Рака в казанском соборе

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице


Краткое описание

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.


Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

  • Андрея Первозванного
  • Иоанна Крестителя
  • Владимира Равноапостольного
  • Александра Невского

В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.


Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского


В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Режим работы и цена в 2020 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.

Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

Интересные факты

  • История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
  • Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.


В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли .


В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале.

13.03.2020 в 16:31, просмотров: 49633


Собираясь в людное место, пытаюсь купить бумажную маску – ни в одной из трех аптек у метро их нет. К окошкам очереди, многие тоже спрашивают про маски, кто-то про витамины. Нет так нет – экипируюсь, как положено, в церковь, то есть в платок и длинную юбку, а вместо маски беру антисептические салфетки. И отправляюсь в Казанский собор.

Там с 10 марта выставлена частица мощей Иоанна Крестителя, привезенная из Иоанно-Предтеченского монастыря Иерусалима. В храме стоит очередь, даже две – к мощам и к почитаемому среди православных списку Казанской иконы Божией Матери, который считается чудотворным. Икона, в отличие от мощей, находится здесь всегда.

В очереди - старики, родители с маленькими детьми, в том числе с колясками. В маске я увидела только одну женщину. Ещё одного подростка - прижимающим к носу и рту антисептическую салфетку. Кое-где стоят предупредительные знаки, требующие тишины в храме – и ни одного с напоминанием о необходимости помыть руки, например. Около ковчега с мощами дежурит девушка-волонтёр, в каждой руке у неё по салфетке, как только прихожанин или прихожанка приложилась к мощам, она протирает поверхность. Впрочем, не меняя после каждого салфетку, да и без перчаток.

Наконец, встречаю священника – председателя приходского совета собора, протоиерея Александра Пашков. Спрашиваю про санитарную обработку – допустим, ковчег с мощами волонтёры протирают, но как насчёт других икон и святынь? Обрабатывают ли их, и если да, то как часто?

- Анастасия, вы знаете, какое предназначение храма? - спрашивает протоиерей.

- Давайте вы сначала на мой вопрос ответите, а то я вас спрашиваю на конкретную тему, а вы задаёте глобальный философский вопрос.

- Это не философский вопрос, он имеет прямое отношение к вашему.

Мягко интересуюсь, что священник имеет в виду. Оказывается – ограничение доступа на службы (власти Италии сначала не стали закрывать храмы, затем велели сохранять расстояние там между людьми не менее метра, теперь все итальянские церкви закрыты полностью, а папа римский обращается к верующим по видеосвязи).

Я говорю, что по время опасной пандемии это чревато болезнями и смертями – как и любое массовое скопление людей. Отец Александр парирует, что храм – принципиально другое, что это дом Божий, тут не может распространяться инфекция, Господь всех исцелит. Я на всякий случай уточняю – да, священник полагает, что в храме в любом случае безопасно.


Казанский собор - кафедральный, к тому же находится в центре, на Невском. Здесь всегда много как верующих, так и обычных туристов. Они не крестятся, а например разглядывать живопись, архитектуру – в Казанском похоронен Михаил Кутузов и хранятся ключи от взятых русской армией французских городов. Тут же киоски с сугубо туристической продукцией,.

Заголовок в газете: Бог с ним, с Питером
Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28216 от 14 марта 2020 Тэги: Монастырь, Метро, Дети , Общество, Власть, Медицина Организации: РПЦ


Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю).

От Казанской иконы Божией Матери происходили и происходят чудеса. С оригинала явленной иконы, доступного для поклонения до его исчезновения в 1904 году, а также с первоначальных списков Казанской иконы делались более поздние списки, расходящиеся по всей Руси. Один из первоначальных списков был отослан в Москву царю Иоанну Грозному. Этот образ хранился в Московском Кремле.

Казанская икона Божией Матери первоначально была помещена в часовне на Посадской улице на Петроградской стороне, недалеко от домика Петра I. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) была в 1733–1737 годах построена первая церковь на Невском проспекте – храм Рождества Богородицы, который стал предшественником Казанского собора. Ко дню освящения новопостроенного храма для Казанской иконы Божией Матери была изготовлена новая риза стоимостью до 100 000 рублей – из червонного золота с драгоценными камнями, что подчеркивало особое почитание святыни.

В 1737-1811 годы этот список иконы находился в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; храм этот, стоящий между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом, был разобран в 1811 году.

Император Павел Петрович, взойдя на престол, пожелал возвести в столице империи, граде святого апостола Петра, величественный собор, который поставил бы Петербург в один ряд с главными христианскими столицами Европы.

15 сентября (ст. стиля) 1811 года новый собор, строящийся с 1801 по 1811 год по проекту выдающегося архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, был освящён и назван Казанским по имени перенесенной сюда из храма Рождества Богородицы Казанской иконы Божией Матери: в честь Богоматери и Ея Казанской иконы был освящен престол в главном приделе собора, престол в южном приделе собора освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел собора – в честь прпп.Антония и Феодосия, игуменов Киево-Печерских. Позже появился в крипте собора и нижний храм в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, для которого святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, посещая Петроград в июне 1918 года, передал настоятелю Казанского собора сщмч. Философу Орнатскому (+ авг. 1918) ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена.

Весной 1922 года из собора была изъята вся драгоценная утварь, был разграблен и разрушен уникальный серебряный иконостас, изготовленный по проекту Константина Тона из церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили.

В 1923 году власти отняли собор у православных и передали его обновленческой общине. С принятием закона "О религиозных объединениях" (08.04.1929), по которому вся жизнь последних окончательно ставились под контроль государства, было решено закрыть Казанский собор, в феврале 1932 года в его здании был оборудован Государственный Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы частично были переданы Государственному Русскому музею.

Чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня храма, которую верующим удалось сберечь, некоторое время пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась до своего возвращения в середине июля 2001 года в Казанский собор, в котором с 1991 года, тогда ещё музее истории религии и атеизма, разрешили на несколько часов по отдельным дням проводить богослужения: в декабре 1999 года собор получил статус кафедрального собора Санкт-Петербурга и на следующий год музей окончательно покинул здание Казанского собора.

Множество важных событий в истории России связано с памятью о чудесном заступничестве Царицы Небесной за Россию и её многонациональный народ.

Общенациональная известность и почитание Казанской иконы Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Так в XVII веке, когда русские люди, уповая на Господа и молитвы Его Матери, взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы. 22 октября (ныне 4 ноября) 1612 года православное воинство, ободренное молитвою и помощью Божией Матери, сломило сопротивление поляков, захвативших московский Кремль, тем самым положив начало почитанию этого дня победы, посвящённого также и Казанской иконе, перед которой молились об освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков и о преодолении Смуты.

Рождение сына — первенца у царя Алексея Михайловича Романова в 1648 году (22 октября по юлианскому календарю, ныне 4 ноября по григорианскому календарю) совпало с местным осенним праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. По указу царя Алексея Михайловича этот день с 1649 года стал общероссийским праздником и до 1917 года этот день был выходным.

После победы России в Северной войне и подписания 30 августа (ст.ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией Сенат и Синод, закрепляя новый реальный военно-политический вес России в западном мире, решили преподнести Петру титул императора всероссийского.

С этого дня формально начался новый этап в жизни Российского государства — Московское Царство окончательно превращалось в Российскую Империю, вскоре заставившую Европу принять Россию как могущественную европейскую державу.

И ещё одно событие связано с 22 октября (ст.ст.) 1812 года. Война с Наполеоном. Сражение под Вязьмой. Авангард Русской армии генерала Михаила Андреевича Милорадовича и атамана Донского войска Матфея Ивановича Платова разбили французский корпус. Отбили у французов обозы с церковным серебром, награбленном в Москве. Михаил Илларионович Кутузов приказал передать его в Казанский собор, в котором 11 августа (ст.ст.) 1812 года он молился перед святым Казанским образом Божией Матери, накануне своего отъезда в действующую армию, незадолго до Бородинского сражения (26 августа ст.ст.).

В Казанском соборе у западной стены северного придела находится склеп, в котором 13 июня 1813 года был погребен главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года, великий русский полководец М.И. Кутузов (он скончался 16 апреля 1813 г. в прусском городе Бунцлау). Близ могилы победителя Наполеона в консолях, изготовленных по рисункам А. Воронихина, хранились трофеи Отечественной войны: 113 знамен, штандартов и орлов, 28 ключей от покорённых крепостей и городов и жезл французского маршала Даву (А.И.Геккель. Трофеи войн 1812-1813-1814 гг., хранящиеся в Казанском соборе. С.-Петербург, 1909). В 1837 году перед собором были установлены памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Отныне Казанский собор стал и храмом русской воинской славы.

В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России. Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть нестроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков, от посягательств на власть доморощенных алчных группировок всех мастей, сумели укрепить государственную власть и привести страну к стабильному гражданскому миру.

Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери. Божественная помощь в ответ на молитвы перед теми иконами Божией Матери не раз спасала страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, поэтому и в честь этих событий были также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства.

То, что мы празднуем в День народного единства, в день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери – это по молитвам Пречистой Богородицы проявленная милость Божия к России и оказанная народу нашему благодатная помощь в разрешении исторического вопроса: быть или не быть России. Будем всегда помнить, что сила России во многом определяется духовным и политическим единством её многонационального народа и его нравственным состоянием. Будем бережно относиться к святыням нашим!

Протоиерей Павел Красноцветов,



Всем привет!
Я продолжаю свой рассказ-показ и настало время зайти во внутрь, тем более такой праздник.Было это 10 июня 2018 года, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших.В Казанском кафедральном соборе были совершены праздничные богослужения, это просто большая удача.Мне очень повезло.Делюсь фотографиями и кому интересно, могут почитать информацию найденную, для точности в соц.сетях.Сам узнал и Вам рассказал.Заходим.Вход бесплатный.


Внутреннее убранство петербургского Казанского собора больше напоминает зал в каком-нибудь царском дворце, чем церковное помещение в обычном понимании. Если бы не ряды высоченных гранитных колонн, объединяющих пространство зала, он мог бы казаться бесконечным. Льющийся из окон свет создает оптический обман, будто купол храма парит высоко-высоко и, кажется, возьмет да и упорхнет в небесную высь. Неизменное внимание посетителей, особенно православных верующих и представителей многих других христианских конфессий, привлекают иконы. Их авторами являются В. Боровиковский, В. К. Шебуев, А. Иванов, О. Кипренский, Ф. П. Брюллов, А. Е. Егоров, С. С. Щукин и другие.



В июне 1813 г. в Казанский собор из прусского города Бунцлау был доставлен гроб с телом М.И. Кутузова. Он был погребен в северо-восточной части храма, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Похороны состоялись 13 июня 1813 г. Над могилой была возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина, установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского. Над могилой укреплены 5 штандартов и одно знамя, сохранившиеся до наших дней. Позднее над могилой была установлена картина художника Алексеева "Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве". На ней изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 г. с Казанской иконой Божией Матери.
После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство находится сейчас в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова. Перед собором в 1837 году по проекту скульптора Орловского были установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли. В годы Великой Отечественной войны они были замаскированы и бойцы, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. Возле памятников молодые офицеры давали клятву на верность Родине.
С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М.И. Кутузова.
В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов течение года, до августа 1802 г., был петербургским губернатором.


Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

Внемли ж и днесь наш верный глас,
Встань и спасай царя и нас,
О старец грозный! На мгновенье
Явись у двери гробовой,
Явись, вдохни восторг и рвенье
Полкам, оставленным тобой!

Явись и дланию своей
Нам укажи в толпе вождей,
Кто твой наследник, твой избранный!
Но храм – в молчанье погружен,
И тих твоей могилы бранной
Невозмутимый, вечный сон…



Но самый большой интерес, конечно же, вызывает главная святыня собора – Казанская икона. Ее история берет свое начало с далекого 1579 года, когда страшным пожаром была уничтожена большая часть Казани. Через две недели после буйства огня, согласно преданию, девочке по имени Матрона Онучина приснилась Богородица, повелевшая ей пойти на пепелище и найти там ее икону. В месте, на которое указала Дева Мария, почти на метровой глубине, действительно находился святой образ… Перед этой иконой впоследствии возносили молитвы к Богу царь Петр I и его войско, готовившиеся в 1709 году к Полтавской битве. Позже, в 1737 году, один из списков чудотворной иконы перевезли в Петербург и поместили в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году Казанская икона, ставшая, как уже было отмечено в самом начале, одной из главных православных святынь Петербурга, была помещена в новый Казанский собор.


После Октябрьской революции 1917 года новые власти постарались сделать всё, чтобы один из ведущих храмов города на Неве утратил свое прежнее не только историко-военное, но и религиозное значение. Кроме того, что здесь открыли Музей истории религии, с купола сняли крест, а икону Казанской Божьей Матери переправили в собор Святого равноапостольного князя Владимира, или Князь-Владимирский собор. Она возвратилась на свое прежнее место только в 1991 году.




В наше время в Казанском соборе часто проходят богослужения с участием высших чинов Русской православной церкви. Стали доброй традицией и крестные ходы в честь святого покровителя Северной столицы князя Александра Невского. Они проходят ежегодно 12 сентября, маршрут пролегает от Казанского собора по Невскому проспекту и далее до Александро-Невской лавры. И верующие, и просто туристы отмечают, что, войдя в храм, у них появляется ощущение спокойствия и умиротворения, все заботы и тревоги словно остаются за его порогом. Многие уверены, что дает о себе знать влияние святых стен, за долгий период существования собора впитавших в себя энергетику разных времен и искренние, идущие от всего сердца молитвы верующих.


Иван Грозный в октябре 1552 года завоевал Казанское ханство и положил начало новой истории Казанского края, которая с тех пор тесно сплелась с историей русского государства.

Вместо мечетей - храмы

Итог ожесточенного сопротивления: город в огне, уцелевшие дома были разграблены, а мечети снесены.

Именно поэтому первое, чем занялся царь в Казани – христианизация населения и строительство церквей и храмов, чтобы быстрее обратить иноверцев в православие. Часть культовых зданий сохранилась и по сей день.

Главным памятником времен Иоанна Васильевича стал Кремль, расположившийся на месте бывшей ханской крепости. Через три года после взятия Казани согласно царской грамоте следовало отстроить каменный город. Начали с кремля. Он не сразу приобрел тот вид, который имеет сейчас.



К концу 60-х годов XVII века крепость лишь на треть была каменной. Дерево постепенно заменялось камнем. Изначально стены были сложены из известняка. Тот кремль, который мы видим сейчас, начал строиться из кирпича лишь в 1595 году. Главным украшением кремля стал Благовещенский собор. Строил его, как и Собор Василия Блаженного в Москве, известный зодчий Посник Яковлев. В 1918 г. собор закрыли. После открытия собора зановочасть мощей первого архиепископа Казанского - святителя Гурия была перенесена в раку, которая теперь хранится в Благовещенском соборе на прежнем месте.


Благовещенский собор кремля. Фото: АиФ-Казань/ Рустэм Забиров

Храмы в честь покорения Казани

Строительство культовых зданий началось сразу же после падения ханства. В относительно короткий промежуток времени в Казани появились следующие монастыри. Это Спасо-Преображенский в Кремле, основанный в 1556 году; Ивановский (Иоанно-Предтеченский) устроенный между 1555-1564 годами, Казанский Богородицкий и Федоровский. Из них до наших дней сохранились Ивановский мужской монастырь и Казанский Богородицкий (частично).



Казанский Богородицкий мужской монастырь

Изначально монастырь был девичим и основан в честь чудесного обретения иконы Божией Матери в 1579 году. Именно здесь казанской отроковице Матроне Онучиной явилась Богоматерь и указала на место, где скрыта икон (место обретения сейчас обозначено отдельно). После того, как икона начала творить чудеса, Иван Грозный приказал соорудить на месте обретения деревянную церковь во имя Персвятой Богороидцы и устроить при ней девичий монастырь на 40 инокинь. В числе первых сестер его была и Матрена Онучина, принявшая постриг под именем Мавра.

Позже была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а в 1594 году по распоряжению уже царя Федора Иоанновича приступили к сооружения каменного храма во имя св. иконы Казанской Божией Матери, с приделами во имя Успения Пресвятой Богородицы и св. Александра Невского. Собор строился и перестраивался еще много лет. К началу XX столетия это был архитектурный комплекс. В советские годы большая часть его была разрушена. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения в 1798-1808 гг. Утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью (сейчас Крестовоздвиженский собор), построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь.




Храм Ярославских Чудотворцев


Храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских на Арском кладбище, или как его чаще называют храм Ярославских чудотворцев, - кладбищенская церковь. Единственная не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены в кладбищенский храм. Здесь и поныне хранятся святыни XVI века. Это рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. Как пишет известный краевед, преподаватель Духовной семинарии Анатолий Елдашев, в 1555 году архиепископ Гурий возглавил новообразованную Казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Его нетленные мощи до революции находились в Благовещенском соборе кремля, с осени 1918 г. - в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, а с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских чудотворцев.


Церковь Параскевы Пятницы


История храма начинается в 1566 году со строительства в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Данные об этом содержатся в писцовых книгах. По данным бывшего настоятеля храма отца Михаила (Григорьева), церковь была освящена до 1566 года. Впрочем, до наших пор тот деревянный храм не сохранился из-за многочисленных пожаров, охватывавших Казань.

В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.

Никольский собор

На месте нынешнего Никольского собора уже в 1565 году находилась деревянная церковь Николы Боровского. В период с 1696 по 1703 год была построена небольшая зимняя Покровская церковь. Сейчас здесь располагается архитектурный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей.


Храм-памятник русским воинам.

Это место в акватории Казанке, по соседству с Кировской дамбой, также очень памятно. Здесь, на месте братского повелению Ивана Грозного был основан монастырь в память воинов, погибших при взятии города. Монастырь весной часто топило топило и он с разрешения Ивана Грозного в 1559 году был перенесен выше - на Зилантову (Змеиную) гору. Здесь в свое время была первая ставка Иоанна Васильевича, стояло его знамя с образом Спаса Нерукотворного и походной церковью. Это дало начало новой обители – Зилантову монастырю, который существует и поныне.

Ну а на месте захоронения воинов появился храм-памятник в виде усеченной пирамиды, его строили с 1813 по 1823 годы. В 1918 году службы прекратились. В советские годы на месте церкви хотели поставить памятник содружества народов, но этой идее не было суждено воплотиться.


Русской православной церкви храм был передан в 2005 году. По сей день там ведутся реставрационные работы. Как утверждают старожилы, из подземелий храма можно попасть к Кремлю.

Читайте также: