Внешнее строение рака лабораторная

Цель. Изучить строение речного рака, доказать, что он является представителем типа Членистоногие, класса Ракообразные.

Ход работы.

Рассмотрите речного рака. Чем покров его тела отличается от покрова тела дождевого червя? Какую окраску имеет этот покров?

Пользуясь рисунками в учебнике, цифровыми моделями, установите, из каких частей состоит тело речного рака.


Сколько ног у речного рака? Какое строение они имеют? Все ли они одинаковы? С каким отделом тела они соединяются?

Рассмотрите органы, расположенные на головогруди. Найдите пару сложных глаз, расположенных на длинных стебельках, длинные и короткие усики, ротовые органы – пару верхних челюстей и две пары нижних челюстей, три пары ногочелюстей.

Найдите щели, ведущие в жаберные полости (по бокам головогруди под ногами).

Сосчитайте конечности, расположенные на грудной части головогруди. Можно ли по их строению определить их функции?

Рассмотрите брюшко речного рака. Имеются ли брюшные ножки?

Чем заканчивается брюшко речного рака? Как разнообразие конечностей связано с различными способами передвижения речного рака?

Выполните тренировочные задания и тесты по теме лабораторной работы.

Заполните таблицу, распределяя указанные ниже признаки, характерные для типа и класса:

Признаки типа_____________

Признаки класса_______________

а) отделы тела – головогрудь и брюшко;

б) хитиновый покров;

в) членистые конечности;

г) 2 пары усиков;

д) 1 пара глаз;

е) 5 пар ног, расположенных на грудной части головогруди.

Вывод. Речной рак является представителем типа___________________, так как _______________________________.

Речной рак является представителем класса_______________________, так как _______________________________________________________.

Многообразие ракообразных


Выберите книгу со скидкой:


Совушки. Раскраски, поднимающие настроение (ПР)

350 руб. 96.00 руб.


Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.


Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.


Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.


ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.


ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.


Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.


ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА




  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Бриллиантова Елена АндреевнаНаписать 19222 30.01.2016

Номер материала: ДВ-394584

  • Биология
  • 7 класс
  • Другие методич. материалы

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    30.01.2016 461
    30.01.2016 2219
    30.01.2016 498
    30.01.2016 891
    30.01.2016 591
    30.01.2016 537
    30.01.2016 4996

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

выявить особенности внешнего строения речного рака как представителя ракообразных;

выявить во внешнем строении речного рака признаки приспособленности к среде обитания.

ручные лупы, препаровальные ванночки, препаровальные иглы, фиксированные речные раки.

  1. Положите в препаровальную ванночку фиксированного рака спинной стороной вверх и рассмотрите его внешнее строение. Какова форма и размеры тела? Какова его естественная окраска и какое она имеет биологическое значение? Почему при варке окраска рака меняется?
  2. Опишите покровы речного рака.
  3. Сегментировано ли тело речного рака? Если “да”, то каковы особенности сегментации? На какие отделы можно разделить тело речного рака?
  4. Рассмотрите головогрудь речного рака. Какие отделы тела ее образуют? Как они соединены между собой? Где находится граница между головой и грудью?
  5. Имеют ли голова и грудь четко выраженную сегментацию? Как можно доказать, что голова и грудь образованы отдельными сегментами, слившимися между собой?
  6. Рассмотрите голову раку. Что на ней можно обнаружить? Каковы особенности строения глаз речного рака? Почему глаза речного рака снабжены стебельками?
  7. Рассмотрите усики речного рака. Сколько их? Какое строение они имеют?
  8. У основания усиков найдите бугорок. Убедитесь, что на нем имеется отверстие, введя в него кончик препаровальной иглы. Что представляет собой это отверстие?
  9. Рассмотрите головогрудь с брюшной стороны тела. Найдите ротовое отверстие. Опишите его. Найдите придатки, окружающие ротовое отверстие. Каково их количество? Почему ротовой аппарат речного рака имеет такое сложное строение?
  10. Вычлените ротовые конечности рака. Рассмотрите и опишите их.
  11. Какие еще придатки можно обнаружить на головогруди? Сколько их? Как они располагаются? Какое строение имеют?
  12. Сколько пар ходильных конечностей у рака? Каковы особенности строения первой пары ходильных конечностей? С чем это связано?
  13. Каковы особенности строения второй и третьей пар ходильных конечностей? В связи с чем появились эти особенности?
  14. Осмотрите бока головогруди. Найдите щели в нижней части головогруди. Куда они ведут?
  15. Рассмотрите брюшко речного рака сначала со спинной, а затем с брюшной стороны. Чем сегментация брюшка отличается от сегментации головогруди? Сколько сегментов образуют брюшко? Одинаковы ли сегменты брюшка? Как они соединены между собой? Чем обеспечивается подвижное сочленение сегментов брюшка?
  16. Что располагается на сегментах брюшка с брюшной стороны? Все ли сегменты брюшка имеют придатки? Сравните плавательные ножки с ходильными.
  17. Рассмотрите последний членик брюшка и ножки, находящиеся на нем. В чем особенности их строения? Почему?
  18. Рассмотрите самый последний сегмент тела рака. Он называется анальная лопасть, или тельсон. Имеет ли тельсон придатки? Что на нем располагается?
  19. По внешним признакам определите пол рака, которого рассматриваете. Как вы это сделали?
  20. Зарисуйте речного рака со спинной и брюшной сторон, сделайте обозначения.
  21. Какие приспособления к среде обитания во внешнем строении речного рака вы обнаружили?


Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о внешнем строении речного рака, как представителя Типа Членистоногих, класса Ракообразных. Формирование образовательных компетенций – информационных, коммуникативных, рефлексивных в данной предметной области.

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Ф.И.О. Губич Ф.Р.

УМК Сонин Плешаков Биология 7 кл

Предмет: Биология

Тема урока: Класс Ракообразные. Лабораторная работа. Изучение внешнего строения речного рака

Тип урока: урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 1 урок по данной теме, урок открытия новых знаний

Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о внешнем строении речного рака, как представителя Типа Членистоногих, класса Ракообразных. Формирование образовательных компетенций – информационных, коммуникативных, рефлексивных в данной предметной области.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Различать отделы тела речного рака. Объяснять связь между строением внешнего скелета и ростом организма, движения. Показывать расположение органов чувств, конечностей на отделах тела.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке самостоятельно.

Выполнять учебные действия и контролировать в соответствии с поставленной задачей.

Сравнивать результат с образцом и оценивать свою деятельность.

Планировать учебное сотрудничество;

Работать по инструкции к лабораторной работе.

Анализировать информацию учебника.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Проводить классификацию, обосновывать ее, делать выводы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, уметь слушать и понимать речь других.

Аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.

Формировать умения взаимодействовать в паре, группе.

Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Применять навыки сотрудничества в группе.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов работы)

Формы организации деятельности учащихся

Действия педагога по организации деятельности учащихся

Действия учащихся

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

Органиционный

Создание условий осознанного вхождения учащихся в деятельность на уроке.

- Сегодня мы работаем по плану: разминка,

изучение нового материала, закрепление. На каждом этапе урока вы оцениваете себя. На полях тетради или на карточках ставите баллы. Вопросы есть по плану работы?

Ученики сидят в группах по 4 человека.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Р.нацеливание на успешную работу

К: аргументировать свои суждения

Актуализация знаний

Вы получили карточки. Вам необходимо найти ошибки и их исправить.

1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс.
2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов.
3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.
4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.
5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной.

Взаимопроверка (ответы на доске)

Ученики работают по карточке

Проверка ответов в парах

Выставление баллов (правильный ответ – 1 балл)

К: формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения.

П: анализ ответов.

Целеполагание (выход на тему урока и цель совместно с учащимися)

Формирование цели учениками.

- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак)

- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1)

- Назовите тему урока:

Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака.

- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Где зимуют раки?

Лебедь, Щука и Рак

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов

- Всегда ли рак пятится назад?

Для решения этих задач определите цели урока. (Слайд 2)

Выявить характерные признаки членистоногих, определить особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.(предполагаемая)

Рассматривают рака в коллекции и на экране.

Формулируют тему урока

Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.

Читает басню ученик

Формулируют цель урока

П:анализируют загадку и дают ответ

К:оформлять свои мысли в устной форме

Р:определять и формулировать тему, цель и задачи на урок с помощью учителя

Изучение нового материала

Организация коммуникативного взаимодействия

- Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос.

- Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле?

- Для ответа на этот вопрос заполните общую характеристику членистоногих в тетради , пользуясь учебником. На это задание 5 мин.

Проверка по эталону. Совпадение с эталоном оценивается в 1 балл

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2 Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы? (слайды 3,4)

- Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу. (сушенный рак)

Выполнение записи в тетради

Дополняют и выставляют баллы

Задание выполняется на специальных листах.

К: планирование учебного сотрудничества. Формирование умения осуществлять выбор, формирование умения работать в группе.

П: развитие операций мышления, поиск и выделение информации.

Л: формирование уважения к иному мнению.

Р: планирование, волевая саморегуляция. Умение оценивать свою деятельность.

К:оформлять свои мысли в устной форме.

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

А теперь ребята, я предлагаю немного отдохнуть. (Инфоурок) – презентация.

Продолже-ние изучения темы

Организация коммуникативного взаимодействия

Проверка выполнения лабораторной работы.

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.)

- Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад?

- Как вы оцените свою работу при выполнении лабораторной работы?- 3,4.5. Баллы поставьте на полях.

Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.

Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам.

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке рака сбрасываются и песчинки. Тогда рак сам клешнями засовывает новые песчинки.

5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

6. Где зимуют раки?

Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки, защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.

7. Почему когда варят раков, они краснеют? Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

Разделы: Биология

Тема урока: Общая характеристика Членистоногих. Особенности внешнего строения Ракообразных на примере речного рака.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

- Сегодня мы работаем по плану: разминка, изучение нового материала, закрепление.

II. Актуализация знаний

(Вопросы составляет учитель или учащиеся.)

1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс (регенерация).
2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов (орган).
3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.
4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.
5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной (вторичной).

III. Мотивационный момент

- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой рак в аквариуме.

Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Рак)

- Речной рак относится к типу Членистоногие, классу Ракообразные. (Слайд 1)

Тема урока: Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака. (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)

- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?

- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:

Почему раки краснеют?

Где зимуют раки?

Лебедь, Щука и Рак

Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов

- Всегда ли рак пятится назад?

Для решения этих задач определите цели урока. (Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.) (Слайд 2)

Цели урока: вы узнаете характерные признаки членистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения ракообразных в связи с водной средой обитания.

IV. Изучение нового материала

- Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов членистоногих. Внимание вопрос.

- Почему Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле? (Слайд 3)

- Для ответа на этот вопрос заполните общую характеристику членистоногих в тетради (Приложение 1), пользуясь учебником § 24 стр. 114. На это задание 5 мин.

Тип членистоногие включает три класса. (Слайд 4)


Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих?

1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.
2. Членистые конечности.
3. Сегментированность тела, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка. (Слайд 5)

Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.

Самое крупное изменение – это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем. В связи с этим у животных появились трудности. (Слайд 6)

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2 Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

- Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу. (Приложение 2)

Проверка выполнения лабораторной работы. (Слайд 8)

Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружнымскелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. (Приложение 6) На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) (Слайд 9)

- Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? (Слайд 10)

Благодаря какому веществу, наружный скелет рака отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употреблять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.

Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам. (Слайд 11)

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?

2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у ракообразных?

3. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

При линьке рак некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?

Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего рака тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда рак ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке рака сбрасываются и песчинки. Тогда рак сам клешнями засовывает новые песчинки. (Слайд 12)

5. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

6. Где зимуют раки? Почему когда варят раков, они краснеют?

Где раки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где раки зимуют. Итак, раки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны раки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Жизнь у самок в этот период более насыщенная, чем у самцов. Ведь через две недели после спаривания, которое происходит в октябре, самка откладывает себе на брюшко около 100 икринок и вынашивает их долгие 8 месяцев, то есть до начала лета, когда из них вылупляются молодые рачки. Для полноценного развития икринок заботливым мамашам приходится время от времени покидать нору, чтобы выгулять их и почистить. Весной, когда вода прогревается, раки становятся весьма активными, добывая пропитание, львиная доля которого приходится на растительную пищу, и защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где раки зимуют, вовсе и не существует.

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

V. Закрепление

1. Тип членистоногие имеют… (смешанную) полость тела.
2. Панцирь ракообразных состоит из… (хитина).
3. Тело ракообразных разделено на… (головогрудь и брюшко).

4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… (фасеток).
5. Способ смены покрова - … (линька).
6. Речной рак имеет … (5) пар ходильных ног.

- Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 14)

Выводы

1. Тело ракообразных имеет хитиновый покров.
2. Конечности членистые и специализированны по выполняемым функциям.
3. Отделы тела ракообразных - головогрудь и брюшко.
4. Рост раков происходит благодаря линьке.

VI. Домашнее задание

§24. Ответить на вопрос: Почему среди членистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?

Литература

Читайте также: