Кто из психологов ввел понятия психологические новообразования

Новообразование в психологии – это такое изменение, которое возникает в жизни человека на определённой стадии его развития. То есть на каждом возрастном этапе.


Раннее детство

Новообразование в психологии – это социальные изменения, определяющие сознание человека, его внешнюю и внутреннюю жизнь, отношение к окружающей среде.

Школьный возраст

Возрастные новообразования в психологии – это весьма интересная тема. Особенно если она касается детства – дошкольного и раннего ученического возрастов.

Исследования, проведённые доктором психологических наук Еленой Евгеньевной Кравцовой, доказали, что в обозначенных периодах новообразованием является воображение. Оно делится на три составляющие. Это опора на наглядность, своя внутренняя позиция и применение прошлого опыта.

Впоследствии, в процессе обучения, образуется другое сложное новообразование – произвольность действий. На её формирование уходит много времени. Поскольку для этого требуется приложение волевых действий, преодоление внутренних препятствий, улучшение смысловой памяти. В данном возрасте ведущей деятельностью ребёнка становится учёба. И овладение ею в полной мере является главным новообразованием школьного периода.


Подростковый период


Выводы А. В. Петровского

Артур Владимирович был выдающимся советским психологом. И он пришёл к весьма интересным выводам. Он считал, что новообразование в психологии – это явление, возникающее в жизни человека, когда тот интегрируется в определённые социальные группы. И Петровский был прав.

На протяжении всей жизни мы то и дело включаемся в новые социальные группы. Школа, вуз, работа, спортивные секции, курсы по изучению языков – везде нас ожидают новые коллективы, в каждый из которых человек вписывается, проходя через три стадии.


Молодость

Ещё один важный этап. Тоже переломный, хотя не настолько, как подростковый. Но более долгий – он продолжается примерно от 20 до 30 лет.

На первом месте у большинства стоит профессиональная деятельность. Что правильно, поскольку человек начинает приобретать значимость и ценность, задействовав все свои навыки, интеллектуальные ресурсы и полученные в ходе обучения знания. Попытки получить место под солнцем и статус личности с большой буквы – вот главные на этот момент новообразования.

Психология развития рассматривает период молодости как этап, на котором человек вырабатывает индивидуальный жизненный стиль, обретает окончательный смысл своего существования, выстраивает систему личных ценностей. От того, чем занималась личность в это время, нередко зависит то, кем она будет в дальнейшем. Также в этот период продолжается интеллектуальное развитие. Общепризнанное мнение – молодость является самым ценным этапом в жизни человека. Поскольку в этот период каждый находится на пике своих возможностей и вполне может добиться солидных высот, если задействует все имеющиеся у него ресурсы.


Зрелость

Это самый долгий период в жизни человека. Нет однозначных рамок. Немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон, например, считает, то зрелость начинается по завершении молодости и продолжается до 65 лет. Впрочем, не это важно.

Психологическое новообразование – это в психологии такое понятие, для которого нет рамок. Данные явления сопровождают нас всю жизнь. И в зрелом периоде тоже.

Данный этап – пора полного расцвета личности, когда человек исполняет своё жизненное предназначение во всех областях, являющихся для него важными. В это время люди обычно избавляются от неоправданного юношеского максимализма и приходят к тому, что лучше всего подходить к проблемам с практичностью и взвешенностью.

Проблемы

Естественно, мало у кого обходится без кризиса среднего возраста. В этот момент проявляются особые новообразования. Люди, которые что-то не успели или не попробовали, испытывают неудовлетворённость жизнью. Они понимают, что их планы резко разошлись с реализацией. Внутреннее напряжение нарастает из-за личных отношений. Кто рано обзавёлся детьми, переживает из-за их ухода в самостоятельную жизнь. У некоторых умирают близкие родственники. Многие браки распадаются в период зрелости. Нередко именно на этом этапе люди впадают в депрессии.

Но психологи уверяют: непрактично в этот момент унывать. Поскольку многие характеризуют зрелость как перспективный период, в момент которого многие люди успешно реализуют свой потенциал, если у них есть цель.


Новообразования старости

Принято считать, что этот период начинается в 75 лет. Он является заключительным. И старость является очень сложным психосоциобиологическим явлением. И главное новообразование – это изменение социального статуса. Большинство старых людей перестают выполнять значимую роль. Их социальный мир сужается. Возрастает уязвимость организма. Некоторые не унывают и пытаются успеть воплотить в жизнь то, что они ещё не успели. Другие находят хобби и наконец отдыхают. Третьи же не могут найти себя и тихо переживают, погрузившись в воспоминания своей молодости и себя. Они смотрят на тех, кем они были, переживают памятные моменты юности. Только это чаще приносит боль и осознание, что так уже никогда не будет: молодость не вернуть.

Потому психологи советуют найти себе ведущую деятельность, которая помогла бы сделать старость счастливой. Это будет правильно и справедливо по отношению к самому себе – наиболее дорогому в жизни человеку.

Понятие и суть

В психологии под новообразованием понимают психическое и социальное изменение, которое происходит в сознании человека. Оно определяет качество жизни, темп развития, отношение к среде. Новообразование — результат качественного изменения.

У каждого возрастного периода есть свои специфические характеристики. Для него типичны свои новообразования, которые становятся ведущими для данного возраста. Личность человека подчинена ведущему изменению, от него зависит, как личность будет развиваться в. К новообразованиям относятся психические явления, отдельные свойства характера.

В подростковом возрасте свойства новообразований могут быть неверно истолкованы. Психиатр или невропатолог могут ошибочно принять их за симптомы психического заболевания. Важно не торопиться с лечением и вначале наблюдать за изменениями в поведении подростка. Вероятно, когда период перехода на новую ступень развития личности закончится, поведение подростка нормализуется.

История открытия и исследователи

Несмотря на работу, которую проделали психологи для изучения особенностей развития психики, в теории возрастной периодизации развития психики остается много сомнительных моментов.

Первая проблема относится с самой ведущей деятельности. Определить четкие критерии, которые позволили бы отделить деятельность, направленную на развитие, от других видов деятельности, нет. Нельзя сказать, что игра для ребенка значительно отличается от неигры, общение от необщения. Основным фактором отбора ведущей деятельности психологи рассматривают мотив. Но исследования показывают, что для детей одна и та же деятельность может быть продиктована разными мотивами. При этом сложно отследить, какая деятельность привносит изменения в Я-образ ребенка, а какая проходит бесследно.

Второй сложностью, вставшей на пути изучения возрастной периодизации, стала смена одного вида ведущей деятельности на другой. В. Давыдов утверждал, что последовательная смена (когда ребенок вместо игры концентрируется на учебе, а взрослый с обучения переключается на труд) происходит не всегда. Ведь элемент игры сохраняется в учебной деятельности. И даже у взрослых.

Третьей проблемой стала взаимосвязь деятельности и условий психического развития. Считается, что развитие личности ребенка стимулируется общением со сверстниками и взрослыми. Но не каждый вид общения влияет на психику благотворно. Если ребенок находится во враждебной среде, познавательные функции угнетены. Общение не только не способствует развитию, но и замедляет его.

Чтобы проверить теорию автономности процесса возрастного развития, Выготский предложил использовать новый подход в образовании. Он полагал, что уроки необходимо упразднить, предоставив детям возможность самим выбирать, что они хотят изучать. Такой подход практиковался в ряде школ, но он показал отрицательный результат. Дети, которые самостоятельно выбрали предметы для изучения, не отличались высокими интеллектуальными способностями. Наоборот, чаще они отставали от сверстников.

Выготский и его последователи убеждены, что это только первый этап исследований и его результат нельзя считать окончательным провалом теории самообучения. Необходимо больше исследований, чтобы проработать версии об отличиях развивающего свободного общения и организации взаимодействия детей в коллективе.

Классификация


Классификация психологических новообразований связана с возрастными периодами. Основным считается возрастная линейка, предложенная Элькониным:

  1. Новорожденность — ребенок обладает комплексом оживления, который активизируется сразу после рождения.
  2. Младенчество — приобретение навыка прямохождения, умения отличать родных взрослых от чужих людей.
  3. Раннее детство — появление самооценки, активной речи, интереса к сверстникам.
  4. Дошкольный период — возникновение субъектного поведения, развитие познавательных функций.
  5. Отрочество — развитие мышления, умения планировать, формирование высших чувств.
  6. Юность — появление способности к саморазвитию, саморефлексии.
  7. Молодость — понимание своей деятельности, формирование устойчивого отношения к миру.
  8. Взрослость — распределение обязанностей между обществом, семьей и работой.
  9. Зрелость — переход к новой социальной роли, оценка жизненных достижений.
  10. Старость — подведение жизненного итога.

Значение в развитии индивида

Если у человека нет возможности вовремя попасть в подходящие условия для развития ведущей деятельности, шансы на появление новообразования снижаются. Дети, с которыми редко разговаривают, учатся произносить звуки гораздо медленнее. Они могут не заговорить.

В возрасте 5 лет ребенок может освоить любой язык, повторить любые звуки. К 10 годам эта способность теряется, и дети, выросшие вдали от родной культуры, никогда не заговорят на родном языке полноценно. Взрослым изучение языка дается труднее. Некоторые звуки человек не может ни различить, ни произнести. Поэтому ключевое значение для благополучного развития имеет окружающая среда.

Методы изучения

В младенчестве и раннем возрасте развитие новообразований могут отслеживать родители. Каждый ребенок перед поступлением в детский сад должен уметь:

  • самостоятельно уверенно ходить;
  • использовать столовые приборы;
  • отличать свою одежду и игрушки от вещей других детей;
  • обладать минимальным словарным запасом;
  • не бояться взрослых.


Проблематика

Возрастные изменения психики устроены так, что перескочить через один из них и перейти к следующему нельзя. Если ребенок не усвоил игровую деятельность, он не сможет перейти к учебной, потому что в психике нет основы для нее. Развитие можно ускорять, но замедлять опасно.

Для успешного жизненного сценария важно следить за периодизацией возрастных изменений ребенка и вовремя принимать меры, если было выявлено нарушение или отставание.

1. Автор эпигенетической теории развитии:

b) Л. С. Выготский

2.Направление, психологи которого исследуют познавательную деятельность человека:

3.Развитие интеллекта по Ж.Пиаже проходит:

d) Все ответы не верны

4.Кто из предложенных психологов не являлся сторонником Л. С. Выготского:

a) С. Л. Рубенштейн

5.Зона ближайшего развития – это:

a) то, что ребенок может делать и понимать при помощи взрослого

b) то, что ребенок может делать и понимать сам

c) то, что ребенок делать не умеет

d) все ответы не верны

6.Какие критерии возрастной периодизации рассматриваются в психологии:

c) тип ведущей деятельности

d) социальная ситуация развития;

e) все ответы верны.

d) Л. С. Выготский

8. Какую стадию не выделял в развитии интеллекта Ж. Пиаже:

a) дооперационная стадия

b) стадия формальных операций

c) латентная стадия

d) стадия конкретных операций

9. По мнению Л. С. Выготского … движет развитие и ведет его за собой:

10. Соотнесите:

a) культурно-историческая теория 1. Ж. Пиаже

b) теории деятельности 2. Д. Б. Эльконин

c) когнитивная теория 3. Л. С. Выготский

d) концепция учебной деятельности 4. А. Н. Леонтьев

Ключ: 1- с; 2-d; 3-b; 4-b; 5-a; 6-e; 7-d; 8-c; 9-a; 10:а-3; b-4; с-1; d-2.

Шкала оценки результатов:

За каждый правильный ответ, совпадающий с ключом – один балл.

Список рекомендуемой литературы:

1. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984

2. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

3. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

4. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.

Модуль 3. Особенности психи­ческого развития на разных этапах онто­генеза

Комплексная цель модуля:Показать место и значение возрастов жизни в онтогенезе человека, раскрыть психологические характеристики возраста, определить значение знаний психологических закономерностей возрастного развития для построения программ психологического сопровождения онтогенеза развития.

Краткое содержание модуля:Феномен детства как особого возраста жизни. Психологические особенности младенческого возраста. Психологическая характеристика раннего возраста. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Психология зрелых возрастов.

Проектное задание:Подобрать психодиагностические методики, направленные на исследование особенностей психического развития человека в каждом возрастном периоде (от 5 методик): младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст,подростковый возраст;юношеский возраст,молодость.

При описании методики необходимо указать: название методики; автора; цель; инструментарий (какой материал необходимо подготовить для проведения методики: предметы, специальные бланки, цветные карандаши и т.п.); процедура проведения; процедура обработки; источник (литература).

Социальная ситуация развития меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования, среди которых особое место занимает центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии.

С.Ю. Головин указывает на то, что социальная ситуация развития представляет собой историко-культурный аспект жизнедеятельности субъекта в обществе и включает следующие составляющие:

· 1) объективные, условия онтогенеза и социогенеза - социальные, политические, экономические, правовые и прочие предпосылки развития личности;

· 2) социальный статус детства - историко-культурные и хронологические характеристики возраста детского в данном обществе;

· 3) социальные роли, реализующие общую социальную позицию ребенка - систему его отношений к условиям, статусу, ролям, выражаемую в его установках, в готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы [48, 425].

С точки зрения А.Н. Леонтьева, если рассматривать ребенка в качестве развивающегося субъекта, то его отношения с окружающей средой определяют:

· 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом;

· 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношение ребенка к своей позиции в терминах принятия - непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом (в частности перед ребенком) специфические задачи развития, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а, следовательно, к новой социальной ситуации развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями разрешаются путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития [50].

Возрастная динамика изменения социальной ситуации развития определяется принятием и освоением ребенком новой социальной позиции. Формирование нового социального статуса ребенка и перестройка форм сотрудничества с ним в соответствии с его новым статусом и индивидуально-личностными особенностями обусловлена как психологической готовностью самого ребенка, так и готовностью социального окружения (план отношений с близким и социальным взрослым). Изменение внутренней позиции ребенка в отношении своего места в системе межличностных отношений проходит путь от ориентировки на внешние атрибуты социальной позиции к ориентировке на все более содержательные ее компоненты; от аффективного переживания к все более рефлексивному осознанию собственной позиции в системе отношений с другими людьми;, от освоения целей и задач, заданных системой социальных требований и ожиданий, к овладению операционно-техническими способами и средствами действий. В ходе развития возрастает роль ориентирующего личностного образа в построении стратегий общения и взаимодействия с социальным окружением; перестраивается иерархия социальных контекстов в соответствии с задачами развития и изменением сенситивности ребенка к воздействию различных форм общения и сотрудничества.

Ведущий вид деятельности - определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов (с возрастом они меняются, увеличиваются). Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени, хотя каждая деятельность вносит свой вклад в психическое развитие.

Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Психологическое новообразование

Именно в процессе развития, а не роста, возникают качественно новые психологические образования, и именно они составляют сущность каждого возрастного этапа. Психологическое новообразование – это:

– во-первых, психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период;

– во-вторых, новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Выготский Л. С, 1984).

Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина

Ценность этого подхода состоит в том, что автор попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка (Эльконин Д. Б., 1989).

Один из них характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром.

Другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей.

Д. Б. Эльконин считает, что деятельность ребенка внутри этих двух векторов представляет единый процесс, в котором формируется личность. Однако в ходе развития этот единый по своей природе процесс раздваивается. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Строго говоря, именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. По своему психологическому содержанию вектор есть не что иное, как деятельность, присущая ребенку в данный момент, другими словами – ведущая деятельность ребенка. При этом наличие ведущей деятельности не отменяет другие субдоминантные виды деятельности.

Совокупный анализ типа ведущей деятельности и ее продуктов, т. е. психических новообразований на фоне социальной ситуации развития ребенка, позволил Д. Б. Эльконину сформулировать следующую периодизацию психического развития

Таким образом, согласно этой концепции, в детском развитии есть периоды, в которых происходит преимущественное раз-втшмотивационно-потребностной сферы и как результат этого освоение задач, мотивов и норм отношений, и периоды преимущественного развития интеллектуально-познавательных сил, результатом чего становится освоение общественно выработанных способов действий с предметами (см. табл. 1).

Итак, мы видим, что развитие ребенка представляет собой цепь переходов от одной стадии к качественно другой. Эти переходы осуществляются через кризисы, преодоление противоречий и появление психических новообразований. Следует отметить, что в каждой стадии содержатся элементы предыдущей и последующей.

Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны

помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.

Кризисы

Кризис новорождённости (биологический кризис) – 0 – 2 мес.

Младенческий возраст ( 2м. – 1 год).

Раннее детство (1 г. – 3 г.).

Дошкольный возраст (3 г. – 7 лет).

Младший школьный возраст (7 лет – 11 лет).

Подростковый возраст (11 лет -16 лет).

Юношеский возраст (16 лет – 18 лет).

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают.

Психологические новообразования - это психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени, как правило, периодами являются возрастные ступени развития.

Новорожденность - основным новообразованием является комплекс оживления.

Младенчество (0 - 1) - прямохождение, функциональные действия, начало формирование предметно-действенного мышления, страх перед незнакомыми людьми, поиск одобрения у взрослого, полный синтез человеческого тела.

Раннее детство (1 - 3) - освоение предметных действий, складывается первичная самооценка, формирование первичных форм наглядно-образного мышления, становление внутреннего плана действий, складываются основные структуры языка, активная речь, появляется устойчивый интерес к сверстникам.

Дошкольный возраст (3 - 7) - формирование произвольных действий и поступков знаменует собой процесс возникновения нового типа поведения, который в полном смысле может быть назван субъектным; формирования механизмов собственно субъектного поведения и характера; формируются общие и специальные способности: музыкальные, художественные, танцевальные и т.п.; наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность; складывается новая, более высокая форма наглядно-образного мышления -- наглядно-схематическое мышление; произвольными и управляемыми становятся процессы восприятия, памяти, внимания; формируется прообраз мировоззрения; основное новообразование - самооценка и осознание своих переживаний.

Отрочество (7 - 14) - в ходе освоения полной структуры учебной деятельности у ребенка младшего школьного возраста складываются базовые способности теоретического сознания и мышления -- анализ, планирование, рефлексия; мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер; восприятие приобретает характер организованного наблюдения, осуществляющегося по определенному плану; внимание становится целенаправленным и произвольным, увеличивается его объем, возрастает способность распределять внимание между несколькими объектами; эмоциональные переживания приобретают обобщенный характер, формируются высшие чувства -- познавательные, нравственные, эстетические.

Юность (14 - 21) - способности к самоопределению и саморазвитию; главные новообразования юношеского возраста -- саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни.

Молодость (19 - 33) - возникает собственный уникальный внутренний мир; приходит ощущение устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я; формируется индивидуальный стиль деятельности.

Взрослость (32 - 42) - в промежутке от 34 до 37 лет наступает второй пик в развитии мышления взрослого человека, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрело-сти // Вопросы психологии. - 1998. - №2. - С.7.; человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье; и в то же время -- предельную ответственность за мир и за себя в мире.

Сензитивный период развития -- период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Например, для развития речи, наиболее сензитивным, то есть благоприятным периодом является дошкольный возраст.

Читайте также: