Рина зеленая рак чего


Рина Зеленая обладала искрометным чувством юмора, которое помогало ей на протяжении всей жизни. Она писала сценарии, озвучивала мультфильмы, играла небольшие второстепенные роли, которые запоминались зрителям благодаря броским репликам персонажей. Режиссеры не стеснялись просить помощи актрисы, ведь часть фраз для героев она придумала сама.

Вечно юная и веселая, Рина Зеленая не только смогла стать популярной, но и найти любовь. Однако судьба сыграла с ней злую шутку: артистка потеряла супруга после 40 лет брака, а в последние годы переехала жить в дом престарелых. По странному совпадению звезда комедии скончалась в День смеха, первого апреля 1991 года. В честь памятной даты мы вспомнили, что привело актрису к смерти среди чужих людей.


Знакомые актрисы говорили, что Рина Зеленая постоянно оказывалась в нелепых и запутанных ситуациях. Неразбериха началась с самого рождения Екатерины Васильевны, ведь точная дата ее появления на свет в первые годы ХХ века спорна. В новом паспорте Зеленой отметили 1901-й. Источники сходятся только в том, что путь звезды сцены начался в Ташкенте. Оттуда отца девочки перевели по службе в Москву, где его артистичная дочь окончила театральное училище.


БОРЬБА ЗА МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ



В дальнейшем многие остроумные реплики артистка сочиняла самостоятельно. Она часто гастролировала и не отказывалась даже от самых дальних поездок, серьезно относясь к профессии. Арктика, Берлин, Сахалин — это лишь немногие места, где побывала актриса.

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ


Впервые Рина Зеленая вышла замуж за юриста, будучи студенткой. Об этом браке мало известно, влюбленные вскоре расстались из-за несовпадения характеров и большой разницы в возрасте. Затем актриса закрутила роман с журналистом Михаилом Кольцовым. Но избранник часто ездил в командировки и был женат, артистка быстро осознала, что не готова разрушать семью и ждать чужого мужчину. Зато следующий ее союз оказался крепким и, как говорила звезда эпизодов, судьбоносным.


В браке с Топуридзе Рина Зеленая провела 40 лет, часто признаваясь, что нашла настоящее счастье. У них не было собственных детей, но пара воспитала двоих сыновей архитектора, а актриса сумела даже подружиться с первой супругой возлюбленного. У мужа был непростой характер, они с Зеленой ссорились по мелочам, а Константин Тихонович не умел признавать собственную вину. Но Екатерина Васильевна неизменно называла вспыльчивого избранника ангелом.

Зеленая и Топуридзе почти не расставались. Уезжая на гастроли, актриса отправляла мужу длинные письма. Гуляя, они трогательно держались за руки, не изменяя этой привычке и в старости. Но в 1969 году у Константина Тихоновича случился первый инфаркт. Когда его увезли в больницу, артистке стало дурно, у нее повредилась сетчатка глаза. Второго приступа восемь лет спустя супруг не перенес, и от горя Екатерина Васильевна почти ослепла.

ОДИНОЧЕСТВО ИЛИ ОТДЫХ ЗА ГОРОДОМ?


Несмотря на долгую семейную жизнь, Рина Зеленая так и не научилась готовить. Она была беспомощна в быту и не могла даже сварить кашу. Говорят, однажды актриса решила, что единственное, чем она способна помочь близким, — это переехать, чтобы не утруждать их. После смерти мужа у артистки остались родственники, с которыми она поддерживала отношения, но неоспоримым является факт пребывания звезды эпизода в доме престарелых.

Режиссер Игорь Масленников заявил на всю страну, что знаменитая актриса в конце жизни была одинока. Полтора года артистка жила в стенах Дома ветеранов кино. Родные Рины Зеленой опровергли слухи о бедственном положении звезды экрана. Племянница Зеленой Тамара Элиава настаивала на том, что проблемы с легкими не позволяли тете оставаться в пропитанной смогом Москве, а пансион в микрорайоне Матвеевское идеально ей подходил.


Актрису похоронили на Введенском кладбище в Москве рядом с супругом Константином Топуридзе. В памяти друзей и поклонников Рина Зеленая навсегда останется светлым человеком, не перестававшим шутить и радоваться каждому мигу насыщенной жизни.

Прекрасную актрису Рину Зеленую помнят не только представители старшего поколения, но и те дети, которые смотрели советские сказки. Женщина никогда не исполняла главных ролей, но при этом ее эпизоды были ярче, чем образы главных героев. К сожалению, в старости многие актеры остаются одинокими и больными. Не миновала эта участь и Рину Зеленую.

Счастливый брак

Первый брак актрисы продлился недолго. Ее супруг был намного старше ее самой. Очень быстро они перестали понимать друг друга, что привело к расставанию. Но при этом первый муж сохранил с Риной прекрасные отношения. Вторым супругом актрисы стал известный архитектор Константин Топуридзе. Рина очень любила мужа. Их брак был очень счастливым.


Детские годы актрисы нельзя назвать счастливыми. В их семье не принято было демонстрировать чувства. Между мамой и отцом вообще не было любви. Да и к собственным детям они относились холодно. Наверное, поэтому Зеленая всегда мечтала о семье и любви. С Топуридзе Рина прожила счастливых сорок лет. Она воспитала двух сыновей мужа. А вот собственных детей у нее так и не было.

Несмотря на долгие годы брака, актриса так и не научилась элементарным бытовым вещам. Она даже не умела приготовит кашу. Всем в доме занималась сестра Константина.

Добрая душа

Константин был младше супруги всего на четыре года. Однако умер он раньше нее. Причиной раннего ухода стал второй инфаркт. Актриса очень любила мужа, поэтому долго не могла оправиться после его смерти. Рина Зеленая не осталась одна. У нее были друзья и приемные сыновья, которые боялись за нее после ухода отца. Актриса всегда отличалась добрым сердцем. Она старалась всячески помочь всем знакомым. Некоторым друзьям Рина даже выхлопотала квартиры.


Актриса всегда отдавала больше, чем брала. Ей суждено было прожить долгую жизнь. Но последние годы она провела в доме престарелых, где доживали последние годы немолодые работники искусства. Женщина не хотела обременять родню, поэтому сознательно выбрала это место. В последние годы она совсем плохо видела, поскольку страдала от астигматизма. К тому же она так и не оправилась от перелома шейки бедра, поэтому плохо ходила.


Мало кто знает о том, что долгие годы Рина Зеленая страдала от рака. Впервые недуг у нее обнаружили еще в конце шестидесятых годов. Но актриса никогда об этом не говорила. Поклонникам стало известно об этом только после смерти женщины.

Жизнь в доме престарелых

Актриса до самой смерти оставалась все той же наивной девочкой, что и в юные годы. Несмотря на все проблемы со здоровьем, Рина старалась оставаться веселой и жизнерадостной.

Знакомые удивлялись тому, откуда в ней столько жизненной энергии. Актриса весьма иронично относилась к себе и своим наградам. Друзья интересовали у нее, почему ей не дали звание народной артистки. Однажды Рина пошутила, что ей дадут звание за сорок минут до смерти, поскольку она никогда не играла главных ролей, ведь ей доставались только эпизоды. Слова женщины оказались пророческими. Она ушла из жизни в тот день, когда Горбачев подписал указ о присвоении ей звания народной артистки.

Вместо послесловия

Рина Зеленая навсегда останется для зрителей замечательной миссис Хадсон, образ которой стал последней работой актрисы в кино. Женщина много работала в сфере озвучивания мультфильмов и кино. Ее жизнерадостный и веселый нрав позволил ей до конца жизни оставаться настоящим ребенком. А может, она просто хотела такой казаться? Ведь никому не известно, что творилось в душе актрисы в последние годы жизни, когда вокруг было так мало радостного. Рину раздражала старость, что и понятно, ведь ее здоровье сильно пошатнулось.


И все-таки актриса прожила долгую и яркую жизнь, благодаря ее ролям о ней нескоро забудут.


Рине Зеленой исполнилось бы 100 лет. Официально. На самом деле, это не совсем так. Годик в официальной биографии она себе все-таки убавила — по свидетельствам родных, родилась в 1901-м. Простительный каприз женщины. А может быть, неосознанное желание быть поближе к детству, которое стало для Зеленой смысловым центром ее творчества. Она никогда не торопилась взрослеть. В начале восьмидесятых по бульварам, окружавшим московскую улицу Герцена (нынешнюю Большую Никитскую), любила прогуливаться невысокая пожилая дама. Редкие прохожие почти не обращали на нее внимания, и лишь когда мальчишки начинали кричать: "Смотрите, черепаха Тортила идет!", становилось понятно, что одинокая дама — Рина ЗЕЛЕНАЯ.


Имя на афише

Она обожала пешеходные прогулки по бульварам. "Я могла бы быть неплохим экскурсоводом по старинной Москве. Зарабатывала бы хорошие деньги рассказом о том, что располагалось в том или ином доме в годы революции", — говорила актриса друзьям. Правда, со временем вспоминать о многочисленных ночных кабаре, которыми так славилась столица в начале века, она разлюбила. "Иначе все подумают, что мне уже тысяча лет", — шутила Екатерина Васильевна.

Да-да, именно так звали всенародную любимицу. Хотя почему-то многие считали, что не имя, а необычная фамилия была ее псевдонимом. "Люди часто интересуются моей фамилией, — вспоминала актриса. — Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал. Отец рассказывал мне, что в годы революции его вызывали куда-то, чтобы уточнить обстоятельства его деятельности как градоначальника Одессы и узнать, почему он не указывает этого факта в анкетах. Отец сообщил, что никогда не бывал в Одессе до революции и ему не привелось быть градоначальником.

- Как вы можете это доказать? — спросили его.

- Может быть, доказательством служит то, — ответил, подумав, отец, — что одесский градоначальник Зеленый давно умер, а я чувствую себя прекрасно".

Что же касается необычного имени, то его придумал художник, оформлявший афиши одного из кабаре, где выступала Зеленая. Полностью ее имя не помещалось на афишу, и поэтому было решено сократить первые пять букв. Так появилось ставшее знаменитым сочетание — Рина ЗЕЛЕНАЯ.

Путевка в жизнь

Зрители ее обожали. Приписывали ей даже "народные рецепты". Говорили, например: чтобы победить бессонницу, Рина Зеленая советовала считать до трех. Максимум до полчетвертого.

Своим остроумием и находчивостью Екатерина Васильевна была схожа с другой выдающейся актрисой — Фаиной Раневской. У двух великих актрис вообще много общего. И в первую очередь общепризнанный талант, так и оставшийся, по большому счету, не реализованным ни в театре, ни в кино. Однажды Никита Михалков, встретив Зеленую на улице, бросился перед ней на колени: "Богиня!" На что актриса отреагировала мгновенно: "Богиня, между прочим, абсолютно свободна. Снимайте же ее!" Режиссер, как водится, дал обещание, но так и не нашел случая, чтобы его выполнить.

Одной из последних работ Екатерины Васильевны в кино стал сериал о Шерлоке Холмсе. "Хотя об этой роли и говорить-то особо нечего, — сетовала актриса друзьям. — Вот если бы фильм назывался "Шерлок Холмс и миссис Хадсон" - это другое дело".

А начиналось все более чем хорошо. Сбежавшая от родителей из Ташкента в Москву молодая девушка шла по улице (ее страсть к прогулкам началась, как говорила она, почти одновременно с электрификацией страны) и увидела объявление о наборе в театральную студию. Зашла и, разумеется, поступила. Блистала какое-то время на столичных подмостках, а потом получила приглашение в кино. В знаменитом фильме "Путевка в жизнь" Зеленая сыграла большую роль дамочки, распевавшей блатные куплеты. Но, увы, пленка засветилась, и в картину вошел всего один эпизод, где Рина тонким голосом выводит: "Юбку новую порвали/ И подбили правый глаз./ Не ругай меня, мамаша./ Это было в первый раз!"

Сигнал к смеху

Кроме актерства и исполнения песен Зеленая великолепно владела словом. Написанный ею в соавторстве с Агнией Барто сценарий комедии "Подкидыш" - одно из лучших тому подтверждений. Кстати, именно в этом фильме Екатерина Васильевна встретилась с Фаиной Раневской, которую она называла сигналом к смеху. И реплику, раздражавшую Фаину Георгиевну всю жизнь: "Муля, не нервируй меня!", — сочинила именно Зеленая.

Слова же для своего персонажа — домработницы Ариши — она придумывала прямо на съемочной площадке. Когда от ее реплики: "Вчера вот тоже в 5-ю квартиру приходили воды напиться, а потом хватились — пианины нету" все — начиная с осветителей и заканчивая оператором — зашлись от смеха, Екатерина Васильевна недоверчиво переспросила: "Нет, это правда смешно, или вы меня утешаете?"

Позже придумывание смешных реплик для своих героев станет для Зеленой традицией. "У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?" - на полном серьезе произнесет ее персонаж в фильме Григория Александрова "Встреча на Эльбе". Тот же режиссер, снимая комедию "Весна", предложил актрисе. роль гримера, обозначенного в сценарии как "мужчина средних лет". Екатерина Васильевна, не раздумывая, согласилась сниматься и благодаря фразе "Такие губы сейчас не носят" запомнилась не меньше, чем Раневская с ее коронной "Красота — это страшная сила!"

Две женщины были дружны и, встречаясь, любили поболтать об общих знакомых, обсудить съемки того или иного фильма ("На вашем "Подкидыше", — говорила Раневская Зеленой, — во время съемок на Тверской у меня было чувство, что я моюсь в бане и туда пришла экскурсия сотрудников из Института гигиены труда и профзаболеваний".) И, разумеется, жаловались друг другу на отсутствие хороших ролей и частое безденежье. "Вот я умру, — сетовала Зеленая, — и никто так и не узнает, какой у меня был прекрасный вкус".

Хозяйка из нее была никакая. Во время концертных поездок на фронт не Зеленая помогала бойцам, а те пришивали ей оторвавшуюся пуговицу или ставили заплатки. А в дорогу собиралась Екатерина Васильевна вообще феноменально: складывала в чемодан первые попавшиеся вещи, уминала их коленкой, захлопывала крышку и ножницами обрезала все, что не вмещалось.

Мужем Рины Зеленой был архитектор Константин (Котэ — как она его называла) Топуридзе, автор фонтана "Дружба народов" на ВДНХ (нынешний ВВЦ). По воспоминаниям друзей, любила Зеленая его очень сильно. И прощала все. Одна из типичных сцен их семейной жизни выглядела так: Екатерина Васильевна за что-то обижалась на мужа, а тот, погодя минуту-другую, подходил к ней, гладил по голове и говорил: "Ну ладно, я тебя прощаю".

Хотя бывало и так, что то ли в шутку, то ли всерьез актриса вздыхала: "Нет, все-таки неправильно прожила я свою жизнь. Надо было мне замуж за кинорежиссера выходить".

Ее воображение и чувство юмора и в старости сохраняли сверхъестественную гальваническую подвижность — свидетельством тому может послужить дивная книга мемуаров "Разрозненные страницы". Как пела Тортилла в своем бессмертном "романсе": "Юный друг, всегда будь юным, ты взрослеть не торопись. " То, что исполнять его довелось именно Зеленой, — это больше, чем совпадение.

P. S. Кроме потрясающего чувства юмора актриса обладала и феноменальной памятью. В "больнице заслуженных большевиков", как тогда называлась клиника на шоссе Энтузиастов, она, не в состоянии встать, брала в постель телефон и часами набирала номера знакомых, прося навестить ее. Почти никто из них почему-то не приходил. Не верилось, что смешливой, всегда готовой к шутке, с неизменной улыбкой на лице женщине может быть одиноко? Или вспоминался эпизод из "Иностранки", где Зеленая говорила: "С места не сойду, пока не умру. А умру я не скоро!"? Увы, жизнь талантливой актрисы оказалась не такой веселой. Не стало Екатерины Васильевны 4 апреля 1991 года. Похоронена она на Введенском кладбище.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.



Катя Зеленая родилась в 1902 году, в Ташкенте, в многодетной семье. Ее отец был мелким чиновником, человеком рачительным и даже скупым. Совсем юная и до смешного добрая мама, по словам актрисы, совершенно не подходила отцу.

В 16 лет ее выдали замуж за взрослого и несимпатичного мужчину, которого она так и не смогла полюбить.

Теплоты не было между взрослыми, ее неоткуда было взять и детям. По словам Рины, и дети, и родители были как будто отрезаны друг от друга, не любили друг друга и не волновались друг за друга.

Жили небогато. Отец тщательно хранил свое скудное жалование, выдавая на хозяйство сущие копейки. Отчаянно торговался на рынке, покупал для детской одежды самые дешевые ткани. Маме не хватало. Чтобы на столе была еда, а дом сохранял тепло, ей приходилось продавать детские пальтишки и отрезы, приготовленные на новую форму мужа.

Однажды отца перевели в Москву. Чиновничьих детей устроили в престижные учебные заведения, и Екатерина попала в гимназию фон Дервиза. Там девочка сразу поняла свое отличие: дети обеспеченных господ все как один были дорого и по моде одеты, а она так и оставалась дочерью жадного и не очень богатого служаки.

Но выделялась она не только внешним видом. Девочка, привыкшая оставаться без присмотра, и совсем мало воспитываемая родителями, и в столице продолжала свою обычную жизнь. Лазала по деревьям, каталась на трамвае, зацепившись за подножку, шумела и устраивала хулиганские выходки.

Одесса


В последний год Катиной учебы отца снова перевели — на этот раз в Одессу. Он поехал один, но, как положено, прислал телеграмму с приглашением жене и детям. Мама дождалась, когда Катя окончит школу и, оставив двух других детей в Москве на учебе и работе, отправилась к мужу. Однако на месте выяснилось, что у папы новая семья.

Девушка оставалась веселой и непосредственной. Чтобы согреться перед сном выплясывала на ледяном полу пустой комнаты, которую удалось снять, страстные танцы. Но засыпала с тяжелой мыслью: надо искать занятие и начинать приносить домой копейку.

В своих интервью она будет рассказывать, что случайно увидела на дверях театрального училища объявление о наборе. Зашла и прочла приемной комиссии драматическое стихотворение, которое разучивала для школьного урока литературы.

Рассказывала так, что из драмы сложный стих быстро превратился в фарс, а профессора с первых строк рассмотрели явный комедийный талант абитуриентки. Из 80 человек тогда поступили только 22, фамилия Зеленая среди них, конечно, тоже была.


Имя сократилось как будто само собой — не влезло целиком в первую в жизни девушки афишу. Она не раздумывая отрезала первую часть Екатерины, получив звучное, удобное, а главное — не как у всех имя. С тех пор так и представлялась: Рина Зеленая.

А вот фамилия настоящая. Ее актриса унаследовала от отца, а вовсе не от тогдашнего губернатора Одессы, а ведь удачливой артистке приписывали именно такое родство.

Деятельность несколько отличалась от театра драмы, но за выступление артистов каждый вечер, не скупясь кормили. И местечко любили знаменитости. Актеры и режиссеры самых престижных театров забегали сюда после спектаклей поболтать и выпить.

Актриса


Драгоценный подарок (1956)

На этой сцене Рина в основном пела. Куплеты для комичной девушки сочиняли Матвей Блантер и Юрий Милютин, работали здесь и Марк Местечкин, и Игорь Ильинский, и Михаил Гаркави. Именно они медленно, но неотступно меняли программу кабаре, сделав, в конце концов из заведения с неясной концепцией настоящий театр комедии.

Детская


Жених с того света (1958)

Зал принял выступление овацией. С этой минуты Рину приглашали на подобные роли, у актрисы появилось много работы на радио. Дети из всех союзных республик писали ей длиннющие письма со своими мечтами и желаниями, а она с удовольствием впитывала непосредственный детский стиль, запоминала свойственные только малышам обороты и с удовольствием применяла новые знания в работе.

Женщина


Девушка без адреса (1957)

Говорили, что Зеленая никогда не стеснялась своих чувств и умела нравиться мужчинам. Замуж, как и мама, она вышла рано — в 18. Ее муж, адвокат Владимир Блюмельфельд, был намного старше. Рина понимала, что повторяет родительскую историю: не любит, не чувствует тепла, не хочет вкладываться в семью. Одну такую историю она уже знала, поэтому не стала тянуть и надеяться, а просто развелась с мужем.

Очень скоро очаровательная актриса влюбилась в журналиста Михаила Кольцова. Ее совершенно не смущало, что мужчина женат. Она уверенно появлялась с любимым в общественных местах, трогательно держа его за руку. Но Кольцов не спешил рвать отношения с законной супругой, а после страстного первого периода отношений, стал все чаще уезжать по работе, оставляя любовницу в одиночестве. После очередного долгого отсутствия Миши, она рубанула с плеча, разорвав эту связь.

Вместе они прожили сорок лет. Своих детей у Рины так и не случилось, зато до конца жизни она была в отличных отношениях с сыновьями Константина Тихоновича от прошлого брака и собственными племянниками.

Легкий характер


Дайте жалобную книгу (1965)

Она сильно сдала, когда у любимого Котэ случился первый инфаркт. В ту ночь у Рины подскочило давление за 200, от чего повредилась сетчатка глаза. Через восемь лет инфаркт повторился, но теперь скорая не понадобилась: Топуридзе умер.

Муж племянницы Рины Зеленой поведал Sobesednik.ru, какой она была в обычной жизни, и опроверг ложь о деталях ее смерти.

– Жили они бедно, – делится с нами Юрий Антонович. – Мама Наталья Федоровна продавала старьевщикам верхнюю одежду детей. Однажды выяснилось, что у кого-то были взяты деньги в долг и их нужно было отдать, а отец Екатерины на эти средства хотел сшить себе форму. Конечно, дело дошло до скандала.

Рина Зеленая в молодости (середина 1930-х годов) / kino-teatr.ru

В общем, мать Екатерины уехала на время в Петербург. Спустя год вернулась домой. И вроде все бы ничего, но только вот семьей такие отношения я бы не назвал. Маму Екатерины Наталью Федоровну выдали замуж в 16 лет за взрослого мужчину (инженера. – Авт.), к которому она не смогла привыкнуть. Знаете, молодой девочке было скучно с таким дядей (улыбается). Поэтому от нее можно было ожидать чего угодно.

Со своей будущей женой Тамарой Алексеевной Юрий Антонович познакомился в институте. Вместе они прожили около полувека. Два года назад ее не стало.

– Мы с моей будущей женой Тамарой учились в ГИТИСе: я – на актера, а она – на художника. Познакомились, долго общались, а потом я уехал из Москвы по семейным обстоятельствам и наша связь оборвалась. Спустя время вернулся и поступил на режиссерские курсы, и так получилось, что снова встретился с Тамарой. Мне тогда уже было за 30. У нас завязался роман. Я стал приходить за ней, провожать до дома и часто сталкивался с Екатериной Васильевной. Она все время куда-то бежала: то на выступление, то на съемки, поэтому у нас долго не получалось полноценного разговора, да она этого и не любила.

Хмелецкий прожил в браке с племянницей актрисы Тамарой Элиава около 50 лет / личный архив Юрия Хмелецкого

Несмотря на то, что Рина все время казалась веселой, таковой она не была, – вспоминает Юрий Антонович. – Только в обществе, на каких-то застольях, посиделках могла юморить. Она никогда не включала в себе ребенка, всегда по-взрослому вела беседу. Не была замкнутой. Просто любила побыть, скажем так, в себе. В то же время не была тихоней, всегда имела свое мнение. Рина обладала особой мудростью, никогда ни на что не жаловалась и ничего о себе не любила рассказывать. Стоит сказать, что она сама себя сделала. Ведь Рина была невысокого роста, не отличалась особой стройностью. Просто умела себя подать.

Во время разговора Юрий Антонович разозлился на себя, мол, почему он так и не рассказал о том, как Екатерина стала Риной.

– Совсем забыл! Ведь у читателей возникнут вопросы. Настоящее имя актрисы Екатерина. Это было очень давно, когда она еще начинала свою актерскую карьеру. На одной из афиш не поместилось полностью ее имя – Екатерина – поэтому она решила его сократить до Рины, собственно, так и осталась ею.

Уход Константина Тихоновича из жизни стал для актрисы сильнейшим ударом.

– Она начала резко стареть, ослепла. Ей даже сделали специальный бинокль для просмотра телевизора, но это ей не помогло. Она садилась впритык к экрану и разглядывала.

До Константина Топуридзе Екатерина Васильевна была замужем за юристом Владимиром Блюмфельдом.

– Ей исполнилось 18 лет, а он был достаточно взрослым мужчиной, старше ее на 15 лет. Он был спокойным, терпеливым, а Рина – живой, иногда даже взрывной. Прожили они недолго и разошлись, но сумели сохранить дружеские отношения. Знаете, я бы назвал Рину дипломатом в отношениях.

Многие актрисы по своей природе – модницы. Но Екатерина Васильевна таковой не была.

По словам Юрия Антоновича, актриса была обычным человеком и любила все самое простое.

– Ей очень нравились сухие осенние листья. Однажды позвонила мне и сказала, что нужно приехать. Подумал: может, что-то срочное. Оказалось, нужно было достать вазочку с листьями (высоко стояла), выложить их и поставить обратно. Представляете, я ехал ради этого через всю Москву. Но разве можно что-то не сделать ради Рины?! В быту она ничего не умела и была абсолютно неприхотлива, – продолжает вспоминать Юрий Хмелецкий. – Учиться готовить она не хотела. Единственное, что ей нужно было, так это уют и настольная лампа.

На закате лет Екатерину Зеленую практически не приглашали в кино.

Рина Зеленая и Константин Топуридзе / kino-teatr.ru

– Она не страдала по этому поводу, – рассказывает Юрий Хмелецкий. – Понимала, что сейчас для нее нет подходящего материала.

Последней ролью в кино для Зеленой стала миссис Хадсон (в фильме о приключениях Шерлока Холмса).

– Ее пригласил в кино режиссер Игорь Масленников, когда ей было 78 лет. Она ничего не рассказывала об этих съемках, да и о съемках вообще. Единственное, ей было неудобно целую съемочную смену находиться в узком корсете. Хочу отметить, что Рина сама умела превратить скучный сценарий в настоящее произведение искусства: дописывала фразы, даже могла добавить новых героев. Режиссеры ее эксплуатировали, потому что знали, что Зеленая все сделает за них. Бывало такое: она не хотела юморить, а ее заставляли это делать. Поэтому в фильмах есть кадры с совсем нелепым выражением лица.

– Все он наврал! – возмущается Хмелецкий. – Как он мог вообще такое сказать? Ведь часто бывал у нас, видел, как мы относимся к Рине. Я по первому зову провожал ее на съемки и встречал. Мы ее никуда не выгоняли. В последнее время она не могла жить в центре. Не хватало воздуха. Поэтому мы отвезли Рину за город, чтобы она отдохнула, в Дом творчества киноактеров в Матвеевское. И мы ее там не бросали, как выражался Масленников. Каждые две недели она приезжала домой, мы ее часто навещали и практически всегда были с ней.

В последнее время Екатерина Васильевна сильно болела: она перенесла онкологию, были проблемы с костями, перелом шейки бедра.

– Она стала немного ниже ростом и стеснялась этого. Понимала, что ей осталось недолго. Рина ничего не говорила на эту тему, но было видно по взгляду.

– Такое было. Она часто это повторяла. По иронии судьбы все так и произошло. В 1970 году она получила звание народной артистки РСФСР. Потом ей должны были присвоить звание народной артистки СССР, но тянули с этим. Когда об этом узнал Михаил Сергеевич Горбачев, то 1 апреля 1991 года подписал указ. К сожалению, Рина уже не узнала, что стала народной артисткой СССР. В три часа дня мне позвонили и сказали, что ее не стало. Поэтому указ отменили, так как посмертно звания не присваивают.

Екатерины Васильевны не стало 1 апреля 1991 года. Похоронили актрису на Введенском кладбище в Москве, рядом с ее мужем Константином Топуридзе, его сыновьями, тетей и племянницей Тамарой Элиава.

– Проводили Рину, как положено. Знаете, она не любила поминок и просила их не устраивать. Единственное, о чем она постоянно говорила – чтобы ее отпели по всем канонам. Мы так и сделали.

Читайте также: