Синдром эмоционального выгорания у врачей онкологов


Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них. В 1981 г. Э. Moppoy (A. Morrow) предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: "Запах горящей психологической проводки".

К общим причинам относятся:

  • интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными;
  • работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами;
  • особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

К специфичным причинам можно отнести:

  • проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы);
  • невозможность оказать помощь больному в некоторых случаях;
  • более высокая летальность, чем в большинстве других отделений;
  • воздействие пациентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения с врачом;
  • тенденция последнего времени – угроза обращений родственников больных в случае летального исхода с юридическими претензиями, исками, жалобами.

Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

  • чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
  • ощущение эмоционального и физического истощения;
  • снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
  • общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
  • частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
  • резкая потеря или резкое увеличение веса;
  • полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу);
  • постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
  • одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
  • заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

  • безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
  • повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
  • частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя");
  • постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
  • чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо");
  • чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится";
  • общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

  • ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;
  • сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
  • вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
  • руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;
  • чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
  • невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Если вы замечаете эти симптомы у себя и своих коллег, необходимо выполнить ряд действий, защищающих вашу психику от вредного влияния синдрома. В первую очередь, вам нужен отдых. Подумайте об этом сами и объясните это своему руководителю – без такой возможности вы не сможете полноценно выполнять вашу работу.

Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

  • использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
  • определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания);
  • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
  • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
  • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания);
  • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы ;
  • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

Эти методы помогают снять сиюминутное напряжение, общий же психологический фон вашего мироощущения во многом связан для врача-онколога с его философским отношением к жизни, пониманием того, что человек может – и того, чего не может изменить.

Конечно, каждая ситуация уникальна, и ощущение стресса, усталости, недовольства собой и своей работой основаны на уникальном комплексе проблем, особенных у каждого человека. По этой причине мы предлагаем вам обратиться на нашу горячую линию – 8-800 100-0191, чтобы иметь возможность обсудить свою ситуацию с квалифицированным психологом.

Большая часть работ, касающихся психического здоровья врачей, как отечественных, так и зарубежных, посвящена синдрому эмоционального выгорания (СЭВ). Основным предрасполагающим фактором эмоционального выгорания является продолжительность работы и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим СЭВ характерен для представителей коммуникативных профеcсий: сотрудников различных сервисных служб, учителей, психологов, врачей и медицинского персонала.

Выгорание понимается как дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно также определяется как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы, возникающие в межличностных коммуникациях, характеризуется эмоциональным истощением, снижением эффективности профессиональной деятельности, обесцениванием труда и снижением значимости собственных успехов.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс, проходящий поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, являясь профессиональным дистрессом, оно включает как психологический, так и психосоматический аспекты.

В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как форму профессиональной деформации личности, которая представляет выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Впервые проблема эмоционального выгорания была поставлена H.G. Freudenberger в 1974 г. при исследовании медперсонала. В 1990 г. M. Olkinuora и соавторы провели одно из самых крупных исследований СЭВ, базируясь на большой исследовательской выборке из 2671 финских врачей различных специальностей. Исследования позволили выявить 2 группы: специалисты с высоким уровнем выгорания – лица, работа которых связана с хроническими больными, неизлечимыми и умирающими пациентами (пульмонологи, психиатры, онкологи), и специалисты с низким уровнем выгорания, работа которых связана с пациентами, имеющими благоприятный прогноз (акушеры-гинекологи, офтальмологи).

Показано, что уровень эмоционального выгорания врачей-терапевтов в Европе и Латинской Америке, по оценкам разных исследователей, варьирует от 20 до 45%. По данным опроса интернов в США, этот показатель превышает 75%. В 2012 г. было проведено еще одно крупномасштабное исследование специалистами из ряда ведущих клиник и университетов США. Авторы опросили 7288 врачей различных специальностей и выявлили, что около половины американских врачей подвержены профессиональному выгоранию (46%), а это на 10% выше, чем в среднем по популяции. Регистрировали такие симптомы, как эмоциональное истощение, безразличие к результатам своей деятельности, пессимизм и подавленность.

По данным В.А. Винокура и О.В. Рыбиной, в 1980-х гг. в нашей стране 60% медицинских работников считали, что их работа сопровождается заметным для них эмоциональным напряжением, а в 2004 г. уже 74% врачей и 82% медицинских сестер отмечали постоянное и достаточно высокое нервно-психическое напряжение.

По частоте СЭВ врачи-наркологи занимают одну из ведущих позиций. В качестве причин такой высокой подверженности эмоциональному выгоранию психологи называют трудный контингент больных и их родственников, длительность и трудоемкость терапевтического процесса по достижении ремиссии у зависимых от психоактивных веществ, затрудненного некритичностью больных к своему заболеванию, а также большое количество рецидивов у больных.

По приводимым П.И. Сидоровым данным, почти 80% врачей-психиатров и психиатров-наркологов имеют признаки СЭВ разной степени выраженности. Л.Н. Юрьева, обследовав 100 психиатров Восточной Украины, выявила признаки этого синдрома в 79% случаев. О наибольшей подверженности психиатров к развитию СЭВ указывают данные В.Л. Дресвянникова и соавторов.

У наркологов со стажем работы от 10 до 20 лет была отмечена наибольшая выраженность таких симптомов, как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоциональная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения. У наркологов со стажем работы более 20 лет наибольшей степенью выраженности отличался симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования.

В работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт были выявлены особенности развития СЭВ в различных профессиональных группах, при этом самые высокие показатели выраженности фаз синдрома наблюдались в группе врачей-онкологов; на втором месте находились врачи-психиатры, а выявленные изменения были расценены как результат воздействия продолжительного профессионального стресса.

В качестве основной причины эмоционального выгорания B. Williams называет неудовлетворенность своей работой. Кроме того, неудовлетворенность врача работой имеет высокую корреляцию с неудовлетворенностью пациента лечением и низким комплайенсом больных.

В других исследованиях было доказано, что высокую корреляцию с неудовлетворенностью своей работой и с СЭВ имеют тяжелые условия труда, особенно переработки, и плохой контроль выполняемой работы. По мнению Е.П. Ильина, существуют 3 группы факторов, играющих существенную роль в формировании эмоционального выгорания: личностные, ролевые и организационные.

П.И. Сидоров и А.В. Парняков одной из главных причин выгорания считают психологическое переутомление, когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), что и приводит к нарушению состояния равновесия и возникновению синдрома. F.J. Lee и соавторы установили, что внутрисемейные проблемы также способствуют усилению выраженности эмоционального выгорания.

Многие авторы отмечают, что профилактика и коррекция СЭВ во многом определяются личностными факторами, способствующими и препятствующими его возникновению и развитию. Т.В. Черникова и соавторы обратили внимание на меньшую вероятность и интенсивность выгорания у специалистов с положительным отношением к миру и более высоким уровнем самоуважения.

Е.Г. Ожогова в своем исследовании показала, что для профессионалов с отсутствием или незначительной выраженностью СЭВ характерно гармоничное соотношение компонентов в системе смысложизненных ориентаций и преобладание таких ценностей, как духовное удовлетворение, творчество и активная социальная жизнь.

Обычные стратегии снижения выраженности СЭВ включают хорошее питание и времяпровождение с семьей и друзьями. Также должна проводиться коррекция системы профессиональных ценностей. K.M. Swetz и соавт. установили, что врачи, работающие в хосписах и других сферах паллиативной медицины, используют различные методики для избегания СЭВ. В первую очередь это поддержание профессиональных коммуникаций (60%), размышления о будущей смене деятельности (47%), общение друг с другом (47%), изоляция от коллег (20%), хобби (40%).

Одним из важных факторов профилактики СЭВ является оптимизация условий труда. Были попытки проведения исследования по подбору оптимальной длительности визита к врачу, но результаты имеют неоднозначную трактовку. Согласно опроснику диагностики СЭВ В.В. Бойко, различные признаки СЭВ были отмечены и у обследованных нами врачей. Так, из 383 обследованных врачей Забайкальского края эмоциональное выгорание было выявлено у 67,6% (n=259) – это медицинские работники, которые набирали более 61 балла по опроснику. У 10,5% (n=40) врачей фазы синдрома находятся на стадии формирования – это врачи, которые набирали от 31 до 60 баллов. У 21,9% (n=84) респондентов не отмечено признаков эмоционального выгорания – суммарный балл по опроснику не превышал 31, т.е. это были врачи, пока еще не подверженные профессиональной деформации личности. Показатели опросника В.В. Бойко представлены на рис. 1.


Как уже было отмечено, у 67,6% врачей есть СЭВ. Из данных, представленных на рисунке 2, следует, что у 61,6% (n=236) обследованных полностью сформирована только одна из 3 фаз синдрома: при этом сформированная фаза напряжения (ФН) выявлена у 12,8% (n=49) врачей, фаза резистенции (ФР) – у 34,0% (n=130) и фаза истощения (ФИ) – у 14,8 % (n=57) респондентов. У 3,9% (n=15) врачей сформированы 2 фазы, их комбинация может быть следующей: ФН+ФР; ФН+ФИ; ФР+ФИ. У 2,1% (n=8) полностью сформированы все 3 фазы синдрома: ФН+ФР+ФИ (ввиду малой выборки распределение по полу, специализации и стажу работы врачей с двумя или тремя сформированными фазами СЭВ не проводилось). При анализе распространенности эмоционального выгорания с учетом половой принадлежности были получены следующие результаты.




ФН выявлена у 12,0% женщин и у 14,5% мужчин. Показатель ФР у женщин составил 38,5%, что достоверно превышает это показатель у мужчин – 25,2% (p=0,009). ФИ была выявлена у 15,8% врачей-женщин и 12,9% врачей мужского пола (табл. 1).

Учитывая специализацию врачей, также были выявлены различия в показателях фаз эмоционального выгорания. Так, ФН у онкологов была выявлена в 21,2% случаев, что весомо больше по сравнению с врачами хирургического профиля – 4,5% (p=0,008). Показатель ФН у врачей скорой медицинской помощи (СМП) составил 18,8% и достоверно превышал показатель у врачей хирургического профиля (p=0,01). ФН у психиатров-наркологов отмечена в 16,3% случаев, что также превышает этот показатель у врачей хирургического профиля (p=0,02). Показатели данной фазы у врачей терапевтического профиля и акушеров-гинекологов составили 12,0 и 8,9% и не отличались от показателей других врачей. ФР была выявлена у онкологов в 51,5% случаев, что достоверно больше, чем у врачей хирургического (p=0,009) и терапевтического (p=0,04) профилей, показатели которых составили 25,4 и 31,3% соответственно. У психиатров-наркологов ФР составила 38,7%, у акушеров-гинекологов – 32,8% и у врачей СМП – 32,1%.

Синдром профессионального выгорания – это реакция психики человека на продолжительные стрессы средней интенсивности в профессиональной среде. Пройдя тест, предназначенный для медиков, вы сможете самостоятельно оценить степень своего профессионального выгорания и, в случае необходимости, принять меры по профилактике этого состояния.

Стрессы высокой интенсивности человек замечает и, как правило, реагирует на стрессовый фактор. К стрессам средней интенсивности человек может быстро привыкнуть, научиться не обращать на стресс внимание. Отсутствие психологической реакции и разрядки приводят к накоплению стрессового состояния, которое приводит к профессиональному выгоранию.

Существует ряд признаков, по которым можно определить наличие эмоционального выгорания. Основные – это нежелание работать, отсутствие или сильное снижение удовлетворенности от результатов работы, повышенная утомляемость от выполняемой деятельности.

Специалисты помогающих профессий в целом подвержены большему риску, чем другие специалисты. Для врачей этот риск усугубляется постоянным взаимодействием с большим количеством людей, которые сами находятся в стрессовой ситуации болезни. По статистике, врачи-реаниматологи и врачи-онкологи наиболее подвержены профессиональному выгоранию в связи с высокой смертностью их пациентов.

– Эмоциональное истощение, которое проявляется снижением эмоциональных реакций, равнодушием, разочарованием в своей работе, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные.
– Деформация отношений с окружающими, которая зачатую проявляется в повышенном негативизме, циничности, раздражительности, появлению установок по отношению к пациентам или коллегам.
– Редуцирование личных достижений, которое проявляется в негативном оценивании себя и результатов своего труда, в негативном оценивании возможностей для профессионального развития, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей.

Эмоциональное или профессиональное выгорание не возникает внезапно, это постепенный процесс, в котором человек проходит через ряд стадий. Для начальной стадии характерны хроническая усталость, эмоциональное истощение и опустошенность. Рекомендации: чередование видов деятельности, обогащение внепрофессиональной жизни, отдых.

На второй стадии симптомы первой стадии усиливаются, а также появляется неудовлетворенность своей деятельностью. Рекомендации: обращение за эмоциональной поддержкой к близким, коллегам, обращение за профессиональной психологической помощью.

Третья стадия – ощущение себя неудачником, общая дисфункциональность, отсутствие энергии, признаки депрессии, невозможность сосредоточиться, злоупотребление алкоголем. Рекомендации: комплексное медико-психологическое сопровождение, долговременный отпуск.

Пациенты, столкнувшиеся с тяжелым заболеванием, и их близкие проходят через ряд стадий психоэмоционального реагирования на кризисную ситуацию болезни.

В начале у человека, столкнувшегося с заболеванием, возникает стадия отрицания, когда пациент может ставить под сомнение сам факт наличия у себя тяжелого заболевания, и как следствие, может возникать и транслироваться недоверие к врачу. На этой стадии существуют риски отказа от лечения. Чем больше достоверной информации о его заболевании и состоянии будет у пациента, тем быстрее он осознает факт своего заболевания. Здесь врачу могут прийти на помощь буклеты для пациентов, рекомендации прочесть определенные книги, посетить определенные сайты, контакты социально-психологических служб поддержки, и т.п.

Третья стадия – это торг, когда пациент активно пытается найти условия, выполняя которые, он сможет поправиться. На этой стадии врачу бывает проще всего наладить контакт с пациентом, через информирование о процессе протекания заболевания и о процессе лечения, через четкие инструкции и рекомендации пациенту. На этой стадии есть угроза ухода пациента в нетрадиционные методы лечения и важно своевременно разъяснить пациенту риски такого решения.

Стадия депрессии (здесь имеется ввиду психологический термин, а не клиническая депрессия) возникает в процессе длительного изнуряющего лечения, когда человек физически и эмоционально истощен, и у него нет сил и желания продолжать лечение. Здесь наблюдается самый высокий риск суицидального поведения у пациента. Спокойный диалог с пациентом, несколько слов подбадривания и поддержки от врача могут быть особо ценны для пациента на этой стадии и послужить хорошей мотивацией к продолжению лечения. Врачу также важно особое внимание обращать на фразы-индикаторы суицидального риска: “Все надоело. Не вижу смысла продолжать. Я в отчаянии. Ничего не помогает… Зачем так жить? Я в тупике. Нет больше смысла ни в чем.” Если похожие фразы прозвучали, важно напрямую мягко спросить у пациента, не возникают ли у него мысли о самоубийстве. В случае выявления или подозрения на суицидальные намерения, необходимо направить пациента к соответствующему специалисту.

Заключительная стадия – это стадия принятия, когда человек начинает спокойно реагировать на свою болезнь, перестает воспринимать ее, как острый кризис. На этой стадии пациент мыслит и реагирует максимально адекватно и конструктивно. Он продолжает лечение, но примиряется с тем фактом, что в его жизни есть заболевание, его психологическое состояние при этом существенно улучшается, приближаясь к уровню до возникновения болезни, а в некоторых случаях даже существенно его превышая вследствие переоценки ценностей в ходе проживания стадий психологического реагирования на кризис. К этой стадии, к сожалению, приходят далеко не все пациенты.

Важно понимать, что стадии переживания болезни не всегда следуют одна за другой, на некоторых стадиях пациент может надолго задержаться или вернуться на предыдущую стадию еще раз. Через те же самые стадии проходит и родственники пациента. Врачу важно помнить, что вышеперечисленные состояния являются нормальными для людей, приходящих к нему на прием. Понимание этого факта может существенно снизить риск появления синдрома профессионального выгорания и помочь избежать конфликтных ситуаций.

Силкина А.А., Саншокова М.К., Сергеева Е.С.

Резюме

Ключевые слова

Обзор

Профессия врача - одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача - жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Профессия врача - одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача - жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.

Психологическая подготовка студентов играет немаловажную роль в развитии врача как специалиста. Важно, чтобы студент медицинского вуза уже с первого курса понимал трудности будущей профессии, с которыми ему придется сталкиваться ежедневно.

Клинические проявления профессионального стресса, по определению К. Маслач и С. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты [1]:

В начале развития СЭВ наблюдается длительное нервное напряжение, повышенная тревожность человека. Далее на этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

При выполнении работы в стрессовой обстановке наступает мобилизация внутренних ресурсов, что может вызвать острые нарушения или поздние последствия. Согласно данным исследования возникновения и развития стресса канадского физиолога Х. Силье на протяжении 3х первых лет воздействия факторов стресса число острых состояний и реакций возрастает, а затем приобретает хронический характер [2].

В работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания [3]:

-педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка;

- демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;

-эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей.

Факт, что специалисты сферы психического здоровья, работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому выгорания, чем работники амбулаторного звена подтверждается и в других исследованиях [6,7, 8].

В 1991 г. в Южной Австралии выполнено исследование 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Результаты показали, что 1/3 врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, коррелирующий с возрастом, полом и отношением к работе [9].

Высокий уровень эмоционального истощения наблюдается среди врачей в области неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии, и встречается преимущественно у женщин, не состоящих в браке [10].

Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия - в 26 % случаев [6].

Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связаны со страной и местом работы, семейным положением и полом. У врачей из Великобритании уровень рабочего стресса выше, чем у врачей США, в тоже время у врачей США отмечается более высокий уровень депрессии по сравнению с врачами Австралии и Великобритании.

В российской научной литературе существует немало публикаций, касающихся данной проблемы.

По данным исследований Д.А. Марченко-Тябут и А.А. Головач наиболее неблагоприятная картина при изучении эмоционального выгорания наблюдается у врачей терапевтов [11]. Данная проблема связана со спецификой работы, дефицитом времени в условиях амбулаторного приема, длительным контактом с больными и их семьями, возможным различным исходом заболевания.

Определена различная устойчивость к данному синдрому в зависимости от возраста и стажа работы. Среди хирургов в возрасте 37-40 лет со стажем работы 13-16 лет были диагностированы умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, однако не выявлено изменений этих характеристик в зависимости от пола и количества дежурств. У врачей акушеров-гинекологов со средним стажем 10-12 лет и со средним возрастом 33-35, так же выявлены умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, но при этом уровень реактивной тревожности выше, а уровень личностной тревожности несколько ниже у женщин, чем у мужчин.

Анализ течения различных фаз СЭВ у вра­чей в зависимости от специальности показан в работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт [13]. Самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются в группе врачей-он­кологов. Кроме того, эта группа лидирует в общем количестве симптомов каждой фазы. На втором месте находят­ся врачи-психиатры.

Достаточно часто эмоциональное выгорание встречается у врачей-стоматологов [14].

В работах профессора Л.М. Юрьевой отмечается, что выгорание может потенцировать суицидальное поведение [6]. Наибольшую склонность к суициду имеют врачи-психиатры. Психиатр И.А. Сикорский писал, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем в популяции населения.

Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.

В Республике Северная Осетия было проведено исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии, при котором выявлены различия в развитии и выраженности синдрома выгорания у врачей и медсестер. Более высокий процент лиц с максимально выраженной степенью выгорания определяется среди врачей, соответственно 33 % и 26 % среди медсестер от общего числа [15].

Авторами в ходе исследований применялись различные методы, нами выделены основные методики, которые используются для определения СЭВ:

3. Шкала организационного стресса по Маклин. Измеряет восприимчивость человека к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.

5. Цветовой тест Люшера. Тест основан на бессознательном выборе цвета, что определяет каков человек на самом деле, а не каким он себя представляет или хочет казаться.

6. Личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.

В результате детального анализа литературы по заявленной теме нами были сделаны следующие выводы:

1. Врачи и другие работники медицинской сферы находятся в особой группе риска в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.

2. Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:

  • полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);
  • видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);
  • стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);
  • занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);
  • количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);
  • уровнем личностной тревожности;
  • уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;
  • межличностными отношениями в коллективе;
  • типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);
  • наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);
  • состоянием климата в семье.

3. Наиболее подвержены СЭВ специалисты таких специальностей, как: психиатры, врачи-онкологи, медицинские сестры, врачи хирургического профиля, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.

Литература

1. Maslach C., Jackson S. E. Burnout Inventory (MBI): Manual. Palo Alto: Consulting Psychologists press. 1986.112 p.

2. Selye H. A. Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. 1936. Vol. 138, July 4.Р. 32.

3. Бабанов С.А. Синдром эмоционального выгорания // Врач скорой помощи2012. № 10. С. 59-65.

4. Freudenberger H. J. Staff burn-out // J. of Social Issues. 1994. Vol. 30. P. 159–165.

5. Olkinuora M. Stress symptoms, burnout and suicidal thoughts in Finnish physicians // Social psychiatric epidemiology. 1990 .Vol.25.P.81-86

7. Юрьева Л.Н. Синдром выгорания у сотрудников психиатрических служб: модель формирования и мас­штаб проблемы // Социальная и клиническая психиа­трия. 2004. № 4. С. 91-96.

8. Winefield H.R., Anstey T.J. Job stress in general practice, practitioner age, sex, and attitudes as predictors// Family practice .1991.Vol.8.P.140-144

9. Farber B.A., Heifetz L.K.J. The process and dimension of burnout in psychotherapists// Professional psychology. 1982. Vol.13. P.293-301

10. Whitley T.W. Work-related stress and depression among physicians pursuing postgraduate training in emergency medicine an international study // Ann.Emergency Medicine. 1991. Vol.20.P.992-996.

11. Марченко-Тябут Д.А. Личностная и реактивная тревожность у врачей различных специальностей / Д.А. Марченко-Тябут, А.А. Головач // Медицина. 2005. №2. С. 79-81.

12. Рыбина О.В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса. Автореферат к диссертации на соискание научной степени кандидата психологических наук. СПб. 2005.

13. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей//Дальневосточный медицинский журнал. 2012. №2.С. 117-120

14. Ларенцова Л.И. Исследование видов эмпатии и синдрома выгорания у врачей-стоматологов //Таврич. журнал психиатрии.2002 .Т.6, №2(19). С.23-24

15. Засеева И.В., Татров А.С. Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания у врачей и медицинских сестре отделения анестезиологии и реаниматологии в условиях региона // Фундаментальные исследования. 2013. № 6 (часть 1) С. 184-188

16. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. СПб. 2005. 336 с.

Читайте также: