Самосознание как психологическое новообразование в подростковом возрасте

Изменения в самосознании составляют основные новообразования в психике подростка, который начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения в структуре ктуру личности подростка предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Происходит переориентация с норм и ценностей детского св и ту на взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль в овладении ребенком позицией взрослого (Д. И. Фельдштейнейн).

Подросток не сразу осознает изменения в своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, что в проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы подросток был однозначно уверенным в свои и взрослости. Он осознает, что не совсем еще взрослый, у него есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживанийивань.

Чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении подростков. Взрослость субъективно связывается подростком не так с подражанием, как по вхождению ям в мир взрослых (Д. И. Фельдштейн). Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужественного ость, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позициицією.

Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях со взрослыми, так и с ро овесникамы. Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для подростка особую значимость. Там он может в полной мере ощущать себя взрослым - самостоятельный и независимыйжним.

Подросток осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям о окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению (Н. И. Гуткина). Поэтому ведущая функция самосознания подростка-социально-регуляторныхторна.

Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом

Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценки поведут инки и деятельности учащегося. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышенные. Такие подростки склонны к. Афек-тов - эмоциональных взрывов, в частности, когда учитель ставит ему оценки, ниже с а ожидаемые время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. При психологически неправильном оценке учителем деятельности подростков в последних возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценок. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельно вйності.

Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека - сначала внешние, а затем внутренние

Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе е ровесников, то боится выглядеть"на высоте", у него возникает робость, неуверенностьевпевненість.

Для подросткового возраста свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой волі.

Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей

Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:

- подросток начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений;

- центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым;

- ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение;

- ведущая функция самосознания подростка - социально-регуляторная;

- для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания

Развитие социального поведения младшего школьника

К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объёму. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.Л.С. Выготский указывал, что в школьный возраст ребёнок вступает с относительно слабой функцией интеллекта.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. У младших школьников складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения . Младший школьный возраст предоставляет больше возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное огромный авторитет, которым пользуется учитель. В этом возрасте, оставив семью, ребёнок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря. Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьёзные дела для семьи, узнаёт школьный распорядок. Но, освоив законы "общежития", он пытается их нарушить, но искренне раскаивается в своих поступках. Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любят игры, ответственно относятся к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.

Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений.

подростка исходя только из внешних по отношению к психическому развитию факторов, являются недостаточно адекватными. Факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо. Они включаются в сам процесс развития, становясь внутренними компонентами возникающих при этом психологических новообразований . С этой точки зрения, никакая теория подросткового возраста не может быть построена на основе учета какого-либо одного фактора. Подростковый возраст, по словам Л.С.Выготского, не может быть охвачен одной формулой. Для этого должны быть изучены внутренние движущие силы и противоречия, присущие данному этапу психического развития, и проанализировано то центральное системное новообразование , которое выполняет интегративную функцию и позволяет понять весь симптомокомплекс подросткового возраста, природу происходящего здесь кризиса и его феноменологию.

Новообразованием критической фазы подросткового возраста, ярким свидетельством того, что отрочество началось, является так называемое "чувство взрослости" - особая форма отроческого самосознания . Заметим, что этот психологический симптом начала подросткового возраста не совпадает во времени с физиологическими симптомами: чувство взрослости может возникнуть много раньше полового созревания. Чувство взрослости, по определению Д.Б.Эльконина, есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

Другое важное явление, определяющее формирование самосознания подростка , - эгоцентризм. Давид Эткинд экспериментально показал поведенческие основания подросткового эгоцентризма. Подростки преодолевают "житейский" наивный эгоцентризм детей более младшего возраста, которые собственную точку зрения считают единственно возможной по той простой причине, что не отличают свой взгляд на некий факт от самого факта и не ведают о существовании, возможности посмотреть на этот же факт иначе. Подростки же, напротив, захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения на один весьма увлекательный факт - факт собственного уникально-неповторимого существования. Но при этом подростки впадают в новую форму поглощенности собственной точкой зрения.

Изменения в самосознании составляют основные новообразования в психике подростка, который начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений. Глубокие изменения в структуре личности подростка предопределяют его особую чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Происходит переориентация с норм и ценностей детского мира во взрослый, выработка личностных образований, которые играют решающую роль в овладении ребенком позицией взрослого (Д.И. Фельдштейн).

Подросток не сразу осознает изменения в своих переживаниях и поведении как проявления взрослости. К концу подросткового возраста возникает центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым. При этом чувство взрослости характеризуется противоречивостью. Оно не могло бы быть достаточно сильным, если бы подросток был однозначно уверен в своей взрослости. Он осознает, что не совсем еще взрослый, у него есть много детских черт. Однако он ожидает от окружающих поддержки своего стремления, понимание своих сложных переживаний.

Чувство взрослости не сводится к желанию подражать взрослым, хотя это действительно случается в поведении подростков. Взрослость субъективно связывается подростком не так с подражанием, как с вхождением в мир взрослых (Д.И. Фельдштейн). Подросток пытается занять место взрослого в системе реальных отношений между людьми, поэтому для него внешние атрибуты взрослости (самостоятельность, независимость, мужество, смелость, одежда) важны, прежде всего, в связи с этим социальной позицией.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: с одной стороны, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, с другой - наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая негативная отдельная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер.

В конце подросткового возраста происходит изменение самооценки постепенно самооценка, заимствованная у взрослых, меняется самооценка, которая возникает как стремление к самовыражения, самоутверждения, самореализации, самовоспитания.

Нравственное развитие характеризуется наличием противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенным максимализмом требований; сдвигом оценки отдельного поступка на личность в целом.

Ж. Пиаже обнаружил, что в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашенные, личностно значимые).

В подростковом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка. В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, проанализирован и обобщен с точки зрения моральных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новым взрослым позиций.

Формируется нравственный мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии ведет к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.

Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли. Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.

Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение. Он отмечается такими качествами, как положительная эмоциональная окрашенность, доверчивость, равноправие его участников. Общение такого качества может разворачиваться, как в отношениях со взрослыми, так и со сверстниками. Однако в реальности взрослый гораздо хуже готов к общению такого качества, чем ровесник. Вот почему общение с ровесниками приобретает для подростка особую значимость. Там он может в полной мере чувствовать себя взрослым - самостоятельным и независимым.

Подросток осознает свое право на уважение, самостоятельность, доверие со стороны окружающих. У него возникает интерес к индивидуальности, размышления о себе. Источником интереса является стремление соответствовать требованиям окружающих, осознать свои недостатки, мешающие общению (Н.И. Гуткина). Поэтому ведущая функция самосознания подростка Социально-регуляторная.

Развитие самосознания подростка особенно интенсивно происходит в процессе общения и взаимодействия со сверстниками, которые выступают объектом сравнения и образцом.

Другим важным фактором развития самосознания является учебная деятельность. Подросток лучше осознает свои свойства, связанные с обучением, в процессе которого происходит систематическое оценки поведения и деятельности ученика. Часто самооценка положительных качеств и уровень притязаний подростка завышены. Такие подростки склонны к аффектам - эмоциональным взрывам, в частности, когда учитель ставит ему оценки, ниже ожидаемых. Время, ученики очень быстро откликаются на доброжелательные обращения, на положительные оценки учителя. При психологически неправильном оценке учителем деятельности подростков в последних возникают недоверие, обидчивость, повышенная чувствительность к любым оценок. Подростки остро нуждаются доброжелательной и тактичной поддержки со стороны взрослых, которая помогала воплощать их стремление к самостоятельности.

Подростки адекватно оценивают других, чем себя, ориентированные на положительные качества окружающих. Постепенно они учатся тонко выделять личностные черты человека - сначала внешние, а затем внутренние.

Подростки преувеличенно чувствительны к критике со стороны ровесников. Наиболее важные для них высокая оценка и доброе отношение товарищей, их одобрение. Если подросток не уверен в положительном отношении к себе ровесников, то боится выглядеть "на высоте", у него возникает робость, неуверенность.

Для подросткового возраста свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания, попытки управления собственным поведением. Подросток принимает решение воспитать у себя определенную черту, или избавиться какой-то из них, однако реализовать свое решение ему не всегда удается, поскольку еще нет развитой воли (Крайг Г., 2005).

Детские мечты о будущем у подростка изменяются размышлениями о нем с учетом своих возможностей.

Заключение о самосознании как новообразования личности подростка:

- Подросток начинает осознавать себя как личность - члена общества и участника межличностных отношений;

- Центральное новообразование в самосознании подростка - чувство взрослости, проявляющаяся в стремлении быть и считаться взрослым;

- Ведущей деятельностью, в которой формируется центральное новообразование личности подростка, выступает интимно-личностное общение;

- Ведущая функция самосознания подростка - социально-регуляторная;

- Для подростка свойственно стремление к преодолению своих недостатков, в связи с которым возникает самовоспитания.

Итак, централь­ным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение унего представления о том, что он уже не ребенок (чувство взрослости). Рождаяськак смутное чувство, это представление укрепляется и начинает проявляться в поведенииподросткав форместремления быть и считаться взрослым: подросток отвергает свою принадлежность к детям, хотя у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости.

Такие образом, противоречие между потребностью в признании взрос­лым со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом рождает активные попытки подростка всеми силами доказать то, что он уже не ребенок. Названное противоречие составляет психологическое основание подросткового возраста как нормативного кризиса с его сложными поведенческими проявлениями. Кульминационная точка подросткового кризиса независимости часто приходится на возраст 13 лет, когда в поведении подростков наиболее выражены такие проявления, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, непривычно ревностное отношение к собственности (например, требование не трогать его вещи и т.д.)

Вначале привлекательными для подростка могут стать главным образом внешние проявления взрос­лости, поскольку в них наиболее зримо выступают отличи­тельные черты внешнего облика и манеры поведения взрослых и их преимущества по сравнению с детьми (курение, игра в карты, упот­ребление вина, специфический лексикон, взрослая мода в одежде, прическах, косметика, украшения, приемы кокет­ства, способы отдыха, развлечений, ухаживания и т. п.). Сига­рета в руке мальчишки делает его взрослым в собственных гла­зах и, как ему кажется, в представлении окружающих. Подражание взрослым также часто проявляется в особой заботе о привлекательности своей внешности, в стремлении подо­гнать свой облик под образцы моды, особенно у девочек.

Подростковый возраст предполагает постепенное развитие взрослости как готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как равноценного и равноправного участника. Следует различать объективную взрослость как объективную готовность принять права и обязанности взрослого члена общества и субъективную готовность как часто неосознанное отношение к себе как ко взрослому (чувство взрослости) и тенденцию взрослости. Возникновение чувства взрослости напрямую не связано с половым созреванием, а определяется тем, какое значение придаст ему сам подросток. Д.Б.Эльконин выделяет различные виды взрослости:

- социо-моральную взрослость как участие в заботе о семье, близость и дружеские отношения со взрослым, автономия и готовность к отстаиванию своих морально-этических убеждений и принципов, поступков и взглядов;

- взрослость в интеллектуальной деятельности как элементы самообразования, интеллектуальные увлечения и ценности;

- внешнюю взрослость – романтические отношения со сверстниками, характер развлечений, взрослость во внешнем облике и манере поведения.

Очевидно, что продуктивными с точки зрения решения задач развития будут социо-моральная и интеллектуальная взрослость. Показателями чувства взрослости являются требование подростка, чтобы к нему относились как к взрослому; стремление к самостоятельности и автономии; наличие собственной линии поведения. Условиями формирования чувства взрослости являются сфера, содержание и характере самостоятельности подростка; отношение взрослых к подростку и его самостоятельности (поощрение или ограничение); отношения со сверстниками.

Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личное общение со сверстниками, основным содержанием которой выступает установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью в ее уникальности и своеобразии. Интимно-личное общение определяется морально-этическими нормами и строятся на основе доверия, полного уважения и равноправия и общности внутренней жизни.

Происходящие в начале подросткового возраста процессы разви­тия определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний и требований к отноше­ниям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. В результате общение со сверстниками выходит за пределы учебной дея­тельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, об­ласти отношений и выделяется в самостоятельную жизнь, которая приобретает для подростка очень боль­шую ценность. По своей психологической роли общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростка, отодвига­я на второй план, как учение, так и общение с родными.

Стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстни­ками, желание "быть в группе" и иметь близких друзей сочетается с не менее сильным желаниембыть принятым, признанным, уважаемым в своейгруппе. Невозможность удовлетворить эту важнейшую потребность (например, из-за не сложившихся отношений с одноклассниками, потери близкого друга или разрушения дружбы) порождает тяжелые переживания и расце­нивается как личная драма. Переживание одиночества тяжко и невы­носимо для подростка. По этой причине неблагополучие в отношениях с одно­классниками толкает его на поиск друзей за пре­делами школы.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых (паясничанье). Вызывающее поведение подростков нередко бывает связано с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.

Заинтересованность подростка в уважении и признании сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам. Заме­чания, недовольства и обиды друзей заставляют его заду­маться о причинах этого, по­могают увидеть и осознать собственные недостатки, что способствует развитию очень важной для общения способности - умения ориен­тироваться на требования сверстников, учитывать их. Отсутствие такого умения расценивается как инфанти­лизм.

Отношения между мальчиками и девочками также претерпевают существенные изменения в подростковом периоде. Появляется острый интерес друг к другу, желание нравиться, а в связи с этим — интерес к соб­ственной внешности, забота о привлекательности. В физиче­ском развитии и половом созревании девочки обгоняют маль­чиков: в 11-12 лет некоторые девочки выше и крупнее мальчиков. Низкорослость может быть предметом неприятных переживаний мальчика, источником чувства неполноценности. Подобные переживания могут быть и у девочки, которая обо­гнала своих одноклассников в росте. У подростков в общении девочек и мальчиков теряется непосредственность, появляется ско­ванность, интерес друг к другу может сосуществовать с обособленно­стью мальчиков и девочек. В 12-13 лет возникают взаимные симпатии, а позднее и собственно романтические отношения, которые вначале могут развиваться по типу товарищеских, когда есть какая-то содер­жательная основа в виде общих занятий или увлечений, а при отсутствии этого основное место могут занимать посещение дискотек, кино и т.д. В последние десятилетия у значительного числа подростков отмечается более раннее начало половых связей, что во многом является результатом влияния средств массовой информации, активно влияющих на искусственную "сексуализацию" интересов детей и подростков.

Таким образом, большое значение обще­ния с близкими друзьями для развития лич­ности определяется тем, что это общение является практикой в овладении нормами особого типа отношений - личных, кото­рые специфичны именно для взрослых людей. Овладение нор­мами дружеских отношений составляет важнейшее приобретение ребенка в подростковом возрасте.

Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности. Следствием интенсивной внутренней работы самоисследования становится повышенный интерес к себе, своим чувствам, переживаниям, способностям, нередко фиксация на себе, находящая отражение в явлении личностного эгоцентризма.

Постановка этого вопроса - закономерный результат всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это должна быть информация объекта о самом себе, т.е самосознание.

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытиесвоего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного "я". Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры образ Я в целом - степень его дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.

В ранней юности происходит постепенная смена "предметных" компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего "я". Юноша привыкает к своей внешности , формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства "я" - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа Я последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности - абстрагирования [7, с. 59].

Юность особенно чувствительна к "внутренним", психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит "внешний" событийный контекст.

Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.. Юношеское "я" еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

До подросткового возраста свои отличия от других привлекали внимание ребенка только в исключительных, конфликтных обстоятельствах. Его "я" практически сводится к сумме его идентификаций с разными значимыми другими людьми. У подростка и юноши положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества [18, с. 74].

Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.

Одним из основных механизмов самопознания подростков или юношей самого себя, своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. другие люди. Метод семантического дифференциала (специальный метод исследования субъективных систем значений путем анализа ассоциаций, вызываемых у испытуемых определенным набором полярных прилагательных) фиксирует главным образом количественные различия. Когда этот метод был применен в сравнительно-возрастном исследовании образов "Я" большой группы школьников 12-17,5 лет, возрастная динамика так же была незначительной. Возможно, сдвиги в юношеском образе "Я" заключаются не столь в количественной оценке своих черт, уже достигших достаточно высокой стабильности, которая может дополнительно усиливаться иллюзией собственного постоянства, а в постановках новых вопросов о себе. Думается, что дело обстоит именно так [20, с. 90].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогаю им в этом родители, сверстники и окружающая действительность.

Юность располагается на ступени развития, которая называется персонализация. Данное слово, соединяющее в себе значение "личины" (роли, маски) и духовного "Лика", акцентирует, с одной стороны, важнейший момент личностного развития — появление способности к самоопределению и саморазвитию (определению и развитию собственной самости), с другой — принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы от ближайшего социального окружения.

Юность на психологическом языке — это стабильный период развития; период самобытности, когда целый блок способностей предшествующего периода, субъектом которых в отрочестве была детско-взрослая общность, а вовсе — не отдельный ребенок, теперь должны стать собственными способностями молодого человека. Причем не только собственными по принадлежности, но главное — социально, индивидуально, профессионально и духовно ориентированными способностями, делающими его уместным, адекватным и успешным в пространстве культуры и во времени истории, в пространстве предстоящей собственной индивидуальности. Это главная задача образования в старшей школе (в интервале 14—18 лет).

Юность — завершающая стадия ступени персонализации.Поэтому основные результаты развития в этой стадии одновременно выступают как достижения всей ступени. Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.Процесс этот идет изнутри вовне: от открытия Я к практическому воплощению его в различных видах жизнедеятельности.

Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно — это и процессы формирования жизненной перспективы, и становления отношения к труду, и нравственного самосознания. В качестве главного результата самоопределения психологи выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Читайте также: