Произвольность познавательных процессов это новообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_proizvolnosti_psihicheskih_protsessov_i_povedeniya.docx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Приложение к АООП НОО
курса по психологи
для 1 и 2 с(к)классов.
Срок реализации 1 год.
По мнению известных педагогов и психологов в младшем школьном возрасте активно развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, т.е. младшие школьники учатся управлять своими действиями и поведением.
Этот процесс часто осуществляется стихийно и приводит к нежелательным последствиям: труднообучаемости и трудновоспитуемости. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. Распределение и переключение внимания ниже среднего у 35% детей, механическое, малоуправляемое запоминание учебного материала отмечается у 40% младших школьников. Дети невнимательны, часто отвлекаются на посторонние предметы, шум и др., они не понимают значение своей работы, не осознают, для чего она нужна, какова ее цель. Это свидетельствует о неумении управлять собой и психическими процессами, что связано с недостаточным развитием произвольности, недостаточным развитием волевых усилий, неумением контролировать себя.
Слабое развитие произвольной сферы: неумение детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований; неумение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, создает серьезные проблемы уже на начальном этапе школьного обучения. Основная причина – недостаточное развитие волевой сферы, устойчивости внимания, организации процесса запоминания и воспроизведения информации.
Поэтому большое значение имеет активное развитие произвольности психических процессов и поведения именно в начале школьного обучения. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, – детям с ОВЗ (задержка психического развития), обучающихся в коррекционных классах. Стандарты нового поколения отражают необходимость более глубокого и дифференцированного подхода в развитии и обучении данной категории обучающихся, при поддержке и взаимодействии всех участников образовательного процесса, активной позиции родителей и мотивированности самого ученика.
Данная программа направлена на развитие произвольности психических процессов, деятельности и поведения обучающихся, их интеллектуально - познавательной сферы; на активизацию психических процессов, обеспечивающих постепенное усвоение школьных знаний, способствующих дальнейшему положительному психологическом развитию учащихся; обеспечивает повышение качества усвоения знаний при обучении всем школьным предметам. Реализация программы позволяет через работу с самосознанием ребенка, через тренировку его созревающих функций развивать и совершенствовать у младших школьников системы произвольной саморегуляции.
Прежде, чем определить группу учащихся, проводится предварительная работа: беседы психолога с педагогами, родителями и детьми; ознакомление с документацией ПМПК, рекомендациями специалистов; общая диагностика (при необходимости - дополнительная диагностика).
Занятия проводятся один раз в неделю, в подгруппах по 6-7 человек, с учетом индивидуального подхода. Примерное время работы подгруппы 20 – 25 мин., в течение всего учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г). Важной составляющей каждого занятия являются разминка, упражнения мозговой гимнастики МГ и физкультминутки.
Цель программы: развитие и совершенствование у младших школьников всех звеньев системы произвольной саморегуляции и самоконтроля.
1. Развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю в различных видах деятельности и поведении.
2. Формировать у обучающихся умение составлять программу исполнительных действий, пользоваться обратной связью.
3. Развивать способность удерживать цель выполняемой деятельности.
4. Развивать навыки корректировки допущенных ошибок, как в процессе самой деятельности, так и по ее окончании.
5. Активизировать развитие интеллектуально - познавательной сферы обучающихся.
6. Развивать самостоятельность в учебной деятельности.
7. Осуществлять контроль за развитием интеллектуальных способностей обучающихся.
Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:
Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.
Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом - взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, структурированной и четко переходящей от простого к сложному.
Сроки реализации : 1 раз в неделю, 2 подгруппы, в течение учебного года (33 урока в 1-в, 34 урока в 2-в,г) .
Объект коррекции: : обучающиеся 1- в, 2- в,г с (к) классов.
Предмет: произвольная сфера психических процессов, деятельности и поведения.
Основное направление программы: общеинтеллектуальное.
Методы и формы работы: подгрупповые занятия (беседы, развивающие упражнения, игровые приемы, логические поисковые задания, соревновательный метод, самопроверка, самоанализ, рефлексия, релаксационные упражнения).
Формы контроля : входная, промежуточная, итоговая диагностика, наблюдения, собеседования.
Методические рекомендации по реализации программы.
Содержанием основной части урока является' целенаправленное развитие высших психических функций, их произвольность. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят задания, упражнения, игры, направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. В качестве важной составляющей основной части урока выступает развитие личностных и поведенческих характеристик обучающихся: осознание ими разных видов поведения, умение контролировать свои действия и поступки, давать им оценку, проводить самокорректировку.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении заданий. Существенным моментом здесь является рефлексия, ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались, чему научились на данном уроке и как это им может пригодиться в дальнейшем.
Представленные на занятиях задания позволяют решать все аспекты учебной цели: образовательный, развивающий, коррекционный и воспитывающий.
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с заданием, раздаточным материалом, в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Развитие речи при работе с словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Коррекция мыслительной деятельности (несформированных процессов анализа, сравнения, синтеза, обобщения, выделения главного, аргументированного доказательства и опровержения).
Коррекция негативных личностных проявлений
Воспитание аккуратности и дисциплины труда, любви к жизни во всех проявлениях
Воспитание усидчивости, умения преодолевать трудности, силы воли, настойчивости
Критерии эффективности программы. Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше
самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность; заинтересованность школьников обеспечивают положительные
- результаты выполнения контрольных заданий, аналогичные тем, что уже выполнялись учениками, но другие по-своему
внешнему оформлению, степень их самостоятельности;
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным
дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Объективными методами измерения эффективности программы служит промежуточная и итоговая диагностика; наблюдения, собеседования.
Предполагаемые результаты реализации программы:
Обучающиеся должны научиться:
- подбирать в своей деятельности неординарные способы решений, творчески подходить к выполнению заданий;
- самостоятельно выполнять данное учителем задание;
- проявлять собственную активность в получение знаний;
- контролировать собственные действия в ходе выполнения задания;
- повышать общий уровень психологического и интеллектуального развития.
У обучающихся должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия.
- принимать позицию ученика (проявлять положительное отношение к школе, осознавать необходимость обучения, мотивировать себя на активизацию интереса к школьной жизни);
- налаживать положительные контакты с людьми;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- делать анализ своих действий и поступков;
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
- активно формировать в себе познавательные, учебные мотивы, стремление к приобретению новых знаний;
- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий.
- учиться позитивно проявлять себя в общении;
- учиться договариваться и приходить к общему решению;
- учиться понимать эмоции и поступки других людей;
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтных ситуаций.
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников;
- учиться прогнозировать последствия своих поступков;
- уметь определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- строить речевое высказывание в устной форме.
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации;
- делать выводы в результате совместной работы в группе;
- учиться графически оформлять изучаемый материал;
- моделировать различные ситуации;
- усваивать разные способы запоминания информации.
Материально-техническое оборудование : АРМ учителя, цветные карандаши, альбомные листы, раздаточный материал, музыкальное сопровождение.
Выберите книгу со скидкой:
Книга: "Ускоряйся! Наука DevOps. Как создавать и масштабировать высокопроизводительные цифровые организации"
350 руб. 874.00 руб.
Псевдонаука и паранормальные явления: Критический взгляд
350 руб. 712.00 руб.
Python для сложных задач: наука о данных и машинное обучение
350 руб. 1578.00 руб.
Магия психотерапии: Как наука помогает изменить жизнь к лучшему
350 руб. 650.00 руб.
Наука раскрытия преступлений: Опыт израильского криминалиста
350 руб. 750.00 руб.
Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания + Покет-серия
350 руб. 290.00 руб.
Наука успеха: Как фокусироваться на важном и найти свой уникальный путь
350 руб. 650.00 руб.
Математика космоса: Как современная наука расшифровывает Вселенную
350 руб. 860.00 руб.
Мир, полный демонов: Наука - как свеча во тьме
350 руб. 790.00 руб.
Разоблаченная Изида. Т. 1. Наука
350 руб. 282.00 руб.
Наука в поисках Бога
350 руб. 750.00 руб.
Вера против фактов: Почему наука и религия несовместимы
350 руб. 750.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Зайцева Светлана АндреевнаНаписать 3312 30.05.2016
Номер материала: ДБ-103616
- Школьному психологу
- Статьи
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
-
30.05.2016 10904
-
30.05.2016 2550
-
30.05.2016 2476
-
30.05.2016 729
-
30.05.2016 306
-
30.05.2016 347
-
30.05.2016 1664
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Познавательные процессы в дошкольном возрасте делают марафонский рывок, превращая несведущего малыша в активную личность – мыслящую, действующую, занимающуюся творчеством. За считанные годы происходит становление умственного потенциала, подготавливая ребенка к большому старту — к школьному обучению и к дальнейшей взрослой жизни.
Особенности формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности.
Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло.
Поскольку ребенок в 3-4 года занят предметной деятельностью, то мышление его также направлено только на объекты, вызывающие любопытство.
Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать.
Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов.
Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность.
Структура познавательной сферы и краткое описание развития процессов
Процессы познания составляют основу познавательной сферы. К ним относятся:
- восприятие
- воображение
- память
- мышление
- внимание
Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.
Последний из перечисленных психических процессов обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Ребенок обращает внимание на предмет или его деталь, на природное явление или звук, и в ту же секунду что-то выделяет, запоминает, представляет, обдумывает.
Выделяется своим удельным весом в познавательной сфере и восприятие. Это ведущий познавательный процесс в дошкольном возрасте, так как умственное развитие начинается с получения сенсорной информации с помощью органов чувств. Постепенно восприятие приобретает осмысленность и становится основой познавательной деятельности. Из этого же процесса отщепляется память и обретает самостоятельные функции познания.
Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Малыш видит красочные фигурки, прикасается к мягким игрушкам, пробует на вкус пластмассовое колечко… Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов.
Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям:
- выявлению важнейших признаков на основе обследования окружающих объектов;
- формированию сенсорных эталонов и освоению в их использовании;
- формированию пространственной ориентации, понятий глубины, высоты и пр;
- восприятию времени и ориентации во временных интервалах,
- умению воспринимать художественные произведения.
К 3-летнему возрасту ребенок уже имеет определенную информационную базу, позволяющую ему узнавать, вспоминать, воспринимать более сложные явления и целостные объекты.
Младший дошкольник все еще обследует объекты случайным образом – в игре, самые броские качества. Но уже в 5 лет ребенок способен пристально рассматривать некий предмет, чтобы узнать о нем как можно больше, выявить особенности и свойства.
В старшем дошкольном возрасте происходит интеллектуализация восприятия. Дошкольник ставит задачу обследовать объект или определить его качества. При необходимости он дает речевое описание воспринимаемого с необходимой детализацией.
За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память. У дошкольника развиваются следующие виды памяти:
- образная
- двигательная
- словесная
Первые запоминания отрывочны, имеют форму единичных представлений о конкретном предмете. Но эти дискретные представления уже позволяют ребенку вспомнить и узнать ранее виденные предметы или знакомых людей.
Младшие дошкольники ориентированы на самые заметные признаки, их и запоминают. Чаще эти признаки не существенны. Совсем не важно, что мячик красного цвета. Главное, что он упругий и умеет прыгать.
Но способность к анализу в трехлетнем возрасте еще только зарождается, и ребенок настойчиво может выбирать именно красный мячик, с которым он уже игрался.
Прежде всего, у дошкольника развивается образная память. Занимаясь игрушками или обследуя предмет, он замечает все больше характеристик, благодаря чему формируется образ. Существенную помощь в развитии образной памяти ребенка оказывает взрослый, если обращает его внимание на важные признаки и проговаривает: например, у чайника есть носик, у цветочка – лепестки.
Старшие дошкольники сами используют речь, чтобы лучше запомнить информацию. Образный вид памяти дополняется словесным. Во-первых, дети узнают все больше слов, а, во-вторых, слово они связывают с образом, перемещая как одно, так и другое в соответствующие отделы головного мозга.
Непосредственное эмоциональное запоминание и последующее припоминание дошкольник постепенно дополняет произвольным задействованием памяти с использованием словесной формы. Он научается подчинять свои действия определенным целям. Точно также ставит перед собой задачу запомнить рассказ или порядок сборки конструктора, чтобы при необходимости воспроизвести.
В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное запоминание, и подключается логическая память, что способствует развитию других познавательных процессов.
В младшем дошкольном возрасте воображение носит только воспроизводящий характер. Ребенок вспоминает о том, что он уже видел или слышал, проявляет минимальную фантазию, чтобы подобрать подходящие предметы-заместители, использовать их в игровых действиях.
Детское воображение качественно меняется, если дошкольник обучается дополнять известный ему образ или сюжет новыми деталями. В 5 лет дети рисуют конфетное дерево и сказочную страну, примеряют к себе образы волшебников и фей, придумывают сюжеты ролевой игры.
Шестилетний ребенок смело фантазирует. Может создать вымышленный персонаж, только отдаленно напоминающий известный образ. Воображение старшего дошкольника характеризуется тем, что он придумывает замысел, а потом ищет средства его реализовать: нарисовать, вылепить, сочинить историю. Процесс воображения становится творческой деятельностью.
Становление мышления дошкольника происходит посредством доминирующих форм познания действительности. Ребенок проходит путь от практических действий до логических умозаключений, используя формы мышления:
- наглядно действенное
- наглядно образное
- словесно логическое
На начальном этапе мыслительная деятельность ребенка тесно переплетена с его практическими действиями. Обследуя предметы, малыш получает информацию об их свойствах. Научаясь пользоваться бытовыми приборами, не только усваивает их функции, но и получает много дополнительной информации. Дети делают определенные выводы, увидев, как чашка разбилась, бумага разорвалась, а полотенце остается целым, сколько его ни тяни.
Элементарные действия дают много информации, которая запоминается и используется ребенком в мыслительных операциях. Например, строя башню из кубиков и конусов, малыш может попытаться поставить кубик на конус, но после первой же попытки убедится, что такая конфигурация невозможна и станет использовать конусы только как завершающие детали.
Наглядно образное мышление позволяет дошкольнику, не прибегая к действиям, анализировать, сравнивать, делать выводы. Мыслить на основе образов ребенок начинает на той стадии, когда у него формируются обобщенные представления о предметах и явлениях.
Накапливая опыт в играх, творческой деятельности, конструировании, речевой деятельности, старшие дети начинают постигать логику и объективные закономерности. Формируются предпосылки развития логического мышления. Поначалу логическое мышление проявляется как мысли вслух, зачастую сопровождающие действие. Ребенок узнает все больше понятий, высказывает свои суждения о том, что он наблюдает или представляет. Развивается словесно-логическое мышление как переходное к теоретическому. Постепенно размышления переходят во внутренний план, и дошкольник формулирует готовый ответ или предложение.
Способами умственной деятельности являются мыслительные операции. К концу дошкольного возраста наиболее развиваются анализ, сравнение и обобщение.
Развитие внимания в дошкольном возрасте заключается в расширении объема и становлении важнейших свойств:
- распределения
- устойчивости
- переключения
Младшему дошкольнику уже удается уделить внимание двум предметам одновременно. Особенно, если этим процессом управляет взрослый и предлагает осматривать одновременно оба объекта (яблочко краснобокое, а груша желтая; два кубика – большой и маленький). Ребенку нужно распределить внимание, и на первых порах удается охватить вниманием только два объекта.
В 3-4 года малыш в состоянии заниматься одним делом до получаса. Но устойчивость внимания зависит от вида деятельности. Смотреть на картинку он сможет не более 5 минут, в то время как играть способен 20 минут. Устойчивость внимания значительно увеличивается к старшему дошкольному возрасту и прослеживается в привлекательных для ребенка видах деятельности.
Сложнее всего дается дошкольнику произвольное переключение внимания. Непроизвольно его внимание может перебегать от одного объекта к другому и задерживаться ровно столько, сколько существует интерес. К началу школьного обучения ребенку необходимо научиться переключать внимание по сигналу. Важно начать такие тренировки с 6 лет, поскольку это благоприятный возраст для развития данного свойства.
Внимание сопровождает формирование всех познавательных процессов у дошкольников. Оно выполняет функцию сигнала, чтобы запустить восприятие, воображение, мышление, а также является условием, обеспечивающим продолжительность процесса.
В детстве внимание носит непроизвольный характер, то есть, по большей части происходит непреднамеренно, на основе интереса, познавательной активности дошкольника. Задача взрослых направлять ребенка, тренировать удерживать внимание, что приведет к произвольному управлению процессом.
Влияние речи на развитие познавательных процессов
Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании.
Такую речь называют в психологии эгоцентрической. Она помогает ребенку сконцентрироваться на выполнении действий, а также стимулирует воображение. Проговаривая, дошкольник представляет, что он хочет получить в результате.
Воспринимая окружающий мир, дети сообщают то, что они видят, слышат и чувствуют. Обозначение словами тех признаков, которые они заметили, позволяет абстрагироваться от конкретного предмета и прийти к обобщению.
Серьезным помощником становится речь и в развитии памяти. Описывая признаки предметов или явлений, ребенок создает понятный для него образ, который гораздо легче запоминается, нежели абстрактная характеристика.
Отдельным достижением является словесно-логическая память, овладение которой открывает дошкольнику новые возможности: запоминание стихов и литературных произведений, воспроизведение своими словами рассказов. Память тесно переплетается с мышлением. Механическое запоминание в старшем дошкольном возрасте вытесняется осмыслением того, что необходимо запомнить.
Речевые связи помогают выстроить мыслительный процесс. Продвигаясь от наглядно действенной формы мышления к образной, дошкольник сначала научается проговаривать вслух способы своих действий, а затем подобная цепочка перемещается на уровень мыслей. Формируется внутренняя речь – внутренний план деятельности, основа практического и логического мышления.
Таким образом, речь включается в познавательную деятельность, благодаря чему происходит интеллектуализация психических процессов.
Сама речь также становится интеллектуальной деятельностью: дошкольникам доступны беседы, рассуждения, сочинение историй и сказок. Чтобы побеседовать о чем-нибудь или придумать историю, нужно многое вспомнить, представить образно, выстроить цепочку мыслей и рассуждений, учитывать причинно-следственные связи и различные характеристики. Да и подобрать точные слова, которые бы верно отражали суть, — это тоже работа мыслительных операций.
Интеграция познавательных процессов с речевыми возможностями обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие и формирует произвольность умственной деятельности дошкольника.
Читайте также: