Предложил возрастную периодизацию на основе появления новообразований в

А) формальных операций

б) конкретных операций

52. Я согласен(а) с утверждением, что:

А) наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (социальная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени не совпадает

б)наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (социальная), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени совпадает

а) уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности

б) новую, отличную от прежней, любовь к своим родителям

В) принятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене

г) все перечисленное

54. Автор закона чередования разных типов деятельности:

а) Д. Б. Эльконин

б) Л. С. Выготский

в) С. Л. Рубинштейн

55. Стадия формальных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 10—11 лет и старше

б) от 6-7 до 10-11 лет

в) от 2 до 10-11 лет

г) от рождения до 2 лет

56. Стадия конкретных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 10-11 лет и старше

б) от 2 до 10-11 лет

в) от 6/7 до 10/11 лет

г) от рождения до 2 лет

57. С точки зрения Ж. Пиаже у детей появляется способностьк абстрактному, понятийному мышлению на стадии:

а) конкретных операций

б) сенсомоторного интеллекта

в) формальных операций

58. Поздняя взрослость по Г.Крайгу – это возраст, ограниченный:

г) 60 и более лет

59. Фаза развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

а) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

в) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

60. Стадия развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

А) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

в) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

61. Период развития в периодизации В.А.Ганзена и Л.А.Головей означает:

а) количественные и качественные изменения уровня развития отдельной функции, охватывающее несколько или даже все уровни развития человека

б) только количественные изменения в развитии функций, охватывающие не все уровни развития человека

В) преимущественно количественные изменения в развитии психических функций, охватывающие несколько уровней развития

62. Зона ближайшего развития это область:

а) еще не созревших психических процессов,

Б) еще не созревших, но созревающих психических процессов

в) созревающих психических процессов,

г) созревших психических процессов

63.Возрастную периодизацию на основе появления и смены молочных зубов предложил:

В) П.П.Блонский

64.Возрастную периодизацию на основе критерия развития интеллекта предложил:

А) Ж.Пиаже

65.Возрастную периодизацию на основе критерия развития психосексуальности предложил:

Г) З.Фрейд

66.Возрастную периодизацию на основе биогенетического принципа предложил:

В) С.Холл

67.Возрастную периодизацию на основе появления новообразований предложил:

А) Л.С.Выготский

68. Генотип определяет процессы:

А) созревания

69.Я согласен(а)с утверждением, что по сравнению с детенышами
высокоразвитых животных ребенок рождается:

а) более совершенным

Б) более беспомощным

70.Период новорожденности длится:
а) до 3 месяцев
б) до 2 месяцев

в) до 1 месяца
г)до 10дней

71. Главная особенность социальной ситуации развития новорожденного:

а) ребенок отделился от матери физически, но не биологически

б) ребенок представляет собой независимое существо

в) ребенок представляет собой минимально социальное существо

г) ребенок отделился от матери и физически, и биологически

72. Центральное новообразование периода новорожденности— это:

а) комплекс оживления

в) индивидуальная психическая жизнь

г) безусловные рефлексы

73. Комплекс оживления включает в себя:

а) двигательное оживление

г) все перечисленное

74. Индивидуальная психическая жизнь новорожденного характеризуется двумя главными моментами:

а) наличием реакций на стимулы окружающей среды

б) невыделением себя из среды

в) приспособлением к окружающему миру

г)преобладанием нерасчлененных переживаний

75. Безусловные рефлексы новорожденного:

а) способствуют появлению человеческих форм поведения

б) не играют никакой роли в жизни младенца

в) являются атавизмами и исчезают по мере развития ребенка

г)необходимы для приспособления к новым внешним условиям

76. Большинство безусловных рефлексов новорожденного исчезают, потому что происходит:

а) миелинизация нервных клеток

б) развитие двигательной активности младенца

в) развитие коры головного мозга ребенка

г) появление условных рефлексов

77. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей среды:

в) человеческое лицо

г)окружающие его предметы

78. Границы младенческого возраста:

а) от рождения до года

б) 1 месяц — 1 год

в) от рождения до 2 лет

г) 3 месяца — 1 год

79. Специфика социальной ситуации развития младенческого возраста заключается в том, что ребенок:

а) познает окружающий мир через предметы

б) минимально социальное существо

в) входит в ситуацию и его поведение целиком определяется ею

г)максимально социальное существо

80. Ведущая деятельность в младенческом возрасте:

г)непосредственно-эмоциональное общение

81. Основа развития в младенческом возрасте заложена в противоречии между:

а) желаниями ребенка и возможностями их удовлетворения

б)растущими потребностями ребенка и его возможностями

в)растущими возможностями ребенка и условиями для их реализации

г)максимальной социальностью и минимальными возможностями общения

82. Центральным новообразованием младенческого возраста является:

а) становление речи

б)индивидуальная психическая жизнь

83. Среди познавательных процессов у младенцев доминирует:

а) ощущение и восприятие

84. Сразу после рождения у младенца оказывается более развитой чувствительность:

г)кожная

85. Важнейшая специфическая особенность развития младенцев:

а) одновременное развитие и сенсорных систем, и моторики

б) опережающее развитие моторики по сравнению с сенсорными системами

в) опережающее развитие сенсорных систем по сравнению с моторикой

г)ни одно утверждение не подходит

86. Зрительное и слуховое сосредоточение возникает у младенца:

г)в период новорожденности

Установите правильную последовательность

87. Динамика акта хватания:

а) собственно хватание

б) реакция удержания предмета

в) ощупывание рук и предметов

88. Похлопывание рукой, постукивание предметом, раскачивание —это:

а) функциональные действия

в) цепные реакции

г)повторные реакции

89. Ползание, вставание, ходьба— это:

а) повторные реакции

в) функциональные действия

г)цепные реакции

а) подражание

б) повторные реакции

в) цепные реакции

91. Хватание игрушки, размахивание ею, перемещение, бросание – это движения:

б) результативные

г) все перечисленные

92. Манипулирование предметом, открывание и закрывание коробочки, складывание пирамидки — это движения:

в) соотносящие

г) все перечисленные

93. Подражание действиям взрослых в употреблении предметов это действия:

в) функциональные

г) все перечисленные

94. Важнейшим достижением первого полугодия жизни младенца является:

а) социальная улыбка,

в) комплекса оживления

г) становление акта хватания

95. Дифференцирующим симптомом начала микропериода от 3-х до 6 месяцев является появление:

а) реакции ощупывания рук,

б) смеха ребенка,

в) автономной речи.

г) социальной улыбки

96. Дифференцирующим симптомом начала микропериода от 1-го до 3-го месяца жизни является появление:

а) смеха ребенка,

б) реакции ощупывания рук,

в) социальной улыбки

г) автономной речи.

97. Важнейшее психологическое образование младенческого возраста:

а) комплекс оживления

б) привязанность к близкому человеку

в) зрительное и слуховое сосредоточение

г) автономная речь

98.У младенцев появляется потребность:

в) новых впечатлениях

г) во всем перечисленном

99. Эмоциональной сфере младенца присущ ряд реакций, среди них есть лишняя:

а) стыд

100. Американские психологи Томас и Чесс выделили три группы детей, различных по проявлению темперамента (выбрать лишнее):

101. Новообразование, приводящее к разрушению социальной ситуации развития в младенческом возрасте:

в)становление ходьбы

г)чувство привязанности к матери

в) 3 мес.

103. Основные паттерны поведения детей, присущие модели избегающей (тревожной) привязанности ребенка (по М.Айнсворт):

а) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования

б) демонстрирует независимое, исследовательское поведение в новой ситуации

в) по возвращении матери активно ее приветствует

г) расстраивается при разлуке с матерью, но легко успокаивается и возвращается к игре

104. Основные паттерны поведения детей, присущие модели амбивалентной (сопротивляющейся) привязанности по М. Айнсворт:

а) переживали сильный стресс при разлучении с матерью, а по ее возвращению, то тянулись к ней, то отталкивали ее,

б) в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования,

в) демонстрируют независимое, исследовательское поведение в новой ситуации,

г) по возвращении матери активно ее приветствует.

105. Основные паттерны поведения детей, присущие модели надежной привязанности ребенка (по М.Айнсворт):

а)в новой для себя обстановке мать используется как отправная точка исследования

б) демонстрирует независимое, исследователь-ское поведение в новой ситуации

в)неохотно разлучаются с матерью и долго успокаиваются при ее возвращении

г) по возвращении матери активно избегает ее

106. Установите правильное соответствие между фазами привязанности и сроками их формирования:

1. фаза партнерских отношений а) 0-1.5 мес.

2. фаза недифференцированной б) 1-5 мес.

привязанности в) 1.5- 6/8 мес.

3. фаза формирования привязанности г) 2-7 мес.

4. фаза четкой привязанности д) 6/8м.-1.5г. е) 6/8 м..-2 г.

и) 2 г.-оконча ние детства

107. Назовите положения, характеризующие новые представления о психологии раннего детства:

а) младенец – репрезентативный индивид, способный структурировать и упорядочивать воспринимаемый мир,

б) восприятие и действие – важные составляющие единой системы взаимодействия,

г) генотип и среда – детерминанты когнитивного развития младенца,

д) все перечисленное неверно,

е) все перечисленное верно

108. Вставьте пропущенное слово:

Новорожденные дети способны к ___________ в пространстве сигналов разной модальности

109.Какую из воспринимаемых форм более всего предпочитает новорожденный:

а) человеческое лицо

б) геометрические фигуры,

в) рисунок пейзажа,

110.Может ли новорожденный воспринимать удаленность предметов в пространстве:

А) да,

111. Начало перцептивного и моторного развития новорожденного осуществляется благодаря:

а) наличию врожденных программ развития

1. Младенческий возраст. (0-1) Есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности.

Новообразования:

- Ходьба. К 9 месяцу — началу первого года — ребёнок начинает ходить. Ребёнок начинает отделяться от взрослого.

- Появление первого слова. Первые слова носят характер указательных жестов.

- Возникновение манипулятивных действий с предметами. Манипулирование позволяет ребёнку узнать физические свойства предметов.

2. Раннее детство.(1-3) В этом возрасте ребёнок целиком поглощён предметом.

Ведущий тип деятельности — это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способ действия с предметами. Первая линия развития действия — переход от совместности к самостоятельности. Дальше следует речевое указание. Также в качестве важно предмета стоит упомянуть игрушку, потому что она выступает как предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира.

Новообразования:

- Формирование речи

-Развитие восприятия. Под влиянием восприятия развиваются основные психические функции.

3. Дошкольный возраст.(3-7) Этот возраст начинается со знаменитого кризиса трёх лет, который включает в себя: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протесты. Происходит ломка отношений между ребёнком и взрослым. Ребёнок как бы начинает отделяться от взрослого. У детей возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра, которая выступает сиволико-моделирующая деятельность взрослых. Дети берут на себя разные роли в игре.

4. Младший школьный возраст.(7-11) Этот возраст начинается с кризиса семи лет. Ребёнок теряет непосредственность, начинается манерничать, старается не показывать, когда ему плохо. Возникают многие трудности воспитания — ребёнок начинает замыкаться и становится неуправляемым. В этом возрасте ребёнок приходит в школу, из-за этого возникает тоже много трудностей. Поэтому ведущая деятельность — учебная деятельность.

6. Ранняя юность.(15-17) Ведущей деятельностью становится - учебно-профессиональная деятельность. В этом возрасте идёт осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Либо я красивый, либо не красивый (-ая). Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность.



Уважаемый Даниил Борисович Эльконин!
Вижу ваш тэг "моё" под постом и хочу спросить, как вам удалось из могилы нам этот пост в Лигу прислать. Скончались ведь в 1984 году.
Terik9 отредактируйте тэг, не позорьтесь. Мёртвые не могут обвинить вас в плагиате, но не вы придумали эту периодизацию. Вы не автор и не переводчик текста, по правилам Пикабу права ставить тэг "моё" на содержание поста у вас нет.

Просто рекламные ссылки на свои каналы и соцсети можно ставить только постам с тэгом "моё". Если нам тут учебники по психологии будут по две страницы перепечатывать в Лиге ради раскрутки своих пабликов, мы с тоски зачахнем тут с сообщниками.

Соглашусь. При прочтении первой мыслью было: "Так-то можно все учебники законспектировать ради рекламы своего канала", материала-то много.

"Привалило тут мне счастье. Возлюбил алгоритм Яндекс Дзен канал "РАБОТА ПСИХОЛОГА". И любит крепко, любит горячо - показал карточки за полтора месяца 4 миллиона раз, 400 тыщ народу зашло на страницу. Дочитали статьи до конца четверть миллиона (за месяц показывают MAU).А я девушка меркантильная, сразу давай думать, как его любовь монетизировать. Сначала хотела подзамочный пост писать, в припадке стеснительности.

Потом отошла от припадка и открыто пишу - кто хочет попытать свою судьбу и узнать, сколько просмотров соберёт его психологический текст на площадке, которая хорошо индексируется, добро пожаловать в личные сообщения на ФБ. За возможность опубликовать своё былое и думы на раскрученном канале недорого возьму - ответной ссылкой на мой Патреон, который про "Посттравму-2".

В комментарии поставлю статистику за вчерашний день 20 января, какая публикация сколько просмотров за сутки на канале собирает. Разница экспоненциальная, это я ещё со времён "Психолог в мобильном" всем показываю. Но вдруг именно ваш текст сорвёт куш?"



Вы не обижайтесь, конечно, но если решили про Эльконина писать, вы бы лучше своё понимание и конспективные выжимки его работ выкладывали. В этой схеме, хоть она более или менее соответствует его периодизации, не видно самого главного - как он эту периодизацию составил, на основании чего этапы сменяют друг друга. А то получается, что кризисы приходят просто по расписанию.

Взгляд под плинтус - психолог и приемные семьи

Когда я устраивался на работу в детский дом, первое, что я узнал, так это то, что теперь нет детских домов. Есть Центры Помощи Детям, оставшихся без попечения родителей. Есть собственно группы квартирного типа, где живут дети, есть отдел постинтернатного сопровождения, где поддерживают словом и делом тех, кто выпорхнул из детдома в вольную жизнь. Есть отдел Подготовки замещающих семей и отдел Сопровождения замещающих семей. Вот так все серьезно. И вот в этих двух отделах мне предстояло трудиться. Короче говоря, мне пришлось стать специалистам по Приемным семьям – помогать людям, которые решились помогать сиротам. Благородно, что сказать, и вообще, какие семьи эти молодцы, и какой я молодец! Буду помогать, буду консультировать, поддерживать!

Я стал вникать в курс дела. Что я понял сразу, есть две основные категории замещающих семей. Первая, самая приоритетная – Усыновители. Это те люди, которые берут обычно маленьких детей из Домов Малютки, и делают их Своими детьми, то есть ребенку присваивают статус кровного ребенка, он больше не сирота, и он навсегда в семье. А есть приемные дети – это все еще сироты, их берут на воспитание специально обученные люди, которые прошли школу приемных родителей, и они их воспитывают, получая деньги на содержание, и зарплату. Как маленький такой семейный детский дом. И еще одна категория – бабушки и дедушки, тети и дяди, берущие опеку над своими маленькими родственниками, если их родители умирают. Все они обязаны проходить ШПР (школу приемных родителей) и имеют право получать консультации. Вот такая у меня теперь ответственность.

Не успел я выдохнуть, перекреститься, и сесть за книги, как мне сообщают – у тебя опекуны, просят консультации! Опекунша – бабушка, и внучок 6 лет. Ну чтоже… Я ведь много лет работал с ребятишками разными, осилю и это.

Вот у меня сидит бабушка. Внук Сеня у нее под опекой с ……со скольки лет?

-Да всю, жизнь,( на глазах слезы) мамка то его родила и на меня оставила, теперь ходит, побирается, алкоголичка, да почти бомжичка, приходит, да я ее не пускаю. Сеня не хочет с Настькой разговаривать. У нас с ней и общения нет. Он меня мамой считает и пусть считает. Дочь все доверие растеряла!

-А что Сеня знает про эту ситуацию?

-Да он знает, что мама гуляет, мы подробности не рассказывали ему, он меня мамой называет, я же ему действительно как мама! А ее он Настькой называет, и видеть не хочет!

- А как вы это поняли?

- Ну она приходит, и он убегает в другу комнату. Боится.

-Знаете, он ничего не хочет, что я ему предлагаю. Он не слышит меня вообще. Он бегает, он бьет посуду, он требует от меня деньги! Я ему говорю – не будешь слушать, будешь, как мама! Он еще от этого больше начинает безобразничать. Недавно бегал с ножом на меня!

-Ну а хорошее что то-то есть?

-Ну конечно. Если сделаю так, как он просит, то он и обнимет меня, и скажет, мама, я тебя люблю. Не отдавай меня Насте! Но если попытаешься что-то приказать – начинает орать и бегать, все ломать! Он как командир, я его боюсь!

Ну что тут скажешь. У ребенка есть мама, которая Плохая. И бабушка, которая Хорошая. И ребенку нельзя быть похожим на маму, которая, в общем, его и родила. И он из нее состоит. ТЫ ПЛОХОЙ, ПОТОМУ ЧТО РОЖДЕН ОТ ПЛОХОЙ МАМЫ! Вот, в принципе, что слышит ребенок. А раз я плохой – ну на – получай. Вот какой я плохой. Как ты и говорила.

-А что, до трех лет то что происходило. Он был с ней?

-Ну да, я даже не вникала, но тогда она особенно и не гуляла. Как то воспитывала, но дома была куча мужиков, и водка…Я всегда очень переживала, и когда она мне его принесла, очень я обрадовалась….

Оставалась 5 минут. Уже сидит в коридоре другая семья.

-Давайте создадим книгу жизни. На кого Сеня похож? На вас?

-Какие у него глаза? Волосы? А какой характер?

-Ну глазки серые, и волосы светлые…. Характер Настин, она ведь училась не очень хорошо, но всегда своего добивалась!

-То есть вы цените это качество? Расскажите Сене про маму. Про то, что как здорово, что у него серые глаза и светлые волосы, и как здорово, что он появился на свет. Без Насти бы его не было. Настя- мама. Сделайте альбомчик, где будут волосы, может зубки, детские фотографии – мамы и Сени. И расскажите, чем Сеня похож на Настю. И скажите, что вы этому рады. Готовы? И альбом назовите – как здорово, что я появился на свет!

-Сеня – сын своей мамы. И если он знает, что мама плохая – он будет считать себя плохим, и доказывать это. А если он будет благодарен за свою внешность, характер, жизнь – он будет чувствовать себя другим.

-Ладно. А сколько к Вам ходить?

-Пока я здесь работаю…вообще – до 18 лет.

Бабушка ушла, а я почувствовал огромную усталость. Я не молодец, я тот человек, который будет помогать как может и не ждать результатов. Потому что это большие семейные секреты, которые будут защищаться всеми силами.


ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека

Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.

Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.

Внутриутробный период делят на 3 стадии:

1) предзародышевую стадию – составляет две недели;

2) зародышевую стадию – до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;

3) стадию плода – длится до появления младенца на свет.

Детство также делится на несколько периодов:

1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);

2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);

3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);

4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).

Детство – период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека – продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).

Юность – период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориен-таций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.

Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):

1) от 6 до 12 лет – период отрочества – ребенок посещает школу родного языка;

2) от 12 до 18 лет – юность – подростки обучаются в школе латинского языка;

3) от 18 до 24 лет – период возмужалости – юноша может поступать в академию.

Классификация Ж.-Ж. Руссо:

1) от рождения до 2 лет – период физического развития;

2) от 2 до 12 лет – имеет место сон разума;

3) с 12 до 15 лет – активное умственное развитие;

4) с 15 лет и старше – период бурь и страстей.

Критерии периодизации, принятые в психологии:

1) внутренний критерий.

Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:

а) беззубое детство;

б) детство молочных зубов;

в) появление постоянных зубов;

г) зубы мудрости;

2) внешний критерий.

Комплексные критерии возрастной периодизации:

а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:

– социальная ситуация развития;

– ведущий вид деятельности;

– характер протекания кризиса;

б) периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности.

Он рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:

– оральный. От рождения до раннего детства;

– анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;

– пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;

– латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;

– активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).

в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

– младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;

– раннее детство, 2-3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

– дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;

– школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

– юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

– молодость, с 20 до 30 лет. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;

– зрелость, с 30 до 40 лет. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;

– старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием;

г) в отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:

1) этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия – младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивацион-но-потребностная сфера личности. Вторая стадия – ранний возраст. Начало этой стадии – кризис первого года жизни;

2) этап детства. Начало данного этапа – кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис – начальный этап младшего школьного возраста;

3) этап отрочества делится на две стадии. Первая – стадия подросткового возраста. Начало – кризис 11–12 лет. Вторая – стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.

Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет – это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет – это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.

Проблема периодизации развития человеческой психики – крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, которая была разработана в 80-х гг. ХХ в.

1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития – 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность – 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;

2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия – раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения – дошкольное детство: 3–6,5 лет;

3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия – отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения – юность: 13,5—18 лет;

4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия – молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения – взрослость: 32–42 года;

5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия – зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения – старость: 62 года.

Читайте также: