Психическое новообразование периода младенчества это тест

Сборник итоговых тестов по Детской практической психологии с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Предметом науки детской психологии являются:

+а) закономерности формирования психики ребенка;

б) механизмы созревания головного мозга в детском возрасте;

в) особенности функционирования центральной нервной системы у детей.

2. К методам детской психологии не относятся:

а) тестирование, анкетирование;

+б) антропометрические методы, рентгеновские и ультразвуковые исследования;

3. Детская психология как наука является ветвью:

+б) общей психологии;

в) психиатрии детского возраста.

4. Возникновение детской психологии как науки произошло:

+а) в середине XIX века;

б) в начале XIX века;

в) в середине XX века.

5. Принципы детской психологии:

а) природосообразности, культуросообразности, гуманизации;

+б) детерминизм, объективизм и развитие, единство сознания и деятельности;

в) истины, конкретности, объективности, системности.

6. Этапы развития детской психологии как науки:

+а) описательный, выделения в самостоятельную науку (в середине XIX века); экспериментальный период (начало ХХ века), современный;

б) предпосылочный (до начала XVIII века), научный (начало XVIII века), текущий;

в) зарождения, современного развития.

7. К областям детской психологии можно отнести:

+а) психологию младенчества, дошкольного детства;

б) психологию зрелого и старческого возраста;

в) педагогическую психологию.

8. Специальная детская психология изучает:

+а) закономерности психического развития с отклонениями;

б) клинику, диагностику и лечение психических заболеваний;

в) принципы наследственной передачи заболеваний.

9. Область детской психологии, включающая тифлопсихологию (психологию незрячих):

+а) коррекционная психология;

б) психология младенчества;

в) психология подростка.

тест 10. Группа методов детской психологии, к которой относится тестирование:

а) проективные методы;

+б) психодиагностические методы;

в) эмпирические методы.

11. К группе проективных методов можно отнести:

+б) тест пятен Роршаха;

12. Три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством научения — выделяет:

+а) бихевиористская теория;

б) теория трех ступеней Бюллера;

в) теория бессознательного Фрейда.

13. Фаллическая стадия, по Фрейду, это период:

14. Пиаже выделил 4 стадии развития:

15. Стадия формальных операций приходится на возраст:

16. Пять периодов психического развития (дикости и копания, охоты и захвата добычи, пастушества, земледельчества, торгово-промышленный) выделил:

17. Теория, созданная Л.С. Выготским, называется:

+а) культурно-историческая теория развития высших психических функций;

б) бихевиористская теория;

18. Л.С. Выготский выделил __кризисов детского развития:

19. Как называется процесс перехода внешней речи во внутреннюю:

а) Д.Б. Элькониным;

21. Деятельность, с которой в определенный период развития появляются главные новообразования и в рамках которой развиваются другие виды деятельности, называется:

22. Создателем теории психоанализа был:

24. Анальная стадия, по Фрейду, — это период:

25. Стадия конкретных операций, по Ж. Пиаже, наступает в возрасте:

26. Теорию формирования и развития интеллектуальных операций предложил:

в) Зигмунд Фрейд.

28. Какая деятельность является ведущей в младенческий период развития, по Выготскому:

+а) ситуативно-личностное общение со взрослым, затем ситуативно-деловое общение;

б) овладение орудийными действиями;

в) развитие предметных действий.

29. Какое новообразование характерно для периода раннего детства:

б) выделенность себя;

в) специфически-предметные действия.

тест№ 30. Обособление от окружающих, сравнение себя с другими – новообразования, характерные для кризиса:

в) тринадцати лет.

31. Ведущая деятельность в дошкольный период:

+а) сюжетно-ролевая игра;

б) общение со взрослым;

в) предметная деятельность.

32. При осуществлении конструктивной деятельности стремление к созданию совместных построек, сложная их тематика, стремление достигать результатов, длительное сохранение интереса к постройке характерны:

+а) для старшего дошкольника;

б) младшего дошкольника;

в) раннего детства.

33. Функция, связанная с мышлением как средством планирования и регуляции практического поведения ребёнка:

+а) эгоцентрическая речь;

б) диалогическая речь;

в) контекстная речь.

34. Психологическая готовность к школьному обучению складывается из личностной, интеллектуальной и ____________:

35. Ведущая деятельность подросткового периода:

+б) интимно-личностное общение со сверстниками;

36. По А.В. Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социум называется:

37. Стиль общения в семье, где дети и родители противостоят друг другу, называется:

38. Младшие дошкольники в игре:

а) предварительно планируют игру;

б) включают в игру до 10 человек;

+в) отображают трудовые действия взрослых.

39. Первым компонентом учебной деятельности являются:

а) учебные действия;

б) учебная задача;

+в) учебная мотивация.

40_тест. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:

+а) чрезмерном оберегании ребенка родителями;

б) чрезмерной мягкости родителей;

в) отвергающей позиции родителей.

41. Психологический механизм влияния родителей на детей, когда родители чутко улавливают внутренний мир ребенка и стараются откликаться на все его проблемы, называется:

42. Групповая идентичность (по Э. Эриксону) — это:

+а) ориентация ребёнка на включение в конкретную социальную группу, на выработку мироощущения, присущего данной группе;

б) умение ребенка анализировать стоящие перед ним задачи;

в) умение ребенка анализировать последствия своего поведения в группе.

43. Наличие у ребенка багажа конкретных знаний, кругозора в определенных областях характеризует _____________готовность к обучению:

44. Нерасчлененность детского мышления называют:

45. Формирование сенсомоторных структур ребенка происходит в возрасте:

46. Младший школьный возраст сензитивен:

а) к освоению своего внутреннего мира;

+б) учебной деятельности;

в) игровой деятельности.

47. Четвертый компонент усвоения — это:

+а) процесс запоминания и сохранения полученной и обработанной информации;

б) процесс непосредственного чувственного ознакомления с материалом;

в) положительное отношение учащихся.

48. Сензитивный период развития речи:

+б) от 1 года до 3 лет;

49. Центральное место в мотивации обучения в средней школе занимает мотив:

Тесты психология развития и возрастная психология.

1. Психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека – это возраст

2. Возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни – это возраст

3. Функция движения, направленная на внешний мир, - это функция

4. Установите правильную последовательность периодов онтогенеза, по Д.Б. Эльконину: 1) ранее детство 2) детство 3) отрочество

5. Закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов –это

6. История индивидуального развития личности – это

7. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития, - это закон

(?) неравномерности возрастного развития

(?) развития высших психических функций

8. Пассивное приспособление к среде – это

9. Сжатая форма действия, по Ж.Пиаже, - это

10. Особые, относительно непродолжительные по времени (до год(?) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями , - это возрастные

11. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития – это

(?) зона ближайшего развития

(?) зона актуального развития

12. Качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур – это

13. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков – это

14. Зависимость развития психики от предметных действий – это детерминизм

15. Закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе

(?) смежности во времени

16. Индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни, - это

17. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления – это

18. Понимание хода жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года, - это

19. Закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов, - это

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния, - это

21. Активное приспособление к среде – это

22. Изучение личности в разных видах деятельности – это

(?) метод обобщения независимых характеристик

23. Закон психического развития, согласно которому развитие есть цепь качественных изменений, - это закон

(?) сложной организации развития во времени

24. Подросток находится в положении личности, принадлежащей двум культурам, т.е. личности

25. За половое развитие в подростковом возрасте прежде всего отвечает гормон

27. Понятие юности как общей для всех людей фазы развития впервые сформулировано

28. По данным Д.Б. Эльконина, ведущей деятельностью подростка становится

29. Основным внутренним рычагом саморегуляции является

30. Удлинение тела стимулируется в основном гармоном роста, который называется

31. Желание подростка понять, какой он на самом деле, открывая для себя свой внутренний мир, - это

32. Первым научным психологическим трудом, посвященным подростковому и юношескому возрасту, была двухтомная работа

33. Наука о периоде расцвета всех жизненных сил человека – это

34. Способность понимать себя, свои собственные действия и состояния – это

35. Потребности в компетентности относят к потребностям

36. Основные типы темперамента получили свои названия по тем жидкостям, которые, согласно учению Гиппократа, преобладали у человека. Сангвинический темперамент связан с преобладанием

37. Эмоции отражают

(?) явления, имеющие стабильную мотивационную значимость

(?) предметы и явления реального мира

(?) объективные отношения, в которых находятся явления реального мира к нуждам организма

38. Факторы , вызывающие стресс, называют

(?) возникают из волевого начала

(?) возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

(?) независимы от потока текущих событий

(?) способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили

40. Греческая (или греко-арабская-персидско-таджикская) медицина в организме человека различает четыре основные материи, каждая из которых соответствует одному из элементов или стихий природы:

(?) кровь, лимфа, желчь, ткани

(?) кровь, лимфа, желчь, мышцы

(?) кровь, лимфа, желчь, черная желчь

(?) кровь, лимфа, желчь, кости

41. Средство хранения и передачи познавательного, трудового опыта многих поколений – это

42. Эмоция – отражение реальной действительности в форме

43. В основе темперамента лежит

(?) тип нервной системы

(?) спокойное, равномерное развитие

(?) противоречивое, неравномерное развитие

(?) прогрессирующее ускоренное развитие

(?) все ответы правильны

(?) социальная ситуация развития

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

1. Кризис трех лет впервые был описан:
а) Кёлером +
б) Блонским
в) Штерном

2. Согласно теории Фрейда, Эдипов комплекс развивается на стадии:
а) латентной
б) фаллической +
в) генитальной

3. Общее представление о проблеме и возможные пути и средства ее решения определяются на этапе:
а) общей оценки ситуации консультирования
б) предварительного консультирования
в) выдвижения (или уточнения) консультационной гипотезы +

4. Переход от частного к частному, минуя общее, называют:
а) трансдукцией +
б) эгоцентризмом
в) артифициализмом

5. Стиль общения в семье, когда родители и дети противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя свои потребности в самоутверждении, называется:
а) псевдосотрудничеством
б) изоляцией
в) соперничеством +

7. Концепция рационального воспитания, когда функцию подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя школа, проникает в семейную жизнь в веке:
а) XVI
б) XIX
в) XVIII +

8. Агрессивность, непослушание, лживость, наклонность к воровству формируется при:
а) отвергающей позиции родителей +
б) чрезмерном оберегании ребенка родителями
в) чрезмерной мягкости родителей

9. По Эриксону, область социальных отношений ребенка юношеского возраста:
а) родители
б) школа
в) группы сверстников +

10. Запаздывание социальной зрелости ребенка формируется при:
а) чрезмерной требовательности родителей к ребенку
б) чрезмерном оберегании ребенка родителями +
в) чрезмерной мягкости родителей

11. Согласно Петровскому, первая фаза вхождения ребенка в социальную общность называется:
а) адаптацией +
б) интеграцией
в) индивидуализацией

12. Младший школьный возраст сензитивен к:
а) освоению своего внутреннего мира
б) учебной деятельности +
в) игровой деятельности

13. Принцип вседозволенности господствует в семье:
а) с попустительским отношением +
б) отчужденной
в) авторитарной

14. Групповой эгоизм и индивидуализм, противопоставление себя другим группам характерны для группы:
а) ассоциации
б) кооперации
в) корпорации +

15. По Эриксону, формирование базового доверия к миру, преодоления чувства разобщенности и отчуждения происходит в период:
а) младенческого возраста +
б) игрового возраста
в) обучения в школе

16. Стиль общения в семье, когда родители и дети проявляют эгоцентризм, мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная), называется:
а) сотрудничеством
б) псевдосотрудничеством +
в) изоляцией

17. Стиль общения родителей и детей, когда в общении преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющимися, присутствует гибкость, взаимоуступчивость, называется:
а) изоляцией
б) соперничеством
в) сотрудничеством +

18. Стремление к эмансипации от взрослого называют:
а) строптивостью
б) своеволием +
в) обесцениванием взрослых

19. По Эриксону, обнаружение подростком неспособности строить планы на будущее, направленной, в конечном счете, на избегание взросления, называется:
а) негативной идентичностью
б) уходом от близких взаимоотношений
в) размыванием времени +

21. Единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей:
а) новорожденность +
б) раннее детство
в) дошкольный возраст

22. Отражает национальную принадлежность ребенка, выступает как мерило его социальной защищенности, является решающим фактором в приобретении индивидуальности:
а) прозвище
б) имя +
в) фамилия

23. То, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия:
а) учебная деятельность
б) предмет
в) учебная задача +

24. Сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности:
а) интеллектуальная готовность к школе
б) психологическая готовность к школе +
в) уровень развития ребенка

25. Пренатальный период состоит из … стадий:
а) пяти
б) двух
в) трех +

26. Он считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы:
а) Вунд
б) Юнг +
в) Фрейд

27. Симптом, рассекающий дошкольный и младший школьный возрасты:
а) “симптом потери непосредственности” +
б) “симптом потери посредственности”
в) “симптом приобретения непосредственности”

28. Раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов этого развития и причин перехода от одного периода к другому – это … детской психологии:
а) цель
б) объект
в) предмет +

29. Возникновение индивида – долгий и многофазный процесс:
а) эмбриогенеза +
б) воспитания
в) обучения

30. Они обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений:
а) сангвиники
б) интроверты +
в) экстраверты

Лобанова Галина Львовна
Вопросы для самопроверки по развитию детей раннего возраста с ответами

1.Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

Рождение является для организма ребенка большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и щадящей среде он резко переходит в абсолютно новые условия внешнего мира. Поэтому период новорожденности считают кризисным периодом.

2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

Безусловными рефлексами называются простейшие действия, которые умеет выполнять ребёнок. Они бывают разными по проявлению. В эту группу рефлексов относят сосательный, хоботковый, глотательный, поисковый (его также называют рефлексом Куссмауля, рефлекс Бабкина и другие. Рефлексы, за проявление которых ответственен спинной мозг, называют спинальными. Хотя каждый рефлекс нацелен на решение определенной задачи, их объединяет то, что они, обеспечивая защиту важных органов, позволяют организму приспособиться к новым для себя условиям.

3.Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

1. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством

новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

2. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые бы сочетались с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закреплялись. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на положение ребенка в пространстве.

4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

Если лишить организм новорожденного притока сенсорной информации, то нервные клетки проекционной коры не развиваются; в сенсорно обогащенной среде развитие нервных клеток и их контактов происходит наиболее интенсивно. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка.

5.Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

6.Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1—2 месяца, после кризиса новорожденности. Он начинает улыбаться маме и бурно радоваться при ее появлении. Мама (или другой близкий человек, ухаживающий за ребенком) должна как можно более полно удовлетворять эту новую потребность. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии.

7.В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

Познавательная активность ребенка по отношению к предметному окружению в первом полугодии жизни проявляется в активном поиске новых впечатлений, внимании и интересе к любому предмету, попавшему в его поле зрения, стремлении ознакомиться с ним всеми доступными средствами (зрительными, оральными — с помощью рта, мануальными — с помощью рук, а также в положительных эмоциональных переживаниях по поводу предмета и действий с ним. В первые недели внимание младенца к предметам проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем ребенок научается рассматривать предмет, прослеживать его движение. Однако это всего лишь реакция на сенсорные стимулы, но не восприятие отдельных предметов. В первом полугодии у младенцев еще нет устойчивого образа предмета. Это настоящая революция для ребенка первого года жизни.

8.Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

Акт хватания складывается под влиянием ситуативно-личностного общения со взрослым. Согласно этой точке зрения роль взрослого сводится к стимуляции недифференцированной двигательной активности младенца, а направленность на предмет и предметные действия возникают независимо от взрослого, в результате спонтанных движений младенца. Второй ответ заключается в том, что в общении со взрослым интенсивно развиваются все сенсорные системы младенца. Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца.

9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

На 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками Происходит развитие познавательной активности во втором полугодии. В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкой моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.

10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий. Манипулирование предметами позволяет ребенку выделить постоянные, устойчивые их свойства, благодаря чему формируется образ предмета и представление о его инвариантности.

11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

В младенчестве складываются предпосылки развития речи. "Довербальный период" речевого развития начинается сразу после рождения ребенка и проявляется сначала в голосовых реакциях новорожденного – хныканьи. Примерно в конце месяца они преобразуются в редкие отрывистые звуки, которые считаются зачатками лепета. Произносимые ребенком первые звуки лишены коммуникативной функции. Развитие предпосылок речи в младенчестве имеет определенную динамику: · 3-4 недели – крик, хныканье как способ привлечение внимания взрослого; · 2-3 месяца – гуление (вокализация, усиливающееся при приближении взрослого.

12.Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

Основными новообразованиями младенческого периода являются хватание и ходьба. Примерно в 5 месяцев происходит перелом в развитии ребенка, он связан с возникновением акта хватания - первого организованного, направленного действия. Активно идет развитие психических функций и процессов в течение первого года жизни. Отмечается развитие сенсорики:. совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

13.В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.


Игра с разноцветными прищепками по сенсорному развитию для детей раннего возраста "Волшебные прищепки" Цель: - развитие мелкой моторики рук, творческого воображения дошкольников. Задачи: - учить детей манипулировать с.


Многофункциональное пособие по развитию речи для детей раннего возраста Многофункциональное пособие, помогающее педагогу использовать различные варианты игровых заданий и упражнений. Оборудование: Прямоугольные.

Памятка для родителей по развитию речи у детей раннего возраста Советы по развитию речи у детей раннего возраста Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем,.

Увлекательные загадки для детей 2–3 лет с ответами Загадки для детей 2-3 лет с ответами. Увлекательные загадки для малышей. Загадки про времена года, про овощи и фрукты, про ёлку, про айболита,.


Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.

Загадки про фрукты и ягоды для детей старшей группы с ответами Загадки про фрукты и ягоды для детей старшей группы с ответами Загадки для старших дошкольников и младших школьников с ответами Детские.

I вариант.

1. Как называется закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов?
а) сензитивность+
б) вариативность
в) компенсаторность
г) преемственность

2. Подберите определение понятию геронтогенез:
а) период старения и старости+
б) наука о внутриутробных дефектах развития плода
в) период зрелости
г) инфекционное заболевание
д) переход от юности к взрослости

3. Чем является реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния?
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+
г) катаболизм

4. Прочитайте предложение и вставьте слово, которого не хватает:
Наука, изучающая пожилой возраст, называется __________
Ответ: геронтология.

5. Выберите проблемы возрастной психологии:
а) проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека+
б) проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие+
в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; +

6. Год принятия ЮНЕСКО “Конвенции о правах ребенка”:
а) 1989 г. +
б) 1992 г.
в) 1962 г.
г) 1997 г.

7. Что называется ходом жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года?
а) жизненный стиль
б) жизненный цикл
в) время жизни
г) жизненный путь

8. Какой период жизни человека, изучает возрастная психология?
а) от рождения до смерти+
б) с 7 до 18 лет
в) с 7 лет до смерти
г) от рождения до 18 лет
д) от рождения до 60 лет

9. Что является предметом возрастной психологии?
а) изучение закономерностей психического развития в онтогенезе+
б) изучение индивидуально-психологических различий между людьми
в) изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата
г) изучение процесса обучения и воспитания
д) изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов

10. Прочитайте текст и вставьте недостающее слово:
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется _________психологией.
Ответ:возрастной

11. Чем является процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления?
а) учением
б) научением
в) обучением
г) усвоением+

12. Что такое специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве “мы”, отличного от всех остальных возрастных общностей?
а) возрастная структура
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура+
д) возрастная степень

13. Что такое признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости?
а) возрастная степень+
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура
д) возрастная структура

14. Как называется закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе?
а) закон готовности
б) закон упражнения
в) закон смежности во времени
г) закон подкрепления+

15. Что образуется совокупностью людей, занимающих в определенный момент времени нормативно выделенную возрастную степень?
а) возрастной класс+
б) возрастная степень
в) возрастная группа
г) возрастная культура
д) возрастная структура

16. Как называется индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом его жизни?
а) икрогенез
б) филогенез
в) антропогенез
г) онтогенез+

17. Как называется быстрое изменение в психике и поведении человека, которое происходит под влиянием социальных факторов?
а) эволюционным развитием
б) ситуационным развитием+
в) революционным развитием
г) поступательным развитием

18. Какой возраст человека определяется психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими изменениями?
а) социальный
б) психологический+
в) Энергетический
г) субъективный

19. Что такое сенситивный период?
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития
в) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения+
г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

20. Каким возрастом является период с момента зачатия и до конца жизни?
а) биологический
б) хронологический+
в) профессиональный
г) социальный

II вариант.

1. Какая функция движения направлена на внешний мир?
а) тоническая
б) рефлексивная
в) кинетическая
г) регулятивная+

2. Расставьте в верном порядке периоды онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) ранее детство
2) детство
3) отрочество
а) 1,2,3+
б) 2,3,1
в) 3,2,1
г) 1,3,2

3. Семиотическая функция это:
а) способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого
б) процесс объединения значений двух явлений между собой
в) процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее
г) способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков+

4. Назовите закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов:
а) эволюционизм
б) детерминизм+
в) функционализм
г) эгоцентризм

5. История индивидуального развития личности это:
а) жизненный цикл+
б) жизненный путь
в) образ жизни
г) стиль жизни

6. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития это:
а) метаморфозы
б) неравномерности возрастного развития+
в) биогенетический
г) развития высших психических функций

7. Кризис возрастного развития это:
а) новый этап в развитии психических качеств человека
б) переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом
в) несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам
г) задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера+

8. Пассивное приспособление к среде это:
а) аккомодация
б) социализация
в) ассимиляция+
г) фрустрация

9. Выберите форму действия по Ж.Пиаже:
а) эмоция
б) речь
в) операция+
г) мысль

10. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями ?
а) особенности
б) новообразования
в) кризисы+
г) свойства

11. Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями:
а) стихийным обучением
б) организованным обучением+
в) преподаванием
г) изменением

12. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития:
а) зона ближайшего развития+
б) кризис развития
в) новообразование развития
г) зона актуального развития

14. Чем является процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков?
а) обучением+
б) усвоением
в) тренировкой
г) научением

15. Возрастное новообразование это:
а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период+
б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями
в) восприимчивость к внешним воздействиям
г) индивидуальные особенности ребенка
д) структура личности ребенка

16. К какому детерминизму относится зависимость развития психики от предметных действий ?
а) механический
б) сихологический
в) деятельностный+
г) биологический

17. Как называется метод при котором, одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени?
а) лонгитюдным методом+
б) близнецовым методом
в) кросс-культурным исследованием
г) квазиэкспериментом
д) генетическим методом

18. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления это:
а) учение
б) научение
в) обучение
г) усвоение+

19. Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства это:
а) констатирующий эксперимент+
б) формирующий эксперимент
в) Моделирование
г) Исследование
д) наблюдение

20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния это:
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+
а) катаболизм

Читайте также: