Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы

Дошкольное детство от 3 до 7 лет.

Вопрос 1

ПЛАН

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ №5

1. Социальная ситуация развития психики дошкольника.

2. Новообразования в познавательной деятельности ребёнка.

3. Изменения в эмоционально-чувственной сфере.

4. Особенности взаимоотношений дошкольника со сверстниками и взрослыми.

5. Готовность ребёнка к школьному обучению.

Ведущим фактором развития, определяющим социальную ситуацию развития, является повышенная восприимчивость ребёнка к познанию окружающего мира как целостной картины, желание взаимодействовать с этим миром. Необходимое условие нормального развития – окружение сверстников, общение с ними.

Ведущая деятельность – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребёнка. Собственно игра возникает в 3 года, когда ребёнок начинает мыслить целостными образами. В среднем дошкольном возрасте наиболее развита ролевая игра, она преобладает до 6-7 лет. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Главное, что ребёнок получает в игре – это возможность взять на себя роль. Данный возраст является сензитивным для развития фундаментальных черт личности. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер ребёнка. К среднему дошкольному возрасту у детей вырабатывается умение правильно оценивать себя и свои успехи/неудачи. А также они начинают оценивать своих родителей. Те из родителей, кто является объектом для подражания, способны оказывать на ребёнка более сильное влияние. Но у девочек психологического влияния родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков.

Одним из главных новообразований являются комплексы готовности к школьному обучению:

- уровень эмоционального развития

- чем больше вопросов задаёт ребёнок по поводу одного объекта, тем выше познавательная потребность.

Ведущим познавательным процессом является память (все виды образной памяти). Лучше всего именно в этом возрасте выучить с ребёнком азбуку;

- когнитивная готовность ребёнка (развитие внимания, мышления, памяти, воображения связано с игрой; умственное развитие характеризуется формированием образного мышления: ребёнок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело. Делает он это при помощи сказки. 4-5 лет – апогей сказочного мышления, затем оно разрушается, т.к. ребёнок начинает понимать где быль, а где – небыль.

Мышлению ребёнка дошкольного возраста свойственен анимизм (это стремление приписывать неодушевленным предметам или животным человеческие черты).

- уровень эмоционального развития (ребёнок учится преодолевать ситуативные эмоции; игра помогает справиться со страхами. Дети старшего дошкольного возраста должны научиться справляться с агрессивностью, пик которой в 4-5 лет.);

- технологическая оснащённость (необходимый минимум ЗУН, позволяющих обучаться в школе. Сюда входит умение читать, считать, писать;также необходимо иметь развитое воображение);

- личностная готовность (проявляется в самоактуализации: для девочек – это привлекательность, для мальчиков – эффективность. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные компоненты структуры личности:

1) притязания личности;

2) Я – концепция; (включает в себя оценочный, эмоциональный и когнитивный аспекты);

3) перспективы личности;

4) иерархия побуждений.

Следующим новообразованием является соединение воображения, мышления и речи (процесс формирования речи как средства общения завершается в этом возрасте).

| следующая лекция ==>
Механизм организационного обеспечения кадровой работы | Что же делать?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор публикации: Ильичева Ольга Николаевна
МАОУ СШ №60
учитель начальных классов


Ценностные ориентиры начального общего образования определяют обучение как процесс подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть милосердным, разделять общечеловеческие ценности, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний.

Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

Владеющий основами умения учиться.

Любящий родной край и свою страну.

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

умеющий высказать свое мнение.

Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Методологической основой программы формирования УУД являются системно-деятельностный и компетентностный подходы. С позиции обозначенных подходов УУД это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Формирование УУД является инвариантной основой урочной и внеурочной деятельности школы.

Содержание программы учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Содержание программы формирования УУД учитывает существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности начальной ступени общего образования.
Характеристика УУД

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

·смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

·нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

·целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

·контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

·коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

· оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

·поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

·осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

·выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

·смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

·постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют

·моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

·преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

·синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

·выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·подведение под понятие, выведение следствий;

·установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

·построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

·выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

·самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на шмуцтитулах каждого раздела сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 16.05.2015 2015-05-16

Статья просмотрена: 20103 раза

Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря учителям передаётся накопленный опыт, от учителей зависит развитие общества и его будущее.

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

Согласно этому закону, учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения.

Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях.

Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика, спроектировать образовательную среду ученика, научить ребёнка самому находить необходимые знания.

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно – теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно увидеть трудности учеников и помочь им.

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса.

Интересен следующий факт. Целью реализации ФГОС является личностный результат. Огромное внимание уделяется личности ребёнка и происходящим с ним в процессе обучения изменениям, а не сумме знаний, накопленных за время обучения в школе. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя.

Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям появилась возможность получить информацию и обогатить содержание образовательного процесса. На сегодняшний день учитель не является единственным источником знаний, как это было прежде. Благодаря современным технологиям появились отличные возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Для получения информации не существует никаких преград для обучающихся. Но, ни один современный компьютер не сможет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отводится учителю. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности школьника.

Учителя разные, но есть одно качество, которое объединяет их всех – это любовь к детям. Это качество является главным во все времена. Настоящий учитель знает, чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её получаешь. Ребёнок проводит 9-11 лет в школьных стенах. Школа становится вторым домом. Для родителей очень важно, чтобы школьные годы их ребёнка прошли в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов.

За 11 лет обучения в школе каждый ребёнок проходит несколько аттестаций: по окончании начальных классов, ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса. Мы стремимся качественно подготовить наших учеников к экзаменам, так как это важно для детей, их родителей и нас учителей. Мы радуемся их успехам и вместе с ними огорчаемся в случае неудач. Конечно, было бы здорово, если бы из школы выпускались великие математики, учёные, философы. Но задача учителя – подготовить человека к жизни, помочь стать ему отличным специалистом в будущем, хорошей матерью или отцом, достойным членом современного общества. Школа рассматривается как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения коммуникативных и социальных знаний. Вне социума человек не может стать успешным и счастливым. Очевидно, что недостаточно основательно знать свой предмет, владеть современными методиками, иметь психолого-педагогическую подготовку. Нужен высокий уровень педагогического мастерства, культуры, желание знаний и стремление к поиску и творчеству.

Воспитать гармонично развитую личность возможно при тесном содействии школы и семьи. Ребёнок поступает в школу в возрасте 7 лет, имея определённый жизненный опыт. Мы знаем, что характер человека формируется уже к 5 годам. Именно в раннем возрасте ребёнок знакомится с окружающим его миром, людьми, нормами поведения в обществе. Своим поведением, взаимоотношениями и образом жизни родители закладывают базу. Воспитание начинается в семье, продолжается в школе, и важно, чтобы все его участники действовали в одном направлении. Бывает так, что родители часто и регулярно посещают школу, когда их дети учатся в начальных классах. Реже они посещают учителей и школьные мероприятия своих детей, начиная с 5 класса. И ещё реже встречи с родителями происходят в старших классах, как правило, по звонку или приглашению классного руководителя или администрации.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что современный учитель обучает, создаёт условия для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, учит ребёнка как самому находить необходимые знания, совершенствуется в предметной области, овладении методикой, формами, технологиями обучения и самое главное - воспитывает личность.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 16.05.2015 2015-05-16

Статья просмотрена: 20103 раза

Существует огромное количество профессий, но именно к этой профессии всегда предъявляются высокие требования. Действительно, благодаря учителям передаётся накопленный опыт, от учителей зависит развитие общества и его будущее.

Быть учителем – не означает иметь диплом о педагогическом образовании. Не все выпускники педагогических университетов остаются работать в школе. Не все могут найти общий язык с учениками, их родителями и соответствовать тем требованиям, которые современное общество предъявляет учителю. Учитель – это состояние души, образ жизни.

Согласно этому закону, учитель – это человек, который непрерывно совершенствуется как в предметной области, так и в овладении методикой, формами, технологиями обучения.

Сегодня, когда новые государственные образовательные стандарты (ФГОС) входят в школу, на учителя возлагается большая ответственность за создание условий для развития личности школьника. Меняется общество, в соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня педагог должен научить школьников способам как добывать знания, формировать учебную деятельность и мышление учеников. В обучении постоянно происходят изменения, и важно, чтобы учитель смог адаптироваться в современных условиях.

Речь идёт об эрудированном, увлечённом и умеющим увлекать учеников педагоге. Передать знания гораздо проще, чем заинтересовать ученика, спроектировать образовательную среду ученика, научить ребёнка самому находить необходимые знания.

Работа учителя может быть эффективной в том случае, если педагог профессионально компетентен, имеет научно – теоретическую и методическую подготовку, способен выявить причины трудностей учеников, оказывать необходимую помощь, направлять, прогнозировать дальнейшие действия школьников, умеет планировать педагогическую деятельность и учит планировать свои действия учеников. Важно своевременно увидеть трудности учеников и помочь им.

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание позитивных условий для образовательного процесса.

Интересен следующий факт. Целью реализации ФГОС является личностный результат. Огромное внимание уделяется личности ребёнка и происходящим с ним в процессе обучения изменениям, а не сумме знаний, накопленных за время обучения в школе. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя.

Мы живём в век информационных технологий, стремительно развивающихся с каждым днём. Благодаря новым компьютерным технологиям появилась возможность получить информацию и обогатить содержание образовательного процесса. На сегодняшний день учитель не является единственным источником знаний, как это было прежде. Благодаря современным технологиям появились отличные возможности для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учеников. Для получения информации не существует никаких преград для обучающихся. Но, ни один современный компьютер не сможет научить ребёнка самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы. Эта роль отводится учителю. Именно педагог научит ребёнка мыслительной деятельности, именно педагог участвует в интеллектуальном и нравственном формировании личности школьника.

Учителя разные, но есть одно качество, которое объединяет их всех – это любовь к детям. Это качество является главным во все времена. Настоящий учитель знает, чем больше любви детям отдаёшь, тем больше её получаешь. Ребёнок проводит 9-11 лет в школьных стенах. Школа становится вторым домом. Для родителей очень важно, чтобы школьные годы их ребёнка прошли в окружении внимательных, мудрых и достойных педагогов.

За 11 лет обучения в школе каждый ребёнок проходит несколько аттестаций: по окончании начальных классов, ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса. Мы стремимся качественно подготовить наших учеников к экзаменам, так как это важно для детей, их родителей и нас учителей. Мы радуемся их успехам и вместе с ними огорчаемся в случае неудач. Конечно, было бы здорово, если бы из школы выпускались великие математики, учёные, философы. Но задача учителя – подготовить человека к жизни, помочь стать ему отличным специалистом в будущем, хорошей матерью или отцом, достойным членом современного общества. Школа рассматривается как место для социализации, как место поиска себя, своей роли в обществе, место приобретения коммуникативных и социальных знаний. Вне социума человек не может стать успешным и счастливым. Очевидно, что недостаточно основательно знать свой предмет, владеть современными методиками, иметь психолого-педагогическую подготовку. Нужен высокий уровень педагогического мастерства, культуры, желание знаний и стремление к поиску и творчеству.

Воспитать гармонично развитую личность возможно при тесном содействии школы и семьи. Ребёнок поступает в школу в возрасте 7 лет, имея определённый жизненный опыт. Мы знаем, что характер человека формируется уже к 5 годам. Именно в раннем возрасте ребёнок знакомится с окружающим его миром, людьми, нормами поведения в обществе. Своим поведением, взаимоотношениями и образом жизни родители закладывают базу. Воспитание начинается в семье, продолжается в школе, и важно, чтобы все его участники действовали в одном направлении. Бывает так, что родители часто и регулярно посещают школу, когда их дети учатся в начальных классах. Реже они посещают учителей и школьные мероприятия своих детей, начиная с 5 класса. И ещё реже встречи с родителями происходят в старших классах, как правило, по звонку или приглашению классного руководителя или администрации.

Итак, подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что современный учитель обучает, создаёт условия для максимального развития внутренних качеств ребёнка, образовательного процесса, учит ребёнка как самому находить необходимые знания, совершенствуется в предметной области, овладении методикой, формами, технологиями обучения и самое главное - воспитывает личность.

Задание 1. Укажите правильные ответы.

Психологическими критериями возрастного развития являются:

А. Особенности роста.

В. Деятельность нервной системы.

С. Особенности познавательных психических процессов.

Д. Возможности нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Е. Сформированность качеств личности.

Задание 2. Укажите правильные ответы.

Шестилетних школьников отличает особый психологический склад, который характеризуется:

А. Непроизвольностью психических процессов.

В. Отсутствием стремления к взрослости.

С. Высоким стремлением к участию в деятельности на первых ролях.

Д. Устойчивостью внимания.

Е. Отсутствием умения думать.

Задание 3. Определите виды возрастных изменений:

А. Быстрые, скачкообразные, необратимые возрастные преобразования.

В. Неустойчивые, обратимые изменения развития, требующие закрепления и последующих упражнений.

С. Сравнительно медленные, устойчивые количественные и качественные изменения возрастного развития.

Задание 4. Приведите в соответствие возрастной период развития и ведущую деятельность:

1. Младенчества. А.Учебная деятельность.

2. Ранний возраст. В. Эмоциональное общение со взрослыми.

3. Дошкольный возраст. С. Учебно-профессиональная деятельность

4. Младший школьник. Д. Эмоциональное общение со сверстниками

5. Подростковый возраст. Е. Сюжетно-ролевая игра.

6.Ранняя юность. F. Предметная деятельность.

Задание 5. Обозначьте название стадии интеллектуального развития (по Ж.Пиаже) по возрасту детей:

1. Новорожденность. А. Социальные мотивы, стремление к само-

2. Младенчество. утверждению

3. Ранний возраст. В. Мотивы достижения успеха и самокон-

4. Дошкольное детство. троль.

5. Младший школьник. С. Комплекс оживления.

6. Подросток. Д. Самоопределение в будущей профессии.

7. Ранняя юность. Е. Зрительная и слуховая сосредоточенность

F. Становление деловых качеств личности.

G. Становление сенсомоторного интеллекта

H. Становление самостоятельности и трудолюбия

I. Различение звуков и запахов.

J. Чувство взрослости.

К. Проявление волеизъявления.

L. Нравственное самосознание.

Задание 7. Определите характерные особенности познавательной сферы на разных этапах возрастного развития:

1. Младенчество. А. Формирование и проверка гипотез.

2. Ранний возраст. В. Сенсонаторный интеллект.

3. Дошкольник. С. Элементы наглядно-образного мышления.

4. Младший школьник. Д. Ориентировочные реакции.

5. Подросток. Е. Наглядно-действенное мышление.

6. Ранняя юность. F. Классификация объектов по существенно-

му признаку; формирование и проверка гипотез

G. Способность мыслить логически.

H. Способность к теоретическим рассуждениям

I. Склонность к экспериментированию.

J. Способность решать задачу в образном плане.

K. Способность решать задачу по заранее проду-

Манному и внутренне представленному плану.

Задание 8. Укажите верные ответы.

Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

А. Наличие специальных знаний, умений, навыков.

В. Самостоятельность в умственной деятельности.

С. Желание быть школьником.

Д. Умение строить свои взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов.

Задание 9. Укажите единственно правильный ответ.

В поведении младший школьник ориентируется чаще всего на моральные суждения и оценку действий:

А.Родителями. В. Учителем. С. Сверстниками.

Задание 10. Укажите правильный ответ.

В обучении письму движением руки младшего школьника руководит и обеспечивает основной успех:

А. Зрительный образ.

В. Слуховой образ.

С. Тактильное чувство, которое закрепляет движение в моторной памяти.

Задание 11. Установите соответствие между терминами и определениями.

1. Социальная зрелость.

2. Направленность юношеского возраста.

А. Четкая ориентированность на будущую деятельность.

В. Способность личности ставить, решать проблемы.

Задание 12. Укажите правильные ответы.

В ряду новообразований личности младшего школьника можно выделить следующие потребности, которые характеризуются новым уровнем развития:

А. Потребность в движении.

В. Потребность в игре.

С. Познавательная потребность.

Д. Потребность в общении.

Е. Потребность в коллективной деятельности.

Задание 13. Укажите правильные ответы.

Норму эмоциональной жизни младших школьников составляет:

А. Тревожность. Д. Жизнерадостность.

В. Вспыльчивость. Е. Импульсивность.

С. Непосредственность. F. Неуверенность.

Задание 14. Установите соответствия между понятиями и их признаками:

1. Ведущий вид деятельности.

2. Зона ближайшего развития.

3. Соподчинение мотивов.

4. Социальная позиция.

А. То, что делает возможным выполнение действий с помощью взрослого.

В. Дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой.

С. Руководство собственным поведением, направленное на преодоление непосредственного побуждения ради чего-то другого.

Д. Функциональное место, которое человек может занимать по отношению к другим людям.

Е. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические.

Задание 15. Укажите правильный ответ.

Ведущим психическим познавательным процессом, от которого в наибольшей зависимости находится успешность обучения младшего школьника, является:

А. Ощущение. Д. Мышление.

В. Восприятие. Е. Речь.

С. Память. F. Воображение.

Задание 16. Установите соответствие между терминами и определениями:

1. Новообразования личности. 4. Воспитание личности.

2. Образование личности. 5. Социальная ситуация развития

3. Развитие личности. личности.

А. Процесс проявления биологических и социальных закономерностей.

В. Целенаправленное формирование потребностей ребенка и очеловечивание его желаний.

С. Воспитательное воздействие на личность с помощью знаний основ наук, умений, навыков.

Д. Качественно новый тип строения личности.

Е. Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику его психического развития.

Задание 17. Укажите единственно правильный ответ.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является:

А. Предметно-манипулятивная деятельность.

В. Непосредственно-эмоциональное общение.

С. Сюжетно-ролевая игра.

Д. Учение как вид познавательной деятельности.

Задание 18. Укажите единственно правильный ответ.

Эмоциональная стабильность младшего школьника определяется:

А. Игровой деятельностью.

В. Деятельностью в сфере бытового труда.

Задание 19. Укажите правильные ответы.

Характеристика мышления младшего школьника включает следующие понятия:

А. Практическое мышление. Д. Инертное мышление.

В. Теоретическое мышление. Е. Конкретное мышление.

С. Творческое мышление. F. Отвлеченное мышление.

Задание 20. Укажите правильные ответы.

Благодаря любви и заботе близких и учителя у младших школьников формируется:

А. Адекватная самооценка. Е. Чувство незащищенности.

В. Завышенная самооценка. F. Чувство собственной неповто-

С. Низкий уровень притязаний. римости.

Д. Высокий уровень притязаний.

3. 1 – С, 2 – А, 3 – В.

4. 1 – В, 2 – F, 3 – Е, 4 – А, 5 – Д, 6 – С.

5. 1. Сесомоторная стадия.

2. Дооперационная стадия.

3. Стадия конкретных операций.

4. Стадия формальных операций.

6. 1 – Е, I; 2 – C,G; 3 – M,K; 4 – A; 5 – B,H; 6 – F,J; 7 – D, L.

7. 1 – D; 2 – B; 3 – C,E,J; 4 – F,K; 5 – A,G; 6 – H,I.

14. 1 – B; 2 – C; 3 – A; 4 – D; 5 – E.

16. 1 – D; 2 – C; 3 – A; 4 – B; 5 – E.

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 11673 . Нарушение авторских прав

Читайте также: