Раке для хранения мощей

Почитание мощей святых свойственно христианству с древнейших времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников, пострадавших за веру. Эта традиция положила начало правилу: литургия всегда служится на святых мощах. Поэтому при освящении храма на его престол полагают антиминс - особый плат, в который зашита частица мощей святого.

Храм, где почивают мощи угодника Божия или их часть, становится местом особого почитания, паломничества верующих. Тела святых полагают в благолепно украшенные ковчеги либо, если они остаются под спудом (погребенными) - устраивают над ними торжественные надгробия. Создание ковчегов (рак для мощей) во все времена поручалось искусным мастерам; их убранство свидетельствует об уровне художественного и ювелирного искусства своего времени. Рака символизирует славу, которая осеняет угодника Божия в Небесном Царствии. Нередко ее убранство образным языком повествует и о земных подвигах того, кто упокоился в ней.

Как правило, рака представляет собой ковчег, внутри которого находится гроб с мощами святого. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к размерам человеческого тела.

Обратимся к современным образцам рак, выполненных для мощей святых. Их изготавливают как из металла, так и из дерева; применяются и различные сорта камня. Стилистику чаще используют древнерусскую. Как правило, раку - прямоугольный ковчег - располагают на помосте и украшают сенью, укрепленной на колоннах, так что ее пространство оказывается выделено из общего помещения.

Необычную форму имеет рака, вырезанная из дерева, для мощей праведного воина Феодора Ушакова, почивающих в Санаксарском мужском монастыре (Мордовия). Она выполнена в виде стилизованного корабля. Такое художественное решение указывает на житие этого угодника Божия, который был одним из лучших адмиралов Российского флота. В то же время форма корабля глубоко символична: она напоминает нам о значении Церкви Божией как корабля спасения, преодолевающего волны житейского моря и ведомого Премудрым Кормчим - Христом.

В XX веке это уникальное произведение церковного ювелирного искусства едва не погибло вместе со многими другими, переплавленными ради драгоценного металла, который отправляли за рубеж. Но нашлись люди, не побоявшиеся вступиться за историческую и культурную ценность.

На территории Турции, в г. Демре, сохранился храм, посвященный свт. Николаю Чудотворцу, где, до перенесения в Бари, почивали его мощи. Здесь можно увидеть древние саркофаги, в одном из которых и был погребен святитель. Базилика была возведена практически сразу после кончины свт. Николая, в IV столетии. На стенах храма сохранились фрагменты росписей и мозаик XI века.

На фреске, изображающей отцов I Вселенского Собора, можно увидеть изображение свт. Николая - вероятно, самое древнее и достоверное из существующих ныне.

Саркофаги, сохранившиеся в храме, выполнены из мрамора, которому резец мастера придал совершенные и символичные формы. Крышка саркофага, где, согласно предположению ученых, почивали мощи Святителя, покрыта узором в виде чешуи рыбы. Как известно, в древней Церкви рыба символизировала Христа.

Саркофаг украшают изображения голубей, напоминающие о явлении Святого Духа, а также оливковых ветвей, знаменующих собой мир и милость Божию. Миры Ликийские - город с древней историей.

В первые века нашей эры здесь, на окраине Римской империи, во множестве собирались последователи гонимой христианской веры.

В Мирах сохранился и древний амфитеатр, где устраивали представления с участием хищных зверей и где могли пострадать христианские мученики.

Другие названия: гробница для мощей

Что такое рака?

Материалы изготовления

Рака для святых мощей может быть изготовлена из дерева, камня, металла – от доступной латуни до драгоценного золота. Распространены деревянные раки, украшенные резьбой и чеканными металлическими накладками.

Конструкция

Как правило, рака представляет собой ковчег с крышкой, внутри которого находится гроб с мощами. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к параметрам человеческого тела.

Гроб, в котором почивают мощи, может иметь прозрачную или непроницаемую для взора крышку. В ней делают оконце в районе лика угодника Божия (а иногда также стоп и десницы), чтобы можно было приложиться непосредственно к мощам.

Ковчег обычно стоит на постаменте такой высоты, чтобы к раке было удобно прикладываться.

Над ракой нередко устраивают торжественно украшенную сень. Таким образом, сооружение становится неким подобием небольшой часовни, устроенной внутри храма.



Особенности оформления

Как правило, крышку раки с мощами святого украшает его изображение – иконописное или чеканное. На стенках раки чаще всего помещают сюжеты из жития угодника Божия, а также посвященные ему богослужебные тексты: тропарь, величание. На старинных раках нередко бывает можно прочесть указания на историю их создания: чьим иждивением и когда было изготовлено это сооружение.

Из истории


Почитание мощей угодников Божиих было присуще христианству с первых его времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников.

В более поздние времена рака, как правило, выполнялась из металла и украшалась чеканкой. На Синае, в монастыре св. Екатерины, находится рака для мощей великомученицы, пожертвованная в 1689 г. сестрой Петра I царевной Екатериной Алексеевной. Она представляет собой серебряный ларец, украшенный позолотой, а также чеканными изображениями и надписями. Подобные вместилища для святых останков угодников Божиих распространены в России и по сей день.

Рака для мощей блгв. князя Александра Невского, созданная по указанию императрицы Елизаветы Петровны и ныне пребывающая в Эрмитаже, представляет собой сложное сооружение, памятник искусства барокко. Ларь с мощами окружен скульптурной композицией, несущей не только религиозную, но и государственную символику.

Духовно-символическое значение

Рака символически указывает на ту славу, которую имеет святой в Царствии Небесном. Будучи местом пребывания тела угодника Божия, она становится его символическим жилищем, неким троном, к которому прибегают просящие его о заступничестве христиане. Поэтому раки для святых мощей практически всегда торжественно и с любовью украшали.

Серебряную раку весом почти в тонну большевики изъяли из Александро-Невской лавры в 1922 году. С тех пор она хранится в Эрмитаже. Но в последние годы церковь все настойчивее просит отдать драгоценность обратно. Музейщики против. Для них это в первую очередь шедевр ювелирного искусства. Кстати, именно они в свое время спасли его от уничтожения: народные комиссары видели в огромном саркофаге с балдахином в первую очередь девяносто пудов драгметалла, а не реликвию, представляющую огромную художественную ценность. И повелели переплавить раку. Лишь вмешательство тогдашнего директора Эрмитажа Сергея Тройницкого, руководителя Русского музея Николая Сычева и художника Александра Бенуа спасло экспонат от гибели.

До сих спор о раке для мощей Александра Невского проходил достаточно спокойно: стороны обменивались письмами, предложениями. Например, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский высказал компромиссную идею: оставить саркофаг в музее, а для Лавры сделать копию. РПЦ пока официально не откликнулась. А эксперты подсчитали, что стоимость работ составит пять миллионов долларов.

И тут в плавный ход дискуссии вмешался Алексей Коновалов со своим иском. Мол, если музейщики не хотят возвращать реликвию церкви по доброй воле, пусть это будет сделано принудительно. 7 февраля Дзержинский суд провел предварительное заседание. Посмотрел документы и назначил дату начала процесса: 15 февраля.

- Вообще-то рака, как и оклады икон, как и подсвечники или прочая утварь, никакой святыней не является, - сказал ученый-теолог Евгений Городецкий. – По любым канонам в раке нет ни малейшего сакрального содержания, так что прикладываться к ней имеет смысл только тогда, когда в ней хранятся мощи. Вот они - святыня, но останки Александра Невского как были в Лавре, так там и хранятся. Поэтому в мировой практике всевозможные раки, дарохранительницы, потиры, церковное облачение – это обычные экспонаты очень многих музеев, и ни у кого это не вызывает аллергии и не вызывает стремления к ним прикладываться и тем более им молиться.

- Перспективы положительного решения для истца довольно призрачны, - уверен юрист Сергей Ковалев . – Во-первых, непонятно, на каком основании именно он подал в суд. Если бы это сделала Московская патриархия или Петербургская епархия, это было бы логично: они претендуют на право собственности. При чем тут общественная организация – не ясно. Во-вторых, если обратиться к истории создания раки, то она была сделана на средства казны по приказу императрицы Елизаветы. Работали над ней светские художники, ювелиры, литейщики, чеканщики. То есть деньги были государственные и люди государственные, а не церковные. В то время это была нормальная практика. В двадцатые годы имущество было национализировано по законам того времени, уж таким, какими они были. Так что у Эрмитажа, на мой взгляд, сильные позиции для защиты.

Кроме того, Ковалев припомнил, что Алексей Коновалов судится далеко не впервые. Поводом для обращения к Фемиде были, например, постановление правительства о строительстве дамбы и выпуск некой фирмой не понравившихся истцу сувениров. Практически всегда он проигрывал, причем по самой позорной причине: из-за безграмотно составленных исков, в которых было много эмоций и мало аргументов.

- Думаю, так же будет и на этот раз, - усмехнулся юрист.

Святой благоверный князь Александр Невский был канонизирован в 1549 году. Тогда его мощи хранились во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I их перенесли в Петербург.

В 1746 году императрица Елизавета Петровна повелела изготовить серебряную раку для хранения мощей святого. Она была выполнена в форме саркофага с балдахином. За ним – пятиярусная пирамида с двумя фигурами ангелов.

В 1922 году рака была конфискована и выставлена в Эрмитаже на выставке ценностей, изъятых из церквей. Впоследствии почти все экспонаты были проданы за границу, но рака осталась.

Кстати

Рака для мощей Александра Невского находится в запасниках, в которых до 2005 года хранителем трудилась Лариса Завадская . Во время ревизии она скончалась, а вскоре руководство Эрмитажа объявило о недостаче около двухсот экспонатов. Виновным был признан муж Ларисы Николай. По данным следствия, вместе с супругой он похищал ценности и сбывал их в ломбардах и антикварных магазинах. В 2007 году Николай Завадский был приговорен к пяти годам лишения свободы.

"Рака, помещение для святых мощей" в книгах

Почитание мощей святых угодников Божиих Православные поклоняются мощам святых угодников на основании того, что в Писании тело названо храмом Духа Святого. По учению православной церкви, тело является не одеянием души или ее темницей, а одним из уровней человеческой

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Сии святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской [1]. Они были учениками апостола Андрея [2] и многих из варваров от почитания кумиров обратили к вере во Христа. За это они были схвачены и

Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января [1], в царствование Диоклитиана [2], в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их

О почитании святых мощей Почитая святых, переселившихся своими душами на небо, Православная Церковь вместе с этим чтит и их мощи, если Богу угодно бывает сохранить их в нетлении и прославить чудесами. Тела святых являются храмами Святого Духа. Они освящаются и

Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы Сии святые мученики происходили из северных стран, из земли варварской [1]. Они были учениками апостола Андрея [2] и многих из варваров от почитания кумиров обратили к вере во Христа. За это они были схвачены и

Перенесение честных мощей святых мучеников Кира и Иоанна Сии святые страстотерпцы, Кир и Иоанн, пострадали за имя Христово в 31 день месяца января [1], в царствование Диоклитиана [2], в городе Конопе, отстоящем от великого города Александрии на двенадцать поприщ. После их

Глава XV О почитании святых и их мощей Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн Богослов: елицы же прияша Его. даде им область чадом Божиим быти (Ин. 1, 12). Почему они уже не рабы, но сыны. Аще же сыны и наследницы:

Обретение святых мощей преподобного отца нашего Евдокима Ватопедского [257] Хранит Господь вся кости святых Своих (Пс. 33, 21), — так вещает божественный пророк Давид. А сколько чудес творит Всемогущий Бог чрез избранных Своих! Но есть люди, которые не только отвергают

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей? Объяснение этой православной традиции можно найти в творениях святых отцов.Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто

6. Рассказы о чудотворениях от мощей и других останков святых. 1. Тело одного мертвеца, едва только коснулось костей св. пророка Елисея во гробе его, тотчас ожило – и мертвый возстал (4 Цар. XIII, 21; см. Сирах. XLVIII, 14-15). Об этом чудесном событии так рассуждает св. Кирилл

Открытие святых мощей 1 августа 1903 года произошло открытие святых мощей батюшки Серафима и прославление его в лике святых.Не только люди прославляют святых, но и Сам Бог дает иногда видимые подтверждения святости того или иного человека. Например, тела многих святых на

Благоухание от святых мощей Старец рассказывал: «Однажды вместе с иеромонахом Паисием мы шли по тропинке, и вдруг оба почувствовали сильное благоухание. Я понял, что где-то рядом погребены мощи святого подвижника. На другой день я пошел на это место один и заметил точное

4.10.3. Почитание мощей святых угодников Божиих Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан

9. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей? Вопрос:Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?Отвечает Иван Васильевич Попов (1867-1938) — выдающаяся личность, ученый, богослов, профессор Московской Духовной академии. Причислен к

Частичка святых мощей Удивительно емким сделалось время…Вспоминаешь, что было год назад, а кажется, будто прошли десятилетия. Ну, а события, отделенные десятилетием, — это совсем другая эпоха.Даже и жили тогда мы в другой стране…Иногда кажется, что жить в СССР было


Гробница церковная, она же рака используется для сбережения святых мощей или для расположения плащаницы. По форме, данный православный атрибут напоминает гроб. Впервые такая атрибутика появилась в христианских храмах, а со временем появилась и в других религиях. Сложно преувеличить святость и значимость данного атрибута во внутреннем убранстве церкви, ведь именно в нем хранятся настоящие реликвии, артефакты христианского мира, которые зачастую наделены чудотворными и целительными способностями.

Несомненно, святая плащаница, как и мощи святых, являются объектом паломничества, к храму в котором находятся эти реликвии, стекается огромное количество верующих с самых отдаленных уголков страны и даже мира. Перед гробницей возносят молитвы с просьбами об исцелении, наставлении на истинный путь, просят благословления на преодоление жизненных трудностей. Это часть нашей христианской культуры, прикоснуться к которой стремится верующий человек.

Далеко не каждый храм имеет в своем активе такие значимые реликвии христианского мира как плащаница или мощи святого, ведь это очень редкие артефакты. Но церковь располагающая подобной реликвией заслуживает особого отношения и поклонения. В здании храма рака располагается в зависимости от его планировки, как правило, ближе к алтарю. Плащаница может храниться как в закрытом виде – под стеклом, так и открытой для поклонения.


В качестве материала для изготовления раки используются ценные породы древесины, в конечном итоге гробница деревянная обрамляется максимально богато, что акцентирует внимание на ее святости и значимости для церкви.

Среди наиболее распространенных и в то же время почитаемых техник обрамления особое место занимает резьба по дереву.

Гробница резная украшается сложными витиеватыми узорами, крестами, сюжетами по библейским мотивам. Традиционно, такая богатая отделка необходима для того чтобы подчеркнуть символику и торжественную значимость церковного атрибута.

В древние времена раки изготавливались в более простом дизайне, основной их задачей было создание комфортных условий для хранения христианской реликвии. Мастера акцентировались на максимальной защите мощей от внешних влияний. Но с ходом времени, появлялись все новые материалы, техники отделки и обрамления, менялись эстетические векторы в церковном искусстве.

Современная гробница поражает своим качественным внешним видом, внушает трепет и уважение к сберегающейся в ней святыне, фокусирует внимание на отраженной в своем дизайне символике. В цветовом диапазоне здесь привилегированно используется цвет натурального дерева, окраска в золотые оттенки, а так же комбинирование белого с золотым.

Купить гробницу, мастерски обрамленную при помощи резьбы по дереву можно как в церковных магазинах, так и в мастерских при монастырях и даже в современных интернет магазинах.

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

— Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Является ли сохранность тела после смерти достаточной причиной святости, знает архимандрит Спиридон (Ходанич).


Нетленные мощи в пещерах Киево-Печерской Лавры

– Отче, только в Православной Церкви наблюдается нетление мощей?

Важно понимать, что принципиальные расхождения между православными и католиками состоят в основном в вопросах догматических, а тленность или нетленность мощей сама по себе никогда не была основанием для причтения к лику святых, т. е. канонизации подвижника. Решающее значение всегда имеет святость жизни, а останки святого Церковь почитает вследствие его подвига, а не само материальное явление нетленности как таковое. Мощи почитаются независимо от их нетленности, и именно с этим связано много заблуждений.

– Сохранность тела после смерти является достаточной причиной святости?

– Конечно же, нет! Решающим является, как говорилось выше, святость жизни, а также дар чудотворений от святых останков, ведь у нас есть многие примеры того, когда тело подвижника истлело частично (этот факт чуда больше всех поражает, так как естественный процесс разложения начался и остановился), также есть примеры обретения только косточек подвижника.

– Где в древности обычно хоронили христиан-мучеников, праведников?

– Известно, что уже во II веке христиане хоронили мучеников и единоверцев в катакомбах. Именно на надгробьях мучеников и совершались Литургии, и именно от совершения Литургий на надгробьях мучеников, которые выполняли функцию престолов, и ведет свое начало современное совершение Литургии на святых мощах. Следует также упомянуть, что практика совершать Литургию на святых мощах, согласно древнему обычаю, окончательно была закреплена в постановлении Папы Феликса от 269 года.

– Правда ли, что на Западе мощи в большинстве своем недоступны для поклонения, так как подвергались многочисленным осквернениям, например во время Французской революции?

Многие из этих святынь доступны для поклонения в определенные часы, некоторые – в определенные дни года, отдельные недоступны. Насколько известно, Католическая Церковь идет навстречу, и православные священники имеют возможность самостоятельно служить Литургию или молебны перед святынями, прикладываясь к ним.

– Нужны ли особые условия для хранения мощей?

– Место должно быть благоговейным.

– О чем говорит степень нетления мощей?

– При обсуждении вопроса о канонизации прп. Серафима Саровского в Синоде РПЦ вызвало смущение состояние его мощей, которые не сохранились в совершенном нетлении. Это помогло выявить подлинное учение Церкви о почитании святых мощей. В Древней Церкви, в отличие от позднейшей русской практики, нетленность мощей не была непременным условием канонизации – этот вывод имел большое значение для последующей практики канонизации, когда Церковь сталкивалась с фактом только частичного нетления мощей или когда мощи вообще не были обретены.

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

2. Рака (греч. - μνημεΐον, лат. - capsa, monumentum, франц. - chasse, значение и происхождение русского названия не определено), так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφοζ, sepulchrum), а монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете , как видно из слов Иисуса Христа о фарисеях, которые "строят гробницы пророкам и украшают памятники (μνημεΐα) праведников" (Мф. 23:29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чтили останки своих святых, особенно мучеников (см. " мощи "). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное почитание мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки [реликварии], содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т.п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для раки в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т.д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства как произведения болыпей частью высокохудожественные. [. ]

Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым.

Первые раки, в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба ( 1072 ), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые "клети" или своды ("комары"), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными в отдельных местах в крест; таков, например, крестообразный серебряный "кивот", с Черновыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 для т.н. "страстей Господних", приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранившийся затем в Благовещенском соборе в Москве ). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых раках, украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью - на возвышении и под художественно устроенными "сенями" (балдахинами). Раки всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба - удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а "под спудом", т.е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Читайте также: