Рака с мощами что это такое

2. Ра́ка (греч. - μνημεΐον, лат. - capsa, monumentum, франц. - chasse, значение и происхождение русского названия не определено), так называется в христианской церкви устраиваемое в храмах особое помещение для мощей святых. Название "рака" вполне соответствует русскому слову "гробница"; это не гроб (τάφοζ, sepulchrum), а монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в котором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом. Рака существовала у евреев еще в Ветхом Завете, как видно из слов Иисуса Христа о фарисеях, которые "строят гробницы пророкам и украшают памятники (μνημεΐα) праведников" (Мф. 23:29). Это указывает именно на монументальное назначение раки, отличающее ее от обычного места погребения. Христиане с самых первых времен церкви благоговейно хранили и чтили останки своих святых, особенно мучеников (см. "мощи"). После того как христианство восторжествовало над язычеством, тайное почитание мощей, укрытых в простых гробах, уступило место созиданию рак, украшенных снаружи, имевших вид монумента. Роскошные раки [реликварии], содержавшие в себе мощи святых, распространены были на Западе, особенно в VII в., везде, где находились мощи. Их постоянной принадлежностью была какая-либо особая форма (замка, башни и т.п.), а не стереотипная удлиненная форма гроба, безусловно господствующая для раки в церкви православной. Есть немало в католических странах древних рак из массивного серебра, обильно позолоченных, с рельефной чеканкой отдельных фигур, целых групп, картин из библейской или церковной истории и т.д. Эти рельефные изображения рак особенно высоко ценятся в истории искусства как произведения болыпей частью высокохудожественные. [. ]

Общий каталог всех коллекций рисунков рак на Западе составлен и издан за границей нашим соотечественником гр. Салтыковым.

Первые раки, в которые полагались мощи (целое тело), были каменные, как это видно из повествования о мощах свв. Бориса и Глеба (1072), которые из деревянных гробов были перемещены в каменные раки. Для этих рак устроены были особые "клети" или своды ("комары"), решетки которых были также окованы золотом и окружены хрустальными золочеными подсвечниками и висящими золочеными лампадами. Привозимые из Константинополя частицы св. мощей хранились или каждая в особом ковчежце, называвшемся иногда ракой, или по нескольку частиц вместе, вделанными в отдельных местах в крест; таков, например, крестообразный серебряный "кивот", с Черновыми изображениями, устроенный суздальским князем Димитрием Константиновичем в 1363 для т.н. "страстей Господних", приобретенных в Константинополе (часть крови Христовой, гроба Его, терновый венец, хранившийся затем в Благовещенском соборе в Москве). По мере открытия мощей собственно русских святых они поставлялись в главном храме монастыря в особых раках, украшенных серебром и золотом, в нишах в той или другой стороне храма, большей частью - на возвышении и под художественно устроенными "сенями" (балдахинами). Раки всех русских святых неизменно сохраняют форму гроба - удлиненного, в меру роста святого, четырехугольного ковчега, сверху имеющего доску, златокованную ризу и открытый или закрытый лик святого и открытую руку его для целования. Если мощи почивают не открыто, а "под спудом", т.е. недоступны для поклоняющихся, то поверх раки имеется живописное или живописно-металлическое изображение святого, покрытое особым покрывалом из парчи, атласа или бархата.

Другие названия: гробница для мощей

Что такое рака?

Материалы изготовления

Рака для святых мощей может быть изготовлена из дерева, камня, металла – от доступной латуни до драгоценного золота. Распространены деревянные раки, украшенные резьбой и чеканными металлическими накладками.

Конструкция

Как правило, рака представляет собой ковчег с крышкой, внутри которого находится гроб с мощами. В православной традиции рака обычно имеет прямоугольную форму и размеры, приближающиеся к параметрам человеческого тела.

Гроб, в котором почивают мощи, может иметь прозрачную или непроницаемую для взора крышку. В ней делают оконце в районе лика угодника Божия (а иногда также стоп и десницы), чтобы можно было приложиться непосредственно к мощам.

Ковчег обычно стоит на постаменте такой высоты, чтобы к раке было удобно прикладываться.

Над ракой нередко устраивают торжественно украшенную сень. Таким образом, сооружение становится неким подобием небольшой часовни, устроенной внутри храма.



Особенности оформления

Как правило, крышку раки с мощами святого украшает его изображение – иконописное или чеканное. На стенках раки чаще всего помещают сюжеты из жития угодника Божия, а также посвященные ему богослужебные тексты: тропарь, величание. На старинных раках нередко бывает можно прочесть указания на историю их создания: чьим иждивением и когда было изготовлено это сооружение.

Из истории


Почитание мощей угодников Божиих было присуще христианству с первых его времен. Уже первые христиане собирались на богослужение в катакомбах, у гробов мучеников.

В более поздние времена рака, как правило, выполнялась из металла и украшалась чеканкой. На Синае, в монастыре св. Екатерины, находится рака для мощей великомученицы, пожертвованная в 1689 г. сестрой Петра I царевной Екатериной Алексеевной. Она представляет собой серебряный ларец, украшенный позолотой, а также чеканными изображениями и надписями. Подобные вместилища для святых останков угодников Божиих распространены в России и по сей день.

Рака для мощей блгв. князя Александра Невского, созданная по указанию императрицы Елизаветы Петровны и ныне пребывающая в Эрмитаже, представляет собой сложное сооружение, памятник искусства барокко. Ларь с мощами окружен скульптурной композицией, несущей не только религиозную, но и государственную символику.

Духовно-символическое значение

Рака символически указывает на ту славу, которую имеет святой в Царствии Небесном. Будучи местом пребывания тела угодника Божия, она становится его символическим жилищем, неким троном, к которому прибегают просящие его о заступничестве христиане. Поэтому раки для святых мощей практически всегда торжественно и с любовью украшали.


6 декабря – память святого благоверного князя Александра Невского в день его погребения во Владимире в 1263 г. Нетленные мощи князя были открыты перед Куликовской битвой в 1380 г. и тогда же установлено местное празднование. Князь Александр Невский был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 г. В 1723 г. святые мощи Александра Невского были привезены из Владимира в Шлиссельбург и 30 августа/12 сентября установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В 1922 г. 12 мая большевистские власти приступили к вскрытию мощей святого благоверного князя Александра Невского – вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

13 января 1918 г. Наркомат государственного призрения издал распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для своих нужд. 19 января прибывший отряд красногвардейцев арестовал настоятеля и членов Духовного собора и смертельно ранил священномученика протоиерея Петра Скипетрова. Однако свидетели – собравшиеся в Лавре богомольцы – дали красноармейцам отпор и заставили солдат отступить. Для защиты обители было создано Александро-Невское братство, просуществовавшее до его уничтожения ОГПУ в 1932 г. 21 января 1918 г. состоялся общегородской крестный ход в защиту Лавры с участием 250–300 тыс. человек из всех храмов столицы. Особую тревогу советских властей вызвало почти триумфальное посещение Петрограда с 5 по 16 июня 1918 г. Патриархом Тихоном, во время которого Первосвятитель два дня провел в Лавре.

Несмотря на все внешние трудности, обитель продолжала оставаться центром церковной жизни епархии. Помимо Александро-Невского братства, в ее стенах собирался богословский кружок святителя Иоанна Златоуста. После закрытия в 1918 г. Духовной академии и семинарии в Лавре открылось Богословско-пастырское училище, до конца 1920 г. занимавшее бывшее здание семинарии.

Подобная деятельность вызывала все большее раздражение властей. Уже в 1918–1919 гг. часть ценностей из Древлехранилища и ризницы забрали в Музейный фонд, а архивы Лавры передали в ведение Главного управления архивным делом.

15 ноября 1922 г. власти изъяли мощи святого Александра Невского из монастыря. На следующий день их отправили в Москву в Наркомюст, а затем передали в Музей истории религии и атеизма, располагавшийся в Казанском соборе до его передачи РПЦ в 2000 г.

Летом 1923 г. были закрыты три церкви в Митрополичьем корпусе, все предприятия и жилые помещения Лавры переданы отделу коммунального хозяйства, а осенью прекратила свою деятельность и церковь во имя святого праведного Лазаря на кладбище. С закрытием в 1926 г. церкви Успения Богородицы в Митрополичьем доме началось упразднение лаврских храмов.

На начало 1930-х гг. пришелся самый трагичный период в истории Лавры. Были арестованы наиболее активные прихожане и все монахи-иосифляне – сторонники открыто выступившего против Советской власти митрополита Ленинградского Иосифа (Петровых); прекратились богослужения, были закрыты еще четыре храма обители. В 1932 г. ОГПУ арестовало почти всех оставшихся насельников Лавры, отправив их в лагеря и в ссылку. 23 октября 1933 г. Синод принял постановление о закрытии Лавры, в которой фактически не оставалось монахов, и о преобразовании ее в приход.
Но уже 20 декабря 1933 г. был закрыт и Троицкий собор, а 23 января 1936 г. – последний действующий храм Лавры – церковь во имя Сошествия Святого Духа.

Закрытие Лаврских храмов привело к уничтожению интерьеров большинства из них. От Тихвинской церкви, переданной отделу связи, после перестройки остались одни стены; почти полностью были уничтожены интерьеры занятой рабочим общежитием Феодоровской церкви; погибли интерьеры, а также почти все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж.

Ликвидация храмов обители сопровождалась закрытием для захоронений Лаврских кладбищ, их частичным разграблением, уничтожением и постепенной музеефикацией.

Когда в 1931 г. начались работы по спасению отдельных художественных надгробий и деталей памятников с ленинградских кладбищ, в Благовещенской церкви был устроен склад переносимой в музей мемориальной скульптуры. Но его открытие, намеченное на 1940 г., так и не состоялось – помешала война.

Как тревога, так за Бога

Именно во время войны началась реставрация Благовещенской усыпальницы. По эскизам художников Н.М. Суетина и А.В. Васильева в ноябре были выполнены два живописных панно, знамена и транспаранты. Было проведено декоративное оформление притвора в Троицком соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами Александра Невского. В 1944 г. здесь удалось организовать посвященную князю выставку, которую посетило большое количество воинов и ленинградцев.

В 1948–1949 гг. был освобожден от посторонних учреждений второй этаж Благовещенского храма, проведены ремонтные работы. В 1950 г., впервые за долгие годы, Благовещенскую усыпальницу открыли для свободного посещения.

25 ноября 1950 г. состоялось освящение митрополичьей Крестовой церкви святого благоверного князя Александра Невского в здании Свято-Духовской церкви, переданной 10 января 1949 г. под канцелярию и квартиру Ленинградского митрополита Григория (Чукова).

Через шесть лет борьба верующих за возрождение главного храма Лавры увенчалась успехом. Приложивший для этого много усилий митрополит Григорий (Чуков) скончался 5 ноября 1955 г., и дело довел до конца занявший Ленинградскую кафедру митрополит Елевферий (Воронцов). Троицкий храм сильно пострадал от действий арендаторов и обстрелов во время войны, поэтому в 1957–1960 гг. на средства Патриархии, Ленинградской и других епархий и пожертвования верующих был проведен ремонт собора. 12 сентября (30 августа) 1957 г. владыка освятил главный алтарь Троицкого собора, с этого времени в храме возобновилась приходская жизнь.

29 июля 1986 г. митрополитом Ленинградским стал архиепископ Алексий (Ридигер). Уже вскоре после занятия Ленинградской кафедры владыка начал активную борьбу за возращение Церкви зданий и святынь Лавры. В 1988 г. в Троицкий собор были переданы из Русского музея три картины и старинная (предположительно XVI–XVII вв.) чудотворная икона святой мученицы Параскевы Пятницы.

Важнейшим событием для Церкви стало возвращение в Лавру 3 июня 1989 г. мощей святого князя Александра Невского. Святые останки в ковчеге установили на их прежнее место в Троицком соборе, под сенью за правым клиросом. 7 июня 1990 г. владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси.

25 ноября 1994 г. Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II благословил открытие Александро-Невской Лавры, утвердив ее наместником архимандрита Кирилла (Начиса), а Петербургского митрополита Иоанна (Снычева), по традиции, – священноархимандритом Лавры. Это решение положило начало трудному процессу возрождения обители.

После смерти владыки Иоанна (Снычева) Петербургским митрополитом 26 декабря 1995 г. стал Владимир (Котляров).

25 октября 1996 г. к исполнению обязанностей наместника приступил архимандрит Назарий (Лавриненко). 14 апреля 1997 г. Синод утвердил его в этой должности. После назначения архимандрита Назария началось возрождение Лавры в качестве действующего монастыря. В передаваемых Лавре помещениях развернулась масштабная реставрация, началась активная социальная и просветительская работа. 3 ноября 1997 г. на монашеском собрании были избраны члены Духовного собора, в этот же день принят и утвержден митрополитом Владимиром канонический устав монастыря. С этого дня Лавра начала жить полноценной монастырской жизнью.

6 декабря 2016 г.

Раку, а точнее надгробие для мощей святого благоверного князя Александра Невского, весом 1,5 т изготовил по указанию императрицы Елизаветы Петровны скульптор Иоганн-Франц Дункер из первого русского серебра, добытого на Колыванских рудниках. Автором рисунка был Георг Христоф Грот, немецкий живописец, придворный портретист, работавший в пышной барочной манере. Барельефы со сценами из жизни князя, украшающие стенки саркофага, были созданы по эскизам Якоба Штелина, состоявшего в это время библиотекарем при дворе великого князя наследника престола Петра Федоровича.

Гробница состоит из нескольких предметов. Это сама рака, или саркофаг, пятиярусная пирамида, малые пирамиды с воинскими трофеями и чеканные изображения событий из жизни Александра Невского: победа над шведами при Неве, над Ливонским орденом на Чудском озере, освобождение Пскова в 1242 г.; прибытие больного Александра Невского в Городецкий монастырь после поездки в Орду, кончина князя.


Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала таинство Причастия в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.


Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:

Р евнители христианс тва е щё с первых веков чтили останки подвижников. Рискуя жизн ью , они благоговейно подбирали, прятали и хранили мощ и. Ц ерк о в ные Богослужения у же в древне м христианс тве проводились на могилах мучеников . Н ад мощ ами возводились храм ы, часовни и монастыри . Их называли в честь того святого, на чьих мощ а х они воздвигнуты . На С едьмо м Вселенско м Собор е в 787 г . постановили , что без мощ ей освящать храм запрещено.

Значение слова

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. И ногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти . Но набожные люди также трепетно чтят сохранивши е ся кост и святых или пеп ел – ведь многие мученики были преданы огню , распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнати я Богонос ц а остались только самые прочные кости, остальное досталось диким з верям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен . И х немногочисленные останки были для верующих ценнее золота.

С бл агоговейн ым почитанием относятся н е только к телу святого, но и ко всему , что соприкасалось с ним при жизни или после смерти . Ещ ё в первые века христиан е использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговени е и трепет .

В зависимости от размера , честные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощ евиках . Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой . Его часто отделыва ют резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памят ные дни раку могут вынос ить в храм , чтобы верующие смогли приложиться к святыне .


Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Сам ы м распространенным вместилищем мощ ей является изготовленный из драгоценных металлов к овчежец . В него могут вмещаться частицы мощ ей сразу нескольких святых. Кроме мощ ей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гроб ницы , орудия смерти . По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также мощ и помещают в мощ евики , они бывают разной формы. Ч асто их можно увидеть в икон ах святых , в наперсных крестах . Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощ ей святых. Поклониться ему можно в храм е Сергия Радонежского в Москве.

Прикладываться к мощ ам святого нужно, как и к любой святыне , в первую очередь, осознанно и благоговейно , с молитвой и верой . Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие , акафист, выучить молитву , чтобы получить большую благодат ь от мощ ей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением .

Омовение

Ранее в России бытовал обряд омовения мощ ей. Чин омовения мог совершаться в любое время . М ощ и выставляли в центр храм а и поливали освященной водой. После чего , вод ой , как важн ой святын ей , окропляли всех присутствующих на омовении, а остатки разбирали верующие.

В 1681 г . цар ь Фёдор Алексеевич предложил омывать мощ и в Великую пятницу. Делалось это

Нетление


Мощи прп. Александра Свирского

Однако н етление или вообще наличие мощ ей не говорит о святости умершего , важн ым условием для канонизации являются праведная жизнь и чудотворения , которые происход или от святого во время жизни или от его мощ ей . В православной церкви много подвижников , которые при жизни являли верующим свою благодатную по мощ ь , но мощ и которых до сих пор не открыты и об их нетлении ничего не известно . В то же время, ц еркви известны случаи нетления мощ ей , но их не признали святыми, т.к. никаких чудес от них засвидетельствовано не было.

Мироточение

Часто на мощ ах святых освещают масло, которое в домашних условиях православные используют для исцеления. Но иногда Господь являет нам ещё одно своё чудо — от самих мощ ей происходит благоухание и мироточение .

Мироточ е ние — особо е сверхъестественное явлени е в христианстве, связанное с появлением на иконах и мощ ах святых влаги – мира . Она может быть прозрачн ой , густ ой или жидк ой , иногда удивительно благоухае т . Существует специальн ая комисси я для процедур ы освидетельствования этого явления , т.к. были случаи естественного (рукотворного) происхождения мира.

Мироточение известно ещё с первых веков христианства. Ежегодно и з рак и Иоа нна Богослова исходило тонкое благовонное миро в день его почитания . Особенно известен этим чудом мученик Димитрий Солунский , которого так и называют — Мироточивый . Ми роточение было столь обильным, что народ набирал миро в стеклянные сосуды . Мусульмане также считали его лекарством от всех болезней.

Гроб Николая Чудотворца был заполнен мир ом , когда его переносили в Итальянский г . Бари в 1087 г. И сейчас священнослужители ежегодно извлекают миро из небольшого отверстия в гробнице. Его добавляют в святую воду и разливают в специальные бутылки.

Нетленн ы е мощи Александр а Свирско го мироточил и и при первом и при втором их обретении. После перенесения мощ ей в храм , наблюдал а сь разная интенсивность мироточения . Однажды на это благоухание слетелись пчелы, которые роились вокруг раки святого. Это необычное явлен ие зафиксировали операторы теле канала НТВ .

В пещерах Киево-Печерской лавр ы находятся мироточивые главы. Периодически из них выделяется жидкость, которая обладает стойким приятным ароматом. Эти главы принадлежат неизвестным мученикам, кроме одной — священномученика Климента , Папы Римского .

Наносить масло нужно крестообразно, рису я кре ст спр ава налево, непосредственно на больное место или на любой другой участок тела. Но всегда нужно помнить, что без веры никакого исцеления не будет, это напрасный расход Божией благодати.

Пустые емкости и в с ё , что соприкасалось со святыней, выбрасывать нельзя, нужно либо самим сжечь в безопасном месте, либо отнести в храм и попросить кого-то из служащих сделать это.

Обретение и перенесение: что это и как происходит

Обретение мощ ей — э то обнаружение останков праведника .

М ощ и могли быть обнаружены по-разному:

  • с лучайно , при раскопках или строительстве;
  • п о указ анию самих святых, которые являлись людям в в и дениях ;
  • мог ли быть обретены по в торно , как например Глав а Иоа нна Предтечи и мощ и евангелиста Марка.

Особо важным для почитания мощ ей было развитие обычая их перенесения. Когда христианство было признано государственной религией, мощ и святых угодников начали открывать и переносить с местных кладбищ или захоронений в храм ы. Усиление этого обычая было очень осторожным , т.к. в ыкапывание останков могло восприниматься неоднозначно . Однако с о второй половин ы V века оно утверждается и разрешается с согласия епископа.

П еренесение или открытие всегда было торжественным — в честь этих событий устанавливались церковные празднества. Эт а церемония приравнивал а с ь к таким значимым событиям, как освящение церкв и или приезд высоких государственных персон . Эпизоды этого обряда изображал и сь на иконах или храм овых росписях.

Частицы в храмах

Для того , чтобы как можно больше христиан могли прикоснуться к святыне, и для возможности проводить Литургии, святые мощи делят на частицы . Любая, даже самая маленькая частица, является источником благодат ной силы . По словам Иоанн а Златоуст а, мощ и святых бесценное богатство, и при разделении , они, наоборот , приумножаются и дают больше благодати, в отличие от богатств земных.

Ещё в V в. начали отделять частицы от мощ ей. Это было необходимо для совершения на них литургии в новых храм ах . Сейчас в любо й церкви есть частицы нескольких святых. Их помещают в иконы или специальные ларцы. Выставляют на видное место, чтобы каждый верующий смог приложиться.

Вскрытие в советский период

М ощ и представлялись в XVIII-XIX вв . как нетленные тела святых и э тим воспользовались представители безбожной власти. Люди, вместо нетленных тел, видели только кости, и это могло способствовать отвращению их от веры. Иногда, введенные в заблуждение тем, что мощ и – это нетленное целое тело , сами священнослужители для реалистичности приделывали недостающие части тела из ваты или воска.

Первое надругательство над м ощами случилось уже в январе 1918 г. Это была рака преподобного Александ р а Свирского . Также были осквернены мощ и Иоасафа Белгородского, Иоанна Крон шт ад т ского , благоверного княз я Александра Невского. Всего за этот период было вскрыто 63-65 рак с мощ ами , останки святых передавали сь в местные музеи. Около 10 из них смогли восстановить и вернуть в храм ы.

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимы й и почитаемы й , после Пресвятой Богородицы, на Руси святой .


Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощ ам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощ ами есть во многих Российских храм ах .

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где мож но приложиться к мощ ам святых.

  • Самая известная Московская святыня — мощ и Матушки Матроны. Припасть к ним можно в Покровском монастыре .
  • В Богоявленск ом патриаршем соборе в Москве упокоились нетленные мощ и святителя Алексия Митрополита Московского.
  • М ощ и Патри а рх а Ти хон а почивают в Московском Донском с тавропигиальн ом мужско м монастыре .
  • В Московской обл . в Сергиевом Посаде нашли вечный покой нетленные благоухающие мощ и основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского.
  • М ощ и любимого последователя Сергия Радонежского — Саввы Стороже в ского , покоятся также в Московской обл. в Звенигороде в Саввино-Ст о рожевском монастыре.
  • В Муроме в единой гробнице похоронены супруги — святые благоверные Петр и Феврония . Помолиться и попросить по мощ и в супружестве можно в соборном храм е Свято-Троицкого женского монастыря .
  • В Ч етвертом Уделе Божией Матери в Дивеево Нижегородск ой обл . почивают мощ и преподобного Серафима Саровского .
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область слав я тся своими святынями.
  • Самая почитаемая не только петербуржцами, но и всеми россиянами является Ксения Петербургская. На Смоленском кладбище в часовне находится могила блаженной.
  • В Александро-Невской Лавре хранятся мощ и великого князя Святого Александра Невского.
  • В Александро-Свирско м монастыре можно приложиться к нетленным и мироточащим мощ ам Александра Свирского.
  • М ощ и праведног о Иоа нна Кронштад т ского также пребывают в Санкт-Петербурге , в женском Иоанновском монастыре.
  • В Верхотурском Николаевском монастыре в Крестовоздвиженском соборе покоятся мощ и Покровител я Урала — чудотвор ц а Симеон а Верхотурск ого .
  • К н етленным мощ ам Святител я Тихон а Воронежск ого (Задонск ого ) можно приложиться в Богородицком монастыре Задонска Л ипецкой обл., а в Ахтырском соборе г. Орла хранится десница (правая рука) чудотворца.
  • В Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре у поко ились нетленные мощ и Архиепископа Симферопольского и К рымск ого Луки.
  • В Таганроге Ростовской обл. можно поклониться чудотворным мощ ам Павла Таганрогского.

Святые мощ и имеют особенное благотворное воздействие на душу челове ка , напомина я, что все святые были простыми людьми , как мы, и они достигли совершенства в служении Богу . К чему и всем нам нужно стремиться , и верить , что и у нас получится, с Божией по мощ ью и по мощ ью предстателей.

Читайте также: