Процесс воспитания как процесс формирования новообразований


Происхождение термина

На протяжении многих веков процесс обучения, воспитания и развития личности не предполагал специального рассмотрения, считался естественным для существования человечества.

На раннем этапе появления общества возникла необходимость передавать определенный опыт из поколения в поколение. Например, старшие члены семьи передавали молодому поколению свой опыт по собирательству, изготовлению различных орудий труда, организации домашнего хозяйства.

По мере роста человека как личности происходило усложнение его жизненного опыта, модернизировались методы процесса воспитания. Благодаря польскому педагогу Яну Амосу Каменскому появилась дидактика, являющаяся отдельной отраслью общей педагогики.


История педагогики

Процесс воспитания и образования имеет глубокие исторические корни. Для любого поколения актуальны три основные задачи:

  • освоить опыт своих предков;
  • приумножить приобретенные знания;
  • передать информацию потомкам.

Только в этом случае возможен общественный прогресс. Педагогика - это наука, которая изучает основные закономерности передачи информации старшим поколением, усвоение ее подрастающей сменой. Воспитание в процессе обучения направлено на приобретение социального опыта, который потребуется ребенку для трудовой деятельности и нормальной жизни.

В 17 веке воспитание в процессе обучения выделяется в отдельную науку. В этот период активно разрабатываются идеи и принципы воспитания и в русской педагогике. Например, Михаилом Васильевичем Ломоносовым было создано несколько учебных книг по грамматике и риторике.


Категории педагогики

В восемнадцатом веке педагогическая наука стала самостоятельной отраслью, имеющей собственный предмет исследования. В современном обществе процесс воспитания - это мероприятия, направленные на формирование и развитие личности в условиях ее образования, воспитания, обучения. Как правильно организовать этот важный и ответственный процесс? Для этого нужны разнообразные методы процесса воспитания.

Среди основных категорий педагогики отмечают образование, воспитание, обучение, развитие.

Процесс воспитания - это развитие личности под воздействием внутренних и внешних факторов. Развитие происходит под воздействием природных и социальных факторов.

Особенности воспитания

Процесс воспитания личности является одним из важнейших в педагогике. В широком смысле воспитание предполагает целенаправленный процесс формирования духовных и физических сил личности, интеллекта. Это полноценная подготовка к жизни, активной трудовой деятельности.

В узком понимании воспитание является процессом формирования в подрастающем поколении бережного отношения к окружающей природе, другим людям. Это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит приобретение личностью тех свойств и качеств, которые соответствуют интересам определенного общества.

Развитие полноценного человека осуществляется только путем воспитания, сопровождающимся передачей своего опыта, трансляцией наследия предков.


Основа воспитания и обучения

Каковы основные компоненты обучения и воспитания? Процесс воспитания человека основывается на навыках, умениях, знаниях. Именно они являются способом отражения действительности с помощью понятий, фактов, законов, представлений.

Умения предполагают готовность личности к самостоятельному и сознательному выполнению теоретических и практических действий на базе социального опыта, знаний, полученных навыков.

Воспитание в процессе деятельности предполагает использование системы специальных методов. Его результатом выступают умения, навыки, знания, способы мышления, которыми в итоге овладевает обучаемый.

Основные педагогические категории

Основы процесса воспитания, образования, развития - это основные педагогические категории. Образование является процессом саморазвития личности, связанным с овладением ею измерений, знаний, творческих навыков. Образование можно рассматривать как социальную наследственность, передачу последующим поколениям своего опыта. Организация процесса воспитания в современном образовательном учреждении связана с созданием благоприятных условий, направленных на учебную, а также внеурочную деятельность.

Педагогический процесс представляет собой объединение воспитания и обучения, благодаря чему обеспечивается культурная преемственность поколений, готовность человека выполнять профессиональные и социальные роли.

Индивид в образовании осваивает сумму культурных и нравственных ценностей, которые соответствуют ожиданиям и интересам общества. Образование в полном соответствии со способностями и интересами личности является фундаментальным правом любого человека.

Государство всегда поддерживает воспитание. В процессе развития можно влиять на подрастающее поколение, формировать гармонически развитые личности, которые способны приносить пользу своей стране.

Культурная преемственность состоит в том, что не происходит стихийного формирования социальных ценностей личности. Процесс предполагает целенаправленное развитие и воспитание подрастающего поколения.

Долгое время этот процесс рассматривали как сумму умений, знаний, навыков, которые нужны для осуществления практической деятельности. В настоящее время особое внимание уделяется социализации как качественному и количественному изменению системы ценностей, установок, убеждений, моральных качеств, которые потребуются подрастающему поколению для успешной адаптации в социальной среде.


Современное воспитание

В наши дни педагогическую науку рассматривают как определенную систему, состоящую из отдельных элементов: процесса, результата. Классическая дидактика наделяет воспитание четырьмя аспектами: системностью, совокупностью, ценностью, результативностью.

Ценностная характеристика содержит три блока: воспитание как государственная, личностная, общественная ценность. Если образование подразумевает грамотность, профессиональную компетентность, менталитет, то воспитание характеризуется определенными моральными качествами.

Понятие о методах воспитания

Трудный и динамический педагогический процесс заставляет учителя решать массу классических и необычных воспитательных задач, связанных с гармоничным развитием личности. Они имеют несколько неизвестных, поэтому для успешного разрешения проблем педагог должен владеть воспитательными методиками.

Они состоят из разнообразных приемов, взаимосвязанных друг с другом. Например, для формирования взглядов, убеждений используют классическую беседу.

Приемы воспитания

В отечественной педагогике они являются конкретными операциями взаимодействия воспитуемого и воспитателя, зависят от цели их использования. Средства выступают предметами духовной и материальной культуры, применяемыми при разрешении педагогических проблем.

Методы воспитания представляют собой определенные пути воздействия на поведение, чувства, сознание детей в процессе подготовки их к социализации.

Для формирования у детей понятий, суждений, убеждений педагог проводит беседы, лекции, дискуссии, диспуты.

Опыт поведения формируется во время ролевых игр, а также при выполнении отдельных поручений, данных ребенку педагогом.

Для самооценки, стимулирования самостоятельной деятельности, педагог активно применяет наказание и поощрение, соревнования и конкурсы.

Духовная деятельность, направленная на осмысление бытия, создание нравственной позиции субъекта, становление его мировоззрения, осуществляется в тесной взаимосвязи с процессом приобретения научных знаний. Для развития мотиваций, осознанного поведения в отечественной педагогике используется прием личного примера.

Выберем некоторые приемы воспитания, имеющие максимальную результативность.

Используя притчи, сказки, метафоры, товарищеские дискуссии и споры, импровизации на различные темы, учитель постепенно формирует основную систему ценностей в своих воспитанниках.

После введения в образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения учителя стали уделять гораздо больше внимания творческим коллективным проектам, позволяющим не только обучать, но и воспитывать всех членов проектной группы.


Классификация воспитательных методов

В педагогической литературе описываются разные варианты, позволяющие достигать любых целей и задач. По характеру их делят на упражнение, убеждение, наказание, поощрение. В качестве общего признака выступает оценка деятельности воспитанников.

По результатам воздействия выделено два класса воспитательных методов:

  • влияния, которые создают нравственные мотивы, установки, отношения, идеи, понятия;
  • влияния, которые определяют некоторый поведенческий тип.

Самым объективным и удобным считают классификацию воспитательных методов по направленности. Эта интегративная характеристика, включающая в себя содержательную, целевую, процессуальную стороны воспитания:

  • формирование личностного сознания;
  • организация социального опыта поведения;
  • стимулирование деятельности.

Сознание можно формировать во время тематических лекций, этических бесед, рассказа, доклада, инструктажа. Для стимулирования (мотивации) самостоятельной работы воспитанников педагоги активно применяют рейтинговые системы отметок.

Остановимся на некоторых способах формирования личностного сознания. Не постоянные убеждения, а реальные поступки и дела характеризуют воспитанность современных школьников. Именно поэтому в основе воспитательного процесса находится социализация.

Учителя стараются комбинировать теоретические и практические приемы, чтобы добиться оптимального результата. Среди приоритетных направлений современного воспитания лидирует формирование чувства патриотизма, любви к родному краю, семейным ценностям.

Убеждение является вариантом разностороннего воздействия на практическую деятельность ребят. Для эффективного управления воспитательным процессом учитель учитывает действия воспитанников при работе над отдельными этапами, мелкими операциями.

Для формирования бережного отношения к культуре родного края, семейным ценностям необходимо использовать в работе не только внушение, но и примеры художественной культуры, знакомить школьников с лучшими людьми села, поселка, города, страны.

Педагог должен выстраивать четкую и последовательную цепочку действий, руководствоваться в своей педагогической деятельности здравым смыслом, опираться на социальный заказ. Учитель старается обращаться не только к чувствам воспитанника, но и к их разуму.

Лекция является развернутым, продолжительным, систематическим изложением сути определенной учебной, научной, воспитательной проблемы. В ее основе выступает обобщение теоретического либо практического материала. Лекция сопровождается иллюстрациями, презентациями, элементами беседы.

Диспут отличается от лекции и беседы возможностью школьников высказывать свою аргументированную позицию по рассматриваемому вопросу.

Именно диспут позволяет молодому поколению приобретать опыт отстаивания личной точки зрения, аргументации позиции, выдерживания этических норм ведения дискуссии.

Среди вариантов воспитательного воздействия на подрастающее поколение необходимо отметить стремление детей к подражанию. Наблюдая за своими родителями, педагогами, старшими братьями и сестрами, дети вырабатывают собственную систему ценностей. Для развития трудолюбия, патриотизма, высокой нравственности, верности долгу, перед глазами школьника должен быть положительный личный пример воспитателя или педагога.

Для формирования поведенческого опыта необходимы упражнения. Они предполагают планомерное и систематичное выполнение воспитанниками разнообразных действий, практических поручений, направленных на развитие личности.

Приучение представляет собой планомерное и регулярное выполнение конкретных действий, направленных на формирование положительных привычек. В ходе учебного процесса он реализуется путем выполнения специальных упражнений, а в воспитательной работе предполагает осуществление поручений, которые связаны с социальной средой.


Заключение

Исследования подтверждают эффективность использования при воспитании подрастающего поколения разнообразных соревнований. Для современных подростков характерно потребительское отношение к жизни, что негативно отражается на системе их ценностей. Для того чтобы избежать подобного подхода, Министерство образования провело модернизацию современных образовательных учреждений.

В настоящее время уделяется особое внимание организации полноценной внеурочной деятельности школьников, созданию дополнительных спортивных секций и интеллектуальных кружков. Только при комплексном подходе к процессу образования, воспитания, развития можно рассчитывать на реализацию социального заказа общества – формирование гармонически развитой личности.

Учителя понимают важность и значимость воспитательного процесса, поэтому в своей работе они руководствуются эффективными методиками и приемами, направленными на воспитание подрастающего поколения.

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой [23, c.208].

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки начинали исследовать феномен воспитания, прежде всего, с позиций социальной функции, порой даже отождествляли с социализацией.

Итак, сегодня воспитание понимают как:

  • * передачу социального опыта и мировой культуры;
  • * воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное, опосредованное);
  • * организацию образа жизни и деятельности воспитанника;
  • * воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;
  • * создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания [4, c.62].

Основные особенности процесса воспитания.

Воспитание, , есть относительно самостоятельный процесс, имеющий ряд особенностей. Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание -- процесс целенаправленный. Основным ориентиром воспитания служит общественная направленность. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания или модель, к которой он стремится.

Во-вторых, процесс воспитания - процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса, - это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Логика процесса воспитания.

А.С. Макаренко сформулировал основные положения педагогической логики -- логики организации и развития педагогического процесса. «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.

Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным -- всегда полезным либо вредным, действующим всегда точно; отдельное средство может быть и положительным и отрицательным, решающим является действие всей системы средств.

Никакая система воспитательных средств не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется в соответствии с развитием ребенка и поступательным движением общества. Всякое средство должно быть педагогически целесообразным, что проверяется опытным путем [10, c.96].

Воспитание - сложный динамический процесс, поэтому эффективное его осуществление предполагает наличие определенной логики, основанной на четкой этапности действий, постепенном восхождении от внешнего (среды) к внутреннему (индивидуально-личностному). В педагогической литературе существуют различные точки зрения на определение логики воспитательного процесса. Так, Т. Н. Мальковская, ориентируясь на последовательность задач, решаемых в ходе воспитания личности, предлагает следующую логику воспитательного процесса: 1) целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития; 2) формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации; 3) приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; 4) воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности; 5) развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований; 6) организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; 7) организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности; 8) развитие важнейшей социальной функции личности - общения.

Таким образом, логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности, предусматривает, что педагог должен четко представлять завтрашний день развития ребенка: то, что сегодня воспитанник может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса[20, c.68].

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых резуль­татов.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональ­ная деятельность, искусство и средства массовой информации.

Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные груп­пы: объективную и субъективную.

К группе объективных факторов относятся:

• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

• социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

• особенности страны и исторической эпохи.

Группу субъективных факторов составляют:

• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутрен­ние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;

• система отношений с социумом;

• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдель­ных людей, групп, объединений и всего сообщества.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средств и видов воспитания.

Цели воспитания — это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю­дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер­но проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают:

Мера воспитанности человека определяется следующими критериями: широ­той и высотой восхождения человека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества и мерой руковод­ства ими в поступках и действиях, а также уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.

О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

Вот что писал о воспитанных людях А. П. Чехов (Собр. соч. В 12-ти т. Т. 11. М., 1956. С. 83-84): «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мяг­ки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей ре­зинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не гово­рят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают.

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знаком­ство со знаменитостями, восторг встречного в Salon'e, известность по портер­ным.

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него поко­ем, женщинами, вином, суетой.

Любая воспитательная задача решается через инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким начинанием может стать, например, вы­полнение физического упражнения или решение учебной задачи, восприятие ху­дожественного произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вред­ной привычки.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос­питательной работы — гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо­собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

• развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель­ного и образовательного процессов;

• формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

• стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех­нологиями;

• а также развитие личностных качеств — самостоятельности, широты круго­зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова­ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения опреде­ляются посредством этических требований общества. В письменной традиции че­ловечества основные постулаты нравственного поведения человека были пред­ставлены в Библии и Коране.

В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

• накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного пове­дения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

• разумное использование свободного времени и развитие нравственных ка­честв личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дис­циплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения че­ловеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отноше­ния к национальному достоянию.

В повседневной жизни можно наблюдать факты отклонения человека от морально-нравственных принципов,

Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и до­стоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновре­менно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний.

Главными задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

• организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

• объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

• материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

• знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

• кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

• упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; раз­личных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

• творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

• временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в шко­ле, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

• систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение техно­логиям и приемам организации профессиональной деятельности;

• контроль за экономией времени и электроэнергии, ресурсами;

• учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличие творческого подхода);

• специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инже­нера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше­ния к действительности.

В процессе эстетического воспитания используют художественные и литера­турные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда привлека­тельное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студен­тов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче­ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз­личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха­рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюде­ние элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное пита­ние, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответствен­ного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда­нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание — это система мер, направленная на развитие эко­номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование де­ловых качеств — бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно­шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно­шение к тем, кто преступает последние.

Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях (В. И. Гинецинский).

Второй, институциональный уровень предполагает реализацию воспита­тельных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

Третий, социально-психологический уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на сво­их сотрудников, ассоциация бизнесменов—на своих коллег, ассоциация женщин-матерей погибших воинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциация педагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.

Четвертый, межличностный уровень определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

Пятый, интраперсональный уровень по сути является процессом самовос­питания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах. Например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.

Резюме

В ходе истории и процессе развития самой педагогической науки понимание тео­рии и практики воспитания претерпело существенные изменения. Начинали ис­следовать феномен воспитания прежде всего с позиций социальной функции, по­рой даже отождествляли с социализацией, что неправомерно.

Итак, сегодня воспитание понимают как:

• передачу социального опыта и мировой культуры;

• воспитательное воздействие на человека, группу людей или коллектив (пря­мое и косвенное, опосредованное);

• организацию образа жизни и деятельности воспитанника;

• воспитательное взаимодействие воспитателя и воспитанника;

• создание условий для развития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки в случае семейных проблем, трудностей в учебе, обще­нии или профессиональной деятельности.

Разные подходы к определению сущности воспитания подчеркивают практи­ческую сложность и многогранность этого явления.

В целом воспитание представляет собой воспитательный акт, основными составляющими которого являются воспитатель (группа воспитателей) и воспи­танник (группа воспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протека­ния.

Структура воспитательного процесса раскрывается через единство цели содержания способов достижения результата.

Организация воспитательного процесса и реализация его целей могут осуще­ствляться в условиях семьи, школы, вуза, музея, партийной фракции, уличной среды, предприятия, зоны заключения.

Историческая и мировая практика показывают, что главная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обще­стве, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют ум­ственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, граждан­ское, экономическое, экологическое воспитание.

Воспитание может быть реализовано на социетарном, институциональном, социально-психологическом, межличностном и интраперсональном уровнях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое воспитание? Дайте определение и раскройте смысл данного явления.

2. Выделите составляющие целостного акта воспитания.

3. Перечислите и дайте общую характеристику основным элементам структуры вос­питательного процесса.

4. Сформулируйте главную цель воспитания.

5. Перечислите основные задачи и направления воспитания человека иуточните на­значение каждого из них в современной социокультурной ситуации.

6. Что является результатом воспитания?

7. На каких уровнях может быть реализован процесс воспитания?

Читайте также: