Установите соответствие между возрастными периодами и новообразованиями в

междухарактеристиками основных познавательных процессов в младшем школьном возрасте и

А) становится доминирующей функцией, 1. мышление

интенсивно развивается в процессе учебной 2. восприятие

деятельности. 3. память

Б) недостаточная дифференциация этого

процесса в начале возраста является

причиной того, что ребенок путает похожие

по написанию буквы и цифры.

В) совершенствование этого процесса в

младшем школьном возрасте дает возможность

усвоения большого количества необходимого

материала и извлечения его из системы связей

и значений в любой нужный момент.

70.Установите соответствие между понятием и его содержанием:

А) соотнесение хода выполнения действий 1.учебное действие

учения и его результата с заданным образцом. 2.контроль

Б) определение того, в какой степени усвоен 3.оценка

способ решения и соответствует ли результат 4.учебная задача

В) средство воспроизведения и усваивания

школьниками образцов общих способов решения

Г) Это то, что ученик должен освоить.

71. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность этапов формирования умственного действия:

А) материализованное действие

Б) ориентировочная основа действия

В) внешнеречевое действие

Г) речевое действие про себя

Д) действие в уме

72. Критерием готовности к школьному обучению выступает принятие ребенком …

новой социальной ситуации

73.Выберите правильный вариант ответа.Кризис 7 лет – это:

Б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх

В) тревожность, демонстративность, вербализм

Г) произвольность всех процессов

Д) возникновение чувства взрослости

74.Выберите правильный вариант ответа.Определите доминирующую психическую функцию младшего школьника

75.Стремление подростка к неизвестному, рискованному Л. С. Выготский назвал доминантой …

76.Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
Варианты ответов

интимно-личное общение со сверстниками

77.Центральным моментом в аффективно-потребностной сфере подростка становится …

78. Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …

79. Установите соответствие между явлениями подростничества и их значениями

А) освобождение от родительской опеки 1. реакция группирования

Б) вхождение в группу сверстников 2. явление эмансипации

В) самоутверждение среди сверстников 3. мотив общения

Г) ощущение себя в центре пристального 4. эффект воображаемой аудитории

80. Установите соответствие:

А) подростковый возраст 1оценивают себя применительно к своему настоящему

Б) юношеский возраст 2 оценивают себя относительно своего будущего

3 самооценка сильно завышена

4 самооценка относительно правильная

81. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность появления новообразований в подростковом возрасте:

Б) Чувство взрослости

82.Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в ________ возрасте.

83.С. Холл считал, что _________ стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества.

84. Что НЕ является особенностью социализации подростка:

А) реакция группирования со сверстниками

Б) эмансипация от родительской опеки

В) появление морального кодекса

85. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …

возникновение стержневых личностных интересов

построение жизненных планов на будущее

86.Ведущей деятельностью в юности, согласно периодизациям Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева, признается_____ деятельность

87.Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …

самосознания и личности

общения со сверстниками

88.По Э. Эриксону, центральной задачей периода взросления является поиск …

определенного места в кругу сверстников

Уровни тревожности: Возраст:

А) высокая тревожность с родителями. 1. младший школьный возраст

Б) низкая тревожность со сверстниками. 2. юношеский возраст

В) высокая тревожность по отношению к оценке учителя. 3. подростковый возраст

90. Установите соответствие:

А) для старшеклассников не характерно 1 подражательность

Б) старшеклассникам свойственно 2 максимализм

В) ведущая деятельность юношеском возрасте 3 необходимость профессионального

Г) главная характеристика социальной самоопределения

ситуации развития в юношеском возрасте 4 учебно-профессиональная

91. Восстановите правильную последовательность. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (дошкольник, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):

Б) чувство взрослости

92.Выберите правильный вариант ответа.Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют:

93. Установите соответствие между центральными новообразованиями и возрастными периодами

А) мудрость 1 юношество

Б) самоопределение 2 подростничество

В) Я-концепция 3 зрелость

Г) профессиональная компетентность 4 старость

94.В периодизации Э. Эриксона центральной стадией на взрослом этапе жизненного пути человека, которую характеризуют производительность или застой, является стадия …

95.Выберите правильный вариант ответа.Новообразование, обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста:

А) новое чувство времени

В) развитое чувство ответственности

Г) осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением

Д) создание семьи

96.Установите соответствие между новообразованием и возрастным периодом:

А) феномен опустевшего гнезда 1 зрелость

Б) выбор спутника жизни 2 молодость

В) кризис среднего возраста 3 экзистенциальная проблематика

Г) эффект воображаемой аудитории 4 подростничество

97.По мнению М. И. Лисиной, в раннем детстве ребенок испытывает нужду в ________ со взрослым.
Варианты ответов

98. Сформированное наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления являются характеристиками ________ готовности ребенка к школе.

99.Возможность открыть и понять наличие у взрослых людей определенных общественных функций и обязанностей, норм поведения дает ребенку _________ деятельность.

100. Центральный принцип психологического сопровождения – это …

формирование широкого спектра способностей и интересов

личностный выбор и самоопределение в значимых жизненных ситуациях

развитие форм и навыков личностного общения

активизация внутренних ресурсов человека

101. Основой психологического сопровождения являются знания особенностей …

перехода личности к самопомощи

психологических проблем человека

102.В работе с родителями основной целью психолога является …

определение путей коррекции взаимоотношений с ребенком

исправление дефектов воспитания

выявление проблем в развитии ребенка

достижение глубокого и объективного понимания ребенка

103. Главной целью психологического сопровождения воспитания является …

разработка форм и методов работы, способствующих успешному развитию ребенка

организация совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей

создание условий для становления ребенка субъектом своей жизнедеятельности

коррекция психического развития обучающихся

104.Задачей психолога является помощь ребенку _______ возраста в освоении позиции школьника и способствование формированию положительных отношений в классном коллективе.

105. К числу основных задач психологического сопровождения в ранней юности относится …

формирование широкого спектра способностей и интересов

помощь в преодолении патогенного влияния

развитие форм и навыков личностного общения

развитие готовности к жизненному самоопределению

106.Создание предпосылок для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов является задачей психолога в работе с(со) …

107. Установите соответствие

А) профконсультационная беседа 1 актуализируются знания и представления о

предпочитаемых профессиях, проводится

соответствие между особенностями личности

и требованиями, предъявляемыми данными

Б) первичный выбор профессии 2 реальное формулирование задачи выбора будущей

сферы деятельности с учетом имеющихся психоло-

гического и психофизиологического ресурсов.

В) профессиональное самоопределение 3 ориентировка на внешние признаки профессии,

отсутствие адекватного представления о собствен-

108. Установите соответствие.

А. Первичная психопрофилактика 1)психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психологического неблагополучия; она включает реабилитационные мероприятия и др.
Б. Вторичная психопрофилактика 2) ранняя диагностика, своевременная помощь в ситуации психологического неблагополучия, комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникшего психологического неблагополучия, уменьшению патологических проявлений.
В Третичная психопрофилактика 3) тесно связана с психогигиеной, она включает мероприятия, направленные на предупреждение психологического неблагополучия личности, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профессиональную ориентацию, профессиональный отбор и т.д.

109.Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.

110.Выберите правильный вариант ответа.Восприятие выступает ведущей психической функцией в возрасте:

Г) младшем школьном

111. Выберите правильный вариант ответа. Наглядно-действенное мышление характерно для возраста:

Г) младшего школьного

Формы общения по М.И.Лисиной: Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении:

А) Ситуативно-деловое общение. 1 Потребность в доброжелательном внимании (до 1

Б) Ситуативно-личностное общение. 2 Потребность в сотрудничестве (1-3г.).

В) Внеситуативно-познавательное общение. 3 Потребность в уважении взрослого,

познавательный мотив (3-5л.)

Г) Внеситуативно-личностное общение. 4 Потребность во взаимопонимании и сопереживании

113. Установите соответствие

Б) половое развитие опережает органическое и социальное 2 ранний возраст

В) выработка мировоззренческих установок 3 юношество

114. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность стадий развития изобразительной деятельности:

А) Стадия каракули. Ребенка интересует карандаш, а не изображение. Удовольствие от движения.

В) Стадия интерпретация. Изображению дается конкретное название.

Г) Стадия схематичный рисунок. Объект изображается с теми качествами, которые ему

115. Восстановите правильную последовательность. Установить последовательность онтогенетического развития мышления:

А) наглядно- образное

116. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность становления идентичности в онтогенезе:

А) осознание временной протяженности собственного Я, включающего детское прошлое и определяющего проекцию себя в будущее

Б) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов Я

В) осуществление системы выборов (профессиональных, половая поляризация, идеологические установки)

117. Восстановите правильную последовательность. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (дошкольник, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):

Б) чувство взрослости

118. Восстановите правильную последовательность. Выстройте цепочку смены социальной ситуации развития по мере взросления человека:

А) полная биологическая зависимость от матери

Б) познание мира окружающих вещей совместно со взрослым, сотрудничество

В) общая жизнь ребенка и матери, пра-мы

Г) первый социальный статус

Д) познание мира человеческих отношений и их имитация

Е) эмансипация от взрослых и группирование со сверстниками

Ж) первоначальный выбор жизненного пути

119. Восстановите правильную последовательность. Для развития речи характерна следующая последовательность:

А) установление связи между названием предмета и самим предметом

Б) возникновение автономной речи

В) возникновение описательной речи

Г) завершение фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки

120. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность появления видов игры в дошкольном возрасте:

Подрастковый возраст

Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым

Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации

Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:

а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения

б.потребность в самоутверждении

в.ведущий вид деятельности

Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:

То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,

Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,

Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,

Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития

Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.

игровая деятельность– дошкольное детство,

общение со сверстниками– подростковый возраст,

непосредственное эмоциональное общение– младенчество,

предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство

Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Ходьба– младенчество,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Комплекс оживления– новорожденность,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Гуление– младенчество,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст

Младший дошкольный возраст

Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию

Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация

Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление

Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления

Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Гуление– младенчество,

Ходьба– младенчество,

Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Комплекс оживления– новорожденность

Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно

Младенчество

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,

комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,

явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями

Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности

Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…

Ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери

Вопрос 5.Комплекс оживления характеризуется:зрительным сосредоточением,первой социальной улыбкой,вокализацией,активизацией движений.

Вопрос 6..Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 7.Первая психоэмоциональная реакция младенца в ответ на узнавание взрослого называется…ответ: Комплексом оживления

Вопрос 8.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общенияответ: ситуативно-личностное общение

Вопрос 9. В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.

Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира

Вопрос 10.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года

Вопрос 11.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них ответ: Верно

Вопрос 12.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам

Вопрос 13.Акт хватания возникает. ответ: 5 - 6 месяцев

Вопрос 14. В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно

Рубежный контроль

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками в юношеском возрасте:

Устремление в будущее– Психологические новообразования,

Учебно-профессиональная деятельность– Ведущая деятельность,

"Порог" самостоятельной жизни– Социальная ситуация развития,

Развитие самосознания– Психологические новообразования,

Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора– Психологические новообразования,

Готовность к личностному и профессиональному самоопределению– Психологические новообразования,

Формирование мировоззрения– Психологические новообразования

Вопрос 2.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная

Вопрос 3.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулой

Ответ: ребенок-предмет-взрослый

Вопрос 4.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов

Вопрос 5.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называетсяответ: стремление действовать независимо от взрослых

Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослый

Вопрос 7.В 7 лет ребенок активно используетответ: 2500-3000слов

Вопрос 8.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение

Вопрос 9.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -

Ответ: стремление стать школьником

Вопрос 10.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 11.Хронологические рамки ранней юности -ответ: 15-18 лет

Вопрос 12.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общения

Ответ: ситуативно-личностное общение

Вопрос 13.В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.

Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира

Вопрос 14.Ведущим называется тот вид деятельности:

Ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе

Вопрос 15.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

Зрительным сосредоточением.

Вопрос 36.Выберите основные новообразования раннего возраста:

Дошкольный возраст

Вопрос 1.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7

Вопрос 2.Принятие и выполнение правил в сюжетно-ролевой игре способствует развитию __________ дошкольника: волевой саморегуляции

Вопрос 3.В процессе ведущей деятельности дошкольника происходит формирование его интеллектуальной готовности к школе, которая основана на…ответ: развитии в игре познавательных психических процессов

Вопрос 4.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции

Вопрос 5.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет

Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослыйВопрос

7.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение

Вопрос 8.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно

Вопрос 9.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно

Вопрос 10.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -ответ: стремление стать школьникомКонец формы

Юнность

Вопрос 1.Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте выступает.

Ваш ответ неправильный.

Вопрос 5.Если юноши видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то подростки наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Неверно

Вопрос 6.Поверхностность – характерная черта юношей.верно

Вопрос 7.ответа не нашла?Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в .

принятии в группу сверстников

Ваш ответ неправильный.

Вопрос 8.К новообразованиям ранней юности относят. профессиональное самоопределение,,усвоение социальных ролей,психологическую готовность к самоопределению

Вопрос 9.Границы периода ранней юности - . лет15-18

Вопрос 10.В юношеском возрасте понижается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Неверно

Тест Ранний возраст

Вопрос 1.Период раннего детства является сенситивным для …ответ: развития речи

Вопрос 2.Форма общения (по Л.М.Лисиной) в раннем возрасте…ответ: ситуативно-деловое

Вопрос 3.В какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь:ответ: 3-4 года

Вопрос 4.Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм – являются характерными особенностями:ответ: кризиса 3-х лет

Вопрос 5.Признаками кризиса трех лет являются:ответ: негативизм, упрямство, обесценивание взрослых

Вопрос 6.Проявление негативизма характерно для кризиса. лет.ответ: 3 лет

Вопрос 7.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная

Вопрос 8.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулойответ: ребенок-предмет-взрослый

Вопрос 9.Орудийные действия - это действия с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотнести свойства разных объектовответ: Неверно

Вопрос 10.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов

Вопрос 11.Память и внимание ребенка раннего возраста носит произвольный характерответ: Неверно

Вопрос 12.Поведение ребенка раннего возраста характеризуется ситуативностьюответ: ВерноВопрос 13.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называется

Подрастковый возраст

Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым

Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации

Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:

а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения

б.потребность в самоутверждении

в.ведущий вид деятельности

Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:

То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,

Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,

Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,

Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития

Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.

игровая деятельность– дошкольное детство,

общение со сверстниками– подростковый возраст,

непосредственное эмоциональное общение– младенчество,

предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство

Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Ходьба– младенчество,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Комплекс оживления– новорожденность,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Гуление– младенчество,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст

Младший дошкольный возраст

Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию

Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация

Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление

Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления

Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:

ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,

Понятийное мышление– младший школьный возраст,

Формирование предметных действий– ранний возраст,

Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,

Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,

Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,

Гуление– младенчество,

Ходьба– младенчество,

Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,

Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,

Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,

Комплекс оживления– новорожденность

Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия

Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно

Младенчество

Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:

ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,

комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,

явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями

Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:

ответ: непосредственно-эмоциональное общение

Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности

Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Семинарское занятие 3 (М-4)

ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Требования к компетентности по теме

· знать и уметь обосновать роль ведущих факторов и условий развития личности, знать их трактовку в существующих теориях;

· знать и характеризовать возрастные типологические и индивидуальные особенности учащихся, понимать необходимость их учета и развития в педагогическом процессе.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Развитие личности как педагогическая проблема.

2. Внутренние и внешние факторы развития личности, их характеристика.

3. Психолого-педагогические особенности развития и образования младших школьников; подростков;

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск : МГВРК, 2007. – Гл. 2.

2. Жук, О.Л. Педагогика / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – Гл. 4.

3. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск : Аверсэв., 2003. – С. 121-124; С.130-135; С. 146-157.

4. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.. – С. 71-106.

5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122.

6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II.

7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 52-62.

I . Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

Прочитайте и прокомментируйте высказывания с точки зрения факторов развития личности.

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же… (Вольтер).

Человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными (И. Гёте).

Человек начинается […] с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию (П.Ф. Каптерев).

Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях (А.С. Макаренко).

В школе (как и вне школы) уже само общение между собой детей вырабатывает многие черты характера (Я. Корчак).

Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся (А.Н. Леонтьев).

Природа рождает не пассивные человеческие существа, а такие, которые изначально уже активны, уже движутся, уже находятся в процессе целостного развития (Ш.А.. Амонашвили).

[…] процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала (Э.В. Ильенков).

Цитата Комментарий

Примечание: цитируются те мысли автора текста, которые вызвали желание их прокомментировать: почему фраза обратила на себя внимание; какие мысли и ассоциации в связи с ней возникают; какие вопросы возникают; с чем не согласны и почему и т.д.

1.3. Подготовьте учебное сообщение или реферат* по одному из вопросов семинара (по выбору).

Используя результаты выполнения заданий 1.1-1.3, подготовьтесь к учебному диспуту по следующей проблеме:

В соответствии с определившейся личной позицией разделитесь на две группы для проведения диспута на занятии. Каждая из групп будет защищать одну из двух точек зрения:

1) Наследственность – в большей степени определяет развитие личности.

2) Среда и воспитание имеют решающее значение для развития личности.

1.5*.Проанализируйте, какие свойства, передаваемые генетически, вы унаследовали от своих родителей и прародителей.

Проверьте себя

Восстановите определения :

1) _________________ - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

2) _________________ - усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

3) _________________ - специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, личностного опыта, развитие их субъектности, индивидуальности.

4) _________________ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собственной активности личности.

1.6.2.. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:

1. Наследственность А. Природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека
2. Деятельность Б. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств
3. Общение В. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом
4. Среда окружающая Г. Одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, умениями, а также результатами взаимодействия в виде материальных и культурных ценностей
5. Среда социальная Д. Форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира
6. Самовоспитание Е. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности

Установите соответствие между возрастными периодами и ведущими видами деятельности:

А. Младший школьник 1. Учебно-профессиональная деятельность
Б. Подросток 2. Учебная деятельность
В. Ранняя юность 3. Общение со сверстниками

II . Проведение занятия

2.1. Обсуждение в парах и в группе высказываний (задание 1.1)

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 271 ;

Читайте также: