал вместе с коллегами (Лаурой Перлз, Полом Гудманом и другими). Гештальт-терапия развивается и сейчас.

Гештальт-терапия, конечно же, связана с гештальт-психологией. Но не является её прямым потомком. Открытия, идеи гештальт-психологов явились одним из оснований для гештальт-терапии. В качестве других оснований можно выделить феноменологию (направление философии 20-го века), идеи восточной философии, психоанализ.

Лично мне ещё нравится определение гештальт-терапии, как терапии замедлением.

Что такое гештальт-терапия (гештальт-подход в психотерапии)?

Гештальт-терапия, как любой самостоятельный подход и метод, опирается на определённые представления о природе человека, об устройстве человеческой психики, о возникновении психологических проблем и о путях решения этих проблем.

Есть замечательное, на мой взгляд, определение. Проблема – это условие, вопрос, положение или даже объект, который создаёт затруднение, хоть немного побуждает к действию и связан или с недостатком, или с избытком чего-либо для сознания человека.

Поскольку затруднение, а так же избыток и/или недостаток чего-либо для сознания в первую очередь определяются самим человеком, то и решать, есть ли у вас какая-то психологическая проблема, исключительно вам самим. Во всяком случае, с тех пор, как вы являетесь совершеннолетним человеком. И до тех пор, пока вы сами не начнёте представлять проблему для других людей.

Если же говорить о моём личном опыте и мнении, то проблемы у человека есть всегда – самые разные. И практически все они так или иначе связаны с психологией конкретного человека. И решать их можно по-разному: какие-то самостоятельно, какие-то с помощью окружающих людей (близких, друзей, знакомых, коллег… наёмных специалистов разного профиля). Это тоже вопрос субъективный и каждый в конечном итоге выбирает сам.

Вернусь к описанию подхода.

Итак, эмоции и чувства помогают человеку ориентироваться в собственных потребностях, в окружающей среде и удовлетворять свои потребности, тем или иным способом взаимодействуя с миром.

Вот примерно такая история. Если вкратце.

Как это происходит?

2. Человек учится разными способами избегать столкновения с собственными потребностями. Здесь я имею ввиду, что потребности он неплохо опознаёт, но всячески мешает себе их удовлетворять. Сам того не замечая, порой. Например:

- пугает себя катастрофическими фантазиями. Иногда эти фантазии основаны на личном прошлом опыте, иногда – на чужом. Иногда - на некоторых знаниях и представлениях.

- вместо того, чтобы взаимодействовать с миром, взаимодействует с самим собой. Например, вместо того, чтобы поговорить с человеком, ведёт с ним внутренние диалоги (по сути, разговаривает сам с собой). Или вместо того, чтобы высказать своё возмущение кем-то, злится на себя, карает себя. И т.д.

Если подводить итог, то можно сказать, что с точки зрения гештальт-подхода, психологические и, в некоторой степени, соматические проблемы человека во многом связаны:

- с тем, как человек научился воспринимать себя и окружающий мир,

- с тем, насколько человек внимателен к тому, что происходит с ним и вокруг него (насколько хорошо он замечает нюансы происходящего),

- с тем, какое значение придаёт происходящему, каким смыслом наделяет,

- и с тем, как в связи со всем вышесказанным он организует свой опыт (свою жизнь, своё взаимодействие с окружающим миром).

Например, если вы узнаете, что ваша проблема связана с тем, что случилось с вами в детстве, совсем не обязательно, что это сильно поможет вам в её решении. Это даже может несколько нарушить вашу веру в возможность решения проблемы. Хотя бы потому, что ваше детство в прошлом. А прошлого не вернуть и не изменить. И тогда встаёт вопрос о том, каким образом сейчас, в настоящем вы продолжаете воспринимать себя и окружающий мир, продолжаете организовывать своё взаимодействие с миром, что проблема продолжает существовать и не решается (а то и усугубляется с каждый днём).

Кстати, многие проблемы так или иначе связаны с нашим детством. С тем, чему мы не научились, чему научились, чего нам очень не хватало или чего было слишком много. Так что, в общем-то, можно в причинах и не копаться.

Таким образом, в гештальт-терапии клиенту предлагают:

- развивать свою способность к осознаванию, изучать собственный способ восприятия себя и окружающего мира,

- изучать, как этот способ восприятия влияет не его собственное самочувствие и поведение – в общем, на саморегуляцию,

- восстанавливать процессы саморегуляции.

Клиент делает это вместе с терапевтом в процессе беседы о тех проблемах, которые его волнуют, и самостоятельно (выполняя домашние задания и просто перенося опыт с терапевтических сессий в свою повседневную жизнь).

Постепенно таким образом клиент учится обнаруживать свой собственный вклад в то, какова его жизнь сейчас, каково его самочувствие, мироощущение, каковы его проблемы на данный момент.

Когда клиент обнаружит и признает, как он принимает участие в том, что проблема возникает или в том, что проблема всё ещё продолжает существовать, возможны два варианта развития событий:

  1. Терапия закончится. Терапевт больше не нужен клиенту, потому что решение родится само собой. То есть, изучив ситуацию детально (восполнив дефицит данных или, наоборот, освободившись от избытка), клиент сам обнаружит, что ему нужно и что он хочет сделать, и дальше сделает это самостоятельно.
  2. Терапия будет продолжаться. Клиент может обнаружить, понять и принять, как он участвует в проблемной ситуации. Он может найти решение проблемы. Но ему может не хватать навыков для того, чтобы воплотить своё решение в жизнь. Тогда клиент продолжает работать с терапевтом для того, чтобы приобрести те навыки, которые ему необходимы для решения проблемы, изменения ситуации. Если, конечно, эти навыки относятся к психологическим.

Также есть ситуации, когда проблема заключается не в том, что человек не может найти или осуществить то или иное решение. Бывает так, что ситуацию изменить невозможно. Я имею ввиду ситуации, когда человек сталкивается с некоторой неизбежной реальностью (как объективной, так и субъективной). Реальностью, которую нельзя изменить в течение какого-то времени или вообще НИКОГДА.

В таких ситуациях суть проблемы может быть в том, что человек не может принять, признать реальность такой, какая она есть. Он продолжает сохранять надежду, искать решение, которое в принципе невозможно. Он игнорирует реальность или какую-то часть реальности. И тем самым, порой, вредит сам себе – либо продлевая свою боль, либо истощаясь до изнеможения и разрушая свою жизнь ещё больше.

Для чего же тогда нужен терапевт? Чем он может помочь? Что он делает?

Гештальт-терапевт всё так же поддерживает осознавание клиента, помогая ему заметить реальность, от которой клиент так прячется. И когда клиент замечает и признаёт, терапевт помогает ему пережить это столкновение с реальностью, прожить связанные с этим чувства (боль, тревогу, страх, тоску, отчаяние…) и найти ресурс для того, чтобы сориентироваться в новой реальности, творчески приспособиться к ней и жить дальше.

Как же выглядит работа терапевта с клиентом во время терапевтических сессий?

В целом, варианта два:

  1. Это беседа, в ходе которой терапевт и помогает клиенту сосредотачиваться на своём опыте, замечать, что и как происходит, и как клиент в этом участвует.
  2. Это эксперименты, которые терапевт предлагает клиенту для проверки тех или иных клиентских фантазий, убеждений, а так же для проживания и приобретения клиентом нового опыта в безопасной обстановке.

Беседа в гештальт-терапии – это не просто разговор, подобный тому, что происходит на кухне, в кафе или где-то ещё между родными, знакомыми или вообще случайными людьми. Это особый разговор.

Это разговор, для которого специально оба участника (и клиент, и терапевт) выделяют определённое время. Традиционно, это 50-60 минут.

Это разговор, для которого выделено определённое пространство. Уединённое, в которое никто не войдёт без спроса, не ворвётся неожиданно, нарушив ту атмосферу, которую клиент и терапевт создают для общения друг с другом.

Терапевт в гештальт-терапии – это не отстранённый слушатель, этакий эксперт, который знает ответы на все вопросы и относится к клиенту как к объекту очередного исследования. Нет. Терапевт – это активный участник беседы, который присутствует в ней целиком, а не просто как некая функция или роль. Он присутствует в беседе не просто как профессионал, но и как обычный живой человек – со своим мировоззрением, опытом, своими переживаниями. Это очень важный аспект. Я остановлюсь на нём более подробно.

Терапевт, по сути, является частью окружающего мира для клиента. А это значит, что те способы взаимодействия с миром (стереотипы восприятия, мышления, поведения), которые присущи клиенту, с большой вероятностью будут проявляться и в отношениях клиента с терапевтом. Терапевт оказывается включённым свидетелем. И в том числе благодаря этому он может быть полезен для клиента. Он делится тем, что замечает в поведении клиента, тем, что чувствует в отношениях с клиентом, как воспринимает клиента и т.д.. Таким образом клиент получает обратную связь от терапевта - важную информацию о себе в мире от другого человека. Конечно, он получает обратную связь и в своей повседневной жизни. Но и здесь есть свои особенности:

Ведение терапевтической беседы – задача не простая. Гештальт-терапевты довольно долго этому учатся. От 3-х до 6-ти лет для начала. А потом и всю свою профессиональную жизнь. Они учатся не только тому, чтобы использовать какие-то приёмы и техники, но и обязательно тому, как быть с клиентом:

- ясным, понятным для него;

- как быть честным и при этом полезным в своей честности. В том числе, как не разрушать (травмировать) ею клиента (ведь честность далеко не всегда приятна);

- как быть рядом с клиентом, перенося сложные и сильные чувства – чувства клиента, свои собственные, которые возникают в общении с клиентом. Быть рядом, оставаться чувствующим, живым, не разрушаясь самому, не разрушая клиента и не мешая клиенту.

Сколько бы терапевт ни учился технике, если он сам личностно не присутствует в контакте с клиентом, не проживает опыт общения с клиентом, не остаётся простым живым человеком рядом с клиентом, он будет мало полезен. Таковы принципиальные основы метода гештальт-терапии, как я их понимаю.

Теперь немного об экспериментах.

Терапевт может предложить клиенту то или иное действие или какую-то форму взаимодействия на терапевтической сессии. Для того, чтобы:

- клиент ярче почувствовал, лучше заметил происходящее с ним, если это оказывается трудным в процессе беседы;

- клиент проверил те или иные свои фантазии, установки, убеждения, которые оказываются в центре внимания во время беседы. Многие эксперименты возможны в рамках самой сессии в присутствии терапевта. Другие могут быть осуществлены клиентом самостоятельно в его повседневной жизни. Они обсуждаются на терапевтической сессии как до, так и после их осуществления.

- клиент прожил новый опыт, попробовал сделать что-то новое для себя. Сделать это вместе или рядом с терапевтом в безопасной атмосфере терапевтической сессии. Чтобы посмотреть, что ещё возможно в данной ситуации, возможно ли вообще, и к каким последствиям (внутренним и внешним) это действие может привести.

Постепенно, благодаря таким пробам, клиент переносит новый опыт в свою повседневную жизнь, если находит это для себя полезным и приятным.

Вот, пожалуй, и всё. Подводя итог, хочу сказать, что, на мой взгляд, гештальт-терапия, а точнее – гештальт-терапевт, может помочь человеку:

  1. Научиться быть более чувствительным, наблюдательным по отношению к себе и к окружающему миру. И научиться пользоваться этим в своей жизни.
  2. Научиться более творчески приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям нашего мира. Быть в чём-то более гибким, а в чём-то, наоборот, более устойчивым.
  3. Жить в большем согласии с собой и миром, с другими людьми. Находить комфортный баланс между автономией и человеческой взаимозависимостью, уединением и близостью.
  4. Быть более осознанным. И переживать, чувствовать себя автором, соавтором собственной жизни.
  5. Просто получать от жизни больше удовольствия. Но не за счёт игнорирования проблем или искусственно взращенного оптимизма. А благодаря умению замечать разные стороны бытия, переживанию чувств во всём их многообразии и включённому осознанному соучастию в своём бытии.

Гештальт-терапия может помочь человеку быть более живым.

Впрочем… на мой взгляд, это является целью любой психотерапии, которая существует для человека. Только пути и средства у терапевтов разные.

Сегодня есть много "официальных" теорий возникновения рака. В них описываются влияния вирусов, мутаций и канцерогенов как пускового фактора. Но если присмотреться к "онкологическим" личностям, понаблюдать за способами реагирования на стрессы, эмоциональным ландшафтом, на фоне которого возникает заболевание, то станет очевидно — у проблемы онкозаболеваний психологические корни.

  • По "заданию" организма.

Попытка связать онкологию и эмоциональную сферу совсем не нова — этим вопросом занимались ещё древнегреческие врачи Гиппократ и Гален. Гален писал, что жизнерадостность — это естественная профилактика онкологических заболеваний. Создавая учение о типах темперамента, Гиппократ в первую очередь утверждал тезис о психосоматическом единстве. Он говорил, что многие заболевания определяются внутренними процессами. Позже эта точка зрения получила подтверждение. Доказано, что состояние эмоциональной сферы существенно влияет на иммунную и эндокринную системы организма. Психосоматическое заболевание возникает именно тогда, когда это влияние становится слишком сильным.

Древняя китайская медицина рассматривала опухоль как результат скопления и застоя крови и жизненной энергии. Злокачественные образования характеризовались как бесчувственные скопления, то есть лишённые жизни, чуждые организму. Поэтому для их лечения использовались не только препараты, влияющие на саму опухоль, но и практиковалось Дао как путь для изменения стиля жизни.

  • Камень на сердце.

Известна онкологическая метафора — "камень на сердце". Со временем, если его не извлечь, камень превращается в опухоль. При возникновении онкологии происходит переход от внешней психологической проблемы к внутренней — соматической. Орган, который повреждается опухолью, символизирует внешнюю опасность, с которой не получается бороться адекватным способом. Онкология — это фактически капитуляция, сдвиг проблемы из области личной ответственности в сторону принятия заботы: "Пусть теперь моей проблемой занимаются врачи, у меня не получается".

Что же запускает онкологическую реакцию? Точкой отсчёта становится травма — событие, после которого нельзя жить как раньше. Она как будто разделяет жизнь на "до" и "после", а личность расщепляет на дотравматическую и послетравматическую. Адекватно пережитое травматическое событие позволяет жить в изменившихся условиях. А вот если мы игнорируем реальность, не принимаем её, организм может начать формировать опухоль. Закрыть на неё глаза уже не получится.

  • Между крокодилом и львом.

Для "травматического" уравнения нужны такие условия: во-первых, принципы, стереотипы и правила, согласно которым происходит структурирование жизни, во-вторых, погружённость в события, которые с этими принципами в какой-то момент начинают сильно расходиться.

Например, мужчина эмоционально включён в романтические отношения с "неподходящей" с точки зрения родственников девушкой. Какое-то время лояльность родительской системе будет удерживать его в стабильных отношениях "между крокодилом и львом", но однажды ему придётся сделать выбор — пойти за своими желаниями либо отказаться от них. Предательство себя — яркий пример хронической травмы.

Острая травма возникает как ответ на обнаружение какой-либо реальности, существование которой входит в противоречие с уже имеющимися представлениями. Обнаружение реальности ранит. Например, женщина, выросшая в очень строгой семье, внезапно обнаруживает в себе сексуальные стремления, которые угрожают её привычной идентичности: "Я хорошая дочь, примерная супруга". И тогда можно либо благодарить судьбу за обретение того, что всегда было недоступно, либо включать мощные репрессивные механизмы, направленные на изгнание из психики возмутительной информации. Правда, эти механизмы работают не так хорошо, как палочка-забывашка из фильма "Люди в чёрном", и поэтому изгнанная из сознания информация всегда возвращается, правда уже на соматическом уровне.

  • Изменись или умри.

Часто мы можем наблюдать ситуацию, в которой отдельно взятый человек фактически является "клоном" другого. Он не понимает, какие у него есть желания. А вместо этого транслирует желания другого как свои собственные, либо жертвует притязаниями в обмен на гарантированное постоянство в отношениях. Так образуется феномен зависимых отношений, когда пустота внутри заполняется активной деятельностью на периферии и один из партнёров вынужден отказываться от себя в пользу другого, считая, что его жизнь важнее и ценнее собственной.

Зависимые отношения опасны тем, что, заканчиваясь, оставляют одного из партнёров в состоянии тотального одиночества, когда нет никакой возможности опереться на самого себя. В этой ситуации уходит вся жизнь, которая выстраивалась вокруг отношений. Типичная личностная реакция на подобные переживания — ощущение беспомощности и безысходности, когда опускаются руки и сил ни на что не остаётся. И именно в этой точке как никогда необходимо продолжать жить.

Символически послание организма в форме онкологического ответа выглядит так: "Изменись или умри". Какое-то время человек пребывает в состоянии тупика, когда решение старыми способами не может быть найдено. И тогда остаётся либо исследовать новые возможности, либо в качестве решения прибегнуть к физическому уходу.

Всем нам известны ситуации, при которых человек внезапно теряет смысл жизни. Такое часто случается во время кризисов — предприниматель теряет бизнес, политик уходит на пенсию, дети вырастают и создают собственные семьи. Если жизнь на этом заканчивается, опухоль просто "озвучивает" решение, которое человек бессознательно принял. И тогда та же самая опухоль ставит перед ним новое условие: если хочешь жить, нужно делать это счастливо. То есть необходимо понять, что делает вас живым, и освободить для этого место в своей жизни.

  • Подавление витальности.

Оживить человека может хобби — часто совершенно бесполезная и бессмысленная вещь, с точки зрения достижений и успешности. Но благодаря ему появляется пространство, свободное от обязательств и долга, пространство заботы о своём эмоциональном состоянии.

Отстаивать свои интересы помогает и открыто проявленная агрессия — универсальный способ выстраивания личностных границ. Часто она подавляется из страха причинить вред другому и оказаться в изоляции. Но это напрасно. Неспособность выдерживать конфликтные ситуации создаёт хроническое напряжение. И наоборот — конструктивное прояснение отношений сильно продвигает людей в плане взаимопонимания и позволяет приобретать новые навыки и возможности.

Неспособность быть собой, отказ от переживания собственной подлинности, выбор удобной и комфортной ложной идентичности параллельно происходит и на соматическом уровне. Опухолевая клетка становится чужой для ткани, в которой она возникла, она бесконтрольно делится и проникает в другие органы. А потом вытесняет здоровые клетки и занимает их место. Это вполне прозрачное послание организму: "Когда-то ты сделал неправильный выбор, и теперь пожинаешь результаты". Но никогда не поздно всё исправить.

  • Работа над ошибкам.

Для того чтобы обрести большую устойчивость в опоре на себя, необходимо оглядеться вокруг и задать себе несколько вопросов:

  • Что сейчас происходит в моей жизни?
  • Нравится ли мне происходящее?
  • Какие ценности я поддерживаю — предписанные обществом или те, что резонируют с моими самыми интимными и трепетными желаниями?
  • Когда я делаю выбор, то стремлюсь избежать тревоги или попробовать что-то новое?
  • Насколько я свободен в своей возможности делать то, что хочется?

Вспомните о том, что новообразование — это реакция на "застревание" в прошлых эмоциях и незавершённых ситуациях. Попробуйте увидеть, какое непережитое событие делает вас сильно чувствительным или, наоборот, излишне бесчувственным. Есть ли в жизни опыт, о котором до сих пор нельзя говорить без слёз? Что удерживает вас в этих эмоциях и не даёт двигаться дальше, истощая тело и забирая жизненную энергию?

Эмоции остаются застывшими только в том случае, если мы стремимся оберегать повреждённый участок души. Изменения происходят, когда меняется отношение. Но для этого необходимо развернуться лицом к сложной ситуации и закончить то, что определяет её эмоциональное содержание. Например, простить и пережить обиду, отпустить человека, который давно ушёл, смириться с потерей, утвердиться в своём желании жить здесь и сейчас.

Подобные практики не только освобождают от скопившегося напряжения, но и укрепляют уверенность в том, что происходящее в вашей жизни зависит исключительно от вас самих. А это само по себе является очень оздоравливающей идеей.

Читайте также: