Стремление к взрослости является новообразованием

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания старшего подростка является структурным стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Социальная активность данного возраста заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Чувство взрослости – особая сторона самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы и взрослые и сверстники относились к нему как к взрослому человеку, в стремлении к равноправию во взаимоотношениях с взрослыми и к самостоятельности (в желании оградить себя от вмешательства др.) Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться ребенок, какой характер приобретает его самостоятельность, как складывается система отношений, в которую он включается.

1. Подражание внешним признакам взрослости – вредные привычки, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, приемы кокетства, способы отдыха, развлечения, ухаживания. Это самые опасные способы достижения взрослости, подражание стилю веселой, легкой жизни.

2. Равнение подростков-мальчиков на качества настоящего мужчины. Это сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе и т.д. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом.

Другое направление в развитии взрослости связано с ориентацией представлений подростков о традиционных женских и мужских полоролевых характеристиках, которые закреплены в образах матери и отца.

3. Социальная зрелость – возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в деятельности, где подросток становится помощником.

Система взаимоотношений с социальной средой определяет направленность психического развития данного возраста. Своеобразие развития состоит в том, что ребенок включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Окружающим людям необходимо строить свои взаимоотношения с подростками, исходя из развивающегося у них чувства взрослости. Учитывая их возросшие возможности, относясь к ним с уважением и доверием, создавая условия, помогающие преодолевать трудности в учении и деятельности, помогая в установлении взаимоотношений с товарищами, противоположным полом, тем самым можно создать благоприятные условия для нормального психического развития подростков.

В этом возрасте ребенок особенно активно включается в различные виды общественно-полезной деятельности, что расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Социальное развитие идет от осознания подростком своих социальных возможностей через становление личностных новообразований, к проявлению, укреплению, качественному изменению социальной позиции в результате собственной творческой деятельности.

По мере взросления изменяются характер и особенности выделения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Старшим подростком решается задача личностного самоопределения, принятия активной позиции относительно социокультурных ценностей и, тем самым, определения смысла своего существования.

4. Интеллектуальная взрослость – выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы. Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает личный смысл и превращается в самообразование.

Память подростка качественно меняется – логическое запоминание становится основным. Подросток стремится к совершенствованию приемов, методов запоминания, чтобы увеличить продуктивность памяти.

Внимание подростков характеризуется противоречивостью – формируется произвольное внимание, но из-за обилия впечатления, импульсивности, смены настроений подросток может отвлекаться от главного.

Самые серьезные изменения происходят в сфере мышления, в основе которого лежит самостоятельное, активное и творческое мышление.

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Оказывается, что никакого места в системе отношений со взрослым ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе.

Для этого возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Здесь складывается новая социальная ситуация развития – коллектив, в котором усваиваются моральные общественные нормы.

Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками.

В это период учебная деятельность отступает на задний план. Значимость оценки учителя заменяется значимостью занимаемого места внутри коллектива.

Другое основное новообразование этого возраста – это социальное (общественное) сознание, перенесенное во внутренний план мышления, которое определяется как самосознание.

К новообразованиям также относятся:

· возникновение новых, более широких интересов, личных увлечений и стремлений занять более самостоятельную позицию в жизни;

· устремленность в будущее;

· кардинальные изменения мотивации - на первый план выступают мотивы, связанные с планами будущей жизни и возникают они на основе сознательно поставленной цели и принятого намерения;

· появляется система нравственных убеждений и нравственное мировоззрение, которые становятся специфичными мотивами поведения и деятельности подростков. В связи с чем происходит иерархизация в системе побуждений. Это приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность;

· появляется самоопределение – что характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Основные противоречия данного возраста:

1. Непримиримость к злу, неправде, борьба с отклонениями от истины Неумение разобраться в сложных явлениях жизни
2. Стремление быть хорошим, стремление к идеалу. Нетерпимость к воспитанию
3. Желание самоутвердиться Невозможность сделать это
4. Необходимость в совете, помощи Нежелание обратиться к старшему
5. Богатство, разнообразие желаний Ограниченность сил, опыта и возможностей
6. Показное отрицание авторитетов, увлечение идеальным Сомнения в существовании идеального
7. Презрение к эгоизму, к индивидуализму Чувствительное самолюбие
8. Увлеченность наукой, желание много знать, вдохновение от труда Поверхностное отношение к учебе, к повседневной деятельности

В эмоциональной сфере подростка рано начинает формироваться чувство взрослости. Интерес к своему внутреннему "Я", открытие себя, определение своих сил и способностей, формирование целей жизни, профессиональной направленности, сравнение себя с другими, самопознание действительности. Изменяются личные взаимоотношения подростка. Это период первой любви, период интереса к взрослой жизни отца и матери. мужчины и женщины. Если не осуществляется нормальное половое воспитание, если не решается проблема дружбы мальчика и девочки, неизбежны различного рода эксцессы. Возникновение романтических симпатий и увлечений в этом возрасте неизбежно. А эта область очень сложная, тонкая и требует особого внимания со стороны педагога. Всякая бестактность взрослых может привести к серьезным осложнениям.

В подростковом возрасте в силу сложности, противоречивости возрастных особенностей могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход психического развития и создают объективные предпосылки для появления трудновоспитуемости.

Социальная зрелость наступает значительно позже, чем половое созревание. Часто родители запрещают любить своему ребенку, вызывая, тем самым, многочисленные переживания у ребенка и защитные реакции.

Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых.

Становление взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийно.

Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, чувствуя свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок. У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым.

Л.С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости -- возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми [7]. Т. В. Драгунова [16] отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

Со стремлением подростка скорее стать взрослым связана ведущая для него потребность в самостоятельности и независимости. Его способности самостоятельно регулировать свое поведение способствует достигнутый уровень психического и личностного развития. Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, хотя ему еще трудно предвидеть их последствия. Его поведение более осмысленная, не так импульсивно а как младшего школьника, он лучше владеет собой. Подросток ставит перед собой отдаленные цели, формирует первые жизненные планы (выбор профессии), идеалы, стремится быть на кого-то похожим, приобрести определенные черты характера, нравственные убеждения. Потребность в самостоятельности реализуется в стремлении действовать без посторонней помощи и опеки, в способности принимать решения и отстаивать собственные взгляды, в умении достигать предстал ной цели, вести под влиянием собственных побуждений.

В своих выводах Т.В. Драгунова в целом разделяет точку зрения этнографов, видящих решение проблемы переходного возраста в расширении прав подростков. Автор, рассматривая причины, препятствующие расширению прав подростков в развитых обществах, определяет их следующим образом: 1) взрослые (учителя и родители) не готовы к расширению прав подростка; 2) существует инертность прежнего опыта взрослого, привыкшего направлять и контролировать ребенка; 3) отсутствует у ребят, особенно у младших подростков, умение действовать самостоятельно. Автор справедливо отмечает важную особенность в социальном положении подростков в современном обществе, выражающуюся в том, что подростки, переживающие качественно новое психологическое состояние, которое и являет собой особую эпоху в развитии личности, тем не менее не получают со стороны общества качественно нового отношения. Социальное положение подростков и отношение к ним со стороны взрослых не претерпевают существенных изменений. ". Подростки остаются фактически в той же ситуации, что и младшие школьники.

Далее автор определяет характеристики объективной взрослости, наблюдаемые у подростков:

  • 1) социально-моральная взрослость, выражающаяся в значительной эмансипации от взрослых, участие в заботах о членах семьи, ответственное отношение в общении с взрослыми и товарищами, наличие собственных взглядов, оценок, суждений, стремление отстоять их;
  • 2) взрослость в интеллектуальной деятельности, характеризующаяся наличием у подростков стремления к самообразованию и самовоспитанию;
  • 3) взрослость в романтических отношениях со сверстниками противоположного пола, которая имитирует отношения взрослых: подростки назначают друг другу свидания, устраивают вечеринки с танцами, взаимными ухаживаниями и т. д.;
  • 4) взрослость во внешнем облике и манере поведения, проявляющаяся в прямом подражании взрослым; выражается в заботе о сходстве своего внешнего облика с обликом взрослых.

Перфекционизм - личностная черта со сложной психологической структурой. Проявления перфекционизма могут носить как положительный характер (без отклонений), так и отрицательный (так называемый, патологический перфекционизм).

Основные признаки перфекционизма:

В ходе выполнения данной курсовой работы была изучена взаимосвязь перфекционизма и зрелости личности: зрелая личность не приемлет навязанных идеалов, не занимается самоуничижением в связи с несоответствием им же - зрелая личность может быть склонна к перфекционизму, но ни в коем случае не в патологической форме. Зрелую личность отличает умение самостоятельно устанавливать собственные стандарты образа жизни в соответствии со своими способностями и склонностями и с опорой на человеческие ценности.

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания (схема 6) является стержневой особенностью личности, ее структурным центром, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.



Социальная активность подростка формируется на основе большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Ситуация. В разных семьях подростки по-разному проходят этот возрастной период.
• Как семья влияет на подростка?
Решение. Многое зависит от семьи, в которой живет подросток. Если в прошлом от него требовали беспрекословного соблюдения того, что сказал взрослый, и не устанавливали с ним доверительных отношений, то подростковый период будет проходить трудно. Зависит это и от компании, социального окружения, в котором растет подросток, от уровня его занятости. Как правило, дети, которые с интересом учатся, имеют устойчивое дело — спорт, танцы, проживают этот период легче.
Большое влияние оказывают и особенности темперамента человека, так как эмоциональные люди, неуравновешенные, с подвижной нервной системой в целом труднее проживают подростковый период, чем дети устойчивого типа. Но вообще-то трудный подростковый период бывает у всех. Это период становления человека как личности.

Вопрос. Следует ли родителям готовиться к прохождению подросткового периода детьми?
Ответ. К этому периоду должно быть накоплено много хороших общих воспоминаний, увлечений, общие друзья, общий язык для обмена мнениями. Это позволит сохранить контакт даже в самый трудный момент непонимания. Не упрекайте подростка за то, что в какой-то период ему будет гораздо интереснее с другом, чем с родителями. В глубине души подросток должен знать, что дома его любят и ждут.

Становление нового типа взаимоотношений подростка и взрослого (схема 7) протекает не всегда гладко. Чувство собственной взрослости и потребность ее признания рождает новую проблему прав взрослого и подростка в отношениях друг с другом.

Подросток, претендуя на новые права, старается расширить свои права и ограничить их у взрослых. Имея обостренное чувство собственного достоинства, осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. Он активно сопротивляется требованиям, ограничивающим его самостоятельность; противится опеке, контролю; претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и предоставление самостоятельности. Он активно добивается равноправия со взрослым.

Но ряд моментов заставляет взрослого (сознательно и подсознательно) сдерживать перестройку на новый тип отношений (см. схему 7):
• неизменность общественного положения подростка (он был и остается школьником);
• сохранение детских черт в облике и поведении подростка;
• привычка взрослого направлять и контролировать ребенка;
• материальная зависимость от родителей;
• неумение подростка действовать самостоятельно.



И если взрослый сам проявит инициативу, переход к новому типу отношений пройдет гладко, тем более что развитие социальной взрослости подростка общественно необходимо для его подготовки к будущей жизни.

Только живя в системе норм и требований, существующих для взрослых, подросток может научиться по-взрослому действовать, думать, выполнять разного рода задачи, общаться с людьми.

В конфликтах подростка и взрослого последний может занять как обвинительную, так и оправдательную позицию.


Ключ к подростку — это любовь к нему, которая может быть условной и безусловной.


Формирование личности (от 11 до15-16 лет).

Цели занятия: обобщение, систематизация и закрепление теоретических знаний об общей характеристике развития, социальной ситуации развития, проблеме кризиса подросткового возраста, психологических теорий о подростковом возрасте, социальных факторах развития подростка, ведущий тип деятельности, психологические новообразования, предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Вопросы для обсуждения

1. Становление самосознания. Развитие рефлексии. Ориентация на самооценку.

5. Особенности эмоциональной жизни подростков. Роль мечты и воображения.

1. Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков 1997.

2. Драгунова Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте 1997.

Развитие взрослости- становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника. В этом процессе можно выделить две стороны: становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых (объективной взрослости) и субъективной готовности — развитие чувства взрослости и тенденции к взрослости.

Подростки очень различаются по степени и содержанию объективной взрослости. Взрослость может проявляться в учении, труде, отношениях с товарищами или взрослыми, во внешнем облике и поведении.

Таким образом, можно выделить несколько видов разной по содержанию взрослости: в социально-моральной, в интеллектуальной деятельности и интересах, в романтических отношениях и характере развлечений, во внешнем облике и манере поведения.]

Чувство взрослости - отношение подростка к самому себе уже как к взрослому, его представление или ощущение себя в известной мере взрослым. Судить о наличии и тем более о степени сформированности чувства взрослости у подростков трудно. Первым и основным его показателем служит возникновение у подростка настойчивого желания, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. За этим скрываются более частные потребности: уважения, доверия и такта, признания человеческого достоинства и права на определенную самостоятельность. Факт их существования наиболее ярко проявляется в случаях отсутствия желаемого подростком отношения и выражается в обидах и различных формах протеста. Однако следует отметить, что не обязательно всякое непослушание, грубость или упрямство ребенка есть показатель чувства взрослости. За подобными фактами поведения подростков, в отличие от младших детей, скрывается неудовлетворенность отношением окружающих именно к степени его взрослости и претензии на ее признание, в которой выражается стремление подростка к равноправию со взрослыми.

Второй показатель чувства взрослости — наличие у подростков стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства старших.

Третий показатель существования у детей чувства взрослости — наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание, несмотря на несогласие взрослых или товарищей.

[Важно отметить, что чувство взрослости на моральной и интеллектуальной основе может формироваться уже в самом начале подросткового возраста.]

[Есть основания полагать, что половое созревание не основной источник формирования чувства взрослости. Возникающее в связи с половым созреванием отношение к себе как к взрослому может появляться позже чувства взрослости и лишь дополнять его, становясь в дальнейшем одним из условий его формирования. Это, конечно, не исключает возможности, что именно половое созревание может стать основой чувства взрослости, когда ребенок в силу каких-либо обстоятельств фиксирован на соответствующих изменениях, происходящих в его организме.]

Важно подчеркнуть, что появление у подростков элементов взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости вовсе не обязательно вызывает трудности в отношениях со взрослыми.

Необходимо отметить, что у подростков тенденция к чувству взрослости возникает при противоположных условиях: как при авторитарной системе воспитания, опеке, так и при значительной свободе и самостоятельности.

Три взаимосвязанные стороны, имеющие прямое отношение к развитию у детей взрослости, чувства взрослости и тенденции к взрослости: 1) характер самостоятельности подростка и ее сфера; 2) отношение взрослых к подростку и сфера действия этих отношений; 3) отношения между подростками (признание или непризнание взрослости подростка товарищами).

[Три пути формирования взрослости подростков: в отношениях со взрослыми, в отношениях с товарищами и одновременно в двух системах отношений. Первый путь — взрослые сами формируют это чувство у ребенка в практике личных отношений и через предоставление ему самостоятельности, что может происходить намеренно или ненамеренно, в разных сферах жизни. В этом случае формирование взрослости и чувства взрослости происходит без особых конфликтов и переживаний. Второй путь формирования взрослости — в отношениях с товарищами, когда самостоятельность подростка существует вопреки желанию родителей, а право на нее и на взрослость завоевывается, так сказать, в борьбе с ними. В данном случае претензии на взрослость резко подчеркнуты, протест ярко выражен. Третий путь связан с формированием взрослости подростка одновременно в отношениях со взрослыми и с товарищами.]

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Чувство взрослости (при разной степени его сформированности и выраженности) имеется у всех подростков. Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

2. Чувство взрослости может формироваться на разном содержании и в отношениях не только со взрослыми, но и с товарищами. Взрослость и чувство взрослости формируются в процессе усвоения различных образцов и эталонов взрослости путем подравнивания своего поведения и деятельности к этим образцам.

3. Чувство взрослости — особая форма самосознания как социального сознания. В этой особой форме самосознание уже обладает содержанием и функциями, свойственными его развитой форме: во-первых, оно социально по своему содержанию, во-вторых, интерполирует поведение подростка, оценки им себя и других.

4. Чувство взрослости как особая форма самосознания, характерная для начального периода подросткового возраста, является с самого начала морально-этическим по своему основному содержанию. Без этого содержания чувство взрослости не может существовать потому, что собственная взрослость в представлении подростка — это прежде всего отношение к нему как к взрослому. Выделение чувства взрослости как основного новообразования начального периода подросткового возраста означает, что вся система воспитательных воздействий должна опираться на чувство взрослости и вместе с тем формировать на его основе социальное сознание, его морально-этическое содержание.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста

Чувство взрослости, по определению Д.Б. Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Следует отметить, что этот психологический симптом подросткового возраста не совпадает по времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания.

Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток активно отстаивает их, даже несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок бу­дет столь же эмоционально.

Развитие взрослости в разных ее проявлениях зависит от сферы самоутверждения подростка.Это могут быть отношения со сверстниками, использование свободного времени, различные занятия, домашние дела. Важно и то, удовлетворяет его формальная само­стоятельность, внешняя, кажущаяся сторона взрослости, или нужна самостоятельность реальная.

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные для личностного развития подростка. Это включение во взрослую интеллектуальную деятель­ность, когда ребенок интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных рутин­ных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается — младшему бра­ту, уставшей на работе маме или больной бабушке. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания, и немногие способны принять на себя от­ветственность за благополучие других. Более распространенной в наше время является социальная инфантильность.

Обобщив основные характеристики проявления чувства взрослости Т.В. Драгунова выделила следующие её виды:

1. Подражание внешним признакам взрослости (курение, азартные игры, употребление спиртного, особый лексикон, стремление к взрослой моде).

3. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребёнка и взрослого в различных видах деятельности. Обычно наблюдается в семьях, переживающих трудности, там, где фактически подросток занимает место взрослого.

4. Интеллектуальная взрослость проявляется в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Учение приобретает у таких школьников личностный смысл и превращается в самообразование.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович полагала, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости детей этого возраста.Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами.Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Подростковый кризис относится к числу острых. Симптомы подросткового кризиса:

1. Наблюдается снижение продуктивностии способности к учебной деятельности. Это связано с переходом на новую, высшую ступень интеллектуального развития, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления (по Пиаже). На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

2. Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь, закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

2. Второй симптом кризиса – негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1) Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2) Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3) Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм – следствие недостатков педагогического подхода.

А.М. Прихожан (1997) характеризует два пути протекания подросткового кризиса:

Суть кризиса, по Л.С. Выготскому, не столько в ярко выраженных внешних проявлениях, сколько в глубоком, качественном изменении процесса развития. Следствия подросткового кризиса – возросшая самостоятельность, чувство ответственности, критическое отношение к себе, расширение содержания взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Позитивный смысл подросткового кризиса заключается в том, что через борьбу за эмансипацию, за собственную независимость подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но и формируются способы поведения, позволяющие ему в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: