Возрастные психические новообразования таблица
Название стадии
Возрастные границы
Ведущая деятельность
Психические новообразования
от рождения до 1 года
Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить)и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).
от 1 года до 3 лет
Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны.
Личностное новообразование формирование системы Я (появление и развитие самооценки, самоуважения, самосознания). Появление субъекта деятельности. Все это сопровождается значительным развитием речи, которое характеризуется увеличением словарного запаса, попытками построения предложений с учетом согласованности слов; началом фонематического анализа; поиском смысловых связей. К 3м годам освоение грамматического состава речи.
1)произвольность (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования);
3способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств);
4)в начале этого периода возникает нагляднодейственное мышление, а к его концу оно изменяется на нагляднообразное; появляется также способность к опосредованному запоминанию;
5)нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию;
6)к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь.
Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.
Младший школьный возраст
Ведущая деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал".
1. формирование теоретического мышления;
2. рефлексия как осознание своих собственных изменений;.
3.способность к планированию.
Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. Вовторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Происходит также развитие волевых процессов.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение(интимно-личное) со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
Чувство взрослости – отношение подростка к себе как ко взрослому.
Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам.
Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме.
Интерес к противоположному полу, половое созревание. В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п.
Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия – все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным.
Развитие волевых качеств. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных.
Потребность в самоутверждении и самосовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение. Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.
от15–16 до 20 лет
Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника
Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.
Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий.
Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.
· открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности.
· стремление к самопознанию.
· формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
· становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!
Труд. Максимальная реализация сущностных сил человека.
Спектр основных сфер деятельности — труд, семья, общение — остается постоянным, но изменяется их соотношение
Построение стратегии жизни
Новый уровень интеллектуального развития (способность самому формулировать проблемы, диалектическое мышление)
Средняя взрослость – период активного труда, то человек все свое свободное время в основном тратит на работу.
Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др.
Меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате этого происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.
Завершающий период зрелости
От 60-65 лет до последних лет жизни
Профессиональная деятельность в адаптированных формах. Структуризация и передача жизненного опыта. Хобби.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_vozrostnya_pereodizatsiya.docx | 43.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Периодизация возрастного развития: от рождения до конца жизни.
Выполнила: Онищенко Анастасия Сергеевна.
Ведущие виды деятельности.
малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за легкого дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др.
У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт или насильственное пробуждение. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
от 2-х месяцев до 1 года
Особая пора в развитии ребёнка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.
-Во-первых, младенец даже биологически - беспомощное существо.
Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности.
-Во-вторых, будучи вплетённым в социальное, ребёнок лишён основного средства общения - речи. Всей организацией жизни ребёнок принуждён к максимальному общению со взрослыми но это общение своеобразное - бессловесное.
ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)
непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым. Объект этой деятельности – другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удовольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (поглаживания, тормошения, объятий), звуков, слов. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.
ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.
Овладение ходьбой развивает возможности ориентировки в пространстве. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета. Приближаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практически осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.
Совершенствуются двигательные навыки, в частности развивается грубая и тонкая моторика. А совершенствование движений стимулирует появление инициативных движений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а отсюда и развитие творческих действий.
Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.
Предметно-манипулятивная и изобразительная деятельность
от 3-х до 7-ми лет
Ребенок перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: «ребенок — взрослый
Социальная ситуация развития выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
игра, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами . На первом этапе она представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра .
В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам . Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.
- возникновение первичных морально-этических понятий. Происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми.
К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы и т.д. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться . Появляется возможность исполнения обещания. Деятельность в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению ребенка. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом.
В этом возрасте можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям.
- возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
- возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не всё может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества – хороший, злой, добрый и т.п.).
Новое положение ребенка в обществе, позиция ученика характеризуется тем, что у него появляется обязательная, общественно значимая, общественно контролируемая деятельность – учеба, он должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учёба приобретает громадное значение для школьника, поэтому, например, цепь неудач ребёнка в этой ведущей на данном этапе деятельности может привести к формированию устойчивых комплексов или даже синдрому хронической неуспеваемости.
активно включен в разные виды деятельности – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством.
Учебная деятельность но она не сводится к посещению учебного заведения или приобретению знаний как таковых. Знания могут быть побочным продуктом игры, отдыха или труда.
Ведущая роль учебной деятельности выражается в том, что она опосредует всю систему отношений ребенка с обществом (она общественна по смыслу, по содержанию и по форме организации), в ней формируются не только отдельные психические качества, но и личность школьника в целом.
Учебная деятельность сложна по структуре и к началу школьного обучения только начинает складываться. Формирование учения – процесс длительный, сложный, требует усилий и руководства со стороны взрослых – педагогов и родителей.
Структура учебной деятельности включает:
Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно должно быть сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек.
Основным новообразованием этого возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.
Другим важным новообразованием младшего школьного возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка. Ребенок научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы.
от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка.
Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
Младший школьный возраст – завершение развития самосознания .
Интеллектуальная рефлексия – это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности.
С произвольностью в поведенческом плане связано внутреннее планирование действий , понимаемое как способность действовать в уме. Развитие внутреннего плана действий проходит ряд этапов, отражающих постепенный "переход" в него внешних действий и операций (интериоризация).
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста.
Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста.
учебная деятельность продолжает свою актуальность, но в психологическом плане отступает на задний план. Основное противоречие подросткового периода – настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди других.
- чувство взрослости – новый уровень самосознания;
- стремление к самоутверждению;
- возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;
- формально-логическое (рассуждающее) мышление.
от 15-18 до 18-23 лет.
происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека.
расширяется диапазон социальных ролей с соответствующей им мерой самостоятельности и ответственности. На этот возраст приходится много критических социальных событий : получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность вступить в брак. В юношеском возрасте в большей степени утверждается самостоятельность личности. Но наряду с элементами взрослого статуса юноша все же сохраняет определенную степень зависимости, идущую из детства: это и материальная зависимость, и инерция родительских установок, связанных с руководством и подчинением.
учебно-профессиональная деятельность . Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее.
В старших классах формируется психологическая готовность к самоопределению . Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности , т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.
- потребность к самоопределению;
- готовность к личностному и профессиональному самоопределению;
- мировоззрение внутренняя позиция мужчины (женщины)
от 20-23 до 30 лет.
время создания семьи и устройства семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
овладение выбранной профессией . В этот период человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.
В период молодости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.
Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из главных своих потребностей в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.
Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто мужчина и женщина, они становятся отцом и матерью. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.
от 30 до 60 ЛЕТ
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.
С ценностной стороны взрослость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общественных деятельностей и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.
продуктивность понимаемую вслед за Эриксоном как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. Таким образом, если в молодости центральным новообразованием являются, с одной стороны, семейные отношения, включая материнство или отцовство, а с другой – профессиональная компетентность, то в зрелости на их основе возникает уже объединенное образование, интегрирующее результаты развития обоих новообразований предыдущего периода.
Старение и старость
от 60 - ти лет и далее.
Старость как психологический возраст – это заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.
Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде.
На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранить старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) и сохранение себя как индивида .
Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых.
- стремление передать свой опыт ученикам и последователям;
- к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.
- стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства;
- лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;
- принятие своей жизни;
Мудрый человек способен оптимальным способом решать познавательные, трудовые, учебные, бытовые и др. задачи. Его действия, поступки глубоко осмысленны, поведение соответствует конкретной ситуации и собственным возможностям. Человек, достигший в своем индивидуальном психическом развитии вершин зрелости, создает известный образец мудрости, который потом выступает объектом подражания и следования.
Вместе с жизненной мудростью центральным психологическим новообразованием старости является способность жить более глубокими слоями души , но это лишь возможность, реализация которой зависит от человека.
Выберите книгу со скидкой:
Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"
350 руб. 874.00 руб.
Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд
350 руб. 712.00 руб.
Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение
350 руб. 1578.00 руб.
Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему
350 руб. 650.00 руб.
Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста
350 руб. 750.00 руб.
Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия
350 руб. 290.00 руб.
Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь
350 руб. 650.00 руб.
Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную
350 руб. 860.00 руб.
Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме
350 руб. 790.00 руб.
Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука
350 руб. 282.00 руб.
Наука в поисках Бога
350 руб. 750.00 руб.
Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы
350 руб. 750.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Волкова Анастасия ВитальевнаНаписать 19371 28.12.2016
Номер материала: ДБ-056319
- Школьному психологу
- Другие методич. материалы
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
-
28.12.2016 713
-
28.12.2016 683
-
28.12.2016 2297
-
28.12.2016 221
-
28.12.2016 5665
-
28.12.2016 2962
-
28.12.2016 304
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Читайте также: