Специальная дисциплина занимающаяся изучением опухолей

(общее время занятия – 3 академических часа)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Современная наука об опухолевом росте представляет собой крупный раздел теоретической и практической медицины, теснейшим образом связанной с многими дисциплинами: патологической анатомией, патологической физиологией, биохимией, иммунологией, генетикой.

На основе синтетических данных всех этих дисциплин выясняются закономерности онкогенеза, т.е. причины, механизма, динамики развития опухолей.

Большую роль в изучении опухолей играют морфологические исследования. В задачу морфологического исследования соответствующих материалов входит определение характера патологического процесса. При обнаружении опухоли устанавливается ее гистологическая принадлежность, степень катаплазии, на основании чего выясняется степень ее зрелости, а также прогноз заболевания.

Лишь детальная характеристика новообразования может полностью удовлетворить клиницистов и дать возможность более обоснованно выбрать метод лечения. Только зная морфологическую характеристику опухоли, врач в современных условиях может избрать наиболее рациональные способы воздействия на нее.

Особым обилием разнообразных гистологических вариантов строения отличается группа опухолей мезенхимального происхождения. Мезенхима в онтогенезе дает начало соединительной ткани, сосудам, мышцам, тканям опорно-двигательного аппарата, серозным оболочкам, которые при определенных условиях могут служить источником возникновения опухолей.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Ознакомить с гистогенетической классификацией опухолей, с опухолевыми процессами. При разборе доброкачественных опухолей мезенхимального происхождения следует отметить наиболее частую их локализацию, микроскопический вид и особенности гистологического строения. Подчеркнуть черты, указывающие на их зрелый характер. Дать характеристику злокачественных мезенхимальных опухолей. Рассмотреть разновидности сарком по их тканевому происхождению и гистологическому строению. На примере этих новообразований продемонстрировать зависимость злокачественной опухоли от степени дифференцировки ее клеток. Изучение сосудистых опухолей провести по тому же плану. Рассмотреть их классификацию. Обратить внимание на частоту этих новообразований в детском возрасте, что подтверждает их дизонтогенетическое происхождение.

Указать наиболее часто встречающиеся злокачественные опухоли сосудистого происхождения.

Разобрать опухоли меланинобразующей ткани. Рассмотреть их типичную локализацию. Особо отметить меланому, ее виды, пути метастазирования.

Разобрать классификацию опухолей нервной системы, отметить наиболее частую локализацию, подчеркнуть влияние на организм. Изучить особенности наиболее часто встречающихся зрелых и незрелых опухолей, их макро- и микроскопическую картину.

ЗАДАЧИ

1. Уметь охарактеризовать принципы классификации опухолей.

2. Уметь различать на основании морфологической характеристики зрелые и незрелые опухоли, гистогенез опухолей.

3. Уметь определять зрелые и незрелые мезенхимальные опухоли, давать их морфологическую характеристику.

4. Уметь определять зрелые и незрелые опухоли из нервной ткани и мозговых оболочек, давать их морфологическую характеристику.

5. Уметь определять опухоли, меланоцитарного генеза, давать их морфологическую характеристику.

6. Уметь объяснить пути метастазирования опухолей. Знать стадии метастазирования.

ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Классификация и морфология опухолей.

2. Мезенхимальные опухоли. Источники развития. Классификация.

3. Морфологические особенности отдельных зрелых и незрелых мезенхимальных опухолей.

4. Опухоли меланоцитарного генеза. Невусы. Классификация.

5. Меланома. Морфологические особенности. Пути метастазирования.

6. Опухоли нервной системы и оболочек мозга. Классификация. Морфологические особенности отдельных опухолей. Влияние на организм.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

МАКРОПРЕПАРАТЫ: 1. Рабдомиосаркома бедра.

3. Гемангиома печени.

4. Фиброксантома сердца.

5. Метастазы меланомы в печень.

6. Фибромиома матки.

МИКРОПРЕПАРАТЫ: 1. Фиброма кожи (№ 41).

2. Фибромиома матки (окр.Ван-Гизон)

4. Невринома (№ 116).

5. Кавернозная гемангиома печени

6. Хондросаркома (№ 78).

7. Клеточный полиморфизм в незрелой

опухоли (полиморфноклеточная сар-

9. Гемангиома кожи (№ 52).

10. Медуллобластома (№ 117).

11. Липосаркома (№ 79).

12. Саркома Капоши (№ 2).

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕМЫ

Опухоль (бластома, blastano - образую зачатки, неоплазма, тумор, новообразование) - длительно растущее органоидное или гистиоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящее в общий план построения организма, но находящиеся в тесной взаимосвязи с ним.

Онкология - (oncos - опухоль) - дисциплина, занимающаяся изучением опухолей.

Гетеротопия - смещение зачатков тканей.

Экзофитный рост (ex - от, из; phyton - рост) - рост опухоли в глубь стенки органа.

Экспансивный рост (expansus - расширение, распространение) – рост опухоли, при котором она, равномерно увеличиваясь отодвигает окружающие ткани.

Эндофитный рост (endon - внутри, phyton - рост) - рост опухоли в глубь стенки органа.

Disonthogenesis - порочное развитие.

Фиброма -(fibra - волокно, oma - опухоль) – доброкачественная опухоль из дифференцированной соединительной ткани.

Липома - (lipos - жир) - доброкачественная опухоль из жировой ткани.

Лейомиома - (llios - гладкий, mys - мышца) – доброкачественная опухоль из гладкой мускулатуры.

Хондрома (chondros - хрящ) - доброкачественная опухоль из хрящевой ткани.

Остеома (osteon - кость) - доброкачественная костная опухоль.

Саркома (sarcos - мясо) - злокачественная опухоль мезенхимального происхождения.

В зависимости от гистогенеза выделяют следующие группы опухолей:

1. Эпителиальные опухоли без специфической локализации (органонеспецифические).

2. Опухоли экзо- и эндокринных желез, а также эпителиальных покровов (органоспецифические).

3. Мезенхимальные опухоли.

4. Опухоли меланинобразующей ткани.

5. Опухоли нервной системы и оболочек мозга.

6. Опухоли системы крови.

Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 812 . Нарушение авторских прав

Мотивационная характеристика темы. Овладение материалом темы является необходимой предпосылкой для познания закономерностей морфологических реакций и их клинических проявлений при развитии ряда патологических процессов и болезней. Это также необходимо в будущей профессиональной деятельности врача для клинической оценки и лечения заболеваний, а также для анализа источников диагностических ошибок в клинической практике.

I. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1. Цель самоподготовки. После самостоятельного изучения материала студент должен знать: классификацию опухолей по гистогенетическому принципу с учетом локализации, доброкачественности и злокачественности процесса, морфологическую характеристику клеточного и тканевого атипизма, разных видов роста опухоли; макро- и микроскопическую картину эпителиальных органонеспецифических опухолей.

2. Рекомендуемая литература: а) обязательная: Струков А.И., Серов В.В. Патологическая анатомия. М.: Медицина, 1993. С. 186-207; Патологическая анатомия: курс лекций /Под ред. В.В. Серова, М.А. Пальцева М.: Медицина, 1998. С. 231-266; Пальцев М.А., Аничков Н.М. Патологическая анатомия. М.: Медицина, 2001. Т. 1. С. 262-350; б) дополнительная: Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина, 1969. С. 489-600; Головин Д.И. Атлас опухолей человека. М.: Медицина, 1975. С. 10-23.

3. Задания для самоподготовки:

а) знать гистологическую структуру многослойного плоского и железистого эпителия;

б) знать значения следующих терминов и словосочетаний:

аденома – доброкачественная опухоль из железистого эпителия;

гетеротропия – смещение тканей;

опухоль – длительно растущее органоидное или гистиоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящее в общий план построения организма, но находящееся в тесной взаимосвязи с ним;

онкология – специальная дисциплина, занимающаяся изучением опухолей;

папиллома – доброкачественная опухоль сосочкового типа из многослойного или переходного эпителия;

рак– злокачественная опухоль из эпителия. Термин был применен для опухоли молочной железы Галеном, при которой расширенные вены напоминали клешни рака;

солидный рак – форма недифференцированного рака с трабекулярным расположением клеток;

скирр– фиброзный рак, недифференцированная форма железистого рака, представленная атипичными гиперхромными клетками, расположенными среди пластов грубоволокнистой соединительной ткани;

экзофитный рост опухоли – рост опухоли в просвет полости органа;

эндофитный рост опухоли – рост опухоли в глубь стенки органа;

экспансивный рост опухоли – рост опухоли, при котором она, равномерно увеличиваясь, отодвигает окружающие ткани;

в) изучить материалы лекции, учебника и дополнительной литературы, уделив особое внимание тест-вопросам.

Тест-вопросы для самостоятельной подготовки и контроля

Что такое паренхима опухоли (3)?

Какими структурами представлена строма в опухоли (3)?

Какие изменения свидетельствуют о клеточном атипизме (7)?

В чем заключается тканевой атипизм (4)?

Перечислите виды анаплазий (3).

Чем характеризуется экспансивный рост (2)?

Что такое аппозиционный рост (2)?

Чем характеризуется инфильтрирующий рост (2)?

Чем характеризуется экзофитный рост?

Какой принцип положен в основу современной классификации опухолей (5)?

Перечислите группы опухолей по современной классификации (7).

Из каких видов эпителия развиваются органонеспецифические опухоли (3)?

Что называется папилломой (3)?

Где встречаются папилломы (4)

Опишите внешний вид папилломы (5).

Что называется аденомой (2)?

Перечислите виды аденом (6).

Что такое рак (2)?

Перечислите микроскопические формы рака (8).

Где развивается плоскоклеточный рак (2)?

Опишите микроскопическое строение плоскоклеточного ороговевающего рака (5).

Опишите микроскопическое строение аденокарциномы (3).

Перечислите гистологические варианты аденокарциномы (3).

Охарактеризуйте солидный рак (4).

Дайте характеристику слизистого рака (5).

Охарактеризуйте медуллярный рак (4).

Опишите микроскопическую структуру фиброзного рака (5).

Микроскопическая характеристика мелкоклеточного рака (4).

Что такое “рак на месте” (5)?

Где встречается “рак на месте” (5)?

II . ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Цель практического занятия – умение решать следующие профессиональные задачи:

а) распознавать на макроскопических препаратах органов разные виды эпителиальных органонеспецифических опухолей и давать заключение о морфологической динамике процесса, микроскопических признаках, основных клинических проявлениях доброкачественного и злокачественного опухолевого процесса;

б) находить в микроскопических препаратах комплекс морфологических изменений, характеризующих эпителиальные опухоли;

в) находить на электронограмме изменения ультраструктур;

г) решать типовые задачи.

Дата публикования: 2015-09-18 ; Прочитано: 246 | Нарушение авторского права страницы


ОПУХОЛИ: ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МОРФОЛОГИЯ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Издание второе переработанное


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКИЙ ГМУ РОСЗДРАВА

ОПУХОЛИ: ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МОРФОЛОГИЯ

Издание второе переработанное

Издательство Саратовского медицинского университета

В учебно-методическое пособие включена и систематизирована основополагающая информация об опухолях. Дана характеристика общего учения об опухолях, их классификация и морфология. Каждое занятие изложено по определенной схеме: цель занятия, перечень ключевых слов и терминов, указания к изучению макро- и микропрепаратов, логическая структура занятия, таблицы, схемы. По каждой теме и разделу составлены обучающие и контролирующие тесты, которые могут быть использованы как для компьютерного, так и для бескомпьютерного применения.

Учебно-методическое пособие разработано и составлено в соответствии с программой по патологической анатомии и содержанием последнего издания учебника по патологической анатомии (2001 г).

Предназначено для самостоятельной работы студентов медицинских вузов.

Составители: П.Ф. Аверьянов, Г.П, Кулапин, Ю.Ф. Хоркин, ФГ. Забозлаев, Л М. Федорова.

Рецензенты: доктор мед. наук, профессор HJR. Богомолова, Заслуженный деятель науки РФ, доктор вет. наук, профессор Г.П. Демкин

Рекомендовано к изданию центральным координационно-методическим Советом Саратовского государственного

Учебно-методическое пособие включает в себя не только важнейшие опухоли органов, тканей и систем. Входящих в программу по патологической анатомии, но и также рекомендации по изучению макро- и микропрепаратов, электронограмм„ схем и логических структур. Изучение опухолей основано на принципе единства и сопряжения структуры и функции, так как не существует функциональных изменений без изменений в материальном субстрате.

В учебно-методическом пособии по каждой теме дана основополагающая терминология, которая соответствует международным стандартам, а для контроля и самоконтроля знаний даны тесты второго уровня усвоения и ситуационные задачи.

Учебно-методическое пособие не заменяет учебник по патологической анатомии, а служит дополнением к нему, облегчает самостоятельное изучение морфологических проявлений основных процессов при опухолях, их сущность, этиологию, звенья патогенеза, характерные анатомические и гистологические проявления в органах, осложнение и исход.

В ходе практического занятия преподаватель объясняет студентам, что они должны изучить на занятии с помощью макропрепаратов, слайдов, микропрепаратов и электронограмм; дает установку на самостоятельную работу студентов. Изучение ведется по плану, предлагаемому в методических разработках к практическим занятиям. Преподаватель помогает студентам в изучении материала. Контролирует работу каждого студента. После изучения препаратов осуществляется программированный тестовый контроль степени усвоения материала.

На основании изложенного можно четко сформулировать цель, задачи занятий, а также знания и умения, которые должен приобрести студент после изучения темы занятия.

Целью занятий по патологической анатомии опухолей является изучение структурных основ опухолей, из этиологии, патогенеза, что необходимо для осмысливания теоретических основ медицины, более углубленного изучения клиники и использования полученных знаний в работе врача.

Задачей является изучение этиологии, патогенеза и морфологии опухолей на разных этапах их развития, исходов, отдаленных последствий, патоморфоза.

По окончании занятия студент должен приобрести перечисленные ниже знания и практические умения.

Студент должен знать:

1. Термины, используемые в курсе патологической анатомии опухолей и основные методы патологоанатомического исследования.

2. Понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза. учения об опухолях, принципы классификации опухолей.

3. Сущность и основные закономерности общепатологических процессов.

4. характерные изменения внутренних органов при опухолях.

Перечень практических умений

Студент должен уметь:

1. Описать морфологические изменения изучаемых макропрепаратов, микропрепаратов и электронограмм.

2. На основании описания высказать мнение о характере патологического процесса и его клинических проявлениях.

Работа с макроскопическими препаратами

При изучении макроскопических препаратов студент должен:

1. Описать устно ил письменно препарат по следующему плану:

форму органа (сохранена или нет, если нет - в чем выражается деформация)

размеры органа (увеличен, уменьшен, примерно во сколько раз)

рельеф поверхности (гладкая, морщинистая, мелкобугорчатая, крупнобугорчатая)

цвет органа с поверхности

цвет и рисунок ткани органа на разрезе

В полых органах оцениваются по сравнению с нормой толщину стенки, форма и размер полости, состояние выстилающей полость оболочки.

При описании патологического очага в органе указывается:

а) локализация очага; б) форма;

в) его характер (новообразование, дефект ткани); г) размеры очага в сантиметрах:

д) границы (четкие, нет); е) цвет; ж) консистенция.

2. На основании сделанного описания, пользуясь медицинской терминологией, дать полное название патологического процесса.

3. Дать заключение, включающее причины, механизм развития, функциональное значение данного патологического процесса, его исход и осложнения.

Работа с микроскопическими препаратами.

Изучение препарата начинать обязательно при малом увеличении микроскопа. После общего знакомства с препаратом отдельные его детали рассмотреть при большом увеличении.

При работе с препаратом необходимо определить орган, основные тканевые элементы, его составляющие, окраску препарата, найти изменения, характерные для данного патологического процесса (см. текст руководства), сделать зарисовку в тетради, обозначения на рисунке и написать короткую аннотацию. Аннотация к микропрепарату включает в себя следующие компоненты:

а) описание микроскопической картины патологического процесса; б) макроскопический вид данного органа или ткани; в) причины развития патологического процесса; г) механизм развития процесса; д) исходы процесса в данном органе.

По указанию преподавателя на каждом практическом занятии студенты делают зарисовки микроскопических препаратов.


Обоснование и краткое представление темы. Ознакомиться с основными теоретическими вопросами данного раздела. Опухоль, Определение. Биологическое значение и основные патологические свойства опухоли. Анаплазия, ее биохимическая, морфологическая и гистохимическая характеристика. Морфология опухолей, понятие об органоидном и гистоидном строении. Гистологическая и гистохимическая характеристика тканевого и клеточного атипизма. Различие между доброкачественными и злокачественными опухолями. Классификация опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли из покровного эпителия. Доброкачественные и злокачественные опухоли из железистого эпителия. Обратить внимание на редкость эпителиальных опухолей из железистого эпителия. Обратить внимание на редкость эпителиальных опухолей у детей и трудности гистогенетической диагностики опухолей детского возраста.

Опухоли (бластома, от греч, blastano - образуя зачатки, неоплазма, тумор, новообразование) - длительно растущее органоидное или гистоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящие в общий план построения организма, но находящееся в тесной взаимосвязи с ним

Онкология (от греч. oncos - опухоль) - специальная дисциплина, занимающаяся изучением опухолей.

Гетеротопия - смещение тканей.

Экзофитный рост опухоли (ех - от, из, phyton - рост) - рост опухоли в просвет полости органа,

Эндофитный рост опухоли (endon - внутри, phyton - рост) - рост опухоли глубь стенки органа.

Экспансивный рост опухоли (expansus - расширение, распространение) - рост опухоли, при котором она, равномерно увеличиваясь, отодвигает окружающие ткани.

Disonthogenesis - порочное развитие.

Папиллома (papilla - сосочек, оmа - опухоль) - доброкачественная опухоль сосочковидного вида из многослойного или переходного эпителия.

Аденома (aden - железа, оmа - опухоль) - доброкачественная опухоль из железистого эпителия.

Рак cancer carcioma (cancer - рак, краб, ста - опухоль) - злокачественная опухоль из эпителия. Термин был применен Галеном для опухоли молочной железы, при котором расширенные вены напоминают клешни рака.

Солидный рак, carcioma soiidum (solidus - плотный, компактный) - форма недифференцированного рака с трабекулярным расположением клеток; объем стромы в опухоли равен объему паренхимы.

Скирр (scirrhos - плотный) - фиброзный рак, недифференцированная форма железистого рака, представленная атипичными гиперхромными клетками, расположенными среди грубоволокнистой ткани.

Мотивационная характеристика темы: знание темы необходимо для усвоения вопросов онкологии на клинических кафедрах. В практической работе врача оно необходимо для сопоставления клинических данных с результатами исследований биопсий и операционного материала, а также для клинико-анатомического анализа секционных наблюдений.

Общая цель обучения: изучить классификацию, особенности роста мезенхимальных опухолей, а также уметь различать их, руководствуясь морфологической характеристикой.

Конкретные цели занятия:

1. Уметь дать определение опухоли;

2. Уметь объяснить морфологические особенности опухолевых клеток;

3. Уметь охарактеризовать принципы классификации опухолей;

4. Уметь различать на основании морфологической характеристики доброкачественные и злокачественные опухоли;

5. Уметь назвать доброкачественные и злокачественные мезенхимальные опухоли, дать их морфологическую характеристику;

6. Уметь объяснить пути метастазирования мезенхимальных опухолей.

Необходимый исходный уровень знаний: студент должен вспомнить гистологическое строение тканей, производных мезенхимы.

Вопросы для самоподготовки (исходный уровень знаний):

1. Определение опухоли;

2. Виды атипизма опухоли;

3. Принципы классификации опухолей;

4. Классификация, макроскопическая и микроскопическая характеристика, особенности метастазирования мезенхимальных опухолей. Терминология

Лейомиома (lios — гладкий, myos — мышца, oma — опухоль) — доброкачественная опухоль из гладкой мускулатуры.

Липома (lypos — жир, oma — опухоль) — жировик, доброкачественная опухоль из жировой ткани.

Миксома (myxa — слизь, oma — опухоль) — опухоль, развивающаяся из остатков слизистой ткани эмбрионального периода.

Онкология (от греч. oncos — опухоль) — специальная дисциплина, занимающаяся изучением опухолей.

Опухоль (бластома, от греческого blastano — образую зачатки, неоплазма, тумор, новообразование) — длительно растущее органоидное или гистиоидное образование с атипическими морфологическими, биологическими и биохимическими свойствами, не входящее в общий план строения организма, но находящееся в тесной взаимосвязи с ним.

Остеома (osteon — кость, oma — опухоль) — доброкачественная опухоль из костной ткани.

Саркома (sarcos — мясо, oma — опухоль) — злокачественная опухоль из мезенхимальной ткани.

Тератома (teratos — урод, ота — опухоль) — доброкачественная опухоль, развивающаяся в результате отщепления одной из бластомер яйца, состоящая из одной или нескольких тканей.

Хондрома (chondros — хрящ, oma — опухоль) — доброкачественная опухоль, возникающая из хрящевой ткани.

Содержание самостоятельной работы студентов

Оснащение занятия, характеристика изучаемых препаратов Микропрепараты

1. Фиброма (окраска гематоксилином и эозином) — в препарате узел округлой формы, окружен соединительно-тканной капсулой. Опухоль представлена дифференцированной соединительной тканью, пучки ее располагаются в разных направлениях, хаотично и имеют разную толщину (тканевой атипизм). Между пучками располагаются фибробласты, образуя скопления, различные по количеству.

2. Метастаз саркомы в легкое (окраска гематоксилином и эозином) — в ткани легкого имеется узел опухоли, не отграниченный от паренхимы органа, в котором резко выражен клеточный атипизм: клетки и ядра различной величины и формы, ядра интенсивно окрашены. Встречаются гигантские клетки с одним большим ядром или несколькими ядрами неправильной формы. Отмечается множество митозов.

3. Фибролейомиома (окраска по Ван Гизону) — опухоль состоит из гладкомышечных волокон, которые складываются в пучки разной толщины, располагающиеся беспорядочно (тканевой атипизм). При окраске пикрофуксином мышечные клетки окрашиваются в зеленовато-желтый цвет, а волокнистые элементы соединительной ткани (коллагеновые волокна) — в красный.

4. Гигантоклеточная опухоль кости, остеобластокластома (окраска гематоксилином и эозином) — паренхима опухоли состоит из большого числа мелких однотипных одноядерных клеток, среди которых располагаются многочисленные гигантские многоядерные клетки. Местами встречаются мелкие разрушенные костные балки, некрозы, кровоизлияния.

5. Гемангиома (окраска гематоксилином и эозином) — доброкачественная опухоль из сосудов, имеющая дизонтогенетическое происхождение. Опухоль состоит из скопления мелких сосудов капиллярного типа, пустых и заполненных кровью.

6. Лейомиосаркома (окраска гематоксилином и эозином) — опухолевый узел не имеет четких границ, представлен пучками крупных вытянутых клеток, мало напоминающих гладкомышечные. Резко выражен клеточный атипизм: клетки и их ядра полиморфны — различной величины и формы, ядра интенсивно окрашены. Встречаются атипичные митозы.

1. Фибромиома матки. В стенке матки определяются четко отграниченные узлы округлой формы, плотной консистенции, имеющие четкую границу, окруженные капсулой. На разрезе они белого цвета, вихреобразно-волокнистого строения. Одни из них располагаются под эндометрием (субмукозные), другие лежат в толще миометрия (интрамуральные).

2. Остеома черепа. На препарате лобная кость черепа утолщена до 3,5 см, с крупнобугристой поверхностью, плотная. На распиле опухоль представляет собой хаотично расположенные костные балки, напоминающие губчатую кость. Опухоль растет наружу, полость черепа свободна.

3. Саркома бедра. Опухоль не имеет четких границ (инфильтрирующий рост), занимает всю толщу бедра, мышечная и костная ткани разрушены. На разрезе опухоль серо-розового цвета, напоминает рыбье мясо. В опухолевой ткани видны серо-желтые участки некроза.

4. Гемангиома печени. В ткани печени имеется узел неправильной формы темно-коричневого цвета, мягкой консистенции. Опухоль состоит из множества тонкостенных сосудистых полостей, различной формы и величины, заполненных кровью, от окружающих тканей отделена капсулой.

5. Остеосаркома бедра. Опухоль в виде бугристого узла, буро-красного цвета, без четких границ, плотной консистенции, растет из костной ткани, разрушая ее. В опухолевой ткани видны серо-желтые участки некроза и кровоизлияний.

6. Саркома тела матки. Тело матки деформировано за счет большого (до 15 см в диаметре) образования, произрастающего из дна матки, без четких границ, мягко-эластичной консистенции.

7. Метастаз остеосаркомы в легкие. В легких видны множественные узлы серого цвета, округлой формы, нечетко отграниченные от окружающей ткани, плотные, разрушающие ткань органов.

8. Метастаз меланомы в головной мозг. В ткани головного мозга несколько округлых образований темно-коричневого цвета, рыхлой консистенции, с участками кровоизлияний.

1. Ультраструктурный атипизм опухолевой клетки. Крупное ядро с неровными контурами, с краевым расположением хроматина; ядерноцитоплазматическое отношение изменено в пользу ядра; митохондрии различной величины и формы.

Краткое содержание темы

Опухоль — патологический процесс, характеризующийся безудержным размножением клеток. Опухоль отличается морфологическим, биохимическим, гистохимическим и антигенным атипизмом. Морфологический атипизм бывает тканевым и клеточным.

Тканевой атипизм характеризуется неправильностью тканевой организации опухоли и представлен как в доброкачественных, так и в злокачественных опухолях. Клеточный атипизм проявляется в разной форме и величине клеток и их структур, нарушении ядерно-цитоплазматических соотношений, появлении патологических митозов;

он характерен для злокачественных опухолей. Биохимический (гистохимический) атипизм выражается в изменении метаболизма опухолевой ткани, антигенный атипизм — в появлении у ткани опухоли новых антигенных свойств.

В основу классификации опухолей положены три принципа: гистогенез, степень зрелости (доброкачественные и злокачественные опухоли) и органная специфичность. Руководствуясь этими принципами, выделяют 7 групп опухолей:

I. Эпителиальные опухоли без специфической локализации (органонеспецифические);

II. Опухоли экзо- и эндокринных желез, а также эпителиальных покровов (органоспецифические);

III. Опухоли меланинобразующей ткани;

IV. Опухоли нервной системы и оболочек мозга;

V. Мезенхимальные опухоли;

VI. Опухоли системы крови;

Фиброма — доброкачественная опухоль из соединительной ткани, наиболее часто встречается в коже, матке, молочной железе, имеет соединительно-тканную капсулу, как следствие ее экспансивного роста. В зависимости от соотношения клеток и волокнистых структур различают мягкую и плотную фибромы. В мягкой фиброме отмечается преобладание клеточного компонента, а в плотной — волокон. Особой разновидностью фибромы является десмоид, развивающийся из межмышечных прослоек соединительной ткани и обладающий инфильтрирующим ростом.

Гемангиома — доброкачественная опухоль из кровеносных сосудов. В зависимости от того, какие сосудистые структуры формируют опухоль, различают капиллярную, венозную, кавернозную гемангиому и доброкачественную гемангиоперицитому.

Злокачественная мезенхимальная опухоль называется саркомой. Злокачественная опухоль из соединительной ткани (фибросаркома)

может быть дифференцированной и недифференцированной. Мета- стазируют саркомы обычно гематогенным путем.

Тератомы возникают вследствие нарушения органогенеза в эмбриональном периоде. Чаще всего встречаются в яичниках, яичках, тимусе, реже — в других внутренних органах. Паренхима опухоли построена из тканей, развившихся из нескольких зародышевых листков (эктодермы, эндодермы, мезодермы). Злокачественный вариант этой опухоли носит название тератобластома, или эмбриональный рак. Примечание: на педиатрическом факультете необходимо разобрать клинико-морфологическую характеристику и особенности опухолей, развивающихся у детей. Теория Конгейма. Опухоли, связанные с нарушением бластогенеза и эмбриогенеза. Ангиомы. Опухоль Вильмса. Смешанные опухоли слюнных желез, миома из миобластов. Опухоли, возникающие из недифференцированных камбиальных клеток. Сим- патогониома. Медуллобластома. Опухоли, возникающие по типу опухолей у взрослых. Остеосаркома. Дисгерминома.

Читайте также: