Самосознание как возрастное новообразование

Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте. Значение игры для психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Особенности развития личности. Самосознание как центральное новообразование возраста. Умственное развитие. Произвольность психических процессов. Предпосылки учебной деятельности в дошкольном возрасте

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Характеристика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.Значение игры для психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что ему пока еще недоступно. Кроме того, не менее сильного он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. По мнению И.П. Чабыева – игра – единственный для ребенка способ проникновения в недоступные для его непосредственного участия сферы жизни взрослых и взаимоотношения между ними. Значение игры для психического развития ребенка хорошо понимал Ф. Шиллер, когда писал: “Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова, и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком”. В игре, по мнению З Фрейда, воплощается стремление ребенка стать взрослым.

Игра, есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. В игре ребенок “прорабатывает роли взрослых”, овладевает их содержанием.

Игра является средством общения детей. Комфортно себя чувствуя в игре, дети непосредственно и полноценно общаются между собой. Игра – это средство обмена информацией.

Игра способствует свободному выражению чувств ребенка, и помогает ребенку выражать свои чувства, путем проецирования их на игрушки. В игре ребенок выводит на поверхность свои чувства, получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них. В игре ребенок решает свои проблемы и конфликты. Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка.

Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, игра – это мостик между конкретным опытом ребенка и абстрактным мышлением. В развитой ролевой игре создается простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Таким образом, игра становиться ведущим видом деятельность в дошкольном возрасте.

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Это режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются новым смыслом. Например, кубик, проводимый рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра. В ней ребенок изображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием такой игры является яркое переживание. Жан Пиаже описал примеры образно-ролевой игры. Его дочь, наблюдавшая во время каникул старую деревенскую колокольню, слышавшая колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит оглушительный шум. “Ты же мне мешаешь, ты же видишь, что я работаю”.– “Не говори со мной, – отвечает девочка, – Я – церковь”.

В другой раз дочь Ж. Пиаже, зайдя на кухню, была потрясена видом ощипанной утки, оставленной на столе. Вечером девочку находят лежащей на диване. Она не двигается, молчит, не отвечает на вопросы, затем раздается ее приглушенный голос:”Я – мертвая утка”.

Режиссерская и образно-ролевая игра становятся источником сюжетно-ролевой игры, которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее выделяются игры с правилами. Однако возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых, уже освоенных, – все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это “период первоначального фактического склада личности”. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. К определяющим личность образованиям относятся: притязание на признание, осознание себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве (осознание своего долга перед другими и своих прав среди других).

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста, благодаря интеллектуальному и личностному развитию, хотя истоки его можно наблюдать к концу раннего возраста. Самосознание считается центральным личностным новообразованием дошкольного возраста.

Самооценка появляется во второй половине дошкольного возраста на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“Я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения. После того, как у ребенка возникло отношение к себе как к “хорошему” у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников. Его самооценка поэтому почти всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего – оценкой близких взрослых. Дошкольник, как бы видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

В целом самооценка дошкольника завышена, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, и только к 7 годам у большинства детей она становиться более адекватной.

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Если в начале дошкольного возраста ребенок не осознает свои эмоциональные переживания, то к концу дошкольного возраста он ориентируется в них.

Для этого периода характерна половая идентификация. Ребенок осознает себя как представителя какого-то пола и усваивает соответствующие нормы и правила поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, а девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими, кокетливыми в общении. К концу дошкольного детства у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет в будущем.

Еще одним чрезвычайно важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном детстве, является соподчинение мотивов. Оно появляется в начале возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

В раннем возрасте, если разные мотивы, выступающие как желания, возникали одновременно, ребенок оказывался почти в неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок может сравнительно легко принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например, не реагировать на привлекательный предмет. Появляются и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, – мотивы достижения успеха, соревнования.

Главное достижение дошкольного детства – соподчинение мотивов, а уже в младшем школьном возрасте и в подростковом возрасте будет завершаться построение стабильной мотивационной системы.

| следующая лекция ==>
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА | ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ И АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Изменения в самосознании составляют основные новообразования в психике подростка, который начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения в структуре личности подростка предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Происходит переориентация с норм и ценностей детского мира во взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль в овладении ребенком позицией взрослого (Д.И. Фельдштейн).

Подросток не сразу осознает изменения в своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым. При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы подросток был однозначно уверен в своей взрослости. Он осознает, что не совсем еще взрослый, у него есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживаний.

Чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении подростков. Взрослость субъективно связывается подростком не так с подражанием, как с вхождением в мир взрослых (Д.И. Фельдштейн). Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужество, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позицией.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, с другой - наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая негативная отдельная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер.

В конце подросткового возраста происходит изменение самооценки постепенно самооценка, заимствованная у взрослых, меняется самооценка, которая возникает как стремление к самовыражения, самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

Нравственное развитие характеризуется наличием противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенным максимализмом требований; сдвигом оценки отдельного поступка на личность в целом.

Ж. Пиаже обнаружил, что в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашенные, личностно значимые).

В подростковом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, проанализирован и обобщен с точки зрения моральных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новым взрослым позиций.

Формируется нравственный мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии ведет к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.

Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.

Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для подростка особую значимость. Там он может в полной мере чувствовать себя взрослым - самостоятельным и независимым.

Подросток осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению (Н.И. Гуткина). Поэтому ведущая функция самосознания подростка Социально-регуляторная.

Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом.

Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценки поведения и деятельности ученика. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышены. Такие подростки склонны к аффектам - эмоциональным взрывам, в частности, когда учитель ставит ему оценки, ниже ожидаемых. Время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. При психологически неправильном оценке учителем деятельности подростков в последних возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценок. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельности.

Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека - сначала внешние, а затем внутренние.

Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе ровесников, то боится выглядеть "на высоте", у него возникает робость, неуверенность.

Для подросткового возраста свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой воли (Крайг Г., 2005).

Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей.

Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:

- Подросток начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений;

- Центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым;

- Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение;

- Ведущая функция самосознания подростка - социально-регуляторная;

- Для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания.


Проблема переходного периода развития отчётливо выделяется в настоящее время в психологической науке и практике. Вопрос о психологическом содержании переходного возраста, его структуре и механизмах развития до сих пор остаётся дискуссионным. В отечественной науке психологические концепции, описывающие механизмы возрастных переходов, связаны с кризисом возрастного развития. Исследования, выполненные в данном контексте, показывают, что происходящие в переходный период изменения в психике человека не исчерпываются кризисом системы отношений, а обусловлены логикой его содержательного развития.

В этот период возникают новообразования, связанные со сферой самосознания: практическое сознание (В.В. Давыдов), чувство взрослости (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), образ взрослости (О.В. Курышева), рефлексивное отношение к себе и своим возможностям (К.Н. Поливанова), субъектная позиция (Л.Б. Слугина), определение своего места во взрослом мире, формирование социально ответственного поведения (Р. Хавигхерст) и т.д.

Эти новообразования связаны с определённой областью самосознания – возрастным самосознанием, на основе которого осуществляется:

1. Осознание отношения к месту своего нахождения на отрезке возрастного континуума между детством и взрослостью.

2. Осознание системы внутренних ресурсов, необходимых для решения задач, связанных с взрослением.

3. Осознание включённости в ситуацию взросления и формирование отношения к себе как субъекту возрастного развития.

Наше исследование было посвящено анализу содержания самосознания субъектов, находящихся на двух кризисных этапах онтогенетического развития: на этапе перехода от младшего школьного – к подростковому периоду развития и на этапе кризиса юности. Представленность в исследовании младших подростков и респондентов раннего юношеского возраста позволила выделить типические и вариативные характеристики в самосознании в зависимости от этапа возрастного кризиса и определить направления психологической помощи и поддержки подросткам и юношам в переломные моменты развития.

При анализе мы опирались на структуру и содержание возрастного самосознания, выделенную Л.В. Тимашевой [7].

Сбор эмпирического материала осуществлялся с помощью следующих методов и методик:

7. Методика цветовых метафор И.Л. Соломина для выявления отношения к субъективному времени жизни.

В исследовании участвовали 326 младших подростков, обучающихся в муниципальных школах г. Волжского Волгоградской области и 269 студентов первых курсов Волжского института экономики, педагогики и права.

Структура и содержание возрастного самосознания

Выделение себя из возрастного континуума и осознание степени своей взрослости, понимание своего места на возрастном этапе

Осознание ситуации взросления. Представление о себе как субъекте возрастного развития

Эмоционально-ценностное отношение к себе как субъекту возрастного развития

Опробование меры своих возможностей осуществлять новую форму взрослых отношений с окружающими (действия-пробы)

Осознание собственных действий по решению задач взросления. Определение перспективы взросления

Сравнительный анализ полученных данных осуществлялся по следующим критериям:

1. Характеристики возрастной субъектности.

2. Доминирующий предмет переживаний, представленный в самосознании.

3. Временная направленность самосознания.

Результаты исследования позволили выделить следующие типические характеристики самосознания в обеих возрастных группах:

1. Младший подростковый и ранний юношеский возраст являются психологическим пространством перехода от детства к взрослости, в котором субъект решает задачи развития, связанные с взрослением.

2. Осознание себя как субъекта возрастного развития определяется тем, что в момент кризиса субъектность развития становится особым предметом переживания.

3. Изменения в самосознании взрослеющего субъекта связаны с временной направленностью самосознания, обусловленной отношением к своему прошлому, настоящему и будущему.

Анализ также позволил определить особенности возрастного самосознания на каждом из кризисных периодов.

По результатам эмпирического исследования были определены основные направления и средства психологической работы с субъектами возрастного развития в зависимости от особенностей возрастного самосознания.

Вариативные характеристики самосознания

Характеристики возрастной субъектности

Возникает новая возрастная позиция, занимая которую младший подросток начинает инициировать собственное изменение

Субъектность проявляется в ориентации на создаваемые личностью жизненные планы (вначале в воображении, потом в реальных жизненных условиях)

Усиливается субъектная активность в областях, дающих возможность продемонстрировать свою умелость окружающим

На основе интеграции требований, идущих из разных сфер жизнедеятельности, активизируется потребность в поиске смысла своего существования

В самосознании складываются когнитивно оформленные знания о себе как субъекте, способном (или неспособном) решать задачи собственного взросления

В самосознании складываются когнитивно оформленные жизненные планы, которые соответствуют вырабатываемой концепции жизни

Новые задачи развития – формирование целостной идентичности, осознание своего места в пространстве возрастного континуума, внутренних ресурсов, необходимых для решения возрастных задач

Новые задачи развития – принятие ответственности за результаты своей жизнедеятельности, построение жизненных планов, проектирование среднего этапа жизни

Предметом переживания становится отношение к себе с точки зрения своей похожести (или непохожести) на идеальные модели взрослости

Предметом переживания становятся размышления о себе и своем жизненном предназначении

Временная направленность самосознания

В переживаниях по поводу прошлого этапа развития доминируют положительно окрашенные воспоминания о реальных или идеализированных событиях прошлого

Переживания по поводу субъективного прошлого связаны с отдаленными событиями детства

В настоящем чувствуют себя противоречиво

Формируется осознанный образ настоящего в субъективном времени

Начинают осознавать временную протяжённость своего Я. Появляется дифференцированное отношение к результату предшествующего этапа развития, к перспективе своего развития в будущем, а также появляется готовность обсуждать и сравнивать себя в разных временных проекциях своей жизни.

Будущее идеализируется в мечтах, затем постепенно оно кристаллизируется в конкретных ситуациях, появляется новое видение изменившегося себя, начинают оформляться планы на будущее

Развивается конструктивное отношение к будущему, появляется способность оперировать категориями будущего.

Образ будущего связан с жизненными целями. Испытывают трудность в совмещении того, что называется ближней и дальней временной перспективой, первая из которых охватывает непосредственно сегодняшнюю и завтрашнюю деятельность и цели, а вторая – долгосрочные жизненные планы

Появившееся новое видение себя в разных временных периодах актуализирует потребность в самоизменении и саморазвитии

Развивается способность к прогнозированию, что определяет изменение отношения к будущему и способствует расширению временной перспективы сознания. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами и намерениями на будущее

Для младших подростков целесообразно использование стратегии формирующих воздействий, основанной на принципах комплементарной деятельности. С одной стороны, это предполагает доформирование таких новообразований предыдущего этапа развития, как умение анализировать и планировать свои действия в различных учебных и жизненных ситуациях, рефлексия своих возможностей, способностей и индивидуальных особенностей, осознание различных сторон своей компетентности. С другой стороны, предполагается формирование позитивного представления подростков о себе и отношения к себе как к субъектам развития в переходный период, а также осознание и принятие перспективы собственного взросления [7]. Условием успешного становления представления о себе как субъекте возрастного развития является восприятие младшим подростком непрерывности собственного Я в сочетании с позитивным отношением к предшествующему, настоящему и будущему этапам своего развития [1].

Так как на этапе ранней юности субъектность проявляется в ориентации на создаваемые личностью жизненные планы [5], то для юношей и девушек целесообразно применять технологию проектирования будущего, которая направлена на решение следующих задач [4]:

– создание условий для осознания собственных желаний и стоящих за ними ценностей и смысла жизни;

– осознание свободы и ответственности за собственные выборы;

– анализ наличной ситуации и личностных ресурсов по изменению ее в соответствии с целью;

– знакомство с психотехнологиями постановки целей и техниками тайм-менеджмента;

– развитие проектного мышления и воображения [2].

Технология проектирования будущего направлена на формирование позитивного отношения к своему будущему, гармоничного отношения к своему субъективному времени (когда прошлое, настоящее и будущее преемственно связаны), осознанного образа будущего в субъективном настоящем. Методическое обеспечение технологии проектирования будущего в юношеском возрасте предполагает работу по трем временным векторам: работу с субъективным прошлым, субъективным настоящим и субъективным будущим. В соответствии с этими векторами возможно применение следующих методов работы [3].

– Работа с прошлым – психоанализ, транзактный анализ, индивидуальная психотерапия А. Адлера, психосинтез – осознание жизненного стиля, очищение сознания от старых стереотипов, когнитивная психотерапия как осознание собственных неадаптивных стереотипов поведения и мышления.

– Работа с настоящим – гештальттерапия для осознания эмоционального состояния; техники тайм-менеджмента (Г.С. Альтшуллер, Г.А. Архангельский, А.К. Гастев, Й. Зайверт, А.А. Любищев, Ф. Тейлор) для построения конкретных планов действий, организации своего времени, контроля за исполнением действий; НЛП, психосинтез – работа с ресурсами.

– Работа с будущим – реориентация жизненного стиля А. Адлера, авторские модели Ш. Гавайн, Дж. Рейнуотер для поиска смыслов, ценностей, поддержания веры, построения образов будущего.

Рецензенты:

Черемисова И.В., д.псх.н., доцент, зав. кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО ВГАФК, г. Волгоград;

Изменения в самосознании составляют основные новообразования в психике подростка, который начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения в структуре ктуру личности подростка предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Происходит переориентация с норм и ценностей детского св и ту на взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль в овладении ребенком позицией взрослого (Д. И. Фельдштейнейн).

Подросток не сразу осознает изменения в своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, что в проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы подросток был однозначно уверенным в свои и взрослости. Он осознает, что не совсем еще взрослый, у него есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживанийивань.

Чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении подростков. Взрослость субъективно связывается подростком не так с подражанием, как по вхождению ям в мир взрослых (Д. И. Фельдштейн). Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужественного ость, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позициицією.

Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях со взрослыми, так и с ро овесникамы. Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для подростка особую значимость. Там он может в полной мере ощущать себя взрослым - самостоятельный и независимыйжним.

Подросток осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям о окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению (Н. И. Гуткина). Поэтому ведущая функция самосознания подростка-социально-регуляторныхторна.

Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом

Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценки поведут инки и деятельности учащегося. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышенные. Такие подростки склонны к. Афек-тов - эмоциональных взрывов, в частности, когда учитель ставит ему оценки, ниже с а ожидаемые время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. При психологически неправильном оценке учителем деятельности подростков в последних возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценок. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельно вйності.

Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека - сначала внешние, а затем внутренние

Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе е ровесников, то боится выглядеть"на высоте", у него возникает робость, неуверенностьевпевненість.

Для подросткового возраста свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой волі.

Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей

Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:

- подросток начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений;

- центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым;

- ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение;

- ведущая функция самосознания подростка - социально-регуляторная;

- для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания

Читайте также: