Солженицын раковый корпус проблемы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок в 10 классе по теме:

Подготовила учитель русского языка и литературы Белова Ирина Фёдоровна

Оформление урока : портрет А.И.Солженицына, отзывы о писателе, выставка книг, газетные публикации.

Слово учителя об истории создания произведения.

Кто же он, Александр Исаевич Солженицын?

В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда, когда молчание было единственным способом выжить. Один из таких людей - Александр Исаевич Солженицын, выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель.

Российский читатель узнал о нем в начале шестидесятых, после публикации в журнале “Новый мир” рассказа “Один день Ивана Денисовича”.

Специального литературного образования А. И. Солженицын не получил, но последние два предвоенных года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А. И. Солженицына обвиняют по политической статье, арестовывают, а дальше - тюрьма и лагерь.
Лагерный срок закончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования. Прежде всего — о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что “возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель”.

Солженицын написал повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Время действия ограничено несколькими неделями, место действия- стенами больницы. Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Герои и их прототипы. (Слово учителя)

Некоторые персонажи повести имеют реальные прототипы:

Вера Корнильевна Гангарт — лечащий доктор Ирина Емельяновна Мейке;

Кременцов — старик Кременцов, борода академика Павлова (глава 17);

Елизавета Анатольевна (глава 34) — Елизавета Денисовна Воронянская.

Проверка знания текста повести .

5. Беседа по тексту.

- Каков центральный вопрос, ответ на который ищут все герои произведения?

- О чём спорят центральные герои повести - Олег Костоглотов и Павел Русанов? К каким выводам приводит читателя А.И.Солженицын?

- Кто в повести является выразителем идей А.И.Солженицына? (Олег Костоглотов).

- Солженицын старался показать разные взгляды своих героев на жизнь. Каковы их жизненные принципы?

- В чем только ни видят смысла жизни герои: в любви, в зарплате, в квалификации, в родных местах и в Боге. На этот вопрос отвечают не только пациенты ракового корпуса, но и врачи-онкологи, борющиеся за жизнь больных, каждый день сталкивающиеся со смертью. Приведите примеры.

- В последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания - Шулубин. Беседа с Шулубиным заставляет Олега Костоглотова задуматься. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию. Какова эта позиция?

- Ребята, а как вы думаете, чем жив человек?

6. Обобщение.

6. Домашнее задание:

Александр Исаевич Солженицын - писатель с мировым именем, человек с небольшой биографией,яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение и признание всего мира. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.
А.И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Специального литературного образования он не получил, но последние два предвоенные года проучился на филологическом факультете Московского института философии и литературы. Был призван в армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана А.Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь. Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же обнаружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше месяца. В близости смерти, в ожидании своей участи он видел возможность постановки самых важных, последних вопросов человеческого существования.Прежде всего - о смысле жизни. Болезнь не считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убеждения, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равными перед смертью.Но А.И.Солженицын не умер, несмотря на запущенную злокачественную опухоль, и считал, что "возвращенная ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель". После выписки из Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А.И.Солженицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована была идея только почти через десять лет. Попытки напечатать "Раковый корпус" в журнале "Новый мир" успехом не увенчались, а в свет повесть вышла в 1968 году за границей.
Всех собрал этот страшный корпус - тринадцатый, раковый. Гонимых и гонителей, молчаливых и бодрых, работяг и стяжателей - всех собрал и обезличил, все они теперь только тяжелобольные, вырванные из привычной обстановки, отвергнутые и отвергнувшие все привычное и родное.
Одна из тем повести "Раковый корпус" - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить.
Л.Дурнов, академик РАМН, профессор замечает, что интерес писателей к экстремальным состояниям, в которые попадает заболевший человек, в последние годы явно возрос. "Час пик" обнажает в человеке хорошее и плохое. Так же, как в ХIХ и начале ХХ века господствовала "литература туберкулеза" (стоит только вспомнить "Цветы запоздалые") А.П.Чехова или "Жизнь взаймы" Ремарка), сегодня преобладает "литература рака". Атмосфера безысходности, фатальности, царящая вокруг раковых заболеваний, во многом создается писателями.
Академик замечает:"Читая "Раковый корпус", не перестаешь восхищаться, как Солженицын тонко, тактично описывает психологическое состояние больного. Заболевший начинает чувствовать себя одиноким: ". все осталось по ту сторону опухоли. А по эту - Павел Николаевич Русанов. Один".
"На мгновенье болтнулся проводок к миру внешнему - и оборвался. И опять весь мир закрыла опухоль величиной с кулак, подставленный под челюсть".
"Счастье Павла Николаевича состояло в том, чтобы больше сидеть здесь с женой, а не идти в палату". Больной все более становится зависимым от окружающих. Тема болезни у писателей связана с одиночеством, которое помогает осмыслить все происходившее, оценить и найти рациональные пути выхода из пограничной ситуации.
В "Раковом корпусе" сталкиваются и расходятся два действующих лица. Образ Русанова как типичного советского чиновника сталинской эпохи противопоставлен образу Олега Костоглотова - ссыльного, отчасти напоминающего самого Солженицына.

В "Раковом корпусе" почти не видно гулаговской реальности, она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, напоминает о себе "вечной ссылкой" Костоглотова. Будни ракового корпуса писатель рисует спокойными, сдержанными красками. Здесь изображена жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой. Угроза гибели человека нависает уже не со стороны государства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А.И.Солженицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того, что наполняет человеческое существование, согревает его. Тему жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны. Самодовольное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как и отношение к жизни Павла Русанова. Эти люди не признают духовных ценностей. Им чужда идея раскаяния, одна из заветных для А,И,Солженицына, в них спит или нпрочь отсутствует совесть, поэтому труден их путь к людям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который задает Олег Костоглотов: "Какова все-таки верхняя цена жизни? Сколько можно за нее платить, а сколько нельзя?" Для Олега больничная палата стала школой. Понятна тяга его к простой жизни.

Очень интересно описано состояние больного врача Донцовой, работающей в онкологии. Врач, не переставая быть врачом, в то же время перенимает психологию больного.

Своим признанием болезни она исключила себя из благородного сословия врачей и ставит себя на место больного. Вспоминаются прекрасные строчки Б.Пастернака:"Я чувствую за них, за всех - как будто побывал в их шкуре, я таю сам, как тает снег, я сам, как утро, хмурю брови, хмурю".
Но с другой стороны, Солженицыным очень верно подмечено, что все-таки заболевшая Донцова и в болезни своей остается врачом - она сравнивает свои ощущения с опытом своей врачебной жизни и, может быть, ей тяжелее от этих знаний.

И,кажется, Александр Исаевич прожил в "Раковом корпусе" за каждого своего героя, перенес все, что перенесли они, и каждому из них отдал, как врач, кусочек своей души.
Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература. Костоглотов задумывается над отечественной словесностью. Не случайно в палате появился томик Льва Толстого. Писатель Солженицын напоминает о гуманизме литературы ХIХ века с его "главным законом" Толстого - любви человека к человеку.
Раковая болезнь уравнивает больных. Если для Русанова болезнь - это возмездие, им самим не осознанное, то для некоторых, как для Ефрема и Шулубина, это приближение к мучительному прозрению.
Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссылка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано человеку.
Лишенный возможности завести семью (Костоглотова кололи гормональными лекарствами), он выходит исцеленный телесно из тринадцатого ракового корпуса; Русанова, ложно надеющегося на выздоровление, родные увозят на машине.

Солженицыну близка концепция позднего Толстого. "раковый корпус" - это скорее философская повесть. Тут, как в повести Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича", автор ставит своих героев лицом к лицу со смертью и каждого принуждает оглянуться на прожитую жизнь и задуматься над ее смыслом. Над смыслом жизни - своей и общей.
В повести Л,Н,Толстого "Смерть Ивана Ильича", герой которой тоже видит "ложь" в прожитой жизни, и ему открывается истинный ее смысл, та "общая идея", которая все объясняет в мире. Любопытно, что есть совпадения и в образном строе философско-гносеологических художественных обобщений двух писателей.

Чиновники по профессии (Русанов и Илья Ильич) принадлежат среде богатых людей, где вещь ("гардина") становится чуть ли не синонимом жизни, а упоминания о душе кажутся смешным предрассудком, постепенно опустошили души героев. Привыкшие к привилегиям, отгородившиеся от жизни, они любят "народ", но брезгливо относятся к людям. Русанов повинен в тяжких грехах: донес на товарища, выявлял родственников заключенных среди работников и заставлял отречься от невинно осужденных. Ивана Ильича всегда бодрила "возможность всякого посадить в острог". И вдруг они замечают, что врачи к ним относятся так же, как они сами относились к людям. В период болезни Русанов чувствует себя человеком второго сорта, но не меняет своего отношения к жизни. это пример статичного героя. Илья Ильич Толстого представляет собой героя динамического, смерть которого полна великого смысла нежели жизнь, полная деяний. Для Толстовского героя болезнь отказывается откровением.

Проблема кризисных состояний человека является чрезвычайно актуальной.
Каждый день на планете умирают тысячи Иванов Ильичей, но так же продолжают люди жениться и выходить замуж по расчету, ненавидеть друг друга и растить детей. Каждый думает, что способен на подвиг. А подвиги кроются в самой обыкновенной жизни, если она освещена, пронизана любовью и заботой о ближних.

Страх в результате непонимания причин внезапной болезни открывает мир художественных произведений русских писателей как ХIХ, так и ХХ вв. Человек, оказавшийся у смертной черты, протестует, не понимая, почему умирать должен именно он, а не кто-то другой, для кого смерть, возможно, является закономерной участью. Именно на пороге смерти, не желая смириться с участью "всякого", человек обращается, иногда впервые, к Богу, чтобы призвать его к ответу на вопрос - зачем? почему именно я? И этот момент осознания смерти становится исходным для обретения человеком самого себя как частицы Бога или мирового целого. Иначе говоря, смерть открывает собой величайшую тайну откровения: что есть человек и какого его предназначение. Такую гуманистическую задачу и пыталась выполнить русская литература, размышляя над судьбой человека и мира на пороге болезни или смерти.

Герои Толстого, как правило, менее всего думающие о смерти в течение жизни, становятся "приличными" людьми именно накануне своей смерти. Автор будто бы специально губит их, чтобы дать возможность "воскреснуть" в новой преображенной сущности еще до физического конца. Ведь его герои, по большому счету, и не являются людьми до тех пор, пока не попадают в пограничную ситуацию - болезнь. Все они до этого важного, откровенного события жизни были кем угодно - приличными служащими, чиновниками, родителями, супругами, - но только не людьми в подлинном смысле этого слова. Когда же они попадают в ситуацию "быть или не быть", в них пробуждается человеческая сущность. Болезнь, как наказание, пришла, оказываетс, потому что я жил "не так, как надо", "неправильно", "неприлично". Началом болезни является ностальгия по божескому в человеке и вопрос "зачем?" всегда имеет своего адресата - Бога. Смерть человека есть возвращение к истинному пониманию веры, которая вместе с размышлениями о конце бытия менее всего волнует при жизни.
Смирение перед неизбежностью болезни, а затем смерти настраивает человека на то, чтобы принять эту мысль с великим терпением.

Реалисты считали, что для исцеления общества необходимо сначала исцелить человека. И у Солженицына раковая болезнь - символ той злокачественной болезни, которая проникла в плоть и кровь общества.
"Раскаяние (покаяние) есть первая пядь под ногой, от которой только и можно двинуться вперед. лишь с раскаяния может начаться духовный рост",- пишет Солженицын в 1973 году в статье "Раскаяние и самоограничение". Грехи, от которых следует избавляться и в которых надо каяться, - сквозная тема его творчества. Это и национальные грехи - крепостное право, уничтожение коммунистами исторической России; это и личные грехи - ложь, насилие, безответственность, жестокость и т.п.
"Раковый корпус" предостерегает нас от общественной апатии, жизни по инерции, участия во лжи, ведущих, как к духовным болезням всего общества, так и к физическим болезням конкретного человека, помогает выработке гражданской позиции.
Творчество А.И.Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.
На мой взгляд, изучение творчества А.И.Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа ("Смерть Ивана Ильича" Л.Н.Толстого) наиболее продуктивно.

Это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный; какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в раковом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обреченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже повлияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произведение только выигрывает, так как человеку становится доступным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-нибудь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный подход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выброшены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь, изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, к которой они так долго стремились, которую они заслужили.

Александр Солженицын. Раковый корпус. Часть 1. Аудиокнига

Александр Солженицын. Раковый корпус. Часть 2. Аудиокнига

Здесь сказывается та особенность творчества Солженицына, о которой уже говорилось: способность заражать нас ощущениями, мыслями, переживаниями самого писателя и его героев.

Многие из читателей, никогда не стоявшие на пороге смерти, поддавшись этому заражению , заглянули в ее пустые глазницы и, оставаясь вполне здоровыми, сидя спокойно у домашнего очага, пережили едва ли не такую же духовную эволюцию, как и страдальцы из ракового корпуса. В этом – сила искусства, неизмеримо расширяющего наш ограниченный жизненный опыт. Автор заставляет и нас задуматься, пока не поздно, над вечными вопросами бытия. От чисто физиологического сопереживания поднимаемся мы к глубоким философским размышлениям.

Возможно ли вылечить рак? Солженицын не даёт однозначного ответа, но призывает бороться до последнего, сохраняя веру на благополучный исход. И ведь есть в чём сомневаться: медики могут лечить ошибочными на данный момент методами, горько осознавая заблуждения прошедших лет, или рак может оказаться совсем другим заболеванием, но из-за специфичного понимания проблемы, всё в итоге может действительно перейти в рак, хотя никаких предпосылок к нему изначально не было. Гнетущая атмосфера усиливается вследствие узкой направленности лечебного учреждения. Солженицына возмущает, что раковых больных собрали в одном месте, где они вынуждены взирать друг на друга, заранее осознавая собственную обречённость, видя одну смерть за другой, одну калечащую операцию за последующей.

Солженицына не интересуют причины возникновения рака, хоть он и штудирует книги на данную тему. Чтобы сказать о вине испытаний атомного оружия — ещё мало данных; сослаться на неблагополучный образ жизни тоже нельзя, поскольку добрая часть людей воевала; такая же добрая часть сидела в лагерях, а остальные трудились на благо фронта. В такой ситуации действительно непросто делать какие-то выводы. Остаётся принять коварное заболевание в виде бича человечества, обречённого страдать вследствие ещё неизученных причин. Не зря Солженицын уделяет внимание не только описанию жизни пациентов, он также делится мыслями врачей, сожалеющих о плохо построенной системе раннего выявления заболеваний, сталкивающейся с изначальным нежеланием людей думать о себе, пока что-то сделать будет уже действительно поздно. Можно до последнего оттягивать беспокоящие тебя проблемы, а потом получить не диагноз, а безжалостный приговор, в вынесении которого будут виноваты все. Человек обязательно будет искать виновных, и начать нужно с себя, а потом уже перебирать остальных, не сделавших самого малого для выявления на стадии первых симптомов.

Солженицын не ограничивается темой рака, позволяя вмешиваться в происходящее и другим своим воспоминаниям, где будет уделено много места лагерному прошлому. Понятно, что прописать такие моменты просто необходимо, без них книга не получила бы той важной огласки, которая требовалась автору. Советского человека тема рака сильно не касалась, но прочитать между строчек о замалчиваемом прошлом страны просто необходимо, ведь это действительно коснулось многих. Солженицын не подведёт читателя, наполняя книгу ровно тем, о чём писать было противопоказано. И за эту смелость данного автора принято уважать — он кинул вызов закостеневшей системе, слишком долго пребывавшей под властной рукой диктатора.

Дать яд умирающему — это благо или нарушение основ гуманности? Но почему-то современная медицина позволяет себе мариновать людей в очередях до полного созревания рака, а чиновники не решаются дать право умирающему на достойное к себе отношение и отказывают в возможности облегчить страдания.

Дополнительные метки: солженицын раковый корпус критика, солженицын раковый корпус анализ, солженицын раковый корпус отзывы, солженицын раковый корпус рецензия, солженицын раковый корпус книга, Aleksandr Solzhenitsyn, Cancer Ward

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
— Фаусто Брицци

Дочь Русанова, Авиетта, во многом похожа на своего отца. Она умная и сильная. Авиетта - начинающая поэтесса, по ней сразу видно, что она добьется всего в жизни, и добьется она всего этого такими же способами, низкими и подлыми, как и её отец. Авиетта во многом копия своего папы, она думает только себе, о том, как бы пробиться в люди, ездит в Москву, чтобы показать себя и посмотреть на то, какая там в Москве мебель, мебель ей важнее даже собственного творчества. Она уверяет Демку, что искренность вредна в литературе и совсем не нужна, Авиетта считает, что лучше говорить людям неправду, чем рассказывать о том, как есть на самом деле.

Полной противоположностью отца является его сын Юра. Он рассказывает отцу историю о том, что один человек вез продукты, и посреди дороги началась буря, и ему пришлось оставить машину и идти в ближайший населенный пункт. Наутро оказалось, что пропала одна коробка, во всем обвинили шофера и посадили в тюрьму. Отец полностью согласен с приговором и говорит, что даже если взял и не он, то как так можно бросить государственное имущество. Его очень огорчает, что сын против и даже написал протест. По мнению Юры, человеку не оставалось ничего другого, иначе бы он умер. Это мучает Русанова, мучает, что он не смог привить своему сыну свою точку зрения.

Также мучает совесть хирурга Евгению Устинову. Она считает, что самые лучшие операции - это те, которых удалось избежать. Главный хирург Лев Леонидович мучается тем, что постоянно приходится обманывать больных, не говорить им правды об их болезнях. Говорить безобидные названия, как язва, гастрит, воспаление, полипы, вместо рака или саркомы. Так люди совсем не догадываются о том, что их ждет, им дарят ненужную надежду на то, что у них все хорошо. И это вранье также тяжелым грузом лежит на душе у врачей.

Зоя - молодая девушка, она одновременно учится на врача и работает в раковом корпусе, потому что бабушкиной пенсии им не хватает. Она молода, полна сил, все время занята, недаром Олег называет её Пчелкой. Зоя считает, что от жизни надо спешить брать, как можно раньше и как можно полней. В романе очень мало написано о внутреннем мире Зое, о её чувствах и эмоциях. Я считаю, что это потому, что Зое еще только предстоит понять смысл своей жизни.

Олег сам говорит, что жизнь его была слишком бедна удачами. Он привык не доверять всем, подозревать, спорить. Олег не может смириться с тем, что его лечат, но не объясняют. Он просит у медсестры Зои книгу о лечении рака, чтобы понять, что именно с ним делают. Он хочет узнать, в чем состоит метод лечения, какие перспективы и осложнения. Пытается выяснить у всех врачей, как же действует этот рентген. Он мечтает о том, чтобы остановить лечение, не хочет, чтобы его перелечили. Пытается уговорить врачей побыстрее выписать его, но получает отпор. Олег приехал в раковый корпус почти неживым, теперь он поправился, по крайней мере внешне, отлично себя чувствует и хочет пожить в этом прекрасном состоянии хоть годик, чем дальше мучить себя рентгеном. Костоглотов отрицательно относится к переливанию крови, он не хочет чужой… Олег вообще никому не доверяет, даже чужой крови.

Вскоре после пяти недель лечения Олега не узнать, лечение убило в нем былую жизнь, теперь, как он сам говорит, началось вредное леченье. В письме Кадминым он пишет, что не просит долгую жизнь, что не хочет ни Ленинграда, ни Рио-де-Жанейро, ему хочется лишь в скромный Уш-Терек. Он рассуждает о том, сколько же можно платить за жизнь, а сколько нельзя, какова верхняя цена жизни? И он понимает, что за сохранение своей жизни он платит самым дорогим, платит тем, что придает жизни краски. Он превращается в ходячую схему, он получает жизнь с пищеварением, дыханием, мускульной и мозговой деятельностью, а для чего ему это. У него и так вся жизнь потеряна, и судьба ничего хорошего не предвещает, а в нем еще и убивают последние чувства, прелести жизни, искусственно убивают, прикрываясь тем, что спасают ему жизнь, а зачем такую жизнь спасать?

Вторая группа - это герои, которые под влиянием болезни и приближающейся смерти разочаровались в прежнем смысле жизни (Вадим Зацырко), кто строго судит себя за неправильно прожитую жизнь (Ефрем Поддуев, Шулубин) и смутно догадывается о существовании какого-то иного, нематериального смысла жизни.

7) Философский словарь/ И. Т. Фролова - М. 1991г. - 843с.

8) Философский словарь/ П. С. Гуревич - М. 1997г. - 994с.

9) Чем жив человек// Литературное обозрение №7/ Е. М. Шкловский - М. 1990г. - 30с.

10) Шухов и др.: модели поведения человека в лагерном мире/ К. Г. Краснов - Л. 1984г. - 48с.

Одна из главных тем повести - бессилие человека перед лицом болезни и смерти. Каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, необразованный, какую бы должность он ни занимал, когда его постигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопоставленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назначения литературы.

Наконец, в последней трети повести появляется герой, заслуживающий особого внимания - Шулубин. Если жизненная позиция и убеждения Русанова в романе противопоставлены той правде, которую понимает Косоглотов, то беседа с Шулубиным заставляет героя задуматься и о другом. С предателями, подхалимами, приспособленцами, доносчиками и тому подобными людьми все очевидно и не нуждается ни в каких объяснениях. А вот жизненная правда Шулубина показывает Косоглотову другую позицию, о которой он не задумывался.

В наш гнусный век…

На всех стихиях человек -

Тиран, предатель или узник.

История Шулубина заставляет Косоглотова, а вместе с ним и читателя, задуматься еще об одной стороне вопроса распределения ролей в советском обществе.

Однако ни роман с Зоей, ни восхищение Костоглотова Вегой не приводят к соединению героев, потому что Олег, победивший даже свою болезнь, не в силах преодолеть отчужденности и душевной опустошенности, приобретенной в тюрьмах, лагерях и ссылке. Несостоявшийся визит к Веге демонстрирует герою, как далек он от обычной повседневной жизни. В универмаге Косоглотов чувствует себя пришельцем. Он настолько привык к жизни, где покупка масляной лампы - огромная радость, а утюга - невероятная удача, что самые обыкновенные предметы одежды и была выглядят для него непонятной роскошью, которая, тем не менее, доступна всем. Но только не ему, потому как его труд, труд ссыльного - практически бесплатный. И он может позволить себе лишь съесть палочку шашлыка и купить пару маленьких букетиков фиалок, которые в итоге достаются двум шедшим мимо девочкам. Олег понимает, что не может вот так просто придти к Веге, признаться ей в своих чувствах и просить принять его - такого, вечного ссыльного, к тому же больного раком. Он покидает город, так и не увидевшись, не объяснившись с Вегой.

солженицын раковый лагерный корпус

Сам автор предпочитал называть свою книгу повестью. И тот факт, что в современном литературоведении "Раковый корпус" Солженицына чаще всего принято называть романом, говорит только об условности границ литературных форм. Но слишком уж много смыслов и образов оказалось завязано в этом повествовании в единый жизненный узел, чтобы считать верным авторское обозначение жанра произведения. Эта книга из числа тех, что требуют возвращения к своим страницам в попытке понять то, что ускользнуло при первом знакомстве. Не вызывает сомнения многомерность этого произведения. "Раковый корпус" Солженицына - это книга о жизни, о смерти и о судьбе, но при всём этом она, что называется, "легко читается". Бытовой и сюжетный ряды здесь никак не противоречат философской глубине и образной выразительности.

Александр Солженицын, "Раковый корпус". События и люди

В центре повествования здесь врачи и больные. В небольшом онкологическом отделении, обособленно стоящем во дворе Ташкентской городской больницы, сошлись те, кому судьба поставила "чёрную метку" ракового заболевания, и те, кто пытается им помочь. Ни для кого не секрет, что автор прошёл сам через всё, что описывает в своей книге. Небольшой двухэтажный раковый корпус Солженицына и по сей день стоит на том же месте в том же городе. Русский писатель изобразил его с натуры весьма узнаваемо, ведь это реальная часть его биографии. Ирония судьбы свела в одной палате явных антагонистов, которые оказались равны перед надвигающейся смертью. Это главный герой, фронтовик, бывший зэк и ссыльный Олег Костоглотов, в котором без труда угадывается сам автор.


Ему противостоит мелкий чиновный советский карьерист Павел Русанов, достигший своего положения истовым служением системе и написанием доносов на тех, кто ему мешал или просто не нравился. Теперь эти люди оказались в одной палате. Надежды на выздоровление для них весьма эфемерны. Испробованы многие лекарства и остаётся надеяться только на средства народной медицины, такие как растущий где-то в Сибири на берёзах гриб чага. Не менее интересны и судьбы других обитателей палаты, но они отступают на второй план перед противостоянием двух главных героев. В пределах ракового корпуса жизнь всех обитателей проходит между отчаянием и надеждой. Да и самому автору удалось победить болезнь уже тогда, когда казалось, что надеяться больше не на что. Он прожил ещё очень долгую и интересную жизнь после выхода из онкологического отделения Ташкентской больницы.


История книги

"Раковый корпус" увидела свет только в 1990 году, на исходе перестройки. Попытки издать её в Советском Союзе предпринимались автором и ранее. Отдельные главы готовились к печати в журнале "Новый мир" в начале 60-х годов ХХ века, пока советская цензура не разглядела концептуальный художественный замысел книги. "Раковый корпус" Солженицына - это не просто онкологическое отделение больницы, это нечто гораздо большее и зловещее. Советским людям пришлось читать это произведение в Самиздате, но за одно только его чтение можно было сильно пострадать.

У Рожденные одной эпохой, герои повести делают разный жизненный выбор. Правда, не все они осознают, что выбор уже сделан. Ефрем Поддуев, проживший жизнь так, как он хотел, понимает вдруг, обратившись к книгам Толстого, всю пустоту своего существования. Но это прозрение героя слишком запоздалое. В сущности, проблема выбора встает перед каждым человеком ежесекундно, но из множества вариантов решения лишь один верен, из всех жизненных дорог лишь одна по сердцу. Необходимость выбора осознает Демка, подросток на жизненном перепутье. В школе он впитал официальную идеологию, но в палате он ощутил ее неоднозначность, услышав весьма противоречивые, порой исключающие друг друга высказывания своих соседей. Столкновение позиций разных героев происходит в бесконечных спорах, затрагивающих как бытовые, так и бытийные проблемы. Костоглотов - боец, он неутомим, он буквально набрасывается на своих противников, высказывая все то, что наболело за годы вынужденного молчания. Олег легко парирует любые возражения, так как его доводы выстраданы им самим, а мысли его оппонентов чаще всего внушены господствующей идеологией. Олег не принимает даже робкой попытки компромисса со стороны Русанова. А Павел Николаевич и его единомышленники оказываются неспособны возразить Костоглотову, ибо они не готовы сами защищать свои убеждения. Это за них всегда делало государство.

рой его старались лишить долгие годы. Но он цеплялся за жизнь и вынес все тяготы концентрационных лагерей, весь их ужас; он вос­питал в себе свои собственные взгляды на происходящее вокруг, не заимствованные ни у кого; эти взгляды он изложил в своей повес­ти.

Одна из ее тем - это то, что, каков бы ни был человек, плохой или хороший, получивший высшее образование или, наоборот, не­образованный; какую бы должность он ни занимал, когда его по­стигает почти неизлечимая болезнь, он перестает быть высокопос­тавленным чиновником, превращается в обыкновенного человека, который просто хочет жить. Солженицын описывал жизнь в рако­вом корпусе, в самой страшной из больниц, где лежат люди, обре­ченные на смерть. Наряду с описанием борьбы человека за жизнь, за желание просто сосуществовать без боли, без мук, Солженицын, всегда и при любых обстоятельствах отличающийся своей тягой к жизни, поднял множество проблем. Их круг достаточно широк: от смысла жизни, отношения между мужчиной и женщиной до назна­чения литературы.

То, что Солженицын долгое время провел в лагерях, тоже по­влияло на его язык и стиль написания повести. Но от этого произ­ведение только выигрывает, так как человеку становится доступ­ным все то, о чем он пишет, он как бы переносится в больницу и сам принимает участие во всем происходящем. Но вряд ли кто-ни­будь из нас сможет до конца понять Костоглотова, который везде видит тюрьму, во всем старается найти и находит лагерный под­ход, даже в зоопарке. Лагерь искалечил его жизнь, и он понимает, что вряд ли ему удастся начать прежнюю жизнь, что дорога назад ему закрыта. И еще миллионы таких же потерянных людей выбро­шены на просторы страны, людей, которые, общаясь с теми, кто не касался лагеря, понимают, что между ними всегда будет стоять стена непонимания, подобно тому как не понимала Костоглотова Людмила Афанасьевна.

Мы скорбим о том, что эти люди, которых искалечила жизнь,изуродовал режим, которые проявили такую неуемную жажду жизни, пережили страшные страдания, теперь вынуждены терпеть отторжение общества. Им приходится отказаться от той жизни, ккоторой они так долго стремились, которую они заслужили.

Читайте также: