Рака в пушкинском музее



Обладающие феноменальным вкусом, знанием и готовностью показывать и рассказывать о своих реликвиях, коллекционеры Татьяна и Сергей Подстаницкие отобрали 100 предметов изобразительного и прикладного искусства XVII-XIХ века - портретную, миниатюрную, пейзажную, жанровую живопись и графику, фарфор, созданных известными русскими художниками и т.н. "россику" (творчество иностранных мастеров в России). Подбор экспонатов не случаен - все они, так или иначе, связаны не только с пушкинской эпохой, но с жизнью и творчеством, ближним и дальним кругом самого поэта.

Коллекционеры назвали свою выставку "Наша "Пушкиниана", отдавая дань уважения одному из самых известных частных собирателей пушкинских реликвий, французу русского происхождения, знаменитому танцовщику и хореографу Сергею Лифарю, который сам называл свое собрание "Моя Пушкиниана". Некоторые экспонаты из этой коллекции будут представлены на выставке, которая на время войдет в пространство постоянной экспозиции пушкинского музея на Пречистенке.

В зале "Пролог", открывающем постоянную экспозицию "Пушкин и его эпоха", встанет большое живописное полотно из собрания Лифаря неизвестного художника начала XVIII века - прижизненный портрет царя Петра I, где он изображен в рыцарских латах, алом бархатном плаще и с лентой ордена Св. Андрея Первозванного.

"Бальный" зал откроет еще один экспонат из коллекции Лифаря - портрет Ф.Г. Гольтгоера (Гольдгоера) с сыном Михаилом. В 1824-1840 годах Федор (Фридрих-Август) Григорьевич Гольтгоер был директором Царскосельского лицея, знакомым А.С. Пушкина и приглашавшим его почетным экзаменатором в Лицей в 1831 году.

Сразу несколько любопытных работ из коллекции Подстаницких дополнят рассказ о "Южной ссылке" А.С. Пушкина. Особого внимания заслуживает работа Никанора Чернецова "Пушкин во дворе Бахчисарайского дворца", хотя бы потому, что художник был лично знаком с поэтом. Здесь же, в Бальном зале можно будет увидеть две малоизвестные портретные работы В.А. Тропинина.



В следующем, "Онегинском" зале, зрителей встретит целая россыпь акварельных портретов кисти известных художников той эпохи - Александра Брюллова, Петра Соколова, Владимира Гау и других. Многие из изображенных на этих портретах были не только современниками Пушкина, но, часто, и его добрыми друзьями.

Угловая гостиная представит уникальную коллекцию миниатюрного портрета, очень популярного в пушкинскую эпоху жанра живописи. На портретах - современники и современницы А.С. Пушкина, со многими из которых поэт был очень хорошо знаком. Также, как и с авторами работ, самыми известными художниками-портретистами того времени: Джорджем Доу, Иосифом Вивьеном, Петром Соколовым, Сальватором Тончи, Томасом Райтом, Карлом Гампельном. Здесь посетители смогут увидеть портреты женщин, которыми восхищался и вдохновлялся Пушкин - портрет княгини Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, одесской знакомой поэта, и два портрета (до и поле замужества) Елизаветы Ушаковой. В одном из сохранившихся альбомов Елизаветы Ушаковой Пушкин заполнил своими записями и рисунками 100 страниц и написал свой "Донжуанский список"…

Внушительная галерея портретов Александра I, Николая I и представителей императорской фамилии кисти В. Садовникова, А. Ладюрнера, Л. Киля, К. Гампельна, а также на посуде легендарных русских фарфоровых производств первой половины XIX века развернется в залах "Последние годы" и "Эпоха".

Приятным бонусом для любителей живописи станет еще один выставочный проект, связанный с частной коллекцией Подстаницких, который будет проходить на Пречистенке параллельно с "Пушкинианой". Эта экспозиция, которую Татьяна и Сергей назвали "Домик коллекционера", разместится в пространстве "Садового павильона" ГМП, расположенного в Усадебном саду. Публика сможет познакомиться с рядом любопытных и редких живописных и графическх работ, а также скульптур XIX-XX века из семейного собрания коллекционеров.

Здесь можно будет увидеть работу малоизвестной широкому кругу гениальной русской импрессионистки Елены Киселевой - портрет ее матери. Или, например, пейзаж "Тройка", кисти художника-баталиста Э.Ж.О. Верне, сына и ученика известного французского живописца Карла Верне. А "Портрет коня офицера Свиты Его Императорского Величества", написанный в 1849 году русским, немецкого происхождения, художником-баталистом Александром Швабе (Иоганн Готлиб) неизбежно вызовет добрую улыбку у публики.

Сам Усадебный сад, который по праву считается одним из самых красивых камерных исторических садов Москвы, в день открытия выставки, 21 июля, получит уникальный подарок - 89 розовых кустов или "Метафорические розы", как их назвала дарительница - Людмила Ижукова, владелица подмосковного питомника "ГарденКлад".

Метафорические растения широко употреблялись в поэзии. Пушкин тоже увлекался флористической символикой. Александр Сергеевич любил цветы, умел слушать и понимать их тайный смысл.

Знатоки творчества поэта даже подсчитали, сколько раз употребляет он название того или иного цветка. Победила "королева цветов" - 89 раз, как утверждают специалисты, упомянута "роза" в пушкинских стихах. Цветок этот у Пушкина не случайная аллегория, а поэтический образ, символизирующий и поэтическое творчество, и красоту женщины, и любовь, молодость, радость жизни и грусть о краткости земного пути. Поэтому именно 89 розовых кустов элитных сортов, символизирующих красоту, гармонию, многоцветье и метафоричность пушкинской поэзии, появятся на днях в Усадебном саду на Пречистенке, 12.

Керамика школы Раку: глубина, сокрытая в спокойствии

Сейчас на Западе чёрные японские чашки в стиле раку привлекают внимание ценителей. Такие чашки, созданные основателем школы, высоко ценил знаменитый матер чайной церемонии Сэн-но Рикю. Чем же привлекает западную публику японская безыскусная красота ваби, воплощённая в этих чашках? Мы спросили об этом 15-го главу школы Раку.


Раку Китидзаэмон рассматривает сделанную им чашку

Традиционные чашки для чая радуют западных ценителей
Чёрная чашка, сделанная Тёдзиро, первым мастером школы Раку, не отличается необычной формой или расцветкой, на ней нет никакого орнамента. Она сделана по заказу мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю во второй половине XVI века. Она приятно ложится в руку и сделана так, что ощущается, как будто обнимаешь глину. В этой небольшой и неброской чашке для чайной церемонии (тяван) проявилось глубокое понимание непритязательной красоты естественности (ваби) Сэн-но Рикю и Тёдзиро, всю свою жизнь положивших на её создание в период Момояма, когда людей больше привлекало внешнее великолепие.

Та женщина отчётливо чувствовала качественное отличие спокойствия, но сказала, что для объяснения этой разницы ей нужно больше знать о японской культуре. Тогда современный западный человек интуитивно уловил самую суть японской эстетики ваби, проявляющейся в керамике раку. Во второй половине XIX века голландский художник Винсент ван Гог (1853-1890) и другие были поражены дизайном и двухмерными утрированными фигурами японской гравюры укиё-э и старались передать это в своих картинах, породив японизм. Но это другое. В данном случае чувствовалось стремление понять философию, скрывающуюся в глубинах чёрных чашек тяван, сделанных Тёдзиро, который ушёл от использования орнамента и изысканного дизайна.

Каждая чайная церемония (тя-но ю) – событие, которое не повторяется. Точно так же и чашки тяван школы Раку создаются в единственном экземпляре, и невозможно сделать две одинаковые чашки. В специальной печи для обжига чёрных чашек раку есть встроенный контейнер, выполняющий роль защитного чехла, в который закладывают по одной чашке и обжигают. В отличие от электрических и газовых печей, в такой печи невозможно полностью контролировать температуру и время обжига, и, если даже обжигать одинаковое количество времени и использовать одну и ту же эмаль, всё равно у каждой чашки будет свой особый внешний вид.

«Сбоку от печи – ручные меха, которыми задувают воздух внутрь, чтобы разжечь уголь бинтётан (сделанный по традиционной технологии уголь, – прим. перев.). Вверх летят снопы искр – это выглядит, будто дракон улетает в небо. Рождение каждой чашки как будто бы из недр вулкана напоминает сотворение Вселенной.

Керамика раку и современное искусство
Раку Китидзаэмон чувствует наступление того времени, когда с западными людьми можно будет говорить о глубинах мира чёрных чашек раку. К примеру, французский художник Ив Кляйн (1928-1962) в своих монохромных произведениях насыщенного синего цвета отбрасывал лирические переживания, просто покрывая холст краской одного цвета.

Американский художник Марк Ротко (1903-1970) свои абстракционистские и экспрессионистские картины делал монотонными, немногословными, в цветах, близких к чёрному.

Раку Китидзаэмон представлял свои чёрные чашки тяван на выставке In-Finitum Венецианского бьеннале в 2009 году. Он говорит, что когда зашёл в небольшую слабо освещённую комнату художественного музея, где висело полотно Ротко и были выставлены чашки, у него на мгновение возникло чувство, что между ними немало общего.


Раку Китидзаэмон XV Чёрная чашка раку якинуки. 2012. Национальный музей современного искусства в Токио. Это произведение продолжает традицию школы Раку, а вместе с тем привлекает внимание к Китидзаэмону как к современному керамисту

Текст: Кавакацу Мики
Фотографии: Кавамото Сэйя
(Статья на японском языке опубликована 13 марта 2017 г.)

Место: Национальный музей современного искусства в Токио
Время: с 14 марта до 21 мая 2017 г.
Входные билеты: обычный 1400 йен, для студентов университета – 1000 йен, старшеклассники – 500 йен, ученики средней ступени школы и младше бесплатно

Историческая выставка керамики раку побывала в Эрмитаже и Пушкинском музее в России, в Музее искусств округа Лос-Анджелес, и после прекрасных отзывов, полученных за рубежом, выставка, пополнившаяся знаменитыми чашками Тёдзиро, вошедшими в национальный список важного культурного достояния, после Киото наконец-то приезжает в Токио.

Раку Китидзаэмон говорит, что на нынешней выставке в одном помещении будут представлены важнейшие работы Тёдзиро, Хонъами Коэцу и других мастеров. Произведения Тёдзюро – главное украшение выставки – в частности потому, что это были чашки Рикю, из которых он пил чай. Он также признаётся, что при его жизни настолько обширную выставку он устроить больше не сможет. Для владельцев эти чашки – важная принадлежность чайной церемонии, и не так-то просто просить их для выставки. Китидзаэмон говорит, что ему приходилось лично ходить к владельцам с просьбой одолжить чашку. Приняв её, он погрузил её в грузовик компании-перевозчика, и видел, как владелец хлопал в ладоши и поклонился вслед, как при поклонении в синтоистском святилище. Тогда мастер почувствовал, насколько важное значение имеет чашка для владельца.

Выставка керамики Раку в России с огромным успехам прошла в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва). Выставка керамики Раку произвела большое впечатление на российских зрителей. Общее количество посетителей в Пушкинском музее оставило 128 тыс.человек, и было немало людей, которые повторно возвращались на выставку, в том числе и мужчина, который посетил ее 49 раз. По его словам, он приходил на нее после работы, чтобы отдохнуть душой.
К выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина была подготовлена обширная образовательная программа, включавшая сеансы чайной церемонии, лекции японских и российских специалистов по истории японской керамики, чайной церемонии, японским садам, архитектуре и изобразительному искусству. Уникальным был мастер-класс, который дал Раку Китидзаэмон XV детям, занимающимся в студии керамики при ГМИИ им. А.С.Пушкина. Дети под руководством знаменитого мастера вылепили чаши, а в следущий его приезд в Москву показали ему уже готовые обожженые произведения. Общение во время мастер-класса навсегда останется не только в памяти детей, сам Раку XV вспоминает в своих интервью об этом бесценном опыте.

Продолжаю идти по залам второго этажа.


1.Алтарная сень:


Сень - На алтарях старого типа существует навес на четырех колоннах над дарохранительницей.



Почти объемные, как в круглой скульптуре, фигуры Архангела и Девы Марии, Донателло помещает в достаточно глубокое пространство алтаря, обрамленного архитектурным портиком.


Скульптурная группа имеет только одну точку опоры и фигурка путто кажется порхающей благодаря сложному развороту фигуры в пространстве, при котором раскрывается выразительность разнообразных точек зрения

4."Врата Рая" Лоренцо Гиберти, подлинник, выполненный в бронзе и покрытых позолотой, находится во Флоренции.




5. делла Роббиа Лука, Гробница епископа Беноццо Федериги. 1454-1455:


6. делла Роббиа Лука, Встреча Марии и Елизаветы. Ок.1445:


7. Тильман Рименшнейдер - немецкий скульптор эпохи Возрождения, мастер резьбы по дереву. Его промзведения сохраняют динамику форм и изломанность линий, характерную для поздней готики.
Апостолы.1490-1492. Фигуры апостолов составляют часть декора резного алтаря в церкви близ Вюрцбурка.


8. Неизвестный мастер XIII века
Проем портала со статуей Богоматери. Между 1236 и 1269 гг.:


Слепок воспроизводит в натуральную величину дверной проем портала на южном крыле трансепта собора в Амьене.
Образ амьенской Мадонны – одно из значительных созданий зрелой французской готики. Мастер наделил ее женственностью, грацией и царственным достоинством.

9.На полу музея расположился слепок надгробия епископа Эдварда де Фуйуа неизвестного автора. Подлинник из бронзы находится в соборе Нотр-Дам, Амьен,Франция.



Надпись по периметру плиты перечисляет его заслуги: при нём было начато строительство собора и он был защитником вдов и сирот. Правая его рука поднята для благославления, левой он сжимает посох, которым поражает аспида и василиска у своих ног. Бронзрвая плита первоначально покрывала тумбу надгробия, фигурки львов были добавлены в 18 веке при его перемещении.

Цикл из шестнадцати статуй (сохранилось лишь десять) был создан баварским скульптором для мюнхенской ратуши. Деревянные, ярко раскрашенные фигуры, размещались в верхнем ярусе танцевального зала и изображали танцоров мориски, танца, пришедшего в Центральную Европу из Испании и превратившегося здесь в костюмированную пантомиму: облаченные в фантастические костюмы кавалеры соревновались в танце перед дамой, которая предпочитали им всем шута.

11. Клаус Слютер, Колодец пророков. Около 1395– 1406 гг.

Колодец стоял в центре бассейна и символизировал источник жизни. Пьедестал украшают шесть фигур больших и малых ветхозаветных пророков, которые держат в руках свитки с пророчествами о жертвенной смерти Христа.


12.Рака святой Гертруды.Подлинник серебро, драгоценные камни 1272–1298 гг.Церковь Сент Гертруд. Нивель. Бельгия.
Работа двух мастеров Колар из Дуэ и Жакемон из Нивеля над ракой длилась более 27 лет. Слепок воспроизводит первоначальное состояние памятника, погибшего в 1940 году.


Рака (мощехранительница) нивельской святой, жившей в VII веке, сделана в форме готического храма и воспроизводит наиболее характерные его особенности:
деление на три нефа, из которых средний выше боковых; стрельчатые оконные проемы и круглые окна-розы; порталы, украшенные скульптурой; башенки-табернакли; украшения в виде цветка – флероны; крабы. По периметру раки расположены фигуры апостолов и святых. Сцены из жизни святой представлены на крышке раки.

13. Никколо Пизано,кафедра.Подленник в баптистерии в Пизе. мастер завершил работу над кафедрой в 1260 году.

Коринфские колонны стоят на спинах львов, держащих передними лапами животных, олицетворяющих тёмные силы. Так же можно видеть изображения шести пророков и евангелистов.балюстрада украшена рельефами из жизни Христа.

14. Две шикарные купели:



А)








15. Двери с изображением библейских сцен. 1015 год.
Епископ Бернвард превратил свою резиденцию Хильдесхейм в важнейший центр германской культуры Х века. Наиболее значительные произведения вышли из литейной мастерской. По заказу Бернварда были отлиты бронзовые двери с рельефными изображениями в клеймах.


16.



16.два канделябра. Заливалось и поджигалось масло в плошках.
А).


Б). Канделябр с аистами. II в.


Кpуглая колонна, ствол котоpой обвивают pельефные листья аканфа, побеги и плоды плюща и виногpада, пеpеплетенные змеей, установлена на тpехгpанном основании с pельефными изобpажениями в виде гиpлянд и плодов, на одной из стоpон изображена также сцена жеpтвопpиношения у хpама. Тpеугольное основание опирается на ножки, офоpмленные в виде лап гpифона.

17.Шлем и поножь гладиатора на скамье. I в. до н.э. - I в., найдены в Помпеях пpи pаскопках казаpмы гладиатоpов, погpебенной под слоем лавы пpи извеpжении Везувия в 79 г.н.э
Находки подлинных доспехов pимских гладиатоpов - большая pедкость. .


Шлем укpашен pельефными мифологическими сценами, военными и апотpопеическими (защитными) символами, сpеди котоpых легко узнается победоносная богиня Рома. Пpедполагается, что здесь изобpажены эпизоды Тpоянской войны. Шиpокие изогнутые поля защищали плечи гладиатоpа, одновpеменно не закpывая обзоp; лицо пpедохpаняла ажуpная pешетка. Веpхняя часть шлема имеет высокий гpебень. Данный шлем пpедставляет собой сpавнительно поздний ваpиант, котоpый датиpуется вpеменем незадолго до гибели Помпей.

Поножь укpашена фpизами, внизу пpедставлен аист, выше - pельефные маски, центpальная из котоpых изобpажена на фоне львиного скальпа; выступающая часть поножи, защищавшая коленную чашечку, укpашена скрещенными pогами изобилия; над ними - маски актеpов и атpибуты, связанные с дионисийским культом: тиpсы и гиpлянды.

18. Античная скульптура Нила, изображенного в виде могучего старца, окруженного детьми, была римской мраморной копией с бронзового оригинала. 16 малышей, играющих вокруг старца, символизировали 16 локтей подъема воды в Ниле. Такая высота считалась наиболее благоприятной для сельского хозяйства.

Скульптура найдена в 1513 году на месте римского храма Исиды. Мраморный оригинал находится в Ватикане и имеет много копий и подражаний.


19. Виктория. Втоpая половины II в. (ок. 168 г.н.э.)
Изящная статуя богини Победы, стоящей на шаpе, является свидетельством побед над ваpваpскими племенами, котоpые удавалось одеpживать pимским импеpатоpам Луцию Веpу и Маpку Авpелию.



На шаpе имеется надпись, содеpжащая имя мастеpа Маpка Сатpия Стаpшего, создавшего скульптуpу, и посвящение "победе Августов Антонина и Веpа".

20.


21. Витрины с предметами быта.


22.Скульптурная группа, изображающая Лаокоона и его сыновей, являясь центром большого зала в Термах, построенных императором Титом в Риме в середине I века.


В греческой мифологии Лаокоон – жрец Аполлона в Трое, убеждал троянцев не вносить в город деревянного коня, предостерегая соотечественников от коварства ахейцев. Во время принесения жертвы Посейдону, на него и его сыновей напали две приплывшие по морю змеи и задушили их, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы восприняли их смерть как божественное знамение и внесли в город коня, уготовив тем самым себе погибель.

23. Афина Парфенос. Уменьшенная римская копия статуи работы Фидия третьей четверти V в. до н.э.:

24. Афина Джустиниани. Римская копия статуи круга Фидия конца V в. до н.э.:

25. Афина Парфенос из Варвакиона. Римская копия со статуи работы Фидия, находившейся в Парфеноне:

Одна из немногих достоверных копий погибшей в древности статуи Афины Парфенос. В оригинале фигура достигала около 12 м высоты. Торжественность облика богини подчеркнута богато декорированными атрибутами. На голове ее шлем, украшенный фигурами сфинксов и грифонов. У ног клубком свернулся змей - символ афинской земли.



Клод- Мишель Клодион (1738-1814). Речная нимфа. Моя фаворитка этого дня:














Пока всё, надо бы ещё прехать и походить по первому этажу.

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка японской керамики Раку. В экспозиции представлены чаши, чайницы и другая утварь, предназначенная для чайной церемонии. Эти предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении четырех столетий: от Тедзиро до ныне действующего главы династии Раку Китидзаэмон XV.

На выставке российский зритель сможет увидеть работы всех мастеров династии Раку, а также познакомиться с многогранным творчеством действующего патриарха Раку Китидзаэмон XV и произведениями наследника династии Раку Ацундо (Сокити). Кроме того, в экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XVI–XVIII веков.

Фото: m24.ru/ Евгения Смолянская


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW



  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW


  • FB
  • VK
  • TW
  • Вакансии
  • Обратная связь
  • Контакты
  • Размещение рекламы
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Instagram
  • Telegram

Читайте также: