Установите соответствие между возрастными периодами и новообразованиями в
междухарактеристиками основных познавательных процессов в младшем школьном возрасте и
А) становится доминирующей функцией, 1. мышление
интенсивно развивается в процессе учебной 2. восприятие
деятельности. 3. память
Б) недостаточная дифференциация этого
процесса в начале возраста является
причиной того, что ребенок путает похожие
по написанию буквы и цифры.
В) совершенствование этого процесса в
младшем школьном возрасте дает возможность
усвоения большого количества необходимого
материала и извлечения его из системы связей
и значений в любой нужный момент.
70.Установите соответствие между понятием и его содержанием:
А) соотнесение хода выполнения действий 1.учебное действие
учения и его результата с заданным образцом. 2.контроль
Б) определение того, в какой степени усвоен 3.оценка
способ решения и соответствует ли результат 4.учебная задача
В) средство воспроизведения и усваивания
школьниками образцов общих способов решения
Г) Это то, что ученик должен освоить.
71. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность этапов формирования умственного действия:
А) материализованное действие
Б) ориентировочная основа действия
В) внешнеречевое действие
Г) речевое действие про себя
Д) действие в уме
72. Критерием готовности к школьному обучению выступает принятие ребенком …
новой социальной ситуации
73.Выберите правильный вариант ответа.Кризис 7 лет – это:
Б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх
В) тревожность, демонстративность, вербализм
Г) произвольность всех процессов
Д) возникновение чувства взрослости
74.Выберите правильный вариант ответа.Определите доминирующую психическую функцию младшего школьника
75.Стремление подростка к неизвестному, рискованному Л. С. Выготский назвал доминантой …
76.Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
Варианты ответов
интимно-личное общение со сверстниками
77.Центральным моментом в аффективно-потребностной сфере подростка становится …
78. Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …
79. Установите соответствие между явлениями подростничества и их значениями
А) освобождение от родительской опеки 1. реакция группирования
Б) вхождение в группу сверстников 2. явление эмансипации
В) самоутверждение среди сверстников 3. мотив общения
Г) ощущение себя в центре пристального 4. эффект воображаемой аудитории
80. Установите соответствие:
А) подростковый возраст 1оценивают себя применительно к своему настоящему
Б) юношеский возраст 2 оценивают себя относительно своего будущего
3 самооценка сильно завышена
4 самооценка относительно правильная
81. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность появления новообразований в подростковом возрасте:
Б) Чувство взрослости
82.Общение со своими сверстниками – ведущий тип деятельности в ________ возрасте.
83.С. Холл считал, что _________ стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества.
84. Что НЕ является особенностью социализации подростка:
А) реакция группирования со сверстниками
Б) эмансипация от родительской опеки
В) появление морального кодекса
85. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …
возникновение стержневых личностных интересов
построение жизненных планов на будущее
86.Ведущей деятельностью в юности, согласно периодизациям Д.Б.Эльконина и А.Н.Леонтьева, признается_____ деятельность
87.Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …
самосознания и личности
общения со сверстниками
88.По Э. Эриксону, центральной задачей периода взросления является поиск …
определенного места в кругу сверстников
Уровни тревожности: Возраст:
А) высокая тревожность с родителями. 1. младший школьный возраст
Б) низкая тревожность со сверстниками. 2. юношеский возраст
В) высокая тревожность по отношению к оценке учителя. 3. подростковый возраст
90. Установите соответствие:
А) для старшеклассников не характерно 1 подражательность
Б) старшеклассникам свойственно 2 максимализм
В) ведущая деятельность юношеском возрасте 3 необходимость профессионального
Г) главная характеристика социальной самоопределения
ситуации развития в юношеском возрасте 4 учебно-профессиональная
91. Восстановите правильную последовательность. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (дошкольник, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):
Б) чувство взрослости
92.Выберите правильный вариант ответа.Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют:
93. Установите соответствие между центральными новообразованиями и возрастными периодами
А) мудрость 1 юношество
Б) самоопределение 2 подростничество
В) Я-концепция 3 зрелость
Г) профессиональная компетентность 4 старость
94.В периодизации Э. Эриксона центральной стадией на взрослом этапе жизненного пути человека, которую характеризуют производительность или застой, является стадия …
95.Выберите правильный вариант ответа.Новообразование, обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста:
А) новое чувство времени
В) развитое чувство ответственности
Г) осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением
Д) создание семьи
96.Установите соответствие между новообразованием и возрастным периодом:
А) феномен опустевшего гнезда 1 зрелость
Б) выбор спутника жизни 2 молодость
В) кризис среднего возраста 3 экзистенциальная проблематика
Г) эффект воображаемой аудитории 4 подростничество
97.По мнению М. И. Лисиной, в раннем детстве ребенок испытывает нужду в ________ со взрослым.
Варианты ответов
98. Сформированное наглядно-образное мышление и отдельные операции понятийного мышления являются характеристиками ________ готовности ребенка к школе.
99.Возможность открыть и понять наличие у взрослых людей определенных общественных функций и обязанностей, норм поведения дает ребенку _________ деятельность.
100. Центральный принцип психологического сопровождения – это …
формирование широкого спектра способностей и интересов
личностный выбор и самоопределение в значимых жизненных ситуациях
развитие форм и навыков личностного общения
активизация внутренних ресурсов человека
101. Основой психологического сопровождения являются знания особенностей …
перехода личности к самопомощи
психологических проблем человека
102.В работе с родителями основной целью психолога является …
определение путей коррекции взаимоотношений с ребенком
исправление дефектов воспитания
выявление проблем в развитии ребенка
достижение глубокого и объективного понимания ребенка
103. Главной целью психологического сопровождения воспитания является …
разработка форм и методов работы, способствующих успешному развитию ребенка
организация совместной деятельности обучающихся, педагогов и родителей
создание условий для становления ребенка субъектом своей жизнедеятельности
коррекция психического развития обучающихся
104.Задачей психолога является помощь ребенку _______ возраста в освоении позиции школьника и способствование формированию положительных отношений в классном коллективе.
105. К числу основных задач психологического сопровождения в ранней юности относится …
формирование широкого спектра способностей и интересов
помощь в преодолении патогенного влияния
развитие форм и навыков личностного общения
развитие готовности к жизненному самоопределению
106.Создание предпосылок для становления индивидуальности как развития осознания своих способностей и интересов является задачей психолога в работе с(со) …
107. Установите соответствие
А) профконсультационная беседа 1 актуализируются знания и представления о
предпочитаемых профессиях, проводится
соответствие между особенностями личности
и требованиями, предъявляемыми данными
Б) первичный выбор профессии 2 реальное формулирование задачи выбора будущей
сферы деятельности с учетом имеющихся психоло-
гического и психофизиологического ресурсов.
В) профессиональное самоопределение 3 ориентировка на внешние признаки профессии,
отсутствие адекватного представления о собствен-
108. Установите соответствие.
А. Первичная психопрофилактика | 1)психопрофилактика направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий психологического неблагополучия; она включает реабилитационные мероприятия и др. |
Б. Вторичная психопрофилактика | 2) ранняя диагностика, своевременная помощь в ситуации психологического неблагополучия, комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики возникшего психологического неблагополучия, уменьшению патологических проявлений. |
В Третичная психопрофилактика | 3) тесно связана с психогигиеной, она включает мероприятия, направленные на предупреждение психологического неблагополучия личности, а также правильное воспитание подрастающего поколения, превентивные меры в остроконфликтных ситуациях, профессиональную ориентацию, профессиональный отбор и т.д. |
109.Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.
110.Выберите правильный вариант ответа.Восприятие выступает ведущей психической функцией в возрасте:
Г) младшем школьном
111. Выберите правильный вариант ответа. Наглядно-действенное мышление характерно для возраста:
Г) младшего школьного
Формы общения по М.И.Лисиной: Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении:
А) Ситуативно-деловое общение. 1 Потребность в доброжелательном внимании (до 1
Б) Ситуативно-личностное общение. 2 Потребность в сотрудничестве (1-3г.).
В) Внеситуативно-познавательное общение. 3 Потребность в уважении взрослого,
познавательный мотив (3-5л.)
Г) Внеситуативно-личностное общение. 4 Потребность во взаимопонимании и сопереживании
113. Установите соответствие
Б) половое развитие опережает органическое и социальное 2 ранний возраст
В) выработка мировоззренческих установок 3 юношество
114. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность стадий развития изобразительной деятельности:
А) Стадия каракули. Ребенка интересует карандаш, а не изображение. Удовольствие от движения.
В) Стадия интерпретация. Изображению дается конкретное название.
Г) Стадия схематичный рисунок. Объект изображается с теми качествами, которые ему
115. Восстановите правильную последовательность. Установить последовательность онтогенетического развития мышления:
А) наглядно- образное
116. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность становления идентичности в онтогенезе:
А) осознание временной протяженности собственного Я, включающего детское прошлое и определяющего проекцию себя в будущее
Б) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов Я
В) осуществление системы выборов (профессиональных, половая поляризация, идеологические установки)
117. Восстановите правильную последовательность. Расположите в порядке их появления личностные новообразования (дошкольник, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст):
Б) чувство взрослости
118. Восстановите правильную последовательность. Выстройте цепочку смены социальной ситуации развития по мере взросления человека:
А) полная биологическая зависимость от матери
Б) познание мира окружающих вещей совместно со взрослым, сотрудничество
В) общая жизнь ребенка и матери, пра-мы
Г) первый социальный статус
Д) познание мира человеческих отношений и их имитация
Е) эмансипация от взрослых и группирование со сверстниками
Ж) первоначальный выбор жизненного пути
119. Восстановите правильную последовательность. Для развития речи характерна следующая последовательность:
А) установление связи между названием предмета и самим предметом
Б) возникновение автономной речи
В) возникновение описательной речи
Г) завершение фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки
120. Восстановите правильную последовательность. Установите последовательность появления видов игры в дошкольном возрасте:
Подрастковый возраст
Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым
Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации
Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:
а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения
б.потребность в самоутверждении
в.ведущий вид деятельности
Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:
То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,
Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,
Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,
Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития
Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.
игровая деятельность– дошкольное детство,
общение со сверстниками– подростковый возраст,
непосредственное эмоциональное общение– младенчество,
предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство
Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:
ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,
Формирование предметных действий– ранний возраст,
Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,
Ходьба– младенчество,
Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,
Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,
Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,
Комплекс оживления– новорожденность,
Понятийное мышление– младший школьный возраст,
Гуление– младенчество,
Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,
Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст
Младший дошкольный возраст
Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию
Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация
Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление
Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления
Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:
ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,
Понятийное мышление– младший школьный возраст,
Формирование предметных действий– ранний возраст,
Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,
Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,
Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,
Гуление– младенчество,
Ходьба– младенчество,
Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,
Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,
Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,
Комплекс оживления– новорожденность
Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия
Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно
Младенчество
Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,
комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,
явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями
Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности
Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…
Ответ: ситуация эмоционального единства ребенка и матери
Вопрос 5.Комплекс оживления характеризуется:зрительным сосредоточением,первой социальной улыбкой,вокализацией,активизацией движений.
Вопрос 6..Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 7.Первая психоэмоциональная реакция младенца в ответ на узнавание взрослого называется…ответ: Комплексом оживления
Вопрос 8.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общенияответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 9. В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 10.Хронологические рамки младенческого возраста. ответ: от 2 месяцев до 1 года
Вопрос 11.Атавистические рефлексы получены ребенком от животных предков и большинство из них ответ: Верно
Вопрос 12.Комплекс оживления примерно складывается кответ: 1.5-2 месяцам
Вопрос 13.Акт хватания возникает. ответ: 5 - 6 месяцев
Вопрос 14. В 9-10 месяцев ребенок может переносить действия с одного предмета на другой, с одной ситуации на другую.ответ: Неверно
Рубежный контроль
Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их признаками в юношеском возрасте:
Устремление в будущее– Психологические новообразования,
Учебно-профессиональная деятельность– Ведущая деятельность,
"Порог" самостоятельной жизни– Социальная ситуация развития,
Развитие самосознания– Психологические новообразования,
Решение жизненно важной задачи осуществить профессиональное самоопределение в плане реального выбора– Психологические новообразования,
Готовность к личностному и профессиональному самоопределению– Психологические новообразования,
Формирование мировоззрения– Психологические новообразования
Вопрос 2.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная
Вопрос 3.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулой
Ответ: ребенок-предмет-взрослый
Вопрос 4.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов
Вопрос 5.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называетсяответ: стремление действовать независимо от взрослых
Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослый
Вопрос 7.В 7 лет ребенок активно используетответ: 2500-3000слов
Вопрос 8.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Вопрос 9.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -
Ответ: стремление стать школьником
Вопрос 10.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия
Вопрос 11.Хронологические рамки ранней юности -ответ: 15-18 лет
Вопрос 12.В первом полугодии между ребенком и взрослым наблюдается следующий вид общения
Ответ: ситуативно-личностное общение
Вопрос 13.В недрах младенческого возраста зарождается новая потребность.
Ответ: потребность в познании предметов окружающего мира
Вопрос 14.Ведущим называется тот вид деятельности:
Ответ: который определяет основное направление его развития на определенном этапе
Вопрос 15.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
Зрительным сосредоточением.
Вопрос 36.Выберите основные новообразования раннего возраста:
Дошкольный возраст
Вопрос 1.Потеря непосредственности характерна для кризиса___лет.ответ: 7
Вопрос 2.Принятие и выполнение правил в сюжетно-ролевой игре способствует развитию __________ дошкольника: волевой саморегуляции
Вопрос 3.В процессе ведущей деятельности дошкольника происходит формирование его интеллектуальной готовности к школе, которая основана на…ответ: развитии в игре познавательных психических процессов
Вопрос 4.Центром социальной ситуации развития дошкольника является…ответ: взрослый как носитель общественной функции
Вопрос 5.Конец дошкольного возраста знаменуется ….ответ: кризисом 7 лет
Вопрос 6.Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте-ответ: ребенок - общественный взрослыйВопрос
7.В 3-4 года разворачивается следующая форма общения: ответ: внеситуативно-познавательное общение
Вопрос 8.В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры являются отношения между людьмиответ: Неверно
Вопрос 9.В дошкольном возрасте наблюдается развитие произвольного и послепроизвольноговниманияответ: Верно
Вопрос 10.К концу дошкольного возраста на основе новообразований возникает новая потребность -ответ: стремление стать школьникомКонец формы
Юнность
Вопрос 1.Ведущим видом деятельности в юношеском возрасте выступает.
Ваш ответ неправильный.
Вопрос 5.Если юноши видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то подростки наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.
Неверно
Вопрос 6.Поверхностность – характерная черта юношей.верно
Вопрос 7.ответа не нашла?Основная роль юношеской дружбы в психическом развитии заключается в .
принятии в группу сверстников
Ваш ответ неправильный.
Вопрос 8.К новообразованиям ранней юности относят. профессиональное самоопределение,,усвоение социальных ролей,психологическую готовность к самоопределению
Вопрос 9.Границы периода ранней юности - . лет15-18
Вопрос 10.В юношеском возрасте понижается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.
Неверно
Тест Ранний возраст
Вопрос 1.Период раннего детства является сенситивным для …ответ: развития речи
Вопрос 2.Форма общения (по Л.М.Лисиной) в раннем возрасте…ответ: ситуативно-деловое
Вопрос 3.В какой период наиболее сильно проявляется эгоцентрическая речь:ответ: 3-4 года
Вопрос 4.Упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм – являются характерными особенностями:ответ: кризиса 3-х лет
Вопрос 5.Признаками кризиса трех лет являются:ответ: негативизм, упрямство, обесценивание взрослых
Вопрос 6.Проявление негативизма характерно для кризиса. лет.ответ: 3 лет
Вопрос 7.Ведущий вид деятельности в раннем возрасте. ответ: предметно-манипулятивная
Вопрос 8.Социальная ситуация развития может быть обозначена следующей формулойответ: ребенок-предмет-взрослый
Вопрос 9.Орудийные действия - это действия с двумя или несколькими предметами, в которых необходимо соотнести свойства разных объектовответ: Неверно
Вопрос 10.Активный словарный запас ребенка 3-х лет составляетответ: 1200-1500 слов
Вопрос 11.Память и внимание ребенка раннего возраста носит произвольный характерответ: Неверно
Вопрос 12.Поведение ребенка раннего возраста характеризуется ситуативностьюответ: ВерноВопрос 13.К концу раннего возраста на основе новообразований формируется новая потребность, которая называется
Подрастковый возраст
Вопрос 1.Ведущая деятельность в подростковом возрасте реализует главную потребность этого периода развития:ответ: потребность быть и считаться взрослым
Вопрос 2.Как называется стремление подростка к самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых:ответ: реакция эмансипации
Вопрос 3.Что определяет реакцию группирования со сверстниками в подростковом возрасте:
а.группа сверстников становится ведущим регулятором поведения
б.потребность в самоутверждении
в.ведущий вид деятельности
Вопрос 4.Установите соответствие между определениями и их терминами:
То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослых - – зона ближайшего развития,
Период бурного, резкого изменения психического развития, отделяющий один возрастной период от другого -– кризис,
Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном о основном определяют сознание ребёнка, весь ход его развития в данный период -– новообразования,
Отношения между ребёнком и окружающей его социальной действительностью, оказывающее доминирующее влияние на психическое развитие ребёнка на данном этапе – социальная ситуация развития
Вопрос 5.Установите соответствие между ведущей деятельностью и возрастными периодами.
игровая деятельность– дошкольное детство,
общение со сверстниками– подростковый возраст,
непосредственное эмоциональное общение– младенчество,
предметно-манипулятивная деятельность– раннее детство
Вопрос 6.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:
ответ: Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,
Формирование предметных действий– ранний возраст,
Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,
Ходьба– младенчество,
Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,
Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,
Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,
Комплекс оживления– новорожденность,
Понятийное мышление– младший школьный возраст,
Гуление– младенчество,
Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,
Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст
Младший дошкольный возраст
Вопрос 1.Внутренний план действий относится к ____младшего школьного возраста.ответ: новообразованию
Вопрос 2.Система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться и придаёт учебной деятельности смысл, это - …ответ: мотивация
Вопрос 3.Доминирующей функцией, определяющей работу других функций сознания в младшем школьном возрасте, является:ответ: мышление
Вопрос 4.Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития:ответ: логического мышления
Вопрос 5.Соотнесите психологические новообразования и возрастные периоды:
ответ: Наглядно-образное мышление– дошкольное детство,
Понятийное мышление– младший школьный возраст,
Формирование предметных действий– ранний возраст,
Самосознание как проявление внутренней позиции школьник– младший школьный возраст,
Предметно-манипулятивная игра– ранний возраст,
Становление сенсомоторного интеллекта– младенчество,
Гуление– младенчество,
Ходьба– младенчество,
Наглядно-действенное мышление– ранний возраст,
Сюжетно-ролевая игра– дошкольное детство,
Зрительная и слуховая сосредоточенность– новорожденность,
Комплекс оживления– новорожденность
Вопрос 6.На протяжении младшего школьного возраста ярче других видов проявляетсяответ: интеллектуальная рефлексия
Вопрос 7.К концу младшего школьного возраста наблюдается значительное усиление интереса к учебе, к самому процессу ученияответ: Неверно
Младенчество
Вопрос 1.Установите соответствие между понятиями и их характеристиками:
ответ:кризис новорождённости – ребёнок отделяется от матери физически, но не отделяется от неё биологически и психологически,
комплекс оживления– показатель перехода ребёнка от периода новорождённости к младенчеству,
явление госпитализма– возникновение задержки психического развития, в результате отсутствия близкого эмоционального общения с родителями
Вопрос 2.Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является:
ответ: непосредственно-эмоциональное общение
Вопрос 3.Непосредственный контакт ребенка с матерью в младенческом возрасте важен для функционирования:ответ: чувства привязанности
Вопрос 4.Социальная ситуация развития в младенческом возрасте…
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы
Семинарское занятие 3 (М-4)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Требования к компетентности по теме
· знать и уметь обосновать роль ведущих факторов и условий развития личности, знать их трактовку в существующих теориях;
· знать и характеризовать возрастные типологические и индивидуальные особенности учащихся, понимать необходимость их учета и развития в педагогическом процессе.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Развитие личности как педагогическая проблема.
2. Внутренние и внешние факторы развития личности, их характеристика.
3. Психолого-педагогические особенности развития и образования младших школьников; подростков;
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы
1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений : в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск : МГВРК, 2007. – Гл. 2.
2. Жук, О.Л. Педагогика / О.Л. Жук. – Минск: БГУ, 2003. – Гл. 4.
3. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск : Аверсэв., 2003. – С. 121-124; С.130-135; С. 146-157.
4. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.. – С. 71-106.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск : ТетраСистемс, 2002. – С. 103-122.
6. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М. : Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. II.
7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы : курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск : Экоперспектива, 2009. – С. 52-62.
I . Подготовка к занятию
Учебно-исследовательские и творческие задания
Прочитайте и прокомментируйте высказывания с точки зрения факторов развития личности.
Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же… (Вольтер).
Человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными (И. Гёте).
Человек начинается […] с саморазвития, а не с воспитания; последнее присоединяется к первому и может действовать только на его почве, по его образу и подобию (П.Ф. Каптерев).
Человек плох только потому, что он находился в плохой социальной структуре, в плохих условиях (А.С. Макаренко).
В школе (как и вне школы) уже само общение между собой детей вырабатывает многие черты характера (Я. Корчак).
Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся (А.Н. Леонтьев).
Природа рождает не пассивные человеческие существа, а такие, которые изначально уже активны, уже движутся, уже находятся в процессе целостного развития (Ш.А.. Амонашвили).
[…] процесс возникновения личности выступает как процесс преобразования биологически заданного материала силами социальной действительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этого материала (Э.В. Ильенков).
Цитата | Комментарий |
Примечание: цитируются те мысли автора текста, которые вызвали желание их прокомментировать: почему фраза обратила на себя внимание; какие мысли и ассоциации в связи с ней возникают; какие вопросы возникают; с чем не согласны и почему и т.д.
1.3. Подготовьте учебное сообщение или реферат* по одному из вопросов семинара (по выбору).
Используя результаты выполнения заданий 1.1-1.3, подготовьтесь к учебному диспуту по следующей проблеме:
В соответствии с определившейся личной позицией разделитесь на две группы для проведения диспута на занятии. Каждая из групп будет защищать одну из двух точек зрения:
1) Наследственность – в большей степени определяет развитие личности.
2) Среда и воспитание имеют решающее значение для развития личности.
1.5*.Проанализируйте, какие свойства, передаваемые генетически, вы унаследовали от своих родителей и прародителей.
Проверьте себя
Восстановите определения :
1) _________________ - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
2) _________________ - усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
3) _________________ - специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, личностного опыта, развитие их субъектности, индивидуальности.
4) _________________ - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, воспитания и собственной активности личности.
1.6.2.. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:
1. Наследственность | А. Природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека |
2. Деятельность | Б. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств |
3. Общение | В. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом |
4. Среда окружающая | Г. Одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, умениями, а также результатами взаимодействия в виде материальных и культурных ценностей |
5. Среда социальная | Д. Форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира |
6. Самовоспитание | Е. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности |
Установите соответствие между возрастными периодами и ведущими видами деятельности:
А. Младший школьник | 1. Учебно-профессиональная деятельность |
Б. Подросток | 2. Учебная деятельность |
В. Ранняя юность | 3. Общение со сверстниками |
II . Проведение занятия
2.1. Обсуждение в парах и в группе высказываний (задание 1.1)
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 271 ;
Читайте также: